Исследовательская работа по теме "Составление рационального бюджета студента посредством компьютерной модели" содержит описание работы, план исследования, приложения, презентацию, компьютерную модель.
Вложение | Размер |
---|---|
описание исследовательской работы "Составление рационального бюджета студента посредством компьютерной модели" | 42.58 КБ |
план исследования | 22.82 КБ |
приложения к исследовательской работе | 2.23 МБ |
компьютерная модель | 389.5 КБ |
СОСТАВЛЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА СТУДЕНТА
ПОСРЕДСТВОМ КОМПЬЮТЕРНОЙ МОДЕЛИ
Мадунц Кристина Арменовна
Россия, Тюменская область, Белоярский район, поселок Верхнеказымский,
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Белоярского района
«Общеобразовательная средняя (полная) школа п. Верхнеказымский»,
11 класс
В центре экономического мира стоит человек, семья. Хозяйственная деятельность человека направлена на удовлетворение потребностей и повышение благосостояния. Успешное осуществление этой цели во многом связано с умением разумно распорядиться своими денежными и иными средствами. При этом, потребности, как правило, превышают возможности их полного удовлетворения и требуют рационального, разумного подхода к личному бюджету. Даже если имеется хороший доход, в случае если нет стратегии по использованию личного бюджета, человек через некоторое время обнаруживают, что денег до следующих поступлений финансов не хватает. Особенно актуальна проблема составления рационального бюджета стоит у выпускников и студентов, как правило, не принимавших участия в формировании семейного бюджета, и не имеющих представления о том, из чего и в каких размерах будут состоять личные доходы, на что будут тратиться деньги. Что при ведении «индивидуального бюджета» приводит к его дефициту, долгам, кредитам и другим проблемам.
Именно поэтому так важно уметь планировать и экономить свой личный бюджет.
Учитывая, что наша студенческая жизнь не за горами, мы обратились с вопросом к выпускникам нашей школы: «С какими трудностями вам приходиться сталкиваться в первый год студенческой жизни?» (приложение 1). В результате установили, что ребята скучают по дому, у некоторых есть проблемы с жильем, другие испытывают затруднения в учебе, испытывают трудности в вопросах организации быта. 90% выпускников отмечают проблему дефицита бюджета - сущность которой заключается не в недостатке средств, а в неумении их правильно распределить (приложение 2).
Проблема является актуальной и для выпускников нашей школы, так как учащиеся 9-11 классов не могут реально оценить статьи доходов и расходов, затрудняются составить профицитный, или сбалансированный бюджет. Из чего следует вывод, что у выпускников нашей школы недостаточно сформированы знания, умения и навыки, которые в недалеком будущем позволят им избежать дефицита бюджетных средств (приложение 3).
Анализ актуальности позволил сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске и выборе средств, необходимых для составления рационального бюджета студента.
Актуальность выявленной проблемы определили выбор темы исследования: «Составление рационального бюджета студента посредством компьютерной модели»
Цель исследования: разработать компьютерную модель для составления рационального бюджета студента.
Объект исследования: бюджет студента.
Предмет: компьютерная модель бюджета студента, как средство составления рационального бюджета студентов.
Гипотеза: разработанная компьютерная модель бюджета студента позволит спланировать сбалансированный или профицитный бюджет и избежать его дефицита.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования ставились и решались следующие задачи:
Научная новизна исследования заключается в следующем:
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
Бюджет. Доходы и расходы
Анализ литературы по выявленной проблематике показал, что бюджет – это финансовый план, который обобщает доходы, и расходы за определенный период времени. Когда доходы и расходы равны, бюджет называют сбалансированным. Когда доходы превышают расходы, эта разница называется положительным сальдо (профицит бюджета) – «финансовая ситуация, возникающая, когда государство намечает осуществить расходы на сумму меньшую, чем можно реально получить доходов за счет всех видов налогов и платежей»[1] Когда бюджетные расходы больше доходов, то разница называется отрицательным сальдо, или дефицитом бюджета – «финансовая ситуация, возникающая, когда государство намечает осуществить расходы на сумму большую, чем может реально получить доходов за счет всех видов налогов и платежей»[2]
«Доход - это деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия или какого-нибудь рода деятельности»[3].
Личный (индивидуальный) доход – это денежные средства, которые индивид получает от посторонних лиц или организаций и может использовать для оплаты собственных расходов.
Доходы семьи включают следующие статьи заработная плата, предпринимательский доход, доходы от собственности (рента, процент, арендные платежи, дивиденды), государственные трансфертные платежи (пенсии, стипендии, пособия, бесплатные услуги в области здравоохранения, образования), доходы из прочих источников (наследство и т.д.).
Доходы, получаемые через финансово-кредитную систему: выплат по государственному страхованию; банковские ссуды на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение молодыми семьями (например, на садовое строительство); проценты по вкладам в сберегательных кассах, начисляемых по итогам года; доходы от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и погашении по займам; выигрыши по лотереям; временно свободные средства, образующихся в результате покупки товаров в кредит; выплаты различного рода компенсаций (увечья, ущерб и пр.).
Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей. Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, кроме размеров заработной платы, выступает динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и пр.
Расходы – это затраты, издержки, потребление, затраты чего-нибудь для определенной цели, которые зависят прежде всего от величины семейного дохода. Еще в XIX веке прусский статистик Эрнст Энгель показал, что существует прямая связь между количеством покупаемых товаров и услуг и доходами потребителя.
Количество и ценность вещей, которые может приобрести семья на свой доход, зависят не только от величины получаемого дохода, но и от того на сколько рационально мы его используем. В формировании расходов семьи выделяются два вида закономерностей: потребление и сбережения.
«Потребление составляет ту часть дохода, которая предназначена для приобретения потребительских товаров и услуг и уплаты налогов. Объем и структура потребления зависят от уровня доходов потребителя, уровня цен, от типа общества, в котором он живет, от его жизненных привычек, от представлений о будущей экономической ситуации»[4].
В структуру потребительских расходов домохозяйств выделяют следующие составляющие (приложение 4): налоги, продукты питания, одежда и обувь, квартплата, коммунальные услуги, мебель и бытовые приборы, промышленные товары, образование, соцстрахование, досуг, путешествия услуги (медицинские, транспортные и др.), накопления и (сбережения).
Кроме регулярных расходов возможны и нерегулярные (эпизодические) расходы - покупка мебели, бытовой техники и электроники. Кроме этого, существует потребность в культурной жизни, книгах, хобби, развлечениях и т.п.
По мере роста доходов люди становятся все более обеспеченными и начинают приобретать больше товаров и услуг длительного пользования, в том числе дорогостоящих. Именно эту закономерность отражает закон Энгеля: «с ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги меняется мало, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных потребностей заметно возрастает»[5].
Описываемая этим законом логика изменения порождается тем, что различные жизненные блага имеют для людей неодинаковую полезность и потому потребности в них существенно дифференцируются по масштабам. Динамика расходов населения неустойчива и зависит от множества факторов: уровня инфляционного роста цен, насыщенности рынка потребительскими товарами, уровня доверия населения банковскому сектору экономики, уровня получаемых доходов. Кроме того, возраст и вкус потребителя также играют важную роль в том, сколько и как он потратит.
Потребитель появляется на рынке с целью приобрести товары, необходимые для удовлетворения его многочисленных потребностей. «Потребительское поведение — это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги. С учетом их дохода и личных предпочтений. На рынке потребитель сталкивается с бесчисленным количеством товаров и услуг, из которых он должен сформировать свою «потребительскую корзину», т.е. набор товаров, который обладает для него определенной полезностью»[6]. Таким образом, рациональный потребитель ранжирует наборы товаров по степени их предпочтительности и оценивает с точки зрения полезности. Что является важным правилом рационального потребления.
«Потребительская корзина (или вектор потребления) — это совокупность товаров и услуг, выбранных покупателем и обладающая для потребителя определенным качеством. Потребительская корзина является основой для расчета минимального потребительского бюджета, тогда под ней понимается не только набор товаров и услуг, объективно необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека, но и оценка этого набора в действующих ценах»[7].
Составление индивидуального бюджета
Составление семейного и индивидуального бюджета обычно включает в себя три основные фазы: постановку финансовых целей, оценку доходов, планирование расходов.
Постановка финансовых целей. Она касается не столько текущих расходов на питание и одежду, сколько планирования наиболее крупных покупок, которые вы собираетесь сделать в будущем. Чтобы купить машину или продолжить образование, вам необходимо заранее выделить определенную сумму денег на эти статьи расходов. Возможно, в чем-то придется себя урезать, занять нужную сумму в банке или у родственников. В любом случае вам придется делать сбережения для достижения этих целей.
Оценка доходов. Следующим шагом в подготовке личного или семейного бюджета является составление списка всех источников доходов. Он может включать заработок ваших
родителей, пенсию бабушки и дедушки, социальные пособия, проценты на сбережения и т.д.
Планирование расходов. На этой стадии надо перечислить все вещи, которые вы хотели бы купить или за которые нужно заплатить в течение определенного отрезка времени. Это позволит обдумать свои потребности и исключить то, без чего можно обойтись. Если сумма расходов превысит сумму доходов, необходимо внести коррективы во вторую. В планируемые расходы следует включить и сбережения.
Организация и методы исследования
Исследовательская работа осуществлялась на базе МОСШ п. Верхнеказымский, Белоярского района, Тюменской области ХМАО - Югры. Ею было охвачено 35 обучающихся в возрасте 16-17 лет (9-11 классы) и 15 выпускников в возрасте 18-19 лет. Работа проводилась в течение сентября 2012г – февраля 2013г и включала следующие этапы:
1этап: сентябрь 2012г.
2 этап: октябрь – декабрь 2012-2013гг.
3 этап: февраль 2013г.
Методы исследования применялись в соответствии с целью и задачами данной работы. Теоретические методы: анализ литературы по проблеме исследования, сравнение, систематизация, компьютерное моделирование. Эмпирические методы: анкетирование, тестирование, беседы, наблюдение; количественная и качественная обработка результатов.
Методика проведения исследования
На первом этапе, в ходе беседы с бывшими выпускниками нашей школы мы определили проблему исследования. Учитывая, что наша студенческая жизнь не за горами, мы обратились с вопросом к выпускникам нашей школы: «С какими трудностями вам приходиться сталкиваться в первый год студенческой жизни?». В результате установили, что ребята скучают по дому, у некоторых есть проблемы с жильем, другие испытывают затруднения в учебе, испытывают трудности в вопросах организации быта. 90% выпускников отмечают проблему дефицита бюджета - сущность которой заключается не в недостатке средств, а в неумении их правильно распределить. При поступлении доходов активно и с удовольствием тратят средства, в конце приходиться экономить, иногда не хватает средств на необходимые товары и услуги.
Результаты анкетирования, обучающиеся 9-11 классов, подтвердили актуальность проблемы, так как 87 % респондентов не могут реально оценить статьи доходов и расходов, затрудняются составить профицитный, или сбалансированный бюджет. Из чего следует вывод, что у выпускников школы недостаточно сформированы знания, умения и навыки, которые в недалеком будущем позволят им составить свой бездефицитный бюджет.
Анализ полученных данных позволил определить проблему и сформулировать цель, задачи исследования, объект, предмет гипотезу исследования.
На втором этапе в ходе опроса бывших выпускников школы и практической работы, обучающихся 9-11 классов по составлению «индивидуального бюджета студента» был определен набор товаров и услуг, которые обладают наибольшей полезностью для студента (приложение 5). Последующим шагом стало сравнение потребительской корзины семьи с набором товаров и услуг, обладающими наибольшей полезностью, по мнению респондентов. В результате мы определили, что основу потребительской корзины студента составляют: расходы на питание, образование, коммунальные услуги, досуг, транспорт, накопления, косметические средства, одежда, обувь, аксессуары (приложение 6). Аналогичными методами мы установили, что основными статьями доходов являются – стипендия, средства родителей, гранты, премии, оказание услуг (курсовые, чертежи и прочее), доходы из прочих источников (приложение 7). Кроме этого, в ходе беседы, практической работы и сравнения бюджетов, составленных респондентами, мы установили, что бюджеты студента имеют некоторые отличия в статьях доходов и расходов и, безусловно, в количественном выражении.
Компьютерная модель – это модель, реализованная средствами программной среды. Алгоритм создания компьютерных моделей «Расчет бюджета студента на неделю», «Продуктовая корзина студента», «Кассовая книга (учет доходов и расходов за месяц)» состоит из следующих этапов:
Строится описательная информационная модель. Формулируется задача, определяются значимые входные параметры: для первой модели статьи доходов и расходов; для второй модели набор продуктовой корзины, дни недели, стоимость, итог; для третьей модели сумма, которую можно потратить в течении недели, статьи расходов за неделю.
Определяется цель моделирования, подбирается инструментарий, определяются методы решения задачи, формы отображения результатов.
Формализованную информационную модель преобразовываем в компьютерную модель, то есть, выражаем ее на понятном для компьютера языке.
Для разработки компьютерных моделей «Расчет бюджета студента на неделю», «Продуктовая корзина студента», «Кассовая книга (учет доходов и расходов за месяц)» нами выбрана среда MS Excel. В процессе создания компьютерной модели нами разработан удобный интерфейс (приложение 8), который позволил визуализировать формальную модель, а также реализовать интерактивный диалог человека с компьютером. Модель представлена на внешнем носителе (диск CD-R)
На третьем этапе нами было организовано практическое занятие среди обучающихся 9-11 классов, а также бывших выпускников нашей школы по планированию расходов на продукты и составлению бюджета на неделю, месяц с использованием компьютерных моделей «Расчет бюджета студента на неделю», «Продуктовая корзина студента», «Кассовая книга» (приложение 9).
Результаты исследования
Анализ результатов практического задания по составлению индивидуального бюджета с использованием компьютерной модели среди обучающихся 9-11 классов и выпускников школы показал, что 100% респондентов рассчитали расходы на «продуктовую корзину», 70 % получили сбалансированный бюджет на неделю, у 30% бюджет получился с положительным сальдо, 90 % спланировали доходы и расходы за месяц (приложение 10). При этом, респонденты смогли познакомиться с особенностями доходов и расходов студентов, внести свои изменения и коррективы и получить свой индивидуальный бюджет.
Таким образом, полученные данные подтвердили нашу гипотезу если разработать компьютерную модель бюджета студента, то это позволит спланировать сбалансированный или профицитный бюджет и избежать его дефицита.
Выводы
Проведенная работа позволяет сделать следующие выводы:
Библиография
[1] Иванов С.И.Экономика. Основы экономической теории. М., 2001.
[2] Иванов С.И.Экономика. Основы экономической теории. М., 2001.
[3] Юрьева Т.В. «Социальная экономика. – Изд-во «Дрофа», 2003 г.
[4] Иванова Н.Л. Особенности потребительского поведения домохозяйств в трансформационной экономике//Вестник ОГУ. -2008. - № 9 (91).
[5] Курс экономической теории. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселева. – Киров: АСА, 2003
[6] Евдокимов Н.М. Как правильно управлять своими личными финансами. - СПб.: Невский проспект; Вектор, 2007.
[7] Острикова Г. Как правильно спланировать семейный бюджет, или кто положил деньги в тумбочку. - М.: НТ Пресс, 2006.
СОСТАВЛЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА СТУДЕНТА
ПОСРЕДСТВОМ КОМПЬЮТЕРНОЙ МОДЕЛИ
Мадунц Кристина Арменовна
Россия, Тюменская область, Белоярский район, поселок Верхнеказымский,
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Белоярского района
«Общеобразовательная средняя (полная) школа п. Верхнеказымский»,
11 класс
План исследований
В центре экономического мира стоит человек, семья. Хозяйственная деятельность человека направлена на удовлетворение потребностей и повышение благосостояния. Успешное осуществление этой цели во многом связано с умением разумно распорядиться своими денежными и иными средствами. При этом следует учитывать, что потребности, как правило, превышают возможности их полного удовлетворения и требуют рационального, разумного подхода к личному бюджету. Даже если имеется хороший доход, в случае если нет стратегии по использованию личного бюджета, человек через некоторое время обнаруживают, что денег до следующих поступлений финансов не хватает. Особенно актуальна проблема рационального бюджета стоит у школьников и выпускников, а также у студентов, как правило, не принимающих участия в формировании семейного бюджета, и не имеющих представления о том, из чего и в каких размерах будут состоять личные доходы, на что будут тратиться деньги. Что при ведении «индивидуального бюджета» приводит к его дефициту, долгам, кредитам и другим проблемам.
Именно поэтому так важно уметь планировать и научиться экономить свой личный бюджет.
Анализ актуальности позволил сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске и выборе средств, необходимых для составления рационального бюджета студента.
Исследовательская работа осуществлялась на базе МОСШ п. Верхнеказымский, Белоярского района, Тюменской области ХМАО - Югры. В исследовании принимали участие 35 учащихся в возрасте 16-17 лет (9-11 классы) и 15 выпускников в возрасте 18-19 лет. Работа осуществлялась в течение сентября 2012г – февраля 2013г и включала следующие этапы:
1этап: сентябрь 2012г.
2 этап: октябрь – декабрь 2012-2013гг.
3 этап: февраль 2013г.
Методы исследования применялись в соответствии с целью и задачами данной работы. Теоретические методы: анализ литературы по проблеме исследования, систематизация, сравнение. Эмпирические методы: анкетирование, тестирование, беседы, наблюдение; количественная и качественная обработка результатов, компьютерное моделирование.
На первом этапе, в ходе беседы с бывшими выпускниками нашей школы мы определили проблему исследования. Учитывая, что наша студенческая жизнь не за горами, мы обратились с вопросом к выпускникам нашей школы: «С какими трудностями вам приходиться сталкиваться в первый год студенческой жизни?». В результате установили, что ребята скучают по дому, у некоторых есть проблемы с жильем, другие испытывают затруднения в учебе, испытывают трудности в вопросах организации быта. 90% выпускников отмечают проблему дефицита бюджета - сущность которой заключается не в недостатке средств, а в неумении их правильно распределить. При поступлении доходов активно и с удовольствием тратят средства, в конце приходиться экономить, иногда не хватает средств на необходимые товары и услуги.
Результаты анкетирования, обучающиеся 9-11 классов, подтвердили актуальность проблемы, так как 87 % респондентов не могут реально оценить статьи доходов и расходов, затрудняются составить профицитный, или сбалансированный бюджет,. Из чего следует вывод, что у выпускников школы недостаточно сформированы знания, умения и навыки, которые в недалеком будущем позволят им составить свой бездефицитный бюджет.
Анализ полученных данных позволил определить проблему и сформулировать цель, задачи исследования, объект, предмет гипотезу исследования.
Цель исследования: разработать компьютерную модель для составления рационального бюджета студента.
Задачи:
Объектом исследования выступает бюджет студента, предметом – компьютерная модель бюджета студента, как средство составления рационального бюджета.
Гипотеза: разработанная компьютерная модель бюджета студента позволит спланировать сбалансированный или профицитный бюджет и избежать его дефицита.
На втором этапе в ходе опроса бывших выпускников школы и практической работы, обучающихся 9-11 классов по составлению «индивидуального бюджета студента» был определен набор товаров и услуг, которые обладают наибольшей полезностью для студента. Последующим шагом стало сравнение потребительской корзины семьи с набором товаров и услуг, обладающими наибольшей полезностью, по мнению респондентов. В результате мы определили, что основу потребительской корзины студента составляют: расходы на питание, образование, коммунальные услуги, досуг, транспорт, накопления, косметические средства, одежда, обувь, аксессуары. Аналогичными методами мы установили, что основными статьями доходов являются – стипендия, средства родителей, гранты, премии, оказание услуг (курсовые, чертежи и прочее), доходы из прочих источников. Кроме этого, в ходе беседы, практической работы и сравнения бюджетов, составленных респондентами, мы установили, что бюджеты студента имеют некоторые отличия в статьях доходов и расходов и, безусловно, в количественном выражении.
Компьютерная модель – это модель, реализованная средствами программной среды. Алгоритм создания компьютерных моделей «Расчет бюджета студента на неделю», «Продуктовая корзина студента», «Кассовая книга (учет доходов и расходов за месяц)» состоит из следующих этапов:
Для разработки компьютерных моделей «Расчет бюджета студента на неделю», «Продуктовая корзина студента», «Кассовая книга (учет доходов и расходов за месяц)» нами выбрана среда MS Excel. В процессе создания компьютерной модели нами разработан удобный интерфейс, который позволил визуализировать формальную модель, а также реализовать интерактивный диалог человека с компьютером. Модель представлена на внешнем носителе (диск CD-R).
На третьем этапе нами было организовано практическое занятие среди обучающихся 9-11 классов, а также бывших выпускников нашей школы по планированию расходов на продукты и составлению бюджета на неделю, месяц с использованием компьютерных моделей «Расчет бюджета студента на неделю», «Продуктовая корзина студента», «Кассовая книга».
Проблема, посвященная различным аспектам домашнего хозяйства: составлению рационального бюджета, планированию доходов и расходов представлены рядом работ. Так, У. Петти затрагивал проблемы доходов домохозяйств, их расходов на питание, одежду, жилищные условия. Э. Энгель рассматривал зависимость характера потребления от уровня доходов, Взаимосвязь доходов, потребления и сбережения исследуется также в трудах Дж. Кейнса. Вопросы о доходах, расходах и потреблении освещаются в работах Дж. Гэлбрейта и А. Пигу.
Библиография
Снежная книга
Цветущая сакура
Девчата
Акварель + трафарет = ?
Наводнение