Тема социализации этнических меньшинств в условиях вживания в новую культуру, догоняющей модернизации, когда взаимодействующие культуры воспринимаются субъектами социализации как неодинаково престижные, приобрела в настоящее время небывалую остроту в результате развития ассимиляционных процессов.
Вложение | Размер |
---|---|
2013_bazaron_s.doc | 99 КБ |
Министерство образования и науки РБ
МОУ Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа №2
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
ДОКЛАД
«Традиционная культура и социализация»
Подготовила: Базарон Светлана ученица 9 «б»
Руководитель: Шоноев Тимур Иванович
Сосново-Озерское 2013 год.
План
Введение.
Заключение.
Введение
Тема социализации этнических меньшинств в условиях вживания в новую культуру, догоняющей модернизации, когда взаимодействующие культуры воспринимаются субъектами социализации как неодинаково престижные, приобрела в настоящее время небывалую остроту в результате развития ассимиляционных процессов. С одной стороны, усвоение языка, ценностей другой культуры – это важный фактор успешной социализации, делающий минимальными адаптационные риски при входе в современное общество. Он дает возможность осуществлять социальную мобильность и самореализовываться за пределами традиционного общества. С другой стороны, социальная карьера означает достижение определенных преимуществ ценой частичной или полной утраты родного языка, традиций, ценностей (уважения к старшим, религиозности, экологической культуры). Мы хотим сфокусировать внимание на изучение социокультурной реальности.
Актуальность выбранной темы продиктована сегодняшним положением бурятского народа, которому грозят утрата языка, национальной культуры и, как итог этого утрата этнической идентификации. Но и развиваться дальше как этносу невозможно без вхождения в общероссийскую и мировую культуру. Найти возможность гармоничного развития бурятского и других малочисленных народов в современной цивилизации, без ущерба для национальной уникальности является одной из главных задач ученых, власти, гражданского общества на сегодняшний день. Ведь одной из составляющих успешного развития России и всего человечества было и есть признание уникальности, самобытности культуры, уважение прав и свобод всех народов мира.
Объектом исследования была выбрана наиболее подверженная модернизационным процессам, часть бурятского этноса – молодежь. Мы попытались выявить влияние воспитания подрастающего поколения в духе национальных традиций и обычаев бурят на процессы адаптации этнической молодежи в современном обществе. При этом предметом исследования стали не сами обычаи, традиции, уклад бурят, а именно социологический аспект проблемы. Конкретно, количественные и качественные характеристики социализации бурятской молодежи. Роль воспитанного в молодом человеке уважения к традициям и обычаям, принятых им ценностей в процессах его социализации в российском обществе. Попытка изучить эту проблему определила цель нашего исследования.
Цель: Определение роли традиционной культуры в процессах адаптации бурятской молодежи в современном обществе.
Задачи: - получить научные консультации для проведения исследования;
- провести исследования в разных по подверженности модернизационному влиянию группах бурятской молодежи (городской и сельской);
- для получения объективной картины ситуации использовать различные методы исследования (количественные и качественные);
- провести научно обоснованные выборку и анализ полученных данных для возможности их применения научным и педагогическим сообществами, властными структурами и родителями.
Для проведения исследования было решено использовать количественные и качественные методы исследования. Количественные данные призваны подтверждать или опровергать выдвинутые гипотезы с помощью изучения масштабов явления, его распространенность. Качественные методы исследования непосредственно характеризуют их носителей, позволяют получить целостное впечатление о личности, особенно ее внутреннем мире, и позволяют раскрыть значения социального явления, количественные показывают, насколько интенсивно оно представлено в общественной жизни.
Для получения количественных данных мы провели анкетирование среди старшеклассников республиканского национального лицея - №1 и СОСОШ-№2, т.е. среди представителей городской и сельской бурятской молодежи, окончательно не подвергшейся модернизации.
Из качественных методов исследования были использовано глубинное интервьюирование. Объектами исследования стали люди, социализировавшиеся в советское время и люди, социализирующиеся в современной России. Нашими респондентами были учителя и чиновник, офицер милиции и артист эстрады, студенты-буряты из Санкт-Петербурга, т.е. мы, попытались привлечь тех людей, которые, по нашему мнению, стали успешными. Учащиеся старшей школы и студенты интересовали нас как субъекты, вступившие в этап вторичной социализации, как люди активно входящие в жизнь, от позиций которых во многом зависит будущее народа и страны.
Такие методы как, глубинное интервью и насыщенное жизнеописание, подразумевают взгляд с близкого расстояния на жизненный мир индивидов: конфликты, обычаи, предрассудки, повседневное взаимодействие и т.д. В нем главное внимание уделяется главным образом процессу чувствования и переживания респондентов(3). Таковы в общих чертах методы, с помощью которых мы исследовали проблему социализации бурятской молодежи поставленную развитием человеческой цивилизации.
Понятие социализация личности. Особенности социализации в условиях
полиэтничного общества.
Социализация является предметом исследования различных наук, в связи с этим существует несколько подходов для изучения этого процесса. Современная Россия и Бурятия, в частности, представляют собой сложное полиэтничное, поликультурное, многоконфессиональное общество, поэтому для изучения нашей проблемы оптимальным, по-нашему мнению, является социоантропологический подход. Он рассматривает процессы социализации в аспекте культуры, которая является пространством, на котором развертываются социальные действия, а также процессов социализации через систему образования и воспитания. Одним из видных специалистов в области социализации бурятской молодежи является профессор Балханов И.Г., который считает, что социализация – это процесс освоения культурных норм и языка, социальных ролей. Он протекает через основные жизненные стадии: детство, юность, зрелость и старость. Это растянутый на всю жизнь процесс обучению своему социальному месту, то есть социальному статусу, иначе говоря, устойчивому месту в общественной системе разделения труда. Это обретение социальной и экономической самостоятельности (3). Несмотря на то, что этот процесс растянут на всю жизнь, наиболее эффективно он осуществляется в детстве и юности. С этой точки зрения социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную.
Термин «первичная социализация» относится ко всему, что составляет ближайшее окружение человека. Это семья, включая близких и дальних родственников, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок. Она протекает в детстве и отрочестве. Вторичная социализация охватывает период становления и зрелости человека, когда он непосредственно сталкивается с формальными организациями и учреждениями, т.е. институтами вторичной социализации (6). Особенность социализации бурятской молодежи в том, что ее социализация проходит в условиях взаимодействия двух культур, при этом в разные периоды истории, роль каждой из культур, по-разному оценивалась и воспринималась в обществе. В советский период роль бурятской культуры и языка была менее значимой для продвижения по социальной лестнице, а без знания русского языка невозможно было «сделать карьеру». С другой стороны, в это же время сложилась уникальная ситуация, когда у этнического меньшинства возникало ощущение отсутствия протекции со сторону государства по отношению к ним и в отношении их традиционной культуры. А отсутствие необходимых адаптационных ресурсов в собственной культуре трактовалось как «нажим извне» (1). Иными словами, с одной стороны, и без знания русского языка и культуры нельзя, с другой, любое вмешательство в традиционную культуру расценивалось как унижение национального достоинства.
В сегодняшней Бурятии картина адаптации бурятской молодежи в обществе несколько изменилась. Рыночные отношения, девальвация многих духовных ценностей советского периода, изменившиеся условия развития российского этноса значительно повлияли на процессы социализации молодежи. Молодое поколение в первичной социализации подвергается маргинальному влиянию со стороны взрослых. Во вторичной же, попадает под новые требования к социализации личности. В данной ситуации необходима всемерная поддержка молодежи в поиске разумного баланса между модернизированным восприятием реальности и сохранением национальной самобытности и культуры. В исследовании совершена попытка выяснить закономерности в процессе социализации бурятской молодежи, которая находится в положении выбора между ценностями традиционной и модернизированной культуры (прил. 5). Эта проблема обостряется таким фактором, как распространение националистических настроений среди определенной части бурят или когда отвергаются и необходимые для современного человека ценности народной культуры, например, отрицание спиртного, проявлений распущенности и т.д.
Этническая идентичность, типы социального характера и социализация бурятской молодежи в советский период и в новой российской реальности.
Идентичность – это способность человека ответить на вопрос «кто я есть?». Профессор Балханов выделяет два основных типа этнической идентичности: модернизированной и традиционной (3). Тема нашего исследования больше посвящена модернизированному типу, так как в чистом виде традиционную идентичность в современной Бурятии невозможно встретить. У современных бурят изменилась степень этнической идентификации. Так большая часть модернизированной молодежи родного языка не знает, или плохо знает, но считает его родным в силу внутренней национально-психологической ориентации. И подобное происходит в отношении других элементов традиционной культуры (2). Объяснить сложившуюся ситуацию представляется возможным при помощи психологии. «Личностно-ориентированный подход к изучению этнической идентичности выводит на одну из ключевых проблем, которая пока не нашла должного объяснения и может быть рассмотрена в рамках социально-психологического подхода», - считает В.А.Тишков (5).
Процессы социализации советского периода проходили в необычных условиях. Во-первых; коммунистическая доктрина неизбежного слияния всех наций в одну, сделала неактуальным развитие национальной культуры, языка, самосознания. Во-вторых; командно-административная экономика предполагала разрушение традиционного хозяйственного уклада бурят. В-третьих; стремление национальной элиты соответствовать требованиям официальной идеологии вело к развитию ассимиляционных процессов. Но, ни в коем случае, не следует искать виновных в этих процессах, среди представителей элиты. Вообще этот процесс типичен для догоняющей модели социализации. Лидерами ассимиляции становились, как правило, представители активного типа, утверждает современная социология (1). В целом можно сказать, что в советский период, этническая идентичность в социализации молодых бурят, отходила на второй план.
В современной России сложились иные условия для социализации молодежи. Рынок значительно расширил возможности для их самореализации, одновременно выдвигая универсальные требования к качествам личности, чем значительно сужал влияние традиционной культуры на социализацию молодых людей. Соблюдать или не соблюдать традиции и обычаи становиться в современном обществе делом сугубо частным. Но общество сложное, неоднородное образование, и в силу этого, все процессы, происходящие в нем, воспринимаются его членами неодинаково. Поэтому необходимо учитывать такой фактор, как типы социальных характеров и их влияние на социализацию. Современная социология выделяет три типа социальных характеров, отражающих поведение индивида в условиях перехода этноса из традиционного состояния в современное: 1) активный (производное «активист»); 2) обывательский (производное «обыватель»); 3) традиционалистский (производное «традиционалист») (2).
Данная типология социальных характеров хорошо прослеживается в интервью у нашего респондента, который обучался в республиканском интернате №1 в 1970-е годы, сейчас этот человек работает учителем в школе, является прекрасным специалистом.
«…В наше время в интернате обучались в основном дети из бурятской глубинки, многие из них плохо владели русским языком, общались в основном на бурятском языке. Среди нас выделялись ребята, которые были очень активны в общественной жизни, хорошо учились, занимались спортом, танцами, были комсомольскими вожаками. Как правило, они все хорошо говорили по-русски, и когда они выступали на собраниях, других мероприятиях, некоторые из нас, не все понимали из их речи. И эти, не все понявшие ребята, старались разговаривать с ними по-бурятски. Иногда по этому поводу возникали конфликты. Но, несмотря на это, наши товарищи продолжали придерживаться своей тактики в общении с нами и учителями…» В этом отрывке четко прослеживаются два из приведенных типов социального характера: активного и традиционалистского. В дальнейшем рассказе нашего респондента мы узнаем и третий тип социального характера, обывательский. «…В основной массе мы, видя прекрасное отношение к активистам педагогов, как администрация поощряет их, старались тянуться за ними, подражать им во всем, манере говорить, одеваться, держаться на людях… ». То есть, подражание активистам становится для обывателей вынужденной мерой для успешной адаптации в обществе. Во многом социальный характер трех типов формировался под давлением внешних обстоятельств, как идеология, характер экономических и социальных отношений. В постперестроечное время, в период радикальных перемен происходит переоценка духовных ценностей, и духовная жизнь наполняется другим, по сравнению с «застойной» эпохой, смыслом. Эти перемены отражаются на процессах социализации бурятской молодежи. Наш следующий респондент вступил в активную фазу вторичной социализации в конце 1980-х и в «бурные 90-е» годы. Он окончил Сосново-Озерскую школу №2, окончил технологический университет, на сегодняшний день он чиновник районной администрации, уважаемый человек, прекрасно владеет бурятским языком, придерживается национальных традиций.
«…Бурное возрождение бурятской культуры пришлось на время, когда я учился в старших классах и в институте. Мой папа активно включился в эту работу по возрождению традиций, уклада бурятского народа. Многое из того, что возрождалось, было для меня и моих братьев нормой с самого рождения. К старшим обращались только на «вы», беспрекословно подчинялись отцу, слушались учителей, успешно занимались борьбой, дома всегда отмечали сагаалган и другие национальные и религиозные праздники. То есть, для меня было мало нового в обычаях и традициях бурят. Но, как я заметил для некоторых моих одноклассников-бурят, а позже однокурсников, многое из бурятской культуры было в новинку. Особенно это было заметно в институте, где со мной училось много городских ребят, бурят по национальности. Так нас очень удивило, когда мы узнали, что один из неприметных в нашей группе парней, родом из села, вдруг оказался активистом националистического крыла общества «Гэсэр». Что касается наших комсомольских вожаков, будучи бурятами, по национальности, они не могли отрицать необходимость возрождения культуры народа. Кстати, многие из них, как мне кажется, стали потом вполне искренними приверженцами бурятской культуры. Основная масса однокурсников-бурят положительно отнеслась к этому процессу, и даже вносили в свое поведение национальные особенности (обращение к ламам и шаманам в сложных жизненных ситуациях, более внимательное отношение к языку, к природе, ритуалам). Но при этом они не собирались строго следовать установкам и положениям национальных традиций, обычаев и верований, в ущерб для привычного образа жизни».
В этом рассказе хорошо прослеживаются характерные черты типов социального характера и их проявления по отношению к происходящему. Так активной части этноса, вначале мало коснулись перемены в самосознании бурят, зато значительно увеличилось число носителей традиционалистского характера. Качественно изменилось поведение обывателей в пользу бурятских стереотипов. Тот факт, что произошло превращение определенной части носителей традиционалистского характера в активный тип, объясняется переходным состоянием общества и является типичным для подобных социальных ситуаций(2). Особенно хорошо прослеживается подобное превращение в рассказе нашего респондента, офицера милиции, КМС по самбо, окончившего лицей в 1999 году. «…Вначале, когда я только приехал в интернат из далекого бурятского села, у меня сложилось осторожное отношение ко всему новому в моей жизни. Я не понимал многих своих одноклассников. Раскованные, языкастые они казались мне чужими, и на любые их попытки пообщаться со мной в принятой, в их окружении, манере, я отвечал им агрессией. Я сразу же начал активно заниматься спортом. Из ребят, ходивших со мной на секцию, сложился круг, в котором общение было только на бурятском языке, появились свои традиции. В дальнейшем отношения наладились со всеми, с нас стали брать пример, и сейчас все мы вполне состоявшиеся люди…».
В данном фрагменте, мы видим типичную реакцию традиционалиста на влияние модернизированной культуры. Так как, в психологии традиционалистов преобладает прагматизм, то для них перемены открывают новые возможности для карьеры, бурятская культура, вернее принадлежность к ней становится социальным лифтом (1). А значит, у традиционалистов есть реальная возможность перейти в активный тип. Поэтому, активный тип наиболее интересен нам, так как именно от его позиции зависит успех или провал любых преобразований, в том числе и в духовной жизни. Два предыдущих респондента обрисовали нам положение, сложившееся в 1970-е, 1990-е годы. Каково отношение к национальной культуре, традициям, какова их роль в жизни молодых людей социализирующихся в 2000-е годы, мы попытались выяснить посредством анализа интервью у его представителей, а также с помощью анкеты среди старшеклассников.
Роль традиционной культуры в жизни молодежи 2000-х годов.
В анкетировании участвовало 52 старшеклассника БРНЛ-№1 и СОСОШ-№2. Кроме этого, мы интервьюировали выпускников 2000-х годов обеих школ, успешно адаптирующихся молодых людей в современном обществе.
Наш первый респондент перевелся из городской школы №35 в лицей №1, в 5-м классе, родители, выходцы из села, врачи, проживают в городе. На сегодняшний день, студент двух учебных заведений; ВСГАКИ и училища искусств, автор и исполнитель песен.
«…Конечно же, перейдя из городской школы в интернат, я ощутил совершенно другую обстановку. Бурятский язык я лишь понимал, но не говорил, хотя таких как я было немало. Бурятские традиции и быт я знал достаточно хорошо, так как часто ездил к дедушке и бабушке в Кижингу, кстати, язык я освоил достаточно быстро, этому способствовала среда. Я искренне благодарен судьбе за то, что учился в лицее. Там я нашел все условия для занятия любимым делом, нашел понимание со стороны ребят и педагогов. Уже в 9-м классе у нас была своя студия, аппаратура, зрители. Вообще, мне кажется, что поддержка молодежи во всех добрых начинаниях, и есть бурятская традиция. Учеба в национальном лицее многое дает, ведь там не просто изучают национальные традиции, там стараются ими жить. Такие качества как порядочность, обязательность, трудолюбие, которые прививают в национальном лицее, играют в жизни его выпускников решающую роль…».
В данном отрывке интервью прослеживаются типичные качества активного типа социального характера. Условия созданные в лицее, лишь способствовали успешной социализации данной личности.
Следующим респондентом стал выпускник из Сосново-Озерского, воспитанный в традиционной бурятской семье, на сегодняшний день студент-отличник горного университета Санкт-Петербурга.
«…Оказавшись в Санкт-Петербурге, я попал в совершенно непривычную для себя среду, и испытал определенные трудности. Бабушка наказала мне, по приезду в Питер, сразу сходи в дацан, что я и сделал, и поверьте, мне стало намного легче и сейчас я регулярно посещаю его. Не секрет, что и среди преподавателей, и среди студентов существуют проявления национализма, отношение как к не совсем полноценному человеку. Но, положа руку на сердце, мне это было «пофигу». Еще дедушка, напутствуя меня перед отъездом, говорил «В лесу есть высокие и низкие деревья, в народе есть плохие и хорошие люди». Одним из важных условий успешной учебы, является способность доводить начатое дело до конца. Еще с детства, в нашей семье, это было обязательным требованием. Сделай все домашние дела, подготовься к завтрашнему учебному дню и тогда ты свободен. Эта привычка сильно помогает мне в учебе. Я не осуждаю тех ребят, которые успевают везде, но я бы так не смог и мне жаль тех ребят, которые живут, забывая обо всем, о родных, о себе, лишь бы поразвлечься. Поначалу это вызывало определенную напряженность в отношениях с товарищами, но я стал замечать, что некоторые из них стали следовать моему примеру. Самому мне нравиться ходить на землячества, люблю рэп, но это не значит, что этому нужно уделять слишком много времени. Вообще, сейчас такое время, что, потерявшись лишь один раз, упустив что-то важное, можно этого никогда не догнать…». В этом рассказе хорошо видно, как из традиционного типа, личность превратилась в модернизированный. В этом человеке прекрасно ужились и гармонично дополнили друг друга черты обоих типов социального характера. Это личность, по-нашему мнению, может стать образцом успешной социализации бурятской молодежи. По-нашему мнению, большую роль в становлении молодого человека сыграло то обстоятельство, что молодой человек первичную социализацию проходил в семье. Какими бы ни были условия в интернате, все-таки они не смогут заменить домашнее воспитание, когда родители выступают примером уважительного отношения друг к другу, сами являются носителями традиций и обычаев. Значимость родительского примера в становлении личности подтверждается наблюдениями наших респондентов, окончивших лицей.
«…Многие из моих знакомых и друзей, окончивших интернат, не смогли построить свою семейную жизнь, видимо сказалось отсутствие опыта налаживания семейных отношений, отсутствие примера родителей в решении мелких бытовых, и больших семейных проблем…».
«…Некоторые из ребят, привыкая к государственному обеспечению, становятся неприспособленными к самостоятельной жизни, тем более в деревне, откуда сами родом…».
То есть, мы видим как проявляются последствия отрыва от семьи, важного фактора сохранения народных традиций.
Количественные результаты исследования среди старшеклассников лицея и школьников СОСОШ-№2 внушают определенный оптимизм. Во-первых; практически все опрошенные ответили, что у них дома, в той или иной мере, придерживаются национальных обычаев и традиций (прил.6). Во-вторых; подавляющее большинство считают веру в бурятских богов своим естественным состоянием, и было бы неразумным пренебрегать столь мощным ресурсом для успешной социализации (прил.4). И, в-третьих; на вопрос о пренебрежительном отношении к своему народу, к его культуре, большинство опрошенных выбрало метод переубеждения своих оппонентов, а не разрыв отношений. Конечно же, этот способ наиболее приемлем в современном мире (прил.7).
Но существуют тревожные симптомы в ответах старшеклассников СОСОШ-№2. Отрицательные последствия модернизации гораздо сильнее проявились на них по сравнению с лицеистами (прил.1,2,5). И заметьте, это происходит в сельской местности, где еще не утеряны ни уклад, ни традиции, ни язык.
Заключение
Итак, мы предприняли попытку определить роль традиционной культуры в процессе социализации бурятской молодежи в современном обществе. Хотелось бы заострить внимание на следующих моментах.
На протяжении нескольких десятилетий в советском обществе проблемы социализации этнических меньшинств, как бы не существовало, все усилия идеологической машины были направлены на стирание этнических, цивилизационных различий. Следовательно, под социализацией понимался процесс создания обществом некой обезличенной модели,
лишенной культурного, этнического своеобразия. Исходя из этого, традиционные ценности, язык, верования бурят стали отходить на второй план.
Сегодняшний день ставит перед бурятским народом иные задачи: во-первых; сохраниться как этносу, с присущими ему признаками (языком, традициями, всем тем, что называется культурой), во-вторых; полноправно влиться в российскую и мировую цивилизацию, приняв ее достижения и ценности. Важнейшим условием для выполнения этих задач является нравственно-эстетическое оздоровление народа. Этому способствует возрождение нравственно-этических норм позитивного содержания: уважительное отношение к родителям, родственникам и старшим; традиции усыновления, недопущения сиротства, нищенствования, защита чести семьи и рода; осуждение пьянства и сквернословия.
В данном исследовании мы попытались выяснить, как влияет воспитание в духе национальных традиций на адаптацию молодежи в сегодняшнем сложном, бурно развивающемся обществе. В ходе исследования вырисовывается следующая картина.
1)Воспитание в духе позитивных, высоконравственных традиций однозначно положительно отражается на социализации бурятской молодежи, независимо от того, в городе или в деревне она воспитывалась. 2)Успешнее модернизируется активный тип социального характера, однако и традиционалисты прекрасно социализируются при условии, что они изменят некоторые свои представления о культуре и традициях бурят. Обывательский тип во многом зависит от сложившегося в обществе отношения к традиционной культуре. Поэтому большая ответственность лежит на «активистах» и модернизированных «традиционалистах», за создание в обществе обстановки позитивного восприятия традиционной культуры. 3)Отсутствие родительского примера отрицательно сказывается на социализации молодежи. Проявляется это, в неумении построить полноценную семью и в потребительском отношения к жизни. 4) В возрождении и развитии нравственно-этических норм традиционной культуры бурят, необходимо максимально использовать такой фактор, как традиционные верования бурят, который может значительно повлиять на формирование нравственных качеств личности, являющихся непременным условием успешной социализации.
Сегодня, мы все чаще замечаем среди бурятской элиты, выходцев из мест с сильными национальными традициями, где сохранение бурятской культуры носит не показной, бутафорский характер, а является естественной потребностью. То есть, подтверждается наша гипотеза о положительном воздействии традиционной культуры, этнической идентичности на социализацию молодежи в современных условиях.
Но, самое главное, именно с нас, молодежи, должен начаться процесс внедрения в повседневную жизнь, проверенных временем, добрых народных традиций бурят. И с этой целью мы должны изучать, анализировать то наследие, которое нам завещали наши предки, одновременно адаптируя его лучшие качества к современной жизни. Мы, молодые обществоведы, должны руководствоваться в своей деятельности словами Р.Рорти «…наша работа состоит в примирении старого и нового, а наша профессиональная функция – быть честным посредниками между поколениями, между сферами культурной активности и традициями» (7).
Список литературы.
Именинный пирог
Солнечная система. Взгляд со стороны
Как нарисовать портрет?
Астрономический календарь. Март, 2019
Музыка космоса