Данная презентация является итогом исследовательской работы.
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya.pptx | 834.08 КБ |
shahmaty-vernyy_put_k_uspehu.docx | 181.33 КБ |
Слайд 1
Шахматы верный путь к успеху Работу выполнил ученик 4 класса МБОУ «СОШИ – п. Ефимовский» Петрушёнков СергейСлайд 2
Эпиграф «На мой взгляд, если считать шахматы игрой, то нет ей равной среди игр по тренировке памяти и логике мышления, по воспитанию выдержки, силы воли и других качеств человеческого характера» Маршал Советского Союза Конев И.С.
Слайд 4
Цель : исследовать вопрос приведут ли меня шахматы к успеху. Задачи: • Изучить литературу по данному вопросу • Составить вопросы и провести анкетирование в моём классе • Взять интервью у победителей шахматных турниров нашей школы • Создать образ шахматных фигур с первоклассниками Гипотеза: предположу, что шахматы это верный путь к успеху в будущем.
Слайд 5
Краткая история шахмат Шахматы (от перс. «шах мат» - властитель умер) – игра 32 фигурами на 64-клеточной доске для двух партнёров. Цель – поставить мат королю противника. Родина шахмат – Индия. На Руси шахматы появились в 9-10 веках. Эта игра сочетает в себе элементы науки, искусства и спорта. Способствует развитию фантазии и концентрации внимания, воспитанию характера и воли, приучает логически мыслить.
Слайд 6
Играя в шахматы, вы научитесь: 1. Принимать решения. 2. Думать и запоминать. 3 . Концентрировать внимание. 4. Дисциплинировать себя. 5. Освоить алгоритм подготовки к чему-либо. 6. Соперничать. 7. Мыслить стратегически. 8. Просчитывать тактические варианты.
Слайд 7
Выдающиеся шахматисты Х. Р Капабланка А. Алёхин
Слайд 8
А. Карпов Г. Каспаров
Слайд 9
Анкетирование Цель: узнать мнение моих одноклассников о шахматах .
Слайд 12
Интервьюирование Цель: узнать , чем лучших шахматистов школы привлекают шахматы
Слайд 13
«В шахматы я играю с пяти лет. Моим первым наставником стал мой дед. Он показал мне все ходы, познакомил с тактикой игры в шахматы. Игра в шахматы привлекает меня тем, что тот, кто играет в шахматы очень сообразительный, внимательный. Мне шахматы помогают быстрее сделать правильный выбор. Я считаю, что шахматы помогут в различных жизненных ситуациях ».
Слайд 14
«Шахматы – это интеллектуальная игра, которая развивает ум и логику. Я научился играть с папой и мамой в эту игру в семь лет. Главная особенность шахмат просчитывать ходы на шаг вперед. Это развивает воображение. Нельзя делать пустые ходы, а обязательно посмотреть, что этот ход тебе даст. Именно этим меня больше всего привлекают шахматы».
Слайд 15
Встреча с первоклассниками Цель : заинтересовать первоклассников игрой в шахматы
Слайд 17
Вывод Играя в шахматы можно приобрести ряд очень ценных качеств, полезных в жизни. Ведь жизнь есть подобие шахматной игры; каждый в жизни стремится что-нибудь выиграть и при этом вступает в борьбу с соперниками и противниками. Шахматы делают человека мудрее и дальновиднее, помогают лучше оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперед. Я считаю, что моя гипотеза подтверждена. Шахматы – верный путь к успеху в будущем.
Слайд 18
Спасибо за внимание!
Районная научно- практическая конференция учащихся и педагогов
Предмет « _______________________________»
Номинация «_Исследовательская работа»
Автор: _Петрушёнков Сергей_ учащийся 4 класса
МОУ «_Средняя общеобразовательная школа – интернат п. Ефимовский»
Научный руководитель: _Пашехонова Людмила Александровна
Учитель начальных классов
Содержание.
стр.
Введение………………………………………………………………………………………2
1. Основная часть…………………………………………………………………………3-5
1.1.Краткая история шахмат
1.2.Шахматы в современном мире
2.Практическая часть.........................................................................................................6-8
Вывод………………………………………………………………………………………..9
Список литературы……………………………………………………………..................10
Приложения…………………………………………………………………………….11-12
Введение.
Каковы интересы у современных детей? В большинстве случаев ответ будет один – компьютер. А я играю в шахматы.
В дошкольном возрасте мне давали играть шахматами как игрушками. Я был очень любознательным ребёнком. Это качество помогло мне научиться различать разные фигурки в шахматах.
Играть в шахматы меня научила бабушка.
Бабушка рассказывала и показывала мне ходы всех фигур на шахматной доске. Я узнал, что шахматы имеют два цвета: чёрный и белый. Каждая фигура имеет своё название. Я люблю играть белыми фигурами, потому что они начинают ход первыми. Первые игры я проигрывал и очень расстраивался, но никогда не сдавался. Играл с бабушкой до тех пор, пока не выигрывал.
В настоящее время я играю уже не с бабушкой, а с сильными соперниками и одерживаю победы.
Меня привлекает игра в шахматы тем, что надо думать, мыслить, воображать и стремиться к победе.
Сейчас игра в шахматы мне помогает в учёбе. Я имею отличные оценки по всем предметам.
Почему я решил выбрать предметом моего исследования шахматы? Наверно, потому что сейчас это моё любимое увлечение. И мне хотелось бы разобраться, а поможет ли мне моё увлечение стать успешным в будущем. На этот вопрос я и постараюсь найти ответ в своей работе.
Цель моей исследовательской работы: исследовать вопрос приведут ли меня шахматы к успеху.
Задачи:
Гипотеза: предположу, что шахматы это верный путь к успеху в будущем.
Методы:
2. Основная часть
1.1. Краткая история шахмат.
Ша́хматы — настольная логическая игра, сочетающая в себе элементы искусства, науки и спорта. Одна из древнейших игр на Земле, сохранившихся до нашего времени; долгое время считалась игрой королей и аристократов.
Исторически доказано, что шахматы зародились в Индии свыше 2000 лет назад.
Впоследствии шахматы из Индии распространились по всей восточной и центральной Азии. Здесь эта игра, где «победу разумом одерживают», как говорится в одной из древнейших рукописей, пользовалась большой популярностью.
В VII столетии с шахматами познакомились арабы. Арабы развили и усовершенствовали древнюю шахматную игру.
Шахматы завезли в Европу купцы в XI веке. Шахматы считались одним из самых распространенных развлечений феодальной знати, входили в программу рыцарского воспитания. Попав в Европу, шахматы подверглись некоторым изменениям - доска стала двухцветной (на Востоке была одноцветной). В Европе появилось огромное количество шахматной литературы и дидактических материалов.
На Руси при раскопках в XII-XIVвеках шахматы были найдены в 20% русских городов, следовательно, они были завезены в Россию примерно в IXвеке. Они упоминались в русском фольклоре - сказках и былинах. Шахматам уделяли внимание русские цари: Иван Грозный, Борис Годунов, Алексей Михайлович, Петр I. Шахматы в Росси были в основном игрой дворянства и интеллигенции. Они были любимым досугом А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева.
1.2. Шахматы в современном мире.
С момента своего появления в Индии в VI веке шахматы считались игрой аристократов, царей, военачальников. И сегодня это занятие окружено ореолом элитарности, интеллекта и благородства. Мне в настоящее время шахматы очень помогают в учебе. Они развивают логическое мышление, память, даже помогают мне побороть застенчивость.
А чему же ещё можно научиться и какие качества в себе можно развить, занимаясь шахматами.
1. Принимать решения.
Играя в шахматы, игрок должен принимать определенное решение, влияющее на исход игры. Всё, чем он может пользоваться, – это его собственное понимание позиции и навык принятия решений. Постепенно, повышая свое мастерство, шахматист обретает умение выбирать из множества вариантов наиболее верные.
Не все принятые решения оказываются верными. Тем не менее шахматы помогают научиться находить свои ошибки и анализировать их.
2. Думать и запоминать.
Шахматы улучшают память, логику, скорость мышления – всё, что мы называем умом, интеллектом. Память тренируется в процессе теоретической подготовки: шахматисты запоминают длинные варианты дебютов, стандартные позиции, партии мастеров и свои собственные.
В шахматах почти всё построено на логике. Отлично развитое логическое мышление – одно из главных преимуществ шахматистов.
Скорость мышления обусловлена относительно недолгим течением партии.
3.Концентрировать внимание.
Шахматы требуют от своих поклонников большого нервного напряжения и концентрации внимания.
Внимательность особенно необходима во время школьных или университетских занятий, когда необходимо поглощать большое количество информации в течение длительного времени. Хорошим шахматистам не составляет труда не засыпать даже на самых скучных лекциях.
4. Дисциплинировать себя.
Шахматистам приходится играть напряженные многочасовые партии. А еще они обязаны читать разнообразную литературу, посвященную любимой игре.
Шахматы приучают человека работать с книгой – в основном в одиночку, без наставника. Причина в том, что шахматист, особенно начинающий, ясно ощущает, как повышается уровень его игры от каждой прочитанной книги.
5. Освоить алгоритм подготовки к чему-либо.
Особенностью шахмат является необходимость готовиться к встрече с каждым соперником, к каждой партии, поскольку это значительно повышает шансы на успех.
Очень важно не бояться оппонента, каким бы грозным он ни казался, но и не переоценивать свои силы.
Этим опытом стоит пользоваться и при подготовке к ответственным событиям вне шахмат – к разнообразным экзаменам, особенно выпускным и вступительным.
6. Соперничать.
Как и любой спорт, игра в шахматы помогает воспитывать силу воли, формирует и закаляет характер.
Шахматы учат, что успеха добиваются наиболее упорные и трудолюбивые, что атаковать лучше, чем защищаться, а соперников надо уважать, но не бояться.
Шахматы учат правильному отношению к поражениям, умению достойно признавать свои ошибки.
7. Мыслить стратегически.
Хорошее стратегическое мышление отличает талантливых менеджеров, политиков, военачальников.
Занятия шахматами отлично развивают стратегические способности, ведь в течение всей партии, с первых ходов, необходимо вырабатывать для себя некий план игры и затем целенаправленно его придерживаться, по необходимости, что – то исправляя.
8. Просчитывать тактические варианты.
После постановки цели и выработки стратегии необходимо определить, каким именно образом лучше достичь желаемого результата. Вариантов достижения цели бывает множество. Всё просчитать невозможно, но в этом и заслуга шахмат, что они учат отбирать в любой ситуации лишь несколько наилучших вариантов.
От способности просчитывать варианты и находить тактические удары часто и зависит успех игры.
Таким образом, занятия шахматами оказывают огромное воздействие на человека, влияют как на интеллектуальное, так и на личностное его развитие.
Сразу хочется вспомнить двух выдающихся шахматистов: Анатолия Карпова и Гарри Каспарова. Обоих в пять лет научили играть в шахматы их отцы. В их шахматной карьере были и победы и поражения. Но благодаря тем качествам, о которых я написал выше, они добились успехов и в других сферах.
Например, Анатолий Карпов является членом Союза журналистов Российской Федерации, автор 59 (из них 56 – на шахматную тематику) книг, сборников и учебников, изданных и переведенных на многие языки мира.
А Гарри Каспаров владеет несколькими иностранными языками, является политиком.
Поэтому могу смело рекомендовать играть в шахматы практически всем, пусть не на профессиональном уровне ( как я), а в меру своего интереса: это непременно пойдет на пользу и приведёт к успеху в будущем.
2. Практическая часть
Анкетирование.
Цель: узнать мнение моих одноклассников о шахматах.
В анкетировании приняли участие 26 человек.
Результаты.
1 вопрос: умеете ли вы играть в шахматы?
2 вопрос: как вы считаете, могут ли шахматы помочь в учёбе?
Вывод: большинство моих одноклассников умеют играть в шахматы и считают, что шахматы помогают в учёбе.
Интервьюирование.
Цель: узнать, чем лучших шахматистов школы привлекают шахматы.
Я взял интервью у Степанова Игоря (победителя районных шахматных турниров), у Смирнова Дмитрия (победителя школьных шахматных турниров).
Вопросы:
1.Как давно ты играешь в шахматы?
2.Чем тебя привлекает эта игра?
Результат.
Вот, что ответил Степанов Игорь.
«В шахматы я играю с пяти лет. Моим первым наставником стал мой дед. Он показал мне все ходы, познакомил с тактикой игры в шахматы. Игра в шахматы привлекает меня тем, что тот, кто играет в шахматы очень сообразительный, внимательный. Мне шахматы помогают быстрее сделать правильный выбор. Я считаю, что шахматы помогут в различных жизненных ситуациях ».
Вот, что ответил Смирнов Дмитрий.
«Шахматы – это интеллектуальная игра, которая развивает ум и логику. Я научился играть с папой и мамой в эту игру в семь лет. Главная особенность шахмат просчитывать ходы на шаг вперед. Это развивает воображение. Нельзя делать пустые ходы, а обязательно посмотреть, что этот ход тебе даст. Именно этим меня больше всего привлекают шахматы».
Вывод: мнения Игоря и Дмитрия совпадают. Играя в шахматы, они развивают свой ум, логику, внимание, сообразительность. Они могут просчитывать все на ход вперед. А это им пригодится в любой жизненной ситуации.
Творческая мастерская.
Цель: заинтересовать первоклассников игрой в шахматы.
У меня состоялась встреча с первоклассниками. При встрече я рассказал им об игре в шахматы, познакомил с названиями фигур, показал некоторые тактические ходы. Постарался объяснить, какими они могут стать, если будут играть в шахматы. В конце нашей встречи я предложил ребятам смоделировать из пластилина шахматную фигуру будущего.
Вот, что у них получилось (приложение).
Вывод
Работая над этой темой, я сделал для себя такой вывод: играя в шахматы можно приобрести ряд очень ценных качеств, полезных в жизни. Ведь жизнь есть подобие шахматной игры; каждый в жизни стремится что-нибудь выиграть и при этом вступает в борьбу с соперниками и противниками.
Шахматы делают человека мудрее и дальновиднее, помогают лучше оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперед.
Я считаю, что моя гипотеза подтверждена. Шахматы – верный путь к успеху в будущем.
На данный момент, считаю своим первым успехом то, что в этом году я стал победителем районного шахматного турнира (приложение 2).
Литература
1.Карпов А.Е. «Учитесь шахматам», Москва, Эгмонт, 1997 г.
2. «Новый иллюстрированный энциклопедический словарь», ООО «Издательство АСТ», 2000 г.
3.Интернет-ресурсы: mirvsvete.ru/zhizn-na-shaxmatnoj-doske
Приложения
Осенняя паутина
Заповеди детства и юности
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?