Исследовательский проект "История немцев на Алтае" представляет материал об истории появления первых немецких переселенцев на Алтае. Проект также дает представление о разных периодах жизни немцев Алтая.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nemtsy_na_altae.docx | 20.4 КБ |
nemtsy_na_altae.pptx | 1.29 МБ |
МБОУ Верх-Ануйская средняя (полная) школа
Исследовательский проект
«История немцев на Алтае»
Разработали: ученицы 7 класса
Бокова Лена и Шварц Алина
Руководитель: учитель немецкого языка
Кулабухов Ю.В.
Верх-Ануйск 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Наименование раздела Страницы
2. Основная часть 4
3. Заключение 6
4. Библиографический список использованной литературы 6
Введение
Гипотеза: Мы предполагаем, что немцы оказались на Алтае и в нашем селе не случайно, они сумели отстоять свое право на жизнь, сохранить свою самобытность, язык и культуру.
Предлагаемый проект по истории немцев на Алтае подготовлен ученицами 7 класса Боковой Леной и Шварц Алиной. Основные цели проекта : - познакомиться с историей алтайских немцев; - получить исторические материалы путем опроса современников в селе Верх-Ануйское.
Задачи проекта :
1.Отработать технологию поиска информации из разных источников
2. Создать исследовательский проект
3.Провести презентацию проекта
3
Основная часть
Немцы начали организовано переселяться в Россию из разных германских земель и княжеств в 1762 году по приглашению Екатерины Второй. К концу XIX века немецкие переселенцы добрались до Западной Сибири.
Первая волна переселенцев на Алтай началась в конце 19 – начале 20 веков из колоний на Волге, Приднепровье, Причерноморье, где остро встал земельный вопрос. В 1890 году в Кулундинской степи было основано первое немецкое село Шенефельд (Жёлтенькое), а в 1892 – Подсосново.
Массовое организованное переселение немецких колонистов на Алтай началось в период столыпинских реформ. «Столыпинских» немцев и их потомков на Алтае примерно 50 тысяч человек.
Переселившись в Сибирь, немецкие колонисты остались верны своим особенностям и традициям. Они продолжали говорить на родном языке, строили школы и молитвенные дома. Расселение шло строго обособленными группами. Менониты основали такие поселки, как Орлово, Синеозерное, Полевое, Мирное, а католики и лютеране – поселки Подсосново, Камыши, Отрадное. Экономическое развитие немецких колоний шло достаточно успешно.
Следующая волна массовых перемещений немцев приходится на послереволюционные годы. Это немцы с Украины, Саратовской и других областей Поволжья. Причины – поиск новых земель и стремление к компактному поселению.
В начале тридцатых годов наблюдается очередное миграционное движение немцев – это было переселение немцев из Казахстана и Украины вызванное неурожаем в этих районах.
В 1923 году была впервые выдвинута идея создания Немецкого национального района, а 4 июля 1927 г. в Славгородском округе с центром в селе Гальбштадт (Halbstadt) такой район был создан. Первоначально он назывался Октябрьский, поскольку в том году праздновалось десятилетие Октябрьской революции. Но это название не прижилось у населения, и через некоторое время район стал называться просто Немецким. В него вошли 57 сел и поселков. Население – 13 тыс 155 человек, из них немцев – 96%.
В 1938 году Немецкий район был ликвидирован.
С началом Великой Отечественной войны по Указу от 28 августа 1941 года началось депортация всех немцев из Поволжской Республики в Сибирь и Казахстан. Это было начало очередного, теперь уже насильственного, переселения немцев на Алтай, в ходе которого край принял 95 тысяч немцев. Уже в ноябре 1941 года и местные и приезжие немцы были мобилизованы на трудовой фронт, была создана Трудармия для поддержания и развития военной промышленности на Востоке. Призваны были трудоспособные мужчины и женщины, не имеющие малолетних детей.
4
Наиболее важные и многолюдные стройки Трудармии находились на Урале, Алтайский край имел свои стройки, на которых работали трудармейцы. Прежде всего, это Михайловский содокомбинат и Бурлинский солепромысел, железные дороги Кулунда – Малиновое озеро и Барнаул – Аламбай. Кроме того, немцы-трудармейцы строили военные заводы в Барнауле и в Новосибирске, а потом и работали на этих заводах.
Серией законодательных актов было закреплено фактическое бесправное положение спецпоселенцев. Спецпоселенцы не имели права без разрешения спецкомендатуры НКВД отлучаться за пределы района расселения. Самовольная отлучка рассматривалась как побег и влекла за собой кару в уголовном порядке. Только в декабре 1955 года принимается Указ Президиума Верховного Совета СССР "О снятии ограничений в правовом положении с немцев и членов их семей, находящихся на спецпоселении". Однако полной свободы немцы не получили. Этот документ по-прежнему сохранял запрет на возвращение людей в родные места и не снимал обвинений в адрес целого народа. Только в 1964 году Указом Президиума Верховного Совета СССР с немцев были сняты обвинения в пособничестве фашистам. Таким образом, все формальные запреты для немецкого населения были сняты, однако в реальной жизни все обстояло гораздо сложнее. К тому же, отмена Указа от 28 августа 1941 года не восстановила национально-территориальную государственность российских немцев.
После принятия в 1991 году Закона “О реабилитации репрессированных народов” была возрождена идея восстановления Немецкого национального района. 1 июля 1991 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР “Об образовании Немецкого национального района в Алтайском крае” национальный район был восстановлен. Шестнадцать поселков Хабарского и Славгородского районов с общей численностью населения в 20 тыс 700 человек были объединены в новое региональное образование, занимающее территорию в 1400 кв.км.
Народ, который пережил массовые притеснения и репрессии по национальной принадлежности, живет дальше. Понадобилось немало времени, чтобы охватить различные страницы истории а также традиционной и современной культуры немцев Алтая. Нам было интересно получить свидетельства современников тех событий. Мы взяли интервью у Ян Федора, и вот то что он нам рассказал: Мы жили под Ростовом. Потом началась война и нас депортировали на Алтай. Мне было тогда 7 лет. В школе я отучился только 2 класса. Потом работал где только можно. В 20 лет я пошел учиться на трактор. Женщины работали в колхозе. Любили отмечать праздники. Пасху, например, или свадьбу. Тогда приходило много народу и было очень весело.
А вот история моей прабабушки Елены Раабе: Она тоже была депортирована. Во время войны она прибыла со своими детьми на Алтай а именно в село Панкрушиха. Она работала в колхозе. Жизнь была очень тяжелой. Но люди не теряли надежду на лучшее будущее. Раз в году бывал праздник. Он был посвящен дню сельскохозяйственного труда. В этот день накрывали стол и праздновали.
Заключение
Исследуя данную тему в своей работе мы пришли к следующим выводам: Немецкий народ внес огромный вклад в развитие и процветание Алтайского края. Депортация 1941г. привела к уничтожению немецкой колонии на Волге. За последние 65 лет немцы растворились среди других народов, в основном среди русских. Они утратили язык, который молодое поколение совсем не знает. Забыты религия и традиции. В военные и послевоенные годы немцы стали «чужими». С 60-х гг. те, кто родился и вырос в Сибири, стали чувствовать себя «своими среди своих». У них сегодня больше нет своих отличительных черт, кроме огромного трудолюбия и аккуратности. Вернувшись в родные места, многие немцы долгое время надеялись на возрождение немецких колоний, но этого не произошло. Вернуть прежнюю жизнь не удалось, и немцы начали покидать Россию, надеясь, что на исторической родине они найдут себя. Но, уехав в Германию, многие там стали «чужими» среди своих.
Библиографический список использованной литературы
1. http://luther.ru/church/history/460-2009-07-09-15-52-04.html ИСТОРИЯ РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ НА АЛТАЕ
2. http://newasp.omskreg.ru/alt_nem/ Немцы на Алтае. Этническая история и культура.
3. http://serpikom.narod.ru/menno.html История немецких поселений Алтая
4. http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/08/30/nemtsy-altaya-istoriya-odnoy-sudby "Немцы Алтая. История одной судьбы"
5. http://nenuda.ru/история-немцев-алтая.html История немцев Алтая.
6
Слайд 1
DIE DEUTSCHEN DER REGION ALTAI. VOLKSGESCHICHTE . Forschungsprojekt der Schülerinnen der 7 Klasse Bokowa Lena und Schwarz Alina .Слайд 2
Das vorliegende Projekt über die Geschichte der Deutschen der Region Altai ist von der Schülerinnen der 7 Klasse Bokova Lena und Schwarz Alina vorbereitet worden . Hauptziele des Projektes sind : - mit der Geschichte der Altaideutschen kennenzulernen ; - durch die Befragung der Zeitgenossen im Dorf Werch-Anuisk historische Materialien zu bekommen .
Слайд 3
Die erste Welle der Ü bersiedlung der Deutschen in Altairegion hat Ende 19 Jahrhundert aus Wolgagebiet begonnen .
Слайд 4
Im Jahre 1890 wurde im Kulundasteppe das erste deutsche Dorf Schenefeld gegründet . Im Jahre 1892 – Podsosnovo .
Слайд 5
Die nächste Welle der Massenübersiedlung begann in 20 Jahren des 20 Jahrhunderts .
Слайд 6
Im Jahre 1927 wurde der deutsche nationale Rayon gegründet . Verwaltungssitz – der Ort Halbstadt . Die Bev ö lkerung beträgte 13155 Einwohner .
Слайд 7
Im Jahre 1938 wurde der deutsche nationale Rayon liquidiert .
Слайд 8
Aufgrund des Krieges mit Deutschland wurde deutschstammige Bev ö lkerung aus dem europ ä ischen Teil nach Sibirien deportiert .
Слайд 9
Repression, Krieg, Trudarmee .
Слайд 10
1. Juli 1991 durch das Dekret des Präsidiums des obersten Sowjets der RSFSR "Über die Bildung des Deutschen nationalen Rayons in der Altai-Region" wurde er wieder aufgebaut.
Слайд 11
Man brauche nicht so wenig Zeit um die verschiedenen Seiten der Geschichte der Deutschen in Altai zu erfassen .
Слайд 12
Es war uns aber interessant , Zeugnisse der Zeitgenossen der damaligen Ereignisse zu erfahren . Wir interviewten Jan Fjodor , und das ist , was er uns erzählte : « Wir lebten in der Region Rostow . Dann begann der Krieg und wir wurden auf Altai vertrieben . Ich war damals 7 Jahre alt. In der Schule habe ich nur zwei Klassen gelernt . Dann arbeitete ich , wo man nur kann . In 20 Jahren ging ich auf dem Traktor zu lernen . Frauen arbeiteten im Kolchos . Feiertage feierte man gerne . Ostern zum Beispiel , oder die Hochzeit . Dann kam viel Volk, und es war sehr lustig .
Слайд 13
Und hier ist eine Geschichte meiner Urgrossmutter Elena Raabe . Sie wurde auch vertrieben . Während des Krieges kam Sie mit ihren Kindern auf Altai, nämlich in das Dorf Pankruschicha . Sie arbeitete im Kolchos . Das Leben war sehr schwehr . Aber die Menschen verloren die Hoffnung auf eine bessere Zukunft nicht . Einmal im Jahr war ein Fest. Er war dem Tag der landwirtschaftlichen Arbeit gewidmet . An diesem Tag, deckte man den Tisch und feierte .
Слайд 14
Zum Abschluss Hier haben wir beschlossen , nur den Teil der Untersuchungen vorzustellen . Das nächste Projekt wird die Materialien über die traditionelle Kultur , der Kalender - und Familienbraeuche in der deutschen Region Altai enthalten .
Бабочка
Сторож
Без сердца что поймём?
Тигрёнок на подсолнухе
Прекрасное далёко