Данная работа способствовует формированию интереса к народной музыкальной культуре родного края и его общенационального символа — Саратовской гармоники.
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie.docx | 268.65 КБ |
«Люблю саратовскую гармонь по-настоящему, от всей души!
А вот за что и почему не знаю.
Захватывает и пьянит, всего берет гармонь, особенно когда заходит в живых искусных руках.
Не случайно в народе прозвали её саратовским соловьем, и говорят, что голос её больного поднимет, мертвого оживит!»
Алексей Толстой.
Оглавление
Введение.
I Глава. Саратовская гармоника – уникальная ценность культурного наследия Саратовского края.
1.1 История появления гармони.
1.2 Мастера-создатели Саратовской гармоники
II Глава. Саратовская гармоника – главная особенность музыкальной культуры нашего края.
2.1 Музеи, посвященные Саратовской гармони.
2.2 Ансамбли Саратовской гармоники – хранители неповторимого звучания родной земли.
2.3 Учащиеся МОУ «СОШ 41» - поклонники Саратовской гармоники.
III Глава. Исследовательская работа.
3.1 Анкета.
3.2 Графики.
3.3 Анализ.
Заключение
Введение.
Для людей старшего поколения саратовская гармоника — один из символов земли Саратовской. А вот молодежь далеко не всегда может похвастаться знанием культуры родного края. Сейчас в области реализуется программа по возрождению производства уникального инструмента, и не последнюю роль в этом процессе играют люди, которые пронесли любовь к саратовской гармонике через всю свою жизнь.
Целью данной работы является формирование интереса к народной музыкальной культуре родного края и его общенационального символа — Саратовской гармоники.
Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Изучить историю появления гармоники в нашей стране.
2. Выявить особенности этого музыкального инструмента.
3. Взять интервью у руководителя ансамбля «Саратовская гармоника» Шалимова С. Ю.
4. Заинтересовать подростков игрой на саратовской гармонике.
5. Провести опрос среди обучающихся МОУ «СОШ 41» с целью выявления знаний о народном символе земли Саратовской.
Гипотеза: Несмотря на то, что музыка стала неотъемлемой частью жизни подрастающего поколения, народная музыка ПОТЕРЯЛА свою уникальность, перестала быть актуальной в последнее время, НО мы считаем, что если приобщить молодое подрастающее поколение к истории родного края и привлечь внимание к активному познанию народной музыки, то процесс возрождения музыкальных традиций будет более успешным.
Каждый народ имеет свою, тысячелетиями складывающуюся культуру, которая является основой национального сознания. Корни этой культуры питают духовность и национальное самосознание народа, помогают в быту, поднимают дух в борьбе с врагами. Русский народ имеет богатейшую традиционную культуру, основой которой являются высочайшие духовные и нравственные ценности.
При написании работы мы использовали книгу Мирека «И звучит гармоника», которая была посвящена исследованию путей и форм развития популярнейшего русского народного музыкального инструмента - гармоники - с момента его появления в России по 30-е годы XX столетия. Предмет рассматривается в различных аспектах: "география" распространения, эволюция исполнительства, развитие репертуара, совершенствование моделей инструмента народными умельцами, возникновение и становление гармонного производства, разработка способов музыкальной записи, появление и распространение методических пособий по овладению искусством игры на гармониках тех или иных разновидностей и многое другое. СтатьюБ. Руденко «Гармоника, что делалась судьбой» - журнал «Наука и жизнь» , которая рассказывает о музее на 2-й Тверской Ямской улице настолько же уникален, насколько удивительна судьба его создателя - музыканта, преподавателя, ученого - Альфреда Мартиновича Мирека. Постановление «О государственной поддержке традиционной народной культуры в России» В.В. Путина, в котором он обращает внимание на то, что традиционная культура составляет один из наиболее значительных глубинных пластов художественной культуры общества, является важнейшей составляющей частью любой национальной культуры, основой формирования национального самосознания, укрепляющей духовную связь поколений и эпох. А также интернет-ресурсы: http://www.mosmuseum.ru/museum-menu-mireka.htm
http://www.youtube.com/watch?v=uc2v_5M65R4
Говоря о традиционной культуре, мы не можем уйти от понятия «историческая память», так же как мы не можем уйти от самих себя. Это широкое понятие включает в себя все многообразие народных традиций, национальных особенностей, духовного уклада, обрядов, ритуалов, праздников, костюма, ремесла. Оно подразумевает под собой такие занятия сотен тысяч людей любительским творчеством в его традиционных формах.
Для нашей многонациональной страны утверждение принципов толерантности, национального взаимоуважения и согласия имеет принципиальное значение. Именно духовность, культура могут и должны охранять от агрессивной идеологии экстремизма и терроризма.
Саратову более четырёхсот лет. Здесь, как и во многих других городах, есть старинные здания, современные постройки, парки. Но есть вещи, которые
являются неотъемлемой частью именно этого города, они - его история.
Саратовская гармоника – один из символов города.
I Глава. Саратовская гармоника – уникальная ценность культурного наследия народов России.
В Россию ручная гармонь пришла из Германии, где была придумана и изготовлена в 1822 году мастером музыкальных инструментов родом из города Фридрихрода Кристианом Фридрихом Людвигом Бушманом. Корпус ручной гармони состоит из двух частей, соединенных мехами. Правая клавиатура предназначена для исполнения мелодии. Клавиши открывают клапаны, пропуская воздух через язычки, которые и звучат, создавая музыку. В левой части корпуса – кнопки для аккомпанемента. Язычки располагаются парами, один из них звучит при сжатии мехов, а второй при растяжении. Если они настроены в унисон, то и при растягивании и при сжатии мехов звучит один и тот же тон, а если на разные тона – то звук гармоники различается. Именно такая схема и была применена при изготовлении гармоник в Туле, впервые это случилось в 1830-е годы. Другая схема, это когда язычки настроены в унисон, применена в вологодской гармони и хромке, баяне и аккордеоне.
На протяжении последних 100 лет в различных областях России было создано множество образов гармоней, отличавшихся конструкцией и звукорядом: тульская, череповецкая, вятская и многие другие, ну и конечно же Саратовская. Саратовская гармоника – это гармоника с однорядной правой клавиатурой, ну и разумеется с заливистыми колокольчиками. Впервые она появилась в 1855-1856 гг. А первое упоминание в печати о «гармони с колокольчиками» появилось в газете «Саратовский справочный листок» в 1866 году. Заметка в газете свидетельствовала о том, что пассажиры парохода, плывшего по Волге вблизи Вольска, попросили подойти капитана поближе к берегу, с тем, чтобы получше услышать «игру на гармонике с колокольцами». Тогда на дорогих заказных гармониках стали появляться колокольчики звучавших при нажатии на кнопки аккомпанемента. Именно они дали саратовской гармонике неповторимый голос. Её знаменитый серебряный перезвон покорил сердца всех народов, населяющих берега нашей матушки – Волги! В Европе, Америке и Азии ей бурно рукоплескали благодарные слушатели. И какому талантливому озорнику пришла в голову идея снабдить Саратовскую гармонику задорными колокольчиками? Ну а как же можно было обойтись без них?! Ведь Саратовская гармоника совсем не способна грустить, ее конструкция позволяет играть в основном веселую, плясовую музыку.
В Саратове были известнейшие гармонные мастера. Николай Геннадьевич Карелин, скончавшийся в 1918 году, открыл свою мастерскую на улице Никольской в 1870-х годах. Инструменты, сделанные в мастерской Карелина, были столь востребованы и любимы, что он получил прозвище – «Страдивари Саратовской гармоники». Потом на Никольской открылись мастерские мастеров Д. Маркова, Г. Гвоздева, А. Емельянова.
К началу 20 века в Саратовской губернии работало около 40 кустарей – гармонщиков. Те, первые гармоники были не такие, какие привыкли видеть мы в середине 20 века. Они были небольшого размера и не имели металлической отделки. Корпус гармони делался цветной, а по особому заказу инструмент обклеивался шпоном из ценных пород дерева, плоскость же украшалось инкрустацией с изображением банта и двух стрелок – вверху и внизу.
Такая трудоемкая отделка требовала особого умения. А вообще гармоники украшали деревянной резьбой, разными мельхиоровыми накладками, бархатом и кожей.
Карелин вскорости стал работать исключительно с заказами, т.е. изготавливал товар штучный, уникальный. Первыми его заказчиками были гармонисты из города, солдаты саратовского гарнизона, приказчики, содержатели гостиниц, трактиров. Затем заказывали у Николая Карелина гармоники для цирковых номеров братья Дуровы.
Широкую известность получили такие талантливые мастера, как Дмитрий Жарков, Дмитрий Карелин, Хрисанф Артемьев, Михаил Темяков, Василий Ножкин и другие. Заказы им приходили из многих волжских и сибирских городов, с Дальнего Востока и юга России.
Сейчас в живых остался последний мастер по производству саратовской гармоники - Петр Федорович Текучев. Петр Федорович пришел на фабрику в 1947 году и до последнего дня производства работал там. Сегодня существуют творческие коллективы, использующие саратовскую гармонику в своих выступлениях: Государственный академический русский народный хор им. М. Е. Пятницкого, ансамбль «Саратовская гармошка», ансамбль саратовских гармоник "Колокольчик", ансамбль «Серебряные колокольчики».
В 2009 году на проспекте имени Кирова в Саратове был установлен памятник Саратовской гармонике, подаренный жителям банком «Экспресс-Волга» в честь празднования дня города. В определенные часы памятник проигрывает композиции местного саратовского инструментального коллектива и напоминает об историческом символе города — гармошке. В 2010-2011 году на базе СГТУ была создана пробная мастерская по производству Саратовской гармоники. Туда приняли несколько молодых людей, желающих попробовать себя на этом поприще, в итоге весной 2011 года состоялась официальная презентация новой Саратовской гармошки выполненной с нуля саратовскими умельцами. Этот эксперимент по возрождению, практически утраченного, мастерства получился удачным и теперь эта мастерская производит постоянные наборы для обучения по специальности "мастер по производству Саратовской гармоники".
На фотографии во главе статьи показаны три Саратовские гармошки: на переднем плане — заказная гармонь, производилась по заказу и как правило редко когда использовались на концертах, по центру — обычная, концертная гармонь, справа миниатюрная модель выполненная по специальному заказу.
II Глава. Саратовская гармоника – главная особенность музыкальной культуры нашего края.
5 июля 2012г. в Саратовском областном музее краеведения открылась выставка, посвященная истории саратовской гармошки.
Саратовская гармоника с колокольчиками - уникальная ценность культурного наследия Саратовской области. Когда-то саратовская гармоника была своеобразной визитной карточкой нашей области, символом нашего края. Сейчас судьба ее внушает тревогу: фабрика музыкальных инструментов закрыта, многие коллективы прекратили свое существование, а сохранившимся требуется поддержка.
Материалы выставки «Саратовская гармоника - народный символ земли Саратовской» рассказывают об истории этой знаменитой гармоники, о талантливых умельцах, создававших замечательные инструменты, о мастерах исполнительского искусства, которые заставляли публику во многих странах мира рукоплескать саратовской гармонике.
Экспонаты выставки - свидетели славной и нелегкой судьбы саратовской гармоники. Первую гармонную мастерскую в Саратове открыл Николай Геннадьевич Карелин (Корелин) в 1870 г. В начале XX века в Саратове работало 8 мастерских по производству гармоник, а по всей губернии трудились 40 кустарей-гармонщиков. Мастерские были небольшими, основные операции выполнял сам мастер, помогали же ему подмастерья и ученики. На выставке можно увидеть редкие музыкальные инструменты, изготовленные этими саратовскими мастерами. Все гармоники имеют клейма мастеров - своеобразные паспорта и знаки качества изделий.
На выставке экспонируются гармоники, изготовленные гармонным мастером Андреем Комаровым: уникальная двухрядная гармонь с полутонами, потешная, эпатажная гармоника-сапожок.
Многим покажутся интересными материалы гармонного мастера Владимира Чушкина: написанная им книга «Изготовление саратовской гармоники с колокольчиками» (2007), голосовые планки с клеймом мастера и гармоника, сделанная его руками. Выставка рассказывает и о тех, кто хранит традиции искусства игры на саратовской гармонике.
Здесь можно увидеть материалы знаменитого когда-то ансамбля «Саратовские гармоники» Дома культуры профтехобразования, основателем которого был Семен Портнов - бывший боец Чапаевской дивизии и замечательный гармонист, прививший любовь к саратовской гармонике многим мальчишкам.
Уникальным коллективом, сохранившимся в глубинке России, назвали ансамбль «Серебряные колокольчики» Дома культуры поселка Дубки Саратовского района на Всероссийском телевизионном конкурсе «Играй, гармонь!». Экспонаты выставки знакомят с его руководителем Евгением Наховым, заслуженным работником культуры РФ и лауреатом национальной премии «Душа России», рассказывают об одном из его талантливых учеников - Игоре Карлине.
На выставке представлены трогательные гармоники маленького размера - пикколо. С ними выступал на концертах Владимир Комаров - художественный руководитель ансамбля саратовских гармоник УВД Саратовской области, заслуженный работник культуры РФ. Гармоники изготовил его отец - гармонный мастер А.С. Комаров.
Выставка знакомит и с детскими коллективами, играющими на саратовских гармониках: ансамблем «Колокольчик» Саратовского городского центра творчества детей и юношества и ансамблем «Саратовские переборы», созданном в 1997 году в Детской школе искусств № 2 г. Саратова.
Жители нашего города Людмила Супонова и Владимир Абрамов - активные члены «Клуба любителей саратовской гармоники», не раз выступавшие с концертными номерами на Набережной Космонавтов. Их материалы также представлены на выставке.
Главным результатом проекта «Саратовская гармоника - народный символ земли Саратовской» стало открытие новой специальности, мастер по изготовлению саратовской гармоники, в колледже производственных технологий СГТУ им. Ю. А. Гагарина. На сегодняшний день изготовлено уже четыре гармоники.
Колледж предоставил на выставку гармоники, изготовленные молодыми мастерами, а также материалы, рассказывающие о технологии ее производства. Показываются детали, из которых складывается внутренний механизм саратовской гармоники. Именно они составляли секрет старых мастеров, который они передавали своим ученикам.
В доме культуры поселка Дубки Саратовского района Саратовской области много лет функционирует ансамбль саратовских гармоник "Серебряные колокольчики", который возглавляет заслуженный работник культуры РФ Е.М. Нахов, автор единственного "самоучителя игры на саратовской гармоники"
С 1960-х годов в городском Дворце пионеров работает ансамбль "Колокольчик", который возглавляет С.Н. Попов. В этом коллективе сменилось уже пять поколений участников. В 1964 году при дворце культуры "Мир" Саратовского завода Электронного машиностоения создан и работает ансамбль "Волгари", который многие годы возглавлял заслуженный работник культуры РФ Ю.В. Смольяников. В состав коллектива входили такие музыканты-виртуозы, как Сергей Абрамов, Сергей Шалимов, Петр Ширяев и многие другие. К большому сожалению, в настоящее время этот коллектив распался, так как изменился собственник дворца культуры, который не пожелал брать на свой баланс малодоходный коллектив.
А так же существовали такие ансамбли, как «Саратовская гармошка», «Колокольчик», «Озорные колокольчики», «Саратовские переборы», «Сговор», «Лель».
С 1974 по 1984 год при ДК России существовал ансамбль "Озорные колокольчики", в котором участвовали учащиеся нашей школы. Участники ансамбля: Игорь Юдин, Сергей Шалимов, Михаил Волков, Олег Никитин, Станислав и Вячеслав Силашины. В 1977 году у ансамбля были гастроли не только в Саратовской области, но и в Германии. В 1984 году ансамбль "Озорные колокольчики" распался, но большинство учащихся стали участниками других музыкальных коллективов. Например, известный народный ансамбль "Волгари". Музыканты не раз выступали на концертах в Кремлевском Дворце съездов и за рубежом: в Венгрии, в Великобритании, в США.
В 1985 году "Волгари" приняли участие в Международном фестивале молодежи и студентов. Многие из участников посвятили свою дальнейшую жизнь игре на Саратовской гармоники. Один из них Сергей Юрьевич Шалимов - руководитель нынешнего ансамбля "Саратовская гармоника". Мы взяли у Сергея Юрьевича интервью, в котором он поделился сведениями о Саратовской гармоники.
Интервью с Президентом клуба любителей Саратовской гармоники Шалимовым С.Ю.
Сергей Юрьевич, для чего раньше была нужна гармонь?
С: В свое время этот инструмент был придуман для наигрышей и частушек. У него всего две функции: тоника и доминанта, то есть два мажорных аккорда. Где-то нужно промолчать, поэтому мы идем на некоторые хитрости, конечно, и гармонь всегда сопровождает баян или другой аккомпанирующий инструмент.
А в чем же отличия Саратовской гармони от других музыкальных инструментов, например баяна?
С: Это самый звонкий из всех инструментов. В нем звучат одновременно пять голосов. Если сравнить, допустим, с баяном, то есть баян двухголосый, трехголосый. Ну наличие колокольчиков – эта особенность уже всем известна, но это внешнее отличие.
Сергей Юрьевич, какие раньше были проблемы у музыкантов-гармонистов?
С: Занимались пропагандой, несмотря на проблемы материальные, несмотря на то, что жизнь менялась в корне. Многие музыканты даже за бесплатно, в ущерб семьям и здоровью, не глядя на непогоду, выступали на улицах и на всевозможных мероприятиях.
А где можно побольше узнать о Саратовской гармонике?
С: Существует Музей Саратовской гармоники в Москве, музей Саратовской гармоники в Саратове, музей А. Мирека, Краеведческий музей в Саратове.
Есть ли у вашего клуба мечта?
С: Наша мечта – создание центров национальной культуры здесь, в Саратове, потому что я считаю, что гармонь – уникальный инструмент, и он достоин такого отношения к себе.
Сергей Юрьевич, что для вас значит Саратовская гармонь?
С: Для меня Саратовская гармоника – это вся моя жизнь. Я пытаюсь сделать все, что можно для того, чтобы возродить её и чтобы она опять заняла свое достойное место в быту. Главное – гармонь должна чаще звучать, причем не просто по телевидению на больших высоких сценах, а на всех праздниках, в каждой семье, в каждом доме…
III Глава. Исследовательская работа.
Анкета.
А) балалайка
Б) гармонь
В) гусли
Г) ложки
3. Хотели бы вы посетить концерт русской музыки?
А) да
Б) нет
В) не знаю
4. Как вы считаете, нужно ли знать и сохранять традиции русского народа?
А) да
Б) нет, это не интересно молодежи
5. Что нужно делать, чтобы сохранить русскую культуру?
Графики.
Хотели бы вы посетить концерт русской музыки?
Нужно ли знать и сохранять традиции русской культуры?
Анализ.
Исследование показало, что большинство учащихся МОУ "СОШ 41" считают, что нужно сохранять национальные традиции своего народа. Это очень важно! Ученики утверждают, что каждое поколение должно знать историю России и гордиться своей страной, своей культурой. И для достижения этой цели опрошенные предлагают посещать лекции, концерты народной музыки и музеи русской культуры, читать научно-популярную литературу, передавать знания из поколения в поколение, а также поступило предложение о введении в школьную программу предмет по культуре Саратовского края. Но, к сожалению, некоторым учащимся нашей школы неинтересно народное искусство, они считают его скучным и ненужным, не желают развиваться духовно и отдают предпочтение зарубежной музыке. Однако следует сказать, что таких детей в нашей школе немного, что у большинства обучающихся все-таки есть интерес к русской народной музыке.
Заключение.
В.В. Путин в постановлении «О государственной поддержке традиционной народной культуры в России» отметил, что народная культура на протяжении веков является сокровищницей национальных традиций, основным компонентом сохранения национального своеобразия художественной культуры в целом. Она стала основой для развития многих жанров профессионального искусства. Ей принадлежит огромная роль в процессе эстетического и нравственного воспитания подрастающего поколения, формирование верных морально-этических ориентиров, заложенных в народной культуре как наиболее емкой и образной форме в выражении национального характера каждого народа.
В связи с этим необходимо возродить производство саратовской гармоники, обучать исполнительскому мастерству, сохранять любительские ансамбли игры на гармонике. А также можно организовать экскурсии по местам нашего города, которые связаны с историей Саратовской гармоники. Таким образом, Саратовская гармоника будет жива, она просто не сможет умереть. Ведь она останется в сердцах тысяч людей, однажды ее услышавших и полюбивших на всю жизнь!
Список используемой литературы:
Семенов В.Н., Семенов Н.Н. Саратов купеческий. - Саратов: Издательство журнала "Волга", 1995. - 352с.: 68 илл.
История русской музыки/сост., подготовка текста, биограф.ст., примеч. и коммент. Т. Бахмета. – М.: Эскимо 2012. – 704с. : ил. – ( Российская императорская библиотека).
Мирек А.М «И звучит гармоника» – Советский композитор - 1979г. – 176 с.
Б. Руденко «Гармоника, что делалась судьбой» - Наука и жизнь журнал -2004 - №3 – с. 140-144
Путин В.В. «О государственной поддержке традиционной народной культуры в России»
Интернет-ресурсы:
http://www.mosmuseum.ru/museum-menu-mireka.htm
"Разделите так, как делили работу..."
Ах эта снежная зима
Басня "Две подруги"
5 зимних аудиосказок
О путнике