При общении речь современных школьников приводит в негодование и представителей старшего поколения и иногда самих сверстников как режущее ухо выражения.Актуальность проведения исследования обусловлена необходимостью усиления работы по повышению культуры русской речи школьников МАОУ «СОШ № 24» г. Перми в разных сферах общения и в разных слоях общества.
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24» г. Перми.
Научное общество учащихся
Исследовательская работа по теме:
«Говорим по-русски : норма или антинорма?»
Секция: филология
Работа выполнена ученицей
6 «А» класса
МАОУ «СОШ № 24»
г.Перми
Жигайловой Ольгой.
Научный руководитель
учитель русского языка и
литературы
Соломатова З.Б.
г.Пермь, 2014 г.
Оглавление.
подростков.
Введение.
Общение относится к числу важнейших для школьников сфер деятельности. От того, как складывается общение, зависит формирование будущей личности.
При общении речь современных школьников приводит в негодование и представителей старшего поколения и иногда самих сверстников как режущее ухо выражения. В самом деле, есть о чём беспокоиться: на сегодняшний момент наблюдается высокая степень засорения жаргонизмами речи подростков.
Актуальность проведения исследования обусловлена необходимостью усиления работы по повышению культуры русской речи школьников МАОУ «СОШ № 24» г. Перми в разных сферах общения и в разных слоях общества.
Гипотеза:
В современном мире речевая культура испытывает сильное влияние иностранных слов и жаргона. Особенно это заметно в речи школьников. Они определяют жаргон как «свой» язык. Сегодня жаргон школьников – это объективная реальность. Поэтому в наши дни проблема молодёжного жаргона становится актуальна как никогда. Жаргонизация речи- опасное явление, на которое могут повлиять как взрослые, так и сами школьники.
Цель:
изучить уровень речевой культуры учащихся нашей школы, выявить причины употребления в речи подростков жаргонизмов.
Задачи:
1. Провести анализ речи учащихся школы № 24 с 5по 9 класс.
2. Выделить из речи жаргонные слова и систематизировать их.
3.Сформулировать выводы и дать рекомендации, направленные на преодоление чрезмерного употребления учащимися в речи жаргонных слов.
4. Составить словарь « Как понимать отдельные слова».
Предмет исследования:
Особенности речи школьников 5- 9 классов (на примере нашей школы)
Объект исследования:
Речь школьников МАОУ «СОШ № 24» г. Перми с 5-9 класс
Методы исследования:
1.Наблюдение за речевыми высказываниями учащихся разных классов.
2.Статистический подсчет полученных данных.
3.Анализ полученных данных при статистическом подсчете.
4.Анкетирование учащихся нашей школы.
5.Анализ данных анкетирования.
6 Работа с литературными источниками.
7.Работа со СМИ (газеты, сайт «Подслушано 24», сайт « Подслушано «Гайва»)
Практическое применение:
Результаты данного исследования можно использовать на уроках русского языка, при разработке классного часа для подростков.
В самом деле, есть о чем беспокоиться: по данным последних исследований, в подростковой среде степень жаргонизации речи (определенная в такой, казалось бы, безобидной сфере общеоценочных слов-синонимов: «хорошо» – «плохо») превышает от 50% для юношей и до 33% для девушек, т.е. такие слова как зашибись, улет, отпад, супер, круто, классно, клево, типа, компашка, короче и подобные этому словечки начинают вытеснять литературные выражения. То, что мы наблюдаем сейчас, во многом связано с отрицанием русского литературного языка. И, конечно, свойства речи и свойства среды здесь тесно взаимосвязаны. Как подросток не существует вне семьи, школы так и эти общественные институты не существуют отдельно от взаимодействующих с ними и благодаря им индивидов, оказывая активное влияние на речь самих подростков.
Глава 1
Теоретические материалы исследования: причины употребления в молодежной речи жаргонизмов.
1.1 Роль социальных факторов в формировании речи современных подростков
Молодежная речь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние общества, балансирующее на грани литературного языка и жаргона. В разные периоды развития общества разным был и сам язык. В 20–30-е гг. разговорную речь начинают захлестывать волны уличной стихии – беспризорников, воров, – а также митинговый язык революционных матросов и солдат (от них – обращение «братишка»). Выдающийся лингвист Е.Д.Поливанова отмечала, что «остро встал вопрос о сохранении литературного языка, о путях его дальнейшего развития в связи с изменением контингента носителей».
Жаргон-явление не новое в нашей языковой истории. Жаргон – английский сленг, французское арго – явление, характерное для языкового развития. В разные периоды истории сообщества людей, объединенные общим делом, общими интересами, а более всего – сознанием братства и отчужденности от остального общества, изобретали и свои особые способы общения, устные и письменные. Для них важно было, чтобы посторонние их не поняли, – и отсюда всякие приемы зашифровывания и метафоризации, переноса значений слов.
Сейчас же так называемый общий жаргон – заниженный стиль речи, размывающий и нормы языка, и нормы речевого этикета, – становится привычным не только в повседневном общении, но и звучит в теле- и радиоэфире, например, в передаче «Comedy Club», так горячо любимой нашей молодёжью. А также присутствующая в современном обществе актуальность культурных достижений западной цивилизации - вполне естественная плата за шаг, сделанный ей навстречу. То, что там связано с индустрией шоу, в основе которой лежат несколько эксплуатируемых обществом идей, связанных с деньгами, насилием, жаргоном, и то, что там воспринимается преимущественно как некая зрелищная форма, звучит у нас как своеобразное руководство к действию.
Молодежь, являясь преимущественным носителем жаргона, делает его элементом поп-культуры, который в свою очередь делает его престижным и необходимым для самовыражения. Примеров тому достаточно в текстах песен («Мне все по барабану» – группа «Сплин», «Заколебал ты» – группа «ДискотекаАвария», слова из песни Михея Джуманджи: «...дабы или чтобы понять цену лайфа...» (от английского слова life - жизнь), в радиопередачах и музыкальном телевидении, на которые ориентируется современный подросток.
Стремительное и постоянное ускорение и обновление — ведущие характеристики современной жизни, которой живет российский подросток. Научно-технические революции делают общение чрезвычайно динамичной системой, стимулируя радикальное изменение социальных связей и форм человеческих коммуникаций. В современной культуре присутствует ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Усложнение социокультурной реальности, сопровождающейся ломкой традиций и норм разных сфер жизни, стремительное и всеохватывающее распространение продуктов массовой культуры обусловливают угрожающие масштабы современного кризиса общения.
1.2 Потребность школьника в самовыражении и понимании.
Другой причиной употребления в молодежной речи жаргонизмов является потребность молодых людей в самовыражении и встречном понимании.
Несмотря на утвердившиеся представления о школьниках, как о людях, полностью обращенных в будущее, можно найти немало свидетельств их поглощенности настоящим. Даже самоопределение, хотя и направлено всеми своими целями, ожиданиями, надеждами в будущее, осуществляется все же, как самоопределение в настоящем – в практике живой реальности и по поводу текущих событий. С этих позиций следует оценивать и значение общения – деятельности, занимающей огромное место в жизни подростков и представляющей для них самостоятельную ценность.
Неформальное общение подчинено таким мотивам как:
В свете всего выше перечисленного общение с товарищами становится большой ценностью для подростка. Оно нередко становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с отцом и матерью выглядит уже не такой привлекательной. Полноценное общение в молодежной среде невозможно без овладения ее языком.
Молодежный же язык подразумевает использование жаргонных слов, бранных оборотов речи как своего рода междометий или просто способов связи предложений, не выражающие отрицательных эмоций. Тем не менее, грубая агрессивность подобной формы речи, даже лишенная оскорбительной направленности, малопривлекательна и вряд ли может служить свидетельством вкуса и красноречия. Скорее это проявление «языковой болезни» – бездумности и отрицания норм, примитивизма и языкового атавизма, присущие подростковому возрасту. Отвернуться от этого, сделать вид, что этого не существует, можно, но называется это ханжеством. Более того, к месту и ко времени употребленное подростком матерное слово (естественно, в подобающей обстановке) может оказаться более действенным, нежели пространные рассуждения и долгие беседы. По-видимому, в определенный период роста молодежи приходится переболеть этой болезнью, чтобы, преодолев ее первобытную стихию, осознать достоинство и силу русского языка.
И подростку следует воспитать такой взгляд у себя как - то: не бросаться на «амбразуру» телевизора, когда идут фильмы с употреблением неподобающей лексики, бездумно «впитывать» всю лексику, взятую из Интернета, в частности чатов. Намного важнее понимать, что красиво, а что мерзко, что действительно приятно для слуха, а что вызывает лишь отвращение.
1.3. Расширение сферы общения молодежи.
Важнейшими процессами переходного возраста Левикова С.И. считает расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Современные технологии раздвигают рамки общения. Например, появление Интернета позволило современной молодежи «зависать» в чатах (от английского слова chat - болтовня) и тем самым значительно расширить свой круг общения. И поскольку основная масса, общающаяся таким образом, - молодежь, то ничего удивительного нет, что происходит усвоение соответствующей нормы речи. И т. к. поведение подростка, юноши определяется, прежде всего, промежуточностью его положения, то, переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому, тем самым ища поддержки у сверстников и строя стену отчуждения от взрослого. Специфичность его социальной ситуации и жизненного мира проявляется и в психике, для которой типичны внутренние противоречия, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения. Эта напряженность и конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости и чем важнее разделяющие их грани.
Поэтому степень «подростковости поведения» никогда не бывает одинаковой. Она принимает разные формы: протестом в частности служит язык подростка. А стихия, питающая этот молодежный язык, – это все новое, нетрадиционное или отвергаемое:
Каждая из этих составляющих имеет свою сферу, свой предмет и представляет широкое поле для заимствования (не грузи меня , комп– из жаргона компьютерщиков)
Заимствованные из литературного языка элементы переосмысляются в игровом, ироническом ключе: мне это абсолютно параллельно, сугубо фиолетово, по барабану, до лампочки, спокушечки.
Для молодежного жаргона характерно, помимо отчужденности, эмоционально- игровое начало. Именно это и отмечают многие из опрошенных ребят нашей школы.
Почему, если молодежь знает, как говорить правильно, она говорит неправильно? Почему предпочитает использовать осуждаемые формы речи, зная престижные, нормативные?
Да просто потому, что у нее другая система ценностей, другой престиж, другая норма – антинорма.
И в этой антинорме главный принцип – элемент шока, встряски, чтобы заколебать народ, и элемент насмешки, чтобы было не скучно, смешно, прикольно. В этом и вызов благополучному, преуспевающему обществу, и неприятие его норм, его образцов, его приличий. Улёт, отпад, оргазм, клёво, жиза, плизка! – так может выразить восторг сегодняшняя школьница, скучную музыку назовет депрессняк, жуть, а примерного одноклассника – ботаник или ботан.
Другой игровой прием, используемый в молодежном жаргоне, – это сближение слов на основе звукового подобия, звуковой перенос: к примеру, лимон вместо миллион, емеля вместо e-mail (от английского слова электронная почта) лайк, плиз.
Итак, шутка, игра – это позитивный элемент молодежной речи. Вряд ли кто- нибудь всерьез может бороться с этим.
Другая важная характеристика молодежной речи – ее «первобытность».
Ассоциация с языком какого-нибудь первобытного общества возникает, когда можно наблюдать нестабильность, постоянную изменяемость жаргона как во временном, так и в пространственном измерении. Не успев закрепиться, одни формы речи уступают место другим: так, не столь давнее жаргонное мани (от английского слова money - деньги) заменили баксы и бабки, пж ( от русского слова «пожалуйста») или плизка(от английского слова plis- пожалуйста). Аналогичные процессы отмечались в начале века исследователями-этнографами в языках южноамериканских индейцев, для которых миссионеры не успевали переписывать словари. Это естественное состояние любого языкового образования в период его становления.
Еще один признак «первобытности» молодежного жаргона – неопределенность, размытость значений входящих в него слов. Стрёмно, круто, я прусь, приперся, капец, причапал могут быть и положительной, и отрицательной оценкой ситуации. Сюда относятся как блин, елы-палы, ёк-макарёк ,едрит-Мадрит, едрёна-Матрёна, епт, ёшкин-кот и т.д. используемые в жаргоне только в качестве эмоциональных восклицаний, так и слова типа корка (корки), прикол, крутняк, улёт, чума, жиза, нафига, пофиг, короч и т.д. Будучи использованными в качестве эмоциональных междометий, они практически полностью теряют свое значение, которое вытесняется сильно акцентированным в определенной ситуации эмоциональным компонентом. К этой же группе относятся словосочетания полный атас, полный абзац, полный писец, полный улет, полный пипец.
В зависимости от ситуации и круга общения данные слова могут выражать разнообразные - вплоть до противоположных - эмоции: разочарование, раздражения, восхищение, удивление, радость и т. д. При этом более или менее адекватное «узнавание» выражаемой эмоции слушателем не может осуществиться без учета интонации, мимики, жестикуляции говорящего, а также контекста.
Подобное явление было в свое время отмечено Д.С. Лихачевым характерным для уголовно- лагерного жаргона. Он охарактеризовал его как «атавистический примитивизм речи, сходный с диффузностью первобытной семантики.».Этот первобытный атавизм Лихачев считал болезнью языка – «инфантилизмом языковых форм». Именно с ней и следует вести борьбу, так как характерной чертой здесь становится то, что молодежь часто использует слова и выражения, значения которых до конца не осмысливает и не стремится осмыслить, играя на внешней яркости образа (меня колбасит; пойду поколбашусь, троль, азаза, кампадре). А нередко и затрудняется осмыслить, порождая в речи цепочки слов-«паразитов», на борьбе с которыми не так давно сосредотачивали основное внимание филологи.
Итак, основное заслуживающее осуждения качество молодежного жаргона, который формируется кругом общения подростка, – его выраженный атавистический примитивизм. Кроме расплывчатой семантики, он проявляется и в заниженности тех сфер лексики, откуда черпаются ее ресурсы, и в стилистически заниженных грамматических средствах, используемых в речи; это, в частности, уничижительные суффиксы – -няк, -ня (отходняк, депрессняк, тусняк, тусня), усечения (ботан,короч, прост, норм, нез), фамильярные суффиксы в личных именах (Димон, Колян, Юрец, Сурик, Ленчик, Марик, Серый,Серя), появляются новые группы SMS-жаргон-(спс, д.р., комп, нг, пш № 24, сш, пф, дп, хз, лс, пг)объяснить которые иногда бывает очень трудно без специальных знаний или кода, расшифровки. И, наконец, в значительной доле заимствований из просторечной лексики. (Нафиг, пофигу, капец, ваха, водяра, жратва и т.д.), Все эти приемы – осознанный выбор, осуществляемый в речевом поведении между подростками. А речевое поведение также регулируется нормой или антинормой. Современный молодежный жаргон выбирает антинорму.
Глава 2.
Практическая часть, исследование
Наше исследование было направлено на выявление уровня жаргонизации речи учащихся МАОУ «СОШ № 24» г. Перми. Опрошено было 175 учеников с 5 по 9 класс. Нам необходимо было выяснить, какие слова современные подростки употребляют в своей речи. Для этого мы провели анкетирование, а также индивидуальное наблюдение за общением сверстников друг с другом, целью которого послужило следующее:
1. Определить круг наиболее употребляемых жаргонизмов в речи;
2. Определить мотивы употребления жаргонизмов в речи;
3. Определить отношение школьников к жаргонным словам, употребляемым ими в речи;
4. Выявить наличие или отсутствие стремления обойтись без жаргонизмов.
Анкета по культуре речи для учащихся
1. Используете ли вы жаргонные слова при общении со сверстниками?
а) да.
б) нет.
2. Какой Ваш пол?
а) мужской
б) женский
3. С какой целью вы употребляете жаргонные слова?
а) самоутвердиться.
б) поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе.
в) обмениваться информацией и узнавать новое.
г) придать своей речи живость, юмор.
д) считаете, что модно, современно;
ж) нужны в речи для связи слов;
з) помогают преодолеть недостаток слов в моей речи;
е) что-то другое (напиши свой вариант).
4. Какие жаргонные слова вы используете в своей повседневной речи?
а) матерные.
б) юмористические.
в) иногда и те и другие: все зависит от ситуации или компании.
5. Могли бы вы обойтись без них (нужное подчеркнуть)?
а) да;
б) нет
в) не думал об этом
6. Стараетесь ли вы обойтись без них?
а) да,
б) нет;
в) не думал об этом
7) Напишите известные вам жаргонные слова.
8) Подчеркните те, которые вы употребляете наиболее часто.
11. Чья речь для Вас является эталоном?
а) моих друзей.
б) моих родителей.
в) моих учителей.
г) то, как говорят на телевидении и радио.
Результаты анкетирования учащихся
В анкетировании участвовали 175 учащихся МАОУ «СОШ № 24» г. Перми с 5 по 9 класс, из них девочек- 94,мальчиков-81.
Проанализировав полученные данные анкетирования, мы пришли к выводу, что жаргонные слова употребляют в речи не все 100% респондентов, а только 52 %, из них матерные слова – 18,4%.
38 % опрошенных ребят не употребляют жаргон или относятся к нему крайне негативно, считая его каким-то примитивизмом в речи, который мешает развитию человека. Из числа тех, кто использует жаргон, мы выявили, что:
Самая большая группа респондентов как мальчиков, так и девочек используют жаргон для того, чтобы придать своей речи живость, юмор. Эта группа составила 43% из числа опрошенных.
15 % ребят считают, что им необходим жаргон для того, чтобы поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе.
9,3% школьников не смогли выбрать ответ, для чего они употребляют жаргонные слова:
( они вылетают сами, для выражения эмоций, для выражения чувств , чтобы быстрее говорить длинные слова, для сокращения слов и т.д.)
8 % считают, что жаргон им необходим для того, чтобы обмениваться информацией,
7, 4% уверены, что это модно и современно,
7,4% думают, что жаргон помогает им преодолеть недостаток в речи
4,6% нужен жаргон для самоутверждения среди сверстников.
54 % - отрицательно относятся к жаргонным словам и выражениям
40 % нейтрально, т.е стараются обходиться без них
6 % -активно употребляют в речи жаргонные слова и выражения.
Выводы по анкетированию учащихся 5-9 классов
Целью данного исследования, как уже упоминалось выше, являлось изучение степени жаргонизации речи современных школьников подросткового и раннего юношеского возраста. Анализ полученных нами результатов позволяет сделать следующие выводы:
1.Не все опрошенные учащиеся отметили, что считают использование жаргонных слов в речи неотъемлемой частью общения среди сверстников. Но многим ребятам такие слова позволяют в первую очередь придать речи живость и юмор, поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе, обмениваться информацией, самоутвердиться среди сверстников, позволяют узнать новое .
2. При изучении уровня применения жаргона в речи подростков нашей школы выявлено: первое место как у юношей, так и у девушек занимают слова, которые они используют для придания своей речи живость и юмор. ( Просто прикольно)
3. Сегодня засилие жаргонами речи обусловлено изменившимися социальными условиями – приоритет материальных ценностей, разделение общества (на богатых и бедных), изменение межличностных отношений и т.д. Ребята все чаще сталкиваются с безразличием, грубостью, злостью. А это, в свою очередь, приводит к протесту, который выражается, в частности, повышенной жаргонизацией речи при общении школьников. Это проявилось наибольшим образом именно среди учеников 8 классов. Общение со сверстниками, а также с друзьями более старшего возраста продолжает быть значимым для испытуемых. Они отмечают, что хотят проводить с ними как можно больше времени – гулять, отдыхать, развлекаться, а значит, они должны разговаривать на «своем» (жаргонном) языке.
Таким образом, полученные данные в ходе исследования подтверждают выдвинутую нами цель: наблюдается тенденция к возрастанию уровня жаргонизации речи среди подростков и учащихся старших классов. Если обобщить полученные данные, то можно определить причины увеличения доли жаргонизации речи современного подростка.
Скорее всего это :
1. Социальные факторы, влияющие на него.
2. Значимость «своего» (жаргонного) языка для общения со сверстниками (желание подростка утвердиться как среди своих сверстников, так и в собственных глазах).
Анализ анкетирования и наших наблюдений показал, что в речи учащихся можно выделить следующие группы сленга:
Название группы | Примеры |
1 Название школьных предметов, слова, относящиеся к школьному быту | Физра, литра, контролка, контра, матика, русич, хистори, инглиш, домашка, шпораи т.д. |
2 Части тела | Грабли, культяпка, пакля, башка, харя, рожа, локаторы и т.д. |
3 Бытовые предметы | Телик, сотик, мобила, комп, ящик, клава, дивидишник |
4 Слова, обозначающие людей | Чика, тёлка, кореш, чурка, чухан, лох,олень, пень, лизун, крысы, чувак, барыга, булка, мистеры, котаны, козел, коза, |
5 Слова-оценки | Классно, клево, лафа, ништяк, зашибись, кайф, прикольно, круто, сто пудов, конкретно, в натуре, реально, воще, позорно, стремно, отстойно, везуха,пофиг, нафига, норм, чмо,короче, нищеброды, еврей из 9-б, |
6 Глаголы | Позарез, попутал, залипнуть, плющит, зависать, мутить, грузить, завалить, заливать, достал, врубиться, походу, кинуть, задолбали |
7. Устойчивые словосочетания | .Кидать расписание в личку, на КВНчик сгонять, папин бродяга мамин симпатяга, альфа-самец, ищу девушку: красивый, брутальный, спортивный, вобщем альфа-самец, выставлять плизки, булка протухшая, дети-бяки |
8. SMS-жаргон | Сто про, Орджо, ПШ-24, П-24, СПС, НГ,ПФ, ДП, ХЗ, нез, ГОУ, ЛС, ВК, ПОЖ, ЗБС, ПЖ, ГДЗ, нароч, прост,пГайва |
9Деньги | Нал (наличные), лям, баксы, касарь, кусок, капусточка |
Прослеживается интересная закономерность, что у учащихся 5-7 классов, наиболее часто употребляемыми являются жаргоны, связанные со школьными предметами, со школьным бытом. Это физра, литра, контролка, матика, распис, русич, шпора, домашка и т.д. а также они используют SMS- жаргон, именно эта группа слов была отмечена у шестиклассников нашей школы.
А у учащихся 8- 9 классов, более «взрослые» слова, например: заливать, косить, осадить, зависать, на КВНчик сгонять, походу, задолбали, короче, нафига, сто пудов, кинуть и т.д., а также следует отметить, что ученики 8 классов активно начинают использовать в своей речи матерные выражения, совершенно не стесняясь окружающих их людей, применяя его как в письменной, так и в устной речи.
Вероятнее всего, это проявление подростковой агрессии против общества или желание выделиться, показать так называемую «взрослость».
Хотя учащиеся 9-х классов менее всего показывают знания матерных и других жаргонных слов, они более закрыты и на вопросы некоторые из них отвечали «как все, ой, все, не скажу, не стану».
При этом исследуя речь учащихся МАОУ «СОШ № 24» г. Перми на неформальном сайте « Подслушано 24» и «Подслушано «Гайва», мы сделали вывод о том, что обучающиеся активно используют сленг SMS в своей речи. Эта группа слов составила 15 % от числа всех слов.
На вопрос: «для чего вы употребляете жаргоны?» - самым популярным был ответ - «делают речь понятнее для друзей», а также ребята написали и свои варианты ответов:
-Это привычка;
-Жаргоны проще и легче;
-Для прикола;
- Выразить свои чувства, если они сильнее данного чувства;
-Быстрее писать и говорить длинные слов
Таким образом, исследуя речь учащихся нашей школы, мы пришли к выводу, что они для общения используют неформальную лексику, чем засоряют свою речь, пытаясь выглядеть в глазах своих сверстников
современными и остроумными. Это подтверждается процентом использования в речи неформальной лексики, который и составляет антинорму по отношению к норме языка.
Заключение.
На основе проведенного нами исследования, мы делаем вывод, что проблема речевой культуры в современном мире очень актуальна в наши дни, так как подростки речевым этикетом пренебрегают, вернее у них отсутствуют навыки грамотной речи, налицо неумение высказаться или сделать это в культурной форме.
В результате исследования мы пришли к выводам:
1) молодежный сленг является устойчивым языковым образованием, так как молодежь использует его из-за стремления «выделиться», противопоставить себя старшему поколению и общественным нормам, в том числе и на языковом уровне;
2) молодёжь пользуется сленгом из-за особенностей своих занятий и увлечений (например, работа на компьютере; музыкальные пристрастия, хобби и т.п.) , которые находят свое отражение и в языке, используемом подрастающим поколением;
3) в молодежном жаргоне, как в зеркале, отражается процесс изменений в обществе;
4) сфера употребления сленга расширяется, появляются новые группы (SMS-жаргон).
Однако мы выявили, что гармоничная среда способна ограничить жаргонизацию речи: например, не все ученики нашей школы используют жаргон, некоторые сознательно контролируют употребление жаргонной и сниженной лексики, несмотря на то, что СМИ, телевидение, современные фильмы и даже газеты вовлекают их в происходящую жаргонизацию. Если говорить в целом об обществе, то способы защиты от «всеобщей жаргонизации» не выработаны, наблюдается равнодушие.
Исследование жаргона интересно и важно для современного этапа языкознания, однако перспективы нашего исследования мы в первую очередь связываем с поиском путей формирования сознательного отношения молодых людей к своей речи и к родному языку в целом, а также стимулов для такого сознательного отношения и соблюдения речевой дисциплины (и самодисциплины в том числе).
Таким образом, мы применили результаты нашего исследования при разработке классного часа для подростков и провели его в 6 «А» классе, а также планируем провести и в других классах нашей школы, выступив с докладом и презентацией.
Список используемой литературы.
1.Борисова Е.Г. «О некоторых закономерностях современного молодежного жаргона», «Русский язык в школе» – 1981 -№ 3.
2.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи:»Учебн.пособие для 10-11кл. общеобр.учрежд.- 4 изд. - М.: Просвещение, 1999
3.Газета «Русский язык» №23
4.Крысин Л.П. «Язык в современном обществе». 8-10 классы. - М.: Просвещение, 1977
5.Лихачев Д.С. «Письма о добром и прекрасном» - М., 1989
6. Левикова С.И. «Молодежные субкультуры и объединения»
URL: http:// www.civisbook.ru
7.Никитина Т. Г. «Так говорит молодежь».- 2-е изд. М., 1994 г.
8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2008.
9.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А.«Словарь-справочник лингвистических терминов», Москва 1985
10. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка (тг.1-4). - М., 1987.
11.«Энциклопедия для детей. Т.10.Языкознание. Русский язык» - М.:Аванта+, 1999
Анкета по культуре речи для учащихся
1. Какой Ваш пол?( нужное подчеркнуть)
а) мужской б) женский
2. Используете ли вы жаргонные слова при общении со сверстниками?
(нужное подчеркнуть)
а) да. б) нет.
3. С какой целью вы употребляете жаргонные слова? (нужное подчеркнуть)
а) самоутвердиться.
б) поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе.
в) обмениваться информацией и узнавать новое.
г) придать своей речи живость, юмор.
д) считаете, что модно, современно;
ж) нужны в речи для связи слов;
з) помогают преодолеть недостаток слов в моей речи;
е) что-то другое (напиши свой вариант).
4. Какие жаргонные слова вы используете в своей повседневной речи?
(нужное подчеркнуть)
а) матерные. б) юмористические. в) иногда и те и другие: все зависит от ситуации или компании.
5. Могли бы вы обойтись без них (нужное подчеркнуть)?
а) да; б) нет; в) не думал об этом.
6. Напишите известные вам жаргонные слова.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
7. Обведите те, которые вы употребляете наиболее часто.
8. Чья речь для Вас является эталоном? (нужное подчеркнуть)
а) моих друзей. б) моих родителей. в) моих учителей. г) то, как говорят на телевидении и радио.
С уважением к вам учитель Соломатова З.Б., и ученица 6 «А» Жигайлова Оля.
Краткий толковый словарь
молодежного сленга
учащихся МАОУ «СОШ № 24»
г.Перми
Знай,
но говори правильно
и красиво!!!
«А»
Альфа-самец- брутальный, красивый
Афигенно- здорово
Анон- анонимно
«Б»
Бабки, бобы – деньги
Блатной – деловой, импортный парень
Борзой – деловой, обнаглевший парень
Ботан- умный, отличник
Бычара – физически сильный человек
Брателла – друг
Бугай – здоровый человек
Брать на понт – обманывать
Братва – компания
Базар – разговор
Бухло – выпивка
Беспонтовый – немодный
Беспредел – хаос, беспорядок
Балдежный – общительный, веселый парень
Барыга- плохой человек
«В»
Видак – видеомагнитофон
Втюриться – влюбиться
Вломить – ударить
Вмочить – ударить
Встать на лыжи – уйти
Врубаться – понимать
Валяй – давай
Выпендриваться – воображать из себя
Встревать – попасть в неприятную ситуацию
В натуре – на самом деле, действительно
«Г»
Губа закатанная- хочется невозможного
Грабли – руки
Гопник- нищий
Гоу- идти
Губа не дура- многого хочет
«Д»
Дать в хлебало – ударить по лицу
Делать ноги – убегать
Дискач – дискотека
Днюха – день рожденья
Домашка – домашнее задание
Дылда – очень высокая девушка
Дебил –дурак
Дебилоид -совсем дурак
Держи карман шире –не надейся
ДЦП – ничего не могу
Дети- бяки- плохие
Дочь макаки- смешная девочка
Дочь собаки- плохая девочка
«Е»
Ездить по ушам – преувеличивать
Ёшкин-кот- восклицание
Едрена- матрена-вообще
Едрит- Мадрит- восклицание
Ёлы-палы- восклицание
Еврей из 9 «Б» - человек, у которого много денег
«Ж»
Жмот – жадный человек
Жоп- восклицание
Жиза- все хорошо
«З»
Заколебал – надоел
Задолбал – надоел
Засечь – застать с поличным
Зырить – смотреть
Закосячить – испортить
Заманал – надоел
ЗБС-забей себе стрелку
«К»
Качок – человек, крепкого телосложения
Космы – волосы
Классно – здорово
Клево – отлично, хорошо
Кранты – конец
Крыша – заступник
Котелок (не варит) – голова
Кайф – наслаждаться
Кореш – закадычный друг
Кинуть – предать, обмануть
Крыса- предатель
Крысятничать- предавать
Круто- здорово
Короче- быстрее
Короч- быстрее
Класс- восклицание
Комп- компьютер
Компадре- компанейский
Краса - красавец
Капец- все плохо
«Л»
ЛОХ – человек, немного недопонимающий
Лимон – миллион
Лазать – гулять, дружить
Лизун- влюбчивый человек
Лс- личное сообщение
Лайк- здорово
«М»
Мутить воду –что-то замышлять
Мычать – говорить
Мерс – «Мерседес» (марка автомобиля)
Малек – маленький по возрасту
Мусора – милиционеры
Матиш- математика
Мистеры- мальчики
«Н»
Настучать – выдать
Наколоть – разыграть
Нафиг- зачем
Нафига- для чего
Норм- нормально
Нез- не знаю
Нг- Новый год
Нарик – наркоман
«О»
Облом – неудача
Отстой – что-то устаревшее
Отходняк – состояние человека после большого праздника, гулянья
Отрубон, отпад – полное бездействие, отрешенность
Офигенно- очень хорошо
Осел-глупый человек
Орджо- Орджоникидзевский район
О-кей- все хорошо
Олень – глупый человек
Оболдеть- удивиться
«П»
Понт – человек, с завышенной самооценкой
Преподы – учителя, преподаватели
Прикол – шутка
Прикольно – интересно, смешно
Пакеда – пока, до свиданья
Прикорнуть – уснуть
Погоняло – кличка
Проехали – конец темы
Предки – родители
Пальцы веером – слишком крутой человек
ПШ- подслушано школа
ПГ- подслушано Гайва
Плиз- пожалуйста
Плизка- очень хочется
Пож- пожалуйста
Пофиг- все равно
Прост- просто
Походу- по разговору
Приматы- глупый класс
Прикид- одежда
«Р»
Репа – голова
Ржать (ржачь) – смеяться, смех
Ржачка- смех, смешно
Реально- так как есть
Русич- русский язык,
«С»
Спокуха – спокойно
Сеструха – сестра
Скатать (скачать) – списать
Сочковать –избегать работы
Стрела – назначенная встреча
Стрести – попросить
Спс- спасибо
Супер- очень хорошо
Сто пудов- точно
«Т»
Типа – примерно
Тормознутый – глупый человек
Тащиться – испытывать удовольствие
Телка – девушка
Тусовка – место встречи молодежи
Тату – татуировка
«У»
Угар (угарать) – придуриваться
«Ф»
Фуфло – подделка, вещь без качества
Фингал – синяк
Фигово – плохо
Фифти-фифити – 50/50 (половина на половину)
Финиш – предел, курьезный случай
Фигня- плохо
«Х»
Хавчик – еда
Хавать – есть
Хачик – армян
Халява – даром
Хапнуть – взять побольше
Хлебало- рот
«Ч»
Чурка – человек, кавказской национальности
Чувак – парень
ЧМО – человек морально опущенный
Чапать – идти
Черт возьми- восклицание
«Ш»
Шнурки в стакане – родители дома
Шпора – шпаргалка
Шмон –наводить порядок
Шалава – неприятная девушка
Шняга – дешевые вещи
Шнобель – нос
Шибануть – ударить
Шизы- голова закружилась
Шлюха- гуляющая девушка
Соленая снежинка
Неньютоновская жидкость
Музыка космоса
Снегири и коты
Солнечная система. Взгляд со стороны