В настоящее время наше общество нуждается в творческих, интеллектуально развитых людях, имеющих философское, нестандартное мышление. Литература является одним из главных школьных предметов, развивающих интеллект человека, учит быстро анализировать и сравнивать.
МБОУ «Судогодская средняя общеобразовательная школа №1»
Исследовательская работа
Символика числа семь в романе Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание».
Выполнили:
Кувшинов Иван ученик 10 класса,
СОШ №1 г. Судогда,
Прохорова Карина ученица 10 класса,
СОШ №1 г. Судогда.
Научный руководитель:
Козлова Лариса Александровна, учитель русского языка и литературы.
г. Судогда, 2014 год
Содержание:
Введение……………………………………………………………………....3
Символика числа семь в романе «Преступление и наказание»……..….....5
Заключение……………………………………………………………..….…8
Список используемой литературы……………………………..……….…...9
Приложение……………………………………………………………….....10
Введение.
Цель исследования:
Рассмотреть символическую значимость и функцию числа 7 в произведении Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».
Задачи:
1. Установить связь числа 7 с проблематикой и героями произведения «Преступление и наказание».
2.Определить символику и функцию числа 7 в романе Преступление и наказание».
Актуальность темы: В настоящее время наше общество нуждается в творческих, интеллектуально развитых людях, имеющих философское, нестандартное мышление. Литература является одним из главных школьных предметов, развивающих интеллект человека, учит быстро анализировать и сравнивать.
Символы:
Испокон веков наши предки верили в символы, и всегда они притягивали людей своим таинственным смыслом. Неслучайно авторы художественной литературы зачастую использовали числа как дополнительный смысл, не исчерпывающийся значениями, лежащими на поверхности.
Символика – мистическое и одновременно очень сложное средство раскрытия позиции автора. Использование символики чисел является одним из самых важных и одновременно одним из самых интригующих художественных приемов. Именно числа зачастую позволяют читателю погрузиться в атмосферу произведения, приблизиться к замыслу автора. Числовая символика создает мистическое, загадочное настроение в произведении.
Для анализа мы выбрали роман Ф.М. Достоевского [1]«Преступление и наказание». Выбор произведения не случаен. Символика чисел в его творчестве занимает особое место. Фёдор Михайлович Достоевский уделял серьёзное внимание математике, обучаясь в Петербургском военно-инженерном училище, которое он закончил в 1843 году. Многие ученые отрицают связь произведений Достоевского с математикой, как не подобающей великому духу гения русского («То бишь, чтобы «не осквернить Христа», давайте ему придумаем свою версию его Судьбы…» - А. Матвеев.). А ведь математика в жизни писателя играла принципиальную роль.
И вот почему.
Федор Михайлович Достоевский от природы был человеком многосторонне развитым и имел склонность к чтению. Да и отец его, Михаил Андреевич, считался человеком суровым, но разумным. Ибо заставлял детей своих читать «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина и произведения А.С. Пушкина (положа руку на сердце, скажите какому «дитяти», интересно читать в детстве историю, да еще громадную историю России). Но «папенька» все-таки заставил сыновей своих полюбить историю России и произведения А.С. Пушкина. А может, отец еще к каким-то наукам «прививал» любовь? Дело в том, что родитель Федора Михайловича был человеком очень занятым, потому что занимался делами коммерческими внутри своего имения. А это, в свою очередь, наталкивает на мысль, что человек он был расчетливый, ибо деловой. И математика в жизни семьи Достоевских имела не последнее место.
Произведения Ф.М. Достоевского пользовались популярностью у многих ученых XIX-XX веков. Например, великий физик Альберт Эйнштейн[2] отзывался о произведениях Федора Михайловича так:
«Мне, лично, ощущение высшего счастья дают произведения искусства, в них я черпаю такое духовное блаженство, как ни в какой другой области…. Но если Вы спросите, кто вызывает сейчас во мне наибольший интерес, то я отвечу: Достоевский!»
Эти слова Эйнштейна, сказанные им в беседе с немецким публицистом начала XX века А. Мошковским, вот уже более полувека сотни ученых комментируют слова великого физика, выдвигая различные гипотезы, сравнивают мечту Ф.М. Достоевского, о социальной и моральной гармонии, и работу по поискам универсальной гармонии, которой Эйнштейн посвятил свою жизнь. Мировая гармония, красота подобна гармонии чисел. Достоевский сказал, что именно доброта и красота спасут мир.
Символика числа семь в романе «Преступление и наказание».
« Мир построен на силе чисел…» Пифагор[3].
«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского - это тайное, символическое произведение XIX века. Несмотря на детективную и психологическую основу романа, герои книги находятся под роковым влиянием символов[4]. Число-символ - шифр романа.
Числовая символика в романе основана, в первую очередь, на теории пифагорейцев, которая была известна Достоевскому. Это теория о влиянии чисел на жизнь человека. Существует такая легенда: Пифагор утверждал, что он сын бога Гермеса и земной женщины. Однажды отец сказал Пифагору, что он может просить всё, что захочет, кроме бессмертия. Пифагор просил сохранить ему память обо всех жизнях, которые ему предстоит прожить. Пифагор известен как талантливый стратег, экономист, математик. В Греции он организовал школу для юношей, но с каждого взял клятву, что тот будет молчать о знаниях, полученных в школе. Один из учеников нарушил клятву, и мир узнал о теории пифагорейцев, которая утверждает, что число играет в жизни человека решающее значение.
Так родился знаменитый пифагорейский тезис: «Все вещи суть числа». Интерес к числу часто носил у пифагорейцев[5] религиозно-мистический характер. Некоторые отголоски пифагорейской числовой мистики мы встречаем и в наши дни: например, обычай дарить нечётное число цветов (чётное число считалось несчастливым).
До некоторой степени сами числа образуют собственный язык, который понимали и которым пользовались многие первобытные племена, поддерживая связи между собой на языке чисел. Античный миф гласит, например, что магией чисел владели еще атланты. Им был известен истинный смысл чисел, законы их взаимодействия. Числовые модели изначально присущи человеческому сознанию и находили выражение в деятельности человека, начиная с глубокой древности.
Число 7 используется в романе всего 10 раз[6], но является наиболее устойчивым и, видимо, символическим числом в «Преступлении и наказании», так как оно связано с наиболее значимыми событиями романа, начиная с его композиционного членения. Сам роман состоит из семи частей – 6 частей и эпилог – первые две части состоят из семи глав каждая. Роковое время для Раскольникова – 7 часов вечера. Цифра 7 буквально преследует Раскольникова[7]. Он узнает, что именно в 7 часов старуха останется дома одна. «Только что он достал заклад, как вдруг где-то на дворе раздался чей-то крик: - Семой час давно!»
И число 7 здесь, конечно, не случайно. Согласно учению пифагорейцев число 7 является символом святости, здоровья и разума. Теологи называют число 7 «истинно святым числом, так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа 4, числа мирового порядка; следовательно, само число 7 является символом «союза» Бога с Человеком, символом общения между Богом и его творением. В Библии говорится о том, что в седьмой день Бог почил. « И совершил Бог к седьмому дню дела свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал».
Можно предположить, что «посылая» своего героя на убийство именно в 7 часов, Достоевский тем самым заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать «союз» Бога с Человеком. Вот почему, чтобы снова восстановить этот «союз», чтобы снова стать Человеком, Раскольников должен пройти через это «истинно святое число». Поэтому в эпилоге романа снова возникает число 7, но уже не как символ гибели, а как спасительное число: «Им оставалось ещё семь лет; а до тех пор, сколько нестерпимой муки и сколько бесконечного счастья!»
Заключение.
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что Федор Михайлович, обращаясь к символике числа 7, воздействует на подсознательный уровень понимания текста. Анализируя произведение, можно убедиться, что число 7 несет в себе огромную умственную нагрузку, помогая нам лучше понять авторский замысел. Согласимся с особой философией числа 7, утверждающей, что числа бывает счастливое и несчастливое. Проследив за использованием числа 7 в романе, понимаем, что автор использует число, чтобы подчеркнуть наиболее важные моменты в произведении, чтобы раскрыть особый смысл описываемых событий.
Ф.М. Достоевский в «Преступлении и наказании», рассказывая о грехе, о чистоте души человека, вводит в текст священную цифру 7, обращающие читателя к Богу, к совести.
Карен Степанян писал: «На самом деле Достоевский очень оптимистический и внушающий бодрость духа писатель, ибо в его произведениях всегда виден свет и пути выхода из самых сложных ситуаций». И мы с этим полностью согласны.
Сожалеем, что нам не удалось полностью раскрыть числовую символику романа, что-то осталось неизведанным , но это дает возможность еще раз воспользоваться книгой, для возможности разгадать таинственную загадку этого уникального произведения русской классической литературы XIX века.
Список используемой литературы.
Приложение
Таблица №1
Издержки из романа с числом и частотой использования его.
Число | Частота использования | Цитата |
2 | 53 | «второй день, как он уж почти совсем ничего не ел». «вся квартира состояла из этих двух комнат». «кроме тех двух пьяных, что попались на лестнице». «Катерина Ивановна два блюда сготовила, суп и солонину под хреном». «два часа просидели и всё шептались». «в самой же комнате было всего два стула» «квартира хозяйки его две недели как уже перестала ему отпускать кушанье». «она поставила перед ним свой собственный надтреснутый чайник, со спитым уже чаем, и положила два жёлтых кусочка сахару». «два больших почтовых листа были мелко - намелко исписаны». «вот уже два месяца с лишком, как я не беседовала с тобой письменно». «когда ты писал мне, тому назад 2 месяца, что слышал от кого-то, что Дуня много терпит грубости в доме господ Свидригайловых». «полученное от тебя письмо 2 месяца назад (от Роди к матери)». «служит в двух местах (Лужин)». «например, при 2-ом визите, уже получив согласие (согласие Дуни с Лужиным)». «2 листа кругом уписала» «этот бульвар и всегда стоит пустынный, теперь же во втором часу и в такой зной никого почти не было». «2 месяца назад они встретились (Родя и Разумихин)». «2 парня в телеге тотчас же берут по кнуту, чтобы помочь Миколке». «взял у неё 2 «билетика» и по дороге зашёл в один плохенький трактиришко». «она вошла опять в 2 часа с супом». «эту петлю, он тоже уже 2 недели назад придумал». «в 2-х шагах из-под лавки, что-то блеснуло в его глазах». «сошёл вниз по 2-ум ступенькам и слабым голосом окликнул дворника». «вытащил топор, который лежал между двумя пеленами». «во 2-ом этаже одна пустая квартира была». «во 2-ой комнате сидели и писали какие-то писцы». «между посетителями были две дамы». «две маленькие коробки». «вот тут 2 с лишком листа немецкого текста». «к супу явились две тарелки и две ложки, весь прибор». «чтобы Прасковья Павловна бутылочке 2 пивца откомандировала». «раза 2 заходил, нет дома». «и минуты две не говорил ни слова». «а у них работа по одной лестнице с убитыми во 2-ои этаже». «вылью себе на голову 2 ушата воды, и готов». «через 2 часа вдруг выздоровел». «потому что из двух зол выбирают меньшее». «потом медленно и внимательно начал читать письмо, и почел 2 раза». «я бы хотел вам ещё 2 слова сказать». «2 года стоял на своём». «2-ой разряд-господин будущего». «во 2-ом-то этаже, в квартире-то помните, двух работников или хоть одного из них». «что за 2 дня работников быть не могло». «вот и 2-ой этаж. Ба!». «Варенц двух детей бросила». «через 2 года готовился занять в здешнем университете профессорскую кафедру». «причём потрепало Соню по щеке и, привстав, горячо 2 раза её поцеловала». «взял бумажку 2-мя пальцами с пола», «по распоряжению Свидригайлова панихиды служили 2 раза в день». «я тотчас отправлю его, а сам возьму паспорт, 2 паспорта». «она убьёт его теперь в 2-ух шагах». «шла уже вторая неделя после Святой». «за колечко вам прошлый раз 2 билетика вынесла». |
3 | 44 | «по стенам 3-х грошовых картинок в жёлтых рамках» «детей же маленьких у нас трое, и Катерина Ивановна в работе с утра до вечера». «вдовой уже взял её, с 3-мя детьми, мал, мала меньше». «и осталась она после с тремя малолетними детьми в уезде далёком и зверском». «и ребятишки-то по три дня корки не видят». «Дарья Францовна, женщина злонамеренная и полиции многократно известная, раза 3 через хозяйку наведывалась». «было 3 старых стула (дом Роди)». «3 копейки почтальону своих отдала». «Настасья, уйди, ради Бога; вот 3 твои копейки, только, ради Бога, скорее уйди». «очень скоро мы сойдёмся все вместе опять и обнимемся все трое после почти 3-х летней разлуки». «с Дунечкой благополучно прокатимся в 3-ем классе». «с тремя целковыми «билетиками», как говорила та старуха». «потом позвонил в третий раз, но тихо, солидно, без всякого нетерпения». «у третий стены был комод». «вот уж и третий этаж начался». «а третьего-то дня, в «Гамбринусе» три партии сразу взял у вас на бильярде». «он уже сошёл3 лестницы, как вдруг послышался сильный шум внизу» «впрочем, он каждую ночь выслушивал вопли под своим окном в третьем часу». «он перевертел всё, до последней нитки и лоскутка и, не доверяя себе, повторил осмотр 3 раза». «а они совсем пришоль пьян и потом опять 3 путилки просил». «что я живу у ней уж около 3-х лет, с самого начала». «он шёл с тремя приятелями и расстался с ними у самых ворот». «а через 3 минуты, когда с дворником пришли, выходит, что дверь была отперта?». «и вчера, и третьего дня, и всё это время он терзал себя». «взял 3 рубля и, не сказав ни слова, вышел». «я уж часа 3 тебя жду». «3 рубашки холстинные» «только вдруг третьего дня и приводят самого Миколая». «а где серьги третьи сутки». «Родион вынул, сколько вынулось – 3 пятака». «в аккурат 3 раза, все слышали!- крикнул третий». «вот тут, через 3 дома, - дом Козеля». «да неужели я и не погляжу на него после трёх лет то». «вот тут, в третьем нумере был скандал». «года через 3 ты уж не будешь вставать для больного». «теперь вдова… чахоточная, жалкая женщина… трое маленьких сирот, голодные». «Соня пошла в третий этаж». «хоть 3 целковых себе оставь». «в это мгновение кто-то 3 раза стукнул в дверь». «голова его была свежее, чем в эти последние 3 дня». «иной раз и 3 дня не разговаривают». «я в 3 дня достану билет». «ну что ж… в трёх шагах и нельзя не убить». «трёхлетняя ёлка и 3 кустика». |
4 | 25 | «тут служили 4 дворника». «… подумал он невольно, проходя в 4-й этаж». «стало быть, этот немец теперь выезжает, и, стало быть, в 4-ом этаже по этой лестнице и на этой площадке». «пробовал я с ней, года 4 назад, географию и всемирную историю проходить». «они вошли со двора и прошли в 4-й этаж». «Раскольников не было уже месяца 4 (у Разумихина)». «удар по лошади во сне с большого размаха в 4 раза». «и она падает на землю, точно ей подсекли все 4 ноги сразу». «он съел немного, без аппетита, ложки 4, как бы машинально». «но вот и 4-й этаж, вот и дверь». «пошёл в 4-й этаж к старухе». «и, наконец, когда уже гость стал подниматься в 4-й этаж, тут он весь только встрепенулся», «затем повернули верх и прошли мимо, в 4-й этаж, громко разговаривая». «контора была от него с четверть версты». «войду, стану на колени и всё расскажу, - подумал он, входя в 4-й этаж». «он вошёл в эту комнату, четвёртую по счёту». «я уроки потерял и не плачу 4-й месяц». «потом 4 небольшие сафьяновые футляра». «слева беленая стена соседнего 4-х этажного дома», «месяца 4, как они не виделись». «4-й день едва ешь и пьёшь Родя». «и стал подниматься по знакомой лестнице в 4-й этаж». «и когда уже поравнялись в 4-ом этаже с хозяйкиною дверью», «он судил их уже с четверть часа». |
5 | 21 | «каморка его приходилась под самою кровлею высокого пятиэтажного дома». «вслед за ними же вышла ещё целая ватага человек в 5, с одной девкой и гармонией». «от одного воздуха этого можно было в 5 минут сделаться пьяным». «ну-с, а я оттуда, и уже 5-ую ночь-с». «очень вероятно было, что он 5 дней не раздевался и не умывался». «было же это государь мой, назад 5 недель». «этот кабак, развращённый вид, 5 ночей на сенных бараках и штоф». «ровно 5 суток назад тому, я похитил у Катерины Ивановны от сундука её ключ». «5-й день из дома, и там меня ищут, и службе конец». «не более как минут через 5 вскочил он снова и тотчас же, в исступлении, опять кинулся к своему платью». «а мне 5 раз щёку билль». «он поднялся к Разумихину в 5-й этаж». «Настасья, держа на растопыренных пяти пальцах блюдечко». «в 5 лет по разу и видимся». «что преступления в низшем классе, в последние 5 лет увеличились». «через 5 минут он стоял на мосту». «всё стоит 5-6 рублей, но мне дорого, память». «вещи мои стоят всего 5 рублей, но они мне особенно дороги». «Пётр Петрович, разменявший для каких-то причин в это утро несколько 5-ти% билетов, сидел за столом». «минут через 5 Лебязятников возвратился с Сонечкой». «кашель продолжался 5 минут». «Софьи Семёновны дома нет, 5 запертых комнат». «и можно было сосчитать до 5 раз в продолжение каждого зарева». «в доме у Пяти углов». |
6 | 14 | «и вижу я эдак в 6-ом часу, Сонечка встала». «когда же, 6 дней назад, я первое жалование моё 23 рубля 40 копеек – сполна принёс, малявочкой меня назвала». «самая маленькая девочка, лет шести, спала на полу». «так что раньше шести недель Дуня никак не могла рассчитывать вырваться из этого ужасного дома». «была и маленькая могилка его меньшего брата, умершего 6-ти месяцев». «налезло человек 6, и ещё можно посадить». «а меж тем может и 6 часов било». «растянет он эти 2 с половиной листа на 6». «и 6 рублей взял я вперёд». «он пришёл к себе уже к вечеру, стало быть, проходил всего часов 6». «вечер на дворе, часов 6 будет». «я из шестого класса гимназии – отвечал Замётов с некоторым достоинством». «всё стоит 5-6 рублей, но мне дорого, память». «вот также вчера вечером, в одной каморке, в 6 голосов». |
7 | 10 | «и раздались у входа звуки нанятой шарманки и детский надтреснутый семилетний голосок». «он лет семи гуляет в праздничный день (сон Роди)». «ровно в 7 часов вечера, останется дома одна». «семой час давно!». «до седьмого пота конторщика бы довёл». «а сама в 7 часов поднялась. (Прасковья Павловна)». «вон Варенц 7 лет с мужем прожила». «зайдите сюда ко мне, часов эдак в 7». «я семь лет прожил в деревне у Марфы Петровны». «часу в 7-ом Родя подходил к квартире матери». |
Биография Федора Михайловича Достоевского.
Фёдор Михайлович Достоевский ( 30 октября [11 ноября] 1821, Москва, Российская империя — 28 января [9 февраля] 1881, Санкт-Петербург, Российская империя) — один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей.
Юность писателя
Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве. Он был вторым из 7 детей, оставшихся в живых. Когда Достоевскому было 16 лет, его мать умерла от чахотки, и отец отправил старших сыновей, Фёдора и Михаила (впоследствии также ставшего писателем), в пансион К. Ф. Костомарова в Петербурге. 1837 год стал важной Датой для Достоевского. Это год смерти его матери, год смерти Пушкина, творчеством которого он (как и его брат) зачитывался с детства, год переезда в Петербург и поступления в Главное инженерное училище. В 1839 году его отец был убит, возможно, это сделали его крепостные крестьяне. Достоевский участвовал в работе кружка Белинского. За год до увольнения с военной службы Достоевский впервые перевёл и издал «Евгению Гранде» Бальзака (1843). Год спустя вышло в свет его первое произведение «Бедные люди», и он сразу стал знаменитым: В. Г. Белинский высоко оценил это произведение. Но следующая книга «Двойник» натолкнулась на непонимание. Вскоре после публикации «Белых ночей» писатель был арестован (1849) в связи с «делом Петрашевского». Хотя Достоевский отрицал предъявленные ему обвинения, суд признал его «одним из важнейших преступников». Военный суд находит подсудимого Достоевского виновным в том, что он, получив в марте сего года из Москвы от дворянина Плещеева копию с преступного письма литератора Белинского – читал это письмо в собраниях: сначала у подсудимого Дурова, потом у подсудимого Петрашевского. А потому военный суд приговорил его за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского лишить на основании Свода военных постановлений чинов и всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием.
Каторга и ссылка
Суд и суровый приговор к смертной казни (22 декабря 1849) на Семёновском плацу был обставлен как инсценировка казни. В последний момент осуждённым объявили о помиловании, назначив наказание в виде каторжных работ. Один из приговорённых к казни, Николай Григорьев, сошёл с ума. Ощущения, которые он мог испытывать перед казнью, Достоевский передал словами князя Мышкина в одном из монологов в романе «Идиот». Во время короткого пребывания в Тобольске на пути к месту каторги (11—20 января 1850) писатель встретился с жёнами сосланных декабристов :
Ж. А. Муравьёвой, П. Е. Анненковой и Н. Д. Фонвизиной. Женщины подарили ему Евангелие, которое писатель хранил всю жизнь. Следующие четыре года Достоевский провёл на каторге в Омске. Сохранились воспоминания одного из очевидцев каторжной жизни писателя. Впечатления от пребывания в остроге нашли потом отражение в повести «Записки из Мёртвого дома». В 1854 году Достоевский был освобождён и отправлен рядовым в седьмой линейный сибирский батальон. Во время службы в Семипалатинске он подружился с Чоканом Валихановым, будущим известным казахским путешественником и этнографом. Здесь же у него начался роман с Марией Дмитриевной Исаевой, которая была замужем за учителем гимназии Александром Исаевым, горьким пьяницей. Через некоторое время Исаева перевели на место судебного заседателя в Кузнецк. 14 августа 1855 года Фёдор Михайлович получил письмо из Кузнецка: муж М. Д. Исаевой скончался после долгой болезни. 6 февраля 1857 года Достоевский обвенчался с Марией Исаевой в русской православной церкви в Кузнецке. Сразу после венчания они отправились в Семипалатинск, но по дороге у Достоевского произошёл эпилептический припадок, и они на четыре дня остановились в Барнауле. 20 февраля1857 года Достоевский и его жена вернулись в Семипалатинск. Период заключения и военной службы был поворотным в жизни Достоевского: из ещё не определившегося в жизни «искателя правды в человеке» он превратился в глубоко религиозного человека, единственным идеалом которого на всю последующую жизнь стал Иисус Христос. В 1859 году в «Отечественных записках» Достоевский опубликовал свои повести «Село Степанчиково и его обитатели» и «Дядюшкин сон».
После ссылки
30 июня 1859 года Достоевскому выдали временный билет № 2030, разрешающий ему выезд в Тверь, и 2 июля писатель покинул Семипалатинск. В 1860 году Достоевский с женой и приёмным сыном Павлом вернулся в Петербург, но негласное наблюдение за ним не прекращалось до середины 1870-х годов. С начала 1861 года Фёдор Михайлович помогал брату Михаилу издавать собственный журнал «Время», после закрытия которого в 1863 году братья начали выпускать журнал «Эпоха». На страницах этих журналов появились такие произведения Достоевского, как «Униженные и оскорблённые», «Записки из мёртвого дома», «Зимние заметки о летних впечатлениях» и «Записки из подполья». Достоевский предпринял поездку за границу с молодой эмансипированной особой Аполлинарией Сусловой, в Баден-Бадене увлёкся разорительной игрой в рулетку, испытывал постоянную нужду в деньгах и в это же время (1864 год) потерял жену и брата. Непривычный уклад европейской жизни довершил разрушение социалистических иллюзий юности, сформировал критическое восприятие буржуазных ценностей и неприятие Запада. Через полгода после смерти брата издание «Эпохи» прекратилось (февраль 1865 года). В безвыходном материальном положении Достоевский написал главы «Преступления и наказания», посылая их М. Н. Каткову прямо в журнальный набор консервативного «Русского вестника», где они печатались из номера в номер. В это же время под угрозой потери прав на свои издания на 9 лет в пользу издателя Ф. Т. Стелловского он обязался написать ему роман, на что у него не хватило бы физических сил. По совету друзей Достоевский нанял молодую стенографистку Анну Сниткину, которая помогла ему справиться с этой задачей. В октябре 1866 года за двадцать шесть дней был написан и 25 числа закончен роман «Игрок». Роман «Преступление и наказание» был оплачен Катковым очень хорошо, но чтобы эти деньги не отобрали кредиторы, писатель уехал за границу со своей новой женой Анной Сниткиной. Поездка отражена в дневнике, который в 1867 году начала вести Сниткина-Достоевская. По пути в Германию супруги остановились на несколько дней в Вильне.
Расцвет творчества
Сниткина обустроила жизнь писателя, взяла на себя все экономические вопросы его деятельности, а с 1871 года Достоевский навсегда бросил рулетку. С 1872 по 1878 годы писатель прожил в городе Старая Русса Новгородской губернии. Эти годы жизни были очень плодотворными: 1872 — «Бесы», 1873 — начало «Дневника писателя» (серия фельетонов, очерков, полемических заметок и страстных публицистических заметок на злобу дня), 1875 — «Подросток», 1876 — «Кроткая». В октябре 1878 года Достоевский возвращается в Петербург, где поселяется в квартире в доме на Кузнечном переулке,5/2, в которой и проживает до дня своей смерти 28 января (9 февраля) 1881 года. Здесь же в 1880 году он заканчивает написание своего последнего романа «Братья Карамазовы». В настоящее время в квартире расположен Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского. В последние несколько лет жизни 2 события стали особо значимыми для Достоевского. В 1878 году император Александр II пригласил к себе писателя, чтобы представить его своей семье, и в 1880 году, всего лишь за год до смерти, Достоевский произнёс наменитую речь на открытии памятника Пушкину в Москве. В эти же годы писатель сблизился с консервативными журналистами, публицистами и мыслителями, переписывался с видным государственным деятелем К. П. Победоносцевым. Несмотря на известность, которую Достоевский обрёл в конце своей жизни, поистине непреходящая, всемирная слава пришла к нему после смерти. В частности, Фридрих Ницше признавал, что Достоевский был единственным психологом, у которого он мог кое-чему поучиться («Сумерки идолов»). 26 января (7 февраля) 1881 года сестра Достоевского Вера Михайловна приехала в дом к Достоевским, чтобы просить брата отказаться от своей доли рязанского имения, доставшейся ему по наследству от тётки А. Ф. Куманиной, в пользу сестёр. По рассказу Любови Фёдоровны Достоевской, была бурная сцена с объяснениями и слезами, после чего у Достоевского пошла кровь горлом. Возможно, этот неприятный разговор стал толчком к обострению его болезни (эмфиземы) — через два дня писатель скончался. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
[1] См. в приложение.
[2] Альберт Эйнштейн (14 марта 1879, Ульм, Вюртемберг, Германия — 18 апреля 1955, Принстон, Нью-Джерси, США) — физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года, общественный деятель-гуманист. Жил в Германии (1879—1893, 1914—1933), Швейцарии (1893—1914) и США (1933—1955),
[3] Пифагор Самосский (570—490 гг. до н. э.) древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.
[4] См. в приложении Таблица №1.
[5] Пифагореизм — религиозно-философское учение, основанное в Древней Греции VI—IV вв. до н. э. Получило название по имени своего родоначальника Пифагора.
[6] См. в приложении Таблица №1
[7] Главный герой романа.
Слайд 1
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ : Символика числа семь в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Выполнили: Прохорова Карина ученица 10 класса. Кувшинов Иван ученик 10 класса. Руководитель : Козлова Лариса Александровна, учитель русского языка и литературы.Слайд 2
Цель исследования: Рассмотреть символическую значимость и функцию числа 7 в произведении Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Задачи: 1.Определить символику и функцию числа 7 в романе «Преступление и наказание». 2. Установить связь числа 7 с проблематикой и героями произведения «Преступление и наказание». Актуальность темы: В настоящее время наше общество нуждается в творческих, интеллектуально развитых людях, имеющих философское, нестандартное мышление. Литература является одним из главных школьных предметов, развивающих интеллект человека, учит быстро анализировать и сравнивать.
Слайд 3
Издержки из романа с числом 7 и частотой использования его. Число Частота использования Цитата 7 10 «и раздались у входа звуки нанятой шарманки и детский надтреснутый семилетний голосок». «он лет семи гуляет в праздничный день (сон Роди)». «ровно в 7 часов вечера, останется дома одна». «семой час давно!». «до седьмого пота конторщика бы довёл». «а сама в 7 часов поднялась. (Прасковья Павловна)». «вон Варенц 7 лет с мужем прожила». «зайдите сюда ко мне, часов эдак в 7». «я семь лет прожил в деревне у Марфы Петровны». «часу в 7-ом Родя подходил к квартире матери».
Слайд 4
Числовая символика в романе основана, в первую очередь, на теории пифагорейцев, которая была известна Достоевскому. Это теория о влиянии чисел на жизнь человека. Существует такая легенда: Пифагор утверждал, что он сын бога Гермеса и земной женщины. Однажды отец сказал Пифагору, что он может просить всё, что захочет, кроме бессмертия. Пифагор просил сохранить ему память обо всех жизнях, которые ему предстоит прожить. Пифагор известен как талантливый стратег, экономист, математик. В Греции он организовал школу для юношей, но с каждого взял клятву, что тот будет молчать о знаниях, полученных в школе. Один из учеников нарушил клятву, и мир узнал о теории пифагорейцев, которая утверждает, что число играет в жизни человека решающее значение. Пифагорейский тезис: «Все вещи суть числа».
Слайд 5
Число 7 здесь, конечно, не случайно. Согласно учению пифагорейцев число 7 является символом святости, здоровья и разума. Теологи называют число 7 «истинно святым числом, так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа 4, числа мирового порядка; следовательно, само число 7 является символом «союза» Бога с Человеком, символом общения между Богом и его творением. В Библии говорится о том, что в седьмой день Бог почил. « И совершил Бог к седьмому дню дела свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал». 7- символ «союза» Бога с Человеком .
Слайд 6
Предположение о замысле автора Можно предположить, что «посылая» своего героя на убийство именно в 7 часов, Достоевский тем самым заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать «союз» Бога с Человеком. Вот почему, чтобы снова восстановить этот «союз», чтобы снова стать Человеком, Раскольников должен пройти через это «истинно святое число». Поэтому в эпилоге романа снова возникает число 7, но уже не как символ гибели, а как спасительное число: «Им оставалось ещё семь лет; а до тех пор, сколько нестерпимой муки и сколько бесконечного счастья!»
Слайд 7
Обращение автора. Ф.М. Достоевский в «Преступлении и наказании», рассказывая о грехе, о чистоте души человека, вводит в текст священную цифру 7, обращающие читателя к Богу, к совести.
Слайд 8
В заключении : Исходя из вышесказанного, можно отметить, что Федор Михайлович, обращаясь к символики числа 7, воздействует на подсознательный уровень понимания текста. Анализируя произведение, можно убедиться, что число 7 несет в себе огромную умственную нагрузку, помогая нам лучше понять авторский замысел. Согласимся с особой философией числа 7, утверждающей, что числа бывает счастливое и несчастливое. Проследив за использованием числа 7 в романе, понимаем, что автор использует число, чтобы подчеркнуть наиболее важные моменты в произведении, чтобы раскрыть особый смысл описываемых событий. !
Слайд 9
Дополнительный материал по данной теме вы можете найти в буклете, а также на Интернет сайтах.
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
У меня в портфеле
Тигрёнок на подсолнухе
Дымковский петушок