Учебно-исследовательская работа ученицы 10 А класса
МАОУ «Лицей народной дипломатии» г. Сыктывкара
Моспановой Елены
Вклад немецкой нации в развитие российской науки 17-19 вв
Судьбы России и Германии тесно переплетены между собой. Многовековая история взаимоотношений двух государств насчитывает бесчисленное множество событий: в ней можно выделить как периоды взаимополезного сотрудничества, так и горькие, и драматические времена войн, разногласий и холодного непонимания. Несомненно, что каждая из двух стран внесла свой вклад в ход развития другой, но оценки влияния России на Германию и Германии на Россию весьма неоднозначны. На фоне современных нестабильных и прохладных общественно-политических отношений России и Германии уместно вспомнить о светлых периодах историко-культурных отношений двух государств.
Елена решила рассмотреть влияние Германии и немцев на Россию сквозь призму такой наименее искажаемой и оспоримой сферы общественной жизни, как наука XVII-XIX вв. Так как именно в этот период российская наука переживала этапы становления и стремительного развития.
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno-issledovatelskaya_rabota_mospanova_elena.docx | 116.67 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей народной дипломатии»
г. Сыктывкар
Вклад немецкой нации в развитие российской науки
XVII-XIX веков
Работу выполнила: Моспанова Елена,
учащаяся 10 α класса
Научный руководитель: Шихова К. Ю.,
учитель немецкого языка
Сыктывкар 2015
Содержание
Глава 1. История миграций немцев в Россию 5
1.1. Немцы в истории России X-XVII веков
1.1.1. Отношения немцев с Русью 5
1.1.2. Немцы в Москве
1.1.3. Занятия немцев в России
1.2. Немцы в России в первой половине XVIII в.: от Петра до Екатерины
1.2.1. Положение немцев в России в период правления Петра I
1.2.2. Немцы в постпетровской России (1725-1762 гг.)
1.3. Колонизация русских земель в период правления Екатерины II
1.3.2. Манифест Екатерины II от 4 декабря 1762 г.
1.3.3. Манифест Екатерины II от 22 июля 1763 г.
1.4. Немецкие миграции в XIX-XX вв.
Глава 2. Исследование вклада немецкой нации в развитие российской науки XVII-XIX вв. на примере изучения наследия Г. Байера, Л. Эйлера и Ф. Беллинсгаузена
2.1. Изучение общественного мнения
2.2. Биографии учёных и их вклад в российскую науку
2.2.1. Готлиб Зигфрид Байер (1694-1738 гг.)
2.2.2. Леонард Эйлер (1707-83 гг.)
2.2.3. Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (1778-1852 гг.)
Список используемой литературы
Введение
Исторически сложилось так, что судьбы России и Германии тесно переплетены между собой. Многовековая история взаимоотношений двух государств насчитывает бесчисленное множество событий: в ней можно выделить как периоды взаимополезного сотрудничества, так и горькие, и драматические времена войн, разногласий и холодного непонимания. Позитивные и негативные этапы взаимоотношений не могли не оставить след в той или иной сфере общественной жизни. Несомненно, что каждая из двух стран внесла свой вклад в ход развития другой, но оценки влияния России на Германию и Германии на Россию весьма неоднозначны. По обе стороны в массовом сознании сформированы вековые стереотипы и настроения, верность и оправданность которых – предмет многих научных и бытовых дискуссий.
Однако историческая память одного поколения коротка, поэтому, несмотря на то, что история немцев в России насчитывает десятки веков: первые немецкие поселения существовали на Руси со времён Новгородской республики, понятие «немец» и «русский немец» обретает новые оттенки для каждого жителя современной России. В формировании этих оттенков не последнюю роль играет внешнеполитическая ситуация – взаимоотношения России и Германии «здесь и сейчас», в коррекции образа также принимают активное участие СМИ.
Но зачастую образ, созданный СМИ, – кривое зеркало, лишь частичное и искажённое отражение действительности. Политические, общественные настроения, а вслед за ними и ориентация СМИ – категории слишком непостоянные, временные, они не позволяют судить о таких глобальных понятиях, как взаимное историческое влияние и вклад одного государства и нации в развитие другого.
К сожалению, проведённый перед началом исследования опрос показал, что современная молодёжь практически ничего не знает о судьбе немцев в России, а если и знает, то в основном лишь негативные проявления взаимодействий двух государств и народов, такие как Первая и Вторая мировые войны.
В последнее время в нашей стране вновь намечается тенденция разделения мира на два лагеря: Россия и Европа, «западники» и «славянофилы». И, как сердце Европы, России противопоставляется Германия. В нашем сознании пробуждается полузабытый образ немца, европейца – «врага народа».
Поэтому в данной работе мне хотелось бы рассмотреть влияние Германии и немцев на Россию сквозь призму такой наименее искажаемой и оспоримой сферы общественной жизни, как наука XVII-XIX вв. Именно в этот период российская наука переживала этапы становления и стремительного развития: были открыты первые школы, университеты, основана Академия наук, совершены революционные открытия практически во всех научных сферах. Необходимо напомнить всем нам еще раз о том, что история России и Германии – не только история кровавых войн и распрей, но и история прекрасного, плодотворного культурного союза.
Актуальность: на фоне современных нестабильных и прохладных общественно-политических отношений России и Германии уместно вспомнить о светлых периодах историко-культурных отношений двух государств;
Гипотеза: немецкая нация оказала значимое и плодотворное влияние на становление и развитие российской науки в период XVI-XIX вв.;
Цель: определить характер и значение немецкого влияния на российскую науку XVII-XIX вв.;
Задачи:
1.1.1. Отношения немцев с Русью
Прежде всего, стоит разобраться, почему именно «немцы»? Как и почему именно такое название закрепилось за жителями Германии и её переселенцами в России? Слово «немец» издавна на Руси означало «немой». Так прозывали иностранцев, не знавших русского языка или плохо владевших им. Исторически сложилось так, что подавляющее большинство выходцев из Европы оказалось уроженцами германских земель. В связи с этим со временем «немцами» в России стали называть людей, исторической родиной которых являлась Германия.
Политические отношения между Россией и Германией начинают свой отсчёт ещё со времён правления княгини Ольги (945-964). Спустя два года после принятия ею христианства, в 959 г., она направила германскому императору Оттону Великому (912-973) просьбу о направлении в Киев христианских миссионеров. По указанию Оттона монаха Адальберта из монастыря святого Максимина в Трире возвели в сан “епископа руссов”, и вскоре тот прибыл в Киев для проведения миссионерской деятельности, однако из-за противодействия сына Ольги Святослава вынужден был её прекратить. Тем не менее, миссия Адальберта заложила основы отношений между двумя странами.
Внук Ольги князь Владимир продолжил дружеские контакты с Германией. Он выбрал епископа Бруно фон Кверфурта посредником для проведения мирных переговоров с кочевниками, которые прошли успешно. Кроме того, налаживанию взаимоотношений между двумя странами способствовало заключение династических браков. Так, сын Ярослава Мудрого Святослав женился на сестре епископа Бургарта из Трира, двое других Ярославичей были женаты: один на дочери саксонского маркграфа Оттона, другой – графа Леопольда из Штадена, дочь же князя Всеволода Большое Гнездо Евпраксия стала женой германского императора Генриха IV.
Однако при таком тесном взаимодействии двух наций конфликты были неизбежны. В ХIII в. колонизация германскими крестоносцами Прибалтики привела к прямому военному столкновению с Русью, завершившемуся разгромом Тевтонского ордена на Чудском озере в 1242 г. войсками Александра Невского.
Отношения Руси и Германии вновь наладились к ХV в. В 1491 г. году на Русь были приглашены два немецких рудокопа, которые обнаружили на Печоре залежи серебряных руд. В период с 1517 по 1521 гг. из немецких земель прибыло несколько бомбардиров-пушкарей, сыгравших во время татарского нашествия 1521 г. значительную роль.
Немецкие купцы вели активную торговлю в России. Они приезжали через западные границы, но главным для них был морской путь из Любека, Данцига и Гамбурга, откуда они попадали в Москву. В 1551 г. Иван IV послал в немецкие земли вербовщика Шлитте, который набрал 123 человека, пожелавших пойти на службу в Россию. Среди них были представители самых разных искусств и ремёсел.
Немцы жили в Москве с конца ХV в., т.е. еще до возникновения городского предместья, названного позже Немецкой слободой. Со временем все больше выходцев из германских земель селилось в городе, и, хотя многие оставались в Москве лишь на короткий срок, немало было и тех, кто вместе с семьями жил здесь на протяжении нескольких поколений.
Относительно благоприятные условия для возникновения иноземных слобод в Москве сформировались ещё к концу ХV в. – началу ХVI в.: во время правления великих князей Ивана III и его сына Василия III закончилось собирание русских земель под властью Москвы и образование единого русского государства – России. Произошла радикальная перемена: государство перешло от политики удельной к политике национальной. Владения Великого князя Московского стали граничить с владениями правителей других национальностей и иных вероисповеданий, сам он приобрёл статус, сходный статусам других европейских государей. При дворе появляется целый штат мастеровых, военных, врачей и аптекарей из разных стран Западной и Северной Европы, завязываются постоянные дипломатические контакты. Благодаря активной вербовке на русскую службу в Москву приезжают мастера горного дела, оружейники, литейщики пушек, золотых и серебряных дел мастера, техники по взрыву крепостных сооружений.
Приехавших на службу русскому царю иностранцев расселяли по различным русским дворам в городе, однако иноземная немецкая слобода была создана лишь в конце 1550-х гг. при Иване IV Грозном. Появление этой слободы было обусловлено большим числом пленных солдат и гражданского населения в годы Ливонской войны. Расселение нескольких сотен пленных собственно в Москве вызвало бы протест и Церкви, и самих москвичей ввиду возможных имущественных и земельных споров, конкуренции в ремеслах.
При Борисе Годунове основывается Новая Иноземная слобода, которая находилась на реке Яузе и ручье Кокуй. Рядом с иноземной слободой находились и другие ремесленные слободы. Жители Немецкой слободы занимались преимущественно ремеслами и мукомольным промыслом. Однако на новом месте слободу постигло несчастье: в 1610 г. она была сожжена жителями «тушинского лагеря», сторонниками Лжедмитрия II.
С 4 ноября 1652 г. закончился период, когда иностранцы свободно могли проживать в городе среди русского населения. По распоряжению Алексея Михайловича Немецкая слобода вновь была основана на старом месте близ ручья Кокуй. Такое решение было в первую очередь вызвано осложнением отношений между Церковью и властью светской, покровительствовавшей “иноверцам”. Соборное Уложение 1649 г. ограничило право иноземцев на покупку домов у русского населения. Следующим шагом стал указ о переселении иностранцев за Земляной вал.
Служебные функции иностранцев в России были достаточно разнообразны. Военные несли службу в русских полках “нового строя” в качестве пехотинцев, артиллеристов, кавалеристов. Доктора, лекари, аптекари обслуживали царский двор, государевы аптеки, армейские полки. Мастера-ремесленники входили в штат Золотой, Серебряной, Оружейной и других дворцовых палат, а переводчики («толмачи») – Посольского приказа. Мастера монетного и литейного дела работали на московских Пушечном и Денежном дворах.
Среди немецких мастеров выделился своим искусством Ганс Фальк из Нюрнберга, принимавший участие в отливке колоколов и пушек, а в 40-е гг. XVII в. ставший одним из основателей Духанинского стекольного завода под Москвой в Дмитриевском уезде. Оружейные мастера, владевшие техникой золотой и серебряной “наводки” (нанесение на металл золотом и серебром тонкого рисунка), отец и сын Кинеманы оставили заметный след в оружейном деле России второй половины ХVII в.
Первыми живописцами – художниками, умевшими писать маслом на холсте, много работавшими над украшением царских покоев, мебели были немецкие мастера, служившие в середине и во второй половине ХVII в. при Оружейной палате: “цесарец” Данила (Даниэль) Вухтерс, Ерофей (Иеронимус) Еллина, “гамбуржец” Петр Инглис (Петер Энгельс).
Из немецких медиков славился Андреас Энгельгардт, уроженец города Амерслебена в Нижней Саксонии, приехавший в Россию обслуживать русских царей. Один из его преемников – доктор Л. А. Блюментрост, уроженец Мюльгаузена, находился на должности придворного лейб-медика с 1672 г. до своей кончины в 1705 г., получив звание и должность архиатера – старшего доктора.
Аптекарь И. Гуттеменш был основателем Нижней, или Главной, государевой аптеки Москвы. Открытая в 1672 г. в Белом городе, она стала первой казенной аптекой Москвы, где лекарства продавались горожанам по рецептам врачей. При аптеке имелась «дохтурская» палата, в которой велся прием и осмотр пациента. За свои заслуги Гуттеменш был пожалован титулом придворного медика и надзирателя, т. е. управляющего аптекой.
Свои знания и мастерство немецкие специалисты были обязаны передавать ученикам. Это условие было непременным при найме иностранцев на службу. Таким образом, деятельность в Москве «государевых» иностранцев и, в частности, немецких мастеров, военных специалистов обеспечивала позитивный вклад в развитие русского военного дела, ремесла, мануфактурной промышленности, медицины и искусства.
Вместе с тем, царский двор при необходимости обращался и к тем немецким мастерам, что не были связаны с государевой службой, занимаясь частным предпринимательством. Когда в 1668 г. создавался государев стекольный завод в Измайлове, мастерами на него были приглашены сначала иноземные специалисты с Духанинского завода, в том числе немцы Ю. Кункель и И. Мартин, позднее были «призваны» из–за рубежа стекольные мастера: Я. Арципухор, П. Балтус, И. Леренк, Л. Мойет – все выходцы с Верхнего Рейна.
В 1672-75 гг. для создания первого немецко–русского придворного театра были привлечены ученики одной из лютеранских школ Немецкой слободы вместе с ее наставникам–магистром, пастором и учителем И.-Г. Грегори.
Первые десятилетия XVIII в. в России были ознаменованы предпринятой Петром I тотальной модернизацией российского общества. Преобразования Петра, их экономические и социокультурные последствия сделали актуальным целый ряд проблем. Среди них одной из важнейших стала проблема людских ресурсов. Эта проблема в большой степени предопределила появление в 1702 г. манифеста Петра I, приглашавшего в Россию, прежде всего, военных специалистов (так как шла Северная война), а также торговцев и ремесленников. Манифест обещал цивилизованные, европейские условия жизни и работы, высокое жалование, успешную карьеру и тем самым стимулировал привлечение в Россию иммигрантов со всей Европы. Специальный Регламент, принятый в 1723 г., определял права иностранного предпринимательства в России. Действительно, реформы Петра I не могли бы осуществиться без широкого привлечения иностранных специалистов. Их умения, навыки государственной, экономической и культурной деятельности требовались царю-реформатору как залог успеха задуманных начинаний. Пётр I не был первым, кто понял необходимость привлечения иностранцев в Россию, но именно он впервые использовал опыт иностранцев, в том числе и немцев, в самых разных областях государственной жизни России.
Именно в период правления Петра I отношение к «немцу» становится двойственным: с одной стороны, его оберегает и ценит государство, с другой же он остаётся чужеродным телом в России, привносит свои нравы и обычаи, которые становятся обязательными для исполнения на государственном уровне.
Наиболее яркое проявление внедрения иноземного влияния – это служба военная: русская армия становится многонациональной. Как уже отмечалось, ещё в середине ХVII в. в период возвышения Русского государства и упадка и разорения Германии немцы массово приезжают в Россию, образуя вербованные «полки нового строя» – солдатские, рейтарские, гусарские. Немцы, оказывавшиеся на государственной службе в России, ценились прежде всего как носители военного опыта Западной Европы, в этом главная особенность немецкого контингента в России. Они составляли большинство в сравнении с представителями других государств. Особенности менталитета выходцев из германских государств позволили привнести в русское служилое сословие новые черты: универсализм, верность не только государю, но и государству как таковому.
В 1698 г. майор А. А. Вейде на базе германских законов написал “Воинский устав”, в котором были определены должности всех чинов и звания в армии, даны правила (артикулы) поведения военнослужащих и их взаимоотношений. Позднее в переработанном и переосмысленном виде этот документ использовался при дальнейшей разработке русских воинских уставов.
Немцы существенным образом повлияли на формирование российских военных традиций. В армейский обиход вошли немецкие военные термины, связанные с европейским военным делом того времени. В российском военном лексиконе прочно закрепились такие слова как ефрейтор, капрал, ротмистр, гауптвахта и др.
Особые надежды русский царь возлагал на немцев в деле внутреннего переустройства державы. Имело место широкое использование Петром I немцев при проведении денежной реформы (создание переселенцами из германских государств монетных дворов), в медицинском обслуживании, в организации торговли и ремесел. Однако социальный статус немецких переселенцев нигде не был особо оговорен. Приехав в Россию, они должны были интегрироваться в российское общество.
Петровское правительство активно вовлекало иностранцев в становление светского образования России, в создание новых учебных заведений Москвы. В конце ХVII в. и первые годы ХVIII столетия дворянские недоросли и сыновья приказных служителей направлялись в приходские школы Немецкой слободы для обучения иностранным языкам, математике и иным наукам. «Ректору» одной из лютеранских школ Немецкой слободы – Н. Швиммеру – тогда были отданы в обучение немецкому и латинскому языкам шесть русских учеников. Два года спустя, в 1703 г., они были переданы новому наставнику, пастору Э. Глюку, который предложил создать новое учебное заведение – гимназию для русских юношей. С одобрения Петра I гимназия была открыта в Москве в 1705 г.
Другими новыми учебными заведениями Москвы, в которых преподавателями стали немцы и “цесарцы”, в петровское время были Инженерная и Артиллерийская школы. Даже после перевода основной части преподавателей и учеников в начале 1720-х гг. в Петербург, Инженерная школа, находившаяся на окраине Немецкой слободы, продолжала действовать до 1750-х гг.
Таким образом, в период становления Российской империи немцы были верной опорой Петра I и составляли основную силу, продвигавшую, по воле царя, преобразования в стране.
После смерти Петра I традиция приглашения в Россию иностранцев не была отменена. Всё больше иностранцев, прежде всего немцев, приезжало в Россию, для многих из которых она стала второй родиной. Без этих людей немыслима гражданская и военная история России.
Особо следует отметить время правления императрицы Анны Иоанновны (1730-1740 гг.). В исторической литературе ещё с дореволюционных времен сформировался стереотип о «немецком засилье» в этот период времени, связанный в первую очередь, с деятельностью Э. И. Бирона, всесильного временщика императрицы. Однако факты говорят о том, что при Анне Ивановне иностранцев вовсе не ставили в какие-то особые, сказочные условия. Примечательно, что именно в царствование Анны Ивановны – в 1732 г. – по предложению Комиссии возглавляемой немцем Минихом было устранено двойное превосходство иностранных офицеров в жаловании.
В царствование Анны Ивановны иностранное происхождение, само по себе, не было основанием для безбедной жизни. Ценились только те, кто с самого начала беспрекословно выполнял все приказы новой императрицы и служил ей верой и правдой. На первых ролях в этот период действительно закрепились иностранцы, но следует внимательно присмотреться, кто же они? А. И. Остерман, давно породнившийся с древнейшим боярским родом Стрешневых, был единственным знатоком внешней политики из всего придворного окружения; фельдмаршал Б. Х. Миних – один из предков великого Пушкина. Братья Рейнгольд и Карл Левенвольде были остзейцами, перешедшими на русскую службу при Петре I. Необходимо заметить, что в генеалогии русского дворянства выходцы из Орды, Литвы, Прибалтики, северокавказских княжеств составляют 70%, что вряд ли дает основания заявлять о засилье иностранцев.
Другим распространённым стереотипом является суждение о господстве «немецкой партии», державшей при Анне Ивановне в руках власть. Этот стереотип является чистейшим историографическим вымыслом. Уже отмечалось, что на Руси всех чужеземцев называли “немцами”. Сами жители Германии, разбитой на десятки государств не чувствовали этнического единства ни на родине, ни на чужбине.
Вместе с тем, нельзя отрицать того, что в постпетровское время, как и при Петре I, немцы продолжали играть очень важную роль в развитии экономики, науки и культуры России. Это можно продемонстрировать на примере Российской Академии Наук, которая тогда именовалась Академией наук и художеств. По национальному составу своих членов она была преимущественно немецкой. В 1725-1799 гг. из 111 академиков для 71 немецкий был родным языком. Среди первых Президентов Академии четверо – Л. Л. Блюментрост, Г. К. фон Кайзерлинг, И.-А. фон Корф и К. фон Бревен – были немцами.
Членом Академии был известный ботаник И. Г. Гмелин (1709-1755 гг.). Он был исследователем Сибири, провел в экспедициях 9,5 лет, исследуя Камчатку. Гмелин получил образование натуралиста в Тюбингене. В России ему не удалось сделать великие открытия, но именно его перу принадлежат самые точные и систематизированные записи по географии, ботанике и этнографии Сибири.
Подавляющее большинство ученых-иностранцев добросовестно служило становлению отечественных ученых. Именно академики-немцы избрали в 1742 г. М. В. Ломоносова в профессора химии, что тогда соответствовало званию академика. Ломоносов, как известно, получил европейское образование в Марбургском университете под опекой и наблюдением выдающегося физика и философа Христиана Вольфа. Ломоносов всю жизнь чтил память учителя и был первым переводчиком его работ в России. Вторым его учителем был учёный из Фрайбурга – химик и металлург Генкель. В Марбурге Ломоносов женился на дочери лютеранского пастора Элизабете Цильх.
Немало немцев и лиц, в той или иной степени, немецкого происхождения прославились в сфере русской словесности и литературы. К примеру, знаменитый русский писатель Денис Фонвизин – потомок древнего немецкого рода фон Визе, ещё в конце ХVI в. пришедшего на русскую службу, явился создателем первой русской социальной комедии.
В ХVIII-ХIХ вв. русско-немецкие связи были настолько тесными во всех областях и сферах государственной, общественной, культурной жизни, что немецкое происхождение считалось вполне нормальным явлением. Сегодня о знаменитом экзотическом предке Пушкина Абраме Петровиче Ганнибале знают практически все, а вот о жене «петровского арапа» немке Христине Регине фон Шеберг – дочери капитана русской армии Матвея Шеберга, к сожалению, ничего не знают. Христина Шеберг родила Ганнибалу пятерых сыновей и четырех дочерей, а одна из её внучек стала матерью Александра Сергеевича Пушкина.
По мере территориального роста, развития и укрепления Российской империи проблема культурного освоения имевшихся в стране огромных пустующих окраинных территорий становилась всё более актуальной. Значительно активизировали обсуждение проблем колонизации пустующих земель Семилетняя война и ее последствия. Ученые и писатели того времени смотрели на обеспечение роста населения, в основном, как на базисный фактор русской жизни. Подобная ситуация значительно облегчила восприятие общественным мнением активной переселенческой политики России второй половины ХVIII в. Екатерина II, взойдя на трон, получила уже готовый пакет проектов и программ по улучшению демографической ситуации в стране.
Первая попытка практической реализации колонизационных замыслов была сделана Анной Ивановной, которая указом от 4 июля 1738 г. повелела участвовавших в русско-персидских войнах грузин и армян, пожелавших поселиться в России, разместить на южных границах и оказать им помощь в обустройстве на новом месте. Однако главная задача, возлагавшаяся на них, была не в хозяйственном освоении этих мест, а в защите границ государства от набегов горских народов. Создать военные поселения в то время на южных границах России не удалось. Не был разработан механизм поселения, не хватало финансов, да и желавших обосноваться в этих неспокойных местах оказалось очень мало.
Стала приглашать в страну иностранцев и императрица Елизавета Петровна. Русское правительство предложило французам для заселения район вдоль рек Волги и Терека. Но французы настаивали на создании поселений на Украине. Пойти на этот шаг в то время русское правительство не могло по политическим и военным соображениям. Земли так называемого Дикого поля продолжали еще оставаться, по мнению Турции, спорными территориями. Заселение их неминуемо вызвало бы противодействие с ее стороны, к чему Россия пока была не готова, решая свои проблемы на западных границах.
Не достигнув соглашения с Францией, русское правительство не отказалось от возможного приглашения иностранцев. В апреле 1754 г. Елизавета Петровна поручила Сенату рассмотреть возможность приглашения в Россию «всех других вольных людей, по Европе рассеянных». К тому же предполагалось приглашать как ремесленников, так и земледельцев различного христианского вероисповедания. Коллегия иностранных дел должна была начать подготовку основного текста будущего нового Манифеста на основе проекта Манифеста 1752 г. и информации, полученной от русских послов в конце 1752 – начале 1753 гг. После завершения работы над новым Манифестом его предполагалось опубликовать в европейских газетах. Однако Семилетняя война в Европе отодвинула начало массовой колонизации в Россию почти на 10 лет.
Екатерина II, пришедшая к власти в июне 1762 г., начала свою колонизационную политику с указа Сенату от 14 октября 1762 г. В нем она сообщила, что разрешает Сенату вместе с Коллегией иностранных дел начать прием всех желающих поселиться в России и надеется, что это со временем умножит благополучие империи.
В этом документе декларировались основные принципы политики нового руководства России: материнская забота о спокойствии в стране и увеличении численности населения. Манифест разрешал возвращение на родину гражданам, бежавшим по разным причинам из страны при прежнем руководстве.
22 июля 1763 г. были обнародованы два законодательных акта, ставших краеугольным камнем, фундаментом колонизации в России. Это указ «Об учреждении Канцелярии опекунства иностранных колонистов» и Манифест «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правах».
Манифест о привилегиях от 22 июля 1763 г. не был совершенно новым документом. Он стал органичным продолжением Манифеста от 4 декабря 1762 г. Документ условно можно разделить на две части: в первой (§§ 1-5) объяснялся механизм приезда в Россию, а во второй (§§ 6-10) – льготы и привилегии колонистам, даруемые императрицей.
С целью привлечь в страну как можно больше иностранцев Манифест обещал выполнить их желание поселиться в любом городе, записавшись в купечество, цехи или став мещанином. Разрешалось селиться, кроме городов, в колониях «на свободных и выгодных землях для хлебопашества и других многих выгодностей». Свободные земли были зафиксированы в специальном реестре-приложении к Манифесту. Колонистам предлагались для поселения колониями земли в Сибири, Оренбургской, Воронежской и Астраханской губерниях.
После прибытия в Россию каждый колонист начинал пользоваться теми льготами, которые были определены в шестом пункте Манифеста, а именно:
Вышеперечисленные льготы получали не только прибывшие колонисты, но и их потомки, рожденные уже в России. По истечении льготных лет поселившиеся в России иностранцы должны были, по Манифесту, платить налоги и нести различные земские службы, как и прочие подданные.
В заключении Манифеста разъяснялся механизм возможного возвращения поселившихся в России иностранцев на родину. Каждому предоставлялось право свободного выезда из Российской империи при условии возврата в казну половины нажитого, если прожил здесь от одного до пяти лет. Для проживших более пяти лет надо было оставить десятую часть.
Несмотря на то, что манифесты были обращены к гражданам всех европейских государств, правом переезда в Россию на льготных условиях спешили пользоваться, в основном, немцы. Это объясняется в первую очередь тем, что Германия в XVIII веке еще не существовала как единое государство, в то время как Российская Империя находилась в периоде расцвета и стабильности. Во-вторых, немецкие земли не отличались таким плодородием и такими большими площадями, как земли южных губерний Российской Империи. В-третьих, немецких переселенцев подкупили крайне выгодные экономические условия, провозглашаемые манифестом.
После смерти Екатерины II на престол взошел Павел I, стремившийся уничтожить порядки, установленные его матерью. В связи с этим был подписан указ, запрещавший иностранцам въезд в Российскую империю. Однако желая улучшить экономическое положение колоний, император провел масштабную ревизию и принял меры по улучшению положения колонистов в России.
Александр I продолжил колонизационную политику своего отца, внеся лишь небольшие изменения. В указе от 20 февраля 1804 г., извещавшем о возобновлении приема иностранных колонистов, были предложены меры, имевшие целью, с одной стороны, упорядочить деятельность русских властей, с другой – улучшить качественный состав самих переселенцев. В указе содержались требования заблаговременного отвода земли под поселение, четкой организации процесса переселения. Число принимаемых семей ограничивалось до двухсот в год.
С 1819 г. российское правительство вовсе прекращает прием иностранных колонистов за исключением меннонитов. Таким образом, с первой четверти XIX века значительные немецкие миграции в Россию практически прекращаются.
Первая половина XX в. ознаменовалась двумя кровопролитнейшими мировыми войнами, в которых Россия и Германия оказались по разные стороны баррикад. Это нанесло сокрушительный удар по русско-немецким отношениям. После немецких погромов Первой мировой войны, а также начавшейся дискриминации и ущемления гражданских прав немецкого населения, русские немцы были вынуждены зачастую уезжать за пределы России в страны Западной Европы или в США.
В 1920-1930-х гг. немцы не подвергались репрессиям со стороны государства, продолжая проживать в России на территориях своих бывших владений. Однако начавшаяся Вторая мировая война не оставляла никакого шанса на мирное сосуществование народов: 28 августа 1941 г. был издан указ Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья», ставший началом крупномасштабных репрессий против немцев, проживающих на территории СССР. В результате было депортировано около полумиллиона немцев.
Изучив историю миграции немецкого населения в Россию в период с Х по XIX вв., род занятий немцев в России и отношения к немецким эмигрантам российских правителей, а также обратившись к вехам становления и развития российской науки того периода, можно сделать следующие выводы:
Для выбора объекта исследования был проведён социологический опрос, состоящий из следующих вопросов:
Результаты опроса представлены на рис. 1 и 2.
Рис. 1.
Рис. 2.
В результате опроса выяснилось, что наиболее известными немцами, оказавшими влияние на науку в России, являются Л. Эйлер, Ф. Беллинсгаузен, И. Крузенштерн, а областями науки, на которые влияние немецкой нации оказалось наиболее значительным – география, математика, физика и история.
На основании полученных результатов, а также исходя из стремления охватить наиболее широкий спектр научных областей, чтобы максимально полно показать значимость влияния немецкой нации на российскую науку, были выбраны следующие учёные и первооткрыватели: математик Леонард Эйлер, путешественник (географ) Фаддей Беллинсгаузен и историк Готлиб Байер.
2.2. Биографии учёных и их вклад в российскую науку
2.2.1. Готлиб Зигфрид Байер (1694-1738 гг.)
Говоря о вкладе немецкой нации в российскую историю, обыватели зачастую вспоминают лишь события Первой и Второй мировых войн, немецкую агрессию и противостояние двух государств, давая в целом негативную оценку немецкому влиянию. Однако мало кто знает, что немцы, фактически, явились основоположниками истории как науки в России и основали теорию происхождения русского государства, получившую название «норманской теории». Одним из основателей норманской теории являлся Готлиб Зигфрид Байер.
Г. З. Байер родился в 1694 г. в Кёнигсберге в семье художника И. Ф. Байера. В 1710 г. он поступил в Кёнигсбергский университет, где стал изучать восточные языки, в особенности китайский, затем отправился в путешествие по Германии и, возвратившись оттуда, начал в 1717 г. читать в Кёнигсбергском университете лекции по греческой литературе. В 1725 г. Байер переселился в Санкт-Петербург, где в Академии наук занял кафедру по восточным древностям и языкам; кроме работ по этим предметам, он занимался также устройством Академической гимназии. Проработав 11 лет в России, Байер из-за разногласий с секретарём Академии И. Д. Шумахером, в 1736 г. подал заявление об уходе из Академии наук. Получив увольнение, он собирался следующей зимой вернуться в Кёнигсберг, однако скончался в 1738 г. от горячки в Петербурге.
Вплоть до XVIII в. в России не существовало такого понятия, как «историческая наука». С IX в. на Руси началось ведение летописей – историографических записей тех или иных событий, происходящих в течение года или более длительный период. Однако летописание имело мало чего общего с наукой: летописи велись монахами, ведущими затворнический образ жизни, которые в своих описаниях могли опираться лишь на более ранние летописные своды, рассказы сторонних людей или вовсе на легендарные сюжеты. Так, к примеру, знаменитая «Повесть временных лет» Нестора, написанная примерно в XII в., описывает события с библейских времён до современного автору времени и опирается на греческие хроники и рассказы немногих оставшихся очевидцев событий. Кроме того, позиция летописца зачастую зависела от того, кто в данный момент находится на княжеском престоле. Субъективность авторов и бездоказательность некоторых приводимых в летописях фактов не позволяла считать их надёжными источниками. В годы монголо-татарского нашествия на Русь многие летописи и вовсе были утрачены. По этой причине в XVIII в. остро стоял вопрос о необходимости создания русской исторической науки: молодой империи была нужна своя, подлинная история.
Открытие Академии наук в 1725 г. в Санкт-Петербурге ознаменовало начало стремительного развития российской науки, однако поскольку русских ученых в то время практически не было, так как не было никаких условий для их становления, в Академию были приглашены иностранцы. В их числе был и профессор Кёнигсбергского университета Г. Байер. Перед ним стояли следующие задачи:
Приступив к научной деятельности в России в 1725 г., Байер принимал активное участие в жизни Академии наук:
Однако главной заслугой Байера можно по праву считать создание теории происхождения российского государства, так называемой норманской теории, которая и в наши дни является одной из наиболее доминирующих в научной исторической среде. Суть норманской теории заключается в утверждении того, что государственность на Руси появилась благодаря скандинавам (варягам), которые были призваны на княжение в Новгород (в частности, Рюрик). Сторонники норманизма относят норманнов (варягов скандинавского происхождения) к основателям первых государств восточных славян – Новгородской, а затем Киевской Руси. Фактически, это следование историографической концепции Повести временных лет, дополненное идентификацией летописных варягов как скандинавов-норманнов. Норманская теория подкрепляется рядом археологических и лингвистических доказательств:
Трудно недооценить значение норманской теории, так как именно ее появление является отправной точкой для последующего развития русской исторической науки: свои труды на ее положениях основывали такие выдающиеся историки как Н. М. Карамзин, М. П. Погодин и С. М. Соловьёв; на основе норманской теории базируется большая часть современных учебников истории. С другой стороны, норманская теория Г. Байера вызвала ответное развитие антинорманской теории М. В. Ломоносова, обретшей особую поддержку в советский период. Однако и этот факт можно отнести к положительным последствиям существования теории Г. Байера: благодаря её возникновению появился стимул для поиска альтернативной версии и всестороннего рассмотрения вопроса о происхождении российского государства.
Леонард Эйлер родился 15 апреля 1707 г., в швейцарском городе Базеле. Его отец – Пауль Эйлер – был пастором в Рихене (близ Базеля) и имел некоторые познания в математике. Отец предназначал своего сына к духовной карьере, но сам, интересуясь математикой, преподавал ее и сыну, надеясь, что она ему впоследствии пригодится в качестве интересного и полезного занятия. По окончании домашнего обучения тринадцатилетний Леонард был отправлен отцом в Базель для слушания философии.
Среди других предметов на этом факультете изучались элементарная математика и астрономия, которые преподавал И. Бернулли. Вскоре Бернулли заметил талантливость юного слушателя и начал заниматься с ним отдельно. Благодаря дружбе с Н. и Д. Бернулли, приглашенными в 1725 г. в Академию наук в Петербурге, Л. Эйлер в 1727 г. и сам оказался в России. По рекомендации братьев Бернулли он был приглашён на должность адъюнкта по кафедре физиологии (эту кафедру занимал Д. Бернулли).
С 1727 по 1741 гг. Л. Эйлер жил и трудился в Российской империи, издав более 90 крупных научных работ. Однако после смерти императрицы Анны Иоанновны, опасаясь нестабильной политической обстановки, Л. Эйлер воспользовался предложением короля Пруссии Фридриха II и переехал в Берлин, где в течение 25 лет продолжал заниматься наукой. Несмотря на проживание в Пруссии, Леонард Эйлер продолжал участвовать в публикациях петербургской Академии наук.
После восшествия на престол в 1762 г. Екатерина II, следуя проводимой ею политике просвещенного абсолютизма, стала приглашать в Россию известных научных деятелей для поднятия общего уровня просвещения и культуры страны. Приняв приглашение императрицы, Л. Эйлер вместе со своей семьей во второй и последний раз приехал в Россию в 1766 г. В течение второго пребывания в России Эйлер, несмотря на утрату зрения, создал около 400 статей и 10 книг, что является более чем половиной его творческого наследия. Леонард Эйлер скончался 7 сентября 1783 г. в Петербурге.
Круг занятий Эйлера был невероятно широк и охватывал все отделы современной ему математики и механики, теорию упругости, математическую физику, оптику, теорию музыки, теорию машин, баллистику, морскую науку, страховое дело и т.д. Около 60% работ Эйлера относится к математике, остальные 40% – преимущественно к её приложениям. Свои результаты и результаты, полученные другими, ученый систематизировал в ряде классических монографий, написанных с поразительной ясностью и снабжённых ценными примерами:
В «Механике» Эйлер впервые изложил динамику точки при помощи математического анализа: свободное движение точки под действием различных сил как в пустоте, так и в среде, обладающей сопротивлением; движение точки по данной линии или поверхности; движение под действием центральных сил. В 1744 г. он впервые корректно сформулировал механический принцип наименьшего действия и показал его первые применения. В труде «Теории движения твёрдого тела» Эйлер разработал кинематику и динамику твёрдого тела и дал уравнения его вращения вокруг неподвижной точки. В своей теории корабля Эйлер внёс ценный вклад в теорию устойчивости.
Не меньшую значимость имеют открытия Эйлера в небесной механике (например, в теории движения Луны), механике сплошных сред (основные уравнения движения идеальной жидкости, колебания газа в трубах и пр.).
В оптике Эйлер дал формулу двояковыпуклой линзы, предложил метод расчёта показателя преломления среды. Эйлер придерживался волновой теории света: он считал, что различным цветам соответствуют разные длины волн света. Эйлер предложил способы устранения хроматических аберраций линз и дал методы расчёта оптических узлов микроскопа.
Главным делом Эйлера как математика явилась разработка математического анализа. Он заложил основы нескольких математических дисциплин, которые только в зачаточном виде имелись или вовсе отсутствовали в исчислении бесконечно малых И. Ньютона, Г. Лейбница и братьев Бернулли. Так, Эйлер первый ввёл функции комплексного аргумента и исследовал свойства основных элементарных функций комплексного переменного (показательных, логарифмических и тригонометрических функций); в частности, он вывел формулу, связывающую тригонометрические функции с показательной. Работы Эйлера в этом направлении положили начало теории функций комплексного переменного.
Эйлер является основоположником вариационного исчисления, изложенного в работе «Метод нахождения кривых линий, обладающих свойствами максимума, либо минимума…» (1744 г.). Метод, с помощью которого Эйлер вывел необходимое условие экстремума функционала, явился прообразом прямых методов вариационного исчисления XX в. Эйлер создал как самостоятельную дисциплину теорию обыкновенных дифференциальных уравнений и заложил основы теории уравнений с частными производными. Здесь ему принадлежит огромное число открытий:
Значительную часть этих результатов Эйлер собрал в своём «Интегральном исчислении».
Мало какой другой учёный может сравниться с Леонардом Эйлером в творческой плодовитости. Эйлер оставил вклад практически в каждой отрасли математики и физики, известной в его век. Зачастую идеи Эйлера опережали свое время, предвосхищая будущее. Многие известные впоследствии физики и математики, такие как К. Гаусс, Ж. Лагранж, С. К. Котельников, С. Я. Румовский, Н. И. Фусс, М. Е. Головин в своих исследованиях опирались на его работы. Недаром, по выражению П. Лапласа, Эйлер явился учителем математиков второй половины XVIII в.
Фаддей Беллинсгаузен родился 9 сентября 1778 г. на острове Эзель в дворянской семье балтийских немцев. При рождении получил имя Фабиан Готтлиб Таддеус фон Беллинсгаузен. В возрасте 10 лет поступил в Морской кадетский корпус в Кронштадте. В 1797 г. получил чин мичмана и был направлен на корабли Ревельской эскадры Балтийского флота. В 1803-1806 гг. участвовал в первом русском кругосветном плавании на корабле «Надежда» под командованием И. Ф. Крузенштерна. В 1806 г. Беллинсгаузен получил чин капитан-лейтенанта. После возвращения из экспедиции командовал различными кораблями на Балтийском и Черном морях. В 1819-1821 гг. возглавил кругосветную экспедицию на шлюпах «Восток» и «Мирный». В 1826 г. Ф. Беллинсгаузен был произведен в контр-адмиралы. В 1827 г. участвовал в штурме турецкой крепости Варна.
6 декабря 1830 г. Беллинсгаузен получает чин вице-адмирала и назначается командующим 2-ой флотской дивизией Балтийского флота. В 1839 г. заслуженный моряк был назначен главным командиром Кронштадтского порта и военным генерал-губернатором Кронштадта. Ежегодно на время морской кампании Беллинсгаузен назначался командующим Балтийским флотом; за свои заслуги в 1840 г. награждён орденом Святого Александра Невского с пожалованием через два года алмазных знаков к нему. В 1843 г. произведён в чин адмирала и в 1846 г. награждён орденом Св. Владимира I степени. Умер Фаддей Беллинсгаузен в Кронштадте в 1852 г.
Судьба будущего первооткрывателя могла сложиться совершенно иным образом, если бы при подготовке второго русского кругосветного путешествия И. Крузенштерн не рекомендовал назначить его руководителем Ф. Беллинсгаузена, показавшего себя с лучших сторон во время первой экспедиции под началом Крузенштерна. «Наш флот, конечно, богат предприимчивыми и искусными офицерами, однако из всех оных, коих я знаю, не может никто, кроме Головнина, сравняться с Б.», так говорил знаменитый путешественник о Беллинсгаузене.
Интерес к Антарктиде не покидал исследователей с тех самых пор, как в ходе своего второго кругосветного плавания Джеймс Кук сделал вывод, что Антарктиды как материка либо вообще не существует, либо достичь ее невозможно. Причиной такого заключения стало то, что исследуя воды Южного полярного круга, Кук достиг самой южной точки – 71°10' ю. ш., а дальнейший путь перекрывали сплошные паковые льды. Поэтому в дальнейшем мореплаватели отказались от попыток открыть шестой континент. Подводя итоги своей экспедиции, Кук писал: «Я обошел океан южного полушария в высоких широтах и отверг возможность существования материка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса в местах, недоступных для плавания».
31 марта 1819 г. Крузенштерн направил письмо морскому министру де Траверсе о необходимости исследования полярных вод. В письме Крузенштерн предложил подготовить две экспедиции – к Северному и к Южному полюсу. В каждую экспедицию планировалось включить по два судна. Особое внимание он уделяет экспедиции к Южному полюсу, о которой он пишет: «Сия экспедиция, кроме главной её цели – изведать страны Южного полюса, должна особенно иметь в предмете поверить все неверное в южной половине Великого океана и пополнить все находящиеся в оной недостатки, дабы она могла признана быть, так сказать, заключительным путешествием в сем море».
После решения назначить начальником экспедиции Ф. Беллинсгаузена началась непосредственная подготовка к отплытию исследователей. Для экспедиции снаряжалось два корабля – шлюп Мирный и шлюп Восток. «Мирный», построенный по проекту русских инженеров Колодкина и Курепанова и к тому же достаточно укрепленный Лазаревым для предстоящей экспедиции, показал свои блестящие качества.
Однако «Восток», построенный британскими инженерами, несмотря на все старания Лазарева сделать его таким же выносливым, как и «Мирный», все же качественно уступал второму шлюпу. Корпус «Востока» оказался слабым для плавания в полярных льдах, и его приходилось неоднократно укреплять и ремонтировать в ходе экспедиции. К концу экспедиции состояние шлюпа оказалось настолько плачевным, что побудило Беллинсгаузена прекратить экспедицию на месяц раньше и принять решение о возвращении.
Выйдя 4 июля 1819 г. из Кронштадта, экспедиция прибыла 2 ноября в Рио-де-Жанейро. Оттуда Беллинсгаузен сперва направился прямо на юг, обогнув юго-западный берег острова Южная Георгия, открытого Куком. От острова Южная Георгия экспедиция пошла на восток к так называемой Земле Сандвича. Её обошли с восточной стороны и установили, что это архипелаг, поэтому решили переименовать «землю» в Южные Сандвичевы острова. В группе этих островов были открыты остров Лескова, названный в честь участника экспедиции лейтенанта Лескова, остров Завадовского, названный в честь капитан-лейтенанта Завадовского и остров Торсона (высотой около 900 м). Группа из трёх вновь открытых островов была названа в честь тогдашнего морского министра островами Маркиза де Траверсе. Затем суда повернули на восток.
16 января 1820 г. экспедиция открыла Антарктиду, приблизившись к ней в точке 69°21'28" ю. ш. и 2°14'50" з. д. (район современного шельфового ледника Беллинсгаузена у Берега Принцессы Марты). 2 февраля участники вторично видели берег, а 5 и 6 февраля экспедиция подошла почти вплотную к береговым обрывам ледового материка. Затем, на время антарктической зимы, когда ледовая обстановка осложнилась, суда отправились в плавание по Тихому океану, где было открыто несколько новых островов.
С наступлением антарктического лета экспедиция вернулась в полярные широты. В январе 1821 г. обходя антарктический материк со стороны западного полушария, участники экспедиции сделали еще ряд географических открытий. Был обнаружен остров Петра I, названный в честь основателя российского военного флота, но подойти к нему близко мешали льды, поэтому высадка на остров не состоялась. Экспедиция увидела протяженный гористый берег, частично не покрытый льдом. Он получил название Земля Александра I. Затем достигли Южных Шетландских островов и нанесли их на карту. При движении на северо-восток были открыты три островка, названные острова Три Брата (ныне Эспланд и О’Бриен), остров контр-адмирала Рожнова (Гиббс), остров Михайлова (Корнуэлс), остров адмирала Мордвинова (Элифент), остров вице-адмирала Шишкова (Кларенс).
От Южных Шетландских островов мореплаватели взяли курс на Рио-де-Жанейро, а оттуда – через Атлантический океан в Европу. «Восток» и «Мирный» вернулись в Кронштадт 24 июля 1821 г., пробыв в плавании 751 день.
Описание путешествия (два тома с атласом карт и видов) было опубликовано под заглавием «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжении 1819, 20 и 21 гг., совершенные на шлюпах “Востоке” и “Мирном” под начальством капитана Беллинсгаузена, командира шлюпа “Восток”. Шлюпом “Мирным” начальствовал лейтенант Лазарев».
В результате экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева:
Изучив вклад немецкой нации в развитие российской науки XVII-XIX вв., проанализировав историю миграций немецких переселенцев, род их деятельности на территории России, а также государственную политику по отношению к иностранцам, мы пришли к полному подтверждению выдвинутой гипотезы. Действительно, немецкая нация оказала значимое и плодотворное влияние на становление и развитие российской науки в период XVII-XIX вв. В частности, на основании проделанной работы можем сделать следующие выводы:
Список используемой литературы
– Бобылёва С. И. Система образования немецких колоний начала ХХ в. и «ликвидационные» законы (на материалах южных губерний России) // Немцы России и СССР: 1901-1941. – М.: Готика, 2000.
–Беллинсгаузен Ф.Ф. Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света, в продолжении 1819, 20 и 21 годов, совершенные на шлюпах Восток и Мирном, под начальством Капитана Беллинсгаузена, командира шлюпа Восток. Шлюпом Мирным начальствовал Лейтенант Лазарев. Спб., тип. И. Глазунова, 1831. 2 ч.ч. Ч.1: [4], 397 с.; Ч.2: [2], 326 с.
– Герман А. А., Иларионова Т. С., Плеве И. Р. История немцев России: учебное пособие. – М.: МСНК-пресс, 2005.
– Герман А. А. Немецкая автономия на Волге. 1918-1941. Часть 1. Автономная область. 1918-1924. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1992.
– Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. / Перевод с нем. и доп. О. Н. Трубачева; под ред. и с предисл. Б. А. Ларина. – 2-е изд., стер. – М.: Прогресс, 1986.
– Riasanowsky, N. The Norman Theory of the Origin of the Russian State // Russian Review, Vol. 7, No. 1 (Autumn, 1947), pp. 96-110.
– Юшкевич А. П., История математики от Декарта до середины XIX столетия/ А.П. Юшкевич.- М.: Государственное издательство физико-математической литературы, 1960. – 467.
–Юшкевич А.П., История математики с древнейших времен до начала XIX столетия/ А.П. Юшкевич.- М.: Наука, 1972. – 496.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Байер,_Готлиб_Зигфрид
https://ru.wikipedia.org/wiki/Беллинсгаузен,_Фаддей_Фаддеевич
https://ru.wikipedia.org/wiki/Эйлер,_Леонард
Флейта и Ветер
Колумбово яйцо
Домик зимней ночью
Рисуем пшеничное поле гуашью
Попробуем на вкус солёность моря?