Презентация "Обряды и обычаи древних славян".
Вложение | Размер |
---|---|
obryady_drevnih_slavyan.pptx | 332.05 КБ |
Слайд 1
Обряды и обычаи древних славян Выполнила Шмелёва ДарьяСлайд 2
Славянское язычество Славянская мифология формировались на протяжении долгого периода во II—I тысячелетии до н. э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов. Предполагается, что к нему относятся образы бога грозы и боевой дружины ( Перун ), бога скота и потустороннего мира ( Велес ), элементы образов близнечного божества ( Ярило и Ярилиха , Иван-да-марья ) и божества Неба-Отца ( Стрибог ). Также являются такие образы, как ( Мать Сыра-Земля ) связанная с ней богиня ткачества и прядения ( Мокошь ), солнечное божество ( Дажьбог ), и некоторые друг ие.
Слайд 3
Свадебные обряды и ритуалы Свадебные обычаи различались у разных племён в зависимости от типа брака . Славянский языческий брак в некоторых случаях мог быть полигамным . Патриархальный брак : Славяне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит её накануне, а на следующий день приносят за неё — что дают. Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь. Патриархальный брак и многожёнство были характерны и для варягов - руси . Плата за невесту называлась в Древней Руси « вено », а свадебный обряд — « разувание » жениха. Древнее « разувание » фиксируется поздними обрядами снятия обуви с жениха и поговоркой «Ноги мыть и воду пить».
Слайд 5
Погребальные обряды и ритуалы Культ умерших предков был чрезвычайно распространён у славян с глубокой древности и вплоть до недавнего времени. В связи с этим представляет интерес славянский погребальный обряд . «Повесть временных лет» так описывает этот обряд у вятичей: И если кто умрёт, совершают над ним тризну . После неё складывают большой костёр [18] , кладут на него мертвеца и сжигают . После этого, собрав кости, складывают их в малый сосуд и ставят на столбе у дороги. Так делают вятичи и ныне. Такому же обычаю следуют и кривичи , и прочие язычники. Под тризной здесь, видимо, имеются в виду состязания в память об умершем и вообще поминальные мероприятия . Обычай оставлять сосуд с костями умершего на столбах у дорог проясняется позднейшими этнографическими записями: столбы на кладбищах считались своего рода границей между живыми и мёртвыми. У этих столбиков бросалась посуда, применяемая при похоронах. Сами столбики нередко делались с подобием крыши и выемками — для удобства душ умерших, которые около них обитали. Позже кладбищенские столбики сменились православными крестами . [20] Кроме того, погребальные столбы отсылают к архаичному обычаю захоронения на деревьях и в стволах деревьев. Столб, таким образом, может играть в погребальном ритуале космогоническую роль Мирового Древа , по которому души умерших поднимаются в небесный мир предков
Слайд 7
КОНЕЦ
Снегири и коты
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Никто меня не любит
Любимое яичко
Пчёлы и муха