В работе раскрыты теоретические основы, описывающие особенности ориентировки в пространстве младших школьников с нарушением зрительной функции. Особое внимание обращено на учащихся с интеллектуальной недостаточностью. В работе прослеживается взаимосвязь между уровнем сформированности навыков ориентировки и качеством усвоения учебного материала у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Представлен практический материал по развитию навыков ориентировки в пространстве у младших школьников с ОВЗ.
Вложение | Размер |
---|---|
pushkarskiy_a_proekt.docx | 37.37 КБ |
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 17 городского округа Самара
Исследовательская работа
на тему:
«Значение и роль пространственной ориентировки в жизни школьников с ограниченными возможностями здоровья»
Выполнил:
ученик 12 класса
ГБС(К)ОУ школы-интерната №17
городского округа Самара
Пушкарский Артем Павлович
Научный руководитель:
учитель начальных классов,
учитель курса
«Ориентировка в пространстве»
Мирсаидова Надежда Константиновна
г. о. Самара 2014г.
Оглавление
Стр.
Введение…………………………………………………………………...…….. …3
Глава 1. Основная часть
1.1 Понятие ориентировки в пространстве (ориентация, ориентировка, мобильность)…………………………………………………………………......6
с нарушением зрения………………………………………………………….....9
1.3 Особенности ориентировки в пространстве у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, имеющих нарушение зрения…………..11
1.4 Влияние развития ориентировки в пространстве на учебную деятельность у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, имеющих тяжелое нарушение зрения………………………………………….13
Глава 2. Результаты исследования
Заключение………………………………………………………………...........22
Список используемой литературы……………….............................................24
Введение
Как известно, большой процент информации об окружающем мире человек получает через зрительный анализатор. С самого рождения ребенка все его движения и предметно-практические действия осуществляются при участии и под контролем зрения.
Несомненно, что нарушения зрения обусловлены значительным ограничением чувственного познания. Зрительный дефект накладывает определенный отпечаток на процесс психического развития детей, ограничивая их возможности в восприятии предметного мира, ориентацию в нём, общение с окружающим и в целом сказывается на формировании личности, развитии различных видов деятельности. Человеку для успешной деятельности, для адаптации в обществе необходимо умение ориентироваться в пространстве.
Одной из важнейших задач подготовки детей с нарушением зрения к самостоятельной жизни является обучение их пространственной ориентировке. С самого раннего детства, когда развитие двигательной сферы лежит в основе физического и умственного развития, очень важно научить детей ориентироваться в малом и большом пространстве, помочь ребенку преодолеть страх перед огромным и незнакомым пространством, научить приемам защиты при передвижении.
Успешность интеграции человека с нарушением зрения во многом зависит от его способности самостоятельно ориентироваться в быту, на улице, в общественном транспорте, в умении общаться с окружающими его людьми. Пространственное ориентирование требует от незрячего и слабовидящего человека значительных волевых и физических усилий. Пространственное ориентирование – это умение выбирать направление движения и его сохранять, умение составлять представление о расположении предметов по признакам, воспринимаемым сохранными анализаторами, умение достигать конечной цели движения за счет постоянной оценки взаимного расположения окружающих предметов и своего местоположения относительно их. Между тем, недостатки в развитии пространственной ориентировки, имеющиеся у детей с нарушением зрения, ограничивают в дальнейшем их самостоятельность и активность во всех сферах деятельности. Необходимо отметить, что без специального предмета по пространственной ориентировке учащиеся нашей школы могли бы испытывать большие трудности, поскольку неумение ориентироваться в пространстве ведет к постоянной зависимости от зрячих людей, лишает возможности детей с глубоким нарушением зрения продолжать обучение, общаться с друзьями и с внешним миром вообще. Коррекционные занятия по пространственному ориентированию, которые регулярно проводятся учителями нашей школы, направлены на формирование умения и навыков ориентироваться в пространстве, что позволяет выпускникам школы адаптироваться к самостоятельному передвижению, приобрести душевное равновесие и состояние уверенности в своих силах. Данными качествами выпускники овладевают в течение многих лет, что уж говорить о младшем школьном звене….. Пространственная ориентировка слабовидящих школьников - проблема и психологическая, и педагогическая. Актуальность этой проблемы заключается и в том, что самостоятельное передвижение является основой социальной адаптации для слабовидящих и слепых ребят. Потеря независимости при передвижении - самая большая потеря из всех потерь слепого ребенка в психологическом плане. Именно через потерю самостоятельности при передвижении ребята начинают чувствовать свой дефект. В связи с этим целью исследовательской работы является раскрытие значимости пространственной ориентировки в жизни школьников с нарушением зрительной функции. Для доказательства попробуем сформулировать гипотезу - формирование пространственной ориентировки у школьников младшего и среднего звена будет осуществляться более эффективно, если:
- в процессе работы при формировании пространственной ориентировки помощь будет оказана старшеклассниками специального образовательного учреждения;
- при условии увеличения количества часов коррекционных занятий по пространственной ориентировке.
Объект исследования: игровые методы развития ориентировки в пространстве у детей, имеющих нарушение зрительной функции, осложненное интеллектуальной недостаточностью.
Предмет исследования: особенности ориентировки в пространстве детей, имеющих нарушение зрительной функции, осложненное интеллектуальной недостаточностью
Задачи исследования:
Для реализации задач исследования использовались следующие методы:
- анализ научно – педагогической, психологической и специальной методической литературы;
- беседа;
- наблюдения;
- дидактические игры и упражнения;
- анализ деятельности детей.
Глава 1. Основная часть
1.1 Понятие ориентировки в пространстве (ориентация, ориентировка, мобильность).
Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания детей с нарушением зрения была и остается проблема ориентировки в пространстве, мобильности.
Термин «ориентировка» тесно связан с термином «мобильность». Изучая применение этого термина, многие авторы отмечают, что мобильность – это рациональное передвижение, которое определяется следующими факторами: двигательная способность, навыки применения двигательного контроля и знание структуры окружающей обстановки. Способность свободно ориентироваться и взаимодействовать с окружающей средой – это и есть мобильность. Ориентировка и мобильность тесно взаимосвязаны между собой. Специфика предмета «Ориентировка в пространстве» состоит в том, что данный предмет включает в себя две взаимодополняющих друг друга системы - ориентирование и мобильность. Ориентирование – это умение установить и сохранять осознание собственного местоположения в пространстве с помощью сбора и интерпретации информации, полученной через систему органов чувств. Мобильность – передвижение в пространстве безопасным и эффективным способом.
Ориентировка имеет свои компоненты, связанные с актами, выполняющими ряд функций: программирование, контролирование, регулирование, которые, в свою очередь, способствуют решению задач выбора, сохранения направления, а также достижения цели самого движения. Огромное значение здесь имеют пространственные представления, которые, несмотря на некоторую специфику, имеющуюся у лиц с нарушениями зрения, в целом адекватно отражают объекты внешнего мира и их взаиморасположение.
Обучение младших школьников с нарушенным зрением пространственной и социально-бытовой ориентировке является одной из основных задач специального учреждения и одним из главных условий адаптации к жизни.
У слепого ребенка необходимо сформировать систему знаний о внешнем мире на основе сохранившихся анализаторов, а это возможно лишь при активном систематическом и целенаправленном обучении. Дети младшего школьного возраста нуждаются в специальных занятиях по ориентировке в пространстве с опорой на знания, представления и умения, которые слепой ребенок приобретает, знакомясь с окружающим миром в процессе физического воспитания, игры, трудовой деятельности.
Ориентировка в пространстве представляет собой сложную познавательную деятельность, в которой участвуют такие психические функции, как восприятие, мышление, память.
Ориентировка в пространстве — это очень ёмкое понятие. Оно включает в себя ориентировку в большом и малом пространстве. Начальный этап ориентировки в ограниченном или малом пространстве — это:
- ориентировка в собственном теле (знание частей собственного тела, знание о пространственном расположении частей тела, обозначение расположения частей своего тела соответствующими пространственными терминами, сравнение реальных пространственных отношений с их отображениями в зеркале);
- ориентировка на плоскости стола (располагать предметы на поверхности стола слева направо и в названных направлениях, определять и словесно обозначать пространственное расположение игрушек и предметов);
- ориентировка в расположении окружающих предметов относительно своего тела;
- ориентировка в помещении на материале окружающих предметов относительно друг друга;
- ориентировка на листе бумаги (правая и левая, верхняя и нижняя стороны листа, середина).
Начальная ориентировка в большом пространстве — это знакомство с расположением объектов, составляющих близлежащее окружение ребенка в помещении дома и вокруг него (ориентировка в квартире, в помещении, на улице, использование терминов справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко и т.д.).
В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося.
Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами).
В более узком значении выражение «пространственная ориентировка» имеет в виду ориентировку на местности:
• определение «точки стояния» («Я нахожусь справа от дома»);
• определение местонахождения объектов относительно ориентирующегося («Шкаф находится слева от меня»);
• определение расположения предметов относительно друг друга («Мяч лежит под столом»).
При передвижении человека пространственная ориентировка происходит постоянно:
• постановка цели и выбор маршрута движения (направление);
• сохранение направления движения и достижение цели.
В период младшего школьного возраста ребенок ориентируется в пространстве на основе чувственной системы отсчета (по сторонам собственного тела). В школьные годы дети овладевают новой системой отсчета — по сторонам горизонта: север, юг, запад, восток.
Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к значительному снижению двигательной и познавательной активности. В связи с трудностями, возникающими при зрительном подражании и овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в свободном движении, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений.
При утрате зрения у человека, прежде всего, страдает пространственная ориентировка. Уровень ее развития зависит от времени потери зрения. Чем раньше это происходит, тем большие трудности испытывает слепой ребенок в пространственной ориентировке. Нарушается полноценная связь между человеком, потерявшим зрение, и окружающей средой. Это отрицательно влияет на деятельность человека, его психическое и физическое развитие, влияет на образование динамических стереотипов.
Дети младшего школьного возраста должны овладеть тремя формами пространственных представлений:
- о пространственных признаках предметов;
- о направлениях пространства;
- о пространственных отношениях между предметами.
Формирование этих представлений – один из важнейших компонентов в содержании работы по подготовке детей к школе, так как учебная деятельность требует от них владения основными пространственными понятиями.
Немаловажное место отводится и формированию навыков ориентировки в пространстве, в частности, навыков ориентировки в микропространстве. При недостаточном внимании к формированию этих навыков в дошкольном возрасте дети испытывают значительные трудности в усвоении знаний по различным учебным предметам, особенно в овладении навыками письма, чтения, счета. Поэтому уровень развития пространственной ориентировки является одним из важнейших показателей, общего развития ребенка.
Детям младшего школьного возраста необходимо овладевать умением учитывать пространственное расположение предметов. Однако он не отделяет направлений пространства и пространственных отношений между предметами от самих предметов. Образование представлений о предметах и их свойствах происходит раньше, чем образование представлений о пространстве, и служит их основой.
Первоначальные представления о направлениях пространства, которые усваивает младший школьник, связаны с его собственным телом. Оно является для него центром, «точкой отсчёта», по отношению к которой ребёнок только и может определять направления. Умение различать части своего тела развивается в повседневной жизни. В процессе умывания, одевания воспитатель, называя части тела, учит различать правую и левую руку, во время обеда — держать ложку в правой руке, а хлеб в левой; предлагает показать, где правое (левое) ухо; объясняет, что левые нога, глаз, ухо расположены с той стороны, где левая рука, а правые глаз, нога, ухо — там, где правая.
1.3 Особенности ориентировки в пространстве у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, имеющих тяжелое нарушение зрения.
Психологические факторы, обуславливающие особенности развития детей с нарушением интеллекта, изучались такими исследователями как Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, М.С. Певзнер и другие.
Исследования указанных авторов свидетельствуют о том, что у детей с интеллектуальной недостаточностью на всех этапах процесса познания имеет место элемент недоразвития.
Умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него, однако у умственно отсталых детей может наблюдаться весь диапазон психических расстройств, частота которых среди них, по меньшей мере, в 3 – 4 раза выше, чем в общей популяции.
Большую роль в формировании пространственной ориентировки как общей способности к учению играет природный фактор, в данном случае – глубина и степень органического нарушения мозга, особенности свойств нервной системы. При умственной отсталости основным патогенетическим фактором является диффузное поражение коры полушарий головного мозга, что вызывает общее психическое недоразвитие, в структуре которого центральное место занимает недоразвитие познавательных способностей.
Исследования, проведенные М.С. Певзнер, В.Г. Перовой и другими, подтвердили положение о том, что у умственно отсталых школьников недоразвитие познавательной деятельности выявляется при решении любой задачи, которая требует известного уровня развития способностей к абстрагированию и обобщению. Умственно отсталые дети не всегда правильно понимают инструкцию, не помнят, какие операции и в какой последовательности следует произвести; легко отвлекаются и «соскальзывают» с задания, теряют цель деятельности. Особенно затрудняет таких учащихся планирование собственной деятельности и контролирование себя в процессе работы.
Умственно отсталым учащимся характерно недоразвитие пространственных представлений разной степени выраженности, как неумение определить пространственные отношения, так и трудности их речевого обозначения. Наиболее трудным для этих учащихся является определение пространственных взаимоотношений сторон предметов, элементов фигур, букв. Вследствие этой несформированности, дети смешивают буквы, состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве. ( Р. И. Лалаева)
Расстройства зрительного анализатора, даже неглубокое, отрицательно влияет на компенсаторные и адаптивные возможности умственно отсталого ребёнка и серьёзно осложняют его обучение. При нарушении анализаторов у умственно отсталых наблюдается сужение диапазона восприятия раздражений, нечёткость дифференцировок, их вялость, малая активность ( Воронкова В .В.).
1.4 Влияние развития ориентировки в пространстве на учебную деятельность у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, имеющих тяжелое нарушение зрения.
Несовершенство восприятия, трудности пространственной ориентировки приводят к тому, что учащиеся не находят строки и не понимают её значения. Поэтому ученик может начать писать по середине листа тетради, возможно зеркальное написание цифр и букв, трудности нахождения точек в клетке брайлевского прибора.
В процессе обучения необходимо развивать у обучающихся пространственное мышление, обеспечивающее создание у ребенка пространственных образов, и умение оперировать ими в процессе ориентировки и передвижений. Чем большим числом образов предметов будет оперировать ребенок, тем легче ему будет ориентироваться в пространстве.
Формированием навыков ориентировки в пространстве у учащихся ОУ III вида является важным звеном в коррекционной работе. Занятия физической культурой способствуют развитию сохранных органов чувств, в особенности осязания, и вестибулярного аппарата, так необходимых для ориентировки незрячих; закрепляются навыки в различных направлениях среди окружающих их предметов. Физкультура является эффективным средством двигательной подготовленности и активности, воспитывает культуру движения, волевые качества.
В процессе трудового обучения учащимся требуются умения оценивать с помощью мышечного чувства форму, величину, вес предметов, пропорциональность, расстояние до объектов, направление и т.д. Эти навыки позволяют незрячему правильно ориентироваться при выполнении учебных заданий не только по труду, но при движении в пространстве.
При изучении материала по математике осуществляется сравнение предметов по величине и форме, взаимному расположению (рядом, под, над…). Дети знакомятся с плоскими и объёмными формами, понятиями длины, массы и т.д.
На всех уроках в начальных классах незрячим учащимся требуются знания элементарных пространственных понятий представлений, развитие пространственного мышления и пользование в ориентировке сохранными анализаторными системами при работе с книгой, брайлевским прибором, ориентировки на листе бумаги, на парте, в классе. Учитывая особенности незрячих учащихся с нарушением интеллектуальных функций (замедленность формирования новых условных связей и затруднённость их дифференцировки; трудностями восприятия физических свойств, пространственных признаков и отношений между предметами), возникает необходимость проведения специальной коррекционной работы по коррекции и развитию пространственного восприятия, пространственных представлении, пространственного мышления, развитию пространственного воображения, формирование навыков ориентировки.
Решающее значение в развитии ориентировки в свободном пространстве у учащихся с ограниченными возможностями здоровья имеют специальные занятия «Пространственной ориентировки», цель которых направлена на формирование самостоятельного передвижения человека в пространстве и его мобильность, формирование которого опирается на пространственное восприятие, представление и мышление.
Глава 2. Результаты исследования
2.1 Приемы развития навыков ориентировки в пространстве у школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Получить адекватные представления о пространстве, овладеть навыками ориентировки в нем только с помощью неполноценного зрения не представляется возможным. Необходимо участие всей сенсорной сферы ребенка. У слабовидящих школьников по сравнению с нормально видящими развитие пространственной ориентировки протекает медленнее и со значительными трудностями. Связано это с тем, что у таких детей зрительная информация об окружающем сильно ограничена. Дети напряжены и заторможены.
Большое место как считал, Малаев Д. М. в системе специального обучения ориентировке в пространстве отводится специальным играм и упражнениям. Эффективность обучения в этом случае в первую очередь достигается тем, что деятельность ребенка стимулируется его желанием принять участие в игре. Важно то, что в играх слабовидящие школьники получают возможность упражняться в самостоятельных действиях по ориентировке в пространстве. Если ребенок нуждается в помощи педагога, оказывать ее нужно незаметно, чтобы воспитанник не потерял веры в возможность самому выполнять игровое задание.
С целью оказания помощи детям вспомогательного класса в приобретении и совершенствовании навыков ориентировки в пространстве, нами также были проведены различные игры и упражнения. Перечислим некоторые из них:
1. Игра «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти» Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах пространства, развитие ручной моторики. Оборудование: маленькие мячи или шарики. Ход игры. Дети садятся вокруг стола. Мяч прокатывается от одного ребенка к другому по инструкции педагога (старшеклассника): «Камиль, кати мяч влево (к Насте). Кати мяч вправо (к Паше). Куда надо катить мяч, чтобы он попал к Лене?» Важно удержать мяч на столе.
2. Игра «Вратарь» Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах, развитие быстроты реакции, точности движения. Ход игры: Нужно бросить мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении. Ребенок: Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я. Педагог (Старшеклассник) : Раз, два, три — Справа (слева, прямо) мяч, смотри!
3. Игра «Мячик прыгает по мне — по груди и по спине» Цель: закрепление ориентированности ребенка в собственном теле и в пространстве (справа — слева, впереди — сзади), закрепление употребления предлогов. Оборудование: мячи, сшитые из ткани, теннисные мячи. Ход игры. Дети выполняют задания по инструкции педагога (старшеклассника). Педагог: В правую руку свой мячик возьми, Над головою его подними . И перед грудью его подержи. К левой ступне не спеша положи. За спину спрячь и затылка коснись. Руку смени и другим улыбнись. Правого плечика мячик коснется и ненадолго за спину вернется. С голени правой да к левой ступне, Да на живот — не запутаться б мне.
4. Игра «Вдоль цепочки из колец ходит ловкий молодец» Цель: развитие ловкости, координации движений, ориентации в пространстве. Оборудование: дорожка из трех — пяти обручей, мячи. Ход игры. Дети выстраиваются в колонну напротив дорожки из обручей. Детям предлагается пройти дорожку, ударяя мячом в каждый обруч: Я вдоль обручей иду, В каждый обруч попаду. Возможны различные варианты: начать с первого обруча; начать с последнего обруча; пройти дорожку туда и обратно; пройти дорожку, ударяя мячом справа (слева) от себя. Усложнение: попади мячом во второй, в пятый обруч и т.д.
В предлагаемых играх и упражнениях ставилась задача помочь ученикам вспомогательного класса научиться как можно больше узнавать об окружающих предметах, их пространственных признаках и расположения в пространстве с помощью всех сохранных анализаторов и использовать эти знания в практической ориентировке. Необходимо отметить, результат был положительный.
2.2 Анализ полученных результатов.
Социализация ребенка с ограниченными возможностями – конечная цель всей работы специального (коррекционного) учреждения. Главное место занимает социально-реабилитационная работа, которая определяет следующие цели:
- становление и разностороннее развитие личности воспитанника коррекционного учреждения;
- социально-трудовая реабилитация;
-усвоение социального опыта человечества в доступной форме.
Таким образом, необходимо реабилитировать и социально адаптировать школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным членом общества, который наравне со всеми людьми может включиться в полноценную общественную жизнь и приносить пользу обществу.
В условиях воспитания вне семьи (школа-интернат) формируется особая личность, которая часто недостаточно подготовлена к большинству ситуаций взрослой жизни. Ребята отличаются предрасположенностью к дисгармоничному развитию, низкими функциональными возможностями организма.
В целях раскрытия значимости пространственной ориентировки в жизни школьников с нарушением зрения было принято решение понаблюдать за воспитанниками вспомогательного класса (2 класс «в») в течение трех месяцев (сентябрь 2014г. - ноябрь 2014 г.) с целью оказания помощи детям в процессе адаптации к школьной жизни.
В своем составе вспомогательный класс 2 «в» имеет 6 учащихся из которых:
- тотально слепых ребенка – 2 человека
- слабовидящие дети – 4 человека.
Ребятам, обучающимся по программе VIII вида, нужно уделять повышенное внимание, поскольку кроме слепоты у них имеются множество других заболеваний.
Мною были осуществлены наблюдения за жизнью и деятельностью учащихся 2 класса «В» в период с сентября текущего года по ноябрь текущего года. Наблюдение показало, что класс имеет смешанный состав (возраст, уровень развития). Среди всех воспитанников данного класса, особое внимание было уделено самому труднообучаемому воспитаннику – Камилю Х., поскольку ребенок тотально слепой и для него сам процесс обучение в специальном (коррекционном) учреждение, а также адаптация к школьной жизни – весьма трудная задача. Ребенку свойственна безынициативность, пассивность. В получении информации использует исключительно осязание и слух.
Мониторинг навыков ориентировки ученика 2 «В» класса Камиля Х.
№ | НАВЫКИ | СЕНТЯБРЬ | ОКТЯБРЬ | НОЯБРЬ |
1. | Умение самостоятельно одеваться | частично владеет | Частично владеет | Полностью владеет |
2. | Умение ориентироваться в своей тумбочке | не владеет | не владеет | Частично овладевает |
3. | Маршрут спальная-туалет и обратно | не владеет | С сопровождением педагога или старшеклассников | Частично владеет |
4. | Маршрут спальная - столовая и обратно | не владеет | С сопровождением педагога или старшеклассников | Частично владеет |
5. | Маршрут игровая комната-класс и обратно | не владеет | под контролем | затруднительно |
6. | Маршрут класс-библиотека и обратно | не владеет | не владеет | не владеет |
7. | Маршрут класс-спортзал и обратно | не владеет | не владеет | С сопровождением педагога или старшеклассников |
В ходе наблюдения стало очевидно, что обучение детей с нарушением зрения вспомогательного класса легче достигается при наличии интереса. Ребенок интересуется всем, что его окружает, активно включается в доступную ему деятельность, используя и развивая свои возможности. Именно интерес помогает ребенку охватить различные явления окружающей жизни.
Заключение
В ходе исследования удалось выяснить, что в понятие «ориентировка в пространстве» входит восприятие пространства, ориентировка в макро - и микропространстве. Ориентировка в пространстве играет главную роль как для общего познавательного развития (развитие восприятия, памяти, мышления), так и для осуществления любой деятельности человека в окружающем мире. Зрительное и пространственное познание тесно взаимосвязаны. Зрение, является одним из ведущих анализаторов человека, позволяет воспринять пространственные характеристики окружающего мира, а пространственные механизмы координируют развитие зрительной системы.
В современном обществе в результате неблагоприятных факторов увеличивается число слабовидящих детей. Каждое из этих нарушений по-разному влияет на развитие и психику ребёнка. Были рассмотрены психолого - педагогические особенности детей, имеющих нарушение зрения.
Для того чтобы слабовидящие дети в дальнейшем адаптировались в обществе, необходимо проводить коррекционную работу по развитию ориентировки в пространстве.
Развитие ориентировки в пространстве слабовидящих детей требует специального обучения активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов: слуха, тактильно-двигательного восприятия, обоняния и т. д. Только в этом случае возможно создание у детей целостного обобщенного образа освоенного пространства.
Для слабовидящих школьников характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность. В свою очередь это вызывает трудности пространственной ориентировки, и недостатки в её развитии ограничивают в дальнейшем самостоятельность и активность слабовидящих детей во всех сферах деятельности. У них, по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро - и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений. Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки: выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов. Поэтому очень важно развивать и использовать все сохранные анализаторы у слабовидящих детей. Выдвинутая нами гипотеза находит свое подтверждение: формирование пространственной ориентировки у школьников младшего и среднего звена будет осуществляться более эффективно, если в процессе работы при формировании пространственной ориентировки помощь будет оказана старшеклассниками специального образовательного учреждения и количество часов коррекционных занятий по пространственной ориентировке будет увеличено.
Поскольку слабовидящие дети самостоятельно не могут овладеть навыками пространственного ориентирования, и нуждаются в систематическом, целенаправленном обучении с активным использованием нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов. Только в этом случае возможно создание у детей целостного обобщенного образа осваиваемого пространства.
Список используемой литературы:
1. Денискина В.З. Совершенствование навыков ориентировки в пространстве у учащихся старших классов школ для слепых и слабовидящих детей. - Уфа, 1996
2. Денискина В.З., Венедиктова М.В. Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III-IV вида. – М., ВОС, 2007
3. Семенов Л.А., Солнцева Л.И. Обучение ориентированию в пространстве и мобильности слепых учащихся начальных классов.- М., ВОС., 1991
4. Солнцева Л.И., Семенов Л.А. Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности. - М., 1989
5. Социальная адаптация инвалидов по зрению: Методическое пособие. III ступень. Пространственная ориентировка // Под ред. С.Н.Ваньшина. - М., 2005.
6. Шорыгина Т.А. Учимся ориентироваться в пространстве. М.: Сфера, 2004.
7. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе./ Под ред. Воронковой В. В., М., Просвещение 2008.
8. Пинский Б. Н. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников., - М., АПН РСФСР, 1962.
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Золотая хохлома
Дерево в снегу
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Мост из бумаги для Киры и Вики