Какое отношение современного человека к хлебу? Остался ли хлеб главной ценностью?
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelkaya_rabota.doc | 72.5 КБ |
1. ВВЕДЕНИЕ
Я, Морозова Полина ученица второго класса, живу в большой и дружной семье. В своем доме я часто слышу фразы: «Береги хлеб!», «Бери хлеба столько, сколько сможешь съесть!», «Не кроши хлеб!», «Хлеб – большая ценность!» и т.д. Поэтому мне было интересно узнать, почему люди так дорожат хлебом, называют его ценным продуктом, хотя его вдоволь в наших магазинах…
Я обратилась к родителям с этими вопросами. Вместе мы попытались не только ответить на эти вопросы, но и постарались найти эффективные способы сохранения хлеба в домашних условиях. Результаты нашего семейного эксперимента стали основой моей научной работы.
Основная цель работы – рассказать моим сверстникам о ценности хлеба, необходимости бережного отношения к нему.
Для достижения цели я решала следующие задачи:
- узнать историю выпечки хлеба в древности;
- какую роль хлеб играл в жизни наших предков;
- хлеб в русском фольклоре;
- выяснить, хлеб каких фабрик наиболее популярен среди обучающихся Лицея;
- исследовать, как долго сегодня можно хранить хлеб;
- предложить простые способы сохранения хлеба в домашних условиях.
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. История хлеба.
Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь. Русский народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб - соль на рушнике, хлеб следует поцеловать. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий!
2.2. Когда и где родился хлеб.
Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелегкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками нынешних пшеницы, ржи, овса, ячменя. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. Ее в наше время еще употребляют в виде хлебной похлебки в некоторых странах Африки и Азии.
Примерно шесть с половиной - пять тысяч лет назад человек научился возделывать и культивировать пшеницу и ячмень. В то время изобрели ручные мельницы, ступки, родился первый печеный хлеб. Археологи предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть ее вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Плотные не разрыхленные подгорелые куски бурой массы мало напоминали современный хлеб, но именно с того времени и возникло на земле хлебопечение. Когда древний человек с великим трудом взрыхлил землю, посеял зерно, собрал урожай и испек из него хлеб, тогда он обрел и родину. Прошло еще много времени и свершилось еще одно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб со сброженного теста. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста. Так, 5-6 тысяч лет назад в Древнем Египте было положено начало развитию хлебопекарного производства.
2.3. Как относились к хлебу в древности.
Хлеб очень ценился и почитался человеком. Хлеб стоял в одном ряду с солнцем и золотом. В древнеегипетской скорописи хлеб, солнце и золото обозначались одним символом: кругом с точкой в средине. О хлебе слагали песни и гимны. В усыпальнице одного из египетских фараонов на стене есть картина с детальным изображением изготовления хлеба. В музее Египта есть статуэтка тестомеса, ей несколько тысяч лет.
Древние греки считали хлеб отдельным блюдом. Чем богаче и знатнее был хозяин дома, тем щедрее он угощал своих гостей дорогим хлебом.
В связи с большой важностью хлеба у многих сложилось к нему суеверное почтение. Считалось, что употребление пищу без хлеба – большой грех и за это может последовать наказание богов. В Индии для преступников существовало дополнительное наказание: им определенное время, зависящее от тяжести вины, не давали хлеб. Самым значимым оскорблением считалось неуважение к хлебу.
В некоторых странах считалось, что хлеб обладает целебными свойствами и излечивает от многих заболеваний, например: вдыханием запаха свежеиспеченного хлеба лечили насморк, а черствым хлебом – заболевания желудка и кишечника.
С таким же уважением, как к самому хлебу, с давних времен относились и к людям, которые его пекли. Пекари занимали многие высокие должности в древних государствах и были в большом почете. Однако хлебопека сделавшего плохой хлеб могли сурово наказать: остричь, выпороть, поставить к позорному столбу и даже изгнать. По древнегерманскому закону за убийство пекаря наказание было строже, чем за убийство человека другой профессии. В Древнем Риме раб, умевший делать хлеб, ценился в 10 раз дороже гладиатора. В десятом веке в Византии пекари были освобождены от всех государственных повинностей.
Во славу хлебных мастеров делали памятники. В Риме по сегодняшний день сохранилось надгробие высотой 13 метров. Этот мемориал возведен на могиле пекаря Марка Вергилия Эврисака, который жил около двух тысяч лет назад и был основателем нескольких больших пекарен, обеспечивающих хлебом почти весь Рим. Он украшен барельефами с изображением процесса изготовления хлеба.
Рецепты хлеба держались хлебными мастерами в строжайшей тайне и передавались из поколения в поколение.
За всю свою историю человечество не обеспечивалось хлебом в достаточном объеме, его никогда не было вдоволь. Именно поэтому отношение к хлебу всегда было почтенным и уважаемым, от него зависела жизнь.
2.4. История хлеба на Руси.
До 12 века на Руси пекли только пшеничный хлеб. Но затем на столе наших предков появился ржаной, который тут же стал очень популярным. Он был куда дешевле и сытнее, как говорилось в пословице: «Пшеничка кормит по выбору, а матушка – рожь всех сплошь». Печь «черный» хлеб было непростым делом – рецепт изготовления закваски для него держался в строгом секрете. Интересно, что в других странах любовь русских людей к ржаному хлебу не разделяли – ни в прошлом, ни сегодня на прилавках зарубежных магазинов не найти такого разнообразия черного хлеба, как у нас.
Простые люди на Руси пекли обычный хлеб из перемолотой муки, а вот в пекарнях при монастырях ассортимент хлебных изделий был очень широк – в него входили и просфоры, и хлеб с различными добавками (маком, медом, творогом), и различные ковриги, калачи, сайки, пироги.
С 16 века хлебопекарное дело стало разделяться на отдельные отрасли. Теперь каждая пекарня специализировалась на изготовлении каких-то одних изделий: появились хлебники, блинники, пирожники, калачники, пряничники и ситники. В написанном в то время «Домострое» были приведены требования к профессиональным хлебопекам: они были обязаны знать, как нужно сеять муку, как приготовить квашню, сколько муки положить в тесто и как замесить его, как испечь каравай. В то время пекарей считали крайне уважаемыми людьми, всегда высоко ставили их мнение по любым вопросам, называли их только полными именами.
Лучшим хлебом на Руси считался «крупчатый белый» - из хорошо очищенной пшеничной муки. Он подавался только в очень богатых домах. Простые люди ели «ситный» и «решетный» хлеба – приготовленные, соответственно, из просеянной через сито и решето муки, а также «пушной» - приготовленный из неочищенного перемолотого зерна. Были и такие сорта хлеба, которые подавались к столу только по очень большим случаям вроде свадьбы. Например, таким считался хлеб «Боярский» из ржаной муки особого помола с добавлением пряностей.
Хлеб был основой питания наших предков всегда, даже в самые трудные времена. В неурожайные годы, во время войн и революций, в блокаду Ленинграда люди ели хлеб с добавлением моркови, картофеля, лебеды, льняного жмыха, солодовой и соевой муки и даже коры деревьев. Интересно, что бы сказали наши предки, если бы узнали, что сегодня «диетический» хлеб с морковкой или отрубями стоит в разы дороже обычного, о котором когда-то приходилось только мечтать?
Особой любовью на Руси всегда пользовались калачи. Калач был и на будничном столе рядового горожанина, и на пышных царских пиршествах. Царь посылал калачи в знак особого расположения патриарху и другим особам, имевшим высокое духовное звание. Отпуская слугу в увольнение, барин, как правило, давал ему мелкую монету "на калач".
2.5. История Саратовского калача.
Калач — старейший вид белого хлеба в России. Известны только три его разновидности: муромский, московский и более поздний — саратовский. Калачи известны с XIV века как заимствование татарского пресного белого хлеба, но в русской обработке, когда пшеничному тесту придавалась ржаная закваска. Чисто русской выдумкой является и его круглая форма. Название этого хлебобулочного изделия происходит либо от слов «коло» — «колесо», либо от татарского «калач» — выражения высокой степени аппетита.
Появление местного, Саратовского калача не случайно, ибо Саратов на протяжении многих веков являлся хлебной столицей России. Именно из Саратова в Европу и некоторые страны Азии завозили высококачественную муку. Сорт этой муки придавал хлебу несравненную пышность, без неё в то время не обходилась и выпечка саратовского калача. Сохранились легенды о том, как купцы проверяли качество калачных поставок. Они садились на хлеб, покрытый полотенцем, и если после такого пресса он легко принимал прежнюю пышную форму, покупатель пудами забирал его.
На стыке XIX-XX веков, пассажиры теплоходов, едва сойдя на саратовский берег, старались непременно купить тот самый, наш, саратовский калач. Для них он был не просто куском хлеба - это был местный сувенир, бренд Саратова, такой же, как тульский пряник. Ведь купить настоящий саратовский калач можно было только в Саратове. Несмотря на то, что калачи пекли в разных областях России, славился именно саратовский калач. А все из-за рецепта, который долгое время оставался в тайне. Возможно из-за того, что к этому приложил руку и саратовский хлебокомбинат имени Стружкина, который был поставщиком хлеба императорского двора.
В 80-е годы прошлого века в Саратове было огромное массовое производство калачей — по 3–3,5 тонны в день. Калач продавался в каждом гастрономе и хлебном магазине. Их постоянно отправляли в Москву, в правительство. Сегодня хлебокомбинат имени Стружкина печёт большие партии калачей только на заказ.
2.6. Хлеб в русском фольклоре.
Хлеб всегда играл огромную роль в жизни русского человека, поэтому в нашем фольклоре всегда было множество пословиц, поговорок, примет, песен, связанных с ним. Не случайно в сборниках народного творчества произведениям о хлебе зачастую отводится целый раздел.
Во все времена люди отдавали дань важности хлеба в своей жизни, считали его даром Божьим и практически живым существом. Про него говорили: «Хлеб всему голова», «Любая пища приедается, хлеб никогда», «Хлеб везде хорош – и у нас и за морем», «Хлеба край – и под елью рай, хлеба ни куска – и в полатях возьмет тоска». Хлеб никогда не выбрасывали – из зачерствевших корок сушили сухари, крошки сметали со стола и отдавали птицам или животным.
На Руси существовало множество примет, связанных с хлебом. Так, считалось, что хлеб всегда нужно отрезать ровно, тогда жизнь у человека будет спокойная и гладкая. Хлеб всегда клали коркой вверх и не надрезанной стороной в сторону двери, никогда не оставляли в каравае нож – все это делалось для того, чтобы хлеб всегда водился в доме, а домочадцы были здоровы.
Каравай хлеба всегда был символом семьи (именно отсюда пошло выражение «отрезанный ломоть» - человек, который навсегда покинул отчий дом и оторвался от близких родственников). Поэтому когда при выпечке хлеба он отслаивался или разламывался, это считалось предвестником раздора в семье или дальней поездки одного из ее членов.
2.7. Результаты социологического опроса.
«Хоть по-старому, хоть по-новому, а без хлеба ни прожить» - говорит народная мудрость. Действительно, все в жизни проходит и меняется, но остаются ли с нами такие извечные и простые ценности, как хлеб? Какое отношение к хлебу в современных семьях? Умеем мы ценить и беречь хлеб? Ответы на эти вопросы я получила, проведя социологический опрос среди 100 обучающихся Лицея № 2 и их родителей.
На вопрос: «Белый хлеб каких хлебокомбинатов наиболее популярен среди обучающихся Лицея?» я определила с помощью голосования.
С мамой купили белый хлеб 3 фабрик: «Стружкино», «Сокур – 63», «Знак – Хлеба», а четвертую буханку испекли сами. Затем мы разрезали буханки на кусочки, разложили их на тарелках, зашифровав под номерами: «Стружкино» -1, «Сокур – 63» - 2, «Знак – Хлеба» - 3, хлеб собственной выпечки – 4. Каждый обучающийся пробовал все виды хлеба, но мог проголосовать только за 1 из них – понравившийся.
Получились следующие результаты:
I место - Хлеб собственного приготовления – 35 человек;
II место - «Сокур – 63» – 30 человек;
III место - «Знак – Хлеба» – 21 человек;
IV место - «Стружкино» – 14 человек.
А какой хлеб предпочитают покупать родители этих обучающихся?
На I месте - «Сокур – 63» – 48 человек;
На II месте - «Знак – Хлеба» – 34 человека;
На III месте - «Стружкино» – 18 человек.
А вот на вопрос: «Как часто Ваша семья покупает хлеб?» ответ был следующим:
- ежедневно – 95 человек;
- через день – 5 человек.
Моя семья тоже старается ежедневно покупать свежий хлеб. Почему? Для ответа на этот вопрос я провела эксперимент, для выполнения которого привлекла своих одноклассников. Я попросила их принести по 1 кусочку белого хлеба 3–х фабрик, и 1 кусочек был добавлен мною – хлеб собственной выпечки. Их я положила в целлофановые пакеты, деревянную хлебницу и стала наблюдать: как долго хлеб оставался пригодным к употреблению.
В хлебнице | В целлофановых пакетах | |
2 день | стал более плотным; | без изменений; |
4день | почерствел; | «Знак – Хлеба», «Стружкино» - появился неприятный запах; «Сокур – 63», хлеб собственной выпечки - без изменений; |
6 день | черствый; | «Знак – Хлеба», «Стружкино» - неприятный запах, элементы плесени; «Сокур – 63», хлеб собственной выпечки - без изменений; |
7 день | черствый; | «Знак – Хлеба», «Стружкино» - неприятный запах, плесень увеличилась; «Сокур – 63», хлеб собственной выпечки - без изменений; |
8 день | черствый; | «Знак – Хлеба», «Стружкино» - плесень увеличивается; «Сокур – 63», хлеб собственной выпечки - появился неприятный запах; |
10 день | черствый. | «Знак – Хлеба», «Стружкино», «Сокур – 63» - плесень увеличивается; «Сокур – 63», хлеб собственной выпечки - неприятный запах, элементы плесени. |
Вывод: хлеб домашней выпечки дольше всего оставался пригодным к употреблению в пищу. Лучшее место для хранения хлеба – деревянная хлебница, в ней хлеб стал черствым, но пригодным к употреблению.
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для современного человека хлеб большая ценность? Увы, работая над ответом на этот вопрос, я могу сказать: «Нет!» Наше поколение ест хлеб вдоволь. В магазине его большое разнообразие. И мы, к сожалению, относимся к нему небрежно. Бывали случаи, когда я видела кусочки булок на полу в столовой Лицея, в мусорных бочках. Поэтому я считаю необходимым чаще рассказывать нам о самой большой ценности на Земле – ХЛЕБ.
Работая над данной темой, я узнала о великом ученом Н.И. Вавилове. Мне стало интересно узнать о его жизни и научных открытий больше. А сейчас я буду стараться донести до своих сверстников историю хлеба.
Библиографический список.
1.Алексеев М.Н. «Цена ему – жизнь. Слово о хлебе». – М.: Детская литература, 1990
2.Багрова Л.А. «Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения». – М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997
3.Извекова Л.Н. «Что всего дороже?». – Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1984
4.Крючков В.Р. «Испекли мы каравай». - Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1984
5.Степаненко В.И. «Хлеб». – М.: Агропромиздат, 1989
Горячо - холодно
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Сила слова
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей