В презентации представлена история сохранения культурно-исторического объекта Царское Село в годы Великой Отечественной Войны.
Вложение | Размер |
---|---|
8a_tsarskoe_selo.pptx | 2.05 МБ |
Слайд 1
Царское Село Во время Великой Отечественной Войны Ирликов Н.С., Халиуллина А.А 8 «А»Слайд 2
«Отечество нам Царское Село»… — эти слова из стихотворения А. С. Пушкина могут сегодня служить эпиграфом к рассказу о замечательном городе — сокровищнице русского искусства. В состав Государственного музея-заповедника «Царское Село» входят Екатерининский и Александровский дворцы с прилегающими паркам.
Слайд 3
В обширной историографии, посвященной Великой Отечественной войне , спасение культурных ценностей — страница еще малоизученная. О самоотверженной работе музейных сотрудников, спасавших отдельные художественные коллекции (в Екатерининском дворце почти 12 тысяч предметов) написано очень немного и в основном к юбилейным или памятным датам. 18 сентября 1941 года город был оккупирован германскими войсками , уничтожившими и повредившими многие сооружения ансамбля, похитившими некоторые произведения искусства ,в том числе убранство Янтарной комнаты Большого дворца. Выяснение всех обстоятельств полноты возврата произведений искусства затрудняется тем, что кроме планомерного грабежа художественных ценностей происходил грабеж «индивидуальный», нигде не зафиксированный, подобно случаю с флорентийской мозаикой «Осязание и обоняние», вмонтированной в стену с панелью в Янтарной комнате и изъятой из помещения до того, как она была демонтирована солдатами рейха.
Слайд 4
Художественные коллекции Екатерининского дворца, в Пушкине, под Петербургом, складывались на протяжении трех столетий. Начиная с Петра I, подарившего в 1710 году эти земли своей жене Екатерине I , коллекции собирали все российские монархи вплоть до 1917 года. После Великой Октябрьской революции художественное убранство Екатерининского дворца-музея наряду с другими коллекциями бывших царских резиденций под Петербургом, было объявлено национальным достоянием.
Слайд 5
Маркировка художественных ценностей, вывезенных из Екатерининского дворца Фасад Екатерининского дворца в годы ВОВ
Слайд 6
Вид Камероновой галереи после ухода немецко-фашистских войск Пушкин. Екатерининский дворец.
Слайд 7
В 1944 году сотрудники музея во главе с А. М. Кучумовым — директором Центрального хранилища музейных фондов занялись поисками расхищенных экспонатов и фрагментов архитектурно-художественного убранства дворцовых зданий. В элеваторах Берлина были найдены паркетные щиты из Лионского зала; на медеплавильном заводе города Галле — бронзовые статуи Геркулеса и Флоры; декоративные печные изразцы, мебель, живопись, фарфор были обнаружены в Берлине, Калининграде, Риге и других городах на путях отступления гитлеровской армии. Поиски утраченных сокровищ принесли очень скромные результаты. Из утраченных более тридцати тысяч предметов в послевоенные годы удалось найти около 400 единиц хранения. Многие из них были в плохом состоянии и не поддавались реставрации. Лионский зал во времена ВОВ В наше время
Слайд 8
В Екатерининском дворце по довоенным инвентарным книгам числилось 42 172 предмета. Во время войны в эвакуации находился 12 021 экспонат.
Слайд 9
Мысль о приходе врагов в г. Пушкин в то время казалась музейным работникам невозможной, и все их действия были сориентированы на сохранение музейных помещений от снарядов, пожаров в первую очередь упаковывали экспонаты, наиболее ценные в художественном и материальном отношении, а также образцы стульев и кресел из разных мебельных гарнитуров. Когда Ленинград оказался во вражеском окружении, музейные предметы стали вывозить в подвалы Исаакиевского собора, где они и находились все годы блокады. В это же время велось захоронение парковых статуй: при помощи лебедки их поднимали с места и опускали в вырытые поблизости ямы глубиной от одного до двух метров; укладывали на доски, засыпали песком, а сверху землёй. Места захоронений засевали травой и маскировали. Так были укрыты 34 мраморные скульптуры и большая коллекция мраморных бюстов. Бронзовые памятники «Пушкин-лицеист», «Екатерина II», « Атрей (Тезей)», « Ниобея с дочерью», «Девушка с кувшином» и другие также удалось сохранить, зарыв в землю. Но, несмотря на принятые меры, часть этих скульптур бесследно исчезла в годы войны: «Екатерина II» (бронза), работа скульптора М. Микешина, скульптура «Екатерина II в виде богини Цереры» (бронза), работа скульптора Рашетта , скульптуры «Ниоба с дочерью» и «Спящая Ариадна» (бронза), выполненные с мраморных копий оригиналов IV и III-II вв. до н. э., статуя « Атрея » (гальванопластика). Остается только надеяться на то, что царскосельские бронзовые памятники не были отправлены в переплавку и хранятся в каких-либо частных коллекциях. Также до сих пор неизвестна и судьба двух десятков мраморных бюстов из Концертного зала в Екатерининском парке.
Слайд 10
Спасибо за внимание!
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Швейня
Вода может клеить?
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Без сердца что поймём?