На какие виды можно разделить текстовые задачи? Какие текстовые задачи решают люди разных профессий?
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ulivanovoy_a.docx | 57.02 КБ |
prezentatsiya_ulivanovoy_nasti.pptx | 558.12 КБ |
Муниципальный тур окружного конкурса творческих работ учащихся
«Интеллект. Творчество. Фантазия».
Секция: математика
Тема: Текстовые задачи в различных направлениях деятельности людей
Выполнил: Уливанова Анастасия Андреевна
8 класс
ГБОУ СОШ №7
города Похвистнево
Научный руководитель: Матвеева Наталья Юрьевна,
учитель математики
г. Похвистнево
2015 г
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………….…………………………………………3
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА………………………………………………………..4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ……………………………………………………..5
ВИДЫ ЗАДАЧ……………………………………………………………… …………7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……………17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….18
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
Математика проникла почти во все области деятельности человека, что положительно сказалось на темпе роста научно-технического прогресса.
Текстовые задачи – неотъемлемая составляющая школьного математического курса. С простейшими текстовыми задачами учащиеся встречаются уже в первом классе. Но и во взрослой жизни возникают проблемы, решаемые методом составления текстовой задачи.
Гипотеза:
Текстовые задачи нашли свое применение в различных профессиях.
Проблема: буду ли я использовать текстовые задачи во взрослой жизни?
Цель: определить роль задач в деятельности человека.
Задачи исследования: определить
Методы исследования:
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Текстовая задача - это описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между компонентами или определить вид этого отношения.
Тема решения задач была актуальна всегда. Решением задач занимались в древности, решали их разными способами. Исторически долгое время математические знания передавались из поколения в поколение в виде списка задач практического содержания вместе с их решениями. В давние времена обученным считался тот, кто умел решать задачи определенных типов, встречавшихся на практике (в торговых расчетах и пр.). На территории Древнего Вавилона археологи нашли глиняные таблички, на которых было выбито некое подобие задач. Было выяснено, что эти таблички использовались вавилонскими торговцами для расчета стоимости продаваемого товара, доходов и расходов.
В Средние века наиболее обученными считались монахи. В монастырях хранились тысячи свитков и книг, свидетельствующих о том, что монахи решали экономические проблемы, записывая их в виде полноценных текстовых задач.
В 18-19 веках девушек благородного сословия обучали решению простейших задач. Это было направлено на то, чтобы, будучи замужем, девушка могла самостоятельно вести домашнее хозяйство и рассчитывать семейный бюджет.
Вся история человечества пронизана сведениями об использовании текстовых задач практического содержания.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Текстовые задачи мы можем условно классифицировать по типам: задачи на числовые зависимости; задачи, связанные с понятием процента; задачи на «движение», «концентрацию смесей и сплавов», «работу» и т. д.
Решение текстовых задач делится на несколько этапов:
Иногда при решении сложных задач трудно с самого начала определить количество вводимых неизвестных. Выбирая неизвестные, мы создаём математическую модель ситуации, описанной в условии задачи. Необходимо обратить внимание на то, что число переменных, входящих в неравенства или уравнения, может оказаться достаточно большим, однако в дальнейшем, при решении уравнений или неравенств, «лишние» переменные последовательно исключаются.
Бывают случаи, когда число уравнений совпадает с числом неизвестных, но и нередки задачи, в которых число неизвестных больше числа уравнений. Если при этом мы использовали все условия задачи, то необходимо прочитать внимательно ещё раз условие и понять требование задачи, т. к. может оказаться, что надо отыскать не все неизвестные, а всего лишь их соотношение.
Существуют различные методы решения текстовых задач: арифметический, алгебраический, геометрический, логический, практический и др. В основе каждого метода лежат различные виды математических моделей.
Дадим краткую характеристику первых трех методов решения текстовых задач, которые наиболее часто встречаются в школьном курсе математики.
ВИДЫ ЗАДАЧ
Системы уравнений, которые составляются на основании условий задач на движение, как правило, содержат такие величины, как скорости движущихся объектов, расстояние, время, ускорение, а также скорость течения воды (движение по реке).
Для равномерного движения по прямой будут характерны следующие особенности:
Не стоит забывать о том, что нам необходимо указать дополнительное условие, т. е. например, если это скорость, то она не может быть отрицательной или равной нулю. При решении задач с большим количеством информации целесообразно использовать таблицы.
Задача 1.
Моторная лодка прошла против течения реки 55 км и вернулась в пункт отправления, затратив на обратный путь на 6 часов меньше. Найдите скорость течения, если скорость лодки в неподвижной воде равна 8 км/ч. Ответ дайте в км/ч.
Решение:
Пусть скорость течения реки, где По условию задачи составим таблицу.
Расстояние (км) | Скорость | Время (ч) | |
Против течения | 55 | ||
По течению | 55 |
Зная, что лодка на обратный путь затратила на 6 часов меньше, составим и решим уравнение.
Таким образом, скорость течения реки 3 .
Ответ: 3 .
Задача 2.
Один поезд проходит расстояние между станциями за 26 минут, а другой за 39 минут. Через какое время они встретятся, если выйдут одновременно навстречу друг другу?
Решение:
Пусть х минут – время до встречи. S – весь путь.
Тогда - скорость 1 поезда, – скорость 2 поезда.
+ - скорость сближения.
( + ) х = S
( + ) х = 1
х = 1
х = 15,6
Ответ: через 15,6 минут поезда встретятся.
Таким образом, при решении любых текстовых задач на движение наиболее рационально принимать в качестве неизвестных величин расстояние, скорость или наименьшую из величин, что приводит к более короткому решению.
Задачи на движение нашли свое применение в логистике. Прежде чем, отправлять грузы, составлять расписание поездов и др., измеряют длину пути, рассчитывают время движения с учетом возможных задержек.
Также такие задачи решаются в спорте, например, при планировании марафонов, туристических походов, в парусном спорте.
Задачи такого типа содержат в себе информацию о выполнении некоторой работы несколькими субъектами (рабочими, насосами, механизмами и т. п.). Объём работы в таких задачах обычно не указывается и не является искомым, а также предполагается, что выполняемая работа проводится равномерно, т. е. с постоянной производительностью для каждого субъекта.
В задачах на работу, системы уравнений содержат следующие величины:
Эти три величины связаны соотношением
В основном задачи на работу решаются по такой же логике, как и задачи на движение.
Задача 3.
На изготовление 16 деталей первый рабочий затрачивает на 6 часов меньше, чем второй рабочий на изготовление 40 таких же деталей. Известно, что первый рабочий за час делает на 3 детали больше, чем второй. Сколько деталей в час делает второй рабочий?
Решение:
Пусть часов затрачивает второй рабочий на изготовление 40 деталей. По условию задачи составим таблицу.
Работа, (детали) | Производительность, | Время, (ч) | |
Первый рабочий | 16 | ||
Второй рабочий | 40 | ||
Зная, что первый рабочий за час делает на 3 детали больше, чем второй рабочий, составим и решим уравнение.
Таким образом, второй рабочий делает деталей в час.
Ответ: 5 деталей в час.
Задача 4.
Два тракториста вспахали вместе 678 га. Первый тракторист работал 8 дней, а второй- 11. Сколько гектаров вспахивал за день каждый тракторист, если первый тракторист за каждые 3 дня вспахивал на 22 га меньше, чем второй за четыре дня?
Пусть х – производительность первого тракториста, у – производительность второго тракториста. Можно составить систему уравнений.
8х + 11у = 678
4у – 3х = 22
8х + 11у = 678 *3
-3х + 4у = 22 *8
24х + 33у = 2034
-24х + 32 у = 176
65 у = 2210
у = 34
4 34 – 3х = 22
-3х = 22 – 136
-3х = -114 : (-3)
х = 38
Ответ: 38 га, 34 га.
Задачи, связанные с работой, решаются менеджерами и управляющими для организации эффективной работы подчиненных.
В задачах «на трубы», из которых что-нибудь льётся (к примеру, вода), модель решения схожа с задачами «на работу». Разница лишь в том, что здесь производительность трубы – это объём жидкости, протекающей через неё за единицу времени. Такие задачи имеют место в нефтяной и газовой промышленности, на различных предприятиях, а также в коммунальных службах.
Задача 5.
Первая труба пропускает на 1 литр воды в минуту меньше, чем вторая. Сколько литров воды в минуту пропускает вторая труба, если резервуар объемом 110 литров она заполняет на 1 минуту быстрее, чем первая труба?
Решение:
Пусть литров воды в минуту пропускает вторая труба. По условию задачи составим таблицу.
Объём резервуара, (л) | Скорость заполнения, | Время заполнения, (м) | |
Первая труба | 110 | ||
Вторая труба | 110 |
Зная, что вторая труба заполняет резервуар на 1 минуту быстрее, чем первая труба, составим и решим уравнение.
Таким образом, вторая труба пропускает 11 литров воды в минуту.
Ответ: 11 литров воды в минуту.
Иногда встречаются такие задачи, в которых не указывается, какая работа выполняется. В таких задачах будет удобнее ввести самим единицу работы, равную всей работе.
В задачах этого типа основным является понятие «концентрация». Решение задач основано на использовании следующих определений:
Массовая концентрация вещества в смеси определяется отношением массы данной компоненты к полной массе смеси и показывает, какую долю полной массы смеси составляет масса данной компоненты.
Объёмная концентрация вещества в смеси определяется отношением объёма, занимаемого данной компонентой, к полному объёму смеси и показывает, какую долю полного объёма смеси составляет объём, занимаемый данной компонентой.
Приведем примеры.
Чтобы приготовить состав для полировки медных изделий, берут 10 частей воды, 5 частей нашатырного спирта и 2 части мела (по массе). Сколько граммов каждого вещества надо взять, что приготовить 340 г сплава?
Решение:
Пусть х грамм – в 1 части
Тогда 10 х грамм – воды, 5х грамм нашатырного спирта, 2х грамм мела.
10х + 5х + 2х = 340
17х =340
х= 20
10 20 = 200 (г)- воды
5 20 = 100(г)- нашатырного спирта
2 20= 40(г)- мела.
Ответ: надо взять 200 грамм воды, 100 грамм нашатырного спирта, 40 грамм мела.
Задача 7.
Для приготовления бутылочного стекла берут 25 частей песка, 9 частей соды и 5 частей извести (по массе). Сколько потребуется соды, чтобы приготовить 390 кг стекла?
Решение:
Пусть х кг - в 1 части .
Тогда 25 х кг – песка, 9 х кг – соды, 5х кг – извести.
25х + 9х + 5х = 390
39х = 390
х = 10
9 10 = 90(кг) – соды
Ответ: 90 кг соды потребуется.
Задача 8.
При помоле ржи получается 6 частей муки и 2 части отрубей. Сколько получится муки, если смолоть 1т ржи?
Решение:
Пусть х тонн в - 1 части
Тогда 6х тонн – муки, 2х тонн – отрубей
6х+2х = 1
8х = 1
х = 0,125
0, 125 т = 125 кг муки.
Ответ: 125 кг муки получится.
Как мы видим из примеров, задачи такого вида находят применение повсеместно, ведь человека повсюду окружают не чистые вещества, а смеси, растворы, эмульсии и др. Это и строительство, и металлургия, и химическая промышленность, медицина, фармакология, косметическая, парфюмерная, пищевая промышленность и многое другое. Решают такие задачи и хозяйки, рассчитывая, например, количество муки, нужное для приготовления бисквита.
Решение задач на процентный прирост и среднее арифметическое тесно связано с тремя понятиями:
Приведем примеры.
Задача 9.
Мясо теряет при варке своего веса. Сколько надо взять сырого мяса, чтобы получить 520 г вареного?
Решение:
Ответ: 800 г сырого мяса надо взять.
Задача 10.
За 8 месяцев рабочий выполнил 96% годового плана. Сколько процентов годового плана выполнит рабочий за 12 месяцев, если будет работать с той же производительностью?
Решение:
8 месяцев – 96%
12 месяцев – х %
=
х= = 144
Ответ: 144 % годового плана выполнит рабочий.
Задача 11.
В фермерском хозяйстве отведены под пшеницу три участка, площади которых равны 12 га, 8 га, 6 га. Средняя урожайность на первом участке - 18 центнеров с 1 га, на втором - 19 центнеров с 1 га, на третьем - 23 центнера с 1 га. Чему равна средняя урожайность пшеницы в этом хозяйстве?
Решение:
(12 18 + 8 19 + 6 23) : (12 + 8 + 6) = 19 (ц)
Ответ: средняя урожайность пшеницы равна 19 ц.
Задача 12.
Прибыль, полученная фирмой за первые два квартала текущего года, составила 126000 р, причем прибыль, полученная во втором квартале, была на 10% выше, чем в первом. Какую прибыль получила фирма в первом квартале?
Решение:
Пусть х руб. – прибыль за I квартал
Тогда 0,1 х + х = 1,1 х руб. - прибыль за II квартал
1,1х+х= 12 6000
2,1х= 12 6000
х= 60 000
Ответ: 60 000 рублей прибыли получила фирма в первом квартале.
Задача 13.
За денежный почтовый перевод до 1000 р.в некотором городе берется плата 7 р. плюс 5% от переводимой суммы. Посетитель имеет 800 р укажите наибольшее целое число рублей, которое он может перевести.
Решение:
Пусть х руб. – можно перевести.
7 + 0,5х руб. – берется плата
х + 7 + 0,05х= 800
1,05х= 793
х 755,24
Ответ: 755 рублей можно перевести.
Основное использование задач, связанных с приростом и убылью, - составление статистики. По телевизору мы часто слышим сведения об изменении населения страны, о росте курса доллара и т. д. Всю эту информацию получают, решая подобные задачи.
Кроме этого, расчеты процентов занимают главное место в банковском деле и экономике. Каждый третий человек на Земле хотя бы раз оформлял кредит и сталкивался с необходимостью подобных расчетов.
Задачи такого вида решают с использованием геометрических формул. Основное практическое применение таких задач – в строительстве. Так рассчитывается количество материала, нужное для постройки конструкций, для покраски поверхностей и т. д.
Задача 14.
Фотографическая карточка размером 12*18 см наклеена на лист так, что получилась рамка одинаковой ширины. Определите ширину рамки, если известно, что фотокарточка вместе с рамкой занимает площадь 280.
Решение:
Пусть х – ширина рамки.
Тогда 2х + 12 – ширина, 2х + 18 – длина листа.
(2х + 12) (2х + 18)= 280
4+ 60х – 64 = 0
+ 15х – 16= 0
х1= 1
х2= -16(не удовлетворяет условию задачи)
Ответ: 1 см – ширина рамки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы были исследованы текстовые задачи, рассмотрены методы работы над задачами и определены общие модели решения. Также при поиске информации были обнаружены доказательства того, что такие задачи появились в далекой древности из-за нужды человека решать различные бытовые проблемы.
Мы выяснили, что т. к. текстовые задачи распространены и затрагивают все сферы жизни человека, для преобразования условия задачи в математическую модель важно понимать реальную ситуацию.
Мы определили основные общие направления деятельности людей, где используются текстовые задачи.
На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что в современном обществе, как и в прошлом, широко применяется решение задач, сформулированных в виде текста. Навыки составления и решения текстовых задач чрезвычайно полезны и нужны в дальнейшей жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Слайд 1
Выполнил: Уливанова Анастасия Андреевна 8 класс ГБОУ СОШ №7 города Похвистнево Текстовые задачи в различных направлениях деятельности людейСлайд 2
Актуальность Математика проникла почти во все области деятельности человека, что положительно сказалось на темпе роста научно-технического прогресса. Текстовые задачи – неотъемлемая составляющая школьного математического курса. С простейшими текстовыми задачами учащиеся встречаются уже в первом классе. Но и во взрослой жизни возникают проблемы, решаемые методом составления текстовой задачи.
Слайд 3
Гипотеза: Текстовые задачи нашли свое применение в различных профессиях Проблема: Буду ли я использовать текстовые задачи во взрослой жизни? Цель: Определить роль задач в деятельности человека.
Слайд 4
Задачи исследования: Определить: Решали ли текстовые задачи люди в древности? На какие виды можно разделить текстовые задачи? Какими методами можно решать текстовые задачи? Какие текстовые задачи решают люди разных профессий?
Слайд 5
Методы исследования Анализ источников информации. Систематизация и обобщение информации
Слайд 6
Виды задач
Слайд 7
1. Задачи на движение Один поезд проходит расстояние между станциями за 26 минут, а другой за 39 минут. Через какое время они встретятся, если выйдут одновременно навстречу друг другу? Решение: Пусть х минут – время до встречи. S – весь путь. Тогда - скорость 1 поезда, – скорость 2 поезда. + - скорость сближения. ( + ) х = S х = 1 х = 15,6 Ответ: через 15,6 минут поезда встретятся.
Слайд 8
2. Задачи на совместную работу Два тракториста вспахали вместе 678 га. Первый тракторист работал 8 дней, а второй- 11. Сколько гектаров вспахивал за день каждый тракторист, если первый тракторист за каждые 3 дня вспахивал на 22 га меньше, чем второй за четыре дня? Пусть х – производительность первого тракториста, у – производительность второго тракториста. Можно составить систему уравнений. 8х + 11у = 678 4у – 3х = 22 8х + 11у = 678 *3 -3х + 4у = 22 *8 24х + 33у = 2034 -24х + 32 у = 176 65 у = 2210 у = 34 4* 34 – 3х = 22 -3х = 22 – 136 -3х = -114 : (-3) х = 38 Ответ: 38 га, 34 га.
Слайд 9
3. Задачи на концентрацию, сплавы и смеси Для приготовления бутылочного стекла берут 25 частей песка, 9 частей соды и 5 частей извести (по массе). Сколько потребуется соды, чтобы приготовить 390 кг стекла? Решение: Пусть х кг - в 1 части . Тогда 25 х кг – песка, 9 х кг – соды, 5х кг – извести. 25х + 9х + 5х = 390 39х = 390 х = 10 9 *10 = 90(кг) – соды Ответ: 90 кг соды потребуется.
Слайд 10
4. Задачи на процентный прирост, среднее арифметическое Мясо теряет при варке своего веса. Сколько надо взять сырого мяса, чтобы получить 520 г вареного? Решение: 1)100 – 35=65% - составляет вареное мясо от сырого. 2)520: 0,65= 800 (г) – сырого мяса. Ответ: 800 г сырого мяса надо взять.
Слайд 11
5. Задачи на нахождение длин, площадей и объёмов Фотографическая карточка размером 12*18 см наклеена на лист так, что получилась рамка одинаковой ширины. Определите ширину рамки, если известно, что фотокарточка вместе с рамкой занимает площадь 280. Решение: Пусть х – ширина рамки. Тогда 2х + 12 – ширина, 2х + 18 – длина листа. (2х + 12) (2х + 18)= 280 4+ 60х – 64 = 0 + 15х – 16= 0 х 1 = 1 х 2 = -16(не удовлетворяет условию задачи) Ответ: 1 см – ширина рамки
Слайд 12
Заключение: На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что в современном обществе, как и в прошлом, широко применяется решение задач, сформулированных в виде текста. Навыки составления и решения текстовых задач чрезвычайно полезны и нужны в дальнейшей жизни.
Слайд 13
Спасибо за внимание!!!
Что такое музыка?
Дерево в снегу
Твёрдое - мягкое
Карты планет и спутников Солнечной системы
Мать-и-мачеха