Байкал – это уникальное явление на нашей планете. Он поражает монументальностью стиля, тем прекрасным, могучим и вечным, что заложено в его природу. У каждого, кто хоть однажды побывал в этих краях, навсегда остается в памяти чарующая красота Байкала. Поэтому каждый живущий у Байкала несет на себе ответственность перед человечеством за его сохранность. Вот почему рядом с Байкалом любое произведение искусства, созданное человеком, воспринимается скромно. Самая яркая страница в истории Северного Байкала - это, конечно же, время строительства Байкало-Амурской Магистрали.
БАМ – это масштабная стройка XX века, являющаяся самым дорогим проектом за всю историю СССР. Но магистраль полностью оправдывает свою цену тем, что сплотила разные народы огромной страны.
Вложение | Размер |
---|---|
sokolov_mihail_bam.docx | 46.21 КБ |
Министерство образования и науки РБ
Северобайкальск
МБОУ «Гимназия №5»
Номинация: История Бурятии
Тема: «Историческое наследие Северобайкалья. Памятники БАМа».
Автор: Соколов Михаил, ученик 10 класса
МБОУ «Гимназии №5» г. Северобайкальска.
Домашний адрес: г Северобайкальск,
ул. Полиграфистов 5-105.
Телефон: +7 (924) 395-92-61
Руководитель: Фролова Наталья Валерьевна
Телефон: +7 (924) 650-39-18
г. Улан-Удэ
2015 г.
Оглавление
Коротко о БАМе…………………………………………...………………………4
Северная Бурятия в истории строительства магистрали………………………..4
Интервью с заслуженным финансистом Бурятии, ветераном БАМа…………..5
Памятник БАМа в Нижнеангарске……...……………………………...………...6
Северомуйский тоннель – памятник мужества…………………………...……..6
Памятники БАМа в Таксимо………………………………………………...……7
История появления города на Байкале………………………….………………..9
Памятники БАМа в Северобайкальске………………………….…...............…10
Цель: Изучение истории памятников БАМа в северных районах Бурятии.
Задачи:
Введение:
Байкал – это уникальное явление на нашей планете. Он поражает монументальностью стиля, тем прекрасным, могучим и вечным, что заложено в его природу. У каждого, кто хоть однажды побывал в этих краях, навсегда остается в памяти чарующая красота Байкала. Поэтому каждый живущий у Байкала несет на себе ответственность перед человечеством за его сохранность. Вот почему рядом с Байкалом любое произведение искусства, созданное человеком, воспринимается скромно. Самая яркая страница в истории Северного Байкала - это, конечно же, время строительства Байкало-Амурской Магистрали.
БАМ – это масштабная стройка XX века, являющаяся самым дорогим проектом за всю историю СССР. Но магистраль полностью оправдывает свою цену тем, что сплотила разные народы огромной страны.
Историческая справка.
Коротко о БАМе.
40 лет назад 8 июля 1974 года было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». БАМ – была объявлена Всесоюзной комсомольской стройкой, стройкой века, где нужно построить железнодорожную магистраль длиной 3100 км., автодороги, поселки, города, построить 2200 мостов, провести научно-изыскательские работы по проектированию и строительству, прорубить просеки в глухой непроходимой тайге для магистрали.
На 17 съезде ВЛКСМ было принято решение направить на строительство БАМа Всесоюзный Комсомольский отряд имени 17 съезда ВЛКСМ. На стройку поехали посланцы всех союзных республик, областей Советского Союза.
Со временем определились опорные центры управления стройкой по участкам – Западный, Бурятский, Центральный и Восточный. Бойцы первого Всесоюзного ударного комсомольского отряда – 600 молодых добровольцев из самых разных регионов Советского Союза – отправились на Байкало-Амурскую железнодорожную магистраль. 27 июля в газете "Правда" вышла передовая статья "От Байкала до Амура" - первая передовая по этой стройке.
Северная Бурятия в истории строительства магистрали.
На протяжении всех 3145 километров сооружаемой дороги не было отрезка более сложного, чем Бурятский участок БАМа, часто называемого «барьерным», «ключевым». «Барьерным», так как, составляя по протяженности шестую часть магистрали, он взял на себя почти треть материальных затрат. «Ключевым» — из-за того, что основные тоннели — «ключи БАМа» пробивались на территории Бурятии. Среди них крупнейшие в Европе и Азии 7-ми километровый Байкальский и 15-ти километровый Северомуйский. Часто этот участок называют Ленинградским так как на севере озера Байкал строители «Главленинградстроя» по проекту ленинградских архитекторов возвели город Северобайкальск, также потому, что по проектам ленинградских инженеров строились мосты и тоннели участка и ,наконец, потому, что по путевкам Ленинградского обкома ВЛКСМ сюда в первых отрядах было направлено более двух тысяч юношей и девушек.
На Бурятском участке БАМа, который составил 524 км., предстояло уложить 600 км. основного и 120 км. станционных путей, 262 моста, прорубить 3000 км. просек под железнодорожные пути и автодороги, переработать 100 миллионов тонн грунта, вместо 6 тоннелей пришлось строить 8 протяженностью 31 км., 4 аэропорта, 4 морских порта, возводить дома, и создавать объекты соцкульбыта, построить город Северобайкальск и 14 поселков.
Фрагменты из интервью с Именохоевой Клавдией Федоровной.
- Клавдия Федоровна, расскажите, с какого года вы проживаете в п. Нижнеангарск и каким был район, когда вы приехали?
- История такова. В 1960 году Министерство Финансов распоряжением перевело меня в поселок Нижнеангарск, в Северо-Байкальский финансовый отдел на должность старшего инспектора по бюджету. Район был отдаленным, дотационным. Летом по району мы передвигались на лодках, зимой на лошадях, а на самолетах Ан2 круглый год. Из предприятий работали рыбзавод и несколько колхозов: Калинина (село Уоян), «Рассвет» (село Кумора), «Дружба» (село Холодное), «Победа» (село Байкальское). Также в районе очень хорошо работала геологоразведка. Была распространена охота, скотоводство. Населения было всего пять с лишним тысяч человек. Что же касается работы, то в моей памяти отчетливо отложилась дата 16 марта 1963 года. Именно в тот день на сессии районного совета меня утвердили на должность заведующей финансового отдела.
- Как БАМ отразился на вашей профессиональной жизни?
- В связи со строительством БАМа, район превратился в огромную стройплощадку. Объем работы нашего финансового отдела увеличился даже не в десятки, а в сотни раз. Для финансового отдела наступила пора очень интересной, но и очень напряженной работы. Один за другим образовывались новые поселки: Гоуджекит, Северобайкальск, Кичера, Ангоя, Новый Уоян, Тоннельный, Северомуйск. В них открывались школы, больницы, детские сады, дома культуры, библиотеки, магазины, хлебопекарни, столовые, цеха бытового обслуживания, киноустановки, сберкассы, совхозы. Все нужно было рассчитать по доходам, расходам, учитывая бюджет района и каждого поселка. Районный Финансовый отдел успешно справлялся с этой работой. Работа обязывала меня часто ездила по трассе БАМ. Я работала «на месте», инспектируя только что построенные предприятия, учреждения. Вплоть до окончания строительства БАМа отдел показывал высокие результаты в работе. Наш район процветал, ему уделяли хорошее финансирование и наш отдел был на хорошем счету у руководства Министерства Финансов Бурятии и РСФСР.
Именохоева Клавдия Федоровна уроженка села Куреть Ольхонского района Иркутской области. С 1960 года проживает в п. Нижнеангарск Северо-Байкальского района Бурятии. Проработав в финансовых органов 47 лет (с 1955 по 2002 год), она удостоена звания Ветерана Труда, Заслуженного экономиста Бурятской АССР, Отличника финансовой работы СССР. Также была награждена медалью за строительство БАМа, нагрудным знаком «Ветеран министерства финансов республики Бурятии», памятной медалью «85 лет со дня образования Республики Бурятия», юбилейной медалью «350 лет со дня вхождения Республики Бурятии в состав Российского государства», памятной медалью.
Интервью было взято автором работы в мае прошлого года, для публикации в газете «Северный Байкал».
Памятники БАМа в Нижнеангарске (Северо-Байкальский район)
и в Таксимо (Муйский район).
Памятник БАМа в Нижнеангарске.
Памятник самолету Ан-2.
С самого начала прокладки магистрали Ан-2 обеспечивал сообщение стройки с «большой землей». Небольшой самолет мог приземляться на неподготовленные площадки, в том числе на байкальский лед, доставлял первые десанты строителей, грузы и почту. Тем самым он внес большой вклад в строительство магистрали. Торжественное открытие памятника состоялось в дни празднования 40-летия с начала строительства магистрали, летом 2014 года.
Северомуйский тоннель – памятник мужества.
Строители магистрали сумели покорить одну из самых высоких горных цепей Северобайкалья: Северо-Муйский хребет, отметки которого достигают 2561 м. Северомуйский тоннель называют золотой пряжкой БАМа. Строительство тоннеля в Ангараканской седловине Северомуйского хребта велось 26 лет, но именно с его открытием грандиозную стройку БАМа можно считать завершенной. Это самый протяженный тоннель в России – 15343 м. и пятый в мире. Общая длина его выработок превышает 45 км: на всем протяжении параллельно основному тоннелю идет выработка меньшего диаметра – разведочно-транспортно-дренажная штольня (РТДШ). За время строительства тоннеля погибло 57 человек. Тоннельный комплекс – это не просто отверстие в горе, а сложнейшее инженерное сооружение. Системы сейсмического и радиационного контроля, связь, освещение. Шахтные стволы превратились в вентиляционные, микроклимат в тоннеле помогают поддерживать специальные ворота, открывающиеся перед каждым поездом и закрывающиеся за ним снова.
Северомуйский тоннель сократил путь через Ангараканский перевал с 57 км до 23, а время в пути – с 120 до 25 минут. Теперь по всему БАМу возможно движение полновесных грузовых поездов – даже подъем на Муруринский перевал, высшую точку магистрали, имеет куда меньшие уклоны чем старый обход. Основной поток поездов идет по тоннелю, а обход оставлен лишь как запасная трасса.
Памятники БАМа в Таксимо.
Монумент в помять о погибших строителях Северомуйского тоннеля.
Открытие тоннеля состоялось 5 декабря 2003 года, и в честь этого возле восточного портала тоннеля был открыт монумент в память о погибших строителях, монумент носит название «Великому творению мысли и рук человеческих, создавших Северомуйский тоннель».
Самолет АНТ-7 б/н Ж11.
В 1939 году на таком самолете в эти тогда еще необжитые края прилетела группа изыскателей-первопроходцев. В их задачу входила разведка маршрута планировавшейся к строительству новой транссибирской железной дороги. Несколько лет ушло на изучение местности, составление подробных карт и схем предполагаемого маршрута трассы, но с началом войны идея строительства была отложена, а изыскательские работы, свернуты. Этот памятник посвящен подвигу первопроходцев. Их имена навечно вошли в историю освоения и строительства БАМа.
Памятники комплекса «Мысовые Тоннели».
Пусть знает вся страна наверняка:
Тоннели строят настоящие мужчины,
Тоннели строим на века,
Мы люди деловые,
Веселые, простые,
Сквозь горы мы пропустим поезда!
(В.Я.Колганов)
Мысовые тоннели.
Мысовые тоннели - инженерные сооружения БАМ, построенные для пропуска поездов сквозь отроги Байкальского хребта. Они расположены на побережье Байкала вблизи г. Северобайкальска. Сооружены тоннельным отрядом №16 в период с февраля 1978 по ноябрь 1986, изыскания и проектирование проводились Сибгипротрансом, Ленметрогипротрансом и Новосибметропроектом. Протяженность тоннелей по порядку (нумерация идет от Северобайкальска к Нижнеангарску): 387, 1821, 1624 и 1239 метров.
Тоннели не зря получили звания “ключи от БАМ”! Это были наиболее затратные и сложные сооружения. Так, Мысовые тоннели были предметом решения, от которого зависел выбор трассы всей магистрали. Ведь изначально рассматривались несколько вариантов прокладки магистрали. Вполне могло выйти так, что БАМ, несмотря на свое название, прошел бы значительно севернее Байкала, и тогда бы не было Северобайкальска. Но вариант трассы по берегу Байкала оказался предпочтительнее.
Первым отрядом от нашей республики на «стройке века» был «Комсомолец Бурятии». Ему досталась самая нелегкая работа – рубить просеки, которые называют – ключом к тоннелям, а тоннели – ключи к БАМу, поэтому Мысовые тоннели, которые видно издалека – это и есть памятник «Комсомольцу Бурятии»
Памятник тоннельному отряду.
Памятник тоннельному отряду №16, который возводил комплекс «Мысовые тоннели». Монумент был установлен в день сбойки Мысового Тоннеля №3 15 января 1984 года. Расположен между поселком Нижнеангарск и городом Северобайкальск.
Сбойка 4-го мысового.
Монумент в честь окончания строительства комплекса «Мысовые Тоннели» расположен между Северобайкальском и Нижнеангарском. Ноябрь 1986 год.
Стела «Тоннели строят настоящие мужчины».
В честь строителей Мысовых тоннелей (16-й отряд треста "БАМТОННЕЛЬСТРОЙ"), установлена на одном из склонов близ 2-го Мысового тоннеля. Очень необычно смотрится буква «М». Но все проходчики в тоннельном отряде — метростроевцы. Поэтому многие тоннели отличительный знак в виде буквы «М».
Желтый скрепер.
На железобетоном рельсе стоит скрепер МоАЗ с табличкой: «МоАЗ №143. 25-тонный подземный автопоезд. Работал на строительстве тоннелей БАМа: Нагорного, Байкальского, Мысовых с 1975 по 1982 год. Установлен в день сбойки мысового тоннеля №2 16 октября 1982 года, в честь 60-летия образования СССР. Тоннельный отряд №16 УС. “Бамтоннельстрой”»
Северобайкальск - город, рожденный мечтой.
История появления города на Байкале.
Город возник благодаря БАМу, с магистралью связана вся его история. Начинается она 23 июля 1974 года, когда в этом пустынном месте на берегу Байкала появились первые комсомольцы - строители БАМа. Будущий город выглядел скоплением палаток и строительных вагончиков, как и большинство поселений, возникших во время строительства дороги.
Уже к зиме палатки сменились домиками-времянками. Поселок Новогодний (так изначально назывался этот базовый пункт Бурятского участка БАМа) быстро обустраивался. Первый поезд пришел в Новогодний в 1979 году. А за год до этого в поселке появились первые капитальные дома, спроектированные специально для Северобайкальска институтом «Ленинградстрой». Эти дома необычной формы образуют замкнутые внутренние дворы, защищенные от пронизывающего зимнего ветра. «Ленинградские» дома отличаются повышенной сейсмоустойчивостью и усиленной теплоизоляцией. Статус города и нынешнее название Северобайкальск получил в 1980 году. Сегодня Северобайкальск - город с населением всего 25 тыс. человек. Тем не менее это самый большой населенный пункт на Байкале. Здесь нет крупной промышленности, что, наверное, благо для окружающей природы. Население занято в основном обслуживанием железной дороги, лесозаготовками, а также в сфере туризма.
Памятники БАМа в Северобайкальске.
Здание вокзала.
Самый главный и красивейший памятник нашего города – это здание городского вокзала. Он привлекателен необычным архитектурным стилем – единственного неповторимого здания вокзала, выполненным из металла, стекла и бетона, на самом деле, в форме крейсера «Аврора», и, таким образом, породнившим Байкал и Неву. При его отделке использованы декоративные камни: белый и розовый мрамор, гранит и др.
Памятник строителям города – ленинградцам.
На привокзальной площади города находится один самый узнаваемый для северобайкальцев памятник, посвященный ленинградцам – строителям города. Прообразом ленинградского строителя, запечатлённого на пьедестале, стал бригадир комплексной бригады треста «ЛенинградБАМстрой» Владимир Денисенко. Именно его бригада в ноябре 1975 года выступила инициатором соревнования за право укладки первого камня в фундамент первого пятиэтажного дома Северобайкальска.
Паровоз П36 – 0098.
Пассажирский паровоз П36-0098 установлен в честь 20-летия основания Северобайкальского отделения БАМ ж.д. 16 октября 1980 года. Паровозы этой серии были последними пассажирскими паровозами, производившимися в СССР. Он расположен недалеко от вокзала и по сей день пользуется популярностью среди горожан и гостей города.
Палатка первопроходцев.
В живописном месте оживлённой автомобильной трассы Северобайкальск – Нижнеангарск на берегу Байкала установлена мемориальная палатка первостроителей города. Здесь 23 июля 1974 года на пустынном берегу мыса Курлы высадился первый десант тоннельщиков. Афанасьев В.Я, Абагаев Б.С., Богачев В.Е., Бутаков Ю.А., Гладков В.Ф., Гафуров Ф.Х., Журбин В.И. и Ширапов П. Ц. первыми сказали: «Здесь будет город!». И с этого призыва началась трудоёмкая ежедневная работа по возведению сложных прибайкальских километров Бурятского участка БАМа и строительству города Северобайкальска.
С площадки открывается великолепный вид на Байкал, здания воинской части (бывшего порта города), мысовые тоннели и железнодорожные галереи. Монумент «Первая палатка» считается местом основания города Северобайкальска.
Бамовцы.
В дни празднования 40-летия с начала строительства Байкало-Амурской магистрали в Северобайкальске была установлена точная копия памятника строителям БАМа, который был подарен городу, но так и не доехал до пункта назначения и осел в Улан-Удэ в поселке Энергетик.
В далеком 1979 году скульптурная композиция, посвященная строителям БАМа, была направлена в Северобайкальск, где тогда проводилась Всероссийская художественная выставка "Мы строим БАМ". Художники, скульпторы крупных городов России подарили Северобайкальской картинной галерее более 500 различных произведений. Среди них была скульптурная композиция московского скульптора Олега Кирюхина "Бамовцы". Однако ввиду сложностей в транспортировке скульптура осталась в Улан-Удэ. Многие годы она украшала сквер у кинотеатра "Дружба", а затем, когда началось строительство драмтеатра, переехала на новое место – в поселок Энергетик. На новом месте рядом с "Бамовцами" установили фонтан, разбили сквер.
Но многие ветераны-бамовцы были против "ссылки" монумента на окраину Улан-Удэ и вышли с ходатайством о возвращении четверки первопроходцев в Северобайкальск. Тем более что и повод для возвращения был не за горами. Приближалась торжественная дата – 40 лет начала строительства БАМ. Но, несмотря на просьбы северобайкальцев и внезапно обнаружившееся плачевное состояние памятника в Улан-Удэ, власти города отдавать памятник не захотели, заявив, что "Бамовцы" являются ключевым объектом в поселке Энергетик и демонтаж скульптуры поменяет его облик. Однако к юбилею БАМа на Центральной площади Северобайкальска скульптурная композиция "Бамовцы" все-таки появилась, оплатили создание копии памятника в бронзе предприниматели города. 5 июля 2014 года в торжественной обстановке на глазах горожан и прибывших со всей страны гостей со скульптурной композиции был сдернут голубой балдахин, и четверка легендарных первопроходцев появилась на пьедестале железной дороги.
Байкал и Ангара.
Монумент «Байкал и Ангара» - это работа известного скульптора - монументалистки Виктории Робертовны Пельше. Монумент был создан по заказу дирекции БАМа в Риге на скульптурном комбинате "МАСКЛА" и должен был украсить привокзальную площадь Северобайкальска. Виктория работала над этим заказом семь лет, в результате, уже готовый в гипсе монумент так и остался стоять в Риге. Памятник получился величественным и романтичным — Ангара в образе молодой девушки, стоящей на коленях, с распростертыми руками, обращенными к солнцу, и Байкал — ее невозмутимый спутник, плывущий, словно облако по небу. Оригинальной особенностью композиции является то, что визуально издалека она напоминает большой белый крест с двумя поперечными перекладинами. Латвия и Россия стали независимыми государствами и в водовороте перемен все забыли о монументе. К сожалению, сейчас монумент разрушен из-за обрушения ангара, который находился в аварийном состоянии. Именно там огромная композиция доживала свой век.
В ноябре прошлого года, инициативная группа из Иркутска предположила по эскизам воссоздать памятник известного рижского скульптора. Обсудив эту идею, на художественном совете в качестве места для памятника был предложен Иркутск, поскольку город объединяет две визитные карточки области — Байкал и Ангару, но также прозвучали предложения воссоздать композицию, но уже на Шаман-камне.
Заключение.
Байкало–Амурская Магистраль – это памятник мужеству строителей, проложенный в сложных дорожных, сейсмологических и климатических условиях, когда техника выходила из строя, только мужество людей помогало строить дорогу. Памятники БАМа рассказывают нам об истории Северной Бурятии, на страницах которой строительство магистрали – это благодатное время дружбы народов. Памятники людям, событиям, знаменательным датам все это вселяет в людей уважение, гордость по отношению к тем людям и событиям, которые удостоились такой чести – быть увековеченными. Монументы Байкало-Амурской Магистрали – это не только произведения искусства, но и величайшее достояние истории, дань нашим предкам и их славным деяниям.
Каждый из нас несет ответственность перед человечеством за их сохранность, ведь памятники Байкало-Амурской магистрали – величайшей стройки XX века являются частью исторического наследия России.
Список использованной литературы, Интернет-ресурсов:
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Новогодние гирлянды
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Рукавичка
Комментарии
Молодец!
Очень хорошая работа,отлично Михаил и Наталья Валерьевна!