В работе проанализированы данные о занятости учащихся МБОУ СОШ №6 г. Амурска. Рассмотрена зависимость среднего балла школьников от занятости и доказано существование этой зависимости статистическими методами, используя возможности табличного процессора MS Excel.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.docx | 82.75 КБ |
prezentatsiya.pptx | 909.93 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6 г. Амурска
Амурского муниципального района Хабаровского края
Внеурочная занятость – фактор успешности школьника
Исследовательская работа
Работу выполнил Миникеев Владислав,
ученик 10 класса А
МБОУ СОШ № 6 г. Амурска
Руководитель Свирина Юлия Анатольевна,
учитель информатики
МБОУ СОШ № 6 г. Амурска
г. Амурск 2014
Аннотация
Тема: Внеурочная занятость – фактор успешности школьника.
В работе проанализированы данные о занятости учащихся МБОУ СОШ №6 г. Амурска. Рассмотрена зависимость среднего балла школьников от занятости и доказано существование этой зависимости статистическими методами, используя возможности табличного процессора MS Excel.
Методики: анализ литературы, статистическая обработка данных, способ моделирования корреляционной зависимости в среде табличного процессора Microsoft Excel, корреляционный анализ.
Результаты исследования: построена регрессионная модель зависимости среднего балла учащихся от внеурочной деятельности. Методом корреляционного анализа выявлен уровень зависимости выше среднего, что говорит о влиянии загруженности учащихся после школы на успехи в обучении.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы учителями, психологами, родителями.
Объем работы: 20 страниц (включая приложения). Работа содержит: 4 таблицы, 7 диаграмм, 6 литературных источников, 2 приложения.
Оглавление
Введение …………..…………………………………………………………..4
1. Факторы успеваемости учащихся средней школы…………........………5
2. Занятость учащихся МБОУ СОШ №6 г. Амурска…..……………..…….7
3. Успеваемость учащихся МБОУ СОШ №6 г. Амурска..………..………..8
4. Исследование зависимости среднего балла от занятости учащихся во
внеурочное время…………………………………………………………..9
4.1 Построение регрессионной модели с помощью табличного
процессора Microsoft Excel…………………………………….…….11
4.2 Корреляционный анализ……...……………………………….….…..14
Заключение……………………………………….…………………….…….16
Список использованных источников……………………….……….……...17
Приложения……………………………………………….………….……...18
Введение
Часто ученики задаются вопросом о проблемах успеваемости. Почему им сложнее учиться, чем их одноклассникам? Из-за чего их оценки ниже? На восприимчивость к новым знаниям влияют наследственность и воспитание, но наследственность – это врожденный фактор, а воспитание дается детям в семье, и школа не может повлиять на эти факторы.
Конечно, это далеко не все факторы, влияющие на успеваемость. На нее также влияет продолжительность сна, работа за компьютером и объем школьной программы. Современные школьные программы характеризуются увеличением количества и объема учебных дисциплин, приводящих к длительной подготовке домашних заданий, а также широким внедрением компьютерных технологий в обучение. Проблема школьной отметки интересует педагогов, родителей и самих школьников еще со времен ее возникновения. Мы считаем, что в век новых технологий и реформ в образовании проблема успехов в обучении становится особенно актуальной.
Гипотеза: предполагаем, что проводимые исследования подтвердят наличие зависимости успеваемости учащихся от их внешкольной занятости.
Объект исследования: средний балл успеваемости школьников.
Предмет исследования: влияние занятости школьников во внеурочное время на успеваемость.
Цель исследования: установить влияние внеурочной занятости учащихся МБОУ СОШ № 6 г. Амурска на успеваемость школьников.
Задачи:
1 Факторы успеваемости учащихся средней школы
Каждый школьник хотел бы учиться только на одни пятерки и четверки, однако зачастую выходит так, что примерно третья часть класса попадает в разряд «троечников». Естественно возникает вопрос: Почему?
Рассмотрим некоторые факторы, которые, по мнению разных ученых, влияют на успеваемость школьников.
Основным фактором, который выделяет ученый П. П. Блонский, является здоровье учащихся.
Ученый выделяет следующие факторы успешности обучения:
- работоспособность;
- умственное развитие;
- организованность;
- интерес к учению.
Работоспособность, по мнению П.П. Блонского, в сильнейшей степени зависит от здоровья.
Если умственное развитие влияет на успешность учения, то, разумеется, школа, в свою очередь, влияет на умственное развитие. Таким образом, школа сильно ускоряет темп умственного развития детей.
У развитых детей резко бросаются в глаза легкость и быстрота, с какой они усваивают новый материал, а также сила и устойчивость внимания. Эти дети отличаются также способностью обобщать и быстро понимать: они быстро схватывают суть, улавливают и связывают сходства, предвосхищают результаты. Таким образом, для них характерны хорошее внимание, высшие ассоциации и понятливость. Для развитого ребенка характерна многосторонность его интересов.
Кроме работоспособности, умственного развития и организованности учение требует еще интереса к учению, желания учиться. Немаловажным является также труд А.С. Белкина, который определяет ситуацию успеха как «единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться».
Социальные условия (в широком смысле слова) как фактор успеваемости также взаимодействуют с возможностями детей. Это условия, в которых дети живут, учатся, воспитываются, бытовые условия, культурный уровень родителей и окружающей среды, наполняемость классов, оборудование школы, квалификация учителей, наличие и качество учебной литературы, и многое другое.
Для всех неуспевающих школьников характерна, прежде всего, слабая самоорганизация в процессе учения.
Таким образом, можно выделить основные факторы, влияющие на успеваемость школьников:
1. Здоровье ребенка. Замечено, что абсолютно здоровые дети учатся успешнее детей с наследственными или хроническими заболеваниями. Генетические отклонения, инфекции и травмы могут отрицательно сказаться на памяти, внимании, мышлении ученика, и соответственно понизить успеваемость.
2. Социальный фактор. Учеными доказано, что неблагополучие в семье ведет к снижению успеваемости, и наоборот, хорошее образование родителей взаимосвязано с успехами учащихся.
3. Режим дня. Для нормальной работы детского организма очень важно соблюдать режим дня, куда входят помимо учебной нагрузки такие составляющие как сон, прием пищи, прогулки, занятия по интересам. Правильная организация режима дня, скорее всего, может способствовать повышению успеваемости.
4. Организация досуга (посещение кружков и секций).
Этот фактор нас интересует больше всего. Рассмотрим, что включается в это понятие.
Одним из известнейших русских ученых И. М. Сеченовым было доказало, что лучшим отдыхом является не полный покой, а так называемый активный отдых, т. е. смена одного вида деятельности другим. Поэтому занятия детей в кружках и секциях могут послужить одним из видов активного отдыха.
Смена вида деятельности. Когда ученик посещает спортивную секцию, то школьная умственная активность сменяется физической. Если это музыкальная школа или художественный кружок — творческой, а в кружках прикладного творчества — ручным трудом.
Смена стиля общения. Как правило, в кружках или секциях царит более неформальная обстановка, чем в школе. Не предъявляется жестких требований к дисциплине.
Способ организации свободного времени ребенка. Различные секции и кружки помогают ребенку занять личное время, становится меньше шансов на то, что он попадет в плохую компанию или приобретет вредные привычки.
Воспитание самоорганизованности. Школьники учатся распределять свободное время, развивают чувство времени.
2 Занятость учащихся МБОУ СОШ №6 г. Амурска
Внеурочная деятельность, то есть деятельность, находящаяся за рамками урочного расписания и в, свою очередь, дополняющая систему образования, обеспечивает разностороннее гармоничное развитие личности школьника.
Внеурочная деятельность рассчитана на саморазвитие подростка. Участие его во внеурочной деятельности - это способ ненасильственного введения ребенка в культуру, где есть место и подростковой самости и образовательным программам взрослого. Этот способ связан с именами Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и их многочисленными последователями.
Мы взяли данные о занятости учащихся в различных секциях, кружках и творческих объединениях у заместителя директора по воспитательной работе. Сводная таблица занятости учащихся МБОУ СОШ №6 г.Амурска на конец II четверти 2013-2014 учебного года представлена в приложении 1.
Анализ показывает, что процент занятости по параллелям заметно снижается.
Таблица 1. Процент занятости учащихся МБОУ СОШ №6.
Классы | 5-е | 6-е | 7-е | 8-е | 9-е |
Занято | 74% | 74% | 68% | 55% | 48% |
Не занято | 26% | 26% | 32% | 45% | 52% |
3 Успеваемость учащихся МБОУ СОШ №6 г. Амурска
Средний балл и качество каждого класса среднего звена представлены в приложении 2. Вычислим данные показатели для каждой параллели и сведем их в таблицу 2.
Таблица 2. Показатели успеваемости учащихся среднего звена.
Классы | 5-е | 6-е | 7-е | 8-е | 9-е |
Качество | 83 | 81 | 62 | 54 | 56 |
Средний балл | 4,26 | 4,27 | 3,85 | 3,69 | 3,75 |
Анализируя полученные результаты, мы получили следующие данные, которые представлены в виде гистограммы. С возрастом успеваемость школьников значительно снижается. Это связано в первую очередь с возрастными особенностями учащихся.
4 Исследование зависимости среднего балла от занятости учащихся во внеурочное время
Представим таблицу показателей успеваемости и занятости учащихся МБОУ СОШ № 6 на конец II четверти 2013-2014 учебного года.
Таблица 3. Средний балл и занятость учащихся.
Классы | 5-е | 6-е | 7-е | 8-е | 9-е |
Средний балл | 4,26 | 4,27 | 3,85 | 3,69 | 3,75 |
Занятость | 74% | 74% | 68% | 45% | 52% |
Проанализируем данные по параллелям, отобразив их на диаграмме.
По этим данным ясно видна зависимость между занятостью учеников и их успеваемостью. На относительно одном уровне находятся пятые и шестые классы – в них занято по 74% учеников и средние баллы по 4,26 и 4,27. В седьмых классах занято 68% учеников, а средний балл составляет 3,85. В восьмых классах занято 55% со средним баллом 3,69. Девятые классы несколько нарушают эту зависимость – занятость в девятых классах несколько меньше, чем в восьмых (48%) , а средний балл больше (3,75).
Рассмотрим зависимость среднего балла учащихся по параллелям 5-9 классов от занятости школьников во внеурочное время. Понятно, что такая зависимость существует. Но это качественное заключение. Нам необходимо построить математическую модель, то есть получить формулу, отражающую эту зависимость. На языке математики это называется функцией зависимости. Её следует искать методом подбора по статистическим данным. Понятно, что график искомой функции должен проходить близко к точкам данных. Полученную функцию называют регрессионной моделью. График называют трендом (в переводе с англ. «тенденция»).
Для проведения регрессионного анализа необходимо:
4.1 Построение регрессионной модели с помощью табличного процессора Microsoft Excel
Для вычисления параметров регрессионной модели используется метод наименьших квадратов. Этот метод содержится в математическом арсенале электронных таблиц (в том числе и в MS Excel).
Выбор типа регрессионной модели пользователь производит сам, а МНК позволяет построить функцию такого типа, наиболее близкую к экспериментальным данным.
Характеристикой построенной модели является параметр R2 — коэффициент детерминированности. Чем его значение ближе к 1, тем модель лучше.
Для получения линии тренда необходимо выполнить следующий алгоритм:
Аналогично можно получить и другие типы трендов. Квадратичный тренд получается путем выбора полиномиального типа функции с указанием степени 2.
Таким образом, мы получили с помощью табличного процессора Microsoft Excel три функции.
Все они представлены на диаграммах.
Рассмотрим представленные регрессионные модели.
Величина , называемая также мерой определенности, характеризует качество полученной регрессионной модели. Это качество выражается степенью соответствия между исходными данными и регрессионной моделью (расчетными данными). Мера определенности всегда находится в пределах интервала [0;1]. В нашем примере для полиномиальной функции мера определенности равна 0,9795, что говорит об очень хорошей подгонке линии тренда к исходным данным. Это доказывает наше предположение, что зависимость действительно существует.
4.2 Корреляционный анализ
Регрессионные математические модели строятся в тех случаях, когда известно, что зависимость между двумя факторами существует и требуется получить ее математическое описание. А сейчас мы рассмотрим задачи другого рода. Пусть важной характеристикой некоторой сложной системы является фактор А. На него могут оказывать влияние одновременно многие другие факторы: В, С, D и так далее. Мы рассмотрим тип задач, когда требуется определить оказывает ли фактор В какое-либо заметное регулярное влияние на фактор А.
В качестве сложной системы будем рассматривать школу. Пусть для первого фактором А является средняя успеваемость учащихся школы, фактором В — занятость учащихся во внеурочной деятельности. Здесь влияние фактора Б на фактор А не очевидно. Наверное, гораздо сильнее на успеваемость влияют другие причины: уровень квалификации учителей, контингент учащихся, уровень технических средств обучения и другие.
Зависимости между величинами, каждая из которых подвергается не контролируемому полностью разбросу, называются корреляционными зависимостями. Раздел математической статистики, который исследует такие зависимости, называется корреляционным анализом. Корреляционный анализ изучает усредненный закон поведения каждой из величин в зависимости от значений другой величины, а также меру такой зависимости.
Мерой корреляционной зависимости является величина, которая называется коэффициентом корреляции. Коэффициент корреляции (обычно обозначаемый греческой буквой ρ) есть число, заключенное в диапазоне от -1 до +1;
• если это число по модулю близко к 1, то имеет место сильная корреляция, если к 0, то слабая;
• близость ρ к +1 означает, что возрастанию одного набора значений соответствует возрастание другого набора, близость к -1 означает обратное;
• значение ρ легко найти с помощью Excel без всяких формул (разумеется, потому, что в Excel они встроены).
В Excel функция вычисления коэффициента корреляции называется КОРРЕЛ и входит в группу статистических функций.
Алгоритм для вычисления коэффициента корреляции следующий.
Заполнить таблицу данными. Ячейки А1:А19 - классы, В1:В19 - средние баллы классов по всем предметам, С1:С19 – занятость учащихся.
Установить курсор на любую свободную ячейку и запустить функцию КОРРЕЛ. Она запросит два диапазона значений. Укажем В2:В19 и С2:С19. После их ввода выведется ответ: ρ = 0,61489879.
Таблица 4. Данные по классам.
Класс | Средний балл | Процент занятости |
5-А | 4,57 | 100 |
5-Б | 4,23 | 40 |
5-В | 3,98 | 77 |
6-А | 4,14 | 62 |
6-Б | 4,51 | 92 |
6-В | 4,37 | 86 |
6-Г | 4,04 | 53 |
7-А | 3,83 | 81 |
7-Б | 4,03 | 62 |
7-В | 3,69 | 60 |
8-А | 4,00 | 68 |
8-Б | 3,80 | 58 |
8-Г | 3,46 | 60 |
8-Д | 3,97 | 47 |
8-В | 3,54 | 41 |
9-А | 3,90 | 40 |
9-Б | 3,61 | 48 |
9-В | 3,74 | 57 |
Эта величина говорит об уровне корреляции выше среднего. Это значит, что школьники, посещающие занятия во внеурочное время имеют как правило, лучшую успеваемость, потому что они более социализированы, более организованы, а значит и более успешны.
Заключение
Мы полностью выполнили поставленные задачи и достигли цели исследования. Собрали и проанализировали данные о занятости учащихся МБОУ СОШ №6. Рассмотрели зависимость среднего балла школьников от занятости и доказали существование этой зависимости статистическими методами, используя возможности табличного процессора MS Excel.
Таким образом, в ходе исследования мы подтвердили предположение о наличии зависимости успеваемости учащихся от их внешкольной занятости. И можно смело утверждать, что внеурочная деятельность представляет большие возможности в повышении успешности школьников.
Список использованных источников
Приложение 1. Сводная таблица данных по занятости учащихся МБОУ СОШ №6 г. Амурска
№ | Класс | Число обучаю-щихся, всего | Процент занятости | Из них занято во внеурочное время | в том числе: | Не занято | |||||
(каждый ребенок считается 1 раз) | на базе школы | на базе школы | в УДО (системы образования) | в УДО | в учреждениях культуры | в других учреждения | |||||
| по ФГОС | (без учета ФГОС) | (системы культуры) | (ДК, клубы, библиотеки) | |||||||
1 | 5-А | 30 | 100% | 30 | 30 | 10 | 3 | 13 | 5 | 12 | - |
2 | 5-Б | 25 | 40% | 10 | 25 | 3 | 2 | 1 | 2 | 1 | 15 |
3 | 5-В | 26 | 77% | 20 | 26 | 2 | 15 | 3 | 6 | 2 | 6 |
|
| 81 |
| 60 |
|
|
|
|
|
| 21 |
|
|
|
| 74% |
|
|
|
|
|
| 26% |
4 | 6-А | 26 | 62% | 16 | - | 4 | 6 | 2 | 4 | 6 | 10 |
5 | 6-Б | 26 | 92% | 24 | - | 7 | 8 | 5 | 5 | 4 | 2 |
6 | 6 -В | 21 | 86% | 18 | - | 4 | 2 | 3 | 6 | 3 | 3 |
7 | 6 -Г | 17 | 53% | 9 | - | 3 | 3 | 2 |
| - | 8 |
|
| 90 |
| 67 |
|
|
|
|
|
| 23 |
|
|
|
| 74% |
|
|
|
|
|
| 26% |
8 | 7-А | 27 | 81% | 22 | - | 1 | 4 | 10 | 8 | - | 5 |
9 | 7-Б | 26 | 62% | 16 | - | 4 | 3 | 4 | 2 | 4 | 10 |
10 | 7-В | 25 | 60% | 15 | - | 9 | 11 | 2 | 1 | 1 | 10 |
|
| 78 |
| 53 |
|
|
|
|
|
| 25 |
|
|
|
| 68% |
|
|
|
|
|
| 32% |
11 | 8-А | 25 | 68% | 17 | - | 4 | 3 | 4 | 3 | 1 | 10 |
12 | 8-Б | 26 | 58% | 15 | - | 7 | 1 | 2 | 3 | 9 | 11 |
№ | Класс | Число обучаю-щихся, всего | Процент занятости | Из них занято во внеурочное время | в том числе: | Не занято | |||||
(каждый ребенок считается 1 раз) | на базе школы | на базе школы | в УДО (системы образования) | в УДО | в учреждениях культуры | в других учреждения | |||||
| по ФГОС | (без учета ФГОС) | (системы культуры) | (ДК, клубы, библиотеки) | |||||||
13 | 8-Г | 25 | 60% | 15 | - | 4 | 8 | - | 4 | 3 | 10 |
14 | 8-Д | 19 | 47% | 9 | - | 3 | 6 | - | 2 | 1 | 10 |
15 | 8-В | 27 | 41% | 11 | - | 7 | 2 | 1 | 2 | 4 | 16 |
|
| 122 |
| 67 |
|
|
|
|
|
| 57 |
|
|
|
| 55% |
|
|
|
|
|
| 47% |
16 | 9-А | 30 | 40% | 12 | - | 4 | 1 | 2 | 2 | 3 | 18 |
17 | 9-Б | 29 | 48% | 14 | - | 7 | 13 | 1 | 1 | 1 | 15 |
18 | 9-В | 30 | 57% | 17 | - | 6 | 3 | - | 3 | 4 | 13 |
|
| 89 |
| 43 |
|
|
|
|
|
| 46 |
|
|
|
| 48% |
|
|
|
|
|
| 52% |
Приложение 2. Средний балл и качество обученности учащихся МБОУ СОШ № 6 г. Амурска
Параллель | 5-е | 6-е | 7-е | 8-е | 9-е | |||||||||||||
Классы | 5а | 5б | 5в | 6а | 6б | 6в | 6г | 7а | 7б | 7в | 8а | 8б | 8в | 8г | 8д | 9а | 9б | 9в |
Средний балл класса по всем | 4,57 | 4,23 | 3,98 | 4,14 | 4,51 | 4,37 | 4,04 | 3,83 | 4,03 | 3,69 | 4,00 | 3,80 | 3,46 | 3,97 | 3,54 | 3,90 | 3,61 | 3,74 |
Качество обученности | 94 | 84 | 70 | 76 | 94 | 84 | 68 | 61 | 73 | 53 | 67 | 57 | 38 | 66 | 43 | 64 | 44 | 59 |
Слайд 1
Выполнил: Миникеев Владислав, ученик 10 А класса МБОУ СОШ № 6 Руководитель: Свирина Юлия Анатольевна, учитель информатики МБОУ СОШ №6 Внеурочная занятость – фактор успешности школьникаСлайд 2
установить влияние внеурочной занятости учащихся МБОУ СОШ № 6 г . Амурск на успеваемость школьников. изучить библиографию по затронутой проблеме; проанализировать занятость учеников школы среднего звена; проанализировать успеваемость учеников школы; подтвердить наличие зависимости школьной успеваемости от занятости их в кружках и секциях, используя средства табличного процессора Microsoft Excel . Цель: Задачи:
Слайд 3
предполагаем, что проводимые исследования подтвердят наличие зависимости успеваемости учащихся от их внеурочной занятости. Гипотеза:
Слайд 4
средний балл успеваемости школьников влияние занятости школьников во внеурочное время на успеваемость Объект исследования: Предмет исследования:
Слайд 5
анализ литературы, статистическая обработка данных, способ моделирования корреляционной зависимости в среде табличного процессора Microsoft Excel , корреляционный анализ. Методы исследования:
Слайд 6
Здоровье ребенка. Социальный фактор. Режим дня. Организация досуга ( посещение кружков, секций и т. п.) Факторы успеваемости П. П. Блонский А. С. Белкин
Слайд 7
Рассмотрим, что включается в это понятие . Смена вида деятельности Смена стиля общения Способ организации свободного времени ребенка Воспитание самоорганизованности Организация досуга
Слайд 11
Математическая модель, то есть формула, отражающая эту зависимость называется функцией зависимости или регрессионной моделью . График называется трендом. (с англ. «тенденция ») Зависимость среднего балла от занятости
Слайд 12
Для получения линии тренда необходимо выполнить следующий алгоритм: Внести табличные данные зависимости успеваемости учащихся от занятости школьников во внеурочное время; Представить зависимость в виде точечной диаграммы; Выполнить команду => Макет => Линия тренда; В открывшемся окне выбрать «Дополнительные параметры линии тренда »; Установить галочки на флажках «показывать уравнения на диаграмме» и «поместить на диаграмму величину достоверности аппроксимации R2», щелкнуть по кнопке ОК. регрессионный анализ
Слайд 13
Таким образом, мы получили с помощью табличного процессора Microsoft Excel три функции: y =2,072 x +2,6421 y =19,646 x 2 -22,134 x +9,871 y =2,8381 e 0,5206 x регрессионный анализ
Слайд 14
регрессионный анализ
Слайд 15
Зависимости между величинами, каждая из которых подвергается не контролируемому полностью разбросу, называются корреляционными зависимостями . Раздел математической статистики, который исследует такие зависимости, называется корреляционным анализом . Корреляционный анализ
Слайд 16
ρ = 0,61489879 - уровень корреляции выше среднего . Значит , что школьники, посещающие занятия во внеурочное время имеют как правило, лучшую успеваемость, потому что они более социализированы, более организованы, а значит и более успешны. Корреляционный анализ
Слайд 17
Чем не занимайся, всё отнимает время, ничем не занимайся – оно отнимается само. ВЫВОД
Слайд 18
Спасибо за внимание
Дымковский петушок
Как Снегурочке раскатать тесто?
Ворона
Попробуем на вкус солёность моря?
Ребята и утята