«Нет, пожалуй, ни одного думающего человека, который, хотя бы раз в жизни, не задумывался о самоубийстве»
Уильям Джеймс
Как всем известно, суицид на сегодня одна из главных проблем, как России, так и всего мира. Причиной начала моих исследований послужил случай с моим другом, который покончил жизнь самоубийством, и произошло это спонтанно, никто не мог и ожидать. Я не осуждаю его поступок, но потерять жизнь легче, чем попытаться за нее зацепиться.
В чем же актуальность проблемы самоубийства? Почему люди кончают
жизнь самоубийством? Что может толкнуть их на то, чтобы поднять руку на самого себя? Что приводит человека, всегда стремящегося к жизни, к самоубийству?
В настоящее время самоубийство — не такой редкий случай в нашей жизни, оно давно и прочно занимает место среди явлений демографического ряда, но вот, проблема поиска оптимальных форм поведения человека, проблема суицида — это уже детище XXI столетия.
Явление самоубийства противоречиво, ведь инстинкт самосохранения присущ всему живому. 6 заповедь закона Божьего гласит: «Жизнь есть величайший дар Божий; поэтому лишать самого себя или другого жизни есть самый ужасный, тяжкий и великий грех. Самоубийство есть самый страшный из всех грехов…»
Введение
«Нет, пожалуй, ни одного думающего человека, который, хотя бы раз в жизни, не задумывался о самоубийстве»
Уильям Джеймс
Как всем известно, суицид на сегодня одна из главных проблем, как России, так и всего мира. Причиной начала моих исследований послужил случай с моим другом, который покончил жизнь самоубийством, и произошло это спонтанно, никто не мог и ожидать. Я не осуждаю его поступок, но потерять жизнь легче, чем попытаться за нее зацепиться.
В чем же актуальность проблемы самоубийства? Почему люди кончают
жизнь самоубийством? Что может толкнуть их на то, чтобы поднять руку на самого себя? Что приводит человека, всегда стремящегося к жизни, к самоубийству?
В настоящее время самоубийство — не такой редкий случай в нашей жизни, оно давно и прочно занимает место среди явлений демографического ряда, но вот, проблема поиска оптимальных форм поведения человека, проблема суицида — это уже детище XXI столетия.
Явление самоубийства противоречиво, ведь инстинкт самосохранения присущ всему живому. 6 заповедь закона Божьего гласит: «Жизнь есть величайший дар Божий; поэтому лишать самого себя или другого жизни есть самый ужасный, тяжкий и великий грех. Самоубийство есть самый страшный из всех грехов…»
По официальной статистике, каждый год кончают жизнь самоубийством 1 100 000 человек.
Среди них: 350 тыс. китайцев, 110 тыс. индийцев, 55 тыс. русских, 31 тыс. американцев.
В официальную статистику входят только явные случаи суицида, а реально же погибают более 4 000 000 человек в год. 19 000 000 человек совершают неудачные попытки самоубийства
ВОЗ насчитывает 800 причин самоубийств. Из них:
41% - неизвестны, 19% - страх перед наказанием, 18% – душевная болезнь, 18% - домашние огорчения, 6% - страсти, 3% - денежные потери, 1,4% - пресыщенность жизнью, 1,2% - физические болезни.
В современном мире смертность от самоубийств более чем в три раза превышает смертность от автомобильных катастроф. При этом возрастная ось суицида постоянно смещается в сторону 24- и даже 15-летних.
Когда видишь такие точные цифры, возникает естественное желание: помочь моим сверстникам не совершать эту страшную ошибку.
Цель работы:
Объект исследования: суицид среди подростков.
Предмет исследования: суицид как социальное явление.
Гипотеза: Если суицид - барометр социального напряжения, тогда антисуицидальный фактор является показателем отсутствия склонности к суициду.
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме суицида
2. Провести опрос среди подростков различного социального статуса.
3. Проанализировать полученные результаты исследования и создать единый образ психологического внутреннего мира среди моих сверстников.
1.1 Понятия суицида
Самоубийство, суицид, суицидальное поведение (от лат. Sui — себя, caedere — убивать) — намеренное лишение себя жизни. Такое определение дается в Толковом словаре русского языка
С. И. Ожегова.
Во все времена отношение к явлению суицида было неоднозначным. В языческие античные времена в Афинах, например, довольствовались тем, что у человека, лишившего себя жизни отсекали руку и хоронили ее отдельно. Христианская церковь, отказывая самоубийцам в церковном отпевании и погребении, много веков считала их более тяжкими грешниками, чем убийцы. Ведь последние могли раскаяться в своем злодеянии; тот же, кто наложил на себя руки, такой возможности был лишен. В Британии вплоть до 1823 года самоубийц хоронили на перекрестке дорог, причем предварительно полагалось протащить их тела по улицам, а сердце проткнуть осиновым колом. Не более гуманными были датчане. В их стране был наложен запрет на вынос самоубийцы из дома через дверь — для этого годилось только окно. Тело же бросали в огонь, который символизировал адское пламя, ожидавшее грешника на том свете.
Светские законы тоже были суровы к людям, прибегавшим к суициду. Это проявлялось, в частности, в том, что завещание, оставленное самоубийцей, после его смерти признавалось недействительным. Что создавало много проблем для наследников.
Единственная страна в мире, в которой добровольный уход из жизни не только не преследовался, а был окружен романтическим ореолом, — Япония. Достаточно вспомнить берущий начало в древности и сохранившийся в .неизменном виде до новейших времен ритуал харакири — вспарывания собственного живота самурайским мечом. В глазах японцев это смерть, достойная настоящего мужчины. Она воспета во множестве стихов, а в прозе запечатлена так подробно, что книга этого профиля могут служить самоучителем по харакири.
Как бы там ни было, статистика самоубийства в Японии, где его долго поэтизировали, все же ниже, чем в России,
По данным ВОЗ за 2010 год, на 100 тысяч японцев приходились 24,1 самоубийства, а россиян — 39,4, что втрое превышало средний мировой уровень.
Поскольку самоубийство — деяние умышленное, то, прежде чем говорить об их предупреждении, необходимо рассмотреть мотивы и причины самоубийств. Можно назвать еще две цифры: эксперты ВОЗ в результате многолетних исследований насчитали 800 мотиваций самоубийства и 83 способа его осуществления.
Так, например, суицидальные проявления у детей и подростков является одной из форм поведения (аутоагрессия) и имеют определенные отличия от суицидального поведения у взрослых. Так, в 90% случаев суицидов в подростковом возрасте – это "крик о помощи", и лишь в 10% случаев имело место истинное желание покончить с собой.
Наиболее типичные мотивы суицидального поведения у подростков:
Основные факторы, способствующие попыткам суицида у молодежи:
Характеристики подростков с риском самоубийства:
2. Социологическая оценка исследования суицидов
2.1 Социологический опрос
Как часто встречается это явление в нашей жизни? Что толкает этих людей к столь роковому для них решению? На эти и другие вопросы социологического опроса по проблеме суицида нам помогли ответить ученики нашей школы.
Исследуя причины добровольного ухода из жизни молодых людей в Югре, социологи отметили, что на суицид чаще всего толкают семейные проблемы, плохие отношения с родителями, разрыв отношений с друзьями, неразделенная любовь. Так, в 2010 году в городе Нижневартовске было зафиксировано 29 попыток суицида, в возрасте 15 лет-5 человек, 16 лет – 7 человек, 17 лет – 13 человек, 18 лет – 4 человека. При этом одни пытались отравиться таблетками, у других фиксировались резаные раны предплечий. Из 29 человек 18 оказались- ученики средних школ, 6- учениками вечерних школ, 3- ПТУ, 2- не учатся и не работают.
Мною были изучены: опросник суицидального риска Разумеевой, шкала депрессии Бека, тест выявления суицидального риска у детей (Кучер, Пастюкевич). За основу моих исследований я применил опросник суицидального риска Разумеевой, так как для исследования в данной возрастной группе, на мой взгляд, он более удобен и доступен. Приложение №1
Результаты опроса таковы:
Возраст респондентов | Демонстративность | Аффективность | Уникальность | Несостоятельность | Социальный пессимизм | Слом культурных барьеров | Максимализм | Временная перспектива | Антисуицидальный фактор |
14 – 15 лет (52 чел.) | 90 | 159 | 58 | 108 | 174 | 40 | 38 | 85 | 40 |
15 - 16 лет (44 чел.) | 96 | 172 | 87 | 107 | 179 | 49 | 34 | 70 | 60 |
17 – 18 лет (22 чел.) | 35 | 68 | 26 | 41 | 91 | 20 | 10 | 25 | 27 |
Полный объем результатов исследований представлен в приложении 2.
2.2 Анализ социологического опроса
На диаграмме представлен результат изучения суицидальных факторов респондентов 8 класса (14-15 лет). Основную роль в этом возрасте играют два фактора: аффективность и социальный пессимизм, как и показано на схеме. Аффективность заключается в доминирование эмоций над интеллектуальным контролем в оценке ситуаций. Готовность реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно эмоционально. Связано это с возрастом тестируемых, т.к именно в возрасте 14-18 лет у подростков складывается представление о себе как о социальной личности. Остальные факторы представлены незначительно, и большой значимости не имеют. Но, следует заметить, что большую значимость играет антисуицидальный фактор - фактор ответственности за родных. Он является противовесом для всех остальных факторов.
На схеме 9 класса (15-16лет) сразу можно увидеть практически абсолютное сходство с диаграммой 8 класса, связано это с тем, что возраст не изменился в целом. Единственное весомое отличие- это антисуицидальный фактор, он стал значим более чем на предыдущей диаграмме связано это возможно с небольшим отличием в возрасте
Диаграмма 11 класса (17-18 лет) все обстоит иначе. Мы видим, что фактор социального пессимизма в этом возрасте преобладает, чем в других возрастах. Социальный пессимизм заключается в отрицательной концепции. Восприятие мира как враждебного. Социальный пессимизм тесно связан с экстрапунитивным стилем каузальной атрибуции. В отсутствие Я наблюдается экстрапунитивность по формуле внутреннего монолога «Вы все недостойны меня». Антисуицидальный фактор развит еще больше чем в предыдущих случаях. В остальном же глобальных изменений нет.
Общая диаграмма наглядно доказывает то, что было сказано раннее, большую роль играют социальный пессимизм и аффективность, другие факторы присутствуют в меньшей степени. Антисуицидальный фактор развит достаточно сильно в целом, а значит риск суицида у тестируемых минимален.
Профилактика самоубийств - это целая наука: вытеснения боли, снятия стрессов, смены ориентиров, замены ценностей, возрождения духовности и нравственности.
Спасая человека от гибели - ты спасаешь все человечество от попытки повтора. Склонность к суициду - непостоянный признак он может в один день проявится, в другой день угаснуть, но нельзя предугадать когда именно этот день. Бороться с ним можно профилактически, либо уже по мере возникновения. Порой суициду предшествуют длительные депрессии - от сюда способ предотвращения суицида, просто помочь психологически депрессующему. Приложения 3.
I. Подбирайте ключи к разгадке суицида.
2. Примите суицидента как личность.
3. Установите заботливые взаимоотношения.
4. Будьте внимательным слушателем.
5. Не спорьте
6. Задавайте вопросы.
7. Не предлагайте неоправданных утешений.
8. Предложите конструктивные подходы
9. Вселяйте надежду.
10. Оцените степень риска самоубийства
11. Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска.
12. Обратитесь за помощью к специалистам.
13. Важность сохранения заботы и поддержки.
Заключение
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что загадка смерти всегда будет волновать человечество. Наверное, и в самом гуманном обществе обстоятельства будут приводить людей к опасной черте. Но, опираясь на неповторимую ценность каждой человеческой жизни, общество может помочь любому выработать жизнеутверждающее мировоззрение, проникнуться верой в великое предназначение человека. Одна смерть - это смерть, а тысячи смертей это статистика.
Как показали мои исследования, склонность к суицидальному риску среди респондентов нашей школы минимален, так как антисуицидальный фактор ярко выражен у всех участников исследования, ведь это и есть противовес склонности к суициду. Это фактор, который снимает глобальный суицидальный риск, даже при высокой выраженности всех остольных показателей. Антисуицидальный фактор- это глубокое понимание чувства ответственности за близких, чувство долга. Это представление о греховности самоубийства, антиэстетичности его, боязнь боли и физических страданий. В определенном смысле это показатель наличного уровня предпосылок для психокоррекционной работы.
Да, на сегодняшний день проблема суицида стала очень актуальной и распространенной, возможно она станет последней проблемой на Земле, если ее не предотвратить. И как мы выяснили проблема заключается в ее начинаниях, т.е корень проблемы в самих нас, если бы мы относились к другим внимательнее возможно того или иного случая суицида не произошло, ведь элементарный разговор по душам пробуждает в человеке чувство понимания, ответственности, т.е. антисуицидальный фактор есть обратное действие аффективности, и прямое доказательство- это обстановка в коллективе, в общении с другими, социальное благополучие.
Ведь существует очень мало случаев, когда суицид произошел безосновательно, любому случаю предшествует причина, и каждый случай есть всеобщая проблема, ведь одна смерть - это просто смерть как мы считаем, а тысячи смертей уже статистика. Жизнь человека бесценна – известно было всегда, так стоит ли отдавать этот бесценный дар, не используя его по назначению? Забота о другом - есть фактор, спасающий людей от гибели, материнский инстинкт – равносилен антисуицидальному фактору. Человек, имеющий семью не ляжет под нож в большинстве случаях.
Ведь, в конечном счете, большинство людей уходят из жизни потому, что чувствуют себя в этом густонаселенном мире одинокими. Переживая острый нравственный кризис, который обычно предшествует самоубийству, они в особой степени нуждаются во внимании окружающих.
Список литературы
Приложение 1
Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой)
Цель: экспресс-диагностика суицидального риска; выявление уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Предназначена для учащихся 8-11 класса. Возможно индивидуальное и групповое тестирование
Инструкция: Я буду зачитывать утверждения, а Вы в бланке для ответов ставить в случае согласия с утверждением «+», в случае несогласия с утверждением «–»
Обработка результатов
По каждому субшкальному диагностическому концепту подсчитывается сумма положительных ответов. Полученный балл уравнивается в значениях с учетом индекса (см. Таблицу №1). Делается вывод об уровне сформированности суицидальных намерений и конкретных факторах суицидального риска.
Таблица №1 (ключ)
Субшкальный диагностическийкоэффициент | Номера суждений | Индекс |
Демонстративность | 12, 14, 20, 22, 27 | 1, 2 |
Аффективность | 1, 10, 20, 23, 28, 29 | 1, 1 |
Уникальность | 1, 12, 14, 22, 27 | 1, 2 |
Несостоятельность | 2, 3, 6, 7, 17 | 1, 5 |
Социальный пессимизм | 5, 11, 13, 15, 17, 22, 25 | 1 |
Слом культурных барьеров | 8, 9, 18 | 2, 3 |
Максимализм | 4, 16 | 3, 2 |
Временная перспектива | 2, 3, 12, 24, 26, 27 | 1, 1 |
Антисуицидальный фактор | 19, 21 | 3, 2 |
Cодержание субшкальных диагностических концептов
Приложение 2
№ | Демонстративность | Аффективность | Уникальность | Несостоятельность | Социа льный пессимизм | Слом культурных барьеров | Максимализм | Временная перспектива | Антисуицидальный фактор |
1 |
| 1 |
| 1 | 3 | 1 |
|
| 1 |
2 |
| 2 |
| 1 | 3 | 1 |
| 1 |
|
3 | 2 | 4 | 1 | 1 | 3 | 1 |
| 1 | 2 |
4 | 3 | 5 | 3 | 3 | 5 | 1 |
|
| 1 |
5 | 3 | 4 | 2 | 2 | 6 | 1 | 1 | 1 | 1 |
6 |
| 3 |
| 1 | 4 |
| 1 | 1 | 1 |
7 | 2 | 5 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 |
| 2 |
8 | 2 | 4 | 2 | 2 | 4 | 1 |
| 2 |
|
9 | 2 | 3 | 1 | 4 | 5 | 1 | 1 | 4 | 2 |
10 | 1 | 5 |
| 1 | 4 |
|
| 1 | 1 |
11 | 1 | 2 |
| 1 | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 |
12 | 4 | 5 | 4 | 5 | 6 | 1 | 1 | 5 | 2 |
13 |
| 1 |
| 1 | 2 | 1 |
|
| 1 |
14 |
| 1 |
| 1 | 2 | 1 |
|
| 1 |
15 |
| 1 |
| 3 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 |
16 | 1 | 2 |
| 2 | 5 | 1 | 1 | 1 | 1 |
17 | 3 | 3 | 2 | 1 | 4 | 1 |
| 2 | 1 |
18 |
| 2 |
| 2 | 2 | 1 |
|
| 2 |
19 | 3 | 4 | 3 | 2 | 4 | 1 | 1 | 2 | 2 |
20 | 4 | 4 | 3 | 3 | 6 | 1 | 1 | 1 | 2 |
21 | 3 | 5 | 3 | 2 | 6 | 1 |
| 1 | 1 |
22 | 1 | 2 |
| 1 | 4 | 1 |
|
| 1 |
11 класс Итого | 35 | 68 | 26 | 41 | 91 | 20 | 10 | 25 | 27 |
9 Класс |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
| 1 |
| 1 | 3 | 1 |
|
| 1 |
2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 |
3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 5 | 1 | 1 | 3 | 2 |
4 | 4 | 5 | 4 | 2 | 5 | 2 | 2 | 3 | 2 |
5 | 3 | 5 | 3 | 4 | 5 | 1 | 1 | 4 | 1 |
6 | 2 | 4 | 2 | 4 | 5 | 1 | 1 | 1 | 2 |
7 | 3 | 6 | 3 | 2 | 5 | 1 |
|
| 2 |
8 | 1 | 4 | 1 | 2 | 4 | 1 |
|
| 1 |
9 | 2 | 5 |
| 2 | 4 | 1 |
|
| 1 |
10 | 3 | 5 | 3 | 2 | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 |
11 | 4 | 6 | 4 | 4 | 3 | 1 | 2 | 3 | 2 |
12 | 1 | 3 | 2 | 5 | 1 | 1 |
| 4 | 2 |
13 | 3 | 6 | 3 | 2 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 |
14 | 2 | 5 | 1 | 1 | 5 |
| 1 |
| 1 |
15 | 3 | 4 | 2 | 3 | 5 | 1 |
| 1 | 2 |
16 | 1 | 3 | 1 | 2 | 5 | 1 |
|
| 2 |
17 | 3 | 2 | 3 | 3 | 4 | 2 | 1 | 3 | 2 |
18 | 4 | 5 | 5 | 2 | 6 | 3 |
| 4 |
|
19 | 1 | 2 |
| 2 | 2 | 1 |
| 2 | 1 |
20 | 1 | 4 | 1 | 2 | 4 | 1 |
| 1 | 1 |
21 | 2 | 5 | 2 | 4 | 5 | 2 | 1 | 4 | 1 |
22 | 5 | 4 | 5 | 3 | 6 | 3 | 5 | 2 |
|
23 | 4 | 5 | 4 | 2 | 5 | 2 | 1 | 2 | 1 |
24 |
| 2 |
| 2 | 3 | 1 |
|
|
|
25 | 3 | 4 | 3 | 2 | 4 | 1 |
| 2 | 1 |
26 | 1 | 3 |
| 1 | 3 | 1 | 1 |
| 1 |
27 | 3 | 6 | 3 | 3 | 5 | 1 |
| 2 | 2 |
28 |
| 2 |
| 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 |
29 | 2 | 2 | 1 | 1 | 6 | 1 | 1 |
| 2 |
30 | 2 | 5 | 2 | 2 | 4 |
|
| 2 | 1 |
31 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 1 | 2 | 2 | 1 |
32 | 1 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 |
|
| 2 |
33 | 5 | 6 | 5 | 3 | 5 | 1 |
| 3 | 1 |
34 | 1 | 5 | 1 | 2 | 3 |
| 1 |
| 1 |
35 | 2 | 3 | 2 | 2 | 4 | 1 |
| 2 | 2 |
36 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 1 |
| 2 | 2 |
37 | 1 | 4 |
| 1 | 2 |
|
|
|
|
38 | 2 | 4 | 2 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 2 |
39 | 3 | 4 | 3 | 3 | 5 |
|
| 2 | 2 |
40 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 |
| 1 |
| 1 |
41 | 4 | 6 | 4 | 3 | 5 | 1 | 1 | 3 | 1 |
42 | 1 | 3 | 1 | 2 | 5 | 1 | 1 | 1 | 2 |
43 | 1 | 4 |
| 3 | 4 | 1 | 2 | 1 | 2 |
44 |
| 3 |
| 2 | 5 | 2 |
| 2 | 2 |
9 класс итого | 96 | 172 | 87 | 107 | 179 | 49 | 34 | 70 | 60 |
8 класс |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | 2 | 5 | 2 | 2 | 4 | 1 | 2 | 1 | 1 |
2 | 4 | 4 | 1 | 3 | 3 | 1 | 1 | 4 |
|
3 |
| 3 | 3 | 2 | 2 |
| 1 | 2 |
|
4 | 1 | 4 |
| 3 | 4 | 1 | 1 | 1 | 2 |
5 | 2 | 4 | 2 | 3 | 4 | 2 | 1 | 2 | 1 |
6 | 2 | 2 | 1 | 3 | 4 |
|
| 3 |
|
7 | 2 | 4 |
| 3 | 5 | 1 |
|
| 2 |
8 | 1 | 1 |
| 3 | 6 | 1 | 1 | 1 | 1 |
9 | 4 | 2 | 3 | 3 | 2 | 1 | 1 | 3 | 1 |
10 | 2 | 5 | 1 | 2 | 4 | 1 |
| 4 | 1 |
11 |
| 6 | 2 | 1 | 5 | 1 |
| 1 |
|
12 | 1 | 6 |
| 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 |
13 |
| 3 |
| 1 | 6 |
| 1 | 3 | 2 |
14 | 3 | 2 | 1 | 4 | 4 |
|
| 3 | 2 |
15 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 |
|
| 1 | 1 |
16 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 |
| 2 |
|
17 |
| 3 |
| 2 | 5 | 1 | 1 |
|
|
18 | 1 | 5 |
| 1 | 1 |
| 1 | 4 | 1 |
19 | 3 | 4 | 3 | 2 | 2 |
| 2 | 1 | 2 |
20 | 4 | 2 | 1 | 1 | 6 | 1 | 1 | 2 |
|
21 | 1 | 3 |
| 2 | 6 | 1 | 1 | 1 | 1 |
22 |
| 4 |
| 3 | 4 | 1 | 1 | 3 |
|
23 |
| 3 | 2 | 2 | 2 |
| 1 | 1 | 2 |
24 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 |
| 2 | 1 |
25 | 2 | 5 | 1 | 1 | 3 | 1 |
| 2 |
|
26 | 3 | 6 | 2 | 1 | 5 | 2 |
| 1 |
|
27 | 4 | 2 | 3 | 1 | 2 |
| 1 | 5 |
|
28 | 1 | 6 | 2 | 1 | 5 | 1 |
| 2 | 2 |
29 | 1 | 3 | 4 | 2 | 5 | 1 | 2 | 2 |
|
30 | 1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 |
| 1 | 1 |
31 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 |
|
|
32 |
| 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 1 |
| 1 |
33 |
| 1 |
| 2 | 3 | 1 | 1 | 1 |
|
34 |
| 3 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 |
35 | 2 | 2 |
| 2 | 4 |
|
| 3 |
|
36 | 3 | 1 |
| 3 | 5 |
| 2 | 3 | 1 |
37 | 2 | 4 |
| 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 |
38 |
| 5 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 3 | 2 |
39 | 1 | 5 | 2 | 3 | 3 |
|
| 1 |
|
40 | 4 | 4 | 2 | 3 | 1 |
|
| 2 | 1 |
41 |
| 2 |
| 1 | 6 | 1 |
| 1 | 1 |
42 | 5 | 3 |
| 2 | 4 | 2 | 1 |
|
|
43 | 1 | 1 |
| 1 | 2 | 1 | 1 | 1 |
|
44 | 2 | 2 |
| 2 | 1 |
| 1 | 1 |
|
45 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 1 | 1 | 1 | 2 |
46 | 2 | 5 | 2 | 3 | 5 | 1 | 1 |
|
|
47 | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 |
|
|
|
48 | 3 | 1 |
| 3 | 1 |
|
|
| 1 |
49 | 1 | 2 |
| 2 | 3 | 1 | 2 | 1 |
|
50 | 3 | 1 |
| 2 | 5 | 2 | 1 | 1 |
|
51 | 2 | 3 | 2 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 |
52 | 1 | 1 |
| 3 | 4 |
|
| 1 | 1 |
8 класс итого | 90 | 159 | 58 | 108 | 174 | 40 | 38 | 85 | 40 |
Приложение 3
I. Подбирайте ключи к разгадке суицида. Суицидальная превенция состоит не только в заботе и участии друзей, но и в способности распознать признаки грядущей опасности. Ваше знание ее принципов и стремление обладать этой информацией может спасти чью-то жизнь. Делясь ими с другими, вы способны разрушить мифы и заблуждения, из-за которых не предотвращаются многие суициды.
Ищите признаки возможной опасности: суицидальные угрозы, предшествующие попытки самоубийства, депрессии, значительные изменения поведения или личности человека, а также приготовления к последнему волеизъявлению. Уловите проявления беспомощности и безнадежности и определите, не является ли человек одиноким и изолированным. Чем больше будет людей, осознающих эти предостережения, тем значительнее шансы исчезновения самоубийства из перечня основных причин смерти.
2. Примите суицидента как личность. Допустите возможность, что человек действительно является суицидальной личностью. Не считайте, что он не способен и не сможет решиться на самоубийство. Иногда соблазнительно отрицать возможность того, что кто-либо может удержать человека от суицида. Именно поэтому тысячи людей — всех возрастов, рас и социальных групп — совершают самоубийства. Не позволяйте другим вводить вас в заблуждение относительно несерьезности конкретной суицидальной ситуации. Если вы полагаете, что кому-либо угрожает опасность самоубийства, действуйте в соответствии со своими собственными убеждениями. Опасность, что вы растеряетесь, преувеличив потенциальную угрозу, — ничто по сравнению с тем, что кто-то может погибнуть из-за вашего невмешательства.
3. Установите заботливые взаимоотношения. Не существует всеохватывающих ответов на такую серьезную проблему, какой является самоубийство. Но вы можете сделать гигантский шаг вперед, если станете на позицию уверенного принятия отчаявшегося человека. В дальнейшем очень многое зависит от качества ваших взаимоотношений. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка.
Вместо того, чтобы страдать от самоосуждения и других переживаний, тревожная личность должна постараться понять свои чувства. Для человека, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого человека являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше всего проникнете в изолированную душу отчаявшегося человека.
4. Будьте внимательным слушателем. Суициденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают не настроены принять ваши советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли, фрустрации и того, о чем говорят: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить». Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним.
У вас может появиться фрустрация, обида или гнев, если человек не ответит немедленно на ваши мысли и потребности. Понимание, что у того, о ком вы заботитесь, существует суицидальная настроенность, обычно вызывает у помощника боязнь отвержения, нежеланности, бессилия или ненужности. Несмотря на это, помните, что этому человеку трудно сосредоточиться на чем-то, кроме своей безысходности. Он хочет избавиться от боли, но не может найти исцеляющего выхода. Если кто-то признается вам, что думает о самоубийстве, не осуждайте его за эти высказывания. Постарайтесь по возможности остаться спокойным и понимающим
5. Не спорьте . Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают: «Подумай, ведь ты же живешь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот ответ сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие замечания вызывают у несчастного и без того человека еще большую подавленность. Желая помочь таким образом, близкие способствуют обратному эффекту.
Можно встретить часто и другое знакомое замечание: «Ты понимаешь, какие несчастья и позор ты навлечешь на свою семью?» Но, возможно, за ним скрывается именно та мысль, которую желает осуществить суицидент. Ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве, и постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали. Вступая в дискуссию с подавленным человеком, вы можете не только проиграть спор, но и потерять его самого.
6. Задавайте вопросы. Если вы задаете такие косвенные вопросы, как: «Я надеюсь, что ты не замышляешь самоубийства?», - то в них подразумевается ответ, который вам бы хотелось услышать. Если близкий человек ответит: «Нет», - то вам, скорее всего, не удастся помочь в разрешении суицидального кризиса.
Лучший способ вмешаться в кризис, это заботливо задать прямой вопрос: «Ты думаешь о самоубийстве?» Он не приведет к подобной мысли, если у человека ее не было; наоборот, когда он думает о самоубийстве и, наконец, находит кого-то, кому небезразличны его переживания, и кто согласен обсудить эту запретную тему, то он часто чувствует облегчение, и ему дается возможность понять свои чувства и достичь катарсиса.
7. Не предлагайте неоправданных утешений. Одним из важных механизмов психологической защиты является рационализация. После того, что вы услышали от кого-то о суицидальной угрозе, у вас может возникнуть желание сказать: «Нет, вы так на самом деле не думаете». Для этих умозаключений зачастую нет никаких оснований за исключением вашей личной тревоги.
Причина, по которой суицидент посвящает в свои мысли, состоит в желании вызвать обеспокоенность его ситуацией. Если вы не проявите заинтересованности и отзывчивости, то депрессивный человек может посчитать суждение типа: «Вы на самом деле так не думаете», — как проявление отвержения и недоверия. Если вести с ним беседу с любовью и заботой, то это значительно снизит угрозу самоубийства. В противном случае его можно довести до суицида банальными утешениями как раз тогда, когда он отчаянно нуждается в искреннем, заботливом и откровенном участии в его судьбе.
8. Предложите конструктивные подходы. Вместо того, чтобы говорить суициденту: «Подумай, какую боль принесет твоя смерть близким», - попросите поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову.
Одна из наиболее важных задач профилактики суицидов состоит в том, чтобы помочь определить источник психического дискомфорта. Это может быть трудным, поскольку «питательной средой» суицида является секретность. Наиболее подходящими вопросами для стимуляции дискуссии могут быть: «Что с вами случилось за последнее время? Когда вы почувствовали себя хуже? Что произошло в вашей жизни с тех пор, как возникли эти перемены? К кому из окружающих они имели отношение?» Потенциального самоубийцу следует подтолкнуть к тому, чтобы он идентифицировал проблему и, как можно точнее определил, что ее усугубляет.
9. Вселяйте надежду. Работа со склонными к саморазрушению депрессивными людьми является серьезной и ответственной. Психотерапевты давно пришли к выводу, что очень ценным является сосредоточение на том, что они говорят или чувствуют. Когда беспокоящие скрытые мысли выходят на поверхность, беды кажутся менее фатальными и более разрешимыми. Терзаемый тревогой человек может прийти к мысли: «Я так и не знаю, как разрешить эту ситуацию. Но теперь, когда ясны мои затруднения, я вижу, что, быть может, еще есть какая-то надежда».
10. Оцените степень риска самоубийства. Постарайтесь определить серьезность возможного самоубийства. Ведь намерения могут различаться, начиная с мимолетных, расплывчатых мыслей о такой «возможности» и кончая разработанным планом суицида путем отравления, прыжка с высоты, использования огнестрельного оружия или веревки. Очень важно выявить и другие факторы, такие, как алкоголизм, употребление наркотиков, степень эмоциональных нарушений и дезорганизации поведения, чувство безнадежности и беспомощности. Неоспоримым фактом является то, что чем более разработан метод самоубийства, тем выше его потенциальный риск. Очень мало сомнений в серьезности ситуации остается, например, если депрессивный подросток, не скрывая, дарит кому-то свой любимый магнитофон, с которым он ни за что бы не расстался. В этом случае лекарства, оружие или ножи следует убрать подальше.
11. Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска.Оставайтесь с ним как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь. Возможно, придется позвонить на станцию скорой помощи или обратиться в поликлинику. Помните, что поддержка накладывает на вас определенную ответственность.
Для того, чтобы показать человеку, что окружающие заботятся о нем, и создать чувство жизненной перспективы, вы можете заключить с ним так называемый суицидальный контракт — попросить об обещании связаться с вами перед тем, как он решится на суицидальные действия в будущем для того, чтобы вы еще раз смогли обсудить возможные альтернативы поведения. Как это ни странно, такое соглашение может оказаться весьма эффективным.
12. Обратитесь за помощью к специалистам. Суициденты имеют суженное поле зрения, своеобразное туннельное сознание. Их разум не в состоянии восстановить полную картину того, как следует разрешать непереносимые проблемы. Первая просьба часто состоит в том, чтобы им была предоставлена помощь. Друзья, несомненно, могут иметь благие намерения, но им может не хватать умения и опыта, кроме того, они бывают склонны к излишней эмоциональности.
13. Важность сохранения заботы и поддержки. Если критическая ситуация и миновала, то специалисты или семьи не могут позволить себе расслабиться. Самое худшее может не быть позади. За улучшение часто принимают повышение психической активности больного. Бывает так, что накануне самоубийства депрессивные люди бросаются в водоворот деятельности. Они просят прощения у всех, кого обидели. Видя это, вы облегченно вздыхаете и ослабляете бдительность. Но эти поступки могут свидетельствовать о решении рассчитаться со всеми долгами и обязательствами, после чего можно покончить с собой. И, действительно, половина суицидентов совершает самоубийство не позже, чем через три месяца после начала психологического кризиса.
Иногда в суматохе жизни окружающие забывают о лицах, совершивших суицидальные попытки. По иронии судьбы к ним многие относятся, как к неумехам и неудачникам. Часто они сталкиваются с двойным презрением: с одной стороны, они «ненормальные», так как хотят умереть, а с другой — они столь «некомпетентны», что и этого не могут сделать качественно. Они испытывают большие трудности в поисках принятия и сочувствия семьи и общества.
Слайд 1
«Жить не стоит умирать. Где поставить запятую, каждый решает сам» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» Автор: Пономаренко С . Руководитель: Блонарь О.Н.Слайд 2
Цель работы: Изучить проблему суицида как социального явления. Установить уровень суицидального риска и причины среди сверстников. Объект исследования: суицид среди подростков. Предмет исследования: суицид как социальное явление. Гипотеза : Если суицид - барометр социального напряжения, тогда антисуицидальный фактор является показателем отсутствия склонности к суициду. Задачи: 1. Изучить литературу по проблеме суицида 2. Провести опрос среди подростков различного социального статуса. 3. Проанализировать полученные результаты исследования и создать единый образ психологического внутреннего мира среди моих сверстников.
Слайд 3
«Нет, пожалуй, ни одного думающего человека, который, хотя бы раз в жизни, не задумывался о самоубийстве» Уильям Джеймс Самоубийство - это намеренное лишение себя жизни По статистике Россия занимает 4-е место в мире по количеству самоубийств, и 1-е по количеству попыток суицида среди подростков
Слайд 4
Основными причинами самоубийств являются : переживание обиды, одиночества, отчужденности, не возможность быть понятым; действительная или мнимая утрата родительской любви, ревность; переживания, связанные со смертью, разводом, уходом родителей из семьи; страх наказания, нежелание принести извинения; любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность у девочек; чувство мести, злобы, протеста, угроза, предупреждение, вымогательство; желание привлечь внимание к своей судьбе, вызвать сочувствие к себе, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;
Слайд 5
Исследуя причины добровольного ухода из жизни молодых людей в Югре, социологи отметили, что на суицид чаще всего толкают семейные проблемы, плохие отношения с родителями, разрыв отношений с друзьями, неразделенная любовь. 2010 год 29 попыток самоубийств среди подростков 5 человек в возрасте 15 лет 7 человек в возрасте 16 лет 13 человек в возрасте 17 лет 4 человека возрасте 18 лет
Слайд 6
Основой моих исследований стал опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой). Цель которого - экспресс-диагностика суицидального риска; выявление уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Предназначена для учащихся.Возможно индивидуальное и групповое тестирование
Слайд 7
Изучив многие методики выявления склонности я предпочел опросник Разумеевой. Результаты таковы :
Слайд 12
Профилактика самоубийств - это целая наука: вытеснения боли, снятия стрессов, смены ориентиров, замены ценностей, возрождения духовности и нравственности. Спасая человека от гибели - ты спасаешь все человечество от попытки повтора. Склонность к суициду - непостоянный признак он может в один день проявится, в другой день угаснуть, но нельзя предугадать когда именно этот день. Бороться с ним можно профилактически, либо уже по мере возникновения. I. Подбирайте ключи к разгадке суицида. 2. Примите суицидента как личность. 3. Установите заботливые взаимоотношения. 4. Будьте внимательным слушателем. 5. Не спорьте 6. Задавайте вопросы. 7. Не предлагайте неоправданных утешений. 8. Предложите конструктивные подходы 9. Вселяйте надежду. 10. Оцените степень риска самоубийства 11. Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска. 12. Обратитесь за помощью к специалистам. 13. Важность сохранения заботы и поддержки.
Слайд 13
Как показали мои исследования, склонность к суицидальному риску среди респондентов нашей школы минимален, так как антисуицидальный фактор ярко выражен у всех участников исследования, ведь это и есть противовес склонности к суициду. Это фактор, который снимает глобальный суицидальный риск, даже при высокой выраженности всех остольных показателей. Антисуицидальный фактор- это глубокое понимание чувства ответственности за близких, чувство долга. Это представление о греховности самоубийства, антиэстетичности его, боязнь боли и физических страданий. В определенном смысле это показатель наличного уровня предпосылок для психокоррекционной работы.
Рисуем лошадь акварелью
"Морская болезнь" у космонавтов
Петушок из русских сказок
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Снег своими руками