Исследовательская работа по роману Р.Брэдбери "451 градус по Фаренгейту" заставляет задуматься о будущем человечества.
Вложение | Размер |
---|---|
mozhno_li_oboytis.doc | 287 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10 г. Павлово
Гуманитарное отделение.
Секция словесности.
Название работы: «Можно ли обойтись без художественной литературы?»
(На примере романа Рэя Брэдбери
«451 градус по Фаренгейту»).
Автор работы:
ученица 9 класса А
Жаркова Оксана Дмириевна, 15 лет.
Научный руководитель:
учитель русского языка и
литературы
МОУ СОШ №10 г.Павлово
Кондрашина Ольга Юрьевна.
2015 г., г. Павлово
Оглавление.
Собрать бы книги все, да сжечь!
А.С.Грибоедов «Горе от ума».
Там, где жгут книги, кончат тем, что станут жечь людей.
Гейне.
I.Введение.
Тема, данная в заглавии работы, мне близка и актуальна на сегодняшний момент. К сожалению, сейчас, в 21 веке, легко встретить человека, который не любит читать. Не читать сегодня стало нормой. Почему? Во-первых, появление множества гаджетов: телефонов, планшетов, игровых приставок – всё это отнимает уйму времени. Во-вторых, что такое книга в первую очередь? Это источник знаний, духовных ли или технических, а сейчас любую интересующую информацию можно получить, сказав:«Okay, Google». В наше время не принято рыться в библиотеках для поиска интересующей информации, как делали это наши бабушки и дедушки, родители. В-третьих, у многих нет заинтересованности в чтении, нет примера. Итак, книги- это получение информации. А если речь идёт о художественной литературе? Зачем нам читать про ошибки, победы других, возможно, не существовавших никогда людей?
Что такое художественная литература? В «Словаре литературоведческих терминов даётся следующее определение: « Художественная литература–искусство слова (письменного и в широком смысле устного, поскольку оно неразрывно связано с устным народным творчеством-фольклором)».[1]
Тема необходимости чтения литературы всегда волновала образованных людей разных эпох и времен. Всегда находились сторонники и противники чтения.
Чтобы сделать определенные выводы, я взяла роман Р.Бредбери «451 градус по Фаренгейту», показывающий всю полноту интересующей меня проблемы. Именно в этом произведении, на мой взгляд, роль книги в жизни человека представлена наиболее выразительно.
Цель моей работы – понимание значимости художественной литературы для человека.
Для решения данной цели я поставила перед собой следующие задачи:
Для решения этих задач я использовала следующие методы:
II. Основная часть
Первым периодом появления художественной литературы как вида
Искусства считается античность (средиземноморская цивилизация I тысячелетия до н.э.). Античная литература – это литература древних греков и римлян, состоящая из двух национальных культур: древнегреческой и древнеримской. Исторически греческая литература предшествовала римской.
Одновременно с античной культурой в бассейне Средиземного моря развивались другие культурные ареалы, среди которых выдающееся место занимала древняя Иудея. Античная и иудейская культура стали основой всей западной цивилизации и искусства. Параллельно с античной развивались другие древние культуры и, соответственно древнекитайская, древнеиндийская, древнеиранская. Древнеегипетская литература переживала на тот момент период расцвета.
В античной литературе сформировались основные жанры европейской литературы в их архаических формах и основы науки о литературе. Эстетическая наука античности определила три основных литературных рода: эпос, лирику и драму (Аристотель), эта классификация сохраняет свое базовое значение до сегодняшнего дня.
2. Слово о Р.Бредбери
Отец писателя, Леонард Сполдинг Брэдбери был потомком англичан-первопоселенцев, которые пересекли Атлантику и обосновались в Северной Америке ещё в 1630 году. Мать Брэдбери, Мари Эстер Моберг была шведкой.
В 1934 году семья Брэдбери переехала в Лос-Анджелес, приняв приглашение родственника семьи. Из-за затруднённого материального положения семьи денег на высшее образование не было, и Брэдбери так и не смог поступить в колледж. Отсутствие дальнейшего образования не сильно помешало ему в жизни. «Когда мне было 19 лет, я не мог поступить в колледж: я был из бедной семьи. Денег у нас не было, так что я ходил в библиотеку. Три дня в неделю я читал книги. В 27 лет вместо университета я окончил библиотеку» [2],- писал Р.Брэдбери. Впервые он попробовал себя в литературе в двенадцать лет, когда написал продолжение к «Великому воину Марса» Э. Берроуза. Первая его публикация - это стихотворение «Памяти Вилла Роджерса», которое было опубликовано в 1936 году. В 1937 году Брэдбери вступил в лос-анджелесскую «Лигу научных фантастов». Рассказы Брэдбери начали публиковаться в дешёвых журналах. Всемирная слава пришла к Брэдбери после издания романа «451 градус по Фаренгейту» (англ. Fahrenheit 451) в 1953 году. Став популярным писателем, Брэдбери продолжал активно писать, работая по несколько часов каждый день. В 1957 году вышла его книга «Вино из одуванчиков», к которой затем он написал продолжение под названием «Лето, прощай!». Творческое наследие Р.Брэдбери достаточно широко: рассказы, романы, драмы, пьесы, стихотворения.
Брэдбери скончался 5 июня 2012 года в Лос-Анджелесе в возрасте 91 года.
На протяжении всей жизни Брэдбери демонстрировал интерес к науке и говорил о слабых сторонах человечества, которые способны привести его к грани самоуничтожения.
3.История и сюжет произведения.
В предисловии к роману Рэй Бредбери пишет об истории создания своего шедевра. В 30-е годы прошлого столетия писатель жил в Лос-Анджелесе и довольно часто смотрел фильмы. Традиционно перед каждым фильмом показывали кинохроники, где фашисты кощунственно сжигали книги на кострах. Эти кадры настолько задели Рэя Бредбери, что не только вызывали слезы при просмотре, но и вылились в целое произведение «451 градус по Фаренгейту».
В эпиграфе романа говорится, что температура воспламенения бумаги — 451 °F (233 °C). В романе описывается общество, которое опирается на массовую культуру и потребительское мышление, в котором все книги, заставляющие задумываться о жизни, подлежат сожжению; хранение книг является преступлением; а люди, способные критически мыслить, оказываются вне закона. Главный герой романа, Гай Монтэг, работает «пожарным» (что в романе подразумевает сожжение книг), будучи уверенным, что выполняет свою работу «на пользу человечества». Но в скором времени он разочаровывается в идеалах общества, частью которого он является, становится изгоем и присоединяется к небольшой подпольной группе маргиналов, сторонники которой заучивают тексты книг, чтобы спасти их для потомков. Автор изобразил людей, потерявших связь с природой, с интеллектуальным наследием человечества, друг с другом.
4. Образы героев произведения.
С целью наиболее полного понимания сути поставленной мной проблемы мне необходимо сравнить портреты героев романа и определить, какое влияние может оказывать литература, в частности художественная, на человека.
Критерии | Кларисса | Милдред |
1.Лицо | Ее тонкое матовой белизны лицо светилось ласковым, неутолимым любопытством. Светлый трепет ее лица, | Накрашенный капризный рот |
2.Глаза | -Темные глаза так пытливо смотрели на мир... - лучистые, живые глаза так просияли, как будто он сказал ей что-то необыкновенно хорошее. | С тусклым блеском, словно на них были невидимые бельма |
3.Тело | «Худое от постоянной диеты, сухощавое, как у кузнечика, тело, белая, как сало, кожа. Сколько он помнил, она всегда была такой» [3]. | |
4.Волосы | Сожженные химическими составами, ломкие, как солома, волосы. | |
5.Смех | Семья Клариссы | Монтег и его жена |
«Искренний и радостный смех, смех без принуждения» [4], умеют улыбаться просто и спокойно | Улыбка- гримаса, хихиканье, застывшие бессмысленные улыбки |
Особое внимание я обратила на описание глаз, ведь, как известно, глаза- зеркало души. Неважно, какая внешность у Клариссы, главное, она свободна и, следовательно, счастлива.
Характеристику общества, выросшего без книг, можно дать, опираясь на их
интересы.
1.Чем заняты в свободное время | Основные развлечения современных людей – нескончаемые телесериалы, журналы исключительно с картинками, скоростная езда и «Луна-парки». Главная фишка телестены – герои с экрана называют хозяев квартиры по именам, как бы обращаясь к ним и вовлекая в свой театральный наигранный мир. Милдред не может представить свою жизнь без ракушек (что-то типа плеера в ушах): она даже спит в ракушках! |
2.О чём разговаривают | Сыплют названиями. Все твердят одно и то же, никогда не говоря о том, что они думают или чувствуют, разглагольствуют лишь о бессмысленном и пустом и восторгаются только материальными ценностями |
3.Отношение к мужьям | Жёны доносят на мужей, не беспокоятся о них. «Я не беспокоюсь,- сказала мисс Фелпс.- Пусть Пит беспокоится,- хихикнула она.-…А я и не подумаю. Я ничуть не тревожусь…. Убивают всегда чужих мужей. Так говорят» [5].У Мисс Фелпс третий брак у её мужа тоже. Они считают, что в этом проявляется независимость. |
4.Отношение к детям | Мисс Бауэлс говорит: «Да кто в наше время, будучи в здравом уме, захочет иметь детей? Мне, разумеется оба раза делали кесарево сечение. Не терпеть же мне родовые муки из-за какого-то там ребёнка. Но с другой стороны, люди должны размножаться. Девять дней из десяти они (дети) проводят в школе. … Я их загоняю в гостиную, включаю стены, и всё. Как при стирке белья. Вы закладываете бельё в машину и захлопываете крышку»[6]. |
5.Отношение к войне | Женщины уверены, что война закончится в течение 48 часов, что на войне не погибают. По их мнению, погибают «как-то иначе». Например, бросаются с высотных зданий, как муж Глории на прошлой неделе. |
6.Характеристика молодёжи | «Они убивают друг друга. Только в этом году шесть моих сверстников были застреляны. Десять погибли в автомобильных катастрофах. Я их боюсь, и они не любят меня за это».[7] |
7.Эмоции | Жизнь граждан этого общества абсолютно избавлена от негативных эмоций — они только и делают, что развлекаются. Даже смерть человека «упростили» — теперь трупы умерших кремируются буквально через пять минут, чтобы никого не беспокоить. |
Встреча с юной и романтичной Клариссой Маклеланд выбивает героя из колеи привычного существования. Впервые за долгие годы Монтэг понимает, что человеческое общение есть нечто большее, нежели обмен заученными репликами. Кларисса резко выделяется из массы своих сверстников. Она любит природу, склонна к рефлексиям и явно одинока. Вопрос Клариссы: «Счастливы ли вы?» заставляет Монтэга по-новому взглянуть на жизнь, которую ведет он, а с ним и миллионы американцев. Довольно скоро он приходит к выводу, что, конечно же, счастливым это бездумное существование по инерции назвать нельзя. Он ощущает вокруг пустоту, отсутствие тепла, человечности.
До встречи с Клариссой Монтэг считал, что смысл уничтожения книг состоит в том, чтобы сделать всех счастливыми. Капитан пожарного отделения объясняет ему, что без книг не будет никаких противоречивых теорий и мыслей, и никто не будет умней соседа. А с книгами — «кто знает, кто может стать мишенью хорошо начитанного человека?».
8.Отношение к чтению и реакция на услышанное стихотворение.
Отношение к чтению до прослушивания стихотворения | ||
Милдред | Миссис Фелпс | Миссис Бауэлс |
«…в прежнее время все было глупо и нелепо, … книги лишали людей спокойствия и сводили их с ума. … -все вздор, дребедень - вы ничего не поймете - ничего! Это просто набор слов - ту-ту-ту» [8]. | « Да вы почитали бы нам какой-нибудь стишок из вашей книжки… Будет очень интересно…. | «Стихи! Терпеть не могу стихов… - Но это запрещено, - жалобно возопила миссис Бауэлс.- Этого нельзя!»[9] |
Реакция на услышанное стихотворение | ||
Ее подруги смотрели на ее слезы, на искаженное гримасой лицо. Они сидели, не смея коснуться ее, ошеломленные столь бурным проявлением чувств. | «Миссис Фелпс безудержно рыдала. - Я... я... - рыдала миссис Фелпс.- Я не знаю, не знаю... Ничего незнаю. О-о...» [10]. | -Поэзия - это слезы, самоубийства, истерики и отвратительное самочувствие, поэзия - это болезнь. Гадость - и больше ничего! Глупые, ранящие душу слова. - Разве мало страданий, чтобы нужно еще мучить человека этакой чепухой. |
На данных примерах мы видим, насколько сильно влияние литературы на человека и как неправы те, кто считает литературу «чепухой».
5.Результаты анкетирования
Для полного понимания поставленной передо мной задачи я разработала анкету (Приложение № 1). В ней приняли участие 86 человек 8-11 классов МБОУ СОШ №10 г.Павлово в возрасте 14- 18 лет. Результаты опроса получились следующие.
1.Возраст анкетируемого: 14 лет. Было опрошено 25 человек. (Приложение №2)
На предложение назвать свою самую любимую книгу (книги), многие не могли дать ответа. Среди названных не встречаются похожие книги, авторов назвали единицы. На вопрос «Как Вы думаете, что будет с книгами лет через 100?» ответов дано было мало, среди них такие:
-книги некогда не исчезнут;
- надеюсь, через 100 лет вернётся мода на читающих людей, и их не будут дразнить;
-печатные книги будут так же цениться, как в старину.
Это ещё раз говорит о том, что некоторые стесняются признаться в пристрастии к чтению. Настораживает, что в данной группе большой процент учащихся, которые считают для себя возможным обойтись без книг.
2.Следующая группа респондентов – учащиеся в возрасте 15-16 лет.
На предложение назвать свою самую любимую книгу (книги), многие не могли дать ответа. На вопрос «Как Вы думаете, что будет с книгами лет через 100?» ответов было мало, среди них такие:
- Книги не исчезнут, печатные заменят электронными, а потом они будут существовать в другом виде. В данной группе также большой процент учащихся, которые считают для себя возможным обойтись без книг. (Приложение № 3)
3. Было опрошено 25 ребята в возрасте 17-18 лет человек.
Данная группа респондентов понимает, насколько важна роль книги в жизни человека, но в то же время некоторые ребята считают, что без книги прожить смогут. У всех имеется любимая книга. На вопрос «Нужны ли книги», все респонденты ответили утвердительно. На мой взгляд, это объясняется тем, что респонденты этой группы – старшеклассники, понимающие роль книги в жизни общества. (Приложение № 4)
Если посмотреть на сводную таблицу, мы видим следующую картину.
Вопрос | Да | Нет | Не знаю |
1.Любите ли Вы читать? | 54 человек (62 %) | 26 человек (22 %) | 12 человек (10 %) |
2.Назовите свою самую любимую книгу (книги), если такая имеется. | 66 человек (77 %) | 20 (23%) | |
3.Сможете Вы прожить без книг? | 47 человек (54 %) | 35 человек (41 %) | 4 человек (5 %) |
4.Могут ли телевизионные передачи и различные коммуникативные технологии заменить книги? | 29 человек (34 %) | 57 человек (66 %) | - |
5.Нужны ли книги вообще? Если да, то зачем? | 72 человек (84 %) | 7 человек (8%) | 7 человек (8%) |
Для саморазвития -17 чел. (20%), для развития духовности- 6 чел.(7%), для развития культуры- 3чел.(3,5%), для развития памяти- 2 чел. (2%), для получения информации- 6 чел. (7%), ничего не ответили -28 чел.(32,5%), не знаю-10чел.(12%), разное- 14 чел.( 16%) | |||
6.Что будет, по Вашему мнению, если запретят чтение художественной литературы? | Люди начнут деградировать-17 чел.(20%), хаос- 4 чел. (5%), люди будут безнравственными- 3 чел.(3,5%), начнутся забастовки, митинги-4 чел.(5%), разное 58 чел.(66,5%) | ||
7. Могут ли книги исчезнуть? | 22 человека (25,5%) | 61 человек (71 %) | 3 человека (3,5%), |
(Результаты опроса представлены в виде диаграмм см.Приложение №5)
III. Заключение.
В процессе анализа полученных результатов я пришла к следующим выводам:
Список использованной литературы и интернет-ресурсов.
Приложение №1
Анкета
Возраст анкетируемого
1.Любите ли Вы читать?
2.Назовите свою самую любимую книгу (книги), если такая имеется.
3.Сможете Вы прожить без книг?
4.Могут ли телевизионные передачи и различные коммуникативные технологии заменить книги?
5.Нужны ли книги вообще? Если да, то зачем?
6.Как Вы думаете, что будет с книгами лет через 100? Могут ли они исчезнуть?
7.Что будет, по Вашему мнению, если запретят чтение художественной литературы
Приложение № 2
Возраст анкетируемого: 14 лет. Было опрошено 25 человек.
Вопрос | Да | Нет | Не знаю |
1.Любите ли Вы читать? | 15 человек (60 %) | 9 человек (36 %) | 1 человек (4 %) |
2.Назовите свою самую любимую книгу (книги), если такая имеется. | 19 человек (76 %) | 6 человек (24 %) | 1 человек (4 %) |
А.С.Пушкин «Евгений Онегин», «Гарри Поттер», «50 лет до моего самоубийства», Шекспир «Ромео и Джульетта», «Дети непогоды» и др. | |||
3.Сможете Вы прожить без книг? | 16 человек (64 %) | 8 человек (32 %) | 1 человек (4 %) |
4.Могут ли телевизионные передачи и различные коммуникативные технологии заменить книги? | 9 человек (36 %) | 16 человек (64 %) | - |
5.Нужны ли книги вообще? Если да, то зачем? | 20 человек (80 %) | 2 человек (8 %) | 3 человек (12 %) |
Для саморазвития- 6 чел. (24%), для получения информации- 2 чел. (8%), для развития духовности человека 1чел.-4%, не знаю-2чел.(8%), ничего не ответили- 14 чел.( 56%) | |||
6.Что будет, по Вашему мнению, если запретят чтение художественной литературы? | Люди начнут деградировать-6 чел.(24%),все этому обрадуются-3чел.(12%), ничего не произойдёт-4чел.(16%), ничего хорошего2чел.(8%), разное-14 чел.(48%) | ||
7. Могут ли книги исчезнуть? | 11 человек (44 %) | 13 человек (52 %) | 1 человек (4 %) |
Приложение № 3
Возраст анкетируемого: 15-16 лет. Было опрошено 36 человек.
Вопрос | Да | Нет | Не знаю |
1.Любите ли Вы читать? | 21 человек (58 %) | 9 человек (25 %) | 6 человек (17 %) |
2.Назовите свою самую любимую книгу (книги), если такая имеется. | 22 человек (61 %) | 14 человек (39 %) | |
М.Булгаков «Мастер и Маргарита», Ш.Бронте «Джейн Эйр», «Голодные игры», «Гарри Поттер», «Хроники Нарнии» - по 2 человека и др. | |||
3.Сможете Вы прожить без книг? | 22 человек (61 %) | 12 человек (33 %) | 2 человек (6 %) |
4.Могут ли телевизионные передачи и различные коммуникативные технологии заменить книги? | 13 человек (36 %) | 23 человек (64 %) | - |
5.Нужны ли книги вообще? Если да, то зачем? | 27 человек (75 %) | 5 человек (14 %) | 4 человек (11 %) |
Для саморазвития- 6 чел. (24%), для получения информации- 2 чел. (8%), для развития духовности человека 1чел.-4%, не знаю-2чел.(8%), ничего не ответили- 14 чел.( 56%) | |||
6.Что будет, по Вашему мнению, если запретят чтение художественной литературы? | Люди начнут деградировать-6 чел.(17%), не знаю-6 чел.(17%), разное ( среди которых ответы- хаос, митинги и др.) -24 чел.(66%) | ||
7. Могут ли книги исчезнуть? | 8 человек (22 %) | 26 человек (72 %) | 2 человек (6 %) |
Приложение № 4
Возраст анкетируемого: 17-18 лет. Было опрошено 25 человек.
Вопрос | Да | Нет | Не знаю |
1.Любите ли Вы читать? | 18 человек (72 %) | 4 человек (16 %) | 3 человек (12 %) |
2.Назовите свою самую любимую книгу (книги), если такая имеется. | 25 человек (100 %) | ||
М.Булгаков «Мастер и Маргарита», «Голодные игры» - по 4 человека, Л.Н.Толстой «Война и мир» - 3 человека, А.С.Пушкин «Евгений Онегин»-2 человека и другие | |||
3.Сможете Вы прожить без книг? | 9 человек (36 %) | 15 человек (60 %) | 1 человек (4 %) |
4.Могут ли телевизионные передачи и различные коммуникативные технологии заменить книги? | 7 человек (28 %) | 18 человек (72 %) | - |
5.Нужны ли книги вообще? Если да, то зачем? | 25 человек (100 %) | ||
Учат добру, красоте- 4 чел. (16%), для развития культуры- 3чел.(12)%, для развития памяти- 2 чел. (8%), для получения информации- 2 чел. (8%), не знаю-2чел.(8%), разное- 12 чел.( 48%) | |||
6.Что будет, по Вашему мнению, если запретят чтение художественной литературы? | Люди начнут деградировать-5 чел.(20%), хаос- 4 чел. (16%), люди будут безнравственными- 3 чел.(12%), начнутся забастовки-2 чел.(8%), разное ( среди которых ответы- все будут нарушать этот закон, для меня ничего не изменится и др.) -11 чел.(44%) | ||
7. Могут ли книги исчезнуть? | 3 человека (12%) | 22 человек (88 %) |
|
Приложение № 5
14 лет
15-16
17-18 лет
Сводная таблица
Приложение № 6
Интересные факты
Предметы и явления, описанные в романе и появившиеся после его публикации
В своём романе Брэдбери описал многие предметы и явления, появившиеся в жизни людей после опубликования произведения в 1953 году:
[1] Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов.– М.: «Просвещение», 1974.-509с.-448с.
[2] Статья Р.Брэдбери «Как вместо колледжа я закончил библиотеку, или мысли подростка, побывавшего на луне в 1932-м».
[3] Рэй Брэдбери. 451 градус по Фаренгейту.- М.: «Эксмо», 2014.-238с.-36с.
[4] Рэй Брэдбери. 451 градус по Фаренгейту.- М.: «Эксмо», 2014.-238с.-28с.
[5] Рэй Брэдбери. 451 градус по Фаренгейту.- М.: «Эксмо», 2014.-238с.-139с.
[6] Рэй Брэдбери. 451 градус по Фаренгейту.- М.: «Эксмо», 2014.-238с.-28с.
[7] Рэй Брэдбери. 451 градус по Фаренгейту.- М.: «Эксмо», 2014.-238с.-47с.
[8] Рэй Брэдбери. 451 градус по Фаренгейту.- М.: «Эксмо», 2014.-238с.-145 с.
[9]1 Рэй Брэдбери. 451 градус по Фаренгейту.- М.: «Эксмо», 2014.-238с.-145 с.
[10] Рэй Брэдбери. 451 градус по Фаренгейту.- М.: «Эксмо», 2014.-238с.-148 с.
Сказка об осеннем ветре
Рисуем крокусы акварелью
Почему Уран и Нептун разного цвета
Зимний дуб
Рисуем "Осенний дождь"