: В современном модернизирующемся российском обществе духовно-нравственные ценности значительно утратили значение в связи со сменой ориентиров в пользу материальных. Одной из причин кризиса является утрата таких чувств, как долг, уважение к традициям своего народа, самопожертвование. Основой этих личностных качеств в первую очередь является патриотизм. Необходимость воспитания патриотизма особо остро ощущается в сегодняшнее время, когда фальсификация истории, обусловленная политическими, идеологическими и подчас даже финансовыми причинами, внушает сомнения о действительности исторических событий, что в итоге порождает информационный шок в связи с резкой переменой общепринятых и научно обоснованных взглядов — шок, способствующий манипуляции общественным сознанием.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.26 КБ |
Районная научно-практическая конференция
«Великая Победа»
Доклад
«Сравнительный анализ системы ценностей «Детей войны» и современной молодёжи»
Автор: Хаймчикова Туяна
Научный руководитель: Шоноев Тимур Иванович
Место выполнения работы: МБОУ «Сосново-Озерская СОШ №2», республика Бурятия
2015 год
Оглавление
Введение
Заключение
Введение
Актуальность: В современном модернизирующемся российском обществе духовно-нравственные ценности значительно утратили значение в связи со сменой ориентиров в пользу материальных. Одной из причин кризиса является утрата таких чувств, как долг, уважение к традициям своего народа, самопожертвование. Основой этих личностных качеств в первую очередь является патриотизм. Необходимость воспитания патриотизма особо остро ощущается в сегодняшнее время, когда фальсификация истории, обусловленная политическими, идеологическими и подчас даже финансовыми причинами, внушает сомнения о действительности исторических событий, что в итоге порождает информационный шок в связи с резкой переменой общепринятых и научно обоснованных взглядов — шок, способствующий манипуляции общественным сознанием. Попытки фальсификации истории России, как правило, связаны с текущими политическими и материальными интересами тех или иных заинтересованных сил и призваны способствовать обоснованию материальных претензий к Российской Федерации под видом компенсации за якобы нанесенный когда-то ущерб. Важнейшим средством преодоление фальсификации и мифологизации истории является расширение источниковой базы, обеспечение доступности исторических источников, включая документы органов власти и управления, воспоминаний очевидцев событий. Одной из форм борьбы с извращением истории является патриотическое воспитание младших поколений. Большую помощь в решении данной проблемы могут оказать живые свидетели исторических событий. Мы решили обратиться к воспоминаниям «детей войны», так как они могут внести определяющую роль в формировании личностных ориентиров школьников.
Цель: исследование преемственности морально-нравственных ценностей в российском обществе.
Задачи:
- по воспоминаниям ветеранов-детей войны изучить роль нравственных ориентиров в системе их ценностей
- провести опрос среди старшеклассников для определения реальной ситуации в области духовно-нравственного развития
- сделать анализ результатов исследования для установления объективной ситуации в области преемственности морально-этических качеств личности
Объект исследования: учащиеся старшей школы и ветераны села Сосново-Озерское, детство которых пришлось на годы войны
Предмет исследования: состояние духовно-нравственного развития молодого поколения
Методологическая основа и информационная база исследования. В процессе работы автором использовались методы научного познания: исторический, сравнение, анализ и синтез. Среди социологических методов применялись наблюдение, анкетный опрос, интервьюирование.
Практическая значимость исследования. Результаты могут быть использованы в оценке состояния духовно-нравственных идеалов молодёжи в селе Сосново-Озёрское.
1.Война глазами детей.
В своем исследовании мы опирались на воспоминания жителей нашего села, детство которых пришлось на годы войны. Мы отобрали, на наш взгляд, наиболее точно описывающие то тяжелое время. С тремя респондентами провели глубокое интервьюирование.
Семенова Татьяна Хрисантьевна родилась в 1935 году в селе Новая Брянь Заиграевского района: «Когда началась война, я была совсем маленькой, а было мне 6 лет. Отца забрали на фронт, где он и погиб. Мать осталась с четырьмя детьми. Жили в военные годы плохо, в школу пошла в 9 лет - нечего было одеть. Семье выдавали на день 300 грамм хлеба. Иногда приходилось продавать свой хлеб, чтобы купить отруби, раньше их называли «малоценка». Так как жили в городе, мать ходила на поле собирать колоски после уборки урожая. До войны отец работал в военном парке, оттуда тоже шла небольшая помощь семье. Так же за городом давали 5 соток земли, на которой садили мешок картошки. Семилетней девочкой все еще ходила в детский сад, потому что там кормили.». В 1951 году после 7 класса Татьяна Хрисантьевна поступила в медицинское училище, а в 1955 году по направлению едет в село Исинга, где проработала 25 лет заведующей больницей.
Тышкенов Сергей Иванович родился в 1931 Иркутской области Аларском районе. Рано остался сиротой, из шестерых детей он был младшим. Братья Ринчин, Михаил в Приморье. А на плечи 11-летнего мальчика легли тяжелый, изнурительный труд и одиночество.
Тышкенова Елена Васильевна родилась в 1930 году в селе Ныгда Аларского района Иркутской области. В 6 лет осталась сиротой: «Тяжело было вдвойне. Чтобы получить кусок хлеба, помогала взрослым, нянчила детей…, работала в колхозе, на огороде. »
Интересный материал предоставила нам Вахрамеева Екатерина Филипповна, которая испытала все тяготы фашисткой оккупации в Курской области.
Вахрамеева Екатерина Филипповна родилась в 1933 году в селе Малая Локня Курской области. Когда началась война ей было 8 лет, сестре 13 лет, а брат родился в декабре 1941 года. Из воспоминаний: «Отец сразу ушёл на фронт. А в ноябре 1941 года немцы заняли деревню, так до 8 марта 1943 года мы жили под дулом автомата. Немцы поделили землю, установили свой порядок, назначали десятских, старост. Мама с сестрой работали на немцем: обрабатывали землю, выращивали овощи… Многого тогда я не понимала, но события того страшного времени сохранились в моей памяти на всю жизнь… самое страшное - Курская битва. Мы целое лето просидели в подвалах. Деревня находилась рядом с железной дорогой, поэтому советские войска в 1943 году сосредоточили свои силы там. Как только советский эшелон выходил, немцы начинали бомбить самолетами ». Екатерина Филипповна в 1955 году закончив Суджанский учительский институт, по направлению приехала в Еравну, где проработала в школе 50 лет.
Общее что объединяет воспоминания респондентов - это очень тяжелые условия жизни: голод, боль, тревога, постоянный страх, но так же все они были глубоко уверенны в победе над фашизмом.
Из качественных методов мы использовали интервьюирование с Шоноевым Иваном Софроновичем, Егоровой Розой Алагуевной и Аюшиной Дулмой Базаровной.
Шоноев Иван Софронович: «…как началась война я помню плохо. Мы жили в Эгите. Потом отца отправили в горный Окинский район, первым секретарем райкома. Ему дали «бронь» как руководителю. Мама и мы, 4 детей приехали позже. В школу пошел уже в Орлике. Особенно запомнилась обстановка всеобщей беды. Постоянно в школе, кому-нибудь приходили похоронки, мы тогда не понимали всего горя, которые приносили эти письма. Отец несколько раз писал заявления об отправке на фронт, но ему отказывали. Хорошо помню, когда в школе объявили, что жители Оки получили благодарственное письмо от Сталина за сбор средств на самолет. Потом благодарили и нас октябрят и пионеров, так как мы тоже участвовали во всенародной помощи фронту, помогали в сборе теплых вещей, помогали мять шкуры на полушубки. Потом я уехал в бурятский школу-интернат. В городе, конечно, людям жилось полегче, чем в далекой Оке. Мы выступали с концертами в госпитале, на ЛВРЗ…
…Пионерские, комсомольские организации работали под руководством партии. Патриотическое воспитание выделить как-то отдельно не могу. Думаю, что само время воспитывало нас в любви к Родине, в ненависти к ее врагам…
Хорошо помню День Победы. Какими сильными, красивыми, молодыми были фронтовики. В орденах, медалях. И почему-то не могу вспомнить ни одного хвастливого, нескромного фронтовика. Все они были очень скупы в своих воспоминаниях. Но друг друга понимали с полуслова. И в общении друг с другом, когда заходила речь о войне, перебрасывались короткими только им понятными фразами и замолкали.
Современная молодежь, по-моему, не хуже нас, просто их часто обманывают по телевизору, по Интернету, многое зависит от среднего поколения, смогут они объяснить молодым где правда, а где ложь, тогда все будет хорошо для страны и для людей, а не смогут, тогда будущего у нас не будет.
В Пионерии и Комсомоле вижу только положительное. Надо брать с них пример и создавать современные детские и молодежные организации».
Егорова Роза Алагуевна: «…когда отец ушел на фронт не помню. Брат ушел служить в армию еще до войны, так с нее и не вернулся. Зато помню, как ждали отца. Запомнилась тяжелая атмосфера ожидания. Каждого почтальона ждали и с нетерпением, и со страхом. В школу пошла уже к концу войны. Но хорошо помню, как мои старшие сестры Нина и Юлия уходили на озеро на рыбалку. Парни-старшеклассники, занимались подледным ловом, рыбу бросали прямо у лунок, а вечером бригадир на санях объезжал и собирал улов. Никто, в то время, не смел воровать рыбу. Девочки работали на обработке рыбы. Помню, как сестры, пешком, из Гарама катили через озеро санки с щучьими головами. До сих пор люблю щучьи головы. На завтрак ели кусочек лепешки из самодельной, грубого помола, муки и стакан разбавленного водой молока.
О патриотизме нам никто на говорил, ни в школе, ни дома. Любовь к Родине, к своему народу в нас воспитала сама жизнь. Мы становились октябрятами, пионерами, комсомольцами естественно, не подозревая, что может быть по-другому. Героями для нас были молодогвардейцы, Зоя Космодемьянская. Как-то моя младшая сестра Зина, провинилась (свинья зашла, по ее недосмотру, в сени и съела весь обрат, лишив всю семью творога, арсы) мать наказала ее, но сестра за всю экзекуцию не пролила ни слезинки, лишь выкрикивала «Я, не заплачу, я Зоя Космодемьянская!» .
Так же мы провели интервью с моей бабушкой Аюшиной Дулмой Базаровной. Моя бабушка родилась в 1938 году в с. Исинга Еравнинского района. Когда началась Великая Отечественная Война ей было всего 3 года, но она очень хорошо помнит то, как ее отец уходил на фронт. В тот военный год родился её младший брат Санжай Ешеевич. По воспоминаниям моей бабушки ее маме приходилось работать вдвойне, чтоб прокормить двоих детей: «Тыловики помогали фронту: выращивали пшеницу, вязали теплую одежду. Много работы выполнялось вручную, в основном работали женщины и дети. Страшного было мало, так как военные события проходили в западной части России, поэтому трудились много-много во благо родины. Все для фронта, для защиты Родины. Сильно не голодали, потому что держали скот, ловили рыбу. Уже в мае 1945 года возвращались отцы и братья моих сверстников, но мы так и не дождались своего отца. Когда наступила мирная жизнь - лучше стало житься. Я была и Пионером, и комсомолом. Главной задачей для нас было – учиться, трудиться для того чтобы страна расцветала. Ведь каждый советский человек участвовал в судьбе страны. Мы всё видели, всё пережили, и голод, и холод. Не думала я, что проживу столько лет. Слава богу, как хорошо теперь мы живём».
Для ветеранов патриотизм являлся смыслом жизни, он был естественен, как воздух. Однако, все ветераны обязательно упоминают в своих воспоминаниях детские организации, которые, по нашему мнению, сыграли большую роль в воспитании патриотизма советских детей. Хотя, современные теоретики утверждают детские организации были частью тоталитарного государства, тем не менее они выполняли очень важную функцию воспитания гражданственности и любви к Родине. Этот опыт, по нашему мнению, мог бы оказаться ценным и в современной России.
2. Современная молодёжь о войне, о счастье, о патриотизме
Качественные методы исследования непосредственно характеризуют их носителей, позволяют получить целостное впечатление о реальной ситуации и позволяют раскрыть значения социального явления, количественные показывают, насколько интенсивно оно представлено в общественной жизни.
Для получения количественных данных мы провели анкетирование среди учащихся старших классов нашей школы и «Детей войны».
Из качественных методов исследования были использовано включенное наблюдение. Объектами исследования стали учащиеся старшей школы интересовали нас как субъекты, вступившие в этап вторичной социализации, как люди активно входящие в жизнь, от позиций которых во многом зависит будущее народа и страны.
Такие методы как, наблюдение и включенное наблюдение, подразумевают взгляд с близкого расстояния на жизненный мир индивидов:
Результаты ответов 30 респондентов – учащихся и 6 ветеранов на вопрос «Что, по вашему, значит «Счастье»?», %
Таблица 1
Ценность | Старшее поколение | Младшее поколение |
Мир во всем мире | 100 % | 29% |
Семья | 100 % | 35% |
Друзья | 0% | 57% |
Здоровье | 100% | 0% |
Материальное благополучие | 0% | 3% |
Некорректные ответы | 0% | 10% |
Согласно данным таблицы № 1 под словом «Счастье» как и респонденты ветераны, так и учащиеся подразумевают больше духовные ценности, нежели материальные. Если говорить о некорректных ответах, то нас удивили некоторые из них, например «победа в компьютерной игре». Современная молодёжь в этом смысле сохраняют преемственность в ценностных ориентациях, то есть духовные преобладают над материальными ценностями.
Результаты ответов 30 респондентов – учащихся и 6 ветеранов на вопрос «Были ли счастливы ваши ровесники в годы войны»?», %
Таблица 2
Старшее поколение | Младшее поколение | |
Да | 33 % | 26% |
Нет | 76 % | 74% |
Вполне естественным является, что большинство респондентов обеих групп оценивают военное время, как несчастливым, хотя примерно треть считают, что военное время было счастливым. Это мы объясняем личностным отношением к понятию счастье. Несмотря на тяготы военного времени «Дети войны» были молоды, здоровы, для них было все еще впереди.
Результаты ответов 30 респондентов – учащихся и 6 ветеранов на вопрос «Испытывали ли вы чувство голода»?», %
Таблица 3
Старшее поколение | Младшее поколение | |
Да | 84% | 28 |
Нет | 16% | 72% |
Ответы на этот вопрос показали, что молодое поколение не знает, что такое чувство голода, либо знают его теоретически. У старшего поколения голод ассоциируется с куском лепешки, ухой из щучьих голов, а у молодых больше с болью в животе, хлебом и водой.
Результаты ответов 30 респондентов – учащихся и 6 ветеранов на вопрос «Готовы ли вы к самопожертвованию ради Родины, Отечества»?», %
Таблица 4
Старшее поколение | Младшее поколение | |
Да | 100% | 89% |
Нет | 0% | 11% |
Мы вполне ожидали, что среди представителей молодого поколения будут те, для которых самопожертвование ради Родины окажется чуждым понятием. И вполне естественного, что 100 % старшего поколения, воспитывавшееся в духе патриотизма готовы к самопожертвования. Но тот факт, что абсолютное большинство молодёжи так же готовы к подвигу во имя Отечества говорит о том, что преемственность в выборе ценностных ориентиров сохраняется. И это внушает определенный оптимизм.
Результаты ответов 30 респондентов – учащихся и 6 ветеранов на вопрос «кто из литературных героев, по вашему мнению, настоящий патриот»?», %
Таблица 6
Старшее поколение | Младшее поколение | |
Тарас Бульба | 21 % | |
Сотников | 5 % | |
«Молодая гвардия» | 26% | 5 % |
Петр Гринев | 10 % | |
Не знаю | 53 % | |
Зоя Космодемьянская | 42% | 5% |
Алексей Маресьев | 32% | 0 % |
Данные таблицы показывают, что традиционные литературные образы патриотов значительно изменились. Молодое поколение во многом подверженное влиянию массовой культуры поэтому герои-патриоты отличаются от героев старшего поколения. Прежде всего это связано с распространением стереотипов посредством школьного курса. Но нас тревожит то, что большинство (53%) молодых не смогли определиться с идеалом патриота. Это грозит тем, что это вакуум заполнят лжегерои, навязанные коммерческой массовой культурой.
Результаты ответов 30 респондентов – учащихся и 6 ветеранов на вопрос «Какие современные песни несут патриотический смысл»?», %
Таблица 7
Старшее поколение | Младшее поколение | |
Песни из репертуара группы «Любэ» | 47% | |
Гимн России | 16 % | |
«Берега России» | 5% | |
Таких песен нет | 100% | |
Не знаю | 31 % |
Ответы на этот вопрос оказались для нас неожиданными. Старшее поколение признало, что не знаю и не слушают песни современной эстрады, поэтому для них по-настоящему патриотичными остаются только песни военных лет и их молодости. Удивительно то, что 16 % молодёжи признали государственный символ нашей страны- как современную песню. Не менее неожиданным оказался тот факт, что 31 % не смог определиться с ответом на данный вопрос. Это мы связывает с тем, что часть молодёжи слушают зарубежную поп-музыку и не обращают внимание на отечественную музыкальную культуру. И это не может не беспокоить и должно послужить поводом для размышлений политикам, деятелям культуры, учителям и др.
Заключение
К сожалению, нам не удалось добиться большей репрезентативности посредством расширения исследовательской базы, то есть привлечь большее количество респондентов. Однако, мы считаем достаточно убедительными имеющиеся данные нашего исследования. Поэтому мы можем прийти к следующим выводам:
Рисуем зимние домики
Загадка Бабы-Яги
Одеяльце
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Знакомимся с плотностью жидкостей