Исследование
Вложение | Размер |
---|---|
legko_li_byt_levorukim_rebyonkom.doc | 142.5 КБ |
Окружная научно-практическая конференция младших школьников
Секция «Биология»
«Легко ли быть леворуким ребёнком…»
Автор: Шаговская Дарья Александровна,
обучающаяся 4 класса
ГБОУ НШ с. Красноармейское
Руководитель: Великанова Елена Васильевна,
учитель начальных классов первой категории ГБОУ НШ с. Красноармейское
г. Чапаевск, 2013 год
Оглавление Стр.
Введение ………………………………………………………………… 3 - 5
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ЛЕВОРУКИХ
§1. Эволюция отношения общества к леворуким людям ……………… 6 – 7
§2. Причины леворукости ………………………………………………. 7 – 9
§3. Адаптация в праворуком мире ………………………………………. 9 - 12
Глава II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ
§1. Описание выборки и диагностических методик ……………………… 13
§2. Сравнительный анализ результатов исследовательской работы .. 14 - 15
Выводы …………………………………………………………………… 15
Рекомендации родителям и учителям ………………………………. 15 - 16
Заключение . ……………………….…………………………………… 16 - 17
Список использованных источников ………………………………... 18
Приложения ……………………………....…………………………… 19
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Еще во времена первобытных людей человечество разделилось на левшей и правшей, чему есть ряд документальных подтверждений. Но все-таки основную часть населения всегда составляли правши. Леворукость веками была и остается загадкой, притягивающей внимание. Стремление разгадать эту загадку, постичь природу иного, необычного, исключительного, желания заглянуть в Зазеркалье и тем самым осознать свою неособенность, равность, большинство. По-видимому, генетически и исторически это определяет отношение к леворукости, как к аномалии, нарушению развития (6,24).
По статистике тридцать лет назад количество левшей составляло около 19% (включая переученных в детстве в правшей). Сейчас в мире более 30% людей леворукие. И их количество постоянно увеличивается. С чем это связано ученые пытаются выяснить. Конечно, леворуких меньшинство. Леворукость не исчезает, просто агрессивность праворукой среды заставляет леворуких порой с огромным трудом приспосабливаться, переучиваться, становиться как все. Возможно, ограничение в выборе некоторых профессий и толкает родителей на переучивание (11).
На Руси ребенок, зачерпнувший щи из общей миски левой рукой, тут же получал по лбу огромной отцовской ложкой. Богохульниками считали тех, кто перекрещивался левой рукой. Однако в конце 20-го века левшизм стал рассматриваться как признак гениальности. С самого детства меня интересовало все, что связано с леворукостью, так как я тоже отношусь к ним. Я читала об этом в Интернете, общалась с леворукими детьми и взрослыми, и мне давно хотелось сравнить правшей и левшей (10).
Огромную роль в рассмотрении проблем леворукости, оказали Безруких М.М., Брагина Н.Н. и др. В настоящее время актуальными представляются воззрения А. Майской на механизм адаптации левшей к обществу правшей.
Наряду с общетеоретическими работами стали появляться узкоспециализированные детальные изыскания по различным направлениям, в том числе по изучению причин леворукости. Эта проблема была и остается одной из самых актуальных, поэтому ей посвящены сотни книг, статей и т. п. Влияние среды на процесс адаптации, меры социальной поддержки учащихся в обществе рассматривается в работах А.В. Семеновича, Р.С. Светлова, Э. Райта.
В работах А.Р. Лурия акцентируется внимание на нейропсихологических аспектах леворукости.
Анализ литературы свидетельствовал, что о леворуких детях написано много, а вот как приспособиться к миру, в котором всё разработано под правую руку, где левшам приходится вести настоящую борьбу за выживание, заставила меня задуматься о данной проблеме. Изучение данного вопроса выявило противоречие между потребностью в изучении проблем леворукости и недостаточной её изученностью и представленностью в методической литературе.
Стремление найти решение данного противоречия определило проблему и тему нашего исследования: «Легко ли быть леворуким ребёнком…».
Объект исследования: леворукие дети.
Предмет исследования: способы адаптации леворуких детей в праворуком мире.
Цель исследования: теоретически обосновать проблему леворукости в праворуком мире.
Гипотеза исследования. Проблема изучения взаимоотношений леворуких детей является значимой, потому что начало обучения в школе во многих отношениях представляет собой стрессовую ситуацию, так как ведёт к кардинальным изменениям в жизни ребёнка. Однако, реальная ситуация показала, что число левшей на нашей планете с каждым годом увеличивается, а способов для адаптации леворуких детей недостаточно. От решения этой проблемы во многом зависит успешность социальной адаптации этих детей.
Для реализации цели исследования необходимо выполнить следующие задачи:
Методы исследования: теоретический анализ литературы; устный опрос; анкетирование; проведение исследования с помощью тестирования; метод обобщения.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ЛЕВОРУКИХ
§1. Эволюция отношения общества к леворуким людям
Жизнь левшей в праворуком мире имеет свою долгую и не всегда приглядную историю, ведь, как известно, любое отличие одного человека от другого можно трактовать двояко и в его пользу, и против (5, 23).
В древние века леворуких людей считали «нечистыми», позже недотёпами или слабоумными. В средневековье было распространено представление, что ими руководит дьявол, который был главным левшой, извращавшим и переворачивавшим все установки «правого», то есть правильного Божественного мира. Считалось, что левая сторона дьявольская, а правая божественная. Это нашло отражение в иконописи. На изображениях Страшного суда праведники стоят справа от Спасителя, а грешники слева. На протяжении нескольких столетий леворукость находилась под пристальным вниманием инквизиции, становясь нередко причиной и главным доказательством судебных разбирательств по обвинению в колдовстве. Возможно, тот факт, что Жанна д'Арк была левшой, помог инквизиторам приговорить ее к сожжению на костре (13).
Права левшей в России ущемлялись и на официальном уровне. При Петре I, например, свидетельские показания левшей в суде не принимались во внимание, как, к слову, и показания рыжих и кривых. Считалось, что «Бог шельму метит», и кривизна, рыжина, а также леворукость ставят человека вне закона, доверия и уважения общества.
О традиционном отношении к левшам на Руси говорят народные приметы и поговорки: «Оберегаясь от сглаза, нужно было плевать только через левое плечо»; «Встал с левой ноги, весь день пойдёт наперекосяк»; «Родинка на левом плече останешься старой девой». В русских сказках героев часто предупреждали: «Налево пойдёшь пропадёшь» (8, 112).
Но и через много веков положение левшей не менялось. В советской школе о том же, как рассадить учеников за партами и приспособить не только рабочее место, но и весь процесс обучения под потребности детей левшей, никто не задумывался. Напротив, желание ученика держать ручку в левой руке воспринималось как каприз или дурная привычка. Левшей в лучшем случае переучивали, а то и наказывали. В 1985 г. запрет на переучивание был снят. В Германии переучивание левшей было запрещено несколько раньше, в 70-е гг. А ещё в начале прошлого века к ним применяли достаточно жёсткие меры, левую руку им привязывали за спиной. Совсем зверские приёмы применяли для переучивания зулусы. Они опускали левую руку ребёнка-левши в кипящую воду (3, 48).
Врачи, объясняют разделение людей на праворуких и леворуких, устройством нашего головного мозга. Леворукий человек не обязательно все делает левой рукой, но левая рука у него развита лучше, ее движения более ловки и точны. Ею пишет, рисует, шьет, ею держит оружие и инструменты. Дело в том, что движения правой руки регулируются преимущественно левым полушарием мозга, а движения левой – правым. У левшей, в отличие от большинства людей, доминирует правое полушарие мозга (4, 293).
Исследованием феномена левой руки занимаются сейчас учёные в разных странах мира. Почему человечество разделилось на правшей и левшей, вопрос до сих пор спорный. Существует множество любопытных (иногда похожих на анекдот) гипотез (12).
§2. Причины леворукости
Кто виноват? Виновата природа, так или иначе. Рассмотрим несколько гипотез происхождения леворукости. Из воздуха леворукость не берется. Существует огромное количество теорий о первопричинах появления леворукости и значительного увеличения левшей в последнее время. В настоящий момент наиболее распространенны следующие версии о возникновении леворукости.
По научным данным, сегодня в мире живёт более 600 млн. левшей, а по прогнозам к 2020 г. их число превысит 1 млрд. Тенденция возрастания количества леворуких наблюдается и на территории России и СНГ. Если в 1928 г. среди взрослых жителей СССР было выявлено 3,3 % леворуких женщин, то в 1988 г. — 12,4% женщин и 13,9 %мужчин. А в 2008 г. уже – 16,5% женщин и 19,3% мужчин (11).
§3. Адаптация в праворуком мире
В быту и в школе все оборудование и приборы рассчитаны в основном на праворуких людей. Большинство левшей признаются, что в жизни они очень часто ощущают неудобства. Конечно со временем практически ко всем "правым" предметам можно привыкнуть, за редким исключением. Если хотите понять, каково живется левшам, попробуйте перевернуть все предметы, как бы наоборот. Скорей всего вы будете испытывать огромные трудности при обращении с самыми простыми вещами (1, 36).
Если у левши иначе устроен мозг, то значит и мышление, и вся психика у него несколько отличаются от обычного типа. Действительно, показано, что леворукие дети обычно более ранимы, эмоциональны, подвижны, вспыльчивы, гневливы и тревожны. Они часто хуже привыкают к смене обстановки, впервые попадая в детский сад или школу. Леворукие дети обычно значительно тоньше чувствуют цвет и форму предмета, видят отличия между предметами даже тогда, когда праворукие считают их абсолютно одинаковыми, т.е. более индивидуализируют окружающий мир. Именно поэтому леворуких детей очень много в школах для художественно одаренных (4, 234).
Во время обучения в школе у левшей и леворуких детей могут проявиться сниженные способности пространственного восприятия, недостатки зрительной памяти и трудности при анализе пространственных соотношений. При графическом изображении дети часто искажают формы и пропорции фигур. Наблюдается зеркальность письма и чтения; часто допускаются пропуски и перестановки букв при письме и чтении; на письме смешивают близкие по конфигурации буквы (н-п, б-в, м-л, и-н и др.); допускают ошибки при определении правой, левой сторон, путаются при определении расположения предметов в пространстве (под-над, на-за) (10).
Традиционное обучение в школе ориентировано на праворуких и правшей, что создает определенный «информационный стресс» при обучении в традиционной школе леворуких детей. В результате усиленной работы левого полушария появляется повышенная утомляемость, отвлекаемость и забывчивость. И, как следствие недостаточной активности ведущего правого полушария — раздражительность, непоседливость, беспокойство (1,65).
При обучении леворукие больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и др.), а не на речь, поэтому для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок или какое-то наглядное пособие. Для левшей обычно трудна работа в больших группах при жестко регламентированных условиях и строгом соподчинении. Их стихия — индивидуальная работа, когда нет жесткого регламента, строгого подчинения чьему-то мнению, а важна собственная инициатива и интуиция (7, 161).
Однако следует помнить, что леворукость — это индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью. Такие же проблемы могут быть и у праворукого ребенка (2, 34).
Исследования во многих странах мира показали: левши, как правило, превосходят правшей по уровню интеллекта (2, 93).
Каждый пятый выдающийся человек - левша.
Художники - Микеланджело, Пабло Пикассо, Альбрехт Дюрер.
Музыканты - Моцарт, Паганини, Бетховен, Роберт Шуман, Прокофьев, Рахманинов, Энрике Карузо, Маккартни, Боб Дилан, Стинг, Эминем, Джорж Майклс.
Писатели - Аристотель, Фридрих Ницше, Владимир Даль, Ганс Христиан Андерсен, Николай Лесков, Марк Твен, Герберт Уэллс, Джеймс Кэмерон.
Актеры - Чарли Чаплин, Мэрилин Монро, Антон Камолов, Том Круз, Роберт Де Ниро, Анжелина Джоли Николь Кидман, Джулия Робертс, Брюс Уиллис, Сильвестр Сталлоне (9,146).
История сохранила множество имён великих людей разных времён и народов, которые были левшами, — английская королева Елизавета, Наполеон, Юлий Цезарь. Из наших современников самый известный левша — основатель корпорации Мicrosoft Билл Гейтс (13).
Учеными выявлено преобладание людей с левополушарной специализацией в Западной цивилизации Бенджамин Франклин, Джеральд Форд, Рональд Рейган, Джордж Буш, Билл Клинтон, Барак Абама (9,183).
Левшу обидеть может каждый. В 1992 году англичане провозгласили 13 августа праздничным днём тех, у кого «главная» рука — левая. «День левши» прижился и в других странах, неожиданно, а возможно, и вполне закономерно высветив отнюдь не праздничную проблему: насколько сложно живётся левшам в неприспособленном для них «правостороннем» мире (11).
Левшам часто неудобно выполнять самые простые действия с использованием предметов, рассчитанных на правшей. А техники и простых предметов обихода для детей, предпочитающих левую руку, мало. Тогда как левшам для нормальной жизни и работы нужны часы с правой застёжкой, фотоаппараты с кнопкой на левой стороне и видоискателем на правой, линейки, нулевая отметка на которых находится справа, компьютерные клавиатуры с цифрами на левой стороне, и много чего прочего… Левше трудно пользоваться обычными ножницами, созданными для правшей. При этом он будет неестественно выворачивать руку и всё равно не сможет ровно разрезать лист бумаги. Значит, нужны ножницы, в которых ножи были бы расположены иначе…(5, 32)
Мы решили узнать, как обстоит дело с предметами первой необходимости у нас в стране и, тем более в Самаре. В России развивается сеть специализированных магазинов для левшей, но очень медленно. В Самаре уже появились отделы с канцтоварами для левши, но их ещё очень мало. Сейчас купить какие-либо специализированные принадлежности самарские левши могут, но дорого. Из – за отсутствия элементарных удобных подручных средств левши на 20 % чаще, чем правши, подвержены спортивным травмам, на 49% — бытовым и на 85 % чаще попадают в автомобильные аварии. Особенно большому риску подвергаются те, кто переучен. Статистика утверждает, что в среднем переученные левши живут на 9 лет меньше, чем те, кто остался верен своему «левому» выбору (4, 206).
Глава II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ
§1. Описание выборки и диагностических методик
Исследовательская работа, направленная на феномен леворукости проводилась на базе ГБОУ НШ с. Красноармейское СОШ Красноармейского района Самарской области среди обучающихся 1 – 4 классов.
Для подтверждения выдвинутой нами гипотизы в работе использовались следующие исследовательские методики:
1. Анкета: «Растет ли количество левшей год от года»..
Данные ученых мы решили проверить, проведя небольшое исследование в своей школе среди обучающихся в 1 – 4-х классах. Результаты таблицы доказывают постоянный рост количества леворуких детей.
2. Тесты для определения степени праворукости «Все ли правши не левши» (7, 113)
Для выявления ведущей руки существуют специальные тесты. Однако они нужны скорее психологам. Родители, педагоги могут отнести ребенка к левшам или правшам, наблюдая за ним изо дня в день. Какой рукой ребенок обычно берет мелкие предметы, какой машет на прощание, какой рисует, пишет, бросает мячик и т. д. Для оценки степени праворукости мы использовали несложные практические тесты:
1. Раздавать карточки с картинками.
2. Хлопать в ладоши.
3. Отвинтить гайку, накрученную на болт.
4. Погладить игрушечную зверюшку, держа ее в руке.
5. Вдеть нитку в иголку.
6. Показать, как зажигают спичку.
7. Открыть (отвинтить) крышку на пузырьке.
8. Проделать движение игры «Сорока-сорока».
§2. Сравнительный анализ результатов исследовательской работы
1. Анкета: «Растет ли количество левшей год от года».
Исследование осуществлялось при помощи опроса классных руководителей, которые дали данные по количеству леворуких обучающихся. Родителям, чьи дети писали левой рукой, было предложено ответить на следующие вопросы:
- есть ли среди Ваших родственников левши;
- были ли осложнения во время беременности и родов.
Результаты:
В 2012 – 2013 году в школе обучается 27 детей левши, что составило 11,4% от числа всех учащихся. И в 2001 и в 2007 году мамы отмечали, что беременность и роды проходили с осложнениями (больше 60%). И для многих появление левши не было неординарным событием. У 76% - 90% процентов (в разные годы) учащихся, среди родственников были левши. Среди левшей нет неуспевающих, они усваивают школьную программу, а в свободное время занимаются спортом, учатся в художественной и музыкальной школах. Правда, среди музыкальных инструментов чаще выбирают фортепиано и не обучаются игре на струнных.
Результаты таблицы доказывают постоянный рост количества леворуких детей. (Приложение 1.)
2. Тесты для определения степени праворукости «Все ли правши не левши».
Для оценки степени праворукости мы использовали
Исследование оценки степени праворукости осуществлялось при помощи несложных практических тестов, среди 4 «А» класса (24 человека) нашей школы.
Испытуемым предлагалось задания:
1. Раздавать карточки с картинками (ведущая рука та, что раскладывает карточки).
2. Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху).
3. Отвинтить гайку, накрученную на болт.
4. Погладить игрушечную зверюшку, держа ее в руке (ведущая рука гладит).
5. Вдеть нитку в иголку (для малышей— палочку в кольцо).
6. Показать, как зажигают спичку.
7. Открыть (отвинтить) крышку на пузырьке.
8. Проделать движение игры «Сорока-сорока» (рисовать пальцем одной руки круги на ладони другой).
Результаты тестов
Более 90% детей — правши. Но праворукость может быть, выражена в разной степени. Из общего числа испытуемых – 64% оказались потенциальными левшами. 14% детей – амбидекстры, в той или иной степени использующие обе руки. (Приложение 2.)
Выводы:
1. Изучение соответствующей литературы показало, что права леворуких людей ущемлялись во все времена.
2. Ген леворукости передается по наследству.
3. Искусство адаптации левши за тысячелетнюю истории дискриминации освоили превосходно - на оценку "отлично"; поэтому вам не всегда очевидно, сколько проблем левшам доставляет этот неправый мир для правых.
4. Эксперимент, проведённый в школе, показал, что число левшей на нашей планете с каждым годом увеличивается, и существует наличие среди праворуких людей потенциальных левшей и амбидекстров.
Рекомендации родителям и учителям
1. Не настаивайте на переучивании ребенка-левши. Это может привести к серьезным нарушениям здоровья, которые корректируются с большим трудом.
2. Научите ребенка правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Свет должен падать справа.
3. Не заставляйте леворукого ребенка читать, если он сам отказывается. Не подгоняйте, не ограничивайте его во времени. Для левшей катастрофа, если ему сказали, что время ограничено — его продуктивность сразу падает на 70%.
4. Если ваш ребенок-левша идет в первый класс, скажите учителю, чтобы он посадил его с левой стороны и у окна, чтобы его никто не толкал. Самый неблагоприятный момент, когда ребенок сидит на проходе: левши сильно отвлекаются на окружающую обстановку.
5. Ребенок-левша более эмоционально неблагополучен, чем правша. Его правое полушарие воспринимает в основном негативную информацию, поэтому в первую очередь он выделяет из окружающего мира мрачные оттенки. Поэтому любая отрицательная оценка для него болезненна и ранима. Сохраняйте положительный тон и настрой, поддерживайте ребенка во всех его начинаниях.
6. Ваш ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.
Заключение
На всех пяти континентах, независимо от пола, возраста и расовой принадлежности, преобладают праворукие люди. Левши вынуждены адаптироваться, и привыкли к этому, поэтому, в результате лучше и быстрее, чем правши, могут найти выход или то, что им нужно, приспосабливаются к любым условиям - левшам это приходится делать с детства и потом не вызывает особых проблем. Но прежде чем броситься переучивать «слева направо» маленького левшу, подумайте – а не нанесете ли вы этим ребенку непоправимую травму на всю жизнь? Может, ему лучше остаться таким, каким задумала его Природа: быть «не таким» не значит «плохим»? Все же правшам стоило бы присмотреться к левшам и их проблемам, а также поучиться их выходу из постоянно возникающих кризисов.
В связи с повсеместным прекращением переучивания детей-левшей в последние годы их количество значительно возросло. Если раньше, по оценкам специалистов, в России было до 4% левшей, сейчас среди подростков и детей их 10-12%.
Я – левша и к счастью меня не переучивали, как в свое время поступали с моим дедушкой. Я учусь в школе на 4 и 5, увлекаюсь лыжными гонками, участвую в различных интеллектуальных олимпиадах и конкурсах. Из школьных предметов мне больше всего нравятся математика. И думаю, что моя особенность не помешает мне в выборе профессии.
Список использованных источников
Приложение
Приложение 1.
Таблица. Показатели роста количества левшей год от года.
Классы | Мальчики (чел.) | Девочки (чел.) | Мальчики -левши (чел.) | Девочки- левши (чел.) |
1 классы | 35 | 29 | 5 | 4 |
2 классы | 33 | 26 | 5 | 4 |
3 классы | 27 | 25 | 3 | 3 |
4 классы | 33 | 28 | 2 | 1 |
Приложение 2.
Таблица Показатели определения степени праворукости
Дымковский петушок
Рисуем весеннюю вербу гуашью
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Рисуем тыкву
Петушок из русских сказок