Вложение | Размер |
---|---|
hayrullina_k._kto_takoy_solove-razboynik.docx | 40.94 КБ |
Всероссийская научно-социальная программа молодёжи и школьников
«Шаг в будущее»
КТО ТАКОЙ СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК?
Автор: Хайруллина Камиля Рифовна,
Россия, Тюменская область, ХМАО-Югра,
Сургутский район, г. Лянтор,
МБОУ «ЛСОШ №3», 3 класс
Научный руководитель: Воробьева Светлана Витальевна,
учитель начальных классов
Сургутский район
Содержание.
Введение. ……………………………………………………………………………….......1-2
Глава 1. Соловей-Разбойник-миф или реальность?
1.1. Соловей – разбойник-образ реального человека. …..……...................................2
Глава 3. Практическая часть
3.1. Сравнение образа Соловья-разбойника в былинах…………………………...2-5
Заключение…………………………………………………………………………………..6
Литературные источники…………………………………………………………………...7
КТО ТАКОЙ СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК?
Хайруллина Камиля Рифовна , Россия, Тюменская область, ХМАО-Югра,
Сургутский район, г. Лянтор, МБОУ «ЛСОШ №3», 3 класс
Научный руководитель: Воробьева Светлана Витальевна, МБОУ «ЛСОШ №3», учитель начальных классов
Аннотация
С детства нам знакомы былины про Илью Муромца и Соловья – разбойника. Силён и могуч русский богатырь, но и велика сила вражеская. Если образ богатыря Ильи из города Мурома мы себе ясно представляем, то читая былины о Соловье-разбойнике, у ребят на уроке возникает множество вопросов. Вот и у меня при прочтении нескольких былин с этим героем возникли сомнения: «Так кто же такой Соловей – разбойник? Человек? Птица? » Мнения учащихся нашего класса разошлись. Это чудовище умеет ездить на лошади, его можно взять в плен, казнить, но оно имеет смертоносный свист- образ и человека и животного. Чтобы разгадать эту загадку мы задались целью: определение особенностей персонажа с загадочным именем Соловей-разбойник. Для достижения этой цели нам предстоит решить ряд задач:
Во время работы мы воспользовались следующими методами:
Объектом нашего исследования являются русские былины.
В качестве предмета исследования мы обратили внимание на образ Соловья-разбойника.
Проанализировав результаты наших исследований, по данной теме, я узнала много интересного о былинных героях, славянских племенах, верованиях древних славян. Анализ былинных сказаний с образом Соловья-разбойника показал, что в одних источниках Соловей-птица чудовищная, в других - человек-разбойник. Вопрос этот для нас остается спорным.
Учитывая особенности образа Соловья-разбойника во многих былинных сказаниях, мы можем утверждать, что наш герой – это человек-разбойник, реальный человек, проживающий во времена древней Руси.
Введение
«Избавитель ты наш, славный русский богатырь, заросла, замуровела прямоезжая дорога в Киев-град. Окольным путём теперь ходят пешие и ездят конные. Возле Чёрной Грязи, у реки Смородинки, поселился Соловей- разбойничек…» (Илья Муромец и Соловей – разбойник, стр.13). [1] С детства нам знакомы былины про Илью Муромца и Соловья – разбойника. Силён и могуч русский богатырь, но и велика сила вражеская. Илья Муромец – главный герой былин киевских.
Если образ богатыря Ильи из города Мурома мы себе ясно представляем, то читая былины о Соловье-разбойнике, у ребят возникает множество вопросов. Еще в XIX веке ученые задумывались над тем, кто стоит за былинным образом противника русского богатыря – Соловья-разбойника. Одни в нем видели мифическое существо - олицетворение сил природы, бортника-древолаза, другие высказывали мнение, что этот образ из фольклора других народов. Третьи предполагали, что Соловей – обычный человек, занимающийся разбоем. За свое умение громко свистеть он был прозван Соловьем. В былинном повествовании Соловей-разбойник изображен как существо, живущее в лесах со всем своим выводком (Илья Муромец и Соловей-разбойник).[5]
Вот и у меня при прочтении нескольких былин с этим героем возникли сомнения: «Так кто же такой Соловей – разбойник? Человек? Птица? » Попробуем разгадать эту загадку.
Обратимся к словарю: Со́ловей-разбо́йник (произносится именно Со́ловей, а не Солове́й) — в восточнославянской мифологии — лесное чудовище, нападающее на путников и обладающее смертоносным свистом. Побеждён Ильёй Муромцем, который отвёз его на показ князю в Киев, а затем казнил на Куликовом поле.[2] Это чудовище умеет ездить на лошади, его можно взять в плен, казнить, но оно имеет смертоносный свист- образ и человека и животного. Для решения этих спорных вопросов мы задались целью: определение особенностей персонажа с загадочным именем Соловей-разбойник. Для достижения этой цели нам предстоит решить ряд задач:
Во время работы мы воспользовались следующими методами:
Объектом нашего исследования являются русские былины.
В качестве предмета исследования мы обратили внимание на образ Соловья-разбойника.
Глава 1. Соловей-Разбойник-миф или реальность?
Соловей-Разбойник — самый таинственный персонаж русского фольклора. Во времена стародавние, где теперь стоит Нижний Новгород, жил знатный, сильный мордвин, по имени Скворец. Он был друг и товарищ другому, такому же знатному, такому же сильному мордвину - Соловью, тому самому, что был связан с Ильей Муромцем. Вероятно, что Соловьем-Разбойником являлся реальный человек. Скорее всего, это был князь, который проживал на острове на территории нынешнего села Зазимье Броварского района Киевской области. Село находится в 10-15 км от Киева. Мимо села в древние времена шла дорога на Киев по реке и суше. Не исключено, что этот князь брал дань у путешествующих. Ему хотелось править на Руси.[3]
По некоторым источникам застава Соловья была символом непокорного племени вятичей, живших в Брянских лесах. Соловей – не атаман шайки, а племенной князь вятичей, «жестокий и неразумный домосед и владелец земли, не позволяющий ездить через его леса». В образе Соловья-Разбойника нашли отражение и воспоминания о «свистящих» лесных племенах, некогда живших в муромских лесах. Свист использовался ими для дальней связи.
Разбойникам ведь принято давать клички. Ничто не мешает предположить, что какой-нибудь удалец «с большой дороги» получил прозвище Соловей, допустим, за особенное умение свистеть, всегда ценившееся в разбойничьей среде. В окрестностях Киева существовало также предание о разбойнике Голубе, а сподвижниками Ермака Тимофеевича народная молва называла лихих атаманов Сокола и Петуха. Исходя из выше сказанного можно предположить, что существовал настоящий человек - князь Соловей и был он разбойником в лесу.[4]
Глава 2. Практическая часть
2.1. Сравнение образа Соловья-разбойника в былинах
Любая былина, как и всякое фольклорное произведение, существует во множестве вариантов. Мы рассмотрим два варианта былины: из хрестоматии для начальной школы «Мифы и былины» и русские эпические песни-сказания, былины в пересказе А.Н.Нечаева.
Критерии сравнения | Хрестоматия для начальной школы «Мифы и былины» «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | Русские эпические песни-сказания, былины в пересказе А.Н.Нечаева «Илья Муромец и Соловей-разбойник» |
Имя героя | Соловей Рахманович. | Соловей – разбойник, Одихмантьев сын. |
Внешний вид | Поранил руку | |
Место обитания | Залег на девяти дубах, от людского глаза прячется. Строил себе палаты из добра награбленного. Двор на семи верстах (7км 462м) обнесен весь железным тыном, на каждой тычинке по маковке, на каждой маковке по голове богатырской воткнуто. Стоят за оградой три терема златоверхих, сады их окружают тенистые, зеленые, цветами алыми расцвеченные. Под каждым теремом вырыты подвалы глубокие; много лежало в них серебра, золота, камней драгоценных, скатного жемчуга горами наложено. | Сидит на двенадцати дубах. Логово соловье. |
Действия героя | Засвистал по-соловьиному, зашипел по-змеиному, зарявкал по-звериному. Выпил чару вина в полтора ведра (смочить запекшиеся кровью от раны уста), попросил чару пива да чару меда сладкого и закусил калачиком крупитчатым. | Свищет злодей по-соловьему, кричит по-звериному. Зашипел злодей по-змеиному. Выпивал чару вина за единый дух. |
Изменение в природе | …И от посвиста соловьего да от крика звериного трава-мурава пожухла вся, лазоревые цветы осыпаются, темные леса к земле клонятся… | |
Влияние на людей | Оглушил весь народ, князь Владимир к земле пригнулся и встать не может. | …А люди замертво лежат. |
Влияние на строения | Маковки на теремах покривилися, околенки (оконные рамы) в теремах рассыпались. | |
Родственные связи героя | Жена, девять сыновей (думали оборотиться в черных воронов), старшая дочь Полька (ухватила доску в 90 пуд- 1474 кг 200 г), дочь любимая Катюша (на реке Днепре перевозчица) | Сыновья и дочери схватили мечи да рогатины и побежали |
Погибель персонажа | Ударил о серый камень и Соловью конец пришел. | Вывез в чисто поле и отрубил буйну голову. |
Данные результаты позволяют представить Соловья человеком. А тот факт, что он восседал на 9, 12 дубах, строил там гнездо, объясняется тем, что разбойники часто делали постройки на рядом стоящих деревьях. Соловей-разбойник уже ничем не напоминает птицу. У него, как у состоятельного человека, «широк двор», «три терема златоверхих» двор обнесен железным забором с маковками (Илья Муромец и Соловей-разбойник, стр.86).[5] Значит, он владел кузнецким делом. Во дворе рядом с жестокостью (богатырские головы на маковках), растут «сады тенистые, зеленые, цветами алыми расцвеченные» («Илья Муромец и Соловей-разбойник», стр.87).[5] Награблено много драгоценностей в вырытых подвалах. Это говорит о том, что владел Соловей строительством (были руки, а не крылья), умел рыть ямы для хранения добра, разбирался в драгоценностях. У него вполне человеческая семья: жена, дочери, сыновья. У дочерей реальные человеческие имена: Катюша и Полька ( «Илья Муромец и Соловей-разбойник», стр.87,89). [5] Он отговаривает домочадцев от попыток отбить его у Ильи Муромца,так как его родные имеют огромную силу. Например, дочь Полька могла ухватиь доску весом 1474 кг 200 г. («Илья Муромец и Соловей-разбойник», стр.87). [5] Затем, Соловей в Киеве гордо разговаривает с князем Владимиром, даже требует себе чару вина, чтобы смочить запёкшиеся от крови уста. Соловей пил вино, мед сладкий, «закусил калачиком крупитчатым» («Илья Муромец и Соловей-разбойник», стр.91). [5] Если предположить, что это птица, то возникает сомнение: у птицы-клюв, а в литературном источнике говорится, что рот запечется кровью. Птица не будет, есть сладкий мед, пить вино ведрами, чарами. Да и смерть Соловья сомнительна в одном варианте человеческая («отрубил буйну голову») («Илья Муромец и Соловей-разбойник», стр.18) [1], в другом варианте быстрая как у птицы («ударил о серый камень и Соловью конец пришел») («Илья Муромец и Соловей-разбойник», стр.95).[5] Из некоторых эпизодов мы видим в Соловье не громкоголосую птицу, а необыкновенно сильно свистящего человека.
Нам пришлось сомневаться и в человеческом образе Соловья-разбойника. Например, его сыновья могли превращаться в черных воронов. В самом начале былины возникает образ гигантской птицы («Илья Муромец и Соловей-разбойник», стр.14). [1] Завидев Илью, Соловей пытается погубить его своим смертоносным свистом. Если сравнить его со свистом реального соловья, или просто человека, то кажется, что речь идёт о пернатом чудовище.
Соловьиное пение и вообще соловей («соловейка», «соловейчик», «соловушка»), как водится, вызывают к себе только положительное отношение. Сравнение с соловьём было лучшей похвалой певцу, поэту. В обрядовых песнях соловей, вьющий гнездо, является символом строителя дома, устроителя семейного очага… В общем, трудно найти птичий образ, который так мало подходил бы на роль чудовища, злодея, страшного врага земли Русской. Образ Соловья-разбойника никак не вяжется с «репутацией» соловья.[4] Свист Соловья-разбойника действовал на природу и строения как сильный ветер, а на живых существ влиял скорее психологически («Илья Муромец и Соловей-разбойник», стр.13).[1] В некоторых источниках говорится о птице рахманной. И в былине Соловей Рахманович в котором сложный образ, где есть черты птицы и человека, чудовищного богатыря («Илья Муромец и Соловей-разбойник», стр.91). [5] В одной из белорусских сказок Соловей – это человек, превращенный чарами волшебника в гигантскую птицу. Но все же исходя из изученного материала можно предположить, что такой образ Соловья с сильным шипением, звериным ревом, смертельным свистом был создан для устрашения киевлян непокорным племенем вятичей, обитающих в тех лесах.
Заключение
В былине, как и сказке, сочиненной народом, имеются своеобразные выразительно-изобразительные средства: троекратные повторы (рассказ о силе свита Соловья, встреча со свистом Соловья коня и Ильи, свит на княжеском дворе), гиперболы - преувеличение (изображение Соловья-разбойника), сравнения, метафоры, эпитеты (темный лес, травушка-мурава). В образе Соловья-Разбойника народная фантазия олицетворила злые силы, демонов. Его грозная сила преувеличена. Это злодей-разбойник. Мы предполагаем, что в образе Соловья-разбойника отражен образ реального человека, племени вятичей, только он устрашающе преувеличен народом с целью запугивания, избегания той дороги на которой грабили, собирали дань и убивали. В той местности были вокруг река и топкие болота, поэтому возможно там еще и пропадали люди.
Проанализировав результаты наших исследований, по данной теме, я узнала много интересного о былинных героях, славянских племенах, верованиях древних славян. Анализ былинных сказаний с образом Соловья-разбойника показал, что в одних источниках Соловей-птица чудовищная, в других - человек-разбойник. Вопрос этот для нас остается спорным.
Учитывая особенности образа Соловья-разбойника во многих былинных сказаниях, мы можем утверждать, что наш герой – это человек-разбойник, реальный человек, проживающий во времена древней Руси.
При изучении былинных сказаний в школе, данный материал поможет учителям и ученикам на уроках литературного чтения ответить на многие вопросы. Познакомив своих одноклассников с особенностями образа Соловья-разбойника, нам удалось привлечь их внимание к чтению былин. При обсуждении этого вопроса мы научились правильно спорить-дискутировать, анализировать произведения.
Литературные источники
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Цветущая сакура
Сказочные цветы за 15 минут
Новый снимок Юпитера
Лиса-охотница