Проблема взаимоотношений в коллективе является актуальной в наше время. Каждый год в школу поступают несколько десятков ребят. Попадая в новый коллектив, они вынуждены выстраивать взаимоотношения с окружающими. Задача учителя: помочь каждому адаптироваться в новом коллективе. Но как понять: комфортно ли им в классе?
Вложение | Размер |
---|---|
krivova.pptx | 468.85 КБ |
Слайд 1
Проект на тему: «Изучение взаимоотношений в классном коллективе с помощью социометрической методики»Слайд 2
Актуальность работы определяется тем, что совокупность межличностных отношений в группе составляет ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики всего класса или отдельной группы, но и душевное состояние каждого учащегося.
Слайд 3
Цель работы — диагностика эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами класса для обеспечения сплоченности и повышения теплоты отношений в классном коллективе. Задачи: А) измерение степени сплоченности - разобщенности в классе (группе); Б) выявление относительного авторитета среди классного коллектива (группы) по признакам симпатии - антипатии (лидеры, звезды, отвергаемые, изгои); В) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами; Г) рекомендации по изменению социально-психологического климата в классе.
Слайд 4
Проблема взаимоотношений в коллективе является актуальной в наше время. Каждый год в школу поступают несколько десятков ребят. Попадая в новый коллектив, они вынуждены выстраивать взаимоотношения с окружающими. Задача учителя: помочь каждому адаптироваться в новом коллективе . Но как понять: комфортно ли им в классе? С этой целью было проведено анкетирование по выбору (предпочтению) учащихся (с этической точки зрения фамилии в работе изменены).
Слайд 5
ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ Эксперимент протекал в двух формах: путем выбора товарища по парте; "выбора в действии". В первом случае учащимся предлагается подписать свой листок и написать на нем фамилии выбранных им одноклассников. Количество выборов может быть определенным (3-5 учащихся) и неопределенным (предлагается указать несколько фамилий школьников своего класса). Ответы "всех", "никого" - не учитываются. В зависимости от характера выявляемых отношений вопросы могут быть различными: "С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?", "С кем бы ты хотел жить в одной походной палатке?", "С кем из учеников вашего класса ты хотел бы готовиться к контрольной работе по математике?". Одни вопросы (критерии, выбора) направлены на выявление эмоциональных связей, другие - деловых.
Слайд 6
ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ На основании результатов составляется социоматрица - это таблица, в которую вносятся результаты опроса. В эту таблицу вносятся имена всех членов группы, присваиваются им номера по порядку в списке. Данные номера заносятся в таблицу по горизонтали и вертикали, клетки пересечения одинаковых номеров заштриховывают. На основании матрицы путем подсчета выборов определяется, какое количество выборов получил каждый член группы и сколько взаимных выборов он имеет. Если ученики выбрали друг друга, то эти два выбора обводятся в кружочек (взаимный выбор). Номера мальчиков обычно обводятся треугольниками, девочек -кружочками. Затем на отдельном листе вычерчивается социограмма , которая представляет собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество выборов (так называемые "лидеры", которые имеют в два раза больше среднего количество выборов), во второй круг - "звезды" (имеющих среднее количество выборов), в третий - "предпочитаемые" (число выборов меньше среднего), в четвертый - "отвергаемые" (не получивших ни одного выбора) и за пределами круга - "изгои".
Слайд 8
Взаимный выбор обозначают сплошной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимный - сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал). Для большей наглядности или при большом количестве учащихся в классе указанные линии целесообразно вычеркивать различными цветами. Номера формальных лидеров (старосты и т.п.) заштриховывают. Первые три категории считаются благоприятными, две последние -неблагоприятными. Соотношение суммарных величин благоприятных и неблагоприятных статусных категорий дает представление об уровне благополучия взаимоотношений. Если большинство детей группы оказывается в благоприятных статусных категориях, уровень благополучия взаимоотношений определяется как высокий; при одинаковом взаимоотношении - как средний; при преобладании в группе членов с неблагоприятным статусом - как низкий. Низкий уровень благополучия взаимоотношений является сигналом тревоги, означающим эмоциональное неблагополучие большинства детей в системе взаимоотношений со сверстниками в группе.
Слайд 10
Важным диагностическим коэффициентом, характеризующим отношения, существующие в группе, является показатель удовлетворенности детей своими отношениями со сверстниками. Он определяется как процентное отношение детей, имеющих взаимные выборы, к общему количеству детей в группе. Полученный результат сравнивается с нормативными показателями уровней коэффициентов удовлетворенности отношениями со сверстниками: Низкий уровень - коэффициент удовлетворенности 33% и ниже; Средний уровень - коэффициент удовлетворенности 34-49%; Высокий уровень - коэффициент удовлетворенности 50-65%; Сверхвысокий уровень - коэффициент удовлетворенности 66% и выше. Соотношение количества изолированных детей к общему числу членов группы позволяет установить коэффициент изолированности, который рассматривается как диагностический показатель успешности работы педагога по воспитанию взаимоотношений детей .
Слайд 11
В классе сложились следующие группы : 10 выборов - "Лидер" 6 выборов - "Звезда" 3-5 выборов - "Предпочитаемые" (их в классе почти 1/3) 1-2 выборов - "Отвергаемые" (их в классе 12) Данный коллектив только зарождается , много односторонних выборов. Отношения между мальчиками - девочками ещё не сложились, причём д евочки более эмоционально зрелые, чем мальчики, свободнее идут на контакт. Так как коллектив ещё только недавно сформированный, то и количество выборов всего 66 - средний уровень; 17 пар взаимовыборов - 48%-теплота отношений. Изгоев в классе нет - это хороший показатель. Согласно результатам исследований, группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных или коэффициент изолированности в пределах 6%; менее благополучной - при индексе до 25% и неблагополучной, если индекс изолированности выше 25%. Такая методика помогает определить не только "нишу", к которой относится ученик, но и способ общения с ним учителя.
Слайд 12
Рекомендации классному руководителю, учителю-предметнику Посадка учеников: "лидер" и "отвергаемый". Распределение поручений в классе так, чтобы все учащиеся были вовлечены во внеклассные мероприятия. Создание "ситуации успеха" на уроке и во внеурочное время "отвергаемым", "изгоям". Индивидуальная беседа с родителями детей, имеющих плохую адаптацию в классе. На уроках, при работе групповым методом, учитывать данные социометрии.
Слайд 13
Выявление статуса индивида в группе осуществлялось по методике Дж. Морено Джекоб Морено (1890 -1974) - американский психиатр и социолог, профессор социологии Нью-Йоркского и Колумбийского Университетов, создатель социометрии. Считал основным средством решения социальных проблем упорядочивание отношений между людьми.
А теперь — мультфильм
Пейзаж
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Госпожа Метелица
Нарисуем попугая цветными карандашами