Работа посвящена изучению вопроса геноцида еврейского народа в годы второй мировой войны. Целью данной работы является на основе доступных источников и литературы проанализировать основное содержание явления Холокоста как политики организованного геноцида еврейского народа в годы Второй мировой войны. Выявить причины оформления антисемитской политики, проводимой нацистскими правящими кругами в Германии и на оккупированных ею территориях в период 1933-1945 гг. Определить формы и методы холокоста, а также оценить реальные масштабы и исторические последствия этой трагедии.
Презентация сопровождается воспроизведением аудиофайлов. Полный вариант работы - по ссылке https://yadi.sk/d/qNdGv8YpiTGmK
Вложение | Размер |
---|---|
holokost_referat.doc | 250 КБ |
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Республики Марий Эл
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №4 им. А.С. Пушкина г. Йошкар-Олы»
Реферат на тему:
ГЕНОЦИД ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Выполнил: учащийся 11А класса
Петров К.В.
Руководитель: учитель истории
Гребнев Д.В.
г. Йошкар-Ола
2011год
Содержание.
Введение.
Глава I. Понятие и периодизация холокоста.
Глава II. Теория и практика холокоста.
§1. Нацистская идеология как теоретическое обоснование холокоста.
§2. Формы холокоста. Преступления нацистов на территории СССР.
§3. Масштабы холокоста.
Заключение.
Приложения.
Введение.
Со времени окончания Второй мировой войны минуло 65 лет, но в человеческой памяти она навсегда останется как одна из самых трагических страниц истории мировой цивилизации. Ее результатом стали неисчислимые материальные потери, города и целые государства лежали в руинах. Война стала трагедией целого поколения, проложившей грань в жизни и судьбе многих семей и целых народов.
Бесчеловечный режим, установленный нацистами в самой Германии и на оккупированных территориях, стал причиной формирования системы массового террора. В годы Второй мировой войны от рук нацистов и их пособников погибли миллионы людей разных национальностей, в том числе около шести миллионов евреев.
Холокост, как система организованного уничтожения еврейского населения, начался в Германии с приходом нацистов к власти и окончился только вместе с безоговорочной капитуляцией Рейха. Преследование евреев, начавшееся в Германии с периодических актов террора, общественного и экономического бойкота, правовой дискриминации и изгнания осевших в стране евреев иностранного происхождения, завершилось выполнением нацистской программы «окончательного решения». Вдохновленная Гитлером антисемитская политика в Рейхе планомерно осуществлялась нацистским партийным аппаратом, государственными и общественными учреждениями Германии при активной поддержке пронацистских и антисемитских кругов как в Германии, так и на территориях, захваченных ею в ходе Второй мировой войны, а также в странах-сателлитах. Даже на пороге своей неизбежной гибели, нацистское руководство продолжало отдавать распоряжения о массовых казнях заключенных концлагерей.
Преследование и истребление еврейского населения Европы не были спонтанным проявлением бытового антисемитизма. Уничтожение евреев в нацисткой Германии было возведено в ранг государственной политики и приобрело характер официально организуемого геноцида. Тщательная продуманность и детальная разработанность подобных мероприятий, направленных на полное уничтожение евреев, были доказаны в ходе судебных процессов над нацистскими военными преступниками. Международный трибунал в Нюрнберге квалифицировал преследование нацистским правительством евреев как преступление против человечности.
Последствия катастрофы еврейского народа, как и многих других народов Европы и мира имеют решающее значение для настоящего и будущего человеческой цивилизации. Влияние холокоста сказывается и сейчас спустя более полвека, и будет ощущаться на протяжении еще многих поколений.
Научное исследование исторической проблемы истоков и содержания холокоста началось сразу после окончания войны, когда достоянием мировой общественности стали ужасающие факты геноцида еврейского и других народов в годы существования нацистского режима в Германии.
В первые послевоенные годы изучение нацистских преступлений было монополией британских и американских историков. В 40-х и 50-х гг. англо-саксонская историография выдвигала тезис о том, что гитлеровская диктатура была не ошибкой германской истории, а неизбежным следствием ее развития. Вместе с тем, сама политика холокоста подавалась как следствие первоначального бытового антисемитизма, распространенного в Германии в XIX веке, обостренного идеологией пангерманизма, и получившая мощный импульс к развитию в условиях нацистской диктатуры. Немецкие исследователи категорически отвергли представления о «коллективной вине немецкого народа», заявив о том, что немцы были не преступниками, а первой жертвой нацизма. Немецкие историки, не отвергая тезиса о бесчеловечности холокоста и исторической ответственности немецкого народа и германского государства, допустившего приход Гитлера к власти, считали необходимым проводить грань между эсэсовцами, гестаповцами, айнзацгруппами и немецким народом.
Однако подобная позиция не может быть признана полностью объективной и свободной от конъюнктурного влияния. Исследования последних лет показали, что в осуществление массовых убийств, наряду с СС и узким террористическим аппаратом режима, были вовлечены вермахт, министерство иностранных дел, значительная часть административных учреждений, полиция и другие структуры. С другой стороны, функционирование централизованной и хорошо отлаженной машины холокоста было навряд ли возможно без хотя бы молчаливого согласия основной массы населения Германии. А также прямого либо опосредованного участия немцев в преследовании евреев. Историки предложили широкий спектр мотивов подобного поведения, который охватывает ожесточение военного времени, расизм, разделение труда, связанное с возраставшей рутиной, карьеризм, слепое послушание и веру в авторитет, идеологическую индоктринацию и приспособление.
Однако говорить о том, что немецкий народ разделял антисемитскую идеологию и практику нацизма также несправедливо. Сама политика холокоста в этой связи не зря составляла в Германии государственную тайну, разглашение которой каралось смертью. А вот антисемитизм на бытовом уровне действительно, по мнению немецких ученых, сыграл роль благодатной почвы социального безразличия к притеснению евреев в Германии.
Неоценим вклад советских и российских историков в изучение этого вопроса. В СССР проблема холокоста рассматривалась как неотъемлемая и составная часть политики геноцида европейских народов в годы войны и других военных преступлений нацизма. Именно на территории Польши и Советского Союза политика уничтожения еврейского населения приобрела наиболее бесчеловечные проявления и организованные формы с целью «окончательного решения еврейского вопроса».
В представлении отечественных ученых в уничтожении населения на востоке нацистское государство использовало все возможности государственной репрессивной системы и организованной военной силы Вермахта, поставленных на службу идеологическим измышлениям Гитлера и нацистской верхушки. И военные преступления на территории СССР совершали не только СС, гестапо и карательные подразделения, но и части германской армии. Это доказывает, что бациллы нацистской идеологии очень глубоко проникли в сознание немецкого общества, породив крайнюю жестокость, нетерпимость и социальную истерию в сочетании с апатией, утратой морально-нравственных ориентиров. На этом базировался фундамент проводимой политики геноцида в целом и холокоста в частности.
Целью данной работы является на основе доступных источников и литературы проанализировать основное содержание явления Холокоста как политики организованного геноцида еврейского народа в годы Второй мировой войны. Выявить причины оформления антисемитской политики, проводимой нацистскими правящими кругами в Германии и на оккупированных ею территориях в период 1933-1945 гг. Определить формы и методы холокоста, а также оценить реальные масштабы и исторические последствия этой трагедии.
Глава I. Понятие и периодизация холокоста.
Исторический термин «холокост» был введен в научный оборот западными исследователями проблемы нацистского антисемитизма в годы Второй мировой войны, прежде всего Эли Визелем, в 50-е годы ХХ века. Этот термин имеет библейское происхождение и в переводе с греческого означает «всесожжение». Понятие холокоста как нельзя лучше отражает суть, содержание и цели политики германского фашизма в отношении еврейского населения, ориентированной на его тотальное уничтожение.
В еврейской литературе, посвященной тематике холокоста, также используется термин «шоа». Перевод этого слова с иврита – катастрофа – как нельзя ярко отражает судьбу
Массовое уничтожение евреев по праву считается одним из отличительных признаков тоталитарной гитлеровской диктатуры. Расовая ненависть отличала ее от всех ранее имевших место или оформивших в послевоенный период образцов тоталитаризма. Для явления холокоста были характерны следующие черты:
Исследователи холокоста различают четыре этапа в усилении дискриминационных мер и интенсивности истребления. Они совпадают с ростом мощи национал-социалистической партии в самой Германии и влияния ее идеологии в правящих кругах ее союзников и профашистских государств, оккупацией Германией европейских стран в ходе Второй мировой войны, вторжением германских вооруженных сил в пределы Советского Союза, осознанием нацистской верхушкой неизбежности трагического для Германии исхода развернутой ею войны.
Первый этап (январь 1933 г. – август 1939 г.) начинается с событий 30 января 1933 г., когда лидер национал-социалистической партии Адольф Гитлер стал рейхсканцлером Германии. Последующие общественно-политические процессы показали, что успех Гитлера и НСДАП был не случаен. На ближайших парламентских выборах 5 марта 1933 г. нацисты одержали убедительную победу и сформировали правительство. Вскоре после этих событий по немецким городам прокатилась волна антисемитских выступлений, а новые власти Германии приняли первые постановления, имевшие целью устранить евреев из общественной жизни и заставить их покинуть Германию. Евреи изгонялись из органов государственного и муниципального управления, врачам-евреям запрещалась частная практика, лишались лицензии адвокаты и нотариусы, выходцы из еврейской среды. Вытеснялись евреи из сферы культуры и образования.
Второй этап (сентябрь 1939 г. – июнь 1941 г.) непосредственно связан с началом Второй мировой войны и последовавшими за этим событием коренными изменениями в судьбе европейских народов и, в частности, еврейского населения континента.
После включения польских территорий в состав Германии, создания «генерал-губернаторства» на территории Центральной Польши около двух миллионов польских евреев оказались под властью немцев. В циркуляре, изданном после захвата Германией польских земель в сентябре 1939 г., глава Главного управления безопасности Рейха (РСХА) Р. Гейдрих отдал приказ об организации гетто и концентрации в них польских евреев. Положение евреев усугублялось тем, что возможности эмиграции были сведены на нет после того, как мир раскололся на два воюющих лагеря. А 1 октября 1941 г. был наложен окончательный запрет на еврейскую эмиграцию. Евреев обязали носить специальные отличительные знаки на одежде. Им запрещалось заниматься какой бы то ни было экономической деятельностью, их отправляли на принудительные работы, изолировали в гетто. Началось изгнание евреев с территории рейха и Протектората Богемия и Моравия в оккупированную немцами Польшу. К концу этого этапа тысячи евреев были сконцентрированы в рабочих лагерях.
Число убийств и нападений на евреев, в которых были замешаны солдаты вермахта, полиция и местное население, резко увеличилось, но программа уничтожения еще не выкристаллизовалась. Однако обнищание, тяжелый принудительный труд, голод, болезни, нечеловеческие условия жизни в гетто и террор в рабочих лагерях вызвали массовую смертность. Шел процесс «убийства окольным путем».
21 сентября 1939 г. руководство СС, осуществляя план «оттеснения евреев на Восток», решило изгнать евреев с польских территорий, присоединенных к Рейху. С октября 1939 г. по март 1940 г. в район небольшого городка Ниско близ Люблина было выслано около 95 тыс. евреев из этих областей, а также из Вены и Моравска-Остравы. Их перевозили в запечатанных вагонах и выгружали в пустынной местности, где, оставленные без крова и пищи, они должны были строить лагерь для будущих заключенных.
Еще несколько тысяч евреев с территории рейха и оккупированной Чехии были сосланы в район Люблина зимой 1939–40 гг. Целью этой части нацистской программы, которая известна под названием «Люблинской резервации», было сосредоточить на ограниченном участке под строгим надзором тысячи евреев и, эксплуатируя их труд, добиться высокой смертности от голода и болезней. Однако из-за разногласий по поводу юрисдикции различных инстанций нацистского аппарата и опасения, что на этом этапе массовые незапланированные высылки отрицательно скажутся на немецкой экономике, план создания «Люблинской резервации» был отменен уже в марте 1940 г.
В июле 1940 г. министерство иностранных дел Германии обсудило план, предусматривавший переселение четырех миллионов евреев Европы на остров Мадагаскар, куда польские власти предлагали уже в 1937–38 гг. направить поток еврейской эмиграции. План был отвергнут, так как уже в это время разрабатывались планы уничтожения евреев на территории оккупированной Европы.
В различных городах генерал-губернаторства начали создаваться с сентября 1939 г. гетто, куда немецкие власти переселяли не только местных жителей-евреев, но и евреев из близлежащих районов. Летом 1940 г. десятки тысяч евреев были собраны в тщательно охраняемых лагерях принудительного труда. Нацисты использовали евреев на прокладке дорог и строительстве мостов, при возведении укреплений вдоль советской границы, на промышленных предприятиях. Непосильный труд, страшная скученность, жестокая дисциплина и голод делали жизнь в рабочих лагерях невыносимой. В кратчайший срок заключенные теряли силы и заболевали, многие умирали. Переход к третьему этапу (июнь 1941 г. – осень 1943 г.) был связан с развязыванием нацистской Германией агрессии против СССР. Подготовка войны с Советским Союзом потребовала детальной разработки плана массового уничтожения «нежелательных элементов» — коммунистов, советской интеллигенции. К тому времени, видимо, окончательно оформился план тотального уничтожения евреев. Евреи Советского Союза подлежали уничтожению, в первую очередь, как «носители большевизма».
Опыт, накопленный в концлагерях и при осуществлении программ «умерщвления из жалости» (что означало на языке нацистов ликвидацию нежелательных в расовом и социальном отношении элементов), позволил выработать детальные планы массового уничтожения. Ответственность за выполнение планов была возложена на рейхсфюрера СС Г. Гиммлера, действовавшего через РСХА, во главе которого стоял Р. Гейдрих, а после его убийства в 1942 г. — Э. Кальтенбруннер. Детальное планирование было сосредоточено в гестапо, являвшемся IV управлением РСХА, где был создан специальный отдел по еврейским делам (IV B4) во главе с А. Эйхманом. По соглашению с верховным командованием Вермахта к началу войны были сформированы четыре мобильных подразделения СС — эйнзацгруппен, которые следовали за армейскими частями и осуществляли массовые убийства еврейского населения на оккупированных советских территориях.
Нехватка рабочей силы и одновременно экономически бессмысленное убийство миллионов людей вызвали в 1943–1944 гг. колебания нацистской верхушки в отношении к «окончательному решению еврейского вопроса». Это обусловило некоторый пересмотр методики проведения политики холокоста и переход к четвертому этапу (зима 1943 г. – май 1945 г.).
В 1943 г. Гиммлер отдал приказ об использовании труда уцелевших евреев в интересах ведения войны. В определенный момент Гиммлер даже предложил освободить часть евреев в обмен на политические уступки (включая и возможность переговоров о заключении сепаратного мира с Западом) или за колоссальный выкуп.
На последнем этапе войны, когда неизбежность поражения Германии уже не вызывала сомнений, некоторые нацистские руководители пытались использовать евреев для установления связи с союзниками и разыграть значимую карту в политическом противостоянии с союзниками, в то время как другие (прежде всего Гитлер) продолжали требовать тотального уничтожения тех, кто еще оставался в живых.
Быстрое продвижение союзных войск и Красной Армии вглубь территории Германии принудило эсэсовцев лихорадочно ликвидировать последние гетто и рабочие лагеря и заметать следы совершенных в них преступлений. Издаются последние распоряжения об уничтожении заключенных концлагерей. Известны планы разрушения лагерей путем нанесения массированных бомбовых ударов с воздуха, затопления барж с заключенными. Специальное подразделение (зондеркоммандо-1005) занималось сожжением трупов на месте массовых расстрелов.
Таким образом, холокост представляется как организованная государственная политика нацистского Рейха, ориентированная на планомерное уничтожение еврейского и иного «расово неполноценного и социально вредного» населения Германии и оккупированных ею в годы Второй мировой войны территорий.
Под влиянием как внутренних, так и внешних обстоятельств высшее нацистское руководство неоднократно пересматривало основные подходы к реализации «окончательного решения еврейского вопроса». И если в первые годы после прихода НСДАП к власти в Германии официальные власти прежде всего делали ставку на вытеснение евреев из системы общественных отношений и побуждение их террористическими методами покинуть территорию Рейха, то с началом Второй мировой войны решение еврейской проблемы стало видеться исключительно в свете создания условий для последовательного вымирания еврейского и другого «расово неполноценного» населения. Но наиболее бесчеловечные формы политика геноцида принимает после нападения Германии на СССР. Нацистское государство создало систему концлагерей для планомерного массового уничтожения людей, поставленного на промышленную основу. Но резкое ухудшение положения Германии на фронтах в 1943 году, острый дефицит рабочих рук в экономике страны заставили ряд нацистских руководителей говорить о нерациональном использовании «контингента» концлагерей, хотя это не изменило принципиальной позиции Гитлера и его ближайшего окружения в решимости к «окончательному решению еврейского вопроса». Поэтому до самого момента окончания войны продолжалась реализация бесчеловечной политики геноцида народов Европы.
Глава II. Теория и практика холокоста.
§1. Нацистская идеология как теоретическое обоснование холокоста.
Антисемитизм стал одной из форм национальной и религиозной нетерпимости, выражавшейся во враждебном отношении к евреям в Третьем Рейхе и проведения в отношении их целенаправленной политики геноцида.
Исторические корни антисемитизма уходят в древность. Распространение еврейского населения всегда шло достаточно активно, но повсеместно еврейские диаспоры составляли очевидное меньшинство. Следует обратиться к религиозно-культурной основе еврейского народа – иудаизм. Провозглашение евреев народом богоизбранным определяло обособленность евреев среди местного населения. В христианских странах евреев неприязнь к евреям как иноверцам поддерживалась разными способами, вплоть до утверждения, что Христос был распят евреями в ритуальных целях.
Социально-экономическая природа антисемитизма базировалась на том, что евреи, сосредоточившись на занятиях торговлей, ростовщичеством и ремеслом становились серьезными конкурентами местного нееврейского населения.
В XIX в. особой силы антисемитизм достиг в Германии и Австро-Венгрии под влиянием деятельности христианско-социалистических партий. Благодатной почвой для его распространения стала идеология пангерманизма и обострение национальных проблем на территории «лоскутной» Австро-Венгерской империи.
В ноябре 1918 г. закончилась Первая мировая война. Германия потерпела поражение и согласно Версальским соглашениям потеряла 12% своей территории, большую часть угольной и сталелитейной промышленности и не видела другого способа вернуть жизненно важные ресурсы, как с помощью военных действий. Поэтому реваншистские настроения в германском обществе постоянно нарастали. Но в Версале Германия согласилась на ограничения своего военно-экономического потенциала.
Экономическая депрессия, крайний национализм как реакция на поражение в первой Мировой войне, беспорядки, разочарование в демократии пробудили во многих немцах яростный антисемитизм. На этой волне в Германии во множестве стали появляться партии крайне правого направления, такие как Немецкая национал-социалистическая рабочая партия.
Нацистская партия сформировалась в 1919 году. Свой путь к диктатуре Гитлер начал со своего вступления в Мюнхене в нацистскую партию, одной из программных целей которой был провозглашен государственный антисемитизм. Вскоре он оказался в числе руководителей этой партии, отличившись публичными выступлениями против евреев.
Воспользовавшись общим недовольством и экономическими трудностями, Гитлер утверждал расистскую теорию, открыто выступая против евреев. Евреи были обвинены в поражении Германии, в распространении коммунистических идей, в стремлении разрушить демократические режимы в Европе.
Согласно переписи населения 1925 г., евреи составляли примерно 1% населения Германии – около 600 тысяч человек. Сильно ассимилированные за столетие после разрешения гетто, более всего они были представлены среди так называемых лиц свободных профессий (16% юристов, 10% врачей, около 5% писателей, университетских профессоров и театральных директоров). Еще значительнее была доля еврейских банкиров – 17% (впрочем, в 1895 г. их было 37%). Студенты-евреи в прусских университетах составляли 6%.
К сферам, где присутствие евреев было действительно заметно, следует отнести торговлю недвижимостью (11%), мелкую торговлю (25%), пошив одежды (30%). Евреям принадлежало 79% универмагов.
В книге «Mein Kampf» («Моя борьба») в 1923 г. Гитлер утверждал, что евреи не способны к продуктивной деятельности, не могут создать своего государства, а потому используют творческую энергию других наций. Они якобы поставили себе целью поработить наиболее активные народы. Гитлер провозгласил беспощадную борьбу против еврейства – за чистоту немецкой (арийской) расы. Он считал себя признанным спасти мир от «еврейского засилья». Государственная и партийная пропаганда стремилась использовать все возможности для демонизации образа еврея. Особенно преуспевал в этом нацистский листок «Дер Штюрмер».
С приходом к власти Гитлера антисемитизм стал приобретать очертания государственной политики в Германии, проявляя себя во всех сферах общественных отношений. 10 мая 1933 г. в Берлине состоялось сожжение «вредных» книг, организованное министром пропаганды Геббельсом. Наряду с книгами классиков мировой литературы (Т.Манна, Э.М.Ремарка, Д.Лондона, Э.Золя) сожжению были преданы произведения Генриха Гейне, Зигмунда Фрейда, Стефана Цвейга, Альберта Эйнштейна — знаменитых писателей и ученых еврейского происхождения. Геббельс заявил: «Душа германского народа вновь может выразить себя. Это пламя освещает не только конец старой эры, но и начало новой». Так началась нацификация немецкой культуры.
В сентябре 1935 г. на съезде нацистской партии были приняты Нюрнбергские законы. Таким образом нацисты реализовали первый этап «решения еврейского вопроса»: они лишили евреев всех гражданских прав. С принятием Нюрнбергских законов антисемитизм получил легальный статус. Антиеврейская политика становилась всё более жестокой. СС и органы внутренних дел занялись осуществлением политики «расовой гигиены». В школах учеников знакомили с инструментами, с помощью которых якобы возможно определять расовые признаки людей: с приборами и таблицами, помогающими измерить и оценить размер скул, цвет глаз и волос. В 1938 г. детям, отличающимся «неполноценными расовыми признаками», было запрещено посещать немецкие школы.
Постепенно нацисты перешли от ограничения прав евреев к их вытеснению из общественной, политической и экономической жизни Германии.
§2. Формы холокоста.
Преступления нацистов на территории СССР.
30 января 1933 г. рейхспрезидент Германии престарелый фельдмаршал Гинденбург назначил лидера НСДАП Адольфа Гитлера рейхсканцлером и поручил ему сформировать правительство. Приход к власти нацистов стал основанием, приведшим к началу коренных изменений как во внутренней политике Германии, так и международной ситуации в мире в целом. Оголтелый антисемитизм стал одной из форм и направлений в политике нацистского государства.
Уже весной 1933 г. по стране прокатилась волна антиеврейских выступлений. Целью проводимых на данном этапе антисемитских акций было устранить евреев из общественной жизни и заставить их покинуть Германию. 9 марта 1933 г. произошли первые антиеврейские эксцессы в Берлине. 11 марта штурмовики ворвались в здание суда в Бреслау и выгнали оттуда евреев — судей, прокуроров и адвокатов.
1 апреля 1933 г. нацисты подвергли евреев Германии экономическому бойкоту. Бойкотировались еврейские магазины и мастерские, товары, произведенные предприятиями, владельцами которых были евреи. 7 апреля был издан закон «о восстановлении профессионального чиновничества», установивший понятие «неарийца» еще до издания Нюрнбергских законов и приведший к увольнению с государственной службы около двух тысяч евреев. Закон от 22 апреля запрещал больничным кассам держать на службе врачей-евреев. В том же году была введена процентная норма (менее 1% ) для студентов-евреев в высших учебных заведениях. 29 апреля было аннулировано членство евреев-художников в немецких союзах деятелей искусства. Экономические трудности и внутрипартийная борьба в нацистском руководстве в 1934 г. замедлили темпы антиеврейского законодательства, но с консолидацией режима в 1935 г. антисемитские мероприятия возобновились. 15 сентября 1935 г. были изданы Нюрнбергские законы.
Проведение Олимпийских игр в Берлине в 1936 г. и стремление Германии упрочить свой международный престиж привели к некоторому смягчению политики в отношении евреев. Но в последующие годы, отмеченные активной подготовкой к войне, участились нападения на евреев и ускорился процесс принятия антиеврейского законодательства: 5 января 1938 г. был принят закон, обязывающий евреев добавлять имя «Израиль» к имени каждого мужчины и «Сара» к имени каждой женщины. В апреле 1938 г. была введена обязательная регистрация еврейского имущества для последующей его конфискации. 5 октября паспорта евреев были объявлены недействительными, и документы эмигрирующих из Германии евреев стали отмечать буквой J (Jude). 28 октября начались аресты евреев — польских граждан. В течение нескольких дней около семнадцати тысяч евреев были переброшены на польскую границу, но польские власти отказались принять их.
Воспользовавшись покушением Г. Гриншпана на чиновника германского посольства в Париже фон Рата, 28 октября 1938 г. нацисты организовали погром, получивший в истории название «Хрустальная ночь». Тысячи евреев Германии и Австрии подверглись побоям и унижениям, десятки были убиты, около тридцати тысяч брошены в концентрационные лагеря. В эту ночь были сожжены и разграблены около 200 синагог.
Эмиграция евреев, первоначально носившая добровольный характер, с 1938 г. стала принудительной, превратилась в насильственное изгнание евреев из Германии и захваченных ею стран, и явилась прелюдией к их физическому уничтожению. 24 января 1939 г. был организован Имперский центр по эмиграции евреев. Гестапо, руководившее этими органами, принуждая евреев эмигрировать, конфисковывало их имущество. С объявлением части Чехословакии Протекторатом Богемия и Моравия на 118 тыс. евреев страны также стало оказываться давление, которое должно было побудить их эмигрировать. Накануне Второй мировой войны под властью нацистской Германии находилось около 400–410 тыс. евреев; приблизительно столько же успело эмигрировать до начала военных действий.
С 1933 г. по 1941 г. Германию покинули около 267 тыс. евреев — почти половина еврейского населения страны. В 1941 г. были закрыты еврейские средние школы, и молодежь с 14-летнего возраста направлялась на принудительные работы. 30 ноября 1942 г. закрылись начальные школы. К 1943 г. Германия была практически «очищена» от евреев. К этому времени в ней проживало не более 10 тысяч человек, считавшихся евреями согласно Нюрнбергским законам.
Вместе с консолидацией режима в Германии усиливалось и влияние нацистской идеологии в разных странах Европы. Возникли фашистские и профашистские партии, использовавшие идеи и методы нацистов (см. статьи об отдельных странах).
С началом Второй мировой войны принципиально изменился подход высшего нацистского руководства к методике «окончательного решения еврейского вопроса». В секретном приказе начальника службы безопасности Рейнхарда Гейдриха от 21 сентября 1939 г. была определена политика нацистов по отношению к евреям Польши. Всех евреев следовало вывезти из небольших городов и местечек и поместить в изолированные районы крупных городов – в гетто. При этом почти вся собственность евреев подлежала конфискации.
Миллионы евреев к концу 1940 г. были изолированы в гетто на территории Польши. Евреев предупреждали о переселении в гетто за день, а иногда за несколько часов. С собой разрешалось брать лишь ручную кладь. Перед переселением в гетто у евреев конфисковывали все ценности.
По приказу Гейдриха для управления гетто и исполнения приказов нацистов были созданы еврейские советы (юденраты). В них входили влиятельные члены общины; юденраты отвечали за регистрацию всех евреев, точную опись всей еврейской собственности, распределение жилья, осуществляли охрану внутреннего порядка, ведали медицинскими вопросами и поддержанием чистоты, а также выделяли жителей на принудительные работы.
Как правило, гетто создавались в городах и населенных пунктах, находящихся поблизости от железных дорог.
Гетто располагались в самых плохих районах городов. Они обычно отделялись от близлежащих кварталов стеной или колючей проволокой. Там они ожидали своей участи, голодая, претерпевая лишения, страдая от эпидемий и подневольного труда.
Фашисты не только изолировали евреев, но и запретили им заниматься многими видами профессиональной деятельности. Между гетто не было никакой связи. Время от времени устраивались обыски, в ходе которых порой отнималось последнее. Евреев выгоняли на принудительные работы, за которые чаще всего почти ничего не платили.
Жизнь в гетто – это голод, страх, невыносимые условия существования. Эсэсовцы регулярно проводили акции, во время которых в первую очередь уничтожали всех нетрудоспособных – детей, стариков, больных, беременных женщин.
Узникам гетто запрещались какие бы то ни было формы общественной деятельности и отправления религиозных обрядов. Перед смертью евреи должны были осознать, что они – люди низшего сорта; нацисты хотели их измучить и унизить, а уже потом убить.
Ежедневно голод и болезни уносили многие жизни. Нацисты поставили перед собой цель – сломить дух обитателей гетто.
Тем не менее, обитатели многих гетто мужественно сопротивлялись варварским действиям нацистов. Игнорируя приказы немцев, они организовывали медицинскую службу, проводили просветительные и религиозные мероприятия. Действовали синагоги; в гетто нелегально доставлялись продукты питания. Женщины продолжали рожать в подпольных родильных домах. Тайно сохраненные радиоприемники приносили узникам гетто сведения о событиях на фронтах. За колючую проволоку проносились запрещенные печатные издания. В некоторых гетто велись подпольные архивы, целью которых было сохранить письменные свидетельства о том страшном времени.
Немецкие власти лишили евреев, запертых в гетто, всех человеческих прав. Духовное противостояние такой политике нацистов приобретало различные формы. Заточенные в гетто делали все, чтобы поддержать хотя бы некоторое подобие культурной жизни. Устраивались подпольные лекции, театральные представления, организовывались школы, где учились страдавшие от голода дети. Все это утверждало высокое человеческое достоинство, духовное право угнетенных и униженных оставаться людьми до последнего дыхания. В этом выражалось духовное сопротивление евреев нацистам.
Как только стало ясно, что истинным намерением нацистов является полное уничтожение всех евреев, бойцы сопротивления в гетто стали готовиться к борьбе за жизнь. Внутри некоторых гетто подпольщики выпускали нелегальные листовки, газеты, воззвания, готовили боеспособную часть населения к восстаниям. Евреи, сумевшие уйти из гетто, вливались в партизанские отряды; имеются свидетельства о действиях таких отрядов в Белоруссии, Литве, во многих районах Украины, в брянских и смоленских лесах.
Все это было связано с большим риском, и тысячи евреев поплатились жизнью за свое стремление сохранить человеческое достоинство. Но политика жестоких репрессий, нехватка оружия и теплившаяся у многих надежда пережить войну и оккупацию сдерживали сопротивление. Лживые обещания нацистов о переселении евреев порождали тщетные надежды.
С началом Великой Отечественной войны политика геноцида населения оккупированных Германией территорий крайне ожесточилась. В течение нескольких недель после вторжения на территорию Советского Союза вооруженные силы Германии глубоко проникли в области со значительным еврейским населением. Части еврейского населения западных районов Советского Союза удалось эвакуироваться в глубь страны, однако большинство еврейского населения западных областей осталось под властью немцев и погибло от рук эйнзацгрупп, которым помогали солдаты вермахта и местные коллаборационисты, принимавшие активное участие в осуществлении «окончательного решения».
Уже в конце июля 1941 г. в Каунасе были убиты немцами и их литовскими пособниками тысячи евреев. Из 60 тыс. евреев Вильнюса около 45 тыс. погибли в ходе акции, продолжавшихся до конца 1941 г. Волна убийств прокатилась по всей Литве. К началу 1942 г. остатки еврейских общин сохранялись лишь в городах Каунас, Вильнюс, Шяуляй и Швенчис. В Латвии в течение нескольких недель было уничтожено все еврейское население провинциальных городов, и сохранились лишь общины Даугавпилса, Риги и Лиепаи. Из 33 тысяч евреев Риги 27 тысяч были убиты в конце ноября – начале декабря 1941 г. Примерно тогда же были истреблены евреи Даугавпилса и Лиепаи. Значительной части немногочисленного еврейского населения Эстонии удалось эвакуироваться в глубь территории Советского Союза. Примерно 1 тысяча евреев была сконцентрирована в лагере, около 500 из них были убиты в сентябре 1941 г., а остальные были истреблены постепенно.
В Белоруссии лишь немногим евреям удалось эвакуироваться в глубь страны. В течение пяти дней около 80 тыс. евреев Минска и его окрестностей были сконцентрированы в гетто. До начала зимы свыше 50 тыс. человек были убиты. В первые месяцы оккупации было истреблено также большинство евреев Витебска, Гомеля, Бобруйска и Могилева. Двенадцать из 23 гетто, созданных в Белоруссии и в оккупированных частях РСФСР (главным образом в Смоленской области), были ликвидированы до конца 1941 г., а еще 6 — в первые месяцы 1942 г.
27 июня 1941 г. в Белостоке были убиты 2 тысячи евреев, а спустя несколько дней — еще несколько тысяч. На Западной Украине немцы и местное население устроили погромы уже в конце июня – начале июля 1941 г. Во Львове 30 июня – 3 июля было убито 4 тысячи евреев, а 25–27 июля — около 2 тысяч. Спустя несколько дней после захвата немцами Луцка там было убито 2 тысячи евреев; из 27 тысяч евреев Ровно 21 тысяча была убита в ноябре 1941 г.
Евреи с довоенной территории Украины, которым не удалось эвакуироваться до прихода немцев, попали в руки нацистов и разделили участь еврейского населения восточноевропейских областей. Наступление немецких войск на восток и оккупация ими обширных территорий Советского Союза привели к тому, что под власть нацистов попала часть евреев, сумевших эвакуироваться из западных районов страны в начале военных действий. Их постигла общая участь еврейского населения оккупированных территорий. Многие общины Украины были уничтожены бесследно. Из 70 еврейских центров довоенной Украины, 43 были уничтожены еще в 1941 г., а остальные — до середины 1942 г. После занятия немцами в конце октября 1941 г. почти всего Крыма было убито около 5 тысяч крымских евреев и еще около 18 тысяч еврейских жителей.
Таким образом, сразу после оккупации советской территории начались массовые расстрелы мирных жителей (уже в первые месяцы эйнзацгруппы уничтожили около миллиона человек, большей частью евреев). Однако умерщвление таким «примитивным» способом протекало медленно, а концентрацию в одном месте большого числа обреченных трудно было сохранить в тайне; кроме того, вид тысяч окровавленных трупов и способы заметания следов расправы вызывали ужас даже у самих эсэсовцев. Поэтому исполнители программы «окончательного решения» стали прибегать к более усовершенствованным методам уничтожения. От одного из них — отравления выхлопными газами в специальных автомашинах («душегубках») — вскоре отказались по техническим и психологическим причинам.
Однако метод массовых убийств, используемый айнзацгруппами, и даже применение технических средств умерщвления людей вскоре были признаны неэффективными для достижения целей «окончательного решения еврейского вопроса». 20 января 1942 г. состоялось совещание в пригороде Берлина – Ванзее, на котором крупные нацистские деятели обсуждали пути выполнения приказа Германа Геринга о проведении мероприятий для «окончательного решения еврейского вопроса в сфере германского влияния». Гейдрих сообщил о точном количестве евреев, которые подлежат ликвидации в Европе, и назвал 33 государства, где их предстоит уничтожить.
Было решено создать в Польше шесть лагерей смерти, куда депортировать еврейское население Европы – Треблинка, Хелм, Собибор, Майданек, Освенцим и Белжец.
В конце 1941 – начале 1942 г. в Прибалтике, в Белоруссии и на Украине гитлеровцы приступили к ликвидации гетто. Их обитателей либо уничтожали, либо переводили в лагеря смерти. Туда направлялись эшелоны с евреями из оккупированных западноевропейских стран, из Украины, Белоруссии, Прибалтики, из западной части России.
В этих лагерях уничтожение людей проводилось на индустриальной основе. Были оборудованы газовые камеры и печи для сжигания трупов – крематории. С помощью этих орудий смерти в течение 1942 г. были уничтожены свыше 3,25 млн. евреев, живших в Восточной Европе.
Депортация евреев из гетто в лагеря смерти проводилась регулярно. Однако в 1942 г. стало очевидным, что война не закончится быстро, и гитлеровскому командованию потребуется труд заключенных, особенно специалистов, в лагерях и гетто. Немецкая администрация распорядилась сохранить гетто и трудовые лагеря в Вильнюсе, Каунасе, Минске, Львове и в некоторых других городах и местностях.
Крайне отрицательно влияли на физическое и психическое состояние гонимых евреев невероятно тяжелые условия жизни: голод, холод, каторжный труд, постоянное унижение человеческого достоинства, побои, издевательства, неизбывный страх за себя и за семью. Многие обитатели гетто до последнего момента надеялись спастись, не верили в страшную правду о лагерях смерти. Такие надежды питала нацистская пропаганда, распускавшая слухи о том, что вывезенные из гетто люди просто переселяются в другие местности.
Кроме создания новых лагерей смерти на территории Польши, была резко активизирована деятельность концлагерей, созданных еще до войны в самой Германии: Дахау, Бухенвальд, Заксенхаузен, Равенсбрюк, Бельзен, Маутхаузен, Флоссенбюрг, Дора, Нейенгамме и других.
К 1944 году на территории Рейха существовало 20 крупных концлагерей и более 100 их филиалов. За годы нацистской диктатуры через заключение в концлагерях прошло более 18 млн. человек, из которых около 11 млн. заключенных было казнено, уничтожено в газовых камерах, стали жертвами медицинских экспериментов, умерло от истощения, болезней и непосильного труда.
Не смотря на бесчеловечные условия жизни заключенных в концлагерях, и здесь возникали очаги сопротивления нацистам, где, казалось, не было ни малейших возможностей для борьбы. Вот свидетельства очевидцев.
В Освенциме извлечение золотых зубов, выгрузку тел из газовых камер, стрижку волос, сжигание трупов выполняла специальная рабочая группа из заключенных, называемая зондеркомандой. 22 июля 1944 г. за отказ работать в зондеркоманде в газовой камере были убиты 435 молодых евреев из Греции.
В Освенциме лагерное начальство время от времени ликвидировало членов зондеркоманды, чтобы избавиться от свидетелей своих преступлений. В надежде на спасение группа подняла 7 октября 1944 г. бунт, во время которого был уничтожен один крематорий. Однако бунт закончился кровавой расправой над участниками.
14 октября 1943 г. узники лагеря уничтожения в Собиборе взбунтовались, во главе стояла тайная организация, которую возглавлял советский военнопленный Александр Печерский, а также еврейский узник Леон Фельдгандлер… В эту организацию входило около 150 евреев из Голландии, Польши и СССР… Узники убили несколько эсэсовцев и украинских националистов из лагерной стражи… Небольшому количеству удалось сбежать: тем, кто смог пройти через заминированные поля, окружавшие лагерь. Остальные были перебиты эсэсовцами; однако после этих событий этот центр уничтожения не возобновил своей деятельности.
И те, кто поднимался на борьбу с оружием в руках, и те, кто избирал путь духовного противостояния злу, в равной степени утверждали человеческое достоинство. Ненависть к палачам и готовность простить им их злодеяния сходились в одной точке – там, где человеческое побеждало нечеловеческое. Об этой победе свидетельствует «Равенсбрюкская молитва», текст которой, записанный на клочке оберточной бумаги, был найден в женском концлагере после его освобождения.
Выжить духом стремились и слабые телом, даже дети. В концлагере Терезин, где содержались еврейские дети, после войны была установлена скульптура, изображающая мальчика в лагерной робе. Скульптор Мария Ухитилова назвала этот памятник «Первый день в аду». Через Терезинский лагерь прошли пятнадцать тысяч детей. В живых осталось сто. Остальных убили в Освенциме и Треблинке.
Остались детские рисунки, авторы которых были принуждены смотреть на окружающий мир взрослыми глазами. Рождались совсем не детские сюжеты: «Казнь», «Мертвый человек», «Надзиратель»… А рядом – «Мой друг Иржи», «Мама», «Добрый дядя».
Дети тайно издавали рукописный журнал. Его авторы менялись часто: транспорты из Терезина в Освенцим уходили два раза в месяц. Дети не просто существовали – они жили. Последний номер журнала (сколько их было всего, неизвестно) вышел осенью 1944 г., незадолго до отправки последней группы терезинских детей в Освенцим.
После оккупации западных территорий СССР, вся власть там была передана немецкой гражданской администрации. Эти территории были разделены на две административные единицы – рейхскомиссариат Украина (Волынская и Полесская области) и рейхскомиссариат Остланд (Литва, Латвия, Эстония, западные районы Белоруссии). Восточная Галиция с городом Львовом были присоединены к Варшавскому губернаторству. Зона между Днепром и Бугом, включая Одессу (Транснистрия), была передана под власть Румынии.
На оккупированных территориях, находившихся в прифронтовой полосе, евреи уничтожались айнзацгруппами. В рейхскомиссариатах, в генерал-губернаторстве и в Транснистрии евреи, оставшиеся в живых после действий айнзацгрупп, выселялись из местечек и городов в гетто.
В каждом захваченном нацистами городе или местечке военные власти впервые же дни оккупации издавали приказы, обязывавшие евреев регистрироваться и носить желтые нашивки – с тем, чтобы они отличались от остального населения.
Евреи были обязаны выходить на принудительные работы. В крупных городах нацисты изолировали евреев в обнесенных колючей проволокой гетто, которые охранялись вооруженными патрулями.
13 августа 1941 г. была издана печально знаменитая директива Лозе, рейхскомиссара Остланда, которая скрупулезно определяла уклад жизни советских евреев на оккупированных землях. Весь дух директивы пронизан антисемитизмом, отношением к евреям как к рабам, недочеловекам, на которых не могут распространяться ни многовековые нормы человеческого общежития, ни требования морали, ни традиции европейского гуманизма.
После проведения акций по массовому истреблению евреев, осуществленных немцами в 1941-1942 гг. в западных районах Украины и Белоруссии, на оккупированных территориях еще оставались гетто. Самыми большими в советских границах 1940 г. были гетто Вильнюса, Каунаса, Риги, Минска, Шауляя и Лиды. В начале лета 1943 г. в них находились около 70 000 евреев.
21 июня 1943 г. Гиммер издал приказ о ликвидации всех оставшихся на территории Остланда гетто. Трудоспособных евреев предписывалось перевести в концентрационные лагеря, находившиеся под управлением СС, а не гражданской администрации, которой подчинялись гетто. Летом 1944 г., перед отступлением немцев из стран Балтии и других оккупированных районов, находившиеся в лагерях евреи были частично расстреляны, а частично эвакуированы в концентрационные лагеря Германии.
В Восточной Галиции (Львовская, Тернопольская, Станиславская области) истребление евреев приобрело особый размах. С конца 1942 до июня 1943 г. там были убиты около 180 000 евреев. Гетто Львова, Тернополя, Дрогобыча и ряда других городов были ликвидированы в июне 1943 г. В этих районах еще оставались 21 000 – 25 000 евреев в рабочих лагерях и в Яновском лагере во Львове. Большинство из них были расстреляны летом 1944 г., накануне отступления нацистов.
С 22 июня 1941 г. до начала 1942 гг. немцами было уничтожено большинство (более 80%) еврейского населения Литвы, Латвии, Эстонии и почти все еврейство Восточной Белоруссии, Восточной Украины и оккупированных районов РСФСР.
Характерно, что в советской кампании германское командование впервые задействовало и армию, поскольку советские евреи воспринимались не только как евреи вообще, а как основные «носители» большевистского духа».
20 ноября 1941 г. командующий 11 армией Манштейн издал приказ, в котором говорилось:
«Солдат должен понимать необходимость наказания еврейства – носителя самого духа большевистского террора».
В то же время советские евреи пережили Холокост уже на его третьем этапе, когда никаких возможностей для эмиграции у евреев не было, поэтому, если евреи Германии и частично даже Польши, смогли выбраться из страны, советским евреям этого не удалось.
Кроме того, подавляющее большинство даже не знало о том, что им грозит в случае прихода немцев.
Все это привело к тому, что советских евреев погибло в процентном отношении больше, чем евреев других государств. Парадоксально, но наиболее удачливыми оказались евреи вновь присоединенных областей – Зап. Белоруссии и Украины, Прибалтики, Бессарабии и Северной Буковины, которые были репрессированы накануне войны и принудительно вывезены и за пределы этих территорий. Этот процесс автоматически продолжался до июля 1941 г. Более менее повезло евреям Эстонии, 3/4 которых удалось эвакуироваться во внутренние районы СССР, поскольку Эстония – единственная из прибалтийских республик, оккупированная немцами не летом, а осенью 1941 г.
§3. Масштабы холокоста
Традиционно жертвами холокоста считаются 6 миллионов евреев Европы. Это число фигурировало в слушаниях на Нюрнбергском процессе. Тем не менее полного поимённого списка жертв не существует. К концу войны нацисты уничтожали даже следы от лагерей смерти; сохранились свидетельства о вывозе либо уничтожении уже захороненных останков людей перед приходом советских войск. В Национальном Мемориале Катастрофы (холокоста) и Героизма «Яд ва-Шем» в Иерусалиме хранятся персональные документы, свидетельствующие о приблизительно 3 миллионах жертв. Неполнота данных объясняется тем, что зачастую еврейские общины уничтожались целиком и не оставалось родных, близких, друзей, которые могли бы сообщить имена погибших. Война разбросала людей, и выжившие отказывались сообщать о своих родных как об умерших, надеясь на встречу с ними. Огромное количество людей было уничтожено на оккупированной территории СССР, куда доступ зарубежным исследователям был закрыт и где говорили о погибших просто как о «советских гражданах», замалчивая их происхождение.
Основной источник статистических данных о Катастрофе европейского еврейства — сравнение предвоенных переписей населения с послевоенными переписями и оценками. Сравнение численности евреев в странах Европы до и после войны, проведённое в 1949 г. Всемирным еврейским конгрессом, привело к выводу, что число погибших в Катастрофе составляет шесть миллионов человек; это число закреплено в приговорах Нюрнбергского процесса главных военных преступников.
Л. Поляков приводит германские данные времен войны, на основании которых, с учетом демографических последствий расовой политики нацистов (падение рождаемости преследуемых евреев и уничтожение детей), он оценивает общие потери еврейского народа примерно в восемь миллионов. Немецкий ученый Р. Руммель в 1992 г. опубликовал демографическое исследование, в котором оценил число погибших евреев от 4 млн. 204 тыс. до семи миллионов, считая наиболее вероятной цифру 5 млн. 563 тыс. По подсчету Я. Робинзона (приводится в нижеследующей таблице), в Катастрофе погибло около 5 млн. 821 тыс. евреев.
Государство, территория | Число погибших |
Польша, Советский Союз | 4 565 000 |
Венгрия | 402 000 |
Чехословакия | 277 000 |
Германия | 125 000 |
Нидерланды | 106 000 |
Франция | 83 000 |
Австрия | 65 000 |
Греция | 65 000 |
Югославия | 60 000 |
Румыния | 40 000 |
Бельгия | 24 000 |
Италия | 7 500 |
Норвегия | 760 |
Люксембург | 700 |
Всего | 5 820 960 |
Холокост стал настоящей катастрофой еврейского народа. За период Второй мировой войны было уничтожено около 6 млн. евреев. Это около 60% всего еврейского населения Европы. Наибольшие потери понесли страны Восточной Европы в частности СССР и Польша. В Советском Союзе погибло около 1,5 млн евреев, а в Польше около 3 млн, что составило 18% от всего польского населения. Но это только прямые потери, по исследованиям Л. Полякова, с учётом демографических последствий расовой политики нацистов (падение рождаемости преследуемых евреев и уничтожение детей), он оценивает общие потери еврейского народа примерно в 8 миллионов.
Сейчас подавляющее большинство историков считает, что Гитлер планировал уничтожение европейских евреев с самого начала, постепенно раскрывал свою программу и, наконец, осуществил ее в условиях войны. До 1940 г. гитлеровцы не замышляли ничего кроме принудительного выселения еврейского населения. Эти проекты становились все менее реалистичными во время войны, когда под нацистским господством оказались миллионы евреев в оккупированных странах Европы. В Главном имперском управлении безопасности (РСХА) разрабатывались планы создания резерваций на Мадагаскаре, под Люблином и на побережье Северного Ледовитого океана.
Распоряжение о начале массовых убийств мог отдать только Гитлер, но поскольку письменного текста такого приказа не найдено, рубежом считается приказ Г.Геринга от 31 июля 1941 г., отданный шефу службы безопасности (СД) Р.Гейдриху. В конце лета 1941 г. айнзацгруппы СС начали истребление евреев на оккупированной советской территории.
Но в это время в нацистском руководстве еще существовала альтернатива физическому уничтожению: осенью 1941 г. шеф гестапо Г.Мюллер издал директиву о начале переселения евреев из Франции в Марокко. Даже к моменту конференции в Ванзее (март 1942 г.) массовое уничтожение евреев в Освенциме и других лагерях не было конечной целью нацистов. Только когда рухнули надежды руководителей «третьего рейха» на скорую победу, наступил поворотный пункт общеевропейского «окончательного решения». Причиной физического уничтожения миллионов беззащитных людей была не только антисемитская идеология, но и созданная самими гитлеровцами материальная и психологическая ситуация.
Заключение.
Политика геноцида, проводимая нацистской Германией в отношении населения европейских стран в годы Второй мировой войны, стала самым масштабным и самым жестоким военным преступлением в мировой истории. Одним из самых ярких примеров преступлений против человечности, совершенных в годы гитлеровской диктатуры стала политика холокоста.
Холокост как организованный и целенаправленный процесс уничтожения еврейского населения не был чем-то случайным или вынужденным порождением войны. Антисемитизм составлял важную часть идеологической платформы нацистской партии. Поэтому, придя к власти, гитлеровская клика стала прилагать усилия по созданию государственной системы преследования евреев.
При общем содержании, основанном на оголтелом антисемитизме, национализме и расовой нетерпимости, методика реализации холокоста со временем претерпевала изменения. Первоначально нацисты стремились вытеснить евреев из системы общественной жизни Германии и стимулировать их покинуть территорию Рейха. Но с началом Второй мировой войны методы проведения политики холокоста в жизнь приобрели более жесткие формы, связанные с организацией гетто и привлечением евреев к тяжелому труду. Но только сам Гитлер четко представлял масштабы задуманного им преступления и в конечном итоге определял методику «окончательного решения еврейского вопроса». После нападения Германии на Советский Союз политика геноцида приобрела самые жестокие формы и проявления, связанные с массовыми казнями и организацией специализированных лагерей смерти, в которых были замучены и погибли в газовых камерах миллионы людей разных национальностей, в том числе и евреи.
По данным историков жертвами холокоста в годы нацистской диктатуры стали 6 млн. человек. Наиболее жестокий режим гитлеровцы установили на территории Польши и СССР, где от рук нацистских палачей погибло 4 565 тысяч человек.
Еще в 1943 г. в «Декларации об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства», подписанной руководителями стран антигитлеровской коалиции, нацистов предупреждали о том, что они ответят за свои преступления и что им не скрыться «даже на краю света».
В 1945—1946 гг. в Нюрнберге — в городе, где проходили съезды нацистской партии, где были приняты расистские законы, — международный военный трибунал судил некоторых руководителей Третьего Рейха за совершенные ими преступления.
В ходе суда была доказана виновность подсудимых в преступлениях против мира, в военных преступлениях, в преступлениях против человечности: в негуманном отношении к гражданским лицам, в преследовании людей по расовому признаку, в том числе в уничтожении евреев. Трибунал приговорил к смертной казни 12 руководителей гитлеровского государства.
Военные трибуналы после войны осудили более 30 000 нацистов. Тысячам преступников удалось ускользнуть от правосудия. Многие нашли убежище в США, Канаде, Австралии, в латиноамериканских странах. Объединенные Нации решили не принимать во внимание сроки давности совершенных нацистами преступлений. В 1960—1970-е гг. были арестованы и осуждены десятки и сотни нацистов. Среди них — глава Еврейского отдела гестапо Адольф Эйхман.
Нюрнбергский процесс и все последующие процессы над нацистскими преступниками напоминают о неотвратимости ответственности за геноцид.
История Холокоста помогает осознать, как предрассудки, предубеждения, ложные суждения порождают практический расизм. История Холокоста учит нас и тому, как современная техника и технология могут быть использованы для уничтожения людей.
Осмысливая Холокост, историки и политики стараются определить роль еврейской трагедии в судьбе человечества, а также выяснить, какие параллели, ассоциации, совпадения связывают то, что произошло в Германии в середине XX столетия, и сегодняшнюю ситуацию.
Правительство России приняло федеральную программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе»; из духа и буквы этого документа вытекает необходимость преодоления воспроизводящихся в обществе этнических предрассудков (в том числе — антисемитизма), мешающих строить правовое государство и гражданское общество.
Список литературы.
Приложения.
Приложение 1
Хронология холокоста.
1933
1934
1935
1936
1937
1938
1939
1940
1941
1942
1943
1944
1945
Пчёлы и муха
Три орешка для Золушки
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Отчего синичка развеселилась
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Комментарии
Реферат, презентация, аудио и
Реферат, презентация, аудио и видео файлы к ней доступны по ссылке на Яндекс-диске https://yadi.sk/d/qNdGv8YpiTGmK 27Mb