В работе рассматриваются причины появления прозвищ в школьной среде, исследуется прозвище как лингвистическое явление, даётся классификация прозвищ школьников
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_prozvishcha.doc | 80.5 КБ |
МБОУ «Добросельская основная общеобразовательная школа»
Грайворонского района Белгородской области
Информационный проект
«Прозвища»
Проект рассчитан на учащихся 5-6 классов
в рамках учебных дисциплин русский язык, литература
Работу выполнила
обучающаяся 6 класса
Клокова Александра
Руководитель проекта Ярош Н.А.
Доброе
Прозвище – категория вечная,
существует всегда и повсюду.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема
Что такое прозвище? Каковы особенности употребления прозвищ
Актуальность проблемы
Прозвища – широко распространённое явление среди школьников, присутствует повсюду, и знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе языка русского языка.
Объект исследования
Школьная среда. Прозвища.
Предмет исследования
Лингвистическое явление – прозвища
Цель проекта
Задачи исследования
Гипотеза
Прозвище – категория вечная, существует всегда и повсюду, особенно распространена среди школьников. Так ли это?
Предполагаемые продукты проекта: презентация по теме «Прозвища»,
буклет «Ты и твоё имя»
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Этапы работы над проектом
Аннотация проекта
Исследовательская работа направлена на изучение лингвистического явления в языке – прозвищ. Это чрезвычайно важная часть мира детей. Прозвища изобретаются детьми для детей. Прозвища существуют во всех школах, во всех классах, городах и селах. Бывает, прозвище настолько прочно закрепляется за учеником, что его вообще по имени перестают называть. Есть довольно популярные прозвища.
Для выяснения этого проведено анкетирование 73 школьников 2-9 классов, по результатам которого определено: как и многие другие социальные явления, система прозвищ, вероятно, является не только формой солидарности, но и источником иных форм социальной активности, например поддразнивания и унижения.
1 этап исследования
Собрала и обработала информацию по данной теме, нашла поэтические строки:
Эти прозвища и клички
Раздаются, как таблички.
Как родился человек,
С ним и прозвище навек.
По фамилии едва ли
Вы разыщете кого.
Если прозвище назвали – вмиг укажут вам его.
Есть Лагун, Племяш, Телёнок.
И Курам, и Курамята, Шмот, Пиджак и Тарзанята,
Торгаши и Кудряши – как все люди хороши!
Есть и Бог, и Боженята, Сноготок, Гусак, Утята,
И Буржуй, и Кот, и Рыжий!
Подскажи – садись поближе,
Мне поведай, что и как –
Кто был Ком, а кто Гусак?
И откуда всё идет?
Кто же прозвища даёт? ( Г. Фёдорова)
3 Этап исследования - практический
Возникновение прозвищ – это явление, которое присутствует повсюду.
После крещения Руси в Х веке среди русских и других восточных славян в обязательном порядке стали вводиться церковью личные имена в честь православных святых. Например: Александр, Петр, Татьяна (греческие), Ирина, Виктор, Марина (лат.); Святослав, Людмила, Игорь (славянские); Нона, Таисия (египетские) и др. Церковь стала признавать только эти узаконенные, так называемые, канонические имена иностранного происхождения. Дохристианские имена, как следы язычества, должны были исчезнуть.
Прозвища давались по имени или профессии предка и передавались по наследству, теперь большинство прозвищ дается школьникам от их фамилий и имен.
В отличие от имени, прозвище отражает не желательные, а реальные свойства и качества носителя и фиксирует особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих. Людям прозвища могут даваться в разные периоды их жизни, и во многих случаях известны ограниченному кругу людей.
Ожегов С.И. Словарь русского языка.
Прозвище – это название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте.
Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка.
Прозвище — это название, данное человеку помимо его имени, обычно указывающее на какую-либо заметную черту его характера, наружности, деятельности.
От фамилии - 66%. Норка, Фечка, Разум, Курица, Бырка;
По «наследству» (от родственников) - 16%. Атаман, Тюндик, Борман
По внешности - 9%. Суслик, Макака, Цыган
Другие причины - 5%. Бабочка, Джеки Чан, Малой, Мура
От имени - 4%. Лизун, Катях, Дарёнка
Прозвища - чрезвычайно важная часть мира детей. Прозвища изобретаются детьми для детей. Прозвища существуют во всех школах, во всех классах, городах и селах. Бывает, прозвище настолько прочно закрепляется за учеником, что его вообще по имени перестают называть. Есть довольно популярные прозвища.
Прозвища создаются школьниками очень активно, что в значительной степени объясняется психологическими свойствами детей– стремлением к необычному, новому, что проявляется в речевом поведении школьников.
Как часто в школе и на улице вместо имени мы слышим клички. Кто-то из ребят страшно обижается, кого-то это приводит в ярость, есть и такие, кому всё равно.
Выяснила это проведением анкетирования 73 школьника 2-9 классов.
По мнению ребят, прозвище – это
Нужны ли прозвища?
Употребляете ли вы прозвища?
IV. Результаты
Как и многие другие социальные явления, система прозвищ, вероятно, является не только формой солидарности, но и источником иных форм социальной активности, например поддразнивания и унижения. Одно и то же прозвище может служить проявлением симпатии и быть средством оскорбления. Хотя и оскорбление выступает своего рода признанием
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
V. Вывод
Гипотеза подтвердилась!
Проанализировав наши школьные прозвища, выяснив причину их появления, хочется
посоветовать ребятам не реагировать на них болезненно, а отнестись к ним с определённой долей юмора. Тогда прозвище, скорее всего, исчезнет из обращения к этому человеку.
Информационные источники
Рукавичка
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Весёлые польки для детей
Учимся ткать миленький коврик
Горка