У каждого народа с давних времен в речевом обиходе наряду со словами и устойчивыми сочетаниями слов используются и устойчивые фразы, одну из разновидностей которых составляют паремии.
В настоящее время в лингвистической науке повышается интерес к паремическим языковым единицам. Активность изучения паремий сегодня отнюдь не случайна: в них хранится отражение глубинных мифологем и архетипов человеческого сознания, которые могут проявляться как в древних фольклорных образованиях, так и в современных штампах массового сознания (реклама, идеологические тексты).
Вложение | Размер |
---|---|
paremii_so_slovom_dom_v_russkom1.pptx | 1.45 МБ |
Слайд 1
Паремии со словом «дом» в русском языке и в понимании школьников. Выполнено ученицей 9б класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Губкина Дьяченко Валерией Михайловной Научный руководитель учитель русского языка и литературы Молодых Татьяна АлексеевнаСлайд 2
Цель исследования : описание семантики паремий с ключевым словом Дом и реконструкция представлений о Доме (его свойствах, функциях и семантических ролях), содержащихся в паремийном тексте.
Слайд 3
Объект исследования : 35 паремий со словом Дом с целью выявления особенностей их функционирования в речи учащихся нашей школы и понимание паремий школьниками. В русской паремике слово дом входит в 148 пословиц и поговорок и в 10 близких к ним выражений с незамещенной синтаксической позицией.
Слайд 4
Методы исследования: Метод семантического анализа применяется при лексическом и грамматическом анализе функционирования слова Дом в русских паремиях, а также при описании значений паремий. Контекстный анализ используется при анализе многозначных паремий, выделении их смыслов в контекстах, взятых из произведений русской литературы. Метод тезаурусного описания используется при реконструкции представлений о Доме в русских паремиях.
Слайд 5
Дом - строение для житья; в городе, жилое строенье; хоромы; в деревне, изба со всеми ухожами и хозяйством. Крестьянский дом, изба; южн. хата; княжеский и вообще большой, вельможеский, палаты, дворец; помещичий, в деревне, усадьба; маленький и плохонький, хижина, лачуга; врытый в землю, землянка «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля:
Слайд 6
1) Дом - Династия, род 2) Дом - Жилое (или для учреждения) здание 3) Дом - Место, где живут люди, объединенные общими интересами, условиями существования 4) Дом - Свое жилье 5) Дом - Семья, люди, живущие вместе, их хозяйство 6) Дом - Учреждение, заведение, обслуживающее какие-нибудь общественные нужды.
Слайд 7
1. Жилое здание, строение. 2. Жилое помещение, квартира. 3.Семья, люди, живущие вместе, одним хозяйством. 4. Хозяйство отдельной семьи. 5. Учреждение, имеющее культурное значение и посвященное памяти какого-н. исторического деятеля или события (офиц.). 6. Заведение, предприятие. 7. В детских играх, основанных на преследовании (пятнашки, прятки ) - место, где по правилам игры нельзя преследовать. «Толковый словарь русского языка» Д.Н. Ушакова:
Слайд 8
Семья. Дома и солома съедома ( в родном доме все мило, все радует). Дома и стены помогают ( в трудную минуту человек всегда приходит домой, т.к. любую беду легче перенести в родных стенах). На стороне добывай, а дому не покидай (побывав где-то далеко, заработав деньги, человек всегда должен возвращаться в свой дом).
Слайд 9
Домашнее хозяйство . Без хозяина дом – сирота ( дом постоянно требует забот). Домом жить, не разиня рот ходить (в едение дома отнимает много сил). Дом невелик, да и лежать не велит ( если твой дом и мал, он все равно требует постоянной заботы) .
Слайд 10
Человек – хозяин дома. Всякий дом хозяином держится (в любом доме есть хозяин, который следит за порядком). Дом хорош, да хозяин не гож (бывает, что строение большое добротное, а хозяин никуда негодный). В каждой избушке свои погремушки (в каждом доме свои ценности).
Слайд 11
Атмосфера в доме. Каково кому на дому, неведомо никому ( чужой дом всегда- загадка. Никто не знает, что в нем происходит). Каково на дому, таково и самому ( в доме мир и благополучие, то и на душе спокойно). Фабричную взять – дома не собрать (дома не будет порядка, если жена неумеха).
Слайд 12
Достаток в доме . Полон дом, полон и рот. ( если в доме есть достаток, то голодным никогда не останешься). Мило тому, у кого много всего в дому. (радостно и приятно, когда в доме достаток). Счастье приходит в дом, где слышен смех. (хорошо в доме, наполненном радостью).
Слайд 13
Забота о доме. Дома сидеть, ничего не высидеть. ( если сидеть дома сложа руки, то достаток в дом не придет). Чужим умом не сколотишь дом. (посторонние советы не всегда помогают). Муж — дому строитель, нищете отгонитель. (благополучие дома зависит от мужчины).
Слайд 14
Дом как знак Родины. Если зажечь лампу в чужом доме, твой дом не осветится (у тебя на родине не будет спокойно, если ты на чужбине). Хорошо на Дону, да не как в дому ( хорошо там, где нас нет) Не радостен чужой обед, как своего дома нет (чужбина не согреет лучше родного дома) .
Слайд 15
Реципиенты учащиеся 1-11 классов (всего 110 чел.) 5-7 классы 50 учащихся 1-4 классы 35 учащихся 8-11 классы 25 учащихся
Слайд 16
1-4 классы: Когда дом сгорел, то человек горько плачет. 5-7 классы: Больше всего плачут бомжи, у них нет дома. 8-11 классы: Если человек остался без родины, то ему очень тяжело. Горе тому, кто плачет во дому, а вдвое тому, кто плачет без дому
Слайд 17
Без хозяина дом- сирота 1-4 классы: Если нет хозяина в доме , он пустой , неуютный. 5-7 классы: Хозяин следит за домом, а без него в доме одиноко. 8-11 классы: Дом, как ребенок: ему нужен уход , забота, теплота.
Слайд 18
Фабричную взять – дома не собрать 10 реципиентов в возрасте 12-15 лет дали следующие толкование: Гулящую взять, порядка в доме не будет
Слайд 19
Без хозяина дом - содом 1-4 классы: 5-7 классы: 8-11 классы:
Слайд 20
В каждой избушке свои погремушки. 1-4 классы: В каждом доме свои вещи (Келямова Э. -1 кл.) В каждом доме свои традиции (Журавлева И. -4 кл.) 5-7 классы: В каждой семье своя жизнь (Солунов С. – 7 кл.) В каждом доме свои особенности (Азаров Р) 8-11 классы: В каждой семье свои правила и обычаи (Воропай Д. -11 кл). Не нужно командовать в чужом доме (Бахматова А. – 8 кл.) Каждый дом по-своему обустраивается (Пожидаева Д. – 9б кл.)
Слайд 21
Дома и солома съедома (если дома нет еды можно и солому съесть; дома вся еда вкусная) Мило тому, у кого много всего в дому ( хорошо тому человеку, у которого дома много вещей; если много всего в доме, то это радует душу, а если один диванчик или лампа – плохо) Чужим умом не сколотишь дом (лучше строить дом самому; при выборе строителей для дома, ориентируйся на своих)
Слайд 22
Заключение: Мы пришли к выводу о перспективности дальнейшего изучения русских пословиц и поговорок с целью выявления роли, которую паремии способны выполнять в текстах разной функциональной направленности. Нам кажется полезным изучение личного паремиологического фонда отдельно взятой языковой личности в целях выяснения главных тенденций функционирования паремий в сопоставлении с устойчивыми фразами некоторых иных, близких к ним типов современной речи.
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Композитор Алексей Рыбников
Мост из бумаги для Киры и Вики
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Сказка про Серого Зайку