Исследовательская работа по обществознанию
Вложение | Размер |
---|---|
anastasiya_belous_10b.docx | 88.28 КБ |
Департамент образования города Москвы
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением информационных технологий № 1368»
Юго-западный округ
Тема работы «Стереотипы русских о немцах»
Автор Белоус Анастасия Григорьевна
10 класс
Руководитель: Кондратьева Лариса Николаевна
Учитель истории и обществознания
Москва 2015 год
Оглавление_________________________________________________
Вводная часть, актуальность, цель, задачи, методы исследования, гипотеза
2.1. Теория и история вопроса….…………………………………………………....4-7
3.1. Анализ литературы……………………………………………………………….8-10
4.1. Социологическое исследование…………………………………………….11-12
5.1. Выводы………………………………………….……………………………………..13
6.1. Список литературы…………………………………………………………………14
Вводная часть:
Долгие века такого понятия, как ментальность, не существовало.
В современном мире ситуация меняется: идет накладывание «штампов», общество становится более мобильным, укореняются стереотипы. Ментальность является частью миропонимания. Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи. Много в них исторически обусловленного, соответствующего национальным вкусам, образу жизни, климатическим условиям. Однако само мышление, по данным исследователей, складывается по-разному в разные эпохи и у различных народов. Актуальность:
В наше время актуально разрушить стереотипы о том, что историческая ментальность нации не равняется каждому человеку. Из-за просмотров современных фильмов, реклам, книг и т.д. складываются стереотипы, которые мешают взаимодействию. Психологическая точка зрения одних наций на другие должна поменяться на реальную.
Цель:
Изучить стереотипы менталитета и опровергнуть ментальность стереотипов стран и культурных особенностей. Также анализ слабого межнационального взаимодействия и мобильности общества.
Задачи:
Методы исследования
1) Критический анализ специальной литературы
2)Изучение терминологии
3)Изучение литературы по данному вопросу
4)Социологический срез
5) Прогнозирование ситуации
6) Выводы
Гипотеза:
Выдвинутая в нашем исследовании гипотеза состоит в том, что развитие русских стереотипов о немцах в качестве единиц ментально-культурного комплекса может привести к ослабеванию межнациональных взаимосвязей .
Немцы жили в России еще задолго до планового переселения немецких крестьян. Уже в средние века купцы немецкой Ганзы селились на севере России в Новгороде.
До царя Алексея Михайловича иностранцы селились в Москве близ Спаса в Наливках и в других местах, но, по повелению государя для иностранцев отведено было место, которое стало называться Немецкой слободою, сыгравшей важную роль в годы молодости Петра I. Здесь построены были кирки и костелы и возник центр новых веяний, кои при Петре I привели к ряду преобразований по западным образцам. В XVIII в. в России реформы Петра I увеличивают количество прибывших в Россию иностранцев. Они получают большие привилегии.
Именно в это время отношение к «немцу» становится двойственным: с одной стороны, его оберегает и ценит государство, с другой - он остается чужеродным телом в России, привносит свои нравы и обычаи. Наиболее яркое проявление иноземной службы – служба военная. Ещё в ХVII в. в период возвышения Русского государства и упадка и разорения Германии немцы массово приезжают в Россию, образуя вербованные “полки нового строя” - солдатские, рейтарские, гусарские. В эпоху Петра I, благодаря немецкому влиянию в России, в армейский обиход вошли немецкие военные термины. В российском военном лексиконе прочно закрепились такие слова как ефрейтор, капрал, ротмистр, гауптвахта и др.
Имело место широкое использование Петром I немцев при проведении денежной реформы (создание переселенцами из германских государств монетных дворов), в медицинском обслуживании, в организации торговли и ремесел. Однако социальный статус немецких переселенцев нигде не был особо оговорен. Приехав в Россию, они должны были интегрироваться в российское общество.
На Руси всех чужеземцев называли “немцами. В послепетровское время, как и при Петре I, немцы продолжали играть роль в развитии экономики, науки и культуры России. Например Российская Академия Наук была преимущественно немецкой. В 1725–1799 годах из 111 академиков для 71 немецкий был родным языком. Среди первых Президентов Академии – четверо, Блюментрост, Кайзерлинг, Корф и Бревен, были немцами.
В ХVIII - ХIХ вв. русско-немецкие связи были настолько тесными во всех областях и сферах государственной, общественной, культурной жизни, что немецкое происхождение считалось вполне нормальным явлением.
Мысли об организации колоний, или по-другому проекты обживания малонаселенных территорий нашей страны возникали еще при императрице Елизавете Петровне.
22 июля 1763 г. Екатерина II подписала манифест «О дозволении всем иностранцам, въезжающим в Россию, селиться в разных губерниях по их выбору, их правах и льготах».
В нем императрица обещала свободное отправление веры. Кто селился в необжитых землях, освобождались от налогов на 30 лет, в других областях – от 5 до 10 лет. Переселенцы освобождались от военной и гражданской службы. Все отведенные колонистам земли передавались им на вечные времена как общинная собственность, им предоставлялось право на общинное самоуправление. Они непосредственно подчинялись Престолу. Власти заверили переселенцев в том, что они в любое время могли покинуть царскую империю. Колонисты не были крепостными, они были свободны. Позднее Павел I и Александр I закрепили и расширили привилегии колонистов.
Манифесты были переведены на разные языки и распространены через напечатание в газетах. Российскими властями была организована устная агитация, для чего в Ульме и Франкфурте-на-Майне были учреждены должности комиссаров.
Всего с 1763 по 1766 гг. в Россию было перевезено более 30000 человек.
Немцы в России, в отличие от переселенцев в США или в Канаде стремились оставаться немцами. Они с самого начала строго соблюдали свои религиозные обряды, берегли свой язык, свои национальные традиции (народные песни и народное творчество, музыку, национальные костюмы и обычаи), заботливо передавали их последующим поколениям. Это помогло им на протяжении более двух веков сохранить свою национальную самобытность и противостоять ассимиляции.
Одной из главных задач правительства при переселении в Россию колонистов из Западных стран было развитие земледелия. Появилась и собственная колонистская промышленность. В начале XIX века развивалось мучное производство на водяных мельницах, маслобойная промышленность, изготовление сельскохозяйственных орудий труда, производство шерстяной материи и сурового полотна.
Промышленное ткачество в немецких колониях Поволжья стало развиваться в Сарепте, отчего и произошло название местной ткани — сарпинка.
Во II половине XIX века среди русского дворянства, политиков и интеллигенции стала возрастать неприязнь к немцам в России, ко всему немецкому. Франко-прусская война и образование Германской империи послужили толчком к отмене в 1871г. данных при поселении «на вечные времена» прав и привилегий. В 1874г. на немцев была распространена всеобщая воинская повинность. Началась эмиграция немцев в Америку. До 1912г. выехало около 300 тысяч. Новая волна эмиграции пришлась на 1918г. В двадцатых годах выехало около 150-200 тысяч человек.
В годы первой мировой войны ненависть к немцам в России резко усилилась. В общественных местах не разрешалось говорить по-немецки, проповедь на немецком языке была запрещена, общественные собрания немцев были запрещены. В Москве 27 мая 1915г. был организован немецкий погром.
2 февраля и 13 декабря 1915г. правительством был принят Закон о ликвидации землевладения и землепользования. Около 200 тысяч полностью разоренных волынских немцев были высланы в Сибирь.
В годы Советской власти преследования в отношении немцев резко усилились. В 1921/24гг. и в 1932/33гг. впервые за всю историю среди российских немцев разразился голод.
В 1918г. была образована «Трудовая Коммуна Немцев Поволжья», которая в 1924г. Стала «Автономной Советской Социалистической Республики немцев Поволжья» (АССР НП). Ее часто официально называли «сталинским цветущим садом», т.к. по темпам внедрения современных методов производства она занимала ведущее место в ССССР. С небывалым размахом развивалась промышленность, сельское хозяйство, культура. В республике была большая сеть школ, 11 техникумов, 5 высших учебных заведений, 3 рабфака, 20 домов культуры. Выходило 20 местных и 5 областных газет. За жителями всех замкнутых немецких поселений признавались права культурной и административной автономии (преподавание в школах на немецком языке, немецкий язык в органах самоуправления и судопроизводстве). Но уже в 1938/39 учебном году все школы были переведены на русский язык или украинский язык, а в 1939г. упразднены немецкие районы. В 1929/31 гг. были закрыты все церкви, богослужения запрещены. Еще до начала Великой Отечественной войны немцы были лишены всех прав национальных меньшинств.
По мере обострения отношений между СССР и Германией ухудшалось и отношение к советским немцам.
Немцы были первой этнической группой, коллективно высланной после начала второй мировой войны. По данным переписи 1939г., в СССР проживали 1427000 немцев, это были по большей части потомки немцев, призванных Екатериной II , тоже родившейся в Германии, на жительство в Россию.
Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» от 28 августа 1941 года. Согласно этому закону, все немецкое население Автономной республики немцев Поволжья, районов Саратова и Сталинграда должно было быть выслано в Сибирь и Казахстан.
С 1945г. существование немцев в Советском Союзе замалчивалось. О них не писалось ни в газетах, ни в журналах, ни в книгах, не говорилось в выступлениях и радиопередачах. Не было переписки с родственниками на Западе.
13 декабря 1955г. был издан Указ Верховного Совета СССР «О снятии ограничений в правовом положении с немцев и членов их семей, находящихся на спецпоселении». Была упразднена комендатура, но запрет на возвращение оставался в силе. Не были восстановлены национальные права немцев в СССР.
С конца 1980-х гг. и падения коммунистического режима в СССР, многие этнические немцы эмигрировали в Германию. Они пользовались немецким законом о возвращении, законодательным документом, дающим возможность получения немедленного гражданства Германии тем, кто бы сумел доказать свой статус беженца или репатрианта с немецкими национальными корнями.
Менталитет – это система ценностей, целей и убеждений, зависящая от этнических, социальных, культурных, географических, языковых и т.п. факторов, а ментальность – проявление этих факторов в поведении человека или социальной группы
Первая мировая война ознаменовала собой глубокий разрыв в истории немецкого народа. С нее начались изменения в сознании, которые выразились во всеобщей девальвации ценности мира и в особо уважительном отношении к войне как таковой. Условия Версальского мирного договора укрепили среди населения убеждение в правильности взглядов, которые укоренились в годы войны. Изучение истории нацистской Германии все расширяется и углубляется. Это особенно верно в отношении периода правления Сталина. Однако конспиративизм в целом как явление современной истории и современного сознания пользуется не столь большим вниманием.
Конспиративизм — попытка исследования и классификации объективно существующих или существовавших заговоров, закрытых групп, сект, спецслужб и пр., а также обнаружения информации, которую по тем или иным причинам стараются скрыть от широкой общественности. В России после октября 1917 года и особенно – после прихода к власти Сталина, развитие страны, а вместе с ним и развитие ментальности, пошло по другому пути.
Основополагающим звеном в переходе от русской ментальности к советской было изменение отношения к религии. Это приводит к конфликту; церковь объявляется оплотом контрреволюции. Советское правительство пытается привлечь часть духовенства на свою сторону и одновременно стремится к ликвидации Московской патриархии. Становление советской ментальности происходило в условиях духовного кризиса.
Социальная мобильность – изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Резко ограниченная в кастовом и сословном обществе, социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального общества.
Национальный характер - это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт нации, определяющих привычную манеру поведения и типичный образ жизни людей, их отношение к труду, к другим народам, к своей культуре.
Национальные привычки - сформировавшиеся в ходе исторического развития этнической общности устойчивые способы действий, стереотипы поведения и образа жизни людей.
Россию и Германию объединяет давняя совместная история. Трагические события на протяжении всего ХХ века – войны, революции, гибель огромного количества людей – доказали, что именно культурными особенностями определяется деятельность страны, народа.
Население России у нас считается общительным и гостеприимным. Россию связывают с богатой литературной и музыкальной культурой.
В России считают, что немцы точны, пунктуальны и аккуратны, а "сделано в Германии" для многих остается символом качества. Непростая история наших стран не смогла переломить взаимное тяготение - мы все чаще слышим немецкую речь на улицах российских городов, россияне все чаще путешествуют по Германии.
Проблема накладывания штампов и распространение стереотипов о ментальности очень актуальна в современном мире и распространена не только в России, но и по всему миру. Именно эти неверные предположения о ментальности мешают взаимодействовать людям.
Понятие «коллективных ментальностей» использовалось французским политиком и историком А. де Токвилем, автором книги Демократия в Америке (1835), стремившемся отыскать первопричины предрассудков, привычек и пристрастий, распространенных в обществе.
Термин «ментальности» был введен французским этнологом и социоантропологом Л. Леви-Брюлем (1857–1939), изучавшим мышление и «коллективные представления» (или «ментальности»).
Понимание понятия «ментельностей» связывают с именем немецкого мыслителя-неокантианца Э.Кассирера (1874–1945). Он подчеркивал, что виды менталитетов можно систематизировать по способам восприятия окружающего мира.
Французский психолог Г.Бутуль полагал, что ментальности – как совокупность идей и интеллектуальных установок – находится между человеком и воспринимаемым им миром «как призма» .
Свойства русского менталитета:
Свойства русского менталитета непонятны европейцу, создают России ореол таинственности, загадочности, непостижимости. Для нас самих Россия остается неразгаданной тайной. Ф.И. Тютчев сказал о России:
Умом Россию не понять, |
Русский писатель И.А. Ильин сказал, что «… русская лень (обломовщина) распространена во всех слоях народа. Мы ленимся выполнять работу не строго обязательную. …» Частично «обломовщина» выражена в неточности, опаздывании (на работу, в театр, на деловые встречи).
Видя бесконечность своих просторов, русские смиряются с мыслью, что овладеть такой ширью все равно невозможно. И.А. Ильин говорил: «Россия одарила нас огромными природными богатствами — и внешними, и внутренними». Русский человек считает эти богатства бесконечными и не бережет их. Это порождает в нашем менталитете бесхозяйственность. Нам кажется, что у нас всего много. И далее, в своей работе «О России» Ильин пишет: «От чувства, что наши богатства обильны и щедры, в нас разлита некая душевная доброта, некое органическое, ласковое добродушие, спокойствие, открытость души, общительность... всем хватит, и еще Господь пошлет». В этом кроются корни русского великодушия.
«Природное» спокойствие, добродушие и великодушие русских совпали с догмами православной христианской морали. Смиренность в русском народе и от церкви. Христианская мораль, веками державшая всю российскую государственность, сильно повлияла на народный характер. Православие воспитало в великороссах духовность, всепрощающую любовь, отзывчивость, жертвенность, душевную доброту.
Первичность души, ее свободы — ключ к постижению “таинственной” русской души.
“Запад, — пишет В.Шубарт (немецкий философ (5.8.1897–15.9.1942), бежал из нацистской Германии в Ригу ) , — подарил человечеству наиболее совершенные формы техники, государственности и связи, но он лишил его души. Задачей России является вернуть ее людям. Именно Россия обладает теми силами, которые Европа утратила или разрушила в себе”.
Эта особенность русского народа, обнаруживает его крайне противоречивый, даже полярный национальный менталитет. Об этом писали почти все русские философы:
“В жизни каждого народа, — писал Н.О.Лосский, — воплощены пары противоположностей, и их особенно много среди русских людей”. Н.А.Бердяев более определенно настаивал на том, что нет другого такого противоречивого народа, как русский, на Земле. И.Ильин основное противоречие русского национального характера видел в том, что “он колеблется между слабохарактерностью и высшим героизмом”.
Сложность русской души Н.А.Бердяев, например, связывал с тем, что “в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории — Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира”.
Развитие немецкой культуры и формирование немецкой ментальности:
19 век явился очень важным этапом в немецкой истории, так как Германия достигла национального единства и стала одной из самых экономически мощных и политически сильных мировых держав. В условиях быстрого экономического подъёма, развивались разные области культуры. Вершиной музыкального творчества считаются произведения Л. Бетховена, а литературного - И.В. Гёте.
Первым представителем классицизма в немецкой литературе стал Г. Лессинг (1729 - 1781), который обосновал реалистическую эстетику национальной немецкой литературы. Великими представителями немецкого (Веймарского) классицизма были И.В. Гёте (1749 - 1832), И.Ф. Шиллер (1759 - 1805) и И.Г. Гердер (1744 - 1803). Такое разнообразие во всех направлениях и жанрах искусства поднимает немецкую культуру на очень высокую ступень.
С одной стороны, культура формирует ментальность, а с другой стороны, её степень развитости является выражением ментальности народа. Например, немцы отличаются трезвостью ума, точностью, аккуратностью, последовательностью.
Фридрих Шиллер писал, что «покорность есть первейший долг», и ни один немец не позволит себе в этом усомниться. Это полностью соответствует их представлениям о долге и порядке. Поэтому немцы предпочитают не нарушать даже те правила, которые сильно осложняют им жизнь, руководствуясь принципом, что всё, что не разрешено - запрещено.
Немцы гордятся своей работоспособностью, организованностью, дисциплиной, опрятностью и пунктуальностью. Ведь из этого складывается порядок (Ordnung), который чтит каждый немец: «Ordnung muss sein», - что означает: «Порядок превыше всего».
4.1. Социологическое исследование
Для того чтобы проверить совпадает ли представление русских о немецком менталитете с представление немцев о самих себе я провела социологический опрос людей в возрасте с 18 лет – до 50 лет.
По данному вопросу мнение русских о немцах с мнением немцев о себе совпадают на 90%.
2. Как вы считаете, немцы пунктуальны (никогда не опаздывают)?
По данному вопросу 55% русских мнений совпадают с представлением немцев о себе.
3. Считаете ли вы немцев романтиками?
По данному вопросу немцы считают себя романтиками, тогда как 80% русских не считают их такими.
По данному вопросу 95% русских знают великих немецких композиторов.
По данному вопросу 70% хотели бы узнать о культуре Германии.
5. Выводы
Анализируя свою работу можно сделать выводы:
http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/sociologiya/MENTALNOSTI_MENTALITET.html
http://www.kazedu.kz/referat/157770
http://knowledge.allbest.ru/languages/2c0b65635b2bc68b5d53b88521206d36_0.html
Загадка Бабы-Яги
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Ребята и утята
Две лягушки
Простые летающие модели из бумаги