В своей небольшой по объему работе ученица рассматривает освещение событий 1942-1943 года в литературе для детей. Сталинградская битва глазами тех, кто был непосредственным свидетелем и участником событий битвы на Волге. Автор работы обращается к книге Е. Лесникова "Призыву по возрасту не подлежит", к сборнику "Рассказы сталинградцев".
Вложение | Размер |
---|---|
stalingradskaya_bitva_v_literature_dlya_detey.docx | 42.18 КБ |
Оглавление:
Введение………………………………………………………………….………….2
Основная часть………………………………………………………………………2
Заключение…………………………………………………………………….……5
Список использованной литературы……………………………………….……..6
Введение
Актуальность темы Великой Отечественной войны в русской литературе диктуется прежде всего значимостью этого исторического события в мировой истории и в истории нашего государства в особенности. Происходящие в современном мире события требуют осмысления боевого и трудового подвига советского народа, а также прочтения творческого наследия писателей военных лет с учетом современной реальности.
Современные школьники плохо знакомы с творчеством писателей, отразивших в своих произведениях события Великой Отечественной войны. Эти события отдалены от нас во времени, уходят из жизни ветераны и труженики тыла. Дети войны достигли преклонных лет. Средства массовой информации обращаются к теме Великой Отечественной войны только накануне круглых дат. А в последнее время мы становимся свидетелями искажения исторических событий, связанных с Победой нашей страны во второй мировой войне.
Рассказать о войне лучше всех могут свидетели и участники тех событий. Есть плохо изученные и малознакомые произведения о Великой Отечественной, некоторые из них просто забыты.
Актуальность настоящей работы заключается в том, что современное общество, которое претерпевает в настоящий момент глобальные политические, экономические, социальные изменения, нуждается в защите от разрушения и искажения исторического наследия нашей страны. Литература, в том числе произведения, рассказывающие о боевом и трудовом подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны, в этом смысле неоспоримо выступает как хранительница памяти поколений и служит серьезной опорой для патриотической, гуманистической направленности и морально-нравственной настроенности молодого поколения.
Цель настоящей работы – описать изображение событий Великой Отечественной войны в художественной литературе для детей.
Для этого необходимо было решить следующие задачи:
- найти и прочитать произведения, которые рассказывают о жизни советских людей, сталинградцев и жителей области в годы Великой Отечественной войны, боях за Сталинград;
- познакомиться с произведениями, адресованными детям и подросткам.
Сталинградская битва в литературе для детей
Тема Великой Отечественной, появившись с самого начала войны в нашей литературе, до сих пор волнует как писателей, так и читателей. К сожалению, постепенно уходят из жизни авторы, которые знали о войне не понаслышке, но они оставили для нас в талантливых произведениях своё проникновенное видение событий, сумев передать атмосферу горьких, ужасных и вместе с тем торжественных и героических лет.Книги о войне надо читать с детства, чтобы не оборвать нить памяти о доблести наших соотечественников, подаривших нам жизнь. К сожалению, те книги, которые удалось прочитать, изданы десятилетия назад. Не так много хороших книг о войне переиздавалось в последние годы. А в преддверии празднования 70-летия Великой Победы в России проводится масса различных мероприятий, рассчитанных на знакомство подрастающего поколения с литературой о войне. В нашем исследовании мы акцентировали внимание на произведениях, рассказывающих о детях и подростках, принимавших участие в боевых действиях во время Сталинградской битвы, о тех, кто приближал Победу своим трудом.
О великой Сталинградской битве, положившей начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны, рассказали Елена Ильина в повести «Четвертая высота», Михаил Алексеев в сборнике рассказов «Мой Сталинград», Владимир Иванович Ионов в книге «Неприступный бастион», в своих мемуарах вспоминает события тех лет снайпер Василий Зайцев.
Обращаясь к своим читателям, автор книги «Четвертая высота» Елена Ильина писала: «История этой короткой жизни не выдумана. Девушку, о которой написана эта книга, я знала еще тогда, когда она была ребенком, знала ее также школьницей-пионеркой, комсомолкой. Мне приходилось встречать Гулю Королеву и в дни Отечественной войны. А то в ее жизни, чего мне не удалось увидеть самой, восполнили рассказы ее родителей, учителей, подруг, вожатых. О ее жизни на фронте рассказали мне ее боевые товарищи».
В книге судьба самой обычной советской девушки, целеустремленной, настойчивой, любящей свою Родину, своих близких. В решительный миг боя она поднимает в атаку бойцов и погибает.
Одна из книг, о которой пойдет речь в данной работе, вышла в 1948 году в Сталинграде. Это литературно обработанные Евгением Герасимовым и Владимиром Шмерлиным рассказы сталинградцев, переживших в пылающем и сражающемся городе события великой битвы на Волге. Книга так и называется «Рассказы сталинградцев». Потрясает рассказ Володи Бесфамильного. У него сначала убили отца, а потом и маму. Осталась только маленькая сестренка Рая, все время плакавшая от страха. Скупые строки детских воспоминаний читать равнодушно невозможно.
«Папа пришел с завода с ружьем, сказал, чтобы мы никуда не уходили из щели и слушались маму. На заводе был бой. Папа нас защищал от немцев. Все уходили на тот берег Волги, а мы ждали папу. Я плакал, что папа долго не идет. Папа не пришел. Его убили немцы».[1]
«Рая – маленькая, она ничего не понимала, просила есть. Мама ходила на Волгу. Там затонула баржа с пшеницей. Мама приносила пшеницу. Мы ее ели. Она была мокрая. Один раз мама пошла и не вернулась. Была сильная бомбежка. На нашем дворе красноармейцы рыли окопы. Они увидели, что мама упала, побежали в овраг и принесли ее. Мама лежала мертвая и пшеница по ней рассыпалась. Было очень страшно». [2]
Думается, что необходимо в детстве обращаться к таким книгам, к публицистике, которые убедительно говорят о страшных событиях военного времени. Из документов, архивов, воспоминаний командиров и бойцов мы узнаем, какой ценой досталась победа в Сталинградской битве. Но не менее ценны воспоминания простых горожан, сталинградцев, в меру своих сил и возможностей приближавших эту победу. Вера Артамонова, дитя Сталинграда, вспоминает: « На фронт ушел мой отец, а вслед за ним и старший брат. Я, мать и другой брат остались в Сталинграде. Когда немцы подошли к городу, маму уговаривали выехать с семьей за Волгу.
- Из Сталинграда мы не уедем. И если уж придется погибать, так дома, - отвечала мать.
Мы жили невдалеке от Мамаева бугра (имеется в виду Мамаев курган), в поселке. Когда здесь начались бои, мама стала готовить пищу бойцам, а я и мой старший брат Толя разносили пищу по окопам».[3]
За этими скупыми, простыми словами трагедия целого поколения наших земляков. Е.Герасимов и В. Шмерлинг записали воспоминания сталинградцев, сохранив стиль рассказчиков, разговорную лексику, лишь слегка обработав их литературно. Жанр они так и обозначили – литературная запись.
Алексей Очкин, молоденьким лейтенантом воевавший в Сталинграде, написал повесть «Иван – я, Фёдоровы – мы». В этой повести подлинные события и почти все подлинные имена. Автор ее, Алексей Яковлевич Очкин, описывает боевые дела своего
1 Рассказы сталинградцев, с.42
2 Рассказы сталинградцев, с. 43
3 Рассказы сталинградцев, с. 176
друга, "братишки" Вани Федорова, погибшего в Сталинграде смертью героя. Ваня Федоров попал на фронт «зайцем». Его не раз сгоняли с воинского эшелона, но мальчишка все же добился своего, остался у истребителей танков. Сам Очкин шестнадцатилетним пареньком добровольно ушел на фронт. Начал войну на Дону, участвовал в Сталинградской битве, где возглавлял группу "57 бессмертных", на Курской дуге повторил подвиг Александра Матросова, еще не однажды был тяжело ранен, но дошел по дорогам войны до конца: участвовал в штурме Берлина и освобождении Праги.
Книга потрясает именно своей правдой, тем, что герои ее – реальные, а не вымышленные. Современный юный читатель, проводящий досуг за чтением фэнтези, должен знать такие книги, как эта, потому что нет ничего сильнее, чем правда жизни. На войне люди погибали, зная, что жизнь у человека одна. Но свобода и счастье Родины превыше всего.
«Весь окровавленный, мальчишка обрубками рук прижал к груди гранату, зубами рванул чеку и бросился под стальную грохочущую громаду… Раздался взрыв! Фашистский танк застыл, а за ним в узком проходе – вся бронированная колонна… И казалось, притихла канонада и гул жесточайшего сражения, будто фашисты отказались штурмовать волжскую твердыню… А потом снова, с еще большей силой разгорелась Великая битва, потому что в тот день, как никогда решалась судьба нашей Родины и многих народов мира…»[1]
Особого читательского внимания заслуживает повесть Евгения Лесникова «Призыву по возрасту не подлежат». Родился Евгений Дмитриевич Лесников на Волге. В начале Великой Отечественной войны отец Евгения ушел на фронт. А через год фронтом стал родной город. Сражался Сталинград – сражались его мальчишки. Повесть показывает высокий нравственный порыв мальчишек, которые по велению сердца пошли защищать родной город, свою Родину. Книга отражает собственное состояние автора, прошедшего через все испытания войны. Она привлекает своим необычным сюжетом, достоверным изображением событий и характеров.
Главный герой автобиографической повести Димка Климов мальчишка как мальчишка. Ходит в школу, купается в любимой реке, любит порыбачить на Волге. У него есть настоящие друзья, любимая собака, мальчишечьи тайны.. Словом, счастливое детство. И вот грянула беда – началась война. Отца в первые дни призвали на фронт, мать, главный врач, целыми днями пропадала в госпитале. Читаем в повести:
«… И началась для Димки новая тревожная жизнь.
Каждый день на вокзале грохотала музыка – это эшелоны уходили на фронт. Каждый день ребята провожали знакомых и близких…
…Забыты игры и рыбалка, ребята целыми днями толкались у военкомата. Где собирался весь город».[2]
Герои повести Лесникова: неугомонный, озорной Мишка, серьезный и рассудительный Васька, интеллигентный Лёва и Димка – помогали взрослым. Они разносили повестки по поручению военкома, потом помогали в госпитале, грузили баржи, собирали так необходимый для завода «Красный октябрь» металлолом. Юные герои повести пережили вместе с родным городом ужас бомбёжек, видели гибель людей, помогали обороне города. Писатель держит внимание читателя, не отпуская ни на миг. Словно живые, встают в воображении описанные события.
« Из дыма и пламени вылетела подвода, понеслась по улице. Бешеные лошади не разбирали дороги. Подводу нагонял грузовик. В кузове, плотно прижавшись друг к другу, стояли ополченцы. Земля на дороге вздыбилась. Подвода, отброшенная взрывом,
____________________________________________________________________
1 Их имена и подвиги не забыты, с.117
2 Лесников Е. Призыву по возрасту не подлежит, с.57
перевернулась набок. Женщины, дети, узлы – все полетело в кювет. Грузовик, круто свернув, влетел в палисадник и, ломая кусточки и деревца, врезался в угол дома. Из-под капота брызнуло пламя. Ополченцы выпрыгивали из кузова, падали на землю, бежали в укрытия, в щели…
Из-под телеги выползла девочка и тоже побежала по улице. Яркое красное платье ее живым огоньком мелькало в дыму. Кто-то схватил девочку на руки, и тут же и ее, и спасителя скрыл черный грохочущий султан. Когда он опал. Димка с ужасом увидел только дымящуюся яму.
_ Гады, гады! – кричал мальчишка и не слышал своего голоса».[1]
Писатель дает понять, что Сталинград выстоял, победил в жестокой схватке с врагом и благодаря таким юным сталинградцам, какими являются герои его повести.
«Какой-то старик (в очереди у военкомата) сказал взволнованно:
- Вот ругали мы молодежь: такая она да сякая… А она, молодежь-то наша, самая распрекрасная, она себя еще покажет!»[2]
Димка узнал, что значит терять близких, видеть смерть. Он становится защитником своего дома, бойцом. Он и его товарищи рано повзрослели, потому война научила их ответственности за тех, кто рядом, ответственности за свой дом, за свой город. Одну из глав автор так и назвал «Мы – советские люди»: «Защитники города сражались за каждый дом, за каждую улицу, за каждый этаж, за лестничную клетку. И если фашистам удавалось продвинуться на шаг, захватить хотя бы метр сталинградской земли, то там оставались горы трупов врага и мертвые защитники города. Живые не отступали ни на шаг. Бои гремели везде. Советские воины сражались и в окружении, каждый дом стал крепостью».[3]
Заключение
Читая произведения художественной литературы, публицистику, мемуары, приходишь к выводу, что героизм моих земляков, их ратный и трудовой подвиг, любовь к Родине явились основополагающей причиной нашей Победы. Предложенные в данной работе произведения помогают приблизить далекие годы Великой Отечественной войны, увидеть связь поколения сороковых с нынешним поколением мальчишек и девчонок, являющихся наследниками Великой Победы.
_____________________________________________________________________
1 Лесников Е. Призыву по возрасту не подлежит, с.95
2 Лесников Е. Призыву по возрасту не подлежит, с. 60
3 Лесников Е. Призыву по возрасту не подлежит с. 110
Литература
Рисуем подснежники гуашью
Любили тебя без особых причин...
Как нарисовать портрет?
Сказочные цветы за 15 минут
Юрий Визбор. Милая моя