Исследовательская работа рассматривает отражение темы Великой Отечественной войны в литературной судьбе белгородских поэтов-фронтовиков. Студент группы СП-11, Глух Никита, исследовал поэзию и воспоминания Л.Т. Кузубова, К.Я. Мамонтова, Н.Г. Овчаровой и В.И. Федорова.
Вложение | Размер |
---|---|
issled.rabota_poety-frontoviki_belgorodchiny.doc | 364.5 КБ |
Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
областное государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Белгородский строительный колледж»
отделение ПКР
Исследовательская работа
по литературе
Тема: «Великая Отечественная война в лирике и мемуарах
поэтов-фронтовиков Белгородчины»
Выполнил: студент
группы Сп-11
Глух Никита
Руководитель:
преподаватель
Богомазова Е.В.
Белгород
2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...2
Глава 1.Особенности поэтического наследия К.Я. Мамонтова………………..4
§1. «Мне как воздух нужен был друг…» Нелегкая судьба сироты……..................4
§2. Судьба потерянной тетради. «Я без стихов – колодец без воды…»………......5
Глава 2. Патриотические мотивы лирики Л.Т. Кузубова…………………........8
§1. «Суровая юность» поэта……………………………………………………..…....8
§2. Поэт, рожденный Великой Отечественной……………………………..….……9
Глава 3. Воплощение темы Великой Отечественной войны в творчестве В.И.Федорова…………………………………………………………………….........13
§1. Образ Великой Отечественной войны в воспоминаниях В.И.Федорова……...13
§2. Образ лирического героя в военной лирике В.И.Федорова………………….…16
Глава 4. Своеобразие женского восприятия Великой Отечественной войны в лирике и мемуарах Н.Г. Овчаровой………………………………….……………20
§1. Женское восприятие войны «В воспоминаниях» Н.Г. Овчаровой…………......20
§2. Фронтовая поэзия Н.Г. Овчаровой…………………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…....26
Список использованной литературы……………………………………..……28
Приложение ……………………………………………………….…………….29
Стихотворение «Мальчишка», посвященное Л.Т.Кузубову…………............29
ВВЕДЕНИЕ
Изучение духовной и материальной культуры родного края в наши дни становится актуальной задачей современного общества. И особенно важное место в данном вопросе отводится нравственному воспитанию подрастающего поколения, формированию у молодежи патриотических чувств, любви к родине. Исторически эту функцию осуществляет русская литература, которая всегда являлась учебником жизни для читателей. И сейчас, когда поднимается вопрос о проблеме безнравственности современной молодежи, актуальность обращения к теме Великой Отечественной войны резко возрастает. Именно через обращение к героическому прошлому формируются нравственные ценности молодого поколения. Это возможно благодаря богатому материалу литературных произведений писателей-фронтовиков, в частности, наших земляков.
Обращение к литературным произведениям Белгородчины дает пищу для духовного роста наших современников. Поэзия, проза и мемуаристика наших земляков, посвященная Великой Отечественной войне, представляет значительный пласт общероссийской духовной культуры, является памятником своей эпохи. При этом литература Белгородчины в настоящее время является малоисследованным явлением в русской литературе. Именно поэтому проблема изучения жанровых форм, эстетических принципов, литературных направлений, в которых творили белгородские писатели, является одной из актуальных задач исследователей региона.
В нашей работе мы рассматриваем важнейшую тему русской литературы XX века – тему Великой Отечественной войны в лирике и мемуарах белгородских авторов. Мемуарные произведения – дневники, записки, автобиографии – являются не только ценнейшим документальным источником, но и биографическим документом, воплощающим субъективный взгляд автора на описываемые события, отражающим его чувства. Лирические произведения позволяют автору отразить тончайшие движения души, вызванные воздействием пережитых событий. По горячим следам войны создавали свои произведения Виталий Степанович Буханов, Леонид Трифонович Кузубов, Константин Яковлевич Мамонтов, Наталья Глебовна Овчарова, Владимир Иванович Федоров, Алексей Зиновьевич Кривцов и другие. Своеобразна и все-таки сходна судьба писателей-фронтовиков.
Цель нашей работы – исследование мемуарного и поэтического творчества белгородских писателей.
Задачи исследования:
– изучение мемуаров и лирики писателей Белгородчины;
– реализация темы Великой Отечественной войны в творчестве К.Я. Мамонтова, Л. Т. Кузубова, В.И. Федорова, Н.Г. Овчаровой.
– выявление закономерностей для сопоставительного анализа мемуарных и лирических произведений белгородских писателей;
– выявление жанровой специфики в освещении событий Великой Отечественной войны.
Объектом исследования является своеобразие мемуарного и поэтического образа Великой Отечественной войны в творчестве К.Я. Мамонтова, Л.Т. Кузубова, В.И. Федорова, Н.Г. Овчаровой.
Предмет исследования – мемуары и лирика белгородских писателей.
Методы исследования: культурно-исторический (трансформация литературных жанров, методов и приемов в условиях Великой Отечественной войны), сравнительно-типологический (выявление ряда параметров для сопоставления мемуарных и лирических произведений белгородских писателей).
Таким образом, мы придем не только к пониманию переломного события эпохи, но и его отражения в судьбах людей. Естественно, что охватить в нашей работе всех или большинство авторов, участвовавших в Великой Отечественной войне Белогорья, не представляется возможным, а следовательно мы обратимся лишь к некоторым из них.
Глава 1. Особенности поэтического наследия К.Я. Мамонтова.
§1. «Мне как воздух нужен был друг…» Нелегкая судьба сироты.
Константина Яковлевича Мамонтова до сих пор помнят белгородские любители поэзии. Он не очень любил рассказывать о войне, все больше – о детстве, о беспризорничестве, которого ему пришлось хлебнуть сполна, о людской доброте. Его семья жила на Урале, деда раскулачили, а мать в то время жила в Перми, и малолетний Костя покатился по стране с бродягами. Тогда-то он и сложил первые стихотворные строки, продиктованные одиночеством, отчаяньем, болью. Позже, в своей книге «Жизнь прожить…», 1988 г. издания Константин Яковлевич писал: «Раннее сиротство, беспризорничество, бродяжничество – это был самый трудный период моей жизни. Мне как воздух нужен был друг, с которым можно было поделиться, а поделиться было не с кем. И вот тогда, совсем неожиданно со мной заговорила Муза…»
Он понял, что, выкладывая наболевшее на лоскуток бумаги или фанерки, на душе становилось теплее и спокойнее. Именно на основе своих воспоминаний, он написал одно из стихотворений уже в 1970 году:
Судьба меня не баловала в детстве:
Я рос один и путь свой выбрал сам.
Но, видно, Бог со мной шел по соседству
И отводил от злополучных ям.
И, дав мне посох - скромный дар поэта,
Благословив на добрые дела.
И вот иду, Поэзией согретый,
Отдав народу часть ее тепла.
И если мы теплом тем обогреем
Иззябнувших на жизненном пути,
Нам наша жизнь покажется милее,
И легче будет к финишу идти. [1, 78]
§2. Судьба потерянной тетради. «Я без стихов – колодец без воды…»
Удивительна судьба стихов Константина Мамонтова, а его человеческая судьба — легендарна.
Биографии Константина Яковлевича, в том числе и фронтовой, хватило бы на несколько человек. Войну он прошел с первого дня до последнего. Как будто о нем сказано: «Похоронен был дважды заживо».
В мартовский день 1942 года связиста артиллерийского полка послали восстановить поврежденный провод. Но немцы начали минометный обстрел. Осколки вонзились в тело, поранили руки. Истекая кровью, теряя сознание, он дополз-таки до оборванного провода и соединил концы, стиснув зубами. Позже за это он был удостоен ордена.
На фронте он был связистом, санинструктором, а осенью 1942 г. был отозван в распоряжение штаба 20-й гвардейской Краснознаменной стрелковой дивизии для формирования духового оркестра и краснознаменного ансамбля песни и пляски. В это время пишет много стихов, частушек, выступает перед бойцами. За работу в ансамбле был награжден орденом Красной Звезды.
Вторично война поставила отметину поэту в 1944 году. Пуля, пробив легкое, прошла почти возле самого сердца. Во время лечения в госпитале пропала тетрадь с его стихами:
Лежу в бинтах. Простреленная грудь
Горит огнем. Но главное не в этом.
Я не могу забыться и уснуть
Из-за пропажи своего планшета.
Исчез Дневник – стихи за десять лет. [4,74]
А в начале 60х в «Молодой гвардии» вышла книга «Имена на поверке», в которой были напечатаны строки погибших поэтов. В ней была и подборка Константина Мамонтова из той самой потерянной тетради. Ее передал в издательство бывший фронтовой санитар. Так воскрес поэт, который в то время водил поезда по Уралу и изредка печатал свои стихи в местной прессе и газете «Гудок». Вскоре его сборник «Я сын твой, Россия!» вышел в Москве и был отмечен премией литературного конкурса имени Н.Островского.
В стихотворении поэта «Да на войне ни капельки не страшно!» раскрывается не показное воплощение мужества истинного русского солдата:
Да на войне ни капельки не страшно!
Что за храбрец подобное сказал?!
Хотел бы я, когда ждешь рукопашной,
Вдруг заглянуть на миг в его глаза.
Не верь ему! Мне дважды приходилось
Ходить в штыки, в упор встречая смерть.
И всякий раз в душе тревожно было,
Когда вставал, отталкивая твердь. [4,70]
Поэтика стихотворений «Не рано ль, враг, ты празднуешь победу…»; «Не сожалей, что нам всего по двадцать…»; «Война не вечна…» заставляет читателя задуматься о вечных вопросах бытия – любви, патриотизме, скоротечности жизни, её смысле. В них яростно звучат призывы к борьбе, чувствуется голос патриота своего Отечества. Автор умело использует изобразительно-выразительные средства языка, раскрывает его возможности в различных областях русской речи.
В Белгороде Константин Яковлевич прожил более пятнадцати лет: ему врачи порекомендовали сменить суровый уральский климат на более мягкий, и он выбрал город, за который воевал. Потом дети разъехались, Константина Яковлевича потянуло на родину, и он, несмотря на болезни, в 1989 году вернулся в родной Кунгур. Умер в 2000 году.
За несколько дней до ухода поэт подержал в руках свое избранное «Благодарю тебя, Отчизна». В книге более двадцати стихотворений помечено — «Белгород».
Константин Яковлевич говорил, что он не творит и не сочиняет художественные произведения, а пишет дневник в стихах. Так, его последняя книга имеет второе название «Три дневника обыкновенного человека», а одна из частей называется «Дневник солдата».
Стихи этого раздела как личные записи: «Три недели шли из окружения…», «Уже пять месяцев сраженье…», «Идем с тяжелыми боями, тесня врага с родной земли…»
Константин Яковлевич любил жизнь и Родину. Недаром свои сборники он назвал «Я сын твой, Россия!» и «Благодарю тебя, Отчизна»:
Благодарю тебя, Отчизна,
За то, что ты, не помня зла,
Сквозь испытания по жизни
Меня с достоинством вела.
Покуда сердце не споткнется
О груду лет, мне вновь и вновь
С глубин душевного колодца
К тебе вычерпывать любовь. [4 ,7]
Стихи поэта о том, что забыть нельзя,— о трудных военных годах. Поэт пишет о том, что почувствовал и полюбил, что испытал и возненавидел. Святая любовь к Родине и беспощадная ненависть к войне — две основные, ярко выраженные позиции поэта.
В победном 1945-м в Венгрии, как бы заглядывая далеко в мирное наше время, поэт написал:
Потомок мой, не будь холодным к датам
Военных битв сороковых годов.
За каждой цифрой — кровь и смерть солдата,
Судьба страны в нашествии врагов.
И сколько б лет тебя не отделяло
От этих дат, сумей расслышать в них
Разрывы бомб, зловещий лязг металла
И стон предсмертный прадедов твоих. [4 ,47]
В этих словах слышится завещание всем нам – внукам и правнукам фронтового поколения. И в наши дни, в сложное время политической ситуации во всем мире, а в особенности в России и Украине, наиболее актуальны эти строки – в них биение сердца сына своей Родины, подарившего нам жизнь. Рассматривая поэтическое наследие К.Я. Мамонтова, его мемуарные записи, мы ещё раз убеждаемся в их патриотичности и автобиографичности, в том, что тема Великой Отечественной войны оставила неизгладимый след в судьбе поэта и нашла ярчайшее проявление в его творчестве. «Поэзия в моей жизни сыграла огромную роль. Она не дала упасть в годы беспризорничества, придавала силы и стойкость на фронтах Великой Отечественной…», – признавался К.Я. Мамонтов в 1988 г. во вступлении к сборнику своих стихов «Жизнь прожить…»
Глава 2. Патриотические мотивы лирики Л.Т. Кузубова
§1. «Суровая юность» поэта
Судьба следующего поэта Белгородчины – уникальна. Ещё мальчишкой он познал все тяготы фронтовой жизни, ещё двенадцатилетним подростком убежал на фронт в 1941 году. Взяв из рук убитого красноармейца винтовку, начал стрелять в сторону наступавших врагов.
В двенадцать лет познал я путь солдата.
В двенадцать лет была так смерть близка…
Леонид Трифонович Кузубов родился в 1929 году в городе Шебекино. Будучи 12-летним подростком убежал из дома на фронт. Прошел страшные дороги отступления. Участвовал в Сталинградских боях. Освобождал Белгород. Трижды был ранен. Дошел до Берлина и расписался штыком на стене рейхстага: «Ленька Кузубов!» Всю войну прослужил в разведке. Награжден орденом Славы, орденом Отечественной войны первой степени и двадцатью семью медалями.
Во втупительном слове от автора к одной из своих книг вспоминал Леонид Трифонович: «Добровольцем-разведчиком участвовал в боях под Сталинградом, на Курской дуге. Переодевался в лохмотья и под видом местного жителя с плетеной старой корзинкой, в которой лежали куриные яйца, проникал во вражеские траншеи, предлагая их на хозяйственное мыло. Из немецких передовых траншей, петляя и делая крюк в обход, я возвращался к своим и рассказывал, что и где заприметил» [2, 3].
В сталинградских окопах Леонид обморозил ноги. Всё боялся, чтоб его не отправили на лечение в госпиталь: «Ночью тренировался ходить, опираясь на свой карабин» [2 ,3]. Да, поистине суровую юность и даже отрочество пришлось пережить этому человеку, но дух его не был сломлен, а становился ещё сильнее.
Демобилизован был Л. Т. Кузубов как старослужащий в 1945 году в августе месяце. Хотя старослужащему шел ШЕСТНАДЦАТЫЙ ГОД.
В его семейном альбоме бережно хранятся присланные ему дарственные фотографии от Маршала Советского Союза Г. К. Жукова, от бывшего президента Чехословакии Людвига Свободы, от командарма К.М. Чистякова.
§2. Поэт, рожденный Великой Отечественной
Первые стихи Л. Кузубова были опубликованы в 1942 году в красноармейской газете под Сталинградом.
В стихотворениях совсем юного поэта «Первые дни войны», «Благодарность», «Верю» мы чувствуем несмотря на мальчишеский возраст твердый голос храброго защитника Отечества, стойкого солдата, искренне верившего в Победу нашего народа над фашизмом.
Я верю, что Победу мы добудем!
И пусть не я, а кто-то доживет
До той желанной, радостной минуты,
Когда от счастья сердце вдруг замрет [2 ,7].
В разные годы выходят поэтические сборники: «Соловьиная россыпь», «Ночь перед атакой», «Мужество», «Подвиг», «Автограф», «Суровая юность» и другие.
Особо хотелось бы остановиться на поэтическом произведении «Танковое поле», посвященное сражению на Прохоровском поле.
Земля дрожала от разрывов лютых!
Пылали танки! Шла пехота в бой!
Вовек не позабыть мне те минуты.
Когда в атаку шел я, рядовой.
И было страшно в жуткой круговерти!
Но как ни странно, верилось до слез,
Что это поле не подвластно смерти!
И в контратаку шли солдаты в рост! [2 ,53-54]
Потрясает возглас незабываемой радости в стихотворении «Автограф», где Лёньку Кузубова подхватывают солдаты с криком «Ура!» 9 мая 1945 года в день Победы.
Вот и смолкли орудий раскаты.
Не пылает Берлин от огня.
У рейхстага столпились солдаты,
И сержант подозвал меня.
– Ну-ка, братцы, – сказал он солдатам, –
Дайте сыну полка острый штык,
На стене вот на этой, проклятой,
Ставь автограф победный и ты.
И меня подхватили солдаты,
Под ногами качнулась земля,
И «ура» кто-то выкрикнул рядом.
Выше всех расписался и я. [2, 34]
Начав свой военный путь невысоким двенадцатилетним мальчишкой, которому даже винтовка погибшего красноармейца была неимоверно длиннющей, закончил его тем, что дошел до Берлина ещё совсем молодым, добыл Победу и выше всех расписался на стене рейхстага!
Запал мне в сердце миг короткий.
Он для меня неповторим.
Бросали в небо мы пилотки,
Ура! – кричали во всю глотку.
И я был самым молодым. [2, 38]
Позже, сквозь мирные годы Леониду Трифоновичу будет долго сниться тот мальчишка, та фронтовая молодость, которой как будто и не было:
Молодым я как будто и не был.
Снится молодость мне, словно небыль.
То горящие снятся мне танки,
То орудий гремят перебранки,
То по дальней дроге в огне
Снится мальчик веснушчатый мне. [2, 48]
Исследуя жизненный и фронтовой путь поэта, мы поражаемся его жизнелюбию, стремлению отдать жизнь за нас с вами в столь юные годы. Хочется верить, что и в наши дни юноши и девушки, тонко чувствующие поэтические струны современной и классической литературы, смогут проявить себя как в творчестве, так и в сохранении памяти о великих днях Великой Отечественной войны, смогут в любую минуту стать плечом к плечу на защиту нашей Родины, бороться за свободу и справедливость.
В настоящее время Л.Т. Кузубовым издано 14 стихотворных книг.
Л.Т. Кузубов четырежды лауреат областных премий. Лауреат литературной премии ЦК ДОСААФ и Союза писателей СССР. Дипломант Всесоюзного литературного конкурса имени А. Фадеева. Призер Международного конкурса ГОД ВЕКА /Чехословакия/.
В Берлине вышла на немецком языке антология, где наряду с такими известными поэтами, как Назым Хикмет, Пабло Неруда, Борис Пастернак, опубликованы и стихи Л. Т. Кузубова.
Л. Т. Кузубов Почетный гражданин Белоруссии. Член Союза писателей Российской Федерации. Живет в Белгороде.
Многие стихи Л. Т. Кузубова переведены на польский, немецкий, румынский, венгерский, болгарский, белорусский, осетинский и другие языки.
В феврале 2013г. нам посчастливилось лично услышать голос поэта. Л.Т. Кузубов был приглашен на литературный вечер «Стихи и песни, опаленные войной», организованный преподавателями Панченковой И.И., Зюбан А.С., Богомазовой Е.В., состоявшийся в стенах отделения ПКР. Мероприятие состояло из выразительного чтения поэтических произведений поэтов-фронтовиков Белгородчины, а также всей России, исполнения песен о Великой Отечественной войне и стихотворений собственного сочинения. Леонид Трифонович произнес напутственные слова нам – обучающимся строительного колледжа, пожелал быть достойными сынами своего Отечества, подписал «На добрую память…» сборник своих стихов «Суровая юность». Фотографии с мероприятия размещены в приложении № 2.
Эта встреча оставила неизгладимый след в наших сердцах. Своим жизненным примером Леонид Трифонович с удивительной силой убеждает нас в том, что сильный духом человек способен быть настоящим Человеком. А его фронтовая поэзия вдохновляет нас на подвиги, которым есть место и в мирной жизни.
Глава 3. Воплощение темы Великой Отечественной войны в творчестве В.И. Федорова
§1. Образ Великой Отечественной войны в воспоминаниях В.И. Федорова
Одно из самых трагических событий XX века в истории России – Великая Отечественная война – нашло отражение в русской литературе второй половины XX века. Военно-патриотическая тематика стала плодотворной почвой для творчества многих писателей-фронтовиков, среди которых В.И. Федоров, уроженец Белогорья, член союза писателей СССР, ветеран Великой Отечественной войны, огромный пласт своего поэтического творчества посвятивший этой странице истории нашего Отечества. Поэт-фронтовик, В.И. Федоров воевал на Карельском, Втором и Третьем Украинских фронтах, участник освобождения Венгрии, Австрии и Чехословакии. Первые фронтовые стихи В.И. Федорова публиковались в годы войны в журнале «Красноармеец» и в различных военных газетах. Но, помимо своих поэтических и прозаических произведений, он также оставил воспоминания о фронтовых буднях. Представленные в мемуарах события стали основой сюжетной лирики В.И. Федорова; фронтовые друзья поэта – прообразами его лирических героев.
Мемуары В.И. Федорова составляют переплетение двух основных тем – его военной юности и формирования писательского таланта. Упоминание событий Великой Отечественной войны, участников которой был юный В.И. Федоров, неразрывно связано с формированием замысла его произведений. Так он отмечает, что его фронтовые друзья, которые «полегли в Свирских лесах и болотах, в том числе и одноклассник Саша Бударин» [5, 477], стали прообразами его романа «Жаворонок в зените» и романа в повестях «Сказ про студеный Ключ». Он рассказывает о своих первых публикациях во фронтовых газетах (его первые стихи «В землянке», «Как солдат солдату» были напечатаны в те годы в десантной газете). Таким образом, мы видим, что жизнь В.И. Федорова была неразрывно связана с его творчеством.
Отдельное внимание стоит уделить специфике образа Великой Отечественной войны в воспоминаниях В.И. Федорова. Эта тема оставила отпечаток в его творчестве, именно через мемуары, воспоминания мы можем проследить основы замысла его произведений.
Так он рассказывает, что в конце 1942 года добровольцем ушел на фронт, когда ему было всего 17 лет. Его определили в парашютно-десантные войска с этого начинается его путь войны. Воспоминания построены в хронологическом порядке. В целом, они представляют собой краткую биографическую справку без конкретизации событий на определенных жизненных этапах. Уделяется большое внимание фронтовым товарищам, с которыми В.И. Федоров прошел войну бок-о-бок. Многие из них помогли ему сформировать свой неповторимый образ бойца, ставший главным героем его военных произведений.
Образ войны в воспоминаниях представляет собой путь, полный испытаний и опасностей, невероятно долгий. Несмотря на то, что он представлен очень сжато, мы видим, чем стала война для автора и какой отпечаток наложила на его творчество. Война представлена стремительным потоком движения через города и обширные территории, победы и лишения, радости и утраты. Изредка перемежается впечатлениями и яркими образами, он также отмечает судьбоносные встречи с выдающимися писателями того времени, которые были для него первыми учителями:
«В старинном венгерском городе Кечкелите у меня произошла интересная встреча. После Дня Победы меня, гвардии рядового, перевели на офицерскую должность в редакцию дивизионной газеты «В атаку!» В одном дворе с нами стояла редакция танковой дивизии. Бывший белорусский литературный критик, увидев, в нашей газете мои стихи, попросил у меня потрепанную фронтовую тетрадь и внимательно ее прочел. На нескольких лирических стихах поставил красные крестики: «Здесь вы именно вы. Здесь ваше, выстраданное, федоровское. А остальное можете беспощадно рвать!» [6, 478].
Для каждого писателя-фронтовика война становится богатым жизненным материалом, который находит свое отражение на страницах многочисленных прозаических и поэтических произведений.
§2. Образ лирического героя в военной лирике В.И. Федорова
Военная лирика В.И. Федорова отличается своеобразием в изображении лирического героя, отражении его чувств и переживаний, оригинальностью композиции.
В стихотворении «Боль Прохоровского поля» поэт дает зарисовку уже послевоенного времени:
Седая вдова возле танка застыла.
Он грозно на глыбе стоит.
Тюльпаны, как свечи, горят над могилой,
Что тело танкиста таит» [8, 19].
С первых же строк задается скорбная тональность всего стихотворения. Это плач жены и матери – лирической героини – о погибших муже и сыновьях. Возвышенность скорбного чувства солдатской вдовы подчеркивается метафорами: «вдова застыла», «могила таит», «тюльпаны горят», – сравнением: «тюльпаны, как свечи».
Усиливая эмоциональный тон стихотворения, В.И. Федоров вводит в первую часть монолог лирической героини. Женщина, стоя у могилы мужа, обращается к нему: «Родной, сыновья твои рядом почили, / Никто не остался в живых» [9, 19]. Характеры защитников Отечества передаются посредством характеристики погибших сыновей лирической героини, которую она сама дает им, произнося свой монолог на Прохоровском поле:
…в небе кружил твой старшой,
Не прятался он за отцовскую спину,
Горячий, с открытой душой.
Ты вел по горящему полю машину,
А там, на броне, твой меньшой.
Не прятался он за отцовскую спину,
Упорный, с открытой душой [8, 19].
Поэт наделяет героев Великой Отечественной войны лучшими качествами своих современников – бесстрашием, горячим сердцем, готовностью защищать свою Родину до последнего вздоха. На примере характеристики отдельно взятых героев стихотворения он дает характеристику всему поколению 1940-х годов.
Во второй части стихотворения повествование приобретает диалогическую форму. Лирическая героиня словно получает ответ от своего покойного мужа: «Мне ведомо про сынов» [9, 20]. В стихотворение вводится лирический герой. Его устами поэт дает описание гибели юных героев – его сыновей:
Старшой <…> врезался самолетом
В глухой непроглядный ил.
Меньшой – тот с брони горячей
Врагов поливал свинцом
И рухнул, слепой, незрячий,
В распаханный чернозем [9, 20].
Трагедия лирического героя усиливается эпитетами: «глухой непроглядный ил», «горячая броня», – метафорой «поливал свинцом». Автор передает эмоциональное состояние лирического героя, потерявшего двух сыновей на поле боя.
В третьей части стихотворение приобретает форму монолога от лица воина – собирательного, обобщенного воина. Неслучайно поэт с первых строк переходит на повествование в форме первого лица множественного числа: «Мы стали бронзой, мы живые, / Вся боль земли вселилась в нас» [9, 20]. Затем идет возврат к форме первого лица единственного числа, но этого героя-повествователя уже нельзя назвать определенным человеком. Он представляет собой абстрактный образ воина Великой Отечественной войны, которого волнует будущее Родины, своей матери, детей, внуков: «Скажи мне, мать, скажите, внуки, / Не стал он черным, белый свет? / Скажи мне, снова к нам не лезут? / Скажи: он спал, гремучий зной? / Поля, где плавилось железо, / Зовут Железною землей?» [9, 20].
Здесь проявляется еще одна интересная особенность поэтического творчества В.И. Федорова: риторические по отношению к лирическому герою вопросы, то есть такие вопросы, на которые мы с позиций современности можем дать однозначный ответ, но погибшему участнику боевых действий уже никогда не узнать, что стало с его Родиной.
В четвертой части стихотворения повествование возвращается к лирической героине. Она дает ответ мужу на заданные вопросы:
Милый, успокойся! Мы турнули беса,
В Прохоровском поле спал гремучий зной.
Только это землю, что таит железо,
Все зовут Железною землей [9, 21].
Упоминая ужасы войны, героиня прибегает к метафоре «мы турнули беса» (в значении победили фашиста), эпитетам «гремучий зной» (подразумевая гарь, копоть, которая кружила в воздухе во время сражения), «Железная земля» (то есть земля, в которой осталось множество рудиментов войны – снарядов, элементов танков). Этот ответ предваряет авторское описание современного нам Прохоровского поля:
У вдовы печальной
Чуть дрожали руки,
Как ему с сынами рассказать про то,
Что цветут тюльпаны, что женились внуки
И что в пушке танка птица вьет гнездо? <…>
Огненное поле, огненное поле…
То не бой – подсолнухи в цвету [8, 21].
Авторский эпитет «огненный» по отношению к Прохоровскому полю приобретает неоднозначное значение: с одной стороны – подсолнухи – современность, с другой – огонь сражений 1943 года.
Стихотворение «Боль Прохоровского поля» – это оригинальное воплощение авторского взгляда на события 1943-го года. В.И. Федоров своеобразно представляет читателям сражение под Прохоровкой, дает его глазами четырех героев – лирический герой, лирическая героиня (его жена), обобщенный образ воина Великой Отечественной войны и собственный взгляд.
Принципиально отличается от «Боли Прохоровского поля» стихотворение «От имени однополчан», построенное в форме лирических воспоминаний фронтовика.
С первых строк лирический герой обращается к своему другу-однополчанину:
Друг мой, ровесник,
Однополчанин,
Мы судьбы связали
Крепким узлом.
В свирских лесах
Штурмовыми ночами
По бездорожью
Шли напролом [9, 29].
Воспоминания о войне, о фронтовых друзьях эмоционально окрашиваются изобразительно-выразительными средствами: метафорой «судьбы связали крепким узлом», фразеологическим оборотом «шли напролом», эпитетом «штурмовые ночи», ярко характеризующим обстановку на фронте.
Лирический герой обращается к воспоминаниям о своей юности: «Было тогда нам / По восемнадцать» [9, 29]. Поднимается тема преемственности от отца к сыну, от старшего поколения к младшему. Как отцы и деды лирического героя защищали свою землю, так и они с однополчанами:
Крепко держали Знамя отцов <…>
Раны отцов
Отзывались в нас болью.
В сердце несли мы с тобой Их мечты.
Кажется мне,
Что сражался в Триполье,
Бил богачей
Не отец твой, а ты [9, 30].
От темы преемственности патриотических чувств, готовности умереть за Родину, В.И. Федоров переходит к теме послевоенной жизни и профессиональной деятельности:
Сельский учитель,
Поэт невезучий,
Сердце горит не напрасно –
Дай срок! [9, 30].
Поэта-фронтовика В.И. Федоров называет «невезучим», хотя тот осуществляет высокую миссию:
Мы за отцовское дело
Воюем
Словом горячим,
Хлесткой строкой [9, 30].
Поэт дает представление об идеальном творчестве, наделяя его эпитетами: слово должно быть горячим, строка хлесткой, как пуля.
Заключительные строки стихотворения возвращают нас к обращению лирического героя к своему другу-однополчанину. Применение В.И. Федоровым кольцевой композиции – также одна из ярких особенностей его творчества.
Лирическое наследие В.И. Федорова, посвященное Великой Отечественной войне, является ценным историко-литературным материалом. Поэт представляет взгляд участника боевых действий, передает эмоции живого свидетеля войны. Жанрово-стилевые особенности стихотворений свидетельствуют о продолжении В.И. Федоровым реалистических традиций русской литературы начала XX века.
Глава 4. Своеобразие женского восприятия Великой Отечественной войны в лирике и мемуарах Н.Г. Овчаровой
§1. Женское восприятие войны в «Воспоминаниях» Н.Г. Овчаровой
Отражение событий Великой Отечественной войны в мемуарах Н.Г. Овчаровой представлено сквозь призму специфического женского восприятия. Проблема гендерного восприятия в литературе становится очень актуальной в XXI веке, поскольку «женские» произведения дают своеобразное освещение событий. «Война была у всех разная. Одна общая для всех, и у каждого своя, особая» [5, 96] – так характеризует свои военные воспоминания Н.Г. Овчарова.
Если провести параллель между отражением воспоминаний о Великой Отечественной войне В.И. Федорова, Л. Т. Кузубова, К.Я. Мамонтова и Н.Г. Овчаровой, то будет заметно, что у автора-мужчины преобладает фактографичность, в то время, как у автора-женщины сильна эмоциональная составляющая. Воспоминания В.И. Федорова представлены фактами о событиях Великой Отечественной войны, в которых он участвовал, у Н.Г. Овчаровой они представлены фрагментами фронтовых будней, ситуаций, которые произвели на нее впечатление. Их она старается воспроизвести во всей полноте эмоционального восприятия: «Ничего не подозревая, мы спустились к речке и… стали разуваться. Командир говорит: «Молодец, ребята! Разуваться, кто не хочет замерзнуть на том берегу, под огнем немца!» И разулись! <…> Побежали к речке. Снег холодный, прямо обжигает! А вода еще страшнее! Река фронтовая: всякие осколки, обломки, все острое. <…> Мы с санитаром Семой стали перевязывать раненых. И вдруг увидели сержанта. Лежит на снегу весь окровавленный и неподвижный. Смотреть жутко. Безгласный и бездыханный. Плакать некогда, надо работать. Бедный мой богатырь! Спас, а сам…» [5, 97].
Несмотря на то, что мемуары большей частью представляют собой документальное повествование с упором на достоверность (автор старается избегать субъективной оценки в создании образа прошлого и каких-либо выразительных средств для его описания), воспоминания Н.Г. Овчаровой больше схожи с произведениями художественной литературы по степени преобладания эмоциональной составляющей и субъективной оценке, по наличию изобразительно-выразительных средств и признаков художественного произведения (эпиграфы, вставки из стихов, обширные диалоги для описания ситуаций). Н.Г. Овчарова начинала свою творческую карьеру как поэтесса; с юных лет она испытывала тягу к стихам и это отразилось в ее стиле, языке ее произведений, в том числе и мемуарных (дневники, воспоминания, записки). Благодаря этому удается увидеть и буквально прочувствовать образ войны, который воссоздает в своих мемуарах Н.Г. Овчарова. В итоге, этот ценнейший материал затем лег в основу ее военных стихотворений и повестей. Она долго не решалась писать о войне. Вот как вспоминает сама писательница: «Что могла сказать о войне я, армейский делопроизводитель, после книг крупнейших писателей о крупнейших сражениях?» [3, www] Но, в свое время, ее друг и наставник по перу, писатель М.М. Обухов, сказал ей: «Ты видела и пережила свое. И пиши о своем» [5, www]. Так в ее художественных произведениях воплотился неповторимый образ Великой Отечественной войны, начало которого было заложено еще в мемуарных произведениях.
§2. Фронтовая поэзия Н.Г. Овчаровой
Поэзия Н.Г. Овчаровой – это отражение женского восприятия войны. Участница Великой Отечественной войны, писательница смогла передать живые воспоминания и чувства фронтовиков. В ее военной лирике – фронтовая юность, блокадный Ленинград, безымянные, но не забытые герои военных действий.
В стихотворении «Война» дана зарисовка фронтовых будней. Писательница показывает нам отдых бойцов:
Война. Снега.
Клуб в сельской церкви.
В этом странном зале
молоденький комбат играет на рояле [5, 325], – довольно реалистично изображает быт солдат Великой Отечественной войны, наделяет его характерными чертами эпохи: клуб расположен в церкви. Описывая его, Н.Г. Овчарова прибегает к эпитету «странный зал», что усиливает художественную составляющую стихотворения.
Лирический герой стихотворения наделен романтическими чертами. Он уходит от жестокой военной действительности в мир искусства: «Сквозь вальс-бостон «Под крышами Парижа» / Свое, родное, словно стало ближе» [5, 325], предается воспоминаниям о родном Ленинграде. Впрочем, мысли лирического героя окутаны тайной. Они переданы с помощью риторических вопросов:
Что видит сам комбат?
Проспекты Ленинграда,
Зажатые в ледовый плен блокады?
Простор Невы,
Уютную квартиру,
К которой путь лежит через дороги мира?
Иль девушку-певунью в платье белом,
Чью руку лишь однажды он пожал несмело? [5, 325].
Обращаясь к приему риторических вопросов, Н.Г. Овчарова передает читателям всю довоенную жизнь лирического героя, которая вновь и вновь проживается им на фронте. В описании она прибегает к эпитетам: «ледовый плен блокады», «уютная квартира», – метафорам: «плен блокады», «путь через дороги мира». Изобразительно-выразительные средства усиливают экспрессию стихотворения. Передаваемые писательницей события воспринимаются эмоционально, переживаются читателем вслед за лирическим героем.
Еще один прием, используемый Н.Г. Овчаровой в данном стихотворении – кольцевая композиция. Передав в четырех вопросов весь жизненный путь лирического героя, она возвращает его в реальность – на фронт: «Война. Снега. / Клуб в сельской церкви. / В этом странном зале / молоденький комбат играет на рояле» [5, 325].
Стихотворение «Он не был героем…» – это история жизни, подвига и гибели простого русского солдата. Лирический герой не отличился ничем выдающимся, героическим на фронте:
Он не был героем, не был.
В атаку полк не водил.
В гудящее битвой небо
Не ввинчивал грозный «ИЛ».
Ему не пришлось ни разу
Столкнуться в бою с врагом:
Он был офицером связи
в штадиве прифронтовом [5, 325].
Н.Г. Овчарова намеренно делает лирическим героем не бойца, а связиста, незаменимого на фронте человека, роль которого порой недооценивалась.
Писательница говорит о профессиональных качествах связиста как о лучших качествах своего героя:
В своем отличался деле –
находчив, упорен, быстр [5, 325].
Его гибель представляется как подвиг, хоть этот подвиг никто и не заметил: «…Погиб при случайном обстреле / у тихой речушки Мыс. / Качнула шальная мина / жизни и смерти весы. / Не стало у матери сына. / Остался Родины сын» [5, 325]. Нелепость гибели лирического героя усиливает трагизм произошедшего. Н.Г. Овчарова использует изобразительно-выразительные средства, строя ситуацию гибели героя на приеме антитезы: «погиб при случайном обстреле», «у тихой речушки». Эпитеты «случайный обстрел», «тихая речушка», «шальная мина», метафора «жизни и смерти весы» усиливают эмоциональный тон стихотворения, настраивают читателя на трагическое восприятие «незаметного» на фронте человека.
Прямые батальные сцены даны в стихотворении «За крайнего». В нем Н.Г. Овчарова говорит о значимости тех, кто имеет смелость первым идти в бой, принимает эстафету у тех, кто пал, защищая Родину.
Стихотворение начинается с команды: «В атаку!» – / команды, как птицы по веткам, спускаются ниже и ниже» [5, 326]. Ответом на команду становится реакция бойцов:
И вот уже цепь напряженных бойцов.
И каждому страшно.
И каждому хочется выжить [5, 326].
Н.Г. Овчарова передает чувства фронтовиков: страх, напряжение, желание выжить. Посредством зарисовки психологического состояния воинов передается атмосфера военных действий, подчеркивается героизм солдат.
Лирический герой стихотворения – крайний – появляется лишь во втором четверостишье:
И крайний встает, молчаливо, без слов.
За крайних! Что шли пулеметам навстречу,
Что провод тянули под злое стенание мин.
За крайнего! [5, 325].
В описании военных действий, в которые оказывается вовлечен лирический герой, писательница использует изобразительно-выразительные средства – эпитеты: «молчаливо», «злое стенание мин», метафору «стенание мин». Само нарицательное имя главного героя – «крайний» – приобретает метафорическое значение «смелый», «первый».
«Потом уж «Ура!» / и стремительной схватки лавина, / потом: «Молодцы!» / и победного стяга заря…» [5, 326] – сначала в бой вступает крайний. Его роль самая сложная – повести за собой, настроить на победу воинов. Именно такие вот крайние в первых рядах погибали во имя Победы: «Немного вас, крайних, дошло до Берлина, / но вы поднимались и падали навзничь не зря» [5, 326].
Описание военных событие сменяется размышлением о роли «крайних» в истории цивилизации: «Меняется жизнь. / Поколенья меняются тоже. / И если сейчас раздается команда – «Вперед!», / то всю нашу храбрость / и всю нашу силу итожа, / сегодняшний крайний на смерть и на подвиг встает» [5, 326].
«Крайний» – это собирательный образ, воплощение мужества, чести, отваги, героизма – лучших черт русского народа: «…все лучшее с крайних всегда начиналось, / и будет все лучшее с них начинаться всегда!» [5, 326].
Фронтовая лирика Н.Г. Овчаровой с поразительной, присущей только женскому творчеству, чувственностью передает чувства, впечатления, переживания участников Великой Отечественной войны. Ее лирические герои не всегда выглядят героически внешне, но героизм души, преобладающий в характерах, превосходит все внешнее. Эмоциональный тон изображаемых событий, смена военных декораций придают стихотворениям женское своеобразие в раскрытии «неженской» военной тематики.
Читая поэзию Н.Г. Овчаровой, исследуя особенности её фронтовой биографии, отражения темы Великой Отечественной войны в её творчестве, сразу перед глазами возникают образы пяти девушек – героинь повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…», всплывают в памяти поэтические строки Юлии Друниной, тоже воевавшей за Родину на полях сражений за мир:
Всё грущу о шинели,
Вижу дымные сны, –
Нет, меня не сумели
Возвратить из Войны.
Дни летят, словно пули,
Как снаряды – года…
До сих пор не вернули,
Не вернут никогда.
И куда же мне деться?
Друг убит на войне.
А замолкшее сердце
Стало биться во мне [ 1, 28 ].
Военная лирика поэта-мужчины и поэта-женщины – это разные взгляды, эмоциональный накал и стиль поэтики, но в одном их литературное наследие совпадает – в стремлении выплеснуть все свои переживания, связанные с военной нелегкой судьбой, в гордости и мужестве, в искренней любви к своему Отечеству.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нашей работе мы рассмотрели особенности реализации темы Великой Отечественной войны в мемуарном и поэтическом наследии К.Я. Мамонтова, Л.Т. Кузубова, В.И. Федорова, Н.Г. Овчаровой. Нам удалось выполнить поставленные задачи. Мы выявили закономерности для сопоставительного анализа мемуарных и лирических произведений белгородских писателей, а также их жанровую специфику.
Так мы определили своеобразие в воссоздании образа Великой Отечественной войны в мемуарных произведениях белгородских писателей и пришли к выводу, что у В.И. Федорова война неразрывно связана с формированием творческих взглядов; он черпает вдохновение для своих будущих произведений в событиях, в людях, с которыми ему довелось воевать. Об этом он подробно рассказывает в своих воспоминаниях. Путь войны представлен динамично, с редкими вставками из ярких впечатлений. Преобладает фактографичность. У Н.Г. Овчаровой Великая Отечественная война представлена с точки зрения эмоционального восприятия. Если у В.И. Федорова воплощена документальная функция мемуарного жанра, то у Н.Г. Овчаровой – художественная. Она широко использует изобразительно-выразительные средства для того, чтобы воссоздать свои впечатления в описываемых ситуациях, также многие приемы художественной литературы (эпиграфы, обширные диалоги, строчки стихотворений). В подобном способе воссоздания образа прошлого реализуется женское восприятие событий Великой Отечественной войны, в этом состоит их специфика. У Л.Т. Кузубова представлено рано повзрослевшее восприятие военных событий. Своеобразие его мемуаров заключается в том, что воспоминания о военном лихолетье, написанные спустя много лет после Великой Отечественной войны, переданы с невероятной точностью: детально показываются события первых дней войны, характеры людей, отвага и стойкость русского солдата, вера в победу, – все это сопровождается богатым эмоциональным тоном, позволяющим читателю проникнуться происходящим.
В результате, у каждого автора создается свой, неповторимый поэтический образ Великой Отечественной войны.
Поэтические произведения, посвященные теме Великой Отечественной войне, также отличаются своеобразием авторских взглядов, выражением чувств и впечатлений. Если лирика В.И. Федорова представлена с позиций воспоминаний участника Великой Отечественной войны (лирические герои его стихотворений, как правило, те, кто войну пережил, обращаются к воспоминаниям о военном прошлом, о своих погибших товарищах), то у Н.Г. Овчаровой лирический герой (героиня) - участник Великой Отечественной войны, рассказывающий о фронтовых буднях. Отличительной особенностью военной лирики Н.Г. Овчаровой является то, что в ее стихах обращается внимание на малозаметных героев войны, чьи подвиги остаются безызвестными: связисты (стихотворение «Он не был героем…»), делопроизводители и простые рядовые солдаты в ряду многих других (стихотворение «За крайнего»). Поэзия Л.Т. Кузубова, воплощающая тему Великой Отечественной войны, показывает войну глазами ее участников («Комвзвода», «Под Белгородом», «Никто не хотел умирать»). Военная лирика К.Я. Мамонтова отражает патриотические мотивы поэта, который благодаря Музе смог преодолеть фронтовые будни и одиночество сироты. В поэзии, как и в мемуарных произведениях, события Великой Отечественной войны освещаются с разных позиций (воспоминания ветерана у В.И. Федорова, взгляд участника войны у Н.Г. Овчаровой, Л.Т. Кузубова, К.Я. Мамонтова), у каждого автора создается свой уникальный образ этого исторического события. Таким образом, мы приходим к пониманию значения этого переломного события эпохи, его отражения в судьбах и творчестве белгородских писателей.
В этом 2014-2015 учебном году в мае месяце мы участвовали совместно с группами 1-го курса в подготовке и проведении литературного вечера «Не в силах годы в нас разминировать сердца…», посвященного жизни и творчеству поэтов-фронтовиков Белгородчины и 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, который явился результатом данной исследовательской работы. Мы с радостью поделились с гостями своими открытиями в области фронтовой и литературной биографии поэтов, исполнили выразительно наизусть их поэтические произведения. Фото с данного поэтического вечера можно увидеть в приложении № 2.
Исследование жизни и творчества белгородских поэтов-фронтовиков наполнило меня особым чувством уважения к поэтическому наследию и подвигу этих великих людей. В будущей своей жизни постараюсь стать достойным памяти событий Великой Отечественной войны и буду всегда стремиться к защите Родины ради мирного неба над головой.
Список использованной литературы
1. Друнина Ю. Мир до невозможности запутан. Стихотворения и поэмы. Поэтическая Россия. М., Русская книга, 1997.
2. Кузубов Л.Т. Суровая юность. Стихи. – Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1989. –95 с.
3. Литературная энциклопедия. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le7/le7-1312.htm
4. Мамонтов К.Я. Жизнь прожить…Стихи. Воронеж. Центрально-Черноземное книжное издательство, 1988.
5. Потомкам (I). Антология военной прозы и поэзии Белгородчины / под ред. В. Шаповалова. - Т.1. - Белгород: изд-во Шаповалова, 1995. - 736 с.
6. Овчарова Н.Г. Страницы пережитого. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.belkult.ru/info/st_7_30
7. Светоч. Литературно-художественный и публицистический альманах / под ред. В.Е. Молчанова. - № 2(4). - Белгород: «Крестьянское дело», 2001. - 144 с.
8. Федоров В.И. Боль Прохоровского поля. Стихи. Поэма. - Белгород: изд-во Шаповалова, 1995. - 24 с.
9. Федоров В.И. Лирика и сатира. - Харьков: Харьковское книжное издательство, 1962. - 186 с.
Приложение
Строки, которые у меня родились в ходе данной работы, хотел бы посвятить Леониду Кузубову, всем поэтам-фронтовикам Белгородчины и России.
Мальчишка
Желал ты драться за Отчизну,
В двенадцать лет бежал на фронт.
Отваги полный и лиризма,–
Остаться в стороне не мог.
Мечтал ты одержать Победу,
Под Сталинградом бился, сердце не щадя.
Стихи писал и не терял надежду
В мир на земле для всех и для себя.
И ничего, что был совсем мальчишкой,
Ты тонко чувствовал, поэт наш и герой!
На долю выпало твою всего на свете с лишком,
Но выстоял – и не поник ты головой.
Ты выстоял! И нам, теперь мальчишкам,
Ты завещаешь Родину хранить, –
Быть верным ей, как те мальчишки,
Что в бой рвались, хотели жить, любить.
Но многие из них не долюбили,
Остались там, в холодной тишине,
Под ивами, березами родными
Лежать в своей и не своей земле.
За них, за нас, живущих ныне,
Ты жизнью рисковал тогда,
И видел, как до неба полыхала
В аду кромешном Курская дуга.
Ты бился насмерть, юность фронтовая
В тебе кипела и рвалася в бой.
Строка поэта будто бы живая
Лилась и сердце жгла собой.
Как я хотел бы быть на твоём месте,
Идти в атаку, жизнь отдавать, любить,
Ведь это гордость – быть солдатом,
Мир и свободу Родине дарить!
И на рейхстаге расписаться живо:
«Кузубов Лёнька с Белгорода!» – я
Мечтал бы тоже, как и ты когда-то,
Добыв Победу, счастье для меня.
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Три коробки с орехами
Кто грамотней?
5 зимних аудиосказок
Зимняя сказка