Презентация "Математика и математики в годы Великой Отечественной войны" отражает материал о математиках нашей школы в трудные годы войны.
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к работе | 2.3 МБ |
Работа в рамках проектной деятельности по подготовке к 70 летию Победы в ВОВ | 456 КБ |
Слайд 1
«Математики и математика в годы Великой Отечественной войны»Слайд 2
Изучить участие ученых- математиков в боевых действиях Изучить математические задачи для фронта и тыла Исследовать работу учителей математики и ученых города Тарусы Решить задачи военной тематики Цели:
Слайд 3
Каждый день мы теряли 14 104 соотечественника…
Слайд 4
Каждый час погибали 588 человек…
Слайд 5
Каждую минуту- 10 человек…
Слайд 6
Каждые 6 секунд уносили одну человеческую жизнь…
Слайд 7
Выдающийся советский математик М. В. Келдыш и возглавляемый им коллектив ученых исследовали причины разрушения самолетов во время полета от вибрации. В результате наша авиация во время войны не знала случаев разрушения самолетов по причине неточного расчета их конструкций. М. В. Келдыш
Слайд 8
Труды академика А.Н. Колмогорова разработали теорию наивыгоднейшего рассеивания артиллерийских снарядов. Полученные им результаты помогли повысить меткость стрельбы. А.Н. Колмогоров
Слайд 9
В апреле 1942 года коллектив математиков под руководством академика С.Н.Берштейна разработал и вычислил таблицы для определения местонахождения судна по радиоволнам. С.Н.Берштейн
Слайд 10
А. Н. Крылов создал таблицу непотопляемости, по которой можно было рассчитать, как повлияет на корабль затопление тех или других отсеков, какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен и насколько это затопление может улучшить устойчивость корабля. Использование этих таблиц спасло жизнь многих людей, помогло сберечь огромные материальные ценности. А. Н. Крылов
Слайд 11
Он храбро воевал и внес много ценного в правила стрельбы. Здесь он использовал свой опыт математика, которому свойственно искать самые лучшие решения. За работы в области кибернетики, теории множеств и программирования А.А.Ляпунов уже после войны (с 1964 г.) был избран член - корреспондентом АН СССР. Выдающийся математик и педагог А.А. Ляпунов (1911 – 1973)
Слайд 12
Всему миру известна «Дорога жизни» по льду Ладожского озера и ее роль в обороне Ленинграда . В создании этой дороги принимал участие профессор кафедры теории упругости М.М. Филоненко - Бородич , решивший задачу о прочности ледового покрытия . Профессор кафедры теории упругости М.М. Филоненко- Бородич
Слайд 13
В частях тяжелой артиллерии на Пулковских высотах отстаивал город Ленинград выдающийся специалист в области теории чисел, теории вероятностей и математической статистики, доктор физико – математических наук, а потом академик АН СССР Ю. В. Линник Доктор физико – математических наук Ю. В. Линник
Слайд 14
Свой путь в математике талантливый ученый начинал в области теории множеств и теории функций действительного переменного. Позже его научные интересы перешли в область теоретико – множественной топологии, где он получил ряд важных результатов. Н.Б. Веденисов (1905 -1941)
Слайд 15
М. В. Бебутов (1913 – 1942) начал свою научную работу еще в студенческие годы. Его научные интересы были связаны с качественной теорией дифференциальных уравнений. М. В. Бебутов получил в математике ряд важных результатов. Защищенная им в июне 1941г. диссертация была отмечена ученым советом как выдающаяся работа. М. В. Бебутов (1913 – 1942)
Слайд 16
Не вернулись с войны и такие талантливые молодые математики, как: Г.М. Бавли , В.Н. Засухин , А.И. Герчиков , М.Е. Глезерман , И.Р. Лепехин, X .М. Мильштейн , С.С. Кудашев, С.Я. Карпов, А.Т. Павлов, М.И. Песин и многие, многие другие.
Слайд 17
Таруса героическая
Слайд 18
Ефремов Михаил Грегорьевич (27.02.1897 – 19.04.1942) Амелин Георгий Иванович (09.04.1921) Беляев Владимир Александрович (1913 – 1947) Елдышев Анатолий Алексеевич (20.04.1922 – декабрь 1943) Живов Анатолий Павлович (1925 – 12.04.1944) Севрюков Николай Михайлович (1909 - 1943) Тарусяне - Герои Советского Союза
Слайд 19
Вспомним всех поимённо Ефремов Михаил Грегорьевич (27.02.1897 – 19.04.1942) генерал - лейтенант, член КПСС.
Слайд 20
Амелин Георгий Иванович Амелин Георгий Иванович (09.04.1921) зам командира эскадрильи 208-го штурмового авиационного полка.
Слайд 21
Беляев Владимир Александрович Беляев Владимир Александрович (1913 – 1947) зам командира батальона по политической части 120-го гвардейского стрелкового полка.
Слайд 22
Елдышев Анатолий Алексеевич Елдышев Анатолий Алексеевич (20.04.1922 – декабрь 1943) лётчик 910-го истребительского авиационного полка.
Слайд 23
Живов Анатолий Павлович Живов Анатолий Павлович (1925 – 12.04.1944) телефонист взвода звязи 827-го стрелкового полка.
Слайд 24
Севрюков Николай Михайлович Севрюков Николай Михайлович (1909 – 1943) командир отделения 130-го гвардейского стрелкового полка.
Слайд 25
Учителя: Воронина Зинаида Васильевна Шумаев Сергей Сергеевич Коврижкина Людмила Дмитриевна учёный Власов Василий Захарович Таруса
Слайд 26
Воронина Зинаида Васильевна
Слайд 27
Коврижкина Людмила Дмитриевна
Слайд 28
В.З.Власов Ученый с мировым именем , внесший крупнейший вклад в науку, профессор, член -корреспондент АН СССР. Почетный гражданин Тарусы. (24 .02. исполнилось 105 лет со дня рождения)
Слайд 29
Подсчитать, сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг. (125 г.) Какую часть буханки составляет 1/3 от восьмушки? (1/24 часть буханки) Сколько граммов приходится на 1/24 часть буханки? (Примерно 41,66 г.) На сколько граммов хлеба в1/16 части содержится больше, чем в 1/24 части хлебного пайка? ( Примерно на 21 г.) Задачи о блокадной восьмушке хлеба: (тема «Действия с обыкновенными дробями»)
Слайд 30
Разведывательному кораблю (разведчику), двигавшемуся в составе эскадрильи, дано задание обследовать район моря на 70 миль в направлении движения эскадры. Скорость эскадрильи – 35 миль в час, скорость разведчика – 70 миль в час. Определить, через сколько времени разведчик возвратится к эскадре. Задачи на движение:
Слайд 31
1) 70 – 35= 35(км) – расстояние между кораблями через час. 2) 70 + 35 = 105(км/ч) – скорость сближения. 3) 35 : 105 = 1/3(ч) =20(мин) – необходимо на обратный путь кораблю. 4) 1ч +20мин = 1ч 20 мин – разведчик возвратится. Ответ: корабль (разведчик) вернётся к эскадре через 1 час 20 минут после отбытия. Решение:
Слайд 32
В результате своей работы я узнала, какой вклад внесли ученые математики для победы в Великой Отечественной войне Провела исследование и узнала об учителях, работавших в годы Великой Отечественной войны в нашей школе Познакомилась с ученым Власовым В.З., имя которого носит школа №2 Познакомилась с задачами военной тематики и решила их. Вывод:
МОУ Тарусская средняя общеобразовательная школа №1
имени М.Г. Ефремова
«Математики и математика в годы Великой Отечественной войны»
Работа ученицы 6«А» класса
МОУ «Тарусская средняя
общеобразовательная школа№1
имени М. Г. Ефремова
Колмаковой Ольги
Руководитель: учитель математики
Никитина Вера Александровна,
Таруса 2011 год.
С О Д Е Р ЖА Н И Е :
1.Участие ученых-математиков в боевых действиях, математические задачи для фронта и тыла.
2.Мой родной город – Таруса
3.Приложения: фотографии
4.Приложения: задачи военной математики
5.Список литературы.
-1-
ГЛАВА 1. УЧАСТИЕ УЧЕНЫХ - МАТЕМАТИКОВ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ
Радостно и торжественно отмечает наша страна праздник Победы - один из самых ярких и памятных в ее героической летописи. Ведь миновало уже 65 лет со времени окончания Великой Отечественной войны, с того дня, когда в каждый наш дом, в каждую семью пришло счастье Победы, счастье мира.
Празднуя очередную годовщину великой Победы, мы снова и снова вспоминаем, какие суровые испытания выпали на долю нашей страны. Вспомним еще раз жестокую «арифметику» той грозной поры. Война для советских людей длилась 1 418 дней и ночей. Каждый день мы теряли 14 104 соотечественника, каждый час погибали 588 человек, каждую минуту- 10, каждые 6 секунд уносили одну человеческую жизнь.
Победа в Великой Отечественной войне была одержана советским народом во имя мира на земле. Особенно важной была роль математики в создании новой боевой техники. Велика роль математиков в авиации. Решение важных проблем аэродинамики позволило авиаконструкторам увеличить скорость боевых самолетов. Выдающийся советский математик М. В. Келдыш и возглавляемый им коллектив ученых исследовали причины разрушения самолетов во время полета от вибрации. В результате наша авиация во время войны не знала случаев разрушения самолетов по причине неточного расчета их конструкций.
Тем самым были спасены жизни многих летчиков и боевые машины. Советские ученые опередили врага в создании реактивной авиации. Первый испытательный полет нашего реактивного истребителя был произведен в мае 1942 года, 1-
немецкий «Мессершмидт» поднялся в воздух через месяц после
этого события.
Труды академика А.Н. Колмогорова разработали теорию наивыгоднейшего рассеивания артиллерийских снарядов.
-2-
полученные им результаты помогли повысить меткость стрельбы.
В апреле 1942 года коллектив математиков под руководством академика С.Н.Берштейна разработал и вычислил таблицы для определения местонахождения судна по радиоволнам.
Видная роль в деле обороны нашей страны принадлежит выдающемуся математику академику
А. Н. Крылову, чьи труды по теории непотопляемости и качки корабля были использованы нашими Военно – Морскими силами. Он создал таблицу непотопляемости, по которой можно было рассчитать, как повлияет на корабль затопление тех или других отсеков, какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен и насколько это затопление может улучшить устойчивость корабля. Использование этих таблиц спасло жизнь многих людей, помогло сберечь огромные материальные ценности.
В 1943 году были подготовленные штурманские таблицы, которые нашли широкое применение в боевых действиях дальней авиации. Ни в одно стране мира не были известны таблицы, равные этим по простоте и оригинальности.
Научная работа не прекращалась и в самых тяжелых условиях жизни фронтовых и прифронтовых городов. В изнурительные дни блокады ученые Ленинграда успешно решили задачи огромной сложности и создали большой астрономический ежегодник на 1943, 1944 и 1945 годы. Заместитель командующего ВВС Красной армии в письме коллективу Астрономического института писал: « За ценный вклад в дело обороны страны, объявляю всему составу института благодарность».
В очень трудных условиях работали ученые, треть работавших над этим трудом, погибли. Отложив свои привычные дела, многие математики возводили оборонительные сооружения, с оружием в руках сражались на фронтах, в партизанских отрядах.
-3-
Например, добровольцем ушел на фронт и участвовал в боях с фашистскими захватчиками в Крыму, в Украине, в Прибалтике и
в Восточной Пруссии выдающийся математик и педагог А.А. Ляпунов (1911 – 1973). Он храбро воевал и внес много ценного в правила стрельбы. Здесь он использовал свой опыт математика, которому свойственно искать самые лучшие решения. Его предложения увеличили эффективность стрельбы. За работы в области кибернетики, теории множеств и программирования А.А.Ляпунов уже после войны (с 1964 г.) был избран член - корреспондентом АН СССР.
Всему миру известна «Дорога жизни» по льду Ладожского озера и ее роль в обороне Ленинграда . В создании этой дороги принимал участие профессор кафедры теории упругости М.М. Филоненко- Бородич, решивший задачу о прочности ледового покрытия.
В частях тяжелой артиллерии на Пулковских высотах отстаивал город Ленинград выдающийся специалист в области теории чисел, теории вероятностей и математической статистики, доктор физико – математических наук, а потом академик АН СССР Ю. В. Линник (1915 – 1972)
А во-вторых, каждый из университетов потерял многих молодых ученых, уже сумевших проявить себя и обещавших в будущем очень многое, но не вернувшихся с войны. Осенью 1941г. умер от ран и нечеловеческих условий вражеского плена Н.Б. Веденисов (1905 -1941). Свой путь в математике талантливый ученый начинал в области теории множеств и теории функций действительного переменного. Позже его научные интересы перешли в область теоретико – множественной топологии, где он получил ряд важных результатов. Война застала Веденисова преподавателем одной из военных академий. Не смотря на слабое здоровье и бронь, он принял твердое решение уйти в ополчение. В тяжелых боях под Ельней ученый был ранен и оказался в плену, где силы его быстро иссякли.
М. В. Бебутов (1913 – 1942) начал свою научную работу еще в студенческие годы. Его научные интересы были связаны с качественной теорией дифференциальных уравнений. Первая публикация относится к 1938г, а последняя опубликована посмертно в 1942г. И все же, несмотря на такой ограниченный
-4-
промежуток научной деятельности, М. В. Бебутов получил в математике ряд важных результатов. Защищенная им в июне 1941г. диссертация была отмечена ученым советом как выдающаяся работа.
Не вернулись с войны и такие талантливые молодые математики Московского университета, как Г.М. Бавли, В.Н. Засухин, А.И. Герчиков, М.Е. Глезерман, И.Р. Лепехин, X.М. Мильштейн, С.С. Кудашев, С.Я. Карпов, А.Т. Павлов, М.И. Песин и многие, многие другие.
Все они могли бы стать гордостью нашей науки, но война
прервала и зачеркнула развитие так славно начатого ими научного пути. Сколько замыслов осталось не осуществленными, какие россыпи математических сокровищ они унесли с собой. Справедливо говорят, что трудно даже представить, какой была бы сегодня математика, не понеси мы этих потерь.
-5-
ГЛАВА 2. МОЙ РОДНОЙ ГОРОД - ТАРУСА
Я хочу рассказать о своем родном городе. Немцы захватили Тарусу 18 октября 1941 года, но с 1 сентября по октябрь школа еще работала. 19 декабря город был освобожден, занятия в школе возобновились. Зинаида Васильевна Воронина работала в школе с 1930 года, она преподавала алгебру и геометрию. Вот как о ней вспоминает ее ученик Н.Чибисов : « Наша первая классная руководительница – Зинаида Васильевна Воронина, она преподавала алгебру и геометрию. Это очень опытный преподаватель. Внешне молодая, красивая, всегда подчеркнуто хорошо одета. Нам она нравилась, мы старались новые для нас дисциплины преодолевать в целом успешно».
Из воспоминаний учительницы Тарусской средней школы Калашниковой Нины Ивановны: « С Зинаидой Васильевной Ворониной я познакомилась в Тарусской средней школе в 1953 году, Она преподавала математику в 5-7 классах. Внешне она была аккуратная, культурная женщина, общительная, внимательная. Она много времени уделяла ученикам, занималась с ними дополнительно. Старалась дать глубокие, прочные знания. Уделяла большое внимание воспитанию детей, прививала им навыки культуры, вежливости. Это еще было трудное послевоенное время. В семье Ворониных было трое детей.
Зинаиде Васильевне нужно было много внимания уделять и своим детям. Старший сын Саша и дочь Ира получили высшее образование, младший сын Лева получил специальное музыкальное образование. Дети выросли трудолюбивыми, способными, культурными, общительными людьми с высшим образованием.
Зинаида Васильевна была интеллигентный человек. В их семье часто останавливались художники, писатели. Сама Зинаида Васильевна интересовалась искусством, много читала. В то время по линии месткома мы часто выезжали в Москву в театры, концерты, музеи, выставки. Были в усадьбах Коломенское, Архангельское, Горки Ленинские, Поленово. Зинаида Васильевна всегда принимала участие в этих поездках.
У Ворониных был хороший сад, цветник, который в основном состоял из роз, огород, где Зинаида Васильевна выращивала овощи. Она всегда делилась урожаем со своими друзьями.
-6-
Зинаида Васильевна очень любила природу. Будучи на пенсии, мы часто ходили с ней в лес за грибами, ягодами, орехами, цветами. И просто совершали прогулки в лес, особенно в зимнее время, в пределах школы, по Калужской дороге.
Она была интересной собеседницей. В памяти о ней у меня сохранились самые теплые воспоминания. Это был интеллегентный человек, общительный, добрый, трудолюбивый. Она воспитала много хороших ребят в Тарусе и оставила о себе светлую память»
На смену Зинаиде Васильевне в седьмом классе к нам пришла Людмила Дмитриевна Смирнова, выпускница Тарусской школы 1937 года. Она преподавала нам до окончания школы. Людмила Дмитриевна очень любила свой предмет и старалась передать это чувство своим ученикам. Своего времени она не жалела. Она была предана своей профессии. Людмила Дмитриевна работала в школе до 1969 года.
Из воспоминаний Сына Людмилы Дмитриевны- Дмитрия Сергеевича Коврижкина: «Людмила Дмитриевна родилась 14 августа 1918 года, закончила Тарусскую школу, затем Ленинградский педагогический институт имени Покровского. После института (1938-1940г.г.) работала в школе в Ленинградской области, а с началом Великой Отечественной войны приехала домой, в Тарусу, и стала преподавать математику в Тарусской семилетней школе. Проработала учителем математики в восьмилетней, а затем и средней школе ( школе №1) до 1969 года.
Среди ее учеников много известных и интересных людей. Многие учителя Тарусы и района учились у нее: Котов Александр Яковлевич, Котова Галина Алексеевна, Леонова Нина Ивановна, Петроченко Любовь Ильинична, Михалева Евгения Сергеевна, Чепалов Валерий Константинович, Фонарева Любовь Михайловна и многие другие. Тепло вспоминает о ней в своей книге воспоминаний наш земляк генерал Кириллин,(недавно умерший).
Ее ученики отмечают, что она была строгой, но справедливой учительницей, давала качественную, хорошую подготовку по математике. Большинство учеников после окончания школы поступили в известные, ведущие ВУЗы страны.
-7-
Большинство родных Людмилы Дмитриевны также были учителями: ее Мама- Смирнова Елена Михайловна- учительница начальных классов, сын- Коврижкин Дмитрий Сергеевич- учитель русского языка и литературы, племянница- Лаптева Валерия Ивановна- учитель немецкого языка,тетя- Преображенская Клавдия Ивановна- учительница химии, кавалер орденов Ленина и Октябрьской революции.
Из воспоминаний ученицы Людмилы Дмитриевны- Михалевой Евгении Сергеевны, учительницы математики: « Людмила Дмитриевна была моей учительницей по математике. Неравнодушная, прямолинейная, никогда не кривящая душой. Людмила Дмитриевна очень любила свой предмет и эту любовь сумела передать своим ученикам. Строгая, требовательная, много времени отдавала нам, ученикам. Она учила нас решать трудные задачи, умела спросить каждого ученика, и слабого, и сильного так, что он не терял веры в свои силы. Часто после уроков мы решали задачи, доказывали теоремы, а Людмила Дмитриевна слушала каждого внимательно, как будто у нее и не было рабочего дня. Мы очень любили Людмилу Дмитриевну, многие из нашего класса стали инженерами, учителями и просто квалифицированными рабочими.»
Ученики Людмилы Дмитриевны до сих пор сохранили о ней самые теплые воспоминания. Умерла Людмила Дмитриевна Коврижкина в 1991 году.
В нашей школе преподавал математику Шумаев Сергей Сергеевич, выпускник нашей школы, участник Великой Отечественной войны.
Выпускником нашей школы является известный ученый Власов Василий Захарович.
В 1906 году в деревушке Кареево в семье крестьянина Захара
Филипповича Власова родился сын Василий. Потом его отдали в трехклассную сельскую школу. Затем Василий пришел учиться в Тарусскую школу- десятилетку. На уроках математики мальчик весь уходил в мир цифр и формул, он знал 17 доказательств теоремы Пифагора.
-8-
Знойным летом 1924 года по проселочной дороге с сундучком в руке шагал юноша.Это был Василий Власов. Он направлялся в Москву держать вступительные экзамены в институт. Власов стал студентом геодезического факультета Межевого института, а с третьего курса перешел в Московское Высшее Технического училища на инженерно- строительный факультет.
Власов стал доктором технических наук, профессором, а затем Членом-корреспондентом Академии наук СССР.
В суровую пору Великой Отечественной войны военный инженер второго ранга Власов В.З. выполнил несколько научных работ, в которых обосновал методы расчета прочности военно-инженерных сооружений. Президиум Верховного Совета СССР наградил его орденом Красной Звезды.
Сегодня, возвращаясь к событиям 65-летней давности, мы не можем назвать всех ветеранов фронта и тыла, ветеранов науки, школьных учителей математики.
Низкий поклон вам, ветераны народного образования и научного фронта нашей Родины.
-9-
ПРИЛОЖЕНИЯ:
ФОТОГРАФИИ.
Академик М.А.Лавреньтев за изучением пробивного действия взрывчатых веществ 1944г.
Доктор физико – математических наук Выдающийся математик – педагог
Ю.В.ЛИННИК (1915 – 1972) А.А.ЛЯПУНОВ (1911 – 1973)
-10-
Ж.Я.КОТИН (1908 – 1979) конструктор танков.
СУ-152
-11-
КВ-7
ИС-2
-12-
Математики Тарусского района
Людмила Дмитриевна Коврижкина
-13-
Зинаида Васильевна Воронина
-14-
ПРИЛОЖЕНИЕ Б.
ЗАДАЧИ ВОЕННОЙ ТЕМАТИКИ.
«Кусочек хлеба» (из книги Воскобойникова «Девятьсот дней мужества»)
Погиб при обороне Ленинграда Петр Карпушкин. А в Ленинграде осталась его семья – жена и три дочери, младшей 3 года. Обессиленные от голода, в пустой промерзшей квартире ждут прихода мамы. Ее слабые шаги за стеной возвращают утерянный, казалось, шанс на спасение. Анна Герасимовна торопливо делит принесенную ею осьмушку хлеба на 3 части и один кусочек подносит младшенькой – самой слабой из троих. Дочка надкусывает хлеб – на большее сил уже не хватает. Она умирает на глазах у мамы, на руках у сестренок. Это самая обычная смерть в голодном блокадном Ленинграде. Необычен поступок матери. Казалось… умерла дочка, но остались две других. Их надо спасать. Хлеба стало больше: 1/16 часть буханки вместо 1/24. Но мать поступает иначе. Она решает сохранить надкусанный ребенком кусочек хлеба как память. Она поняла, что сила духа ее, ее детей неизмеримо важнее, чем маленький кусочек хлеба насущного.
Карпушкины выжили. А блокадный кусочек хранился в их семье более 30 лет. Потом уже внучка Анны Герасимовны Ира Федосик, поступив в ПТУ № 13 Ленинграда, передала эту семейную реликвию училищному музею.
Задачи о блокадной восьмушке хлеба: (тема «Действия с обыкновенными дробями»)
Подсчитать, сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг. (125 г.)
Какую часть буханки составляет 1/3 от восьмушки? (1/24 часть буханки)
Сколько граммов приходится на 1/24 часть буханки? (Примерно 41,66 г.)
На сколько граммов хлеба в1/16 части содержится больше, чем в 1/24 части хлебного пайка? ( Примерно на 21 г.)
Задачи на движение:
Разведывательному кораблю (разведчику), двигавшемуся в составе эскадрильи, дано задание обследовать район моря на 70 миль в направлении движения эскадры. Скорость эскадрильи – 35 миль в час, скорость разведчика – 70 миль в час. Определить, через сколько времени разведчик возвратится к эскадре.
-15-
Решение: 1) 70 – 35= 35(км) – расстояние между кораблями через час.
2) 70 + 35 = 105(км/ч) – скорость сближения.
3) 35 : 105 = 1/3(ч) =20(мин) – необходимо на обратный путь кораблю.
4) 1ч +20мин = 1ч 20 мин – разведчик возвратится.
Ответ: корабль (разведчик) вернётся к эскадре через 1 час 20 минут после отбытия.
Разведчик получил приказ произвести разведку впереди эскадрильи и вернуться через 3 часа. Через какое время после оставления эскадрильи разведывательный корабль должен повернуть назад, если его скорость 60 узлов, а скорость эскадрильи 40 узлов?
Ответ: корабль должен повернуть назад к эскадре через 2 часа 30 минут после отплытия.
Задачи на сплавы
Во время войны на производстве приходилось решать задачи на сплавы.
Ответ; Надо добавить 1,5 тонны олова
2.Имеется два куска сплава меди и цинка с процентным содержанием меди 30% и80% соответственно. В каком отношении надо взять эти сплавы, чтобы переплавив взятые куски вместе, получить сплав, содержащий 60% меди?
Решение: Пусть х (т)- масса первого сплава, а у (т)- масса второго сплава, тогда (х+у) (т)- масса третьего сплава.
«Расщепим» с помощью весовых концентраций эти количества на компоненты:
-16-
Х=0,3х+0,7х у=0,8у+0,2у
Тогда (0,3х+0,8у) (т) – меди в третьем сплаве
(0,3х+0,8у)/(х+у)- концентрация меди в третьем сплаве. По условию задачи она равна 0,6
Преобразовав уравнение, получим 3х+8у=6х+6у, т.е. х/у=2/3
Ответ: Надо взять 2 части первого сплава и 3 части второго сплава.
3.Из 40 т руды выплавляют 20т металла, содержащего 6% примесей. Каков процент примесей в руде?
Решение: Пусть х% - полезных средств в руде.. «Расщепим» массы руды и металла на компоненты
40= (х/100)*40+(100-х)/100)*40
20=0,94*20+0,06*20
По условию все полезные вещества получены из 40 т руды, поэтому составляем уравнение:
(х/100)*40=0,94*20.
Решая это уравнение , получим х=47.
Мы нашли, сколько процентов полезных веществ содержится в руде. Поэтому примесей там 53%.
Ответ: В руде 53% примесей.
4.Имеется сталь двух сортов с содержанием никеля 5% и 40%. Сколько стали каждого сорта следует взять, чтобы получить после переплавки 140т стали с содержанием никеля 30%.
Решение: Пусть х(т)- масса первого сорта, у(т)- масса второго сорта, тогда (х+у) (т)- масса третьего сорта. По условию задачи х+у=140
«Расщепим» с помощью весовых концентраций массы двух первых сортов на компоненты:
Х=0,05х+0,95х у= 0,4у+0,6у, тогда в третьем сплаве (0,05х+0,4у)(т) никеля в третьем сплаве.
По условию концентрация никеля в третьем сплаве равна 0,3, поэтому масса никеля в этом сплаве 140*0,3=42(т)
Составим уравнение 0,05х+0,4у=42
-17-
Решив систему уравнений х+у=140 получим х=40, у=100
0,05х+0,4у=42
Ответ: Надо взять 40т стали первого сорта и 100т стали второго сорта.
-18-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Левин Б.В. «Советская наука в годы Великой Отечественной войны» Москва, Наука,1983 г.
2.Гнеденко Б.В. «Математика на обороне страны» Москва 1978г.
3. Газета «Октябрь» 2009 год
4. Кондорович А.Г. «Советские математики в годы Великой Отечественной войны.» Математика в школе №2 1975г.
-19-
Пока бьют часы
Всему свой срок
Солнечная система. Взгляд со стороны
Музыка космоса
Сочини стихи, Машина