Исследование темы маскарада в лирике М.Ю.Лермонтова
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-issledovatelskiy_proekt_po_literature_kabanov_a._2015_2.pptx | 1.28 МБ |
Слайд 1
ТЕМА МАСКАРАДА В ЛИРИКЕ М.Ю.Лермонтова Автор: Кабанов Алексей, ученик 9Б класса МАОУ гимназия №18 Научный руководитель: Стукова Ольга Ивановна, учитель русского языка, литературыСлайд 2
В драме «Маскарад» (1835-1836), Лермонтов изобразил жизнь «большого света», где нет места истинным чувствам и где под маской благопристойности и блеска скрывается порок.
Слайд 3
Цель нашей работы : исследование темы маскарада в лирике М.Ю.Лермонтова .
Слайд 4
ЗАДАЧИ: анализ исторических, культурологических, литературоведческих источников по проблеме исследования; изучение маскарада как социально-культурного явления России XVIII – XIX веков, его истории, основных принципов организации; описание маскарада как художественного образа русской литературы XIX века, в том числе, в драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад»;
Слайд 5
поиск и анализ лирических произведений М.Ю.Лермонтова, связанных с темой маскарада; выявление общего и различного в раскрытии темы, поиск закономерностей и «внутреннего движения» темы маскарада в поэтическом наследии поэта;
Слайд 6
историко-культурный и образный анализ стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен…» обобщение результатов исследования
Слайд 7
Объект исследования : лирические произведения М.Ю.Лермонтова, раскрывающие тему маскарада («Как луч зари, как розы Леля…»,(«К*»- «Мы случайно сведены судьбою», «Умирающий гладиатор», «Договор», «Из-под таинственной, холодной полумаски», Как часто, пестрою толпою окружен…» ).
Слайд 8
Предмет исследования : тема маскарада, ее содержание, выражение и значение в лирике М.Ю.Лермонтова.
Слайд 9
Гипотеза исследования : тема маскарада, помимо драмы Лермонтова, раскрывается и в его поэтическом творчестве, выражая проблему существования и самовыражения личности в искусственном мире фальши и социальной разобщенности.
Слайд 10
Исследовательские приемы : изучение и анализ научных источников, выделение из творческого наследия поэта текстов, отвечающих теме исследования, их сравнительная характеристика, анализ образных средств, историко-культурный анализ поэтического текста
Слайд 11
Первая глава « Маскарад как социально-культурное явление России XVIII – XIX веков»
Слайд 12
Вторая глава «Реализация темы маскарада в поэзии М.Ю.Лермонтова» посвящена исследованию маски как эмблемы маскарада в лирике М.Ю.Лермонтова и анализу темы маскарада в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…».
Слайд 13
История маскарада XVIII – XIX веков интересна и разнопланова, традиции российских маскарадов берут свое начало в европейской культуре
Слайд 14
Костюмы и маски выполняли помимо эстетической социально-психологическую функцию
Слайд 15
Маскарад создавал для всех участников ситуацию социальной игры, противоположную бытовой обстановке светского этикета;
Слайд 16
Основными принципами организации и проведения маскарада можно назвать игру, демонстрацию костюма, интригу, узнавание маски;
Слайд 17
Художественный образ маскарада актуализировал трагическую тему - невозможность самовыражения в мире разобщенности и одиночества, он трагически напоминал мир разобщенности, фальши и условности, где невозможна истинная свобода
Слайд 18
По нашим наблюдениям, центральным образом-эмблемой темы маскарада в лирике поэта явился образ маски
Слайд 19
«Как луч зари, как розы Леля…» (1832) намечена характерная для Лермонтова тема уничтожающего и даже агрессивного воздействия светского общества, его «нарядной маски» на человеческую душу
Слайд 20
(«К*»- «Мы случайно сведены судьбою» (1832)) Тема маскарада несколько видоизменяется, приобретая черты театрального действа: Я рожден, чтоб целый мир был зритель Торжества или гибели моей.
Слайд 21
«Умирающий гладиатор» (1836)
Слайд 22
Что знатным и толпе сраженный гладиатор? Он презрен и забыт... освистанный актер.
Слайд 23
«Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал») (1838) Стихотворение о назначении поэзии, о месте поэта в обществе
Слайд 24
Нас тешат блестки и обманы; Как ветхая краса, наш ветхий мир привык Морщины прятать под румяны ... Я МЫ
Слайд 25
«Договор» (1841) Была без радостей любовь, Разлука будет без печали
Слайд 26
«Из-под таинственной, холодной полумаски» (1841) Маска здесь не только не позволяет увидеть лицо, но и расширяет круг значений: непроницаемы и непоняты внешность, тело, душа. Весь человек маска — женский образ лишь создан в сознании лирического героя, который обречен на одиночество.
Слайд 27
«Как часто, пестрою толпою окружен…» (1840) 1 января
Слайд 28
Структура стихотворения представляет собой «сплав» жанровых форм, когда один жанр входит в другой на правах «вставного». противопоставление двух разных образов мира САТИРА - ИНВЕКТИВА ЭЛЕГИЯ
Слайд 31
Таким образом, в художественной структуре стихотворения оказывается выделенным, «окольцованным» (прошлое — настоящее — прошлое) элегическое «пространство» — «царство дивное», мир мечты-воспоминания, словно «свежий островок» «средь» «пустыни» житейского моря, который лирический герой оберегает от равнодушного любопытства «толпы людской» как свое последнее и единственное прибежище.
Слайд 33
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Астрономический календарь. Март, 2019
Сказка на ночь про Снеговика
Мастер-класс "Корзиночка"
Для чего нужна астрономия?
Л. Нечаев. Яма