Актуальность данной работы заключается в том, что основные события Великой Отечественной войны до сих пор освещаются неоднозначно, зачастую субъективно. Выводы, сделанные в моей работе, помогут учителям и учащимся старших классов сформировать объективное представление о наиболее непростом периоде Великой Отечественной Войны. Также данная работа может быть интересна широкому кругу лиц, заинтересованному в объективном изучении истории.
Вложение | Размер |
---|---|
shahbazyan_anna_robertovna._issled_rabota.doc | 73.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ОТКРЫТОГО КОНКУРСА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ МОЛОДЁЖИ
«Открытие»
_______________________________________________________
Секция:
История
Тема:
«Сравнительный анализ потерь советских войск в Курской битве по данным различных источников»
Автор:
ученица 11 «А» класса МОУ «Майская гимназия»
Шахбазян Анна Робертовна
Научный руководитель:
учитель истории и обществознания МОУ «Майская гимназия»
Диденко Светлана Николаевна
Место выполнения работы:
МОУ «Майская гимназия», Белгородский р-на, Белгородской обл.
2013
Оглавление
стр.
Введение………………………………………………………………………………………2
Заключение……………………………………………………………………………………9
Список используемой литературы………………………………………………………….10
Приложение…………………………………………………………………………………..11
Введение
Великая Отечественная Война - одно из наиболее значимых событий в истории нашей страны. Она коренным образом изменила расстановку сил в Европе и мире на долгие годы, определив направление развития многих государств. Прямым следствием было создание биполярной системы международных отношений, соперничество двух сверхдержав: США и СССР.
Актуальность данной работы заключается в том, что основные события Великой Отечественной войны до сих пор освещаются неоднозначно, зачастую субъективно. Выводы, сделанные в моей работе, помогут учителям и учащимся старших классов сформировать объективное представление о наиболее непростом периоде Великой Отечественной Войны. Также данная работа может быть интересна широкому кругу лиц, заинтересованному в объективном изучении истории. Данная тема в современной российской историографии только начинает изучаться.
Цель данной работы - дать сравнительную характеристику взглядов на события Курской битвы советской историографии и работах современных историков.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
Для достижений вышеуказанных задач мы использовали такие методы работы, как: анализ исторических источников по обозначенной проблеме, сравнительная характеристика, обобщение полученных данных.
Объектом исследования стало освещение событий Курской битвы в советской и российской историографии.
Предметом изучения являются данные о потерях советских войск в Курской битве.
В начале работы мы выдвинули следующую гипотезу о том, что данные о потерях советских войск советской историографии по идеологическим причинам преуменьшены, а современные историки более объективно освещают данную проблему.
Освещение итогов Курской битвы в советской историографии
В качестве источников советской историографии для изучения потерь Красной армии во время Курской битвы нами были выбраны: «История Второй Мировой Войны 1939-1945» том седьмой и мемуары маршала СССР Георгия Константиновича Жукова.
В седьмом томе «Истории Второй Мировой Войны 1939-1945» мы находим следующею оценку потерь немецких войск в Курской битве.
«Победоносные для Советской Армии танковые сражения явились величайшими во Второй мировой войне. «Если битва под Сталинградом предвещала закат немецко-фашистской армии, то битва под Курском поставила ее перед катастрофой».
Не сбылись надежды военно-политического руководства «третьего рейха» на успех операции «Цитадель». Советские войска в ходе этой битвы разгромили 30 дивизий, Вермахт потерял около 500 тыс. солдат и офицеров, 1,5 тыс. танков, 3 тыс. орудий и более 3,7 тыс. самолетов.
Особенно тяжелые поражения были нанесены танковым соединениям гитлеровцев. Из 20 танковых и моторизованных дивизий, принимавших участие в битве под Курском, 7 оказались разгромленными, а остальные понесли значительные потери. Полностью возместить этот урон фашистская Германия уже не могла».[2]
В воспоминаниях маршала Жукова приведены следующие данные о потерях:
«Пятьдесят дней продолжалась эта величайшая битва наших войск с немецко-фашистскими войсками. Она закончилась победой Красной Армии, разбившей 30 отборных немецких дивизий, в том числе 7 танковых. Эти дивизии потеряли больше половины своего состава. Общие потери вражеских войск составили около 500 тысяч человек, 1500 танков, в том числе большое количество «тигров» и «пантер», 3 тысячи орудий и свыше 3700 самолетов. Такие потери фашистское руководство уже не могло восполнить никакими тотальными мерами».[1]
Таким образом, мы видим, что ни в одном из приведенных источниках советской историографии не упоминаются данные об общих потерях Советской армии. Авторы приводят лишь статистику потерь Вермахта в живой силе и технике. Это позволяет нам сделать вывод о том, что в советский период было идеологически невыгодно приводить точные данные о потерях в личном составе и технике, поскольку они были весьма значительны и не укладывались в концепцию войны "малой кровью".
Данные о потерях советских войск в современных исторических источниках
Во многом по-другому освещаются события Курской битвы в работах современных российских историков. Нами были изучены следующие современные издания, в которых описаны потери времен Курской битвы: книга Г.Ф Кривошеева «Россия и СССР в войнах XX века: Потери вооруженных сил» и данные о потерях в оборонительном этапе Курской битве в книгах Игоря Абросимова «Прохоровское сражение», Петра Букейханова «Курская битва, которую мы начали» и исследования Карла-Хайнца Фризера и исследования Рюдигера Оверманса.
В книге Карла-Хайнца Фризера приведены следующие данные о потерях в Курской битве: «Потери немецких войск составили всего 252 танка – против 1956 у Красной армии. Аналогичными были потери летной техники: 159 самолётов у немцев против 1961 у советских войск. Кроме того, Красная армия потеряла более 300 тысяч солдат, а Вермахт – 54182». А по данным немецкого историка Рюдигера Оверманса, за июль и август 1943 г. немцы потеряли 130 тыс. 429 человек убитыми. [9]
Причины различной трактовки потерь в различных источниках
Проанализировав советские и немецкие данные о потерях войск в ходе Курской битвы, мы заметили значительные различия. Так, советские историки говорят о более чем 500 тыс. убитых, раненых и пленных, 1500 танков и свыше 3700 самолётов.
В то время как немецкие историки свидетельствуют, что Вермахт за июль-август 1943 г. на всём Восточном фронте потерял 537 533 человек. В данные цифры входят убитые, раненые, больные, пропавшие без вести.
Стоит отметить, что верными советские войсковые донесения о немецких потерях не считали даже советские командиры в годы войны. Так, начальник штаба Центрального фронта генерал-лейтенант М. С. Малинин писал в нижестоящие штабы:
«Просматривая ежедневно итоги дня о количестве уничтоженной живой силы и техники и захваченных трофеях, я пришел к выводу, что эти данные значительно завышены и, следовательно, не соответствуют действительности».
Нам стало интересно, а каковы же причины столь существенных различий в данных немецких и советских историков.
Одной из причин столь существенного различия в данных является то, что в советской историографии датой окончания Курской битвы считается 23 августа и потери Красной армии приводятся на это число, а потери немецких войск на 20 августа.
Так же иногда некоторые немецкие историки по-другому оценивают потери в Курской битве. Так, для Красной Армии берутся потери с 5.07.1943 г по 23.08.1943 г — 49 дней. Для Вермахта с 01.07.1943 г по 31.07.1943г — 31 день. При этом с 01.07 по 05.07 боевые действия не велись, то есть за 25 дней активных действий. И для Красной Армии считаются все потери, включая не боевые в резервных армиях. Для Вермахта в трёх армиях из семи: потери в 1-й танковой, 2-й танковой, 6-й и 2-й армиях, 4-м и 6-м воздушных флотах не учитываются, при этом о частичности данных не сообщается.
Дополнительно можно указать, в частности, на явную нестыковку данных в разных первичных документах, исходящую в одних случаях из вольного, по тем или иным причинам, обращения их составителей с цифрами, в других – из той или иной интерпретации имевшейся в их распоряжении информации.
Сравнительная характеристика потерь советских войск в учебной литературе
Изучив советские и современные данные о потерях Красной армии в Курской битве, нам стало интересно, какие данные приведены в школьных и вузовских учебниках, а также в школьном учебнике советского периода. Мною были взяты следующие учебники: история СССР 10 класс 1952; учебник Истории России 9 класс XX – начало XXI века и «История России XX-начала XXI века» под редакцией Л.В. Милова. К сожалению, в советском учебнике о потерях Красной Армии в Курской битве не упоминается. В учебнике за 9 класс мы нашли информацию только о немецких потерях: « В Курской битве немцы потеряли 500 тыс. солдат и офицеров,1,5 тыс., танков и 3,7 самолётов».[3]
В учебнике Л.В.Милова приведены следующие данные и потерях войск Красной армии и Вермахта «5 августа впервые за годы войны Москва салютовала 122 пушками в честь освобождения Орла и Белгорода. Этот салют звучал и в память 70 тыс. человек, полегших в боях на Курской дуге. А всего пали смертью храбрых при осуществлении операций «Кутузов» и «Румянцев» 183 тыс. наших воинов. Все более ощутимыми становились потери германской стороны. Увеличилось число военнопленных противника: 1941-10,6 тыс.,1942г.-178,8 тыс.,1943-442,6 тыс. Восполнить эти потери Германии оказалось очень трудно. Советская сторона располагала возможностями возместить относительно большие потери своих войск и наращивать их превосходство».[4]
Ознакомившись с данными учебников, мне стало интересно, известно ли моим одноклассникам о потерях советских и немецких войск в ходе Курской битвы. Я провела анкетирование среди учащихся 11 классов МОУ «Майская гимназия Белгородского района, Белгородской области», в котором приняли участие 52 ученика. Им было предложено ответить на следующие вопросы:
Выяснилось, что большинство респондентов хорошо знакомы с хронологией важнейших событий Великой Отечественной Войны. Так 97% назвали ключевые события, а 3% затруднились дать ответ.
Так, у 45% опрошенных данный вопрос вызвал затруднение, 33% полагают, что большие потери понёс Вермахт, а 22% считают, что Красная Армия.
Так, 40% учащихся считают, самым главным источником знаний Интернет - ресурсы, 25% выделяют важную роль СМИ в получении знаний, 20% отдают предпочтение школьному учебнику истории, а 15% находят информацию в научно-популярной литературе.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что из-за отсутствия необходимой информации в школьных учебниках, ученики начинают использовать Интернет - ресурсы и СМИ, в которых данные, зачастую бывают необъективными. Это ведёт к незнанию важных моментов различных событий, например потерь в Курской битве.
Заключение
Изучив различные источники о потерях в Курской битве, собрав необходимый для исследования материал, мы пришли к следующему выводу. События Курской битвы, по-разному освещаются, как в современных российских, советских и современных немецких источниках, что приводит к невозможности объективного изучения потерь, как в живой силе, так и в технике.
Таким образом, наша первоначальная гипотеза подтвердилась лишь частично: данные о потерях Красной армии в советской историографии оказались не только не преуменьшены, зачастую они отсутствуют вовсе. Так же мы предполагали, что современные историки, более объективно освещают данную проблему, но следует отметить, что к 70-летию победы в Курской битве было издано множество научно-популярных произведений, посвященных данному событию. В этих изданиях зачастую нет общего мнения об одинаковых вещах, например о соотношении потерь Красной армии и Вермахта. Современная российская историография приводит статистические данные о потерях воющих сторон, поэтому можно сделать вывод о более объективном и всестороннем освещении этой проблемы.
Дальнейшие перспективы мы связываем с изучением потерь Красной армии в других важнейших сражениях Великой Отечественной Войны, также было бы интересно провести сравнительный анализ немецких и советских архивных данных, которые посвящены операции по форсированию Днепра и освобождению территории СССР от немецко-фашистских войск.
Список использованных источников
Приложение № 1
Анкета
1.Какие основные военные операции Великой Отечественной Войны вам известны?
2. Как вы считаете, кто понёс большие потери в ходе Курской битве?
3. Что для вас является наиболее важным источником информации о событиях Курской битвы?
У меня в портфеле
Никто меня не любит
Две лягушки
Мост из бумаги для Киры и Вики
Сказка "Морозко"