Темой работы является изучение и анализ английских и русских чайных традиций. Цель работы: проанализировать чайные традиции двух стран на материале лингвострановедческой, публицистической, научной и оригинальной художественной литературы.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_-traditsii_chaepitiya_v_anglii_i_rossii-.docx | 230.83 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Основная общеобразовательная школа №13»
Выполнил : Симшаг Алла
Ученица 9б класс
Научный руководитель: Путятина Анастасия Игоревна
Учебный предмет : Английский язык
Содержание
Введение …………………………………………………………………..…..2
Глава I История возникновения чая
1.1 Появление чая в Англии ………………………………………….....…...4
1.2 Появление чая в России ……………………………………….………....6
Глава 2. Традиции чаепития в Англии и России
2.1Особенности традиций английского чаепития………..…………...........8
2.2 Особенности традиций русского чаепития.…………………………..... 13
2.3 Сходство и различие традиций чаепития………………………….…...16
Глава 3. Исследовательская часть
3.1 Статистические данные …………………………………………….…....18
3.2 Анкетирование …………………………………………………………...23
Заключение …………………………………………………………………...25
Список литературы …………………………………………………………..26
Приложения ………………………………………………………….……….27
Введение.
Сегодня в мире насчитывается около 248 стран. И каждая из них по-своему индивидуальна. У каждого народа существуют свои собственные традиции и обычаи, касающиеся самых разных сфер жизни — начиная от сбора урожая и свадьбы и заканчивая национальными особенностями кухни и использования тех или иных продуктов. Чай — один из самых популярных в мире напитков, тоже стал участником различных национальных традиций.
Меня всегда удивляло, что в Великобритании, где вечная сырость, дожди и туманы, и, казалось бы, «рай» для расцвета хронических заболеваний, продолжительность жизни одна из самых высоких в мире. Секрет британского долголетия кроется в многовековых традициях английского чаепития. Чай в Англии – больше, чем чай. Традиции его пития соблюдают и королева, и простые британцы. Это особая культура – от заваривания до употребления; у нее много приверженцев и далеко за пределами острова. Европейские традиции чаепития пришли к нам, прежде всего, из Англии. Имея 59 миллионов человек населения, англичане ежедневно выпивают 165 миллионов чашек чая. 86 % чая выпивается дома и только 14% — вне дома. Англичанам же принадлежит традиция семейного чаепития.
Темой работы является изучение и анализ английских и русских чайных традиций.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что:
В основе моей работы лежит гипотеза: если в Британии и в России существуют многовековые традиции чаепития, то есть и определенные правила чайного этикета, которым следуют британцы и русские, и они отличаются друг от друга.
Цель работы: проанализировать чайные традиции двух стран на материале лингвострановедческой, публицистической, научной и оригинальной художественной литературы.
Для достижения цели были поставлены конкретные задачи:
Объектом исследования являются чайные традиции.
Предметом исследования – культура чаепития в Англии и России.
Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования.
1. Теоретические:
2. Практические:
Наше исследование мы проводили следующими способами:
Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что изученный обобщенный материал может быть использован людьми разного возраста: учителями, нашими сверстниками для самообразования.
Следует отметить, что вопрос традиций является не до конца изученным, в частности история их возникновения. В нашем исследовании мы опирались на мнение людей разных социальных слоев, а также на данные статистики, научной и публицистической литературы.
Глава 1 История возникновения чая.
Чайный напиток имеет свою историю распространения. Его родина - Азия. Понадобилось ещё три столетия, прежде чем чай превратился (в начале IX века) в национальный напиток китайцев. В 527 году чайный напиток появился в Индии, но так и не вышел за пределы узкого слоя буддийских монахов. Широкие массы в Индии познакомились с чаем лишь в конце XIX века и даже в начале XX века, в основном через англичан. Таким образом, разрыв между культовым и бытовым употреблением чая во всех странах Востока был весьма значительным – исчисляем несколькими веками .Европе для распространения чая понадобился также немалый срок, хотя и гораздо менее долгий, чем на родине чая – в Азии. В Западную Европу чай впервые завезли из Китая португальские мореплаватели в 1517 году, но за пределы маленькой Португалии он не вышел, прочно застряв на целое столетие в этой стране, где его изредка употребляли при королевском дворе. В 1610 году голландцы сделали вторую попытку ознакомить Европу с чаем, но и на тот раз этот напиток так и не пошёл дальше узкого круга амстердамских патрициев.
Англия славится своими традициями как, пожалуй, ни одна другая европейская страна. Одной из самых известных традиций Туманного Альбиона является традиция чаепития. В любви к этому ароматному напитку англичане не уступают жителям России. Чтобы узнать, когда же чай стал национальным английским напитком, заглянем в историю.
Одно из первых упоминаний о чае в английской культуре, как считают историки, относится к 1597 году. Именно тогда был обнаружен английский перевод путевых записей голландского путешественника Ван Лин-Шутена, в которых упоминается чай, а также способы его заваривания в Китае.
Следующая важная дата в истории чая в Англии – 1657 год, когда торговый кофейный дом Гарвея открывает постоянную торговлю чаем в Лондоне. В это же время Ост-Индийская торговая компания открывает знаменитый лондонский чайный аукцион.
В середине 17 века разворачивается широкая пропаганда чая. В газетах то и дело можно было видеть объявления, рекламирующие этот напиток. Вот одно из типичных рекламных объявлений в газете Mercurious Politicus за 1658 год: «Это превосходный и рекомендуемый врачами китайский напиток, называемый китайцами Tcha, другими народами Тау, а также известный как Tea. Приобретайте его в кофейной лавке «Голова султана!» [1]
В то время чай был чрезвычайно дорогой, ибо облагался огромными пошлинами при ввозе. Королева Катерина, жена Чарльза, очень полюбила чай и сделала его официальным дворцовым напитком.
В середине 18 века Англию захлестнула волна чайной контрабанды и подделок. За фальсификацию чая вводится тюремное заключение. В 1773 году английским парламентом был принят так называемый «Чайный закон», который давал право беспошлинной торговли в колониях Ост-индийской компании [10].
О все возрастающей популярности чая свидетельствует тот факт, что в 1802 году он был включен в обязательный рацион Британских вооруженных сил. Очень интерес и весьма показателен и другой исторический факт – в 1823 году по секретному заданию британского правительства Чарльз Брюс контрабандным путем ввозит в Англию из Китая семена и саженцы чая.
В 1826 году торговец Джон Хорниман изобрел первую бумажную упаковку для хранения чая, которая запечатывалась и сопровождалась патентованной торговой маркой. Кстати такая мысль пришла в голову Хорниману, когда он размышлял, как защитить свой товар от многочисленных подделок.
Национальной традицией чаепитие в Британии становится в начале 1840-х годов. Обязаны этим англичане седьмой герцогине Бедфордской Анне. Именно она ввела в моду в аристократических кругах вечерний чай (afternoon tea). Постепенно чай входит в жизнь британцев, однако кофе все еще был более популярным напитком. В это же время в Англии выходит закон, который значительно ограничивал продажу спиртных напитков, однако поддерживал продажу чая, кофе и какао. Данный закон еще известен как «закон о файв-о-клоке», так как в нем был пункт, гласивший, что все служащие, рабочие и моряки должны были ровно в 17.00 делать 15-минутный перерыв для чаепития. Таким образом, знаменитым пятичасовым чаепитием англичане обязаны все той же герцогине Анне. Дело в том, между традиционным в то время ранним обедом и поздним ужином, который подавали только после 8-ми часов вечера, она успевала ужасно проголодаться и чувствовала «внезапную слабость». По этой причине герцогиня велела подавать для нее дополнительно чай с молоком, сладкими кексами и пирожными. Кроме того, это помогало бороться с проблемой пристрастия нации к алкоголю. Так и родилась известная на весь мир традиция «файв-о-клок ти», ставшая неотъемлемой частью национальной культуры англичан [11].
Начиная с 1880 года многие дорогие лондонские гостиницы начинают устраивать для своих постояльцев изысканные чаепития. При этом джентльмены непременно должны были надевать костюмы с бабочками, леди же облачались в самые роскошные наряды и элегантные шляпки.
В 1884 году молодая английская предпринимательница мисс Кранстон открывает первое чайное заведение – чайную кондитерскую. Вскоре подобные заведения стали открываться по всей стране. Тогда же в Англии был создан «Чайный совет». Задачей данной организации была и остается пропаганда чая. В современных английских чайных не продается табак и алкоголь. В меню насчитывается более 20 видов чая.
На сегодняшний день британцы по праву считаются самыми большими любителями чая в Европе. Согласно официальной статистике, каждый житель Туманного Альбиона потребляет в среднем 4.5 кг чая ежегодно. Кроме того, англичане выпивают 165 млн. чашек чая ежедневно, при этом 98 % жителей пьют чай с молоком и только 30 % добавляют в чай сахар. Однако это уже другая история [12]
История чая в России насчитывает не одну сотню лет. В нашу страну чай с Востока проник раньше, чем в европейские страны. Так, уже в 16 веке в небольших количествах чай привозился на Русь как дорогой подарок от азиатских посланников. В 1576 году два казачьих атамана, Петров и Ялишев, побывали в Китае, где и познакомились с этим замечательным напитком, а также составили его описание. Они же привезли русскому царю в качестве подарка от китайского императора коробочку с дорогим желтым чаем. Следующая важная дата в истории чая в нашей стране – 1638 год. Именно в это время русский посол Василий Старков привозит царю Михаилу Федоровичу из Монголии подарок – 64 кг чая. Вначале чай не очень понравился царю и боярам. Оно и понятно – до этого в России традиционно пили отвары из земляники, брусники, душицы, шиповника, смородины, зверобоя, чабреца и других местных трав. Особой популярностью на Руси пользовался горячий травяной сбитень. И хотя чай не был оценен по достоинству, уже тогда царем и боярами было подмечено, что заморский напиток «отвращает от сна» и помогает лучше переносить долгие церковные службы и заседания в Думе. При царе Алексее Михайловиче другой русский посол Иван Перфильев вновь привозит китайский чай в Россию. Известно, что в 1655 году царский лекарь успешно использовал чай для лечения болезни желудка у Алексея Михайловича. С этого момента целебные свойства чая оценили по достоинству, а закупки чая в Китае производили все чаще и чаще. А в 1679 году русский посол Головин заключает с китайским императором договор о поставках чая в Россию. Так потянулись к Московскому Кремлю караваны с ценной сушеной травой по Кяхтинскому тракту. Кстати, чай, доставленный караванным путем через монгольские степи, ценился гораздо выше, чем чай, привезенный по морю, поскольку сохранял все свои вкусовые и целебные свойства [ 2].
Как уже отмечалось, чай в России прижился не сразу. Как и ко всем чужеземным диковинам, русские люди поначалу отнеслись к чаю очень настороженно. Свою роль сыграл и тот факт, что напиток привезли с востока, который издревне связывался с опасностью и несчастьями. Вспомнить хотя бы набеги половцев и монголо-татар. Однако, постепенно чай стал входить в жизнь русского человека. К 17 веке чай стал частым гостем в царских палатах и боярских домах. В 18 веке чай пьют в дворянских и зажиточных купеческих семьях, а в 19 веке чай распространяется повсеместно. Например, уже к 1847 году в Москве насчитывалось более тысячи специализированных чайных магазинов. Следует подчеркнуть, что долгое время чай был доступен только высшим классам по причине высокой цены. Ведь чай обменивался на дорогие меха и облагался пошлиной. К слову, в 18 веке чай был в 110 раз дороже икры. В дворянских домах хозяйка, как правило, берегла чай как зеницу ока и поэтому нередко хранила его не в кладовой с другими продуктами, а в собственной спальне в особых ларцах-чайницах. Таким образом, в народе чаепитие долго оставалось символом зажиточности и богатства, а знакомое всем выражение «дать на чай» означало проявление особой щедрости. И только в 18 веке чай окончательно вошел в русский быт и стал воистину национальным напитком, без которого просто невозможно представить себе повседневную жизнь русского человека, а также русскую культуру в целом [ 3]. Появившееся в 19 веке знаменитое выражение «чаи гонять» очень метко отображало пристрастие русских людей к чаепитию.
В 19 веке появляются чисто русские заведения – чайные, которые быстро завоевали любовь простого народа. Характерной чертой чайных были длинные общие столы, за которыми было удобно вести беседу и делиться новостями. К началу 20 века Россия по праву стала самой чаепотребляемой страной в мире.
Глава 2 Традиции чаепития в Англии и России.
2.1 Особенности традиций английского чаепития.
Чай сопровождает англичанина на протяжении всей его жизни. Трудно отыскать такой дом или офис, где бы ни нашлось чая. Журналист Джордж Майкс в своей книге «Как быть британцем» пишет: «Вы никогда не должны отказываться от чая при следующих обстоятельствах: если на улице жарко; если на улице холодно; если Вы устали; если Вам не по себе; если Вы не дома; если Вы только что вернулись домой; если вам хочется чайку; если Вам не очень хочется чайку, но Вы могли бы; если Вы уже давно не пили чая; если Вы только что перехватили чашечку».
Впервые познакомившись с новым напитком, англичане обнаружили, что он как нельзя лучше соответствует их характеру. Будучи людьми деловыми и аккуратными, склонными к размеренному спокойному быту, англичане поняли, что с помощью чая можно превосходно распланировать и четко организовать свое время. Таким образом, распорядок дня в британском обществе строится от чаепития к чаепитию. Сами жители Туманного Альбиона шутят, что легче представить Британию без Королевы, чем без чая. Несомненно, оценили британцы и лечебно-вкусовые свойства чая . Чаепитие в Англии – это целая церемония, не говоря уже о чайном приеме. Его организация, проведение и общее настроение целиком и полностью зависят от хозяев.
Как известно, любой прием прежде всего начинается с приглашения. На неофициальный чайный прием гостей почти всегда приглашают по телефону или при личной встрече. Если же прием носит официальный характер, то приглашения посылаются по почте, а в идеальном варианте – на стандартной открытке или на именном бланке.
Для приглашения на официальные чайные приемы обычно используются открытки меньшего размера, чем для других приглашений. В приглашении на чай принято употреблять словосочетание «будет дома», которое однозначно определяет место проведения мероприятия. Кроме того, в таком приглашении указывается не время начала приема, а время его начала и завершения. Подразумевается, что гости могут заглянуть в любое удобное им время.
В таком приглашении принято указывать только имена хозяек приема. Имена мужчин упоминаются редко, даже если прием организует семья или несколько семей. Традиция предполагает, что чаем в европейском доме занимается женщина. Она, соответственно, на чай и приглашает.
Англичане пьют чай шесть раз в день, причем каждому времени дня соответствует свой сорт чая и свои традиции чаепития. Вот уже более ста лет день англичанина начинается с чашечки чая «Английский завтрак». Пьют его два раза — один раз в постели, другой за завтраком. Привычка к early morning cup— ранней чашечки чая до одевания и умывания — возникла из-за сырого климата Англии, знаменитого своими утренними туманами. Англичане просыпаются очень рано, в 6-7 часов утра, и чашечка крепкого тонизирующего чая просто необходима, чтобы проснуться. После того, как англичанин приведет себя в порядок, он отправляется в гостиную.
Чаем сопровождается первый завтрак, более плотный (с 7 до 9 часов). Большинство англичан предпочитают в это время сорт «Английский завтрак», крепкий и бодрящий. Чашечка чая «Английский завтрак» подается к утренней овсянке, рыбе или яичнице с беконом. Поэтому такой чай обычно смешивают с молоком. Хорош он и с лимоном.
Второй завтрак — lunch (около 12 часов) — возник в эпоху правления Королевы Виктории как небольшая еда. Во время ланча или второго завтрака обязательно выпивается a nice сup of tea.Чаще всего это — крепкий тонизирующий чай, но более ароматный и мягкий на вкус по сравнению с «завтраком».
За ланчем закуски бывают более разнообразные: хлеб, сливочное масло, сваренные вкрутую яйца, тосты с корицей, миндальное печенье, ячменные лепешки, джем (преимущественно клубничный), бисквиты, горячие сдобные булочки, желе, сладкие и душистые тартинки.
Обед в Англии наступает поздно, поэтому весь день изобилует короткими перерывами на чай - «tea-breaks». В некоторых офисах их устраивают чуть ли не через каждый час. Традиция такова, что ни один начальник не имеет права лишить своих служащих возможности сделать перерыв на чай — подобные попытки могут привести к серьезным осложнениям в служебных отношениях. Короткий дневной чай обычно сопровождается небольшими закусками, и потому называется «low tea».
Далее следует знаменитый английский «файв-о-клок», который традиционно устраивается между 17 и 18 часами [13]. Самое известное пятичасовое чаепитие священно для англичан – от Королевы до мелких служащих. В это время жизнь замирает: магазины, офисы, банки и другие учреждения закрываются на чайный перерыв. Несмотря на быстрый темп современной жизни, руководители стараются не нарушать данную традицию, ибо это может негативно сказаться на взаимоотношениях в коллективе.
И наконец, вечером после работы британцы собираются за ужином в кругу семьи и пьют так называемый high tea ( с 19 до 20 часов) или «высокий чай», имея в ввиду не количество чая, а количество еды. Вечерами домашние собираются за огромным круглым столом в гостиной у камина, обмениваются новостями политики, спорта и сплетнями из жизни коронованных особ. Но если afternoon tea – это гимн английскому изяществу, то high tea – это гимн английской основательности, когда за столом собирается вся семья, а детский гомон перемежается оживленными разговорами взрослых.
Вечер – время изысканного английского чая «Эрл Грей». Чай «Эрл Грей» — это идеально подобранная смесь очень высококачественного черного чая с маслом тропического плода бергамота. Он создает уют и поднимает настроение. При желании в напиток можно добавить небольшое количество молока. После позднего ужина, незадолго до сна англичане могут себе позволить еще одну чашку чая.
Итак, попробуем описать традиционное английское чаепитие. Типичный британский чайный ритуал проходит следующим образом. Стол накрывается скатертью, как правило, белой, либо голубоватых оттенков. Салфетки по правилам должны быть в тон скатерти. Кроме того на столе должна стоять небольшая ваза со свежими цветами. Что касается посуды, то набор для чайного стола включает в себя: чайную пару, десертную тарелку, чайную ложку, вилку и нож для каждого гостя, чайник (либо один большой на всех, либо маленькие – для каждого участника), кувшин с кипятком, молочник с молоком или сливками, ситечко с подставкой, а также сахарница с рафинадом и щипцами. Очень важно, чтобы вся посуда была из одного сервиза, как правило, фарфорового. Классический английский чайный сервиз включает в себя до тридцати предметов. Интересно отметить, что в отличие от русских «пузатых» чашек и чайников, в английской чайной посуде преобладают вытянутые формы. Кроме того, нельзя не вспомнить, что привычной нам чашке мы обязаны именно англичанам. Так в начале 18 века по заказу англичан китайские производители приделали к традиционной восточной пиале ручку. Более того, британцы потребовали дополнить чашки блюдцами, чтобы горячий чай случайно не капнул на колени или не испачкал скатерти.[14]
Первое и обязательное правило чаепития в Англии гласит: для каждого времени суток и каждого настроения существует свой чайный сорт. Именно поэтому, на английском чайном столе неизменно присутствуют разные сорта чая на выбор. Подобный обычай – проявление особого уважения к присутствующим, которым пронизан весь ритуал английского чаепития. Выбранный гостем чай заваривается в индивидуальном чайничке, предварительно ополоснутым кипятком. По правилам полагается 30-35г чая на литр воды. Заварка должна настояться примерно 3-5 минут, чтобы чай раскрыл все свои вкусовые и целебные свойства. Одно из веяний современности – это замена развесного чая на чайные пакетики. На сегодняшний день доля пакетированного чая в Англии составляет примерно 90%. Однако стоит отметить, что британцы, славящиеся своим консерватизмом, вовсе не отказались от заварочных чайников. Производители чая выпускают специальные большие пакеты для заварочных чайников (ни в коем случае не путать с привычными нам пакетиками «на одну чашку».) После того как чай заварился, его наливают в чашку и разбавляют кипятком.[15]
Наверное, многие знают, что традиционным английским чаем является «белый чай», то есть чай с молоком или сливками. Молоко – непременный участник чаепития по-английски. И вот здесь начинаются главные споры среди любителей чая, а именно: что нужно наливать в чашку раньше – чай или молоко? Традиционно считается, что сначала в чашку нужно наливать молоко и только затем чай.[17] Первоначально такой способ был распространен среди рабочего класса. Дело в том, что под воздействием кипятка тонкая чашка могла легко треснуть, а удовольствие это было весьма недешевое. Чтобы избежать подобной неприятности, в чашку сначала наливали молоко, а уже потом добавляли чай. Представители противоположного «лагеря» считают, что в чашку вначале нужно налить именно чай и только потом молоко. Такого мнения придерживался знаменитый английский писатель Джордж Оруэлл. В своей статье «Чашка отменного чая» он пишет, что такой способ позволяет точно определить необходимое количество молока. Кроме того, по его мнению, английский чай должен быть непременно индийским и крепким. Что же касается сахара, то Оруэлл считает сладкий чай недопустимым, «если только вы не пьете его по-русски» [ 12].
Говоря о добавках к чаю, следует также отметить, что англичане, как правило, не пьют чай с лимоном и называют его «русским чаем». По их мнению, лимон – не самое удачное дополнение к чаю, с чем, конечно, можно поспорить.
Итак, когда чай разлит по чашкам можно приступать к чаепитию. Согласно чайному этикету, чашка и блюдце должны быть взяты со стола вместе: левой рукой – блюдце, а правой – чашку. Питье чая с блюдца, так же, как и в России, считается нарушением этикета.[17]
Теперь перейдем к традиционному угощению, которое подается к чаю. Типичные английские закуски к чаю – это, во-первых, традиционная выпечка (имбирные пирожные или булочки с изюмом). Во-вторых, это тонкие треугольные сэндвичи (finger sandwiches). Делаются они из белого хлеба (при этом обязательно обрезаются корочки), а сверху мажутся различными начинками: сливочным маслом с огурцом, со сливочным сыром и копченым лососем, с измельченным вареным яйцом, салатом и майонезом, с креветками и соусом Marie Rose. Тут же подаются традиционные булочки сконы (scones), которые принято есть с девонширскими сливками (Devonshire Clotted Cream) и домашними джемами. На английской чайной церемонии можно отведать небольшие высокие оладьи (crumpets), подающиеся горячими с медом и сливочным маслом. Если повезет, можно отведать знаменитые кексы (имбирные и фруктовые), песочные пирожные-пальчики (finger biscuits), корзиночки с фруктами и прочие сладости [6]. Несомненно, по обилию и разнообразию угощения «сдержанный» английский стол заметно уступает обильному русскому, напоминающему сказочную скатерть-самобранку.
Следует отметить, что традиционно главным понятием в английском чаепитии всегда был стиль. Умение сервировать стол, заварить чай по всем правилам и разлить его по чашкам, умение преподнести себя с нужной стороны, способность вести непринужденную беседу – искусственно естественно, респектабельно и стильно. В центре английского чаепития находятся не столько люди и угощение, сколько дом в целом. Очень важно было зарекомендовать себя как приличный, респектабельный, уважаемый дом, дом с должной репутацией.
Конечно, сегодня классическое английское чаепитие в современной Англии проводится не так часто. Тем не менее, традиции остаются традициями. Так, лондонские рестораны и дорогие отели продолжают устраивать чайные вечера и, чтобы попасть на них, записываться нужно заранее.
Завершая рассказ о традициях чаепития в Англии, хотелось бы отметить, что, несмотря на современный темп жизни, в которой все меньше места остается национальным традициям, без чашки отменного чая в сырой холодной Англии, как ни крути, просто не обойтись!
2.2 Особенности традиций русского чаепития.
С тех пор, как чай прочно вошел в жизнь русского человека, чаепитие стало неотъемлемой, очень важной составляющей общественной жизни. Вот уже три столетия в России без чая не обходится ни одно семейное торжество, ни одна дружеская встреча. За чаем проходят задушевные посиделки, обсуждаются важнейшие новости, люди обмениваются мнениями, спорят, веселятся, заключают деловые сделки и просто отдыхают.
В России чай пьют в среднем шесть-семь раз в день: за завтраком перед работой, за вторым завтраком, во время легких перекусов, чаем завершают обед, пьют на полдник со сладостями, а также наслаждаются вечерним чаем в семейном кругу. Не говоря уже о чаепитии как отдельной форме застолья.
Главное в русском чаепитии – это атмосфера душевности, веселья, покоя и радости, возможность испить чаю в приятной компании. Не зря в России за чаем прочно закрепилась слава напитка, согревающего не только тело, но и душу.
Об особой роли чая в жизни русского человека говорят такие пословицы: «где есть чай – там под елью рай», «чай пьешь – до ста лет проживешь», «выпей чайку – забудешь тоску», «за чаем – не скучаем».[9]
За русским чайным столом не принято молчать, как, например, в японской традиции, или же разыгрывать «чайное представление», как в Англии. Молчание – это знак неуважения к хозяевам и гостям. Беседа, общение – очень важная часть чаепития. Чаепитие – прекрасная возможность пообщаться, приятно провести время в приятной компании. За чайным столом происходит объединение людей, людей разных поколений и разных интересов. Чаепитие в России - это больше, чем прием пищи. Чаепитие – важная часть социальной жизни человека.
Несмотря на то, что исторически чай был дворянским напитком, в России прижилась так называемая традиция «пить чай по-купечески», что означает длительное, затяжное чаепитие, которое сопровождается поеданием всевозможных варений, печений, и прочих сладостей. «Самовар кипит – уходить не велит» - в России не принято «перехватывать» чай на ходу, чаепитие должно быть неспешным, неторопливым, человек должен получать удовольствие как от питья и еды, так и от приятного общения. В связи с продолжительностью процесса чаепития предполагается, что гости не должны быть голодными. Поэтому чайный стол всегда был богат едой: несладкие пироги с капустой, грибами, кулебяки, блины, всевозможная сладкая выпечка: ватрушки, баранки, сушки, пряники, не говоря уже о тортах, варенье, меде и конфетах. Такое гастрономическое богатство нередко превращает чаепитие в отдельный прием пищи. Богатый стол также является символом знаменитого русского гостеприимства, ведь даже в сказках говорится, что гостя первым делом нужно «накормить-напоить».[4]
Попробуем описать традиционное русское чаепитие. Сделать это не так просто, как кажется, ведь за последние 150 лет в жизни и быте русских людей произошло довольно много изменений. И, тем не менее, традиции остаются традициями. Кроме того, в последние годы все больше людей проявляет интерес к национальной культуре: кафе и рестораны оформляются в традиционном русском стиле, с вышитыми скатертями, самоварами, традиционной едой. В этом выражается любовь людей к своему прошлому, своей культуре.
Итак, прежде всего чайный стол покрывается скатертью: нарядной праздничной – для особых случаев, и более простой – для каждодневных чаепитий. А что же дальше? Первейшим и непременным атрибутом русского чайного стола является …конечно же самовар. Самовар в России – больше, чем предмет кухонной утвари. Самовар – это символ уюта, домашнего тепла, он - живое существо, настоящий хозяин дома. Без самовара просто невозможно представить традиционное русское чаепитие [ 7].
Самовару всегда отводилась за столом роль молчаливого собеседника. Кстати, будучи одним из символов русской культуры, самовар не является русским изобретением. Некое его подобие использовалось еще в Древнем Риме. Попав в Россию из Европы, самовар «обрусел» и стал настоящим «хозяином» застолий. «Император белых чашек, чайников архимандрит» - так писал о самоваре знаменитый писатель Н. Заболоцкий.[8] Самовар всегда ставится в центр стола, что подчеркивает его особую важность. Интересно, что в самоварах всегда ценилась «музыкальность». Дело в том, что перед закипанием самовар начинал петь, что придавало чайному столу уют и домашнее тепло. Кроме того, что самовар - очень удобное экономичное устройство для нагревания воды, нередко это еще и настоящее произведение искусства (например, знаменитые тульские самовары).
Кроме самовара на стол ставится чайник для заварки. Находятся они ближе к месту хозяйки, ведь именно она должна разливать чай и угощать гостей. Для сохранения тепла заварочный чайник обычно накрывают специальными «грелками» из плотного материала. В народе их часто называют «баба на чайник». Кроме колоритных русских красавиц такие грелки могут принимать форму сказочных животных, матрешек и часто являются настоящими произведениями народного декоративного искусства.
Что касается, заваривания чая, то здесь существует несколько способов. Самый распространенный из них – ополоснуть чайник кипятком, насыпать заварку (как правило, традиционно используется черный чай) и залить горячей водой. Затем накрыть чайник грелкой и дать настояться.
Особенностью русского чаепития является так называемая «двухчайниковая» заварка: заварка разливается из заварочного чайника по чашкам, а затем разбавляется кипятком из самовара (либо из чайника с кипятком). Однако изначально в чай кипяток не добавляли. Такая традиция сложилась в рабоче-крестьянской среде по причине экономии, а затем была перенята другими слоями населения.[18]
Кроме самовара и заварочного чайника на стол выставляется фарфоровый или фаянсовый сервиз: чашки и блюдца, сахарница. Чайная пара – чашка и блюдце – а также тарелочка для пирога ставятся напротив каждого места за столом. Существует и другой способ пить чай, который иностранцы считают истинно «русским» - из стаканов в подстаканниках. Традиция пить чай из стаканов уходит корнями в 17-18 века. В то время в трактирах чай подавали именно в стаканах, потому что европейские чашки и сервизы еще не вошли в моду. Со временем стаканы заменили чашки, но стаканы по-прежнему использовались в некоторых семьях. Подстаканник же нужен был для того, чтобы не обжечь пальцы, ведь у стаканов в отличие от чашек не было ручек. Дорогие подстаканники обычно изготавливались из серебра, обычные же, как правило, из сплава меди и никеля. Сейчас чай из подстаканников можно отведать во время путешествия в поездах, ибо это самый удобный «походный» вариант.
Далее на стол ставится угощение: розетки с вареньем, тарелочки с нарезанным тонкими ломтиками лимоном (кстати, в Европе русским чаем называют именно чай с лимоном!), вазочки с конфетами, пряниками, сушками и другими мелкими кондитерскими изделиями. На середину стола выставляется свежеиспеченный пирог или торт. Нарезает его хозяйка, как правило, уже на столе, когда все гости в сборе.
Стоит упомянуть и о том, каким образом в чай добавляют сахар. Итак, на стол ставится сахарница с ложечкой. Каждый гость насыпает себе в чашку сахар этой ложечкой, но не опускает ее в чашку. Для размешивания сахара у каждого гостя есть своя индивидуальная ложка, которая находится рядом с чайной парой.
А как же знаменитое питье чая из блюдец? Действительно, во многих семьях купцов и мещан было принято пить чай подобным образом. Однако чаще всего это было возможно только в узком семейном кругу, потому как такой способ чаепития считался неприличным и вульгарным.
Итак, самовар дымится, угощения ждут…все к столу.
2.3 Сходство и различия традиций чаепития.
Изучив обширный материал из разных источников информации по теме работы, мы описали и сравнили особенности традиций чаепития в Англии и России.
Во-первых, мы изучили и описали историю чаепития в двух странах: когда чай впервые был привезен в Англию и Россию, как проходило знакомство жителей с этим чудесным напитком, какова была судьба чая в двух странах на протяжении нескольких веков. Так, мы выяснили, что в Англию чай впервые попал в 17 веке, а в Россию– в 16-ом. Таким образом, традиции чаепития как в Англии, так и в России насчитывают не одну сотню лет, однако, как оказалось, история знакомства двух народов с чаем, а также судьба этого любимого всеми напитка на протяжении времени различна.
Во-вторых, мы изучили и сравнили особенности традиционного чаепития в Англии и России, а именно: значение, которое имеет чаепитие для англичан и русских, смысл, который в него вкладывают оба народа, что должно непременно находиться на столе и почему, чем традиционно угощают хозяева своих гостей и т. д. Проанализировав изученный материал, можно сделать следующие выводы в сходстве и различии чайных традиций:
Сходство:
Различия:
Таким образом, несмотря на то, что чаепитие – это питье чая, традиции чаепития в Англии и России имеют свою историю и свои неповторимые особенности.
Глава 3. Исследовательская часть
3.1 Статистические данные
Статисты подсчитали, что если учесть принятую у многих народов своеобразную норму потребления чая – 5-6 стаканов в день, то ежегодно человечество выпивает 700 миллиардов стаканов чая, который освежает и подкрепляет самочувствие людей разных стран и континентов.
Все европейские государства можно поделить на две группы. В первой преобладает в качестве повсеместного напитка чай, во второй – кофе. Рекордсмены-чаеманы – англичане. В наше время, как и в прошлых веках, все рекорды в потребления чая по-прежнему бьет Англия. За последние 50 лет у англичан наблюдается неуклонный рост чайных аппетитов. 1800 чашек чая в год выпивает средний англичанин. Чай здесь – главенствующий напиток. В Англии на душу населения приходится 4,5 кг чая в год. Это значительно больше, чем в Китае, Индии, России, США, Японии и Канаде, вместе взятых! Кстати, родина чая – Китай – занимает десятое место в мире по потреблению чая.
Соотношение потребления чая в различных странах на душу населения в кг
( Приложение 1)
В Англии и Ирландии, где чай пьют больше всего, каждый среднестатистический житель выпивает в день 4-5 чашек этого напитка. Причем мужчины пьют больше, чем женщины. Употребление чая увеличивается с возрастом. Если 15-летние юноши и девушки выпивают в день 2 чашки, то на лиц старше 45 лет приходится по 5,5 чашки чая ежедневно.
Согласно статистики:
Англия – страна истинных чаеманов, то есть любителей чая, которые смотрят на него как на божественный напиток.
Чай является одним из самых популярных и всенародно любимых напитков и в России. Даже в разгар жаркого лета 77% наших соотечественников предпочитают утолять жажду чаем.
Познакомимся с результатами исследования по всероссийской репрезентативной выборке взрослого населения, которое было проведено в 2012 году.
Лидеры известности и потребления.
Среди лидеров известности российского рынка чая 2010 года находятся следующие марки: «Майский чай», «Беседа», «Брук Бонд», «Цейлонский», «Индийский» со слоном и «Индийский» чай. Каждую из перечисленных марок знают от 80 до 90% россиян. Лидерами по уровню спонтанного упоминания марок чая являются «Индийский», «Майский чай», «Брук Бонд» и «Принцесса Гита». Их называют от 40 до 50% россиян (Приложение 2).
В наибольшей степени россиянам известны следующие марки чая: первое место занимает реклама чая «Беседа», ее знают более 60% опрошенных. Далее следуют «Брук Бонд» и «Майский чай» — от 50% до 60% россиян знают рекламу этих марок чая. За группой лидеров следуют «Липтон», «Принцесса Гита» и «Принцесса Нури», рекламу этих марок знают от 40% до 45% опрошенных (Приложение 3).
Что касается уровня потребления различных марок чая, здесь распределение несколько другое. Самой популярной маркой чая оказалась «Принцесса Гита». В семьях 27% опрошенных обычно пьют эту марку чая. Также прочные позиции в потребительском предпочтении традиционно имеют такие марки, как «Индийский» и «Индийский» со слоном, так и «Майский чай» — 23—24%. Далее следует группа из трех марок с долей потребления 19—20%: «Брук Бонд», «Принцесса Канди» и «Принцесса Нури».
Какой чай предпочитает Россия?
Большинство россиян регулярно с удовольствием употребляют традиционный черный чай. Значительно менее популярны среди наших соотечественников другие типы чая. Около трети опрошенных время от времени пьют травяной или цветочный чай. Более половины россиян отметили, что никогда не употребляют чай фруктово-ягодный, со вкусовыми добавками, травяной и зеленый чай, а красный чай совсем не популярен, его употребляют немногие россияне (6%) и то время от времени (Приложение 4).
Традиционны и предпочтения россиян относительно того, с чем лучше пить чай. Подавляющее большинство россиян (69%) обычно пьют чай только с сахаром. Почти каждый десятый россиянин — с лимоном. Еще меньше тех, кто пьет чай с медом или вареньем или вообще без каких-либо добавок (по 7%). Пьют чай «по-английски», т.е. со свежим молоком или сливками только 4% россиян. Среди ответов о том, с чем обычно пьют чай, встречаются также сгущенка, мята, бальзам, спиртные напитки и другие варианты, но их доля в сумме составляет лишь 4%. ( Приложение 5)
Опрос показал также, что абсолютное большинство россиян (86%), какие бы виды чая они не предпочитали, регулярно употребляют чай в пачках. Чай в пакетиках среди россиян употребляется значительно реже, около трети опрошенных употребляют его регулярно или время от времени, а другая треть не употребляет никогда. Оставшаяся треть опрошенных пьют его очень редко (Приложение 6 )
Где купить чай?
Чай в российских семьях покупают достаточно часто: треть россиян делают это как минимум раз в неделю, а более половины — раз в две недели или раз в месяц. ( Приложение 7) При этом почти половина россиян (40%) совершает покупки чая в продуктовом магазине. На оптовых рынках покупают чай 23% опрошенных, пятая часть россиян — в коммерческих палатках и павильонах. 10% россиян не заостряют свое внимание на том, где покупать чай, и приобретают его в различных торговых точках. Другие места покупки чая, такие как крупные универсамы и специализированные чайные магазины, менее популярны, их доля в сумме составляет лишь 5%.(Приложение 8). Если говорить о том, сколько пачек чая покупается за один раз, то более половины россиян (63%) приобретают во время визита в магазин одну пачку чая. Примерно четверть россиян предпочитают приобретать две пачки напитка. Более двух пачек чая во время одного посещения магазина приобретает приблизительно каждый десятый россиянин. Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время россияне не склонны запасаться этим продуктом впрок, а покупают его по мере необходимости .
Что влияет на выбор потребителя?
Изучая, чем россияне руководствуются при выборе чая, мы проанализировали различные критерии, которые в наибольшей степени значимы для потребителей. Оказалось, что марка, цена, страна-производитель и польза для здоровья имеют самое большое значение при выборе чая. Менее важным фактором при потребительском выборе является упаковка, а реклама, по мнению самих потребителей, для них скорее не важна. Далее рассмотрим подробнее каждый из показателей.
Оказалось, что чуть менее половины граждан (45%) полагают, что упаковка при выборе чая является для них важной, почти такая же часть опрошенных (41%) считают, что упаковка в этом случае не важна.
Как показал опрос, большое влияние на потребительский выбор того или иного чая оказывает страна-производитель. Для 82% опрошенных страна-изготовитель является важной характеристикой при выборе чая, причем наибольшую степень важности данного критерия отметили 37% опрошенных, а не важна эта характеристика для 10%.
Что касается важности такого критерия, как марка чая, этот показатель оказывает очень большое влияние на потребительский выбор. 83% граждан отметили марку чая как показатель, являющийся важным, причем наибольшую степень важности данного критерия отметили 42% опрошенных, а не важна марка только для 7% опрошенных.
Также очень важным показателем является цена товара. Если другие рассматриваемые характеристики, влияющие на потребительское поведение, являются скорее субъективными и относятся к вкусам и предпочтениям покупателей, то ценовой фактор является объективным и способен в свою очередь самостоятельно влиять на потребителей. 83% граждан признали, что цена является для них важным фактором при выборе чая, причем наибольшую степень важности данного критерия отметил 51% опрошенных. Цена чая не важна для 11% опрошенных.
Исследование показало, что большая часть респондентов полагает, что на их выбор не слишком значительное влияние оказывает реклама. Только 17% россиян ответили, что реклама является важным фактором для определения их предпочтений, а 67% ответили, что реклама для них не важна. Такие представления, однако, являются не совсем правильными. Как показывают уже приведенные ранее данные, наибольшей известностью пользуются как раз самые «раскрученные» в ходе рекламных компаний марки. Таким образом, можно говорить о восприятии россиянами рекламной информации и неосознанном влиянии рекламы на потребительский выбор.
Интересно также проследить, каким образом влияет на потребительские предпочтения предположительная польза для здоровья, связанная с потреблением той или иной марки чая. Важным данный показатель является для 76% россиян, причем наибольшую степень важности данного критерия отметили 43% опрошенных, а не важным данный показатель является только для 9% опрошенных (Приложение 9).
Таким образом, можно подвести итоги. Россияне по-прежнему любят чай. Преимущественно — черный, «Индийский», с сахаром. Но отдельные потребители предпочитают зеленый, красный, травяной и другие экзотические разновидности чая. Приобретают чай обычно в количестве одной-двух пачек в продовольственных магазинах или на оптовых рынках один-два раза в месяц. При выборе чая большое внимание уделяют марке, цене, стране-производителю, пользе для здоровья, а никак не рекламе. В последнее время рынок чая характеризуется большим разнообразием, что вынуждает производителей и дистрибьюторов совершенствовать политику распространения, рекламы, внимательно изучать конкурентов, выстраивать стратегию поведения на рынке не только следуя спросу, но и формируя его.
3.2 Анкетирование
В рамках исследовательской работы нами был проведён социологический опрос. Суть его заключалась в выяснении процентного соотношения людей, которые пьют чай, как часто они его пьют, какие марки и вид чая предпочитают, где покупают его и чем при этом руководствуются.
Нами было опрошено около 24 человек в возрасте от 16 до 64 лет. В ходе исследования были получены следующие результаты: любят пить чай 83%, пьют чай с сахаром 50%, часто пьют чай 62,5%, предпочитают пить листовой чай 62,5%, чай марки «Гринфилд» пьют 37,5%, черный чай пьют 41,6%, раз в месяц покупают 66,6%, выбирают чай по вкусу 50% , покупают чай в супермаркетах 58,4%, большинство выбирают один вид чая для всей семьи – 79, 2%. ( Приложение 10- 13)
Также нами было проведено анкетирование, целью которого было выявить уровень осведомленности учащихся об особенностях традиций чаепития в Англии и России (Приложение 14, 15)
Всего в анкетировании принял участие 21 человек.
Анализируя результаты анкетирования, можно сделать вывод о том, что учащиеся недостаточно осведомлены об особенностях русского и английского чаепития.
Общее количество неправильных ответов составило 68 %, в то время как количество правильных ответов – 32%.
Так, на вопрос о том, когда впервые чай попал в Англию и Россию, неправильные ответы дали – 81% и 85%, правильные - 19% и 15%. Значительные затруднения возникли у учащихся при ответе на вопрос о том, что является наиболее важным в английском и русском чаепитии. Неправильные ответы дали76 % и 85% опрошенных, правильные – 24% и 15%.Более половины учащихся дали неправильные ответы на вопрос, какой чай традиционно называют чаем «по-английски» и «по-русски»- 62% и 58% соответственно, правильные - 38% и 42%.Также большинство опрошенных не знают какой чай традиционно подают к столу в Англии и России – 72% и 53%. 86% учащихся знают, в какой стране традиционно пьют чай из стаканов в подстаканнике. Более половины опрошенных не знают, в какое время проходит традиционное английское чаепитие - 57%. 90% учащихся ошиблись в ответе на вопрос: «Сколько чашек чая ежедневно выпивают англичане?». (Приложение 16)
Таким образом, большинство учащихся мало знают об особенностях английского и русского чаепития. При этом следует отметить, что большинство учащихся (81%) являются любителями чая, пьют его часто и с удовольствием.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чай – постоянный гость на нашем столе, мы пьем его дома, в кафе, по праздникам и в будни. Богатый разными оттенками аромата, вкуса и цвета, чай, как и любая древность, имеет свою историю и культуру.
Данная работа была посвящена особенностям традиции чаепития в Англии и России. Целью нашей работы было сравнить традиции английского и русского чаепития и выяснить, в чем заключаются их основные отличия.
В ходе нашего исследования нам удалось изучить и проанализировать английские и русские чайные традиции на материале лингвострановедческой, публицистической, научной и оригинальной художественной литературы. Мы нашли необходимые подтверждения своей гипотезе о том, что британцы и русские следуют определенным правилам чайного этикета.
Действительно, традиции чаепития в Англии и России имеют много различий: от смысла, который традиционно вкладывается народами в процесс чаепития до сервировки стола и традиционного угощения.
По итогам экспериментальной части, были сделаны выводы о том, что учащиеся мало знают об особенностях традиции чаепития в Англии и России, несмотря на то, что почти все любят чай и с удовольствием пьют его несколько раз в день. Большинство учащихся не знают, чем отличается английское чаепитие от чаепития русского, что еще раз подтверждает актуальность выбранной нами темы.
Таким образом, в ходе исследования все поставленные задачи были выполнены.
Цель проекта достигнута, так как мы изучили и сравнили традиции английского и русского чаепития.
Собранный нами материал может быть использован на занятиях страноведения в учебных заведениях, а также может быть интересен и полезен всем тем, кто часто путешествует, изучает английский язык или просто увлекается изучением традиций разных стран и хочет расширить свои познания в данной области.
Чашка чая – это символ. Символ уюта, тепла и незыблемости традиций. Меняется все вокруг — сам человек, среда общения, стилизация форм и самой среды, только чаепитие всегда сопровождало и по-прежнему будет сопровождать жизнь человека.
Список используемых источников
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Лидеры по уровню знания марок чая в мире.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рекламы марок в наибольшей степени известные россиянам
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Частота потребления различных типов чая в России
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
С чем обычно пьют чай
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Употребление чая в различных упаковках
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Частота покупки чая в России
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Место покупки
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Важность различных критериев при выборе чая
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Анкета
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
Результаты анкетирования
Возраст | Любите ли вы пить чай? | Какие добавки к чаю вы предпочи-таете? | Как часто пьете чай? (за день) | Какой чай предпочитаете? | Какую марку чая вы предпочитаете? | Какой вид чая вы предпочитаете? | Как часто вы покупаете чай | Чем вы руководствуетесь при выборе чая? | Где вы предпочитаете покупать чай? | Покупаете ли вы чай для всей семьи или для каждого члена семьи разный? |
16 | Да | Лимон | Редко | В пакетиках | «Гринфилд» | Черный | Раз в месяц | Аромат | Супермаркет | Другой вариант |
17 | Люблю | Молоко | Часто | Листовой | «Лисма» | Красный | Раз в месяц | Вкус | Супермаркет | Другой вариант |
17 | Да | Лимон | Редко | В пакетиках | «Принцесса Нури» | Другой вид | Раз в месяц | Аромат | Супермаркет | Для каждого разный |
17 | Да | Лимон | Часто | В пакетиках | «Принцесса Нури» | Другой вид | Раз в неделю | Аромат | Супермаркет | Для всей семьи |
20 | Да | Сахар | Часто | Листовой | «Хэйлис» | Зеленый | Раз в неделю | Аромат | Супермаркет | Для всей семьи |
23 | Да | Сахар | Редко | Листовой | Нет предпочтений | Зеленый | Раз в неделю | Аромат | Супермаркет | Для всей семьи |
24 | Да | Сахар | Часто | В гранулах | «Гринфилд» | Зеленый | Раз в неделю | Вкус | Супермаркет | Для всей семьи |
28 | Не очень | Сахар | Часто | В пакетиках | Нет предпочтений | Зеленый | Раз в месяц | Вкус | Супермаркет | Для всей семьи |
30 | Да | Сахар | Часто | Листовой | «Хэйлис» | Красный | Раз в месяц | Вкус | Супермаркет | Для всей семьи |
33 | Не очень | Сахар | Часто | В гранулах | «Липтон» | Красный | Раз в месяц | Вкус | Другой вариант | Для всей семьи |
33 | Не очень | Сахар | Часто | Листовой | Нет предпочтений | Зеленый | Раз в месяц | Вкус | Другой вариант | Для всей семьи |
33 | Очень | Лимон | Часто | Листовой | Нет предпочтений | Черный | Раз в месяц | Вкус | Другой вариант | Для всей семьи |
35 | Очень | Молоко | Часто | Листовой | Нет предпочтений | Черный | Раз в месяц | Вкус | Супермаркет | Для всей семьи |
38 | Да | Сахар | Почти не пью | В пакетиках | «Гринфилд» | Черный | Раз в месяц | Вкус | Супермаркет | Для всей семьи |
41 | Очень | Сахар | Часто | Листовой | Нет предпочтений | Черный | Раз в месяц | Торговая марка | Специализированный магазин | Для всей семьи |
42 | Да | Молоко | Часто | В гранулах | «Липтон» | Черный | Раз в месяц | Вкус | Другое место | Для всей семьи |
44 | Да | Лимон | Почти не пью | В пакетиках | «Беседа» | Черный | Раз в месяц | Торговая марка | Специализированный магазин | Для каждого разный |
46 | Да | Сахар | Почти не пью | Листовой | «Гринфилд» | Черный | Раз в месяц | Вкус | Специализированный магазин | Для всей семьи |
48 | Очень | Молоко | часто | Листовой | «Гринфилд» | Черный | Раз в месяц | Торговая марка | Специализированный магазин | Другой вариант |
49 | Да | Молоко | Часто | В пакетиках | Нет предпочтений | Черный | Раз в месяц | Вкус | Специализированный магазин | Для всей семьи |
52 | Да | Сахар | Почти не пью | В гранулах | «Беседа» | Зеленый | Раз в пол года | Цена | Супермаркет | Для всей семьи |
52 | Да | Молоко | Часто | В пакетиках | Нет предпочтений | Красный | Раз в пол года | Цена | Супермаркет | Для каждого разный |
56 | Нет | Сахар | редко | В пакетиках | Нет предпочтений | Зеленый | Раз в пол года | Цена | Супермаркет | Для всей семьи |
64 | Да | Молоко | редко | Листовой | «Гринфилд» | Зеленый | Раз в год | Цена | Другое место | Для всей семьи |
ПРИЛОЖЕНИЕ 12
Сводные таблицы результатов анкетирования
Да | 20 | 83,3% |
Не очень | 3 | 12,5% |
Нет | 1 | 4,2% |
Сахар | 12 | 50% |
Лимон | 5 | 20,8% |
Молоко | 5 | 20,8% |
Другой вариант | 2 | 8,4% |
Часто | 15 | 62,5% |
Редко | 5 | 20,8% |
Почти не пью | 4 | 16,7% |
Листовой | 15 | 62,5% |
В пакетиках | 5 | 20.8% |
В гранулах | 4 | 16.7% |
Нет предпочтений | 9 | 37,5% |
«Гринфилд» | 6 | 25% |
«Принцесса Нури» | 2 | 8,4% |
«Липтон» | 2 | 8,3% |
«Хэйлис» | 2 | 8,3% |
«Беседа» | 2 | 8,3% |
«Лисма» | 1 | 4,2% |
Черный | 10 | 41,6% |
Зеленый | 8 | 33,3% |
Красный | 4 | 16,6% |
Другой вид | 2 | 8,3% |
Раз в неделю | 4 | 16,7% |
Раз в месяц | 16 | 66,6% |
Раз в полгода | 3 | 12,5% |
Раз в год | 1 | 4,2% |
Вкус | 12 | 50% |
Аромат | 5 | 20,8% |
Цена | 4 | 16,7% |
Торговая марка | 3 | 12,5% |
Супермаркет | 14 | 58,4% |
Специализированный чайный магазин | 5 | 20,8% |
Другие места | 5 | 20,8% |
или для каждого члена семьи разный?
Один для всей семьи | 19 | 79,2% |
Для каждого разный | 3 | 12,5% |
Другой вариант | 2 | 8,3% |
ПРИЛОЖЕНИЕ 13
Процентное соотношение социологического опроса
ПРИЛОЖЕНИЕ 14
Что вы знаете о традициях чаепития в Англии и России?
А) в 15 веке Б) в 16 веке В) в 17 веке Г) в 19 веке Д) в 20 веке
А) в 15 веке Б) в 16 веке В) в17 веке Г) в 18 веке Д) в 20 веке
А) общение Б) еда В) стиль
А) стиль Б) общение В) еда
А) с молоком Б) с лимоном В) с перцем Г) с жасмином
А) с лимоном Б) с мятой В) с молоком Г) с мелиссой
А) зеленый Б) черный В) красный Г) желтый
А) зеленый Б) черный В) красный Г) несколько сортов
А) в Англии Б) в России В) в Китае
А) в 11.00 Б) в 17.00 В) в 20.00
А) 50 тысяч Б) 50 млн В) 165 млн
ПРИЛОЖЕНИЕ 15
Результаты анкетирования
Вопрос | Знают | Не знают |
| 3 чел. | 18 чел. |
| 4 чел. | 17 чел. |
| 3 чел. | 18 чел. |
| 5 чел. | 16 чел. |
| 9 чел. | 12 чел. |
| 8 чел. | 13 чел. |
| 10чел. | 11 чел. |
| 6 чел. | 15 чел. |
| 18 чел. | 3 чел. |
| 9 чел. | 12 чел. |
| 2 чел. | 19 чел. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 16
Анализ анкетирования учащихся
Простые летающие модели из бумаги
Проказы старухи-зимы
Осенняя паутина
Астрономический календарь. Март, 2019
Заколдованная буква