В нашем районе много замечательных тружеников, о которых можно говорить на уроках истории. По статистическим данным предприятий, ИП и ЧП можно составить различные задачи для уроков математики, информатики, физики. Экологические данные, взятые в отделах окружающей среды различных предприятий – на уроках ОБЖ, химии, географии
Муниципальное образование «Селенгинское РУО»
МБОУ «Гусиноозёрская гимназия»
Предприятие «Бурятуголь» в образовательном пространстве
Гусиноозёрской гимназии
Выполнила: Мурашкина Света, ученица 11 класса.
Руководитель проекта: Будобазарова Ц.Н.
2012 год.
I. Введение
В нашем районе много замечательных тружеников, о которых можно говорить на уроках истории. По статистическим данным предприятий, ИП и ЧП можно составить различные задачи для уроков математики, информатики, физики. Экологические данные, взятые в отделах окружающей среды различных предприятий – на уроках ОБЖ, химии, географии…
Цель моего проекта: составить систему задач, содержащих местный материал, для использования на уроках математики, а так же при подготовке к ЕГЭ (часть I.).
Задачи: Сбор информации по предприятию «Бурятуголь»;
Проанализировать и составить задачи по данным предприятия «Бурятуголь»;
Изучить возможность применения на уроках блок задач, содержащий данные предприятия.
Для начала среди учащихся разных классов гимназии я выборочно провела анкетирование с целью: узнать, интересуются ли современные школьники историей родного края, её экономикой. Знают ли какие предприятия, кроме ГРЭС, функционируют в городе, в каких организациях работают родители учащихся. На мой взгляд проблема
состоит в том, что на наших уроках редко используются местные материалы. Среди множества вопросов решила выбрать проблему использования статистических данных предприятия «Бурятуголь» на уроках математики.
С целью сбора и обработки статистического материала я обратилась в отдел по связям с общественностью ООО «Бурятуголь». Брала интервью у работников ООО «Бурятуголь», работала в архиве предприятия, знакомилась с материалами в периодической печати, собирала данные в Интернете.
II. Из истории создания ООО «Бурятуголь»
На территории Республики Бурятия - около 30 угленосных площадей, угле проявле -ний и месторождений. Государственным балансом учитывается 12 месторождений угля, из которых особенно интенсивно разрабатываются Гусиноозёрское, Тугнуйское, Сангинское, Дабан-Горхонское, Окино-Ключевское. Общий объем балансовых запасов - 2,4 млрд.т.
ООО «Бурятуголь» зарегистрировано Постановлением главы местного самоуправления Селенгинского района № 863 от 08.10.2001 г., регистрационный № 536. Общество с ограниченной ответственностью создано на основе частной собственности. В его состав входят: Угольный разрез Загустайский, Окино-Ключевской угольный разрез, Дабан-Горхонский угольный разрез.
ООО «Бурятуголь» имеет лицензии на добычу бурого угля на Окино-Ключевском месторождении (Бичурский разрез), на Дабан-Горхонском месторождении (Еравнинский район), на Загустайском месторождении (Селенгинский район); лицензия на перевозку грузов автомобильным транспортом.
Основные значения социально-экономических показателей производственно-финансовой деятельности ООО «Бурятуголь» за 2008-2009 годы и прогноз на 2010 год приведены в приложении №1. В 2010 году, как в предыдущие годы, основным видом деятельности ООО «Бурятуголь» является добыча угля, которого в отчетном периоде было добыто 465,3 тыс. тонн, что на 16,1 % больше по сравнению с предыдущим годом и на 9,5% больше с прогнозом 2009г.
Было выпущено промышленной продукции на 272 млн. руб. или на 55,6 млн.руб. больше по сравнению с 2008г.
Отгружено угля на сумму 224 млн. руб., что на 48,6 % больше по сравнению с прошлым годом. Основным потребителем угля является филиал ОАО ОГК-3 «Гусиноозерская ГРЭС», на которую было поставлено 400,6 тонн угля или на 112,3 тыс. тонн больше, чем в 2008г.
Также ООО «Бурятуголь» поставляет уголь для бюджетных организаций (школы, больницы) Селенгинского, Бичурского, Кяхтинского, Еравнинского районов Республики Бурятия.
Более 8 лет ООО «Бурятуголь» работает с государственным заказчиком с ГУ Соцуголь – затем с Минэнерго РФ с заключением государственного контракта на оказание услуг по предоставлению бесплатного пайкового угля пенсионерам и лицам, пользующимся правом на его получение, проживающим в г. Гусиноозерске Республики Бурятия. Так в 2009г. был исполнен контракт на сумму 2156940 руб. с поставкой пайкового угля в объеме 2396 тонн.
Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала по сравнению с прошлым годом увеличилась на 14 человек и составила 463 чел., увеличился и фонд заработной платы на 8,78 млн. руб. и составил 52,9 млн. руб. Задолженности по выплате заработной платы нет.
Виден и рост среднемесячной заработной платы на 16,3%.
За 2009 год было уплачено налогов и сборов в консолидированный бюджет Республики Бурятия более 18,8 млн. руб., что к уровню 2008 года составило 181,3%.
В 2010 году ООО «Бурятуголь» продолжит работу по привлечению инвестиций в основной капитал за счет собственных средств, направленных на приобретение горно-транспортного оборудования на сумму 10 млн. руб.
В процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности на 2010 год ООО «Бурятуголь» сохраняет рабочие места, а так же дополнительно обеспечивает занятость трудоспособного населения, что видно из роста численности промышленно-производственного персонала на 2010 год до 470 чел. с увеличением средней заработной платы на 29,9%.
На 2012 год ООО «Бурятуголь» продолжит работу по стабильному обеспечению предприятий энергетики, коммунально-бытового сектора и населения топливом.
Так же продолжит работу над созданием условий для исполнения Соглашения об участии организации в реализации Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2017 года, в частности: добыть 525 тыс. тонн угля, выпустить промышленной продукции на сумму 323,8 млн. руб.
III. Использование статистических данных по ООО «Бурятуголь»
на уроках математики.
Систематизировав собранный и изученный материал, я составила таблицы данных по предприятию ООО «Бурятуголь». Приложение №2.
Собранные мною материалы были использованы на уроках математики в 5 «Б» классе при изучении тем: «Вычисления с многозначными числами», «Округления натуральных чисел», «Письменное умножение», «Прикидка результата действий». Учащиеся 5 «Б» с интересом работали на уроках, где использовали данные по разрезу, что лишний раз подтверждает актуальность данной проблемы и возможности её разрешения. Приложение №3.
Так же подготовлен блок задач для изучения темы «Округление десятичных дробей», «Проценты», «Задачи на проценты» (5 класс, IV четверть), на уроках информатики – при изучении тем: «Построение таблиц, диаграмм», на уроках химии и ОБЖ. На основе собранных мною информаций можно составить блок заданий по информатике, для построения диаграмм, таблиц в программе «Microsoft Excel».
Приложение №4
При подготовке к ЕГЭ (задачи типа В1) мною составлена подборка данных по предприятию «Бурятуголь», которые активно используются одноклассниками и учителем математики на консультациях.
Приложение №1. Технико-экономические показатели по ООО «Бурятуголь»
за 2003-2010 годы.
№ п/п | Показатели | Ед. изм. | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | Темп роста, % 2010/2003 |
1 | Объем промышл-й продукции | тыс. руб. | 113379 | 121091 | 143138 | 144183 | 200159 | 216355 | 271976 | 316817 | 279,4 |
2 | Добыча угля, в т.ч. на ГРЭС | тыс. тонн | 308,1 | 309,7 | 374,8 | 325,1 | 393,7 | 401,0 288,3 | 465,3 400,5 | 496,4 443,2 | 161,1 |
3 | Объем реал. Промыш. продукции | тыс. руб. | 86020 | 100872 | 115840 | 106632 | 139782 | 149490 | 224064 | 258749 | 300,8 |
4 | Среднеспис. численность работающих | чел. | 262 | 340 | 369 | 383 | 427 | 449 | 463 | 484 | 184,0 |
5 | Среднемес. Зарплата | руб. | 1612 | 1930 | 2960 | 3810 | 6628 | 8189 | 9525 | 11008 | в 7 раз |
6 | Объем инвестиции за счет всех источников финанс-ния | тыс. руб. | 20399 | 3328 | 2558 | 3150 | 3136 | 7241 | 3100 | ||
7 | Стоимость основ. Произв. Фондов | млн. руб. | 23,5 | 43,3 | 45,4 | 59,3 | 64,3 | 66,0 | 73,4 | 24,2 | |
8 | Налоговые отчисления | тыс. руб. | 6758 | 10698 | 23184 | 118774 | 25958 | 8281 | 10840 | 12111 | 179,2 |
9 | Отчисления во внебюдж-ные фонды | тыс. руб. | 3123 | 2503 | 3331 | 4808 | 8273 | 12335 | 14789 | 17890 | в 5 раз |
10 | Себест-сть 1 т. Угля | руб./т. | 509,55 | 546,24 | 573,70 | 667,3 |
Приложение №2.
ПРОТОКОЛ № 733
испытаний проб угля
«29» июня 2007г.
Проба № 4734
(ООО «Бурятуголь», разрез «Пласт Верхний III», проба №31,
участок «Загустай», пласт Верхний III, рл. XX, скв. 3084,
валовая с потока а/машины с забоя,
дата отбора 04.06.2007г., дата поступления 22.06.2007г.)
Данные протокола можно использовать на уроках химии, ОБЖ.
Наименование и обозначение показателя, состояние топлива | Единица измерения | Результаты испытаний образца (пробы) |
1 | 2 | 3 |
Влага общая, Wrt | % | 25,7 |
Зола, сухое состояние, Ad | % | 25,2 |
Выход летучих веществ, сухое беззольное состояние, Vdaf | % | 42,9 |
Содержание серы, сухое состояние, S dt | % | 0,77 |
Содержание углерода, сухое беззольное состояние, Cdaf | % | 73,8 |
Содержание водорода, сухое беззольное сосоятние, Hdaf | % | 5,1 |
Азот, сухое беззольное состояние, Ndaf | % | 0,99 |
Содержание кислорода, сухое беззольное состояние, Odaf, % | % | 19,23 |
Высшая теплота сгорания, сухое беззольное состояние, Qdafs | ккал/кг | 7190 |
Низшая теплота сгорания, рабочее состояние, Qri | ккал/кг | 3720 |
Массовая доля хлора, Cld | % | 0,027 |
Массовая доля мышьяка, Asd | % | 0,0013 |
Приложение №3.
Задачи, которые можно использовать на уроках.
Задача №1. В течение календарного года зарплата в ООО «Бурятуголь» повышалась на одно и тоже число рублей. За июнь, июль, август 2009 года зарплата в сумме составила 9900 рублей, а за сентябрь, октябрь и ноябрь 10350 рублей. Найдите сумму зарплат на весь год. (39300рублей).
Задача №2. За изготовление и установку самого нижнего железобетонного кольца колодца на разрезе заплатили 26 тыс. руб., а за каждое следующее кольцо платили на 2 тыс. меньше, чем за предыдущее. Кроме того, по окончании работы было уплачено еще 40 тыс. рублей. Средняя стоимость изготовления и установки одного кольца оказалась равной 22 тыс. руб. Сколько колец было установлено?
Задача №3. Администрация ООО «Бурятуголь» для укрепления дорог взяла в банке кредит в размере 500 тыс. руб. под 20% годовых. Какую сумму организация должна вернуть банку в конце срока?
Задача №4. Для уплаты налогов, страховых взносов, оплаты товаров администрация ООО «Бурятуголь» внесла в банк 400 тыс. руб. с ежеквартальным начислением 0,1%. Какая прибыль получится к концу отчетного периода?
Задача №5. Во время празднования Дня шахтера на разрезе прошли соревнования по стрельбе. За каждый промах в серии из 25 выстрелов стрелок получал штрафные очки: за первый промах – 1 штрафное очко, за каждый последующий на 0,5 больше, чем за предыдущий. Сколько раз в цель попал стрелок, поучивший 7 штрафных очков?
Задача №6. Данные отдела охраны окружающей среды ООО «Бурятуголь»:
за год выбрасывается 1785тыс. тонн вредных веществ при сжигании бурого угля. При этом из 10546тыс. тонн вредных веществ диоксид серы составляет 3065 тыс. тонн. Этот диоксид вызывает приступы астмы, аллергию. А диоксид азота, который оказывает вредное влияние на органы дыхания, составляет 2063 тыс. тонн. Найти процентное содержание диоксида серы, диоксида азота в данном веществе.
VI.VII.VIII.IX.
Задача № 7. Основным видом деятельности предприятия «Бурятуголь» является добыча угля, которого в отчетном периоде было добыто 465,3 тыс. тонн, что на 16,1 % больше по сравнению с предыдущим годом. Сколько тонн угля было добыто в 2009 году?
Задача № 8. В 2010 году планируется добыть на 9,5 % больше угля, чем в отчетный период. Сколько тонн угля будет добыто в 2010 году?
Задача №9. Предприятием было выпущено промышленной продукции на 272 млн. рублей в 2008 году или на 55,6 млн. рублей больше по сравнению с предыдущим годом. На сколько % возрос выпуск продукции по сравнению с предыдущим годом?
Задача №10. Основным потребителем угля является филиал ОАО ОГК «Гусиноозерская ГРЭС» на которую было поставлено 400,6 тыс. тонн угля или на 112,3 тыс. тонн угля больше, чем в предыдущий год. На сколько процентов возросла поставка угля на «Гусиноозерскую ГРЭС»?
Задача № 11. ЗА 2009 год было уплачено налогов и сборов в консолидированный бюджет РБ более 18,8 млн. руб., что к уровню предыдущего года составило 181,3 %. Сколько млн. рублей уплачено налогов в бюджет РБ 2009 году?
Задача № 12. Предприятие «Бурятуголь» дополнительно обеспечивает трудоспособного населения. В 2003 году на предприятии числилось 262 работающих, в 2010 году работали 484 человека. На сколько % возросла численность работающих на данном предприятии?
Задача № 13. В 2010 году на «Гусиноозерскую ГРЭС» было поставлено 443,2 тыс. тонн угля, а в 2009 году 400,6 тыс. тонн угля. На сколько % возросла поставка угля в 2010 году по сравнению с 2009 году?
Задача № 14. Объем реализованной промышленной продукции в 2003 году составил 86020 тыс. руб., а в 2010 году 258749. На сколько % вырос объем реализации промышленной продукции?
Задача № 15. Среднемесячная зарплата на предприятии «Бурятуголь» в 2010 году 11008 руб. По сравнению с 2009 годом выросла на 1483 руб. Найти среднемесячную зарплату в 2009 году. Нс сколько % выросла зарплата за один год?
5 класс
Задача № 16. В 2003 году ООО « Бурятуголь» отчисляет в бюджет РБ 6758 тыс. рублей, в 2004 году -10698 тыс. руб. На сколько тыс. рублей предприятие больше отчисляет в 2004 году по сравнению с предыдущим годом?
Задача № 17. В 2009 году ООО « Бурятуголь» отчисляет в бюджет РБ 10840 тыс. руб., а в 2010 году - 12111 тыс. руб. На сколько тыс. рублей предприятие больше отчисляет в 2004 году по сравнению с предыдущим годом?
Задача № 18. Отчисления во внебюджетные фонды на предприятии составили в 2003 году 3123 тыс. руб. и выросли в 5 раз к 2010 году. Сколько тыс. руб. заплатили в 2010 году?
Задача № 19. Среднемесячная зарплата на предприятии в 2003 году составила 1612 руб. К 2010 году выросла до 11008 рублей. Во сколько раз выросла среднемесячная зарплата? На сколько процентов увеличилась зарплата?
Задача № 20. Себестоимость угля в 2009 году составила 573,70 руб./тонн, в 2010 году – 667,3 руб./тонн. На сколько рублей выросла себестоимость угля за год? На сколько процентов выросла себестоимость угля?
Задача № 21.Объем инвестиции за счет всех источников финансирования в 2009 году составил 7241 тыс. руб., в 2010 году – 3100 руб. На сколько рублей уменьшился объем инвестиции? На сколько процентов уменьшился объем инвестиции ?
Задача № 22. Расстояние между Гусиноозерском и угольным разрезом Загустайское, Окино-Ключевской угольный разрез (Бичурский район), Дабан-Горхонский угольный разрез (Еравнинский район) составляет .
Приложение №4.
Токсикологическая оценка диоксида серы, диоксида азота.
При использовании бурого угля в воздух выделяется диоксид серы. Диоксид серы является сильным раздражающим газом, который можно распознать по запаху и вкусовым ощущениям даже при большом разбавлении.
Действие диоксида серы на органы дыхания усиливается в присутствии водяного пара (тумана) и дыма. Это происходит в связи с тем, что основная часть газообразного SO2 во влаге слизистых оболочек рта и носа и в виде аэрозоля может проникать во внутренние органы дыхания, где преобразуется в серную кислоту- превращение, которое в присутствии воды, копоти и золы частично происходит уже в аэрозольном состоянии. Загрязнение атмосферы SO2 ,особенно при продолжительных туманах, вызывает обострение заболеваний верхних дыхательных путей, что может привести к значительному увеличению смертности. Может вызывать фатальные аллергические реакции у астматиков, разрушает витамин В1.
Так же при использовании бурого угля в воздух выделяется диоксид азота. Патологические эффекты проявляются в том, что NO2 делает человека более восприимчивым к патогенам, вызывающим болезни дыхательных путей. У людей, подвергшихся воздействию высоких концентраций диоксида азота, чаще наблюдаются катар верхних дыхательных путей, бронхиты, круп и воспаление легких. Кроме того, диоксид азота сам по себе может стать причиной заболеваний дыхательных путей. Попадая в организм человека, NO2 при контакте с влагой образует азотистую и азотную кислоты, которые разъедают стенки альвеол легких. При этом стенки альвеол и кровеносных капилляров становятся настолько проницаемыми, что пропускают сыворотку крови в полость легких. В этой жидкости растворяется вдыхаемый воздух, образуя пену, препятствующую дальнейшему газообмену. Возникает отек легких, который зачастую ведет к летальному исходу. Длительное воздействие оксидов азота вызывает расширение клеток в корешках бронхов (тонких разветвлениях воздушных путей альвеол), ухудшение сопротивляемости легких к бактериям, а также расширение альвеол. Некоторые исследователи считают, что в районах с высоким содержанием в атмосфере диоксида азота наблюдается повышенная смертность от сердечных и раковых заболеваний. Люди, страдающие хроническими заболеваниями дыхательных путей (эмфиземой легких, астмой) и сердечно-сосудистыми болезнями, могут быть более чувствительны к прямым воздействиям NO2. У них легче развиваются осложнения (например, воспаление легких) при кратковременных респираторных инфекциях.
Я привела пример использования статистических данных предприятия «Бурятуголь», но Селенгинский район-это не только промышленные предприятия, но и исторические памятники, местная архитектура, достопримечательности, Гусиное озеро с богатой флорой и фауной, замечательные люди нашей Селенгинской земли. Поэтому считаю, что можно собрать материалы не только для уроков математики, но и химии, истории и других предметов.
Работая над материалами предприятия, я научилась работать с архивными данными, научилась составлять обзорные таблицы, самостоятельно добывать знания. Например, много нового узнала о буром угле, о составляющих угля. О том, что при использовании угля в воздух выделяются вредные вещества, которые отравляют окружающую среду, оказывают влияние на организм человека. [4]
Возрос интерес к истории родного края, к людям, которые меня окружают.
Я беседовала с теми, кто занимается транспортировкой угля до места назначения, поняла какой это тяжёлый труд. Прониклась уважением к ним.
Считаю, что частично я разрешила данную проблему, так как мною созданы блоки задач для использования на уроках математики, на уроках подготовки к ЕГЭ. Положительным в моей работе является то, что мои одноклассники заинтересовались проблемой использования местного материала на уроках. Группа одноклассников начала работу над составлением транспортных задач. Задачи данного типа встречаются в материалах ЕГЭ, части I. Поэтому вместе с одноклассниками я хочу продолжить работу и расширить список предприятий, где можно собрать данные для составления задач. Создать электронное пособие с задачами для уроков математики, химии, биологии, уроков ОБЖ, географии. Так же пособие будет содержать справочный материал по нашему Селенгинскому району.
Во время работы над проектом я научилась:
- работать самостоятельно без постоянного руководства;
- брать на себя ответственность по собственной инициативе, проявлять инициативу, не спрашивая, следует ли это делать;
- осваивать знания по собственной инициативе;
- замечать проблемы и искать пути их решения;
- анализировать новые ситуации, использовать знания для такого анализа;
А так же с группой одноклассников мы решили собрать статистические данные по другим предприятиям города и создать банк данных задач для уроков.
Литература и использованные Интернет – ресурсы
Бурый уголь.
Будни разреза.
Рецензия на работу ученицы Мурашкиной Светы
«Предприятие «Бурятуголь» в образовательном пространстве Гусиноозёрской гимназии»
На уроках математики редко используется местный материал, недостаточно внимания уделяется работе со статистическими данными.
Света показала умение находить и извлекать необходимую информацию в условиях её изобилия, показала навыки сбора и обработки данных, умение анализировать и обобщать полученные сведения.
Самостоятельно провела исследования, проводила опросы на разрезе, работала с архивными данными и периодической печатью. Выступила перед одноклассниками и
смогла пробудить интерес у них к данной проблеме.
В проекте у Светы - создание электронного пособия совместно с одноклассниками, где будет собрана сообщающая, справочная, иллюстрированная информация, представлены задачи и тесты с использованием местного материала.
Рецензент: Будобазарова Ц. Н.,
учитель математики МБОУ
«Гусиноозёрская гимназия»
Директор МБОУ
«Гусиноозёрская гимназия»: __________Цыдыпова Л. М.
Два плуга
Колумбово яйцо
Мороз Иванович
Лист Мёбиуса
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка