Дроби
Школьная научно-практическая конференция
учащихся ГБОУ школы №598 Приморского
района Санкт-Петербурга
ВСЕ О СЕМЕЙСТВЕ ПОД НАЗВАНИЕМ ДРОБЬ
Работу выполнил ученик 6 класса «А»
Средней школы № 598
Разумовский Дмитрий
Руководитель:
Голубева Ольга Михайловна
Учитель математики
2015г.
СОДЕРЖАНИЕ:
После окончания начальной школы, мы перешли в среднюю и тут мы, в 5 классе, стали познавать более сложные темы по уже полюбившимся нам предметам. И вот на уроке по математике мы стали знакомиться с очень большой по объему темой под названием «ДРОБЬ».
По мере прохождения материала, я понял, что хочу узнать чуточку больше информации о данной теме, что мне стало более понятна она и я стал изучать ее просматривая вспомогательный материал по математике и на сайтах в просторах интернета применяя такие методы как исторический, теоретический, познавательный. И вот в 6 классе, мне представилась возможность изученную мною тему напечатать в докладе который, я обозначил «Все о семействе под названием дробь» .
В докладе, мною преследовалась цель рассмотреть, что такое ДРОБЬ и историю ее возникновения, и что с ней можно делать при арифметических действиях. На основании изученного, и изложенного подвести заключение насколько применима и актуальна тема дроби в современной жизни.
Первой дробью, была половина. Следующей дробью была треть. У египтян, и вавилонян были специальные обозначения для дробей (1/3 и 2/3) , не совпадавшие с обозначениями для других дробей.
Египетский народ все дроби старался записать как суммы долей, вот так дробей вида 1/n. Например: 8/15 они писали как 1/3 + 1/5. Единственным исключением была : дробь 2/3. Иногда это бывало удобно. Папирус Ахмеса содержит задачу: "Разделить 7 хлебов между 8 людьми".
Если резать каждый хлеб на 8 частей, придется провести 49 разрезов.
В Египете эту задачу решали так: дробь 7/8 записывали в виде долей: 1/2 + 1/4 + 1/8. Значит, каждому человеку надо дать полхлеба, четверть хлеба и восьмушку хлеба; поэтому четыре хлеба разрезаем пополам, два хлеба - на 4 части и один хлеб - на 8 долей, после чего каждому даем его часть.
Складывать такие дроби было неудобно. Одновременно в оба слагаемых могут входить одинаковые доли, и тогда при сложении появится дробь вида 2/n, а такие дроби Египет не допускал. Поэтому папирус Ахмеса начинается с таблицы, в которой все дроби вот так выглядят от 2/5 до 2/99 записаны в виде сумм долей. С помощью этой таблицы выполняли и деление чисел. Вот, например, как 5 делили на 21:
Древние Египтяне умели умножать и делить дроби. Но для умножения приходилось умножать доли на доли, а потом, скорей всего снова использовать таблицу. Сложности обстояли и с делением. А вот вавилоняне нашли другую дорогу. Они работали только с шестидесятеричными дробями. Так как знаменателями таких дробей служат числа: 60, 602, 603 и так далее, то такие дроби, как 1/7, нельзя было точно выразить через шестидесятеричны и их выражали через них приближенно. Так как система счисления у вавилонян была позиционной, они действовали с шестидесятеричными дробями с помощью тех же таблиц, что и для натуральных чисел.
Шестидесятеричными дробями, пользовались греческие и арабские математики, астрономы. Но было неудобно работать над натуральными числами, записанными по десятичной системе, и дробями, записанными по шестидесятеричной. А работать с обыкновенными дробями было уж совсем трудно. В связи с этим математик из Голландии Симон Стевин предложил перейти к десятичным дробям. Сначала их писали весьма сложно, но потом медленно перешли к современной записи. Сейчас электронно вычислительная техника использует двоичные дроби, которые давно применяли на Руси: половина, четь, полчети и так далее.
Так же очень интересная система дробей находилась в Древнем Риме. Она основывалась на делении на 12 долей единицы веса, которая называлась асс. Двенадцатую долю асса называли унцией, а путь, время и другие величины сравнивали с наглядной вещью - весом. Например: римлянин говорил, что он прошел семь унций пути или прочел пять унций книги. При этом, конечно, речь не шла о взвешивании пути или книги. Имелось в виду, что пройдено 7/12 пути или прочтено 5/12 книги.
Для дробей, получающихся сокращением дробей со знаменателем 12 или раздроблением двенадцатых долей на более мелкие, были особые названия. Сейчас иногда говорят: "Он скрупулезно изучил этот вопрос". Это значит, что вопрос изучен до конца, что ни одной самой малой неясности не осталось. А происходит странное слово "скрупулезно" от римского названия 1/288 асса - "скрупулус". В ходу были и такие названия: "семис" - половина асса, "секстане" - шестая его доля, "семиунция" - полунции, то есть 1/24 асса, и т. д. Всего применялось 18 различных названий дробей. Чтобы работать с дробями, надо было для этих дробей помнить и таблицу сложения, и таблицу умножения. Римские купцы знали наизусть, что при сложении триенса (1/3 асса) и секстанса получается семис, а при умножении беса (2/3 асса) на сескунцию (3/2 унции, то есть 1/8 асса) получается унция. Для облегчения работы составлялись специальные таблицы, некоторые из них дошли до наших дней.
Так как в двенадцатеричной системе нет дробей со знаменателями 10 или 100, римляне затруднялись делить на 10, 100 и так далее. При делении 1001 асса на 100 один римский математик сначала получил 10 ассов, потом раздробил асе на унции и так далее, но от остатка он не избавился. Для того, чтобы не иметь дела с таким вычислением, римляне стали пользоваться процентами.
В греческих летописях по математике дробей нельзя встретить. Греческие ученые считали, что математика должна заниматься только целыми числами. Возиться с дробями они предоставляли купцам, ремесленникам, а также астрономам, землемерам, механикам и другому "черному люду". В строгие научные сочинения греков дробь проникла "с заднего хода". Кроме арифметики и геометрии, в греческую науку входила музыка. Музыкой греки называли учение о гармонии. Это учение опиралось на ту часть нашей арифметики, в которой говорится об отношениях и пропорциях. Греки знали: чем длиннее натянутая струна, тем ниже получается звук, который она издает, а короткая струна издает высокий звук. Но у всякого музыкального инструмента не одна, а несколько струн. Для того чтобы все струны при игре звучали "согласно", приятно для слуха, длины звучащих частей их должны быть в определенном отношении. Поэтому учение об отношениях и дробях использовалось в греческой теории музыки.
Современную систему записи дробей с числителем и знаменателем создали в Индии. Только тогда там писали знаменатель сверху, а числитель - снизу и не писали дробной черты.
Записывать дроби как сейчас, стали арабы.
Дробью (обыкновенной дробью) - называется число, состоящее из одной или нескольких равных частей /долей/ единицы.
Обыкновенная дробь записывается с помощью двух натуральных чисел и горизонтальной (винкулум) или наклонной (солидус) черты, которую называют - чертой дроби.
Число, которое стоит над чертой дроби, называется - ЧИСЛИТЕЛЕМ, а число, записанное под чертой дроби - ЗНАМЕНАТЕЛЕМ.
Например. дробь (пятнадцать семнадцатых) число 15 является числителем, а 17 - знаменателем.
Основное свойство дроби гласит, если числитель и знаменатель дроби умножить или поделить на одно и то же натуральное число, то величина дроби не изменяется.
Обыкновенная дробь называется ПРАВИЛЬНОЙ, если ее числитель меньше знаменателя. Если дробь, числитель которой либо равен, либо больше знаменателя, называется НЕПРАВИЛЬНОЙ.
Например: Дробь является правильной дробью, так как числитель - 11 - меньше, чем знаменатель, который равен 23 :11 < 23 . Дробь является неправильной дробью, так как числитель 3 равен знаменателю 3 и дробь тоже является неправильной дробью, так как числитель, который равен 23, больше знаменателя, который равен 11.
Числа, в состав которых входит целое число и правильная дробь, называются СМЕШАННЫМИ ДРОБЯМИ.
В смешанной дроби сумму натурального числа и правильной дроби обычно записывают без знака плюс. Далее натуральное число называют целой частью смешанного числа, а правильную дробь - дробной частью смешанного числа.
Например: (семь целых четыре пятых). 7 - целая часть, - дробная.
Неправильную дробь можно записать в виде смешанного числа, для этого необходимо числитель поделить на знаменатель. Полученное неполное частное будет целой частью смешанной дроби, остаток - числителем дробной части, а знаменатель исходной неправильной дроби - знаменателем дробной части.
А чтоб смешанное число записать в виде неправильной дроби, необходимо целую часть умножить на знаменатель дробной части и к полученному числу прибавить числитель дробной части, и записать эту сумму в числитель, а знаменатель дробной части оставить без изменений.
Если числитель и знаменатель дроби нельзя сократить на одно и тоже число, отличное от первого, то дробь называется НЕСОКРАТИМОЙ, а наоборот СОКРАТИМОЙ.
Например: Дробь является несократимой, так 3 и 5 являются взаимно простыми числами, то есть их нельзя поделить на одно и тоже число, а дробь сократимая, так как числитель и знаменатель делится на 3.
Если знаменателем дроби являются числа: 10, 100, 1000 и т.д., то такая дробь называется ДЕСЯТИЧНОЙ.
Для удобства записи такие дроби записывают без знаменателя и целую часть от дробной отделяют запятой.
Например: и/ или
Дробь, которая содержит несколько черт называется СОСТАВНОЙ ДРОБЬЮ.
Например:.
4. ПРАВИЛА АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ С ДРОБЯМИ (+; -; *; / и т.д.)
Для сравнения, сложения и вычитания дробей их следует привести к виду с одним и тем же знаменателем.
Пусть даны две дроби: и .
Порядок действий:
- находим наименьшее общее кратное знаменателей: .
- умножаем числитель и знаменатель первой дроби на .
- умножаем числитель и знаменатель второй дроби на . После этого знаменатели обеих дробей равны M. Вместо наименьшего общего кратного можно в простых случаях взять в качестве M любое другое общее кратное, например, произведение знаменателей.
Для сравнения двух обыкновенных дробей, следует привести их к общему знаменателю и сравнить числители получившихся дробей.
Дробь с большим числителем будет больше.
Пример: и . НОК (4,5) = 20 - приводим дроби к знаменателю 20. Следовательно, результат
При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же.
С помощью букв правило сложения можно записать так:
При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же.
С помощью букв правило вычитания можно записать так:
Для сложения двух обыкновенных дробей, следует привести их к общему знаменателю. Далее сложить числители, а знаменатель оставить без изменений:
Например: + = + =
НОК (наибольшее общее кратное) знаменателей здесь 2 и 3 = 6, далее приводим дробь к знаменателю 6, для этого числитель и знаменатель надо умножить на 3, в результате получилось . Приводим дробь к тому же знаменателю, для этого числитель и знаменатель надо умножить на 2, получилось .
Чтобы получить разность дробей, их также надо привести к общему знаменателю, а затем вычесть числители, знаменатель при этом оставить без изменений:
Например: — = — =
НОК (наименьшее общее кратное) знаменателей здесь 2 и 4 = 4. Приводим дробь к знаменателю 4, для этого надо числитель и знаменатель умножить на 2 в результате получаем .
Для того, чтоб умножить две обыкновенные дроби, необходимо перемножить их числители и знаменатели.
Например:
В частности, чтобы умножить дробь на натуральное число, надо числитель умножить на число, а знаменатель оставить тем же: Например:
В общем случае, числитель и знаменатель результирующей дроби могут не быть взаимно простыми, и может потребоваться сокращение дроби.
Например:
Чтобы поделить одну обыкновенную дробь на другую, нужно умножить первую на дробь, обратную второй.
Например можно записать так:
Например:
Чтобы преобразовать обыкновенную дробь в дробь десятичную, следует разделить числитель на знаменатель, результат правда может иметь конечное число десятичных знаков, но может быть и бесконечной периодической дробью.
Например:
Например:
такой бесконечно повторяющийся период принято записывать в круглых скобках.
А для преобразования десятичной дроби в дробь обыкновенную, следует представить ее дробную часть в виде натурального числа, деленного на соответствующую степень 10, далее к результату приписывается целая часть со знаком, формируя смешанную дробь.
Например:
Познакомившись ближе с дробями, я понял, что история их возникновения уходит глубоко в далекие века. Как давно люди их применяют и для чего просто необходимы нам ДРОБИ.
Поставленную для себя цель узнать больше о дроби и с помощью исследования, понимания и теории, я это сделал и главное понял, что, если эту тему недопонять, то в будущем моем обучении возникнут проблемы в понимании таких тем как цепные дроби и т.д.
В настоящее время в науке и во всех отраслях хозяйства, производства и т.д. десятичные дроби и частный их вид, проценты, применяется намного чаще, чем обыкновенные дроби. Десятичные дроби используются в различных отчетных документах в медицине, в образовании, в торговле, в налоговой службе и других сферах. Так, что ДРОБЬ необходима нам в будущем, чем больше мы поймем эту тему, тем проще нам будет при выборе профессии и в дальнейшем при работе.
Данный материал способствует, не только выработке умений и закреплению навыков вычислений, но и формирует устойчивый интерес к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной активности. В моей работе я старался показать, что дробь – это постоянный спутник нашей жизни.
- Сайт - https://ru.wikipedia;
- Школьный словарь «Правила по математике», М «ВАКО» 2-ое изд.
- Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика. 5 класс. Часть 2. – Изд.2,.- М.: 2012г..
- Дорофеев Г.В. ,Шарыгин И.Ф. «Математика, 5 кл.»/М.: 1998г.
Слайд 1
ДОКЛАД ПО «МАТЕМАТИКЕ» «ВСЕ О СЕМЕЙСТВЕ ПОД НАЗВАНИЕМ ДРОБЬ.»Слайд 2
Работу выполнил ученик 6 класса «А» Средней школы № 598 Разумовский Дмитрий Руководитель доклада: Голубева Ольга Михайловна Учитель математик
Слайд 3
СОДЕРЖАНИЕ: Введение История возникновения дроби Понятие и виды дроби. Правила арифметических действий с дробями (+; -; *; / и т.д.) Заключение Список литературы
Слайд 4
ВВЕДЕНИЕ. После окончания начальной школы, мы перешли в среднюю и тут мы, в 5 классе, стали познавать более сложные темы по уже полюбившимся нам предметам. И вот на уроке по математике мы стали знакомиться с очень большой по объему темой под названием «ДРОБЬ». По мере прохождения материала, я понял, что хочу узнать чуточку больше информации о данной теме, что мне стало более понятна она и я стал изучать ее просматривая вспомогательный материал по математике и на сайтах в просторах интернета применяя такие методы как исторический, теоретический, познавательный. И вот в 6 классе, мне представилась возможность изученную мною тему напечатать в докладе который, я обозначил «Все о семействе под названием дробь» . В докладе, мною преследовалась цель рассмотреть, что такое ДРОБЬ и историю ее возникновения, и что с ней можно делать при арифметических действиях. На основании изученного, и изложенного подвести заключение насколько применима и актуальна тема дроби в современной жизни.
Слайд 5
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДРОБИ. Первой дробью, была половина. Следующей дробью была треть. У египтян, и вавилонян были специальные обозначения для дробей (1/3 и 2/3) , не совпадавшие с обозначениями для других дробей. Египетский народ все дроби старался записать как суммы долей, вот так дробей вида 1/ n . Например: 8/15 они писали как 1/3 + 1/5 . Единственным исключением была : дробь 2/3. Иногда это бывало удобно. Папирус Ахмеса содержит задачу: " Разделить 7 хлебов между 8 людьми". Если резать каждый хлеб на 8 частей, придется провести 49 разрезов. В Египете эту задачу решали так: дробь 7/8 записывали в виде долей: 1/2 + 1/4 + 1/8. Значит, каждому человеку надо дать полхлеба, четверть хлеба и восьмушку хлеба; поэтому четыре хлеба разрезаем пополам, два хлеба - на 4 части и один хлеб - на 8 долей, после чего каждому даем его часть.
Слайд 6
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ДРОБИ. Дробью (обыкновенной дробью) - называется число, состоящее из одной или нескольких равных частей /долей/ единицы. Обыкновенная дроб ь записывается с помощью двух натуральных чисел и горизонтальной ( винкулум ) или наклонной ( солидус ) черты, которую называют - чертой дроби. Число, которое стоит над чертой дроби, называется - ЧИСЛИТЕЛЕМ, а число, записанное под чертой дроби - ЗНАМЕНАТЕЛЕМ. Например. дробь (пятнадцать семнадцатых) число 15 является числителем, а 17 - знаменателем. Основное свойство дроби гласит, если числитель и знаменатель дроби умножить или поделить на одно и то же натуральное число , то величина дроби не изменяется. Обыкновенная дробь называется ПРАВИЛЬНОЙ, если ее числитель меньше знаменателя . Если дробь, числитель которой либо равен, либо больше знаменателя, называется НЕПРАВИЛЬНОЙ. Например: Дробь является правильной дробью, так как числитель - 11 - меньше, чем знаменатель, который равен 23 :11 < 23 . Дробь является неправильной дробью, так как числитель 3 равен знаменателю 3 и дробь тоже является неправильной дробью, так как числитель, который равен 23, больше знаменателя, который равен 11.
Слайд 7
ПРАВИЛА АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ С ДРОБЯМИ (+; -; *; / и т.д.) Для сравнения, сложения и вычитания дробей их следует привести к виду с одним и тем же знаменателем. Пусть даны две дроби: и . Порядок действий: - находим наименьшее общее кратное знаменателей: . - умножаем числитель и знаменатель первой дроби на . - умножаем числитель и знаменатель второй дроби на . После этого знаменатели обеих дробей равны M. Вместо наименьшего общего кратного можно в простых случаях взять в качестве M любое другое общее кратное, например, произведение знаменателей. Для сравнения двух обыкновенных дробей, следует привести их к общему знаменателю и сравнить числители получившихся дробей. Дробь с большим числителем будет больше. Пример: и . НОК (4,5) = 20 - приводим дроби к знаменателю 20. Следовательно, результат При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же. С помощью букв правило сложения можно записать так: При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же. С помощью букв правило вычитания можно записать так:
Слайд 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Познакомившись ближе с дробями, я понял, что история их возникновения уходит глубоко в далекие века. Как давно люди их применяют и для чего просто необходимы нам ДРОБИ. Поставленную для себя цель узнать больше о дроби и с помощью исследования, понимания и теории, я это сделал и главное понял, что, если эту тему недопонять, то в будущем моем обучении возникнут проблемы в понимании таких тем как цепные дроби и т.д. В настоящее время в науке и во всех отраслях хозяйства, производства и т.д. десятичные дроби и частный их вид, проценты, применяется намного чаще, чем обыкновенные дроби. Десятичные дроби используются в различных отчетных документах в медицине, в образовании, в торговле, в налоговой службе и других сферах. Так, что ДРОБЬ необходима нам в будущем, чем больше мы поймем эту тему, тем проще нам будет при выборе профессии и в дальнейшем при работе. Данный материал способствует, не только выработке умений и закреплению навыков вычислений, но и формирует устойчивый интерес к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной активности. В моей работе я старался показать, что дробь – это постоянный спутник нашей жизни.
Слайд 9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - Сайт - https://ru.wikipedia ; - Школьный словарь «Правила по математике», М «ВАКО» 2-ое изд. - Козлова С.А., Рубин А.Г. Математике 5 кл . «Школа 2100» Изд. 2, - М., 2012 г.; - Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика. 5 класс. Часть 2. – Изд.2,.- М.: 2012г.. - Дорофеев Г.В. , Шарыгин И.Ф. «Математика, 5 кл .»/М.: 1998г.
Хрюк на ёлке
Круговорот воды в пакете
Соленая снежинка
Мастер-класс "Корзиночка"
Заколдованная буква