Цель данной работы - показать, как события и герои Отечественной войны 1812 года нашли своё отражение в произведениях русского фольклора.
Вложение | Размер |
---|---|
voyna_1812_goda.docx | 27.52 КБ |
МОУ ООШ СЕЛА ВЕРХНИЙ КУШУМ
КОНКУРС ПРОЕКТНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
МОЙ ПЕРВЫЙ ПРОЕКТ
ВОЙНА 1812 ГОДА
В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ (УЧЕБНЫЙ) ПРОЕКТ
СЕКЦИЯ: РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
АВТОРЫ:
КОЗЛОВ ВЛАДИСЛАВ СЕРГЕЕВИЧ,
НЕДОРЕЗОВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
КЛАСС 7
РУКОВОДИТЕЛЬ: АННИНА
ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА,
ЛИТЕРАТУРЫ
г.Ершов
-1-
План
I Вступление. Отражение исторических событий Отечественной войны 1812 года в произведениях русского фольклора. Цели исследования. Актуальность темы. Практическая значимость работы.
II Отражение войны 1812 года в различных жанрах русского фольклора.
1 Исторические песни.
2 Городской фольклор.
3.Пословицы.
III Итоги исследования.
-2-
I Фольклор сопутствует народу на протяжении всей его истории. В нём прямо или косвенно отражается историческая действительность. Это видно на примере русского фольклора. Древние сказки и былины отражают жизнь, быт, историю народа. В былинах рассказывается не только о борьбе с татарским игом, но и о более позднем времени: об Иване Грозном, о взятии Казани, о Степане Разине и Емельяне Пугачёве. Максим Горький говорил: «Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества»[1]
Война 1812 года не могла не найти отражения в устном народном творчестве, поскольку это была народная война – Отечественная война. Два столетия, отделяющие нас от этих событий, не уменьшили их историческую значимость. Нашествие «двадесяти язык» - общеевропейской армии Наполеона, несло угрозу самому существованию нашей страны как самостоятельного государства. Это было осознано всеми слоями русского народа, который в ответ на стремление его поработить перешёл от противостояния профессиональных армий к общенародной освободительной войне, впервые в русской истории получившей название Отечественной.
Цель нашего исследовательского проекта состоит в том, чтобы, рассмотрев произведения различных фольклорных жанров (исторические песни, городской фольклор, пословицы), подтвердить правдивость следующих утверждений:
- произведения фольклора тесно связаны с русской историей, в частности – с событиями Отечественной войны 1812 года;
- произведения о войне1812 года свидетельствуют о великом уважении русского человека к воинам, защищавшим Родину, её свободу и независимость;
- эти произведения имеют огромное значение для нас, сегодняшних читателей, граждан России, так как служат примером высокого патриотизма, любви к своей стране. В этом как раз и состоит, на наш взгляд, актуальность этого литературного исследования: напомнить о важнейших страницах истории нашего народа, подчеркнуть жанровое многообразие русского фольклора, его выразительный, меткий, точный язык, заставляющий гордиться своим Отечеством.
-3-
Материалы и результаты исследования могут быть применены при подготовке доклада на уроке литературы или как выступление на внеклассном мероприятии. В этом заключается практическая значимость работы.
II.1. Фольклорный жанр, в котором в наибольшей степени отразились события Отечественной войны 1812 года, были исторические песни.
Исторические песни – это жанр народно-поэтического творчества, отображающий народное представление о подлинных исторических событиях на Руси.¹ В период Отечественной войны 1812 года в противостояние захватчикам вступают широкие крестьянские массы. Это породило небывалый расцвет народного творчества, особенно исторических песен. В них постоянно звучит мысль об оборонительном характере войны для России. В песнях говорится о неисчислимых бедствиях, которые принесла война, о кровопролитных сражениях и разорениях.
Разорена путь-дороженька
От Можайска до Москвы:
Ещё кто её ограбил?
Неприятель-вор француз.[2]
Реалистично изображается наступление неисчислимого вражеского войска:
Не пыль во поле пылит,
Не дубровушка шумит:
Француз с армией валит.
Он валит-таки валит,
Сам подваливает.
Человек, знакомый с русскими историческими песнями, сразу же узнает характерные черты их поэтики: отрицательный параллелизм строк, напевность, разговорные выражения и обороты.
¹ Энциклопедия юного филолога. Просвещение. Москва. 1996 с.49
-4-
Народ понимал решающее значение битвы под Москвой, поэтому самые популярные песни из цикла об Отечественной войне 1812 года были песни о Бородинском сражении. По своим поэтическим приёмам они очень близки к народным песням о других военных битвах.
Как не золотая, братцы, трубонька вострубливала,
Ай да не серебряна, братцы, сиповочка возыгрывала,
Ай да как возговорил, братцы, промолвил князь Кутузов-генерал:
«Ай да господа вы наши генералы со полковничками,
Ай да вы отдайте скорый приказ во всей армии зараз:
Ай да чтобы были все наши военны во исправности своей,
Ай да у пехоты ружья все в порядке, во замках кремни остры,
Ай да у казаков кони доброезжи, призасёдланные.
Ай да к нам под утро хотел быть, ребята, со всей ратью Бонапарт.
Ай да за Россию, за царя, за веру нужно гостеньку принять:
Ай да как на поле славном Бородинском поплотней дружка обнять!»
Налицо все традиционные приёмы поэтики народной песни: метафоричность образов, нарочитое использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами – с положительным значением для своих, с отрицательным – для врагов-французов; синтаксический параллелизм строк, в том числе – и отрицательный.
В этих песнях как бы воскресли некоторые образы устных сказаний о битве с армией Мамая на поле Куликовом:
Льётся кровь богатырская
По седельцам покованным
Сверкают сабли булатные
Около голов богатырских
Катятся шеломы злачёные
Добрым коням под копыта
Валятся головы многих богатырей
С добрых коней о сыру землю.
-5-
А вот описание Бородинского сражения:
Как Семёнов день приходит, братцы,
Как гора валит;
Как Семёнов день приходит, братцы,
Как река бежит.
Как ударили из пушек, братцы,
Из винтовочек –
Покатились с могучих плеч
Головушки,
Полилася басурманская кровь
На все четыре стороны.
Любимыми героями Отечественной войны 1812 года были Кутузов и Платов.В песнях это два разных характера. Кутузов – руководитель народной войны, опытный, умный, рассудительный и храбрый полководец, уверенный в народной победе и хорошо знавший пути к ней:
А мы встретим злодея середи пути,
Середи пути, на своей земли,
А мы столики поставим ему – пушки медные,
А мы скатерти ему постелим – вольны пули,
На закусочку поставим – калёных картеч;
Угощать его будут – канонёрушки,
Провожать его будут – всё козачушки.¹
Нельзя не отметить традиционное для фольклора сравнение битвы с пиром, званым угощением.
В другом аспекте представлен образ Платова. Его характерные черты – мужество, оптимизм, смекалка.
_______________________________________________________________________¹ Здесь и далее – написание сохранено по оригиналу – Хрестоматия по русскому фольклору.
-6-
Другой Платов вот он наш герой
Он добра свово коня седлает,
Подпружечки туго подтягал;
На конёчка он скоро садилси,
По армеюшке орлом он летал,
По армеюшке орлом он летал,
Он «здорово» всем донцам сказал:
«Ой да, ну, здорово, вот вы, мои дети,
Здравствуй, храбрые мои донцы!
Ой, да послужитя вот вы, мои дети,
Как деды, деды, ваши отцы,
Как деды, деды, ваши отцы,
Послужите вы нашей России,
Кремнённой-то матушке Москве!
В целом можно сказать, что события 1812 года дали новый толчок развитию и популяризации жанра исторической песни.
II.2
Если исторические песни – это фольклорный жанр, берущий своё начало в устном народном творчестве, то произведения городского фольклора – это сравнительно недавно утвердившиеся народные творения. Война 1812 года дала этому жанру новые темы и образы.
В народе войну предвидели Не то в конце 1811-го, не то в начале 1812 года случилось необыкновенное природное явление. В небе над Россией повисла «огромная яркая комета». Все были в ожидании чего-то чрезвычайного. Глядя на огромный хвост этой бродячей звезды, говорили: «Пометёт звезда землю русскую!» Правдоподобность этих рассказов подчёркивалась тем, что сама императрица будто бы запросила о комете столичных астрономов, и те подтвердили, что такие кометы и раньше являлись накануне больших войн.¹
-7-
Для Петербурга события развивались не менее драматично,
чем для Москвы. В первоначальных планах Наполеона на первом месте было взятие именно Петербурга. Поэтому угроза вторжения Наполеона в северную столицу достаточно серьёзно воспринималась в самом Петербурге. Не коего майора Батурина стал преследовать один и тот же сон. Во сне он видел себя на Сенатской площади, рядом с памятником Петру Великому. Вдруг голова Петра поворачивается, всадник съезжает со скалы и по петербургским улицам направляется к Каменному острову, где жил в то время император Александр I. Бронзовый всадник въезжает во двор дворца, навстречу ему выходит озабоченный государь. «Молодой человек, до чего ты довёл мою Россию, - говорит ему Пётр Великий, - но пока я на месте, моему городу нечего опасаться!» После этого Александр будто бы отменил своё прежнее решение вывезти памятник Петру из Петербурга.¹
18 марта 1814 года русские войска взяли Париж. В петербургском городском фольклоре сохранилась легенда о том, как в Париж вошли гвардейцы Казачьего полка под командованием атамана Платова. Будто бы, боясь, что во время форсирования Сены может попортиться форменная одежда, в которой они собирались поразить парижанок, они разделись донага, переплыли Сену и в таком виде предстали перед изумлённой толпой горожан, собравшихся встречать русских воинов на набережной.
В городском фольклоре есть и другая легенда, связанная с русскими казаками. Будто бы благодаря им во Франции появилось широко известное название небольших ресторанчиков «бистро». Якобы это казаки, забегая в парижские уличные кафе, торопливо выкрикивали русское: «Быстро, быстро!» В конце концов русское «быстро» трансформировалось во французское «бистро».²
Эти и другие легенды городского фольклора говорят о том, насколько глубоко вошла война 1812 года в жизнь всех слоёв населения России.
-8-
II.3
События Отечественной войны 1812 года нашли отражение в ещё одном, пожалуй, наиболее народном жанре – пословицах.
Пословица представляет собой логически законченную фразу, образное изречение, несущее поучительный смысл и в большинстве случаев имеющее ритмическую организацию.¹
Народ сразу же дал свою оценку нашествию французов: «Нашествие двунадесяти языков». Так кратко и ёмко подчёркивалась огромная сила захватчиков. Но русский солдат ничем не уступает французу, - так считал народ.
Француз боек, а русский стоек.
Русский солдат не знает преград.
Русский солдат умом и силой богат.
Солдату честь дороже жизни.
Во многих пословицах подчёркивается храбрость, сила и мужество русского воина.
Руби пехоту. Вались на штык. Иди напролом!
На латника по ратнику.
Мало штыка, так вот те приклада!
На француза и вилы ружьё.
Оценивая сражение под Бородиным, другие битвы, отступление и бегство
Наполеона, народ говорил:
Был не опалён Наполеон, а из Москвы вышел опалён.
Докалывай француза вилами!
Наступил на землю русскую, да оступился.
Отогрелся в Москве, да замёрз на Березине.
Сам себя сжёг француз, сам и поморозил.
Голодный француз и вороне рад.
Высоко оценивал народ роль Кутузова в разгроме Наполеона: «Приехал Кутузов бить французов». А говоря о его мастерстве полководца, отмечал, что
-9-
именно под его руководством русские одерживали и физические, и моральные победы.
От бородинской пушки под Москвой земля дрожала.
Под Малым Ярославцем вся земля дрогнула.
Таким образом, пословицы – яркое свидетельство мужества, храбрости, стойкости русского солдата, его высокого патриотизма.
III. Подведём итоги.
Исследовав материалы различных фольклорных жанров (исторические песни, произведения городского фольклора, пословицы) можно сделать следующие выводы.
-10-
Использованные ресурсы.
Интернет-ресурсы.
[1]Горький М. Литературно-критические статьи. Просвещение. Москва. 1994 с.27
[2] Здесь и далее: Хрестоматия по русскому фольклору. Составитель Емельянов С.В. Москва Художественная литература. 1978
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Рождественский венок
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Сказка об осеннем ветре