Работа была представлена на Областных Кирилло-Мефодиевских чтениях в 2015 году, 1 место
Вложение | Размер |
---|---|
s_bozhiey_pomoshchyu.2015._eltsova.doc | 80.5 КБ |
XVIII городские школьные Кирилло-Мефодиевские чтения
Секция
«Духовные ценности русской культуры»
Тема
С Божией помощью
Работу подготовила:
Ельцова Дарья Дмитриевна
11 «А» класса,
МБОУ СОШ №123 г.о. Самара
Научный руководитель:
Бедова Ольга Андреевна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ СОШ №123 г.о. Самара
Самара 2015
Содержание:
Библиография……………………………………………………………..15
Введение
«Мы, руссы, православной веры
И в храмах молимся Христу.
От Матери, Пречистой девы,
Мы ощущаем теплоту.
А сатана нам шлет страданья,
Дни испытаний и тревог…
Но, вняв молитвам Православья,
Победу даровал нам Бог»
(Леонид Григорьев.
«Мы все за Родину в ответе»)
2015 год для меня особенный. Во-первых, я заканчиваю школу и уже сдала первый экзамен – литературу. А во-вторых, вся страна будет отмечать великий праздник – 70 лет Победы русского народа над фашизмом.
Что я могу знать об этой войне? Да совсем немного. Это информация в учебниках истории, встреча с ветеранами и их рассказы, еще книги и фильмы. Считаю, что это очень мало. Я не могу себя причислить к активным читателям. Порой мне стыдно становится за это, ведь у нас в семье все любят читать. Особенно моя бабушка. Очень ее люблю и безгранично уважаю. Когда я готовилась к сочинению по литературе (мною была выбрана тема о Великой Отечественной войне), бабушка подарила мне книгу «Спаси и сохрани», в которой собраны свидетельства очевидцев о милости и помощи Божией России в Великую Отечественную войну. Именно эта книга потрясла меня до глубины души, я на многое стала смотреть иначе.
В нашем роду, несмотря ни на какие ситуации в стране, не отрекались от Бога, все крещеные, всегда ходили в церковь, даже при Советской власти.
А дедушкина мать пела в церковном хоре. Это были чистые, честные, высоконравственные, духовные люди. Одевались скромно, постились, жили просто: сундук, кровать, швейная машинка, стол, стулья, радио, Божница, перед которой всегда горела лампада, много церковных книг. И эти полуграмотные люди читали их, очень много знали наизусть, истинно молились, вели достойную жизнь и умирали с молитвой.
Если оглянуться назад и посмотреть в глубину истории нашей Родины, то можно проследить, что веру выжигали каленым железом, взрывали храмы, убивали священников, но Православие, как основа нравственных устоев и быта России, как травка сквозь бетон, все прорастала.
И я решила принять участие в данном проекте.
«С Божьей помощью» – так звучит тема моей работы. В ней я попытаюсь осветить вопросы:
В этом заключается цель работы.
Для достижения поставленной цели представляется необходимость решить следующие задачи:
Актуальность моей работы обусловлена возросшим интересом к проблеме места и роли Православной Церкви в современном российском обществе и государстве.
В работе применялись такие методы исследования, как изучение научной и публицистической литературы, анализ этих источников.
Задачи исследования определили структуру данной работы, которая состоит из введения, семи глав, заключения, библиографии и приложений.
«Идет война народная»…
Семьдесят лет прошло с той поры, когда отгремели салюты в честь Победы русского народа над фашизмом.
Время сделало свой отбор, и оно же потребовало сказать о войне то, что звучало пока разрозненно и приглушенно. Вековая правда состоит в том, что скорби, несчастья, беды посылаются людям или целым народам по грехам их[2]. Так было и на этот раз. В жесточайших испытаниях, в страшнейшей обстановке взвешивались духовная ценность, духовное здоровье каждого человека и всего народа в целом.
В годы войны советское государство нуждалось в помощи, которую могли оказать европейские страны. Но условием оказания помощи было соблюдение в СССР принципов демократии (свобода вероисповедания – один из важных пунктов). Органы власти прекратили препятствовать открытию храмов, прекратились репрессии, люди спокойно могли посещать богослужения. В средствах массовой информации стала освещаться патриотическая деятельность Церкви.
В 1941 году закрываются все антирелигиозные периодические издания. В Москве на Пасху 1942 года на всю ночь разрешили беспрепятственное движение. В 1943 году Сталин приказал открыть три духовные академии – в Москве, Киеве и Ленинграде. Начинают выпускаться церковные книги. Под внимательным контролем Сталина и Молотова организуется Совет по делам Русской Православной Церкви. Для СССР тогда было важно выглядеть «демократическим государством. Сталин дал четкую инструкцию: «Совет должен осуществлять связь между правительством и патриархом. Совет сам решений не принимает, а докладывает обо всём правительству и от него передаёт государственные решения Церкви».
Результаты патриотической деятельности Церкви были и материально ощутимы. Практически все средства Церковь перечисляла в фонд обороны. В первые годы войны в храмах Москвы было собрано более трёх миллионов рублей на нужды фронта и обороны.
Чьим заступничеством была семьдесят лет назад спасена Россия? Кто, где и как молился в то время за наше Отечество? Какие неоспоримые явления милости Божией были явлены людям во время войны, жертвами которой стали миллионы людей? Ответы на эти вопросы из близкого к нам грозного времени до сих пор во всей полноте не переданы гласности. В то же время они могут помочь правильно понять непреложный закон бытия нашего народа. А он состоит в том, что за нравственное одичание, преступления против Закона Божия грядет неминуемая кара, за покаяние и обращение вновь к Богу — помилование и процветание[2].
С Божией помощью
Первые дни и недели войны и, тем более, весь последующий ее ход показали, что Россия оживает духовно. И, наверное, враги нашего Отечества сами подписали себе приговор, напав на нас 22 июня 1941 года в день Всех Святых, в земле Российской просиявших. Церковь земная тогда объединилась с Церковью Небесной в молитве перед престолом Божьим о спасении России.
Первые слова Митрополита Сергия (Страгородского) после литургии в Богоявленском соборе 22 июня 1941 года были об особой заботе Богородицы о земле Русской. По свидетельству его келейника, Митрополит Сергий воскликнул тогда: «Господь милостив, и покров Пресвятой Девы Богородицы, всегдашней Заступницы Русской земли, поможет нашему народу пережить годину тяжелых испытаний и победоносно завершить войну».
Эти слова он неоднократно повторял во время войны. В первой своей проповеди, произнесенной тут же, Местоблюститель Патриаршего Престола обратился к православным истокам русского патриотизма: «Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед родиной и верой и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им по плоти и по вере. Вспомним святых вождей русского народа, например: Александра Невского, Дмитрия Донского, полагавших свои души за народ и родину. Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг. Господь нам дарует победу»[3].
В тот же день он собственноручно напечатал на пишущей машинке текст послания к «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», которое было разослано по приходам. Народ верующий устремился в еще действовавшие храмы.
В них стали служить особый молебен, текст которого впоследствии именовался «Молебен в нашествии супостатов, певаемый в Русской Православной Церкви в Отечественную войну 1941–1942 годов».
В одной из своих публикаций писатель, а ныне священник отец Николай Булгаков, приводит воспоминания очевидцев о том, что с первых же дней Великой Отечественной войны среди москвичей появилась такая молитва: «Господи Боже наш! Тебе вручаем мы в сию тяжелую годину судьбы наши и на Тебя возлагаем надежду нашу. Призри на нас с Небесной высоты Своей. Простри нам Твою мощную благодеющую руку и изведи из глубины постигшего нас бедствия, дабы мы вечно прославляли Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».
Молитвенник Серафим Вырицкий
В городах и селениях России молились священники и монахи за наших воинов и победу над захватчиками. Широко известны были молитвы во время войны иеросхимонаха Серафима (Муравьева), проживавшего в то время под Ленинградом в поселке Вырица. В 1941 году ему было уже 76 лет. Болезнь к этому времени практически не позволяла ему передвигаться без посторонней помощи. Если его здоровье улучшалось, то его выводили, а иногда и выносили в сад для молитвы перед чтимым им образом его небесного покровителя. Это была икона, изображавшая Саровского чудотворца, коленопреклоненно стоящего перед образом Пресвятой Богородицы «Умиление», которую батюшка Серафим привез еще с Саровских торжеств в 1904 году. Молился он истово…
Он часто повторял: «Один молитвенник за страну может спасти все города и веси…» Икона, перед которой он молился начиная еще с 1935 года, была укрепляема на яблоньке, что росла у гранитного валуна. На нем батюшка, когда были силы, и стоял на своих больных коленках, молясь иногда час, иногда больше. Моление на камне — это был высший молитвенный подвиг батюшки. Сущность этого делания раскрыта в житии преподобного Серафима Саровского: «Когда в сердце есть умиление, то и Бог бывает с нами».
Вырица была занята немцами, но в ней расквартировали воинскую часть их союзников — румын. Они оказались православными, да еще понимающими по-русски. В храм, закрытый в 1938 году, но, слава Богу, неразоренный, снова пошли люди. Прихожане сначала косились на солдат в немецкой военной форме, но, видя, как румыны молятся и соблюдают чин службы, постепенно смирились. Так и действовал храм в прифронтовой полосе с таким необычным составом прихожан.
Вблизи Вырицы был создан немцами в сентябре 1942 года лагерь принудительного труда для детей 10. Он просуществовал до конца 1943 года. Уцелевшие лагерные дети до сих пор помнят о молитвеннике иеросхимонахе Серафиме Вырицком. «Для каждого он находил утешительное слово, а плохого старался не говорить, чтобы не огорчить, - рассказывала бывшая узница Н. Зеленина. - Он лежал на своей кроватке в маленькой келье. Наша бабушка училась в епархиальном училище и пела в церковном хоре. Она положила на музыку стихи батюшки «Пройдет гроза над нашею землею...», написанные им в 1942 году, а мы ему их пропели. Он улыбался, видно было, что остался доволен и пением, и нашим приходом. Не было у него других радостей, ведь он лежал все время и молился. Жил скромно. Ел мало, все время постился. Если ему что приносили в то голодное время, чтобы его поддержать, тут же отдавал нам, детям, или другим людям. Мы были у него несколько раз. Рассказывал он нам и о своей жизни, и о поездках за границу, о встречах с людьми. Это было открытие мира, ведь мы, дети, ничего и ни о чем не знали. Батюшка очень много повидал, знал и, наверно, хотел вернуть детей к мыслям из обычной жизни и старался просветить, помочь».
Вспоминая старца, узник этого лагеря Виктор Семенов называл его «святой человек, ведь не ел, а молился». Таким он казался совсем невоцерковленным мальчишкам и девчонкам, вселяя в них тогда спокойствие и надежду. Конечно, не все ребята из лагеря смогли побывать у батюшки Серафима, далеко не всем дано было его видеть. Не всех отпускали и в церковь. Но по его молитвам спасены были многие. Старец вдохновлял приходивших к нему людей, твердо говорил, что Господь обязательно дарует русскому народу победу, если тот укрепится в вере своих отцов.
«Под знамением Богородицы победим врага»
Несомненно, понимал суть происходящего и Сталин. Еще в начале сентября 1941 года он доверительно сказал в Москве особому представителю президента США Рузвельта Авереллу Гарриману: «Русские люди сражаются, как всегда за свое Отечество, а не за нас», то есть не за большевиков. Сталин, закончивший духовное училище в Гори и многие годы проведший в стенах Тифлисской духовной семинарии, быстро осознал, что его правительство и большевистская система власти не выстоят под ударами армий вермахта, если только не будут опираться на поддержку истинно религиозного в своей основе патриотизма собственного народа.
Хорошо известно, что Сталин с самого начала войны знакомился со всеми посланиями Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского).
Важной вехой на пути сближения позиций Церкви и государства перед лицом смертельной угрозы, нависшей над Отечеством, стала Божественная литургия в переполненном народом Богоявленском соборе Москвы в день празднования Казанской иконы Божией Матери 22 октября (4 ноября) 1941 года. Священники благословили молящихся Казанской иконой Божией Матери, а в своей проповеди митрополит Николай (Ярушевич) властно произнес: «Мы пройдем через все испытания, и мы под знаменем Богородицы победим врага. С нами Бог, с нами Богородица! Мы молимся о единстве нашего народа. Мы верим, победа придет!»
Через 3 дня на параде на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 г. Сталин в своей речи перед войсками сказал: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков…» - и первым среди них назвал святого благоверного князя Александра Невского, общецерковное прославление которого совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547-го года. Формулировки давным-давно прошедших времен вновь пригодились. Они оказались так необходимы зимой 1941 -1942 года, так же, как и семьсот лет назад – в 1242 году, когда Александр Невский разгромил немецких рыцарей на Чудском озере. Переживая впечатления тех военных дней, очевидцы и сейчас говорят о той вере, которая стала укрепляться в народе, когда люди услышали слова Сталина на том параде. Это подняло дух миллионов людей…
Прошло чуть меньше месяца после парада на Красной площади, и немцы подошли вплотную к Москве. Ближайшее расстояние их передовых позиций от столицы было менее 20 км. Положение было критическим. Вся грандиозная немецкая военная мощь, которая до тех пор почти не знала остановок в своем натиске, сосредоточилась в предельном, судорожном усилии. Немцы уже готовились к своему военному параду в столице большевистской империи.
В то тревожное время в Казанском патриаршем соборе в городе Ульяновске 4 декабря 1941 г. на праздник введения во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии после литургии протоиерей Александр Смирнов говорил о нашей грядущей победе: «Будем верить, что непременно придет этот день. Он будет началом новой счастливой и радостной жизни для человечества, ибо не напрасно прольется жертвенная кровь наших воинов, не напрасны рубины крови, брызжущей из-под тернового венца на чело нашей прекрасной многострадальной Родины. Они дадут свои великие исторические последствия. Мы верим, что терновый венец нашей Родины даст эти цветы. Будем верить, что после дней страдания за правду придет и день воскресения этой правды и в нашей стране, и во всем мире».[2]
Священник ясно дал понять, что Церковь молится о воинской победе над врагом внешним и об обретении веры Христовой нашим народом в ходе этой битвы. И молитвы народа нашего к небесной Заступнице земли русской были услышаны. 5 декабря началось сражение за Москву. А 6 декабря, когда Церковь праздновала память святого благоверного великого князя Александра Невского, под ударами наших войск захватчики начали панически отступать.
В блокадном Ленинграде
В память о днях блокады в городе на Неве вот уже несколько лет действует храм во имя Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте. Православные горожане называют его Блокадный храм. Во время же блокады в Ленинграде действовало, трудно себе представить, 10 православных храмов! Один из воссоздателей истории православной жизни в блокадном городе пишет: «Священники, служившие в этих храмах и окормлявшие блокадную паству, не давали угаснуть надежде, что не будет оставлен Богом и побежден народ русский и город выстоит ... То, что обессилевшие люди все же заполняли блокадные храмы, говорит о том, что вера православная и в тот трагический период являлась необходимой частью народной жизни...».[2] Сколько свидетельств осталось о чудесном вмешательстве сил небесных в судьбу блокадников, в их, казалось, уже предрешенную участь! Вот одно из них - из дневника Лидии Охапкиной: «Тяжелые мысли о смерти меня преследовали. Пять дней без хлеба ... я встала и бросилась на колени молиться со слезами. Иконы не было, да и я не знала ни одной молитвы. Дети мои были некрещеными, да и я сама не верила в Бога. Правда, во время «тревоги» я иногда мысленно шептала: «Господи, спаси, не дай погибнуть». Но в этот раз я горячо шептала: Господи, ты видишь, как я страдаю, как голодна и как голодны мои маленькие дети. Нет больше сил. Господи, я прошу, пошли нам смерть, только чтобы мы умерли сразу все. Господи, пожалей ни в чем не повинных детей ...
На следующий день во входную дверь начал кто-то сильно стучать. Это был посланец с фронта, от мужа. Он передал мне небольшую посылочку с хлебом и письмо. Лейтенант, глядя на всех нас, стал громко сморкаться и вытирать слезы, которые у него показались». Вскоре эта семья смогла по «Дороге жизни» эвакуироваться в тыл.
Вот еще одно блокадное свидетельство: «В одну ночь я почувствовала - умираю. Рядом лежала моя дочка. Но, поскольку я верующая, стала на колени и говорю: «Господи! Пошли мне, чтобы я до утра дожила, чтобы ребенок не увидел меня мертвую». Я пошла на кухню и - откуда силы взялись - отодвинула стол. И за столом нахожу бумагу из-под масла сливочного, валяются еще там три горошины и шелуха от картошки. Я бумагу сжевала, дожила до шести часов утра, а там пошла за хлебом».
Молитвы жителей Сталинграда
Жители Сталинграда, оставшиеся в живых в этом аду, когда все было кругом в огне и дыму, помогали, чем могли нашим воинам и, конечно, молились за них.
Из воспоминаний комбата 13-й гвардейской дивизии Алексея Ефимовича Жукова: «Под оврагом у берега Волги стояли маленькие домики, в них жили сталинградцы. Они нам, военным, очень помогали: белье постирать и многое другое. И всегда нам они говорили: «Да поможет Вам Господь».
По свидетельствам многих ветеранов, непосредственно перед самыми боями в городе жители раздавали солдатам переписанные на бумаге молитвы «Живый в помощи».
Когда немцы начали массированные бомбардировки Сталинграда 23 августа 1942 года, жители бросились из этого огненного ада к Волге, стремясь на чем угодно переправиться на левый берег. Вспоминает Людмила Павловна Дубровченко, доцент Оренбургского медицинского института: «Мы с мамой переправлялись в большой весельной лодке, набитой людьми. Была жуткая бомбежка. Немецкие самолеты летели на бреющем полете и расстреливали всех, плывущих по Волге. Практически все люди тонули. Над водой стояли вой, стоны, крики. Моя мама взяла с собой икону Божией Матери. Она не кричала, когда все от страха вопили, а молилась во время переправы. Нашей лодки даже не коснулся ни один осколок, все люди, сидевшие в ней, остались живыми».
На дорогах войны
Во время войны многие священники и монахи Русской Православной Церкви были призваны в армию и как солдаты, офицеры участвовали в сражениях.
Будущий Святейший патриарх Московский и всея Руси, а в то время иеромонах Пимен (в миру Сергей Михайлович Извеков), был призван в армию и начал свой фронтовой путь в качестве заместителя командира роты. Господь хранил его на дорогах войны. Рассказывает Адриан Александрович Егоров, служивший многие году у патриарха Пимена, имевший его благословение быть во время патриаршей службы в алтаре и запомнивший его воспоминания о войне: «Однажды ему поручили доставить командованию пакет с донесением. Сергей Михайлович помолился, перекрестился и сел в седло. Лошадь звали «Судьба». Дорога лежала через лес. Благополучно прибыл в часть и вручил пакет. Когда узнали, откуда прибыл, были удивлены, так как там все заминировали немцы».
Многие оказались в партизанских отрядах. Были и такие, которым выпало служить в многочисленных храмах на временно оккупированной захватчиками территории, служба в которых возобновлялась по инициативе местных жителей. Представители православного духовенства не только молитвами и духовной поддержкой помогали партизанам и подпольщикам, но и оказывали им действенную помощь. Горечь от перенесенных репрессий по отношению к духовенству со стороны советской власти не заслонила у многих из них сознания общей беды, что пришла с нацистами на нашу землю. Священнослужители и монашествующие Русской Православной Церкви поступали тогда каждый в меру того, что Господом было открыто для каждого из них.
Заключение
То, о чем мечтал народ всю войну, стало реальностью в Пасхальные дни 1945 года. Все даровано нам промыслом Божьим.
«С нами Бог» - написано на пряжках солдатских ремней, но Бог с нами, потому что сердца многих людей были в ту тяжкую пору с Ним. Это напоминала и за это молилась наша Русская Православная Церковь. Молились бабушки, матери, жены, сестры, дети, многие воины на фронтах войны и в партизанских отрядах, русские люди в тылу и в оккупации, православные в разных странах.
Господь внял молитвам Церкви земной и Церкви небесной и помиловал наше Отечество. Враг внешний был повержен, а народ через страдание и муки вновь получил право исповедовать веру своих отцов во вновь открывшихся храмах и монастырях.
Победа была триедина – военная, народная и духовная. Враг ценой неисчислимых жертв был повержен. Народ спас свое Отечество, всех славян и христианский мир от нацистского рабства. Люди в России в тысячи открытых церквей вновь получили возможность доступа к таинствам Церкви Христовой, к древнему, законному, подлинному Православию.
«А тем, кто в трагических списках отмечен,
Пусть низко поклонится Родина – мать.
И в память о них поминальные свечи
Мы будем в печальные дни зажигать».
(Евгений Мосягин.
«Памяти погибших на войне»)
Библиография
Привередница
Несчастный Андрей
За чашкой чая
Рисуем зимние домики
Астрономический календарь. Апрель, 2019