Исследовательская работа о роли иконы в повести А.Пушкина "Капитанская дочка". Во время работы было выявлено значение иконы в жизни православных людей, роль иконы в жизни Пушкина, были проанализированы исторические факты осквернения икон «пугачёвцами» в исторической хронике А. С. Пушкина «История пугачевского бунта». Это позволило понять, что роль иконы в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» заключается в следующем: показать читателям истинное лицо самозванца Пугачёва, кощунство и вандализм «пугачёвской шайки». И конечно же, по-моему мнению, писатель, используя исторические факты в сюжете повести, подчеркнул неизбежность расплаты за надругательство над святым.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 119 КБ |
Управление образования Краснокутского муниципального района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
- основная общеобразовательная школа с. Чкалово
Районная научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Роль иконы в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Автор: Ашмаров Александр
Ученик 8 класса
Руководитель:
Железнова О.Н.
Учитель русского языка и литературы
МОУ - ООШ с. Чкалово
2013 г.
Рецензия.
Название работы: Роль иконы в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Автор: Ашмаров Александр, ученик 8 класса
Цель работы: выявить роль иконы в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Образовательная область и учебные предметы проекта: филология, литература.
Методы используемые в работе: метод анализа, наблюдения и метод изучения.
Источники информации : периодические издания, интернет – ресурсы.
Актуальность: В настоящее время всё больше и больше мы обращаемся к духовной культуре, к истокам религии, пытаясь понять роль веры человека в его жизни. Ашмаров Александр в своей работе пытается объяснить роль иконы в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Материал работы изложен доступно, логично, в соответствии с требованиями.
Учитель литературы и русского языка Железнова О.Н.
Содержание
Введение с. 2
1. Икона –объект религиозного почитания. с. 4
2.Икона в семье Пушкиных. с. 6
3. Икона в «Истории пугачёвского бунта» А.С. Пушкина. с. 8
4.Роль иконы в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» с. 11
Заключение. с. 13
Литература. с. 14
Приложение с. 15
Введение
Общеизвестно, какую большую роль играет икона в православном искусстве, в православном богослужении, в быту православного человека. Красный угол был и является важной и обязательной приметой как простой избы, так и самых роскошных апартаментов. Фактически вся жизнь человека с рождения и до кончины проходила под и перед иконами. Во многих домах были отдельные «образные», т.е. комнаты, где находились семейные иконы, и там совершались утренние и вечерние молитвословия, служили молебны, приглашенные на дом священники.
С самого раннего детства меня интересует православная религия и культура. Я прочитал много православной литературы, в сельском молитвенном доме читаю псалмы, много общаюсь со священником. Изучая повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка», я обратил внимание на то, как писатель через детали показывает взаимоотношения героев, их образы, их веру в суд Божий. Больше всего захотелось выяснить, почему Пугачёв, смутьян, самозванец, злодей и разбойник, вершил свой суд под иконой, образом божьим? Какова же роль иконы в этой повести?
Цель моей работы: выявить роль иконы в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1.Выявить роль иконы в жизни верующих людей;
2.Изучить отношение к иконе в самого поэта;
3.Изучить роль иконы в «Истории пугачёвского бунта»;
5.Показать, какую роль играет икона в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина.
Основными методами были: анализ, наблюдение, обобщение.
Материалом исследования послужила повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Актуальность данной работы состоит в том, что интерес к духовной культуре с каждым годом возрастает. Обращаясь к классической литературе, мы всегда найдём ответ на свой вопрос. Я в своей работе всего лишь пытаюсь объяснить роль иконы в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Икона –объект религиозного почитания.
Первым шагом я пытался понять, для чего русские люди ставили иконы в красном углу, как относились к этому, какие обычаи связаны с почитанием иконы.
Икона — культовое живописное или резное изображение Христа, Богородицы, христианских святых, библейских событий; объект религиозного почитания. У восточных славян широко использовалась в очистительных, охранительных и магических обрядах.
Семейные и родовые Иконы связаны с культом предков и покровителей дома. Считалось, что за домашними Иконами находились души «родителей», для чего на божницу им ставили блины, горячий хлеб, напитки. Русские верили, что душа умершего «сидит в избе за образами» до погребения тела.
У всех славян особо почитались Иконы чудотворные и явленные (например, Владимирской, Иверской, Ченстоховской, Остробрамской Божьей Матери, Троеручицы, св. Николая, св. Георгия), способные отвратить все бедствия и болезни. Обретение Иконы — один из наиболее популярных сюжетов народно-христианских легенд, связанных с местными культами. Исход Иконы из церкви знаменовал будущее разрушение церкви, «уход» Иконы из дома — вымирание семьи.
Перед Иконами приносили клятвы; иконой благословляли молодых на сговоре и свадьбе, клали Икону в гроб умершему, с Иконой встречали купленную скотину. Воду, которой мыли Икону перед праздником, выливали только под красный угол; вода в колодце считалась целебной после погружения в него иконы. Согласно народным легендам, наказанием за осквернение Икон (кражу, сжигание, распиливание и т.п.) были болезнь, паралич, смерть от удара громом, утопление, помешательство.
Наряду с хлебом, солью, освященной водой их оставляли на месте, выбранном для постройки дома, вносили в дом (наряду с крестом, священной книгой, освященной водой, свечой) на новоселье. В доме Иконы располагались в божнице в красном углу, который почитался как святое место внутри жилища.
Отношение к иконам - важная характеристика человека. Входя в дом, гость вначале крестится с короткой молитвой на иконы и лишь после этого приветствует хозяев. На этот обычай, начиная с XVI века, обращали внимание многие иностранцы, путешествовавшие по России. Смысл обычая в том, что гость ставит между собой и хозяином Бога как свидетеля своих добрых намерений.
Икона в семье Пушкиных.
Изучив разные источники, я пришёл к выводу, что в семье Пушкиных с благоговением относились к иконе. Следовательно, А.С.Пушкин придавал значение таким деталям как икона, крест, наделяя эпизоды с объектами религиозного почитания особым смыслом.
Как сообщает А.П.Арапова, «в роде бояр Пушкиных с незапамятных времен хранилась металлическая ладанка с довольно грубо гравированным на ней всевидящим оком и наглухо заключенной в ней частицей ризы Господней. Она - обязательное достояние старшего сына, и ему вменяется в обязанность 10 июля, в день праздника Положения ризы, служить перед этой святыней молебен. Пушкин всю свою жизнь это исполнял и завещал жене соблюдать то же самое, а когда наступит время, вручить ее старшему сыну, взяв с него обещание никогда не уклоняться от семейного обета»
Иконы были на всех квартирах Пушкина в Петербурге и Москве, в селах Михайловском, в Болдине, в Петровском и Тригорском, в которых он жил или, которые многократно посещал. Поэт постоянно видел их в храмах, как в детстве, так и позже в Лицее, во время богослужений. И позже в ссылке в Кишиневе и Одессе он по обычаям того времени регулярно посещал богослужения и даже приглашал с собой в церковь друзей, как свидетельствуют об этом их воспоминания.
Проживая в Михайловском, Пушкин, как известно, посещал богослужения в находившемся в нескольких верстах от Михайловского Святогорском монастыре, который по словам сестры Пушкина Ольги «сделался как бы родовым кладбищем» (Воспоминания 1985:1,38). В монастыре находились две чудотворные иконы - Одигитрии и Умиления. Икона Одигитрии Святогорской в XIX веке пользовалась большим почитанием в окрестностях монастыря и летом ее торжественно носили по близлежащим селам, оставляя ее там на время, служа молебны и читая перед ней акафисты. Празднование иконе бывало два раза в году: 17 июля и 1 октября на Покров Пресвятой Богородицы. Пушкин знал предания связанные с явленной иконой, не раз видел ее и встречальную икону Умиления в монастырском храме, был свидетелем крестных ходов. Вероятно, поэтому знакомая поэта П.А.Осипова, помещица из соседнего Тригорского, писала ему: «Сегодня у нас было интересное зрелище: увоз иконы Святогорской Божьей Матери. С час тому назад прошел крестный ход при чудной погоде; множество довольно приличной публики, в ожидании прибытия иконы, расположилось у подошвы нашей горы десять или 12 экипажей, стоявших по близости, дополняли картину».
Иконы, иногда древние и прославленные Пушкин видел в квартирах своих друзей и знакомых, например, у княгини Зинаиды Волконской, салон которой Пушкин посещал.
Весной 1836 года в Петербурге умерла Надежда Осиповна - мать поэта. Пушкин, согласно завещанию, привез тело покойной в Святогорский монастырь, в ограде которого возле Успенского храма захоронили усопшую. В день возвращения в Петербург Пушкин зашел в монастырь и с каким-то тайным предчувствием купил место для своей могилы. Игумен Геннадий в книге доходов и расходов пометил: «Получено от господина Пушкина за место на кладбище 10 рублей. Сделан гсподином Пушкиным обители вклад - шандал бронзовый с малахитом и икона Богородицы - пядичная, в серебряном окладе с жемчугом». Икона стала вкладом по усопшей родительнице, но также и залогом собственного упокоения поэта в освященной земле Святогорской обители.
Икона в «Истории пугачёвского бунта» А.С. Пушкина.
Особое место занимают у Пушкина упоминания об иконах в «Истории пугачевского бунта»; их около сорока. Описывая восстание, Пушкин говорит об иконах в следующих случаях:
Во-первых, к помощи и заступлению чудотворных икон прибегают осажденные. Рассказывая о штурме пугачевцами Казани, Пушкин особо отмечает свой способ участия в защите города архиепископа Казанского Вениамина: «Преосвященный Вениамин[35] во всё время приступа находился в крепости, в Благовещенском соборе, и на коленах со всем народом молил Бога о спасении христиан. Едва умолкла пальба, он поднял чудотворные иконы,и несмотря на нестерпимый зной пожара и на падающие бревна, со всем бывшим при нем духовенством, сопровождаемый народом, обошел снутри крепость при молебном пении» (8,173). Как известно, город был выжжен дотла, но подоспевший на помощь Михельсон заставил Пугачева отступить, и казанский кремль уцелел. Этот эпизод закончился опять при участии митрополита: «Михельсон отправился... в собор, где преосвященный Вениамин отслужил благодарственный молебен» (8,173).
Во-вторых, поэт обращает внимание на то, как народ и священники встречали Пугачева, когда он входил в очередной населенный пункт или брал его приступом. Пушкин много раз отмечает: «Поп ожидал Пугачева с крестом и с святыми иконами»; «Чернь встретила его (Пугачева) на берегу с образами и хлебом»; «Жители вышли к нему (Пугачеву) навстречу с иконами и хлебом и пали пред ним на колени» (8,124,180,182). Свидетелем одной такой встречи, как сообщает Пушкин, был поэт Г.Р.Державин: «...Подъезжая к городу, услышал он (Державин) колокольный звон и увидел передовые толпы мятежников, вступающие в город, и духовенство, вышедшее к ним навстречу с образами и хлебом» (8,183). Надо сказать, что Пугачев выдавал себя за царя Петра III, и его встречали так (но нередко пушками и картечью) по наивности и по искренней вере в него, как в царя и освободителя.
В-третьих, и сам Пугачев, когда его встречали подобным образом, торжественно прикладывался к иконам, доказывая свое правоверие, как православного царя, и принимал хлеб-соль. Когда же он выбирал для себя дом в новопокоренном или сдавшемся городе, то, как отметил Пушкин, садился в красный угол под иконы и оттуда вершил суд и расправу (6,331).
В-четвертых, солдат, казаков, офицеров, переходивших на сторону Пугачева, приводили к присяге новому царю перед иконами, как выписано Пушкиным во втором документальном томе «Истории пугачевского бунта». Например: «Присяга была над образом, писанном в медных складнях».
Наконец, в-пятых, несмотря на внешне выказываемое иконопочитание со стороны Пугачева, его сподвижники и войско после взятия города начинали грабеж монастырей и храмов. При этом надруганиям и кощунству подвергались и иконы. Пушкин выписывает десятки свидетельств, которые ему удалось собрать: «В церкви, куда мятежники приносили своих раненых, видны были на помосте кровавые лужи. Оклады с икон были ободраны, напрестольное одеяние изорвано в лоскутьи. Церковь осквернена была даже калом лошадиным и человечьим»; «Крепость была разорена и выжжена, церковь разграблена, иконы ободраны и разломаны в щепы»; «Город стал добычею мятежников. Они бросились грабить дома и купеческие лавки; вбегали в церкви и монастыри, обдирали иконостасы...» (8,130,165,172,229 и др.). Итак, по свидетельствам тех времен, церкви грабили святотатцы, они обдирали с икон ризы, поскольку обычно оклады были серебряные, либо золотые. Конечно, при этом они могли расколоть и икону. Но Пушкин записывает и включает в свой труд факты кощунства над иконами. Пугачевцам было мало просто поживиться, им хотелось непременно осквернить икону. И Пушкин выписывает: «Маия 2 числа церковь Захария и Елисаветская, состоящая за Яиком рекою на Азиятском Меновом дворе, свидетельствована была, в которой без изъятия все иконы святые исколоты и копьями и ножами изрезаны ими злодеями, в которой было украшение весьма не худо, сие злодейское тиранство над иконами всякого христианина может привесть в слезы и в крайнее сожаление...каждая икона знаков десять и более на себе имеет, а что было можно, то и грабили и увезли без остатку». В другом месте Пушкин выписывает: «А у Распятия Господня, которое над царскими дверьми стояло, усмотрен гвоздь в уста пробитый». Или Пушкин приводит свидетельство очевидца: «Я, имея овса на сутки, думал догнать Пугачева в Петропавловской, однако и ту нашел разоренную и сожженную. Церкви были разграблены, образы исколоты и из них щепками кашу варили». Из «Известия о Емельке» Пушкин выписывает: при губернаторских покоях «на восток построена была великолепная церковь, в которую сии злодеи купно и с татарами вместе въезжали верьхами на лошадях, во оной пребогатую ризницу со всею утварью ограбивши, над ново-изображенными божественными иконами всячески ругались».
Таким образом, Пушкин в исторической хронике «История пугачёвского бунта» показал нам, что Пугачёв и его сподвижники не обладали высокой духовной силой, не верили в Бога, не почитали иконы, потому что это были настоящие злодеи. А сам Пугачёв, самозванец, садился под иконы и заставлял людей целовать крест и иконы, чтобы они принимали и почитали его как царя Петра III. Так ему казалось, что в отличие от Петра III, он самый настоящий православный царь.
Эти факты нашли отражение и в его художественном произведении «Капитанская дочка».
Роль иконы в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Я попытаюсь предположить, что А.С. Пушкин включил в сюжет повести эти исторические факты не только для того, чтобы показать, что Пугачёв скрывает свою разбойную натуру за светлыми ликами икон, показать кощунство и вандализм «пугачёвской шайки», за которые неизбежно наступит расплата. В главе 8 «Незванный гость», где происходит взятие крепости разбойниками, в доме коменданта в светлице Маши : «Я взбежал по маленькой лестнице, которая вела в светлицу, и в первый раз отроду вошел в комнату Марьи Ивановны. Я увидел ее постелю, перерытую разбойниками; шкап был разломан и ограблен; лампадка теплилась еще перед опустелым кивотом» , читатель увидит, что кивот (ящик, в который ставятся иконы, или рамы со стеклом для образа) разграбили, разбойники украли икону, но Бог не покинул Машу, ведь лампадка ещё теплилась. А в народных легендах сказано о том, что если из дома «уходит» икона, смерть ожидает всю семью. И действительно, родители Маши погибают. На долю дочери коменданта выпадает много испытаний, но она всё равно встретит своё счастье.
В главе 7 «Приступ» «Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо. Казацкие старшины окружали его. Отец Герасим, бледный и дрожащий, стоял у крыльца, с крестом в руках, и, казалось, молча умолял его за предстоящие жертвы... Жители начали присягать. Они подходили один за другим, цалуя распятие и потом кланяясь самозванцу». Жители крепости напуганы и присягают самозванцу скорее от испуга, чем веры в этого самозванца.
Именно под образами(глава 9 «Мятежная слобода») Емельян Пугачёв вершил свой суд над Петей Гринёвым и его верным Савельичем, возвращавшимися в Белогорскую крепость с добрым намерением спасти Машу Миронову из рук злодея Швабрина. «Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке, и важно подбочась... Пугачев узнал меня с первого взгляду. Поддельная важность его вдруг исчезла». Емельян Пугачёв садится по образа с одной единственной целью: показать свою значимость как царя Петра III. Так он пытался прикрыться Божьим судом, надеясь скрыть свои грехи, хотя он, действительно, вершит божий, справедливый суд: отпускает Гринёва и Савельича в Белогорскую крепость, несмотря на доводы одного из сподвижников и даже сам участвует в судьбе Маши Мироновой.
И как мы уже знаем, за осквернение иконы неминуемо будет расплата смертью, а в повести «Капитанская дочка» разбойники три раза совершают кощунство:
- под иконой самозванец вершил обманный суд, надеясь скрыть свой истинное лицо под Божьим судом;
- икона в светлице Маши Мироновой украдена;
- Самозванец Пугачёв силой заставляет людей присягать ему как царю Петру III.
И время наказания наступает: разбойники повешены, Пугачёв лишился головы.
Заключение:
В процессе выполнения настоящей работы проведено исследование роли иконы в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Во время работы было выявлено значение иконы в жизни православных людей, роль иконы в жизни Пушкина, были проанализированы исторические факты осквернения икон «пугачёвцами» в исторической хронике А. С. Пушкина «История пугачевского бунта». Это позволило понять, что роль иконы в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» заключается в следующем: показать читателям истинное лицо самозванца Пугачёва, кощунство и вандализм «пугачёвской шайки». И конечно же, по-моему мнению, писатель, используя исторические факты в сюжете повести, подчеркнул неизбежность расплаты за надругательство над святым.
Литература:
1.Александров В. Пугачев (Народность и реализм Пушкина). — В кн.: Александров В. Люди и книги Сб. статей. М., «Сов. писатель», 1956, с. 5—39 (первоначально: «Литературный критик», 1937, № 1, с. 17—45).
2.Астафьева О. В. Образ Пугачева в повести Пушкина «Капитанская дочка». — Учен. зап. Таганрогского пед. ин-та, 1956, вып. 1, с. 113—130.
3.Белецкий А. И. К истории создания «Капитанской дочки». — В кн.: Пушкин и его современники, вып. XXXVIII—XXXIX. Л., Изд-во АН СССР, 1930, с. 191—201.
4.Блинова Е. М. Устное народное творчество в произведениях Пушкина о Пугачеве и фольклор южного Урала. — В кн.: А. С. Пушкин. Капитанская дочка. История Пугачева. Челябинск, Обл. изд-во, 1937, с. 312—320.
5.Достоевский Ф. М. Речь о Пушкине. — В сб.: Достоевский. Статьи и материалы. Т. 2. Л., 1925, с. 526—529.
6.Макогоненко
6.Макогоненко, Г.П. "Капитанская дочка" А.С. Пушкина Год: 1977 ,
Издание: Л.: Художественная литература ,С.: 106
7.Орлов А. С. Народные песни в «Капитанской дочке» Пушкина. — В кн.: Художественный фольклор, вып. II—III. М., Гос. Акад. худож. наук, 1927, с. 80—95.
8.Пушкин А.С. «Собрание сочинений. Том третий», Москва, 2006
9.Успенский Б.А. Семиотика иконы // Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 1995. С. 221-294;
10.Черняев Н. И. «Капитанская дочка» Пушкина. М., 1897.
О путнике
За еду птицы готовы собирать мусор
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Акварель + трафарет = ?
Сказка об осеннем ветре