Изучить историю происхождения обидных слов и доказать, что они плохо влияют на личность.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа на тему: «Русский язык: могучий или обидный?» | 956.64 КБ |
Слайд 1
Исследовательская работа на тему: «Русский язык: могучий или обидный?» ученика 4 класса Б МОУ СОШ № 1 имени Героя Российской Федерации Ю.Д.Недвиги МО « Барышский район» Шмелькова Вадима Руководитель проекта: учитель начальных классов Л.В.Новикова г.Барыш 2015 годСлайд 2
Цель работы: Изучить историю происхождения обидных слов и доказать, что они плохо влияют на личность.
Слайд 3
Задачи: 1. Изучить литературу по теме. 2. Изучить историю появления некоторых обидных слов. 3. Выяснить причины употребления обидных слов. 4. Изучить, как влияют обидные слова на личность.
Слайд 4
Объект исследования: ученики начальных классов. Предмет исследования: история происхождения обидных слов.
Слайд 5
Методы исследования: 1. Наблюдение. 2. Описание. 3. Опрос. 4. Анализ.
Слайд 6
Гипотеза: И сследование поможет сформировать бережное отношение к родному языку и чувствам близких людей.
Слайд 7
Русский язык один из самых выразительных и богатых языков мира. Он позволяет выразить все эмоции и чувства людей: любовь, радость, печаль. Но очень часто мы используем богатство языка, чтобы обидеть человека. Оказывается, что в русском языке много обидных слов. .
Слайд 8
Я решил узнать значение некоторых обидных слов и проследить историю их происхождения. Надеюсь, что эта работа поможет моим друзьям лучше узнать родной язык и использовать больше добрых слов в нашей жизни.
Слайд 9
Я за работой
Слайд 10
История и тайны некоторых слов. Болван – в древнерусском языке так называли деревянный столб в углу печи, а в польском языке так называли большой камень, глыбу. Идиот – это слово пришло из Древней Греции. Там «идиотами» называли тех, кто не интересовался политической жизнью общества.
Слайд 11
История и тайны некоторых слов. Изверг – старославянское слово, означает «изгнанный». У славянских племен самым страшным наказанием было изгнание человека из общины, что означало для человека верную смерть. Лох – у народов Севера это слово относилась к рыбе – лососю. Так называли отощавшего после нереста лосося, которого можно было легко поймать голыми руками.
Слайд 12
История и тайны некоторых слов. Лахудра – в Тамбовской губернии так называли слабого болезненного человека, а сегодня имеют в виду неаккуратную и неопрятную женщину. Негодяй – так в старину на Руси называли молодых мужчин, непригодных к военной службе, а сегодня имеют в виду нечестного, непорядочного человека.
Слайд 13
Для дальнейших исследований мне потребовалась помощь учителя и одноклассников. Я предложил ребятам ответить на несколько вопросов анкеты, а затем с учителем мы обработали полученный материал
Слайд 14
Анкета 1.Вы употребляете обидные слова: А. Да Б. Нет В. Иногда. 2. Вы знаете значение обидных слов, которые употребляете: А. Да Б. Нет В.Иногда. 3. С какой целью вы употребляете обидные слова: А. Чтобы обидеть Б. Чтобы разозлить В. Мне просто нравиться как они звучат Г. Никогда не задумывался об этом. 4.Как часто вы слышите обидные слова в свой адрес: А. Часто Б. Редко В. Никогда 5. Какие чувства вы испытываете, когда слышите обидные слова в свой адрес: А. Обиду Б. Злость В. Радость Г. Мне всё равно 6. Где чаще всего вы слышите обидные слова: А. Дома, в семье Б. На улице В. В школе Г. По телевидению и интернет-сети .
Слайд 15
Результаты анкетирования. - 76% детей признали, что иногда употребляют обидные слова. - 71 % опрошенных признали, что знают значение обидных слов. - 67% детей отметили, что не задумываются над тем, зачем обижают близких. - 5% опрошенных никогда не слышали обидных слов в свой адрес. - 66% подтвердили, что их обижают и злят грубые слова в свой адрес.
Слайд 16
Результаты анкетирования - 33% опрошенных отметили, что они не испытывают горьких чувств, когда слышат обидные слова. - 96 % детей подтвердили, что обидные слова слышали в свой адрес. - 94 % всех опрошенных чаще всего слышат обидные слова на улице и среди сверстников. - никто из опрошенных не слышит обидных слов дома, в семье.
Слайд 17
Беседа с учителем русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы рассказал мне, что иногда обидные слова дают названия литературным произведениям.
Слайд 18
Произведения русской литературы «Идиот» - роман Ф.М.Достоевского ; «Баран-непомнящий», «Дурак» - рассказы М.Салтыкова – Щедрина; «Дурак», «Козёл или негодяй?» – рассказы А.П.Чехова ; «Дурак» – стихи в прозе И.С.Тургенева .
Слайд 19
Беседа с учителем русского языка и литературы . Обидные слова в названии литературных произведений используются в двух случаях: 1. Автор высмеивает недостатки своих героев и употребляет обидные слова в их прямом значении (А.Чехов, И.Тургенев, М.Салтыков –Щедрин). 2. Автор использует обидные слова как художественный прием, чтобы показать трагическую судьбу своего героя ( Ф.Достоевский ).
Слайд 20
Знакомство с законами Из административного кодекса России я узнал, что использование обидных слов с целью оскорбления личности относится к административным нарушениям и наказывается штрафом.
Слайд 21
Классики мировой литературы о чистоте языка Слова – ветер, а бранные слова – сквозняк, который вреден. Если бы острое слово оставляло следы, мы бы все ходили перепачканные. В. Шекспир
Слайд 22
Классики мировой литературы о чистоте языка Когда язык ничем не стесняется , все бывают стеснены. Ж.-Ж. Руссо Обругать человека недолго, но и пользы от этого выходит немного. Д. И. Писарев
Слайд 23
Выводы: 1. Моя гипотеза подтвердилась: употребление обидных слов задевает чувства людей. 2 . Многие обидные слова первоначально были безобидными, а оскорбительный смысл приобрели в позднее время. 3 . Дети используют обидные слова потому, что слышат их вокруг себя и не вникают в смысл слов. 4 . Необходимо изучать родной язык и учиться выражать свои чувства без использования обидных слов.
Слайд 24
Любите и берегите родной язык! Спасибо за внимание !
Слайд 25
Список литературы: 1. Шанский Н.М . Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М. Шанский , Т.А. Боброва. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004. 2 . Семенов А.В . Этимологический словарь русского языка. Русский язык от А до Я. М.: «ЮНВЕС », 2003. 3.Административный кодекс РФ / Официальный текст, 2014. Интернет – ресурсы: 1. slovarslov.ru/ slovar /fasmer.html 2. www.bravica.ws/ru/school-etymological.htm
Финист - Ясный сокол
Снеговик
Сказочные цветы за 15 минут
Снежная сказка
Новогодние гирлянды