Здоровый человек – это полноценный член общества, который отличается высоким уровнем физической и умственной работоспособностью, хорошим самочувствием, внутренним душевным комфортом. Но в современном обществе человек испытывает на себе целый комплекс неблагоприятных факторов : напряжения, перегрузки, плохие экологические условия. Все эти условия и малоподвижный образ жизни оказывает негативное воздействие на организм, нарушая его нормальное функционирование и способствуя развитию различных заболеваний. Очень важно применять комплекс разнообразных средств, способствующих охранению и укреплению здорового организма.
Одним из мероприятий оказывающих благоприятное воздействие на здоровье организма является утренняя гимнастика.
Вложение | Размер |
---|---|
olshanova_k._4_klass.zip | 693.36 КБ |
Муниципальное нетиповое бюджетное образовательное учреждение
«Лицей №76»
Курсовая работа
по теме: «Значение утренней гимнастики».
Выполнила:
Ольшанова Екатерина
ученица 4 «Б» класса
МНБОУ «Лицей 76»
Руководитель: Батырева З. И.
учитель физкультуры
МНБОУ «Лицей 76»
Новокузнецк
2015
Содержание
1. Введение
Здоровый человек – это полноценный член общества, который отличается высоким уровнем физической и умственной работоспособностью, хорошим самочувствием, внутренним душевным комфортом. Но в современном обществе человек испытывает на себе целый комплекс неблагоприятных факторов : напряжения, перегрузки, плохие экологические условия. Все эти условия и малоподвижный образ жизни оказывает негативное воздействие на организм, нарушая его нормальное функционирование и способствуя развитию различных заболеваний. Очень важно применять комплекс разнообразных средств, способствующих охранению и укреплению здорового организма.
Одним из мероприятий оказывающих благоприятное воздействие на здоровье организма является утренняя гимнастика.
Цель: Выяснить, как утренняя гимнастика влияет на организм человека.
Задачи:
Объект исследования: дети младшего школьного возраста и их родители.
Гипотеза исследования: утренняя гимнастика позволяет подготовить организм человека к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам.
Методы исследования:
1.Наблюдение
2. Анкетирование
3. Анализ полученных данных
4. Работа с первоисточниками
2. Физиологические изменения в организме во время сна и при пробуждении
Сон – это особое состояние организма, во время которого происходят восстановительные процессы. Взрослому необходимо 8 часов сна, ребенку – 9 часов. Некоторым достаточно 5 - 6часов. Во время сна: понижается активность нервной системы, выключается сознание, снижается тонус мышц, несколько уменьшается температура тела, давление, редким становится ритм дыхания и сердечных сокращений, протекают процессы восстановления в клетках головного, спинного мозга. Не смотря на выключения сознания, во время сна сохраняется связь с внешним миром. При пробуждении в нервной системе сохраняются тормозные процессы, снижена умственная и физическая работоспособность, поэтому необходимы мероприятия, помогающие перейти к состоянию бодрствования после сна. Наиболее эффективно ускоряют эти процессы: громкая ритмичная музыка, солнечный свет, выполнение физических упражнений, массаж, воздействие на кожу холодом.
3. Основные задачи, решаемые с помощью физических упражнений утренней гимнастики
Устранить некоторые последствия сна (отечность, вялость, сонливость); увеличить тонус нервной системы; усилить работу основных систем организма (сердечно – сосудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции). Все это позволит плавно и одновременно повысить умственную и физическую работоспособность организма. В результате грамотного выполнения комплекса утренней гимнастики создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание. исчезает сонливость, вялость, слабость появляется хорошее настроение, самочувствие. Поскольку выполнение любых физических движений сопровождается повышенным выделением тепла, утренняя гимнастика приводит к умеренному повышению температуры тела. При повышении температуры ускоряются процессы обмена веществ, увеличивается скорость передачи нервных импульсов, увеличивается скорость и точность реакций, координацию движений, улучшает умственную способность.
4. Основные ошибки утренней гимнастики
Мы убедились, что утренняя гимнастика действительно нужна. Но мало ее делать, нужно ясно осознать, какая она должна быть, что делать не нужно:
НЕ принимать пищу перед утренней гимнастикой. Для переваривания необходимы энергетические ресурсы, которые организму придется перенаправлять на двигательную активность. В результате чувствуется упадок сил вместо бодрости и пища не сможет нормально усвоиться.
НЕ пытаться сразу брать большие нагрузки. В результате несколько последующих дней вас будет преследовать резь в мышцах.
НЕ путать понятия «тренировка» и «утренняя гимнастика». Задача тренировки – развивать навык или физическую способность. Задача гимнастики - привести мышцы и связки в тонус, повысить подвижность суставов, улучшить кровоснабжение.
НЕ пытаться усиленно агитировать своих родных и близких. Максимум – давать личный ежедневный пример. Или делать мягко и без напора.
5. Индивидуальный подход к подбору физической нагрузки для упражнений утренний гимнастики
Каждый организм характеризуется комплексом специфических, присущих только ему свойств. На земле не существует двух одинаковых организмов, более того, в одном многоклеточном организме нет двух одинаковых клеток - каждая клетка уникальна и отличается от других.
Поэтому, наряду с общими принципами построения комплекса утренней гимнастики, при его разработке необходимо учитывать и индивидуальные особенности организма.
При разработке комплекса утренней гимнастики необходимо учитывать
следующие наиболее важные факторы:
Состояние здоровья организма в существенной мере должно определять, какие упражнения включать в комплекс утренней гимнастики, с какой интенсивностью и длительностью их выполнять. В некоторых случаях занятия утренней гимнастикой противопоказаны. Однако противопоказания чаще всего носят временный характер. Обычно, наличие и характер того или иного заболевания не указывает на необходимость отказаться от утренней гимнастики, а требует внесения корректив в комплекс используемых средств.
Учет тренированности организма при подборе физической нагрузки для утренней зарядки.
Тренированному человеку показаны большие физические нагрузки, чем нетренированному. Это связано с тем, что одна и та же нагрузка у тренированного организма вызывает меньшие физиологические изменения, чем у нетренированного.
Зарядка тренированного человека должна продолжаться более длительно и включать в себя упражнения большей интенсивности, чем зарядка нетренированного человека.
При хорошей переносимости утренних нагрузок тренированному человеку можно использовать в зарядке бег и даже силовые упражнения (подтягивания на перекладине, отжимания, упражнения с отягощениями и другие). При этом однако не следует допускать развития чрезмерного утомления. Даже тренированному человеку не стоит рассматривать зарядку как средство развития выносливости или силы.
6. Гигиенические требования
Гигиена – наука о создании условий для сохранения здоровья человека.
Требования к одежде.
Для занятий утренней гимнастикой предпочтительнее одежда из натуральных материалов (например, из хлопковых тканей). Натуральные материалы не затрудняют процессы испарения пота с поверхности кожи, и одновременно обеспечивают задержку тепла, выделяемого организмом, способствуя его согреванию после сна.
Кроме того, одежда для занятий должна быть свободной, удобной, легкой, не стесняющей движения. Хорошо, когда одежда для занятий помимо гигиенических отвечает и эстетическим требованиям. В красивой одежде заниматься приятней, при этом в большей степени повышается настроение.
Если занятие проходит на улице, аналогичные требования предъявляются и к обуви. При занятии в помещении на теплом чистом полу, обувь можно не надевать.
Требования к помещению
Помещение для занятий должно быть относительно просторным, хорошо проветренным, чистым, с хорошим освещением.
В теплое время года зарядку можно проводить на улице. В этом случае организм испытывает на себе на только действие физических упражнений, но естественных природных факторов - солнца, воздуха, - которые оказывают закаливающий эффект.
Требования к музыкальному сопровождению
Упражнения утренней гимнастики лучше проводить под ритмичную, веселую музыку.
Громкость музыки не должна быть слишком низкой, но и не должна быть слишком высокой, так как чрезмерно громкая музыка вызывает развитие охранительного торможения в нервной системе.
Бодрая ритмичная веселая музыка увеличивает тонус нервной системы, поднимает настроение, вызывает желание двигаться. Она в существенной мере облегчает процессы пробуждения, снижая вялость после сна.
Следует избегать использовать музыку, содержащую напряженные пугающие звуки, так как после сна, находясь в заторможенном состоянии, организм чрезвычайно чувствителен к подобным влияниям на уровне подсознательного восприятия.
Для поддержания интереса к занятиям музыкальное сопровождение следует периодически менять.
7. Какой должна быть идеальная утренняя гимнастика
Продолжительность упражнений
8. Заключение
Утренняя гимнастика – это комплекс упражнений, выполняемых ежедневно утром после сна. Этот вид гимнастики помогает организму быстрее активизироваться после сна и обрести бодрость.
Гимнастика доступна и полезна всем, независимо от пола, возраста и физического состояния. Многие упражнения из комплекса утренней гимнастики полезны даже людям, имеющим отклонения от нормального физического развития.
Занимайтесь зарядкой, чтобы было здоровье в порядке!!!
Спасибо за внимание
9. Список литературы
10. Приложения
10.1. Примерный комплекс упражнений
Рис. 1. Примерный комплекс упражнений для детей
Рис. 2. Примерный комплекс упражнений для женщин
Рис. 3. Примерный комплекс упражнений для мужчин
10.2 Результаты анкетирования
Результаты анкетирования 1 - 4 классы (Утренняя гимнастика)
Класс | Всего в классе | Мальчики | Девочки |
1 б | 29 | 6 | 7 |
2 б | 29 | 2 | 1 |
3 б | 28 | 10 | 8 |
4 а | 25 | 9 | 10 |
4 б | 24 | 9 | 8 |
4 в | 25 | 5 | 8 |
Всего | 160 | 41 | 42 |
Вывод: Из 160 учащихся только 83 человека выполняют утреннюю гимнастику.
Результаты анкетирования старшего поколения
в 4-х классах (Утренняя гимнастика)
Класс | Всего учащихся | Папа | Мама | Дедушка | Бабушка |
4 а | 25 | 4 | 5 | 1 | 5 |
4 б | 24 | 3 | 8 | 0 | 6 |
4 в | 25 | 1 | 6 | 0 | 4 |
Всего | 74 | 8 | 19 | 1 | 15 |
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Девятая загадочная планета Солнечной системы
На берегу Байкала
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Дымковский петушок