исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
otechestvo_-2012.doc | 69.5 КБ |
«Отечество-2012»
Туристско-краеведческое движение «Дети и война».
Тема:
«Детство, опаленное войной»
Автор:
Шульга Виктория
Александровна,
Ученица 10 класса
Клуб «Поисковик»
МОУ СОШ № 15
С. Преображенское
Буденновского района
Домашний адрес:
Ставропольский край
Буденновский район с.Преображенское
ул.Колхозная, 26
Руководитель:
Шалунова Светлана Анатольевна,
Учитель истории МОУ СОШ № 15,
с. Преображенское
Содержание
Введение
Уже далекий 1941 год……………………………………………………… 2-3
Основная часть
Глава I . Все для фронта, все для победы!.................................................... 4
1. Трудовой фронт Ставрополья…………………………………………. 4 - 5
2. Самоотверженный труд женщин и детей в годы войны…………….. 5
Глава II . Вклад моих земляков в победу………………………………... 6 -7
Заключение………………………………………………………………… 8 - 9
Список литературы………………………………………………………… 10
Введение
Наша страна готовится к 67-летию Победы. Этот день занимает особое место среди отмечаемых праздников в нашей стране. На уроках истории, литературы и географии мы изучали историю нашей Родины. Немало времени уделяли изучению материала, связанного с Великой Отечественной войной. И только чуть-чуть коснулись темы «Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны». Меня заинтересовала данная тема, и я взяла ее для своей работы. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы мы почти ничего не знаем. Этим было продиктовано мое желание узнать от живых свидетелей того времени о жизни народа в годы Великой Отечественной войны, познакомить со своими исследованиями как можно больше людей. В этом заключается практическое значение моей работы. В художественной и научной литературе имеются работы ставропольских и других авторов по данной проблеме, которые я использовала. Еще я просмотрела и перечитала много книг о войне. Особенно мне понравились книги: Н.Доризо «День нынешний и день вчерашний» и Н.М.Олещенко «Во имя победы». В этих книгах, в стихах показана вся Великая Отечественная война, жизнь в военные годы. Мне понравилось стихотворение Майи Румянцевой «Баллада о седых». Многие стихи переложены на песни. Эти песни пели в военные годы на фронтах и в тылу. Их пели и поют сейчас. Например: «Враги сожгли родную хату» на стихи М.Исаковского. Эти книги о мужестве и героизме людей, которые сражались за нашу Родину, о страданьях по погибшим родным и друзьям, о тяжелых испытаниях, которые легли на плечи детей и взрослых в военные годы. Мне интересно было читать книгу «Война. Народ. Победа» И.М.Данишевского, в которой помещены воспоминания тружеников тыла и письма солдат на фронт. И, когда читаешь, даже наворачиваются слезы. После чтения этих книг, газет я почувствовала благодарность поколению ветеранов, которых осталось уже немного, благодарность к тем, кто отстоял родину и свободу в тылу и на фронтах от иноземных захватчиков. Изучив и проанализировав список тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны, я встречалась и беседовала с тружениками тыла.
Цель работы: доказать через изучение литературы, через воспоминания живых свидетелей военных лет, что судьба каждого человека есть отражение судьбы страны.
При выборе методов исследования использовала встречи и беседы с тружениками тыла, изучала художественную и научную литературу, изучала сельские архивы. Исходя из вышеизложенного определились этапы работы:
1. Знакомства и встречи с людьми - тружениками тыла.
2. Изучение литературы и периодической печати.
3. Работа с архивными материалами.
4. Анализ возрастного состава тружеников тыла.
5. Оформление работы.
Объект исследования: Труженики тыла, жители села Преображенского и поселка Херсонского. В осуществлении моего замысла я использовала несколько источников исследования:
1. Воспоминания детей тех лет и их родственников;
2. Личные наблюдения;
3. Статистические данные;
Практическая значимость: данную работу можно использовать на уроках истории и обществознания, литературы при изучении регионального компонента.
В ходе работы я познакомилась с односельчанами тружениками тыла. Встречаясь с ними, я отметила нежелание некоторых из них вспоминать о тех страшных годах. Объясняют они это тем, что вспоминать это тяжело и больно. Они как бы заново переживают то время. Ведь многие из них потеряли на войне своих самых родных и близких людей, вся их жизнь изменилась, перевернулась. Самое главное я поняла, что все уходит в историю. Страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к прошлой войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Это я и хочу показать в своей работе.
Основная часть
Глава I. Все для фронта, все для победы!
22 июня... Когда листок календаря с этим числом, невольно вспоминается уже далекий 1941 год, быть может, самый трагический, но и самый героический не только в Советской, но и многовековой истории нашего Отечества. Кровь и боль, горечь потерь и поражений, гибель родных, людей, героическое сопротивление и горестный плен, самоотверженный, до изнеможения труд в тылу и, наконец, первая победа над страшным врагом - все это было в 1941 году. Тяжелые годы 1941-1945 гг. Весь народ - и стар, и млад, встали на защиту своей Родины. Во всех уголках нашей страны шла перестройка экономики на военный лад, всюду изыскивали, мобилизовывали средства и ресурсы для оказания помощи фронту. Собирал силы и наш Ставропольский край. В годы войны трудящиеся края внесли в фонд помощи семьям фронтовиков и инвалидов войны более 8 миллионов рублей; 35тысяч пар обуви; 57тысяч комплектов одежды; более 290 тысяч пудов продовольствия; собрали сотни тысяч рублей на строительство танковых колонн и авиационных эскадрилий; отправили на фронт 253 вагона с подарками. Я горжусь, что мои земляки делали все, что могли для победы в тылу и на фронте. Несмотря на суровые условия , жители нашего края внесли весомый вклад своим трудом в победу над врагом.
2. Самоотверженный труд женщин и детей в годы войны.
Говоря о героических делах народа в годы войны, особенно хочется сказать о трудовых подвигах женщин. В первые дни войны, преодолевая огромные трудности, они заменили своих мужей, отцов и братьев у станков, осваивали их специальности и с каждым днем повышали свои производственные показатели. Их труд золотыми буквами вписан в героическую летопись истории нашей Родины. Женщины - это самое хрупкое существо на земле, они встали на защиту своей Родины, своих детей и их будущего. Им приходилось выполнять непосильную работу в годы войны. Рядом со старшими братьями и сестрами трудились и самые юные граждане нашей страны - пионеры и школьники, их посылали туда, где нужна была помощь старшим.
Трудовой фронт Ставрополья.
Война и дети... Трудно представить что-то более несовместимое. Какое сердце не обожжет память огненных лет, ставших суровым испытанием для миллионов советских ребят, которым нынче уже за 80! В напряженной борьбе за хлеб первого военного года активное участие приняли свыше 200 тысяч пионеров и школьников края. Около миллиона трудодней выработали вместе со своими учителями учащиеся старших классов. В 1942 году пионеры и школьники края вновь оказали большую помощь в уборке урожая. На сельскохозяйственных работах было занято 193 тысячи учащихся. Вместе с учителями они выработали около двух миллионов трудодней, заработали 800 тысяч рублей. Дети войны. Все они были родными для фронта. Дети войны верили в победу и, как могли, приближали ее. Родина, теряя в смертельной схватке с врагом их отцов, верила в светлое, счастливое будущее своего юного поколения.
Я считаю, что несмотря на тяжелые условия, в которых жили дети: голод, холод им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам, они, дети, понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Я не могу себе представить, что дети такие же, как я, совершили такой подвиг. Я просто удивляюсь, откуда у женщин брались силы работать в голод и холод, ухаживать за своими детьми, отправлять письма и посылки на фронт.
II Глава. Вклад моих земляков в победу.
Война не обошла стороной и наши села Преображенское и Херсонское. Это были трудные, тяжелые годы изнурительного труда, ожидания. Началась война, и все мужчины ушли на фронт. Двести семьдесят два человека не вернулись с полей сражения. В память о погибших в центре села Преображенского установлен обелиск. В наших селах есть люди, которые во время Великой Отечественной войны защищали нашу Родину от врагов и трудились в тылу. И страдания, боль и утраты помогли воспитать в том поколении стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие – все те качества, которых так не хватает сегодняшнему поколению.
Война отбирает у мальчиков и девочек детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками.
Война и детство несовместимы, война жестока, она калечит детские души, наносит по ним незалечимые раны. В разном возрасте встретили и переживали войну. Самым младшим труженикам тыла было около 10 лет. В результате своей работы я пришла к выводу, что в возрасте от 10 до 15 лет были основные труженики того времени - их 37 человек , от 15 до 20 лет - 25 человек, свыше 20 лет - 71 человек. Вот некоторые из тех, с кем я встречалась и беседовала.
Пономаренко Анастасия Филипповна, в свои 17 лет она работала в колхозе. Анастасия Филипповна вспоминает: «Работать было тяжело, больше времени находились в поле, - на работе. Даже пить и умываться порой приходилось из лужи. Жилось очень трудно». (Приложение № 1)
Бочарникова Анна Федоровна говорит о том, что начала работать с 12 лет. Работала с 8 часов утра до 8 часов вечера. Продукты давали по талонам, хлеб давали 800 граммов на семью. Работала дояркой. Все время чувствовали себя голодными. Было трудно: ныли руки, спина, до работы было очень далеко ходить. На работе все уставали, потому что нужно было ухаживать за скотом, косить сено, возить дрова, воду. Все это делали дети и женщины. Из бесед со всеми тружениками тыла я для себя отметила, что всех их объединяет одинаковое прошлое: постоянное чувство голода, непосильный детский труд, изнурительная тяжелая работа, недосыпание. (Приложение № 2)
Подробнее я хочу рассказать о Панасенко Марии Дмитриевне- труженике тыла, ветеране труда. До школы она жила у своих деда с бабкой, которые ее очень любили. «В огороде у бабушки росли огромные подсолнухи, кочаны капусты. Семена культур она всегда собирала свои. В деревне этого никто тогда не делал», - вспоминает Мария Дмитриевна . Научил прапрадедушка своих сыновей разным ремеслам. Они были умельцы по дереву, делали мебель - резную, красивую; сани, телеги, прочую утварь, обувь, одежду. Женщины ткали, шили, вязали кружева, вышивали. Дед работал животноводом. Имели большое хозяйство: восемь лошадей, коров, кур, свиней, овец, была своя молотилка. Все делали своей семьей, которая состояла уже из двадцати взрослых человек: сеяли, жали, молотили. Женщины работали по дому, мужчины в поле. В семье не было лодырей, все работали, и поэтому жили хорошо. Началась война. В 1941 году четверо сыновей и четыре зятя пошли на фронт. С войны вернулись два сына, а четыре зятя и два сына погибли. Детство у Марии Дмитриевны было тяжелое: довоенное и военное. Когда началась война, ей было всего 10 лет. Отца забрали на фронт. И жила она с матерью и с 4 сестрами и братом. Военное время она помнит только по работе: пилили чурочки для тракторов, дрова для школы и фермы, помогала матери ухаживать за колхозным скотом; возили сено, солому на лошадях, затем сами разгружали телеги и складывали корма, молотили и жали хлеб. Постоянно болели руки, спина. Было очень тяжело. В военное время все это делали женщины и дети. Летом жара, мухи и комары. За время войны было только одно дождливое лето. Не было керосина, соли, хлеба, пекли овсяный хлеб из не сеяной муки. Зимы были холодные. Птицы мерзли на лету. Сено в зародах перемерзало сверху. За сеном ездили по двое двенадцати-четырнадцатилетних подростков. Мерзлое сено было очень тяжело кидать на сани. Обратно ехали, обмораживались. Встречаясь с этими людьми, разговаривая с ними, удивляешься, откуда у них (женщин, детей, стариков) брались силы. Все они трудились добросовестно, о чем свидетельствуют их награды. За доблестный труд, за участие в трудовом фронте в годы Великой Отечественной войны Мария Дмитриевна награждена медалью, хотя тогда ей было 11-15 лет. Награждены были всего 6 человек в колхозе. До войны она успела закончить всего 4 класса, а после войны еще 3 класса. Нужно было помогать матери.
(Приложение№3).
В 1995 году у Марии Дмитриевны с Дмитрием Петровичем была золотая свадьба. Прожили они к тому времени вместе 50 лет. Все было: и хорошее, и плохое, радость и горе. В 30 лет умер младший сын, умница и добрая душа. Остальных вырастили и выучили, дали всем образование и умение трудиться в доме, на огороде и производстве. Муж у нее умер. Своими детьми и внуками Мария Дмитриевна гордится.
Заключение
Родина высоко оценила подвиги тружеников тыла, 199 из них было присвоено звание героя Социалистического Труда, более 204 тысяч награждены орденами и медалями. Специально учрежденной медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» награждено 16 миллионов рабочих, колхозников, представителей интеллигенции. 9 Мая 1945 года всеобщим торжеством советского народа была отмечена его великая победа над фашистской Германией. Рабочий класс, колхозное крестьянство, интеллигенция Ставропольского края также внесли свой значительный вклад в общенародную борьбу с врагом. И Родина не забыла их, достойно отметила их самоотверженный труд. За годы войны более 20 передовых производственных коллективов и групп трудящихся края были награждены орденами и медалями Советского Союза. Всего по неполным данным в годы войны в крае было награждено 1403 труженика тыла, в том числе:
Орденом Ленина - 58
Орденом Кутузова I степени - 1
Орденом Трудового Красного Знамени - 143
Орденом «Знак Почета» - 401
Орденом Отечественной войны I и II степени - 16
Орденом «Красной Звезды» - 180
Медалью «За трудовую доблесть» - 316
Медалью «За трудовое отличие» - 288
Путь к победе был тяжелым и долгим. Она досталась ценой огромных жертв и материальных потерь. Во имя победы погибло 20 миллионов наших соотечественников. Советский народ проявил массовый героизм на фронте и в тылу. Я поняла, что последствия войны простираются далеко во времени, они живут в семьях и их преданиях, в памяти наших отцов, матерей, они переходят к детям и внукам, они в воспоминаниях их. Война живет в памяти всего народа. Мир не должен забывать ужасы войны, разруху, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее людей. Бороться за мир - обязанность живущих на земле, поэтому одной из важнейших тем нашего времени является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.
Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними. Нам есть чему у них поучиться.
Преображенское - это удивительное село, в котором я родилась и выросла. Здесь рядом со мной живут замечательные люди. Собирая материал для этой работы, я встречалась с некоторыми из них, и никто не отказывался меня принять и выслушать. Мои земляки тоже совершали подвиг во имя Победы над врагом. Они трудились в своем далеком от фронта поселке, помогая солдатам, чем могли. Сейчас это пожилые люди, живущие рядом со мной. Вспоминают трудные военные годы со слезами на глазах. А ведь пройдет некоторое время, и этих живых свидетелей не будет. Поэтому я считаю, их нужно окружить особой заботой, любовью и вниманием.
Я хочу показать молодому поколению, как проявлялась любовь к Родине, стойкость в испытаниях у тружеников тыла в те далекие военные годы, лучшие качества человека: патриотизм, чувство долга, ответственность, самоотверженность.
В результате своей работы я пришла к следующим выводам:
1. Труженики тыла внесли весомый вклад в победу над фашизмом.
2. Их большая часть - женщины, старики и дети с 10-летнего возраста.
3. Они строили объекты, занимались сельским хозяйством, перевозкой грузов, выпуском оружия для фронта и поставкой его туда.
4. Их самоотверженный труд - прекрасный пример для молодежи.
5. Страшную цену заплатили труженики тыла, как и весь народ за победу в Великой Отечественной войне.
Источники:
Источниковую основу исследования образуют семейные архивы, фотографии, встречи с тружениками тыла, архивные материалы Муниципального Образования сельского совета:
Список литературы:
Очерки о детях-героях Великой Отечественной войны.
Девочка-Снегурочка
Юрий Визбор. Милая моя
Сказка об одной Тайне
3 загадки Солнечной системы
Злая мать и добрая тётя