исследовательская работа : "Жилище осетин"
исследовательская работа : " Сопоставление осетинских,русских и английских форм обращения"
Вложение | Размер |
---|---|
teor.material.doc | 100.5 КБ |
teoreticheskiy_material.doc | 260.5 КБ |
Оглавление.
Введение. 3 стр.
Глава I. Осетины – одна из народностей Северного Кавказа. 4-6 стр.
Глава II. Жилище осетин. 7-17 стр.
2.1. Старинные горные постройки.
2.2. Ганах (крепость)
2.3. Галуан (замок)
2.4. Мæсыг (башня)
2.5. Къона (очаг)
2.6. Къæбиц (кладовая)
2.7. Уатт (комната)
2.8. Строительный материал.
2.9. Турлучный дом.
3.0. Быт жилища.
3.1. Современное жилище осетин.
3.2. Современный двухэтажный дом.
3.3. Современный одноэтажный дом.
3.4. Современные условия жилища.
Опросник 18 стр.
Заключение 19 стр.
Библиография 21 стр.
Введение.
Актуальность обусловлена, прежде всего тем, что жилище осетин несет в себе особенности традиции, обычаи и духовной культуры народа.
Объект исследования – процесс исследования особенностей строения жилища осетин.
Предмет исследования: современные и древние жилища осетин.
Методы исследования:
В своей работе мы показали особенности древнего и современного строения жилища осетин.
Цель исследования: исследовать жилище осетин.
Основные задачи исследования:
Глава I. Осетины – одна из народностей Северного Кавказа.
На Северном Кавказе живет ираноязычный народ: осетины. Формирование осет. народа связано с аборигенным населением Сев. Кавказа (создателями кобаиской культуры) и с пришлыми ирано-язычными народами - скифами, сарматами и особенно аланами. Численность осетин — более 600 тыс. человек (в РСО-А 335 тыс. чел.) с учетом многочисленной осетинской диаспоры, живущей за пределами своей этнической территории. Особенностью истории этого народа является то, что он в течение многих веков разделен на две части: северную и южную. Северная часть осетин составляет основное население Республики Северная Осетия-Алания с центром в г. Владикавказе и входит в состав Российской Федерации.
Современный осетинский народ, единый по своим генетическим корням и самосознанию, исторически и географически оказался разделенным на две части, постепенно обособившиеся и обретшие языковую и культурную (вплоть до менталитета) специфику. Нет сомнения в том, что на севере эта специфика определялась вхождением Северной Осетии в 1774 г. в Россию и глубоким влиянием ее на осетин севера, в то время как южане издревле (не позже XIII в.) расселились в Грузии и испытывали устойчивое грузинское влияние. Определились диалектные различия в языке. Поэтому некоторые осетинские ученые высказывают осторожную мысль о том, что северяне и южане в настоящее время превратились в два родственных, но разных народа, подобно трем адыгским народам: адыгейцам, черкесам и кабардинцам. Таким образом, проблема разделенных народов на Северном Кавказе реально существует.
Осетинский народ прошел более сложный путь этнического развития. Основная сложность данного пути видится в том, что в формировании современного осетинского этноса и его культуры приняли активное участие два ведущих этнообразующих компонента: пришлый степной ираноязычный (скифы, сарматы и аланы) и аборигенный горно-кавказский, понимаемый как носители яркой кобанской археологической культуры I тыс. до н.э.
Встреча взаимодействие, а затем взаимопроникновение тех и других в рамках ограниченной территорий привели к смешению и длительному периоду языкового и культурного синтеза. В результате в сфере языка победу одержал язык иранского (аланского) суперстрата, обогатившийся за счет влияний кавказских языков, в сфере генетико-антропологической и материальной культуры победил кавказский субстрат, т.е. местная основа. По своему языку современные осетины продолжают языковую традицию древних северных иранцев-скифов, сарматов, алан; антропологический (физический) тип осетин в то же время характеризуется антропологами как типичный для кавкасионской группы популяций.
Северные осетины состоят из двух подразделений — дигорцев и иронцев. У каждого из них свой диалект, очевидно восходящий к тем временам, когда дигорцы и иронцы были отдельными племенами в составе аланского союза племен, затем (с X в.) раннефеодальной государственности Алания. Численно преобладают иронцы, иронский диалект положен в основу осетинского литературного языка, на нем творил великий осетинский поэт-демократ К.Л. Хетагуров (1859-1906). Обращает на себя внимание широта миропонимания поэта, писавшего:
Весь мир — мой храм,
Любовь — моя святыня,
Вселенная — Отечество мое.
Северная Осетия добровольно вошла в состав Российской Империи в 1774 г. и осетины получили возможность переселения на равнину под прикрытием русской крепости Владикавказ (основана в 1784 г.). Переселение на равнину в конце XVIII — начале XIX в., по словам историка этого процесса Б.П. Березова, стало «новым возрождением» (прежде всего демографическим) осетинского народа. Понятно, что расселение на равнине, коренным образом изменившее жизнь осетин, непосредственное соседство с русскими селениями усилили доверие к России и открыли осетинам дорогу к образованию, русской культуре, государственной службе.
Как уже говорилось, в религиозном отношении осетины в основном
считаются православными христианами, и лишь несколько селений приняли ислам, очевидно, в XVIII в. проникший из Кабарды. Но в действительности в верованиях осетин преобладают традиционные языческие культы, уходящие своими корнями в глубь веков и демонстрирующие огромную живучесть и устойчивость. Наиболее популярным в Осетии божеством является бог мужчин, воинов и путников, патрон Осетии бог-всадник Уастырджи, представляющий своеобразный слепок с христианского св. Георгия Победоносца — также воина-всадника. Существует множество дзуаров (святилищ), посвященных Уастырджи. Главный и наиболее импозантный среди них — деревянное святилище Роком в Цейском ущелье.
Осетинский народ выдвинул из своей среды выдающихся деятелей литературы, науки, искусства, техники, военного дела и т.д. Не только на Кавказе и в России, но и в мире известны имена великого осетинского поэта Коста Хетагурова, писателя Г. Газданова, ученого-филолога В. Абаева, народного артиста СССР В. Тхапсаева, выдающихся дирижеров В. Гергиева и В. Дударовой, капитана атомохода «Арктика» Ю. Кучисва, дважды Героя Советского Союза генерала армии И.Плиева. Многие другие осетины также прославили осетинский народ и Россию.
Глава II. Жилище осетин.
Характер жилища и хозяйственных построек осетин, как и любого народа, определялся географическими условиями, рельефом местности и наличием определенного строительного материала. В зависимости от этого жилище осетин можно разделить: горное и равнинное с присущими ему особенностями. Горное жилище восходит к глубокой древности, в то время как современное равнинное жилище возникло в начале XVIII Для изучения истории осетинского жилища большой интерес представляют старинные горные постройки. Однако в связи с массовым переселением осетин на равнину и запустением целых горных районов, а также в результате перестройки старых жилищ, начавшейся после коллективизации, последние претерпели большие изменения. Сохранившиеся, кое-где жилые постройки или их развалины, датируются, по народным преданиям, периодом не ранее XVI в. К более отдаленному периоду—аланской эпохе—относятся только оборонительные сооружения, в частности боевые башни, встречающиеся в селениях Галиат, Вакац, Донисар, Мизур, Далаткау и др., а также пещерные крепости (Нузал, Дзовгис, Урсдон), имевшие важное стратегическое значение.
О жилых постройках и оборонительных сооружениях относящихся ко времени кобанской эпохи и появления ираноязычных племен, мы можем судить только по данным археологии, а для несколько более позднего времени по фольклорным источникам.
Археологами установлено два типа построек, принадлежавших: древним кобанцам: в горах — однокамерное каменное; в равнинной полосе— турлучное жилище небольшого размера, возможно с двумя и более помещениями. Оба эти вида жилища встречались у осетин еще до недавнего времени. Несомненно, что древние обитатели гор, как и более поздние, использовали в качестве жилья и пещеры, не потерявшие до сих пор своего хозяйственного назначения в ряде сел (Дзывгис, Кадат, Урсдон и др.)- Обо всех этих видах жилья говорится и в нартских сказаниях, где пещерными жителями выступают в основном великаны, а обладательницами боевых и жилых башен — нартские героини. Обращает на себя внимание упоминание о «потайном» — подъемном доме знаменитого Сырдона — древнейшем типе жилища степной полосы юга нашей страны, где наряду с другими обитали и ираноязычные племена.
Ганах(крепость). К древнейшим жилым и оборонительным сооружениям, игравшим важную роль в жизни горцев до недавнего прошлого, относятся дома-крепости (ганах), принадлежавшие в основном большим патриархальным семьям. Такая постройка представляла собой огромную квадратную трехэтажную крепость с единственным входом на первом этаже и внутренним межэтажным сообщением. Все имущество семьи хранилось в первом этаже, второй отводился под жилье, третий служил для обороны крепости, а также для приема гостей. Свет проникал в верхние помещения через бойницы. Известно, что дома-крепости были распространены по всему нагорному Кавказу.
Галуан(замок). Собственностью больших семейных общин и осетинских феодалов также были замки (галуан), которые включали в себя дом-крепость, жилые и хозяйственные постройки, боевую башню. Все это обносилось высокой каменной стеной. Появление этих сооружений определенно восходит к средневековому периоду, но не к XVIII в.
Наиболее широкое распространение галуаны имели в Северной и Центральной Осетии, что говорит, вероятно, о их более раннем появлении здесь.
Мæсыг (башня). Но зато башни (масыг) встречаются по всей Осетии в большом количестве. Башня являлась неотъемлемой принадлежностью почти каждого осетинского села, патронимии и даже большой семьи.Строительство башен велось особенно широко в послемонгольский период, что было вызвано усилением межплеменной и межродовой борьбы, и продолжалось почти до второй половины XVIII в., т. е. до присоединения Осетии к России. Башни, построенные в XVIII в., можно встретить еще в ряде мест у выходов на равнину в Северной Осетии и в Джавской котловине. Они воздвигались в основном против набегов кабардинских князей и горцев Дагестана, из которых первые вторгались в пределы Северной Осетии,а вторые—Грузии Юго-Осетии.
Осетинские башни подразделялись на жилые, боевые и сторожевые; они состояли из 3—7 ярусов. Все они составляли собственность сильных и богатых родов, так как за постройку башни осетинские мастера брали много скота (8—12 коров) и ценное имущество. Есть много башен в горах Осетии, о времени постройки которых нет никаких данные. Несомненно, что их значительная часть была возведена еще в аланскую эпоху. Тогда же сложилась, по-видимому, своеобразная конструкция осетинской башни, отличавшаяся от башен соседних народов, они строились с плоскими крышами, отчего производили впечатление незаконченности.
Хæдзар (дом). Развитие жилища у осетин, как и у других народов, началось с однокамерной постройки — главного жилого помещения дома (хадзар), К хадзару обычно примыкали кладовая (къабиц), а во многих случаях и комнаты для супружеских пар. Осетинский хадзар находит полную аналогию с нартским «большим домом», что говорит несомненно о древнем происхождении этого помещения. Термином хадзар осетины называли не только главное помещение, но и весь комплекс жилых и хозяйственных построек. До революции хадзар служил единственным жилым помещением для многих бедных крестьян.В тех случаях, когда крестьянин имел не одно жилое помещение, а несколько, хадзар среди них выделялся своей величиной. Традиции строить хадзар по размеру больше других жилых помещений нередко придерживаются осетины и в наши дни.
Къона (очаг). Важнейшей принадлежностью хадзара был очаг (къона) с неугасающим огнем и спускавшаяся над ним цепь (рахыс), которые составляли, по словам Коста Хетагурова, величайшую святыню каждого осетина. Над очагом и цепью давали клятву, с ним прощалась девушка, выходя замуж, вокруг очага обводили молодую, приобщая ее к новой семье, и т. д. Украсть или выбросить очажную цепь считалось большим оскорблением для всего рода и вызывало кровную месть. «Эта цепь,— писал В. Б. Пфаф, — составляет святыню и выбросить ее из дому считается смертельною обидою для хозяина». Характерно, что осетины, переселяясь на равнину, не расставались со своими очажными цепями и привозили их на новые места жительства. Почитание очагов и очажной цепи явилось главной причиной сохранения у равнинных осетин, не говоря уж о горцах, вплоть до начала XX в., очага, который, как известно, весьма неудобен для отопления помещения. Такого почитания очага мы не находим ни у одного из других народов Кавказа. Возможно, что это объясняется особыми этническими традициями, уходящими в глубь веков. К этим же традициям можно отнести и деление хадзара очагом на две части: на правую — мужскую и левую — женскую.
Къæбиц (кладовая). Особым почитанием и в то же время некоторой таинственностью окружалась в старом осетинском жилище кладовая (къæбиц), представлявшая собой глухое помещение с небольшим световым отверстием в стене. Она располагалась обычно рядом с хæдзаром, через который в нее вела низкая дверь. В старину у горцев нередко для большей безопасности кладовой служил нижний этаж боевой башни. Это объяснялось тем, что в кладовой хранились все продукты питания семьи: зерно в различных плетеных корзинах (къуту), обмазанных глиной, мула в кожаных мешках (къæса), сыр в больших деревянных сосудах (гарз), топленое масло в деревянных долбленых ведрах и чашках, хмельные напитки (арака, пиво) в глиняных кувшинах, туши копченого мяса и т. д. Всеми продуктами распоряжалась только старшая женщина (æфсин), обычно жена главы семьи, у которой хранились ключи от къæбиц. Доступ в къабиц мужчинам был категорически запрещен; женщины же имели право войти туда только с разрешения æфсин.
Рассказывают, что однажды к тагаурским осетинам обратился один кабардинский князь, предлагавший своего скакуна тому, кто покажет ему къæбиц, но никто не согласился. Всякое вмешательство в дела афсин по части расходов продуктов питания строго осуждалось общественным мнением. Все это объясняется несомненно сохранением пережитков матриархата в осетинском быту и является отражением того отдаленного периода, когда главенствующее положение в семье и хозяйственной жизни принадлежало женщине. В наши дни кабиц как отдельное помещение для хранения продуктов семьи продолжает существовать, не исчезли и связанные с ним традиции в отношении афсин — хозяйки дома, которая по-прежнему распределяет съестные припасы.
Уат(комната). Развитие семьи и ее увеличение вызвали необходимость строить новые жилые помещения, главным образом для новобрачных. Таким помещением у осетин служила отдельная комната (уат), которая наряду с кунацкой (уазагдон) обычно пристраивалась рядом с хадзаром. Появление уата относится несомненно к периоду зарождения у предков осетин малых семей и выделения их из общего коллектива. Подтверждением этого может служить и существующая до сих пор у осетин традиция, по которой каждая брачная пара должна иметь свое отдельное помещение. «Молодой человек, задумав жениться, — отмечает С. В. Кокиев, — должен предварительно себя обеспечить помещением, иначе ему жены не дадут ее родственники».Такой человек не пользовался уважением и не мог рассчитывать найти себе жену. До революции далеко не все осетины имели возможность строить эти помещения. По словам К. Хетагурова, последние составляли собственность только «сильных», т. е. богатых. Таким образом, с развитием семьи у осетин одновременно развивалось их жилище.
Строительный материал. В результате пристройки к хадзару новых жилых помещений изменялся и план всего жилого дома. Пристройки делались в зависимости от рельефа местности. В прошлом в высокогорных районах, где была особенно остра земельная проблема, практиковалась, главным образом с целью экономии пахотной земли, вертикальная постройка. На равнине же пристройки делались в горизонтальном плане. Строительный материал также зависел от природных условий. Строили дома из камня, который добывали на месте; лес, необходимый для балок. Местный камень широко используется по-прежнему почти во всех горных лесистых районах для строительства первого этажа, на котором воздвигается второй этаж с рублеными или плетенными из прутьев стенами.
Исключительно важное значение имело появление во второй половине XIX в. жженого кирпича и в начале XX в. сырцового кирпича. Первые заводы по производству кирпича и черепицы были открыты во второй половине XIX в. в г. Владикавказе.Это дало возможность многим, преимущественно более состоятельным, крестьянам строить кирпичные дома, а также заменить соломенные крыши своих домов черепичными. В настоящее время наличие у многих - колхозов и совхозов кирпичных заводов, а также крупных государственных комбинатов по производству кирпича, черепицы, шифера дало возможность строить в основном только кирпичные дома.
Анализ этнографического материала позволяет выявить у северных осетин, живущих на равнине, основные типы жилища, прошедшие в своем развитии определенный исторический путь.
Турлучный дом. Одним из наиболее древних типов является турлучный дом — из прутьев (кауын хадзар) и из дерева (хъадын хадзар). Такое жилище строилось обычно из двух комнат с сенями (тыргъ), причем главное жилое помещение отводилось под хадзар. Вторая комната считалась гостиной. На одной стороне дома, обычно обращенной во двор, оставляли отверстие для окон и дверей; из-за отсутствия стекла окна делали маленькими. В комнатах были земляные полы и низкие двери, потолком служила внутренняя сторона крыши. Дом обмазывался с обеих сторон глиной и выбеливался. Он имел двускатную крышу, покрытую соломой или камышом.
По мере разрастания семьи к этому дому пристраивались новые комнаты для каждого женатого члена неразделенной большой семьи. В результате у осетин образовался новый тип жилища — длинный прямоугольный дом (даргъ хадзар), состоявший часто не менее чем из 3—5 комнат с отдельными выходами на террасу (тыргъ). Главное жилое помещение по-прежнему составлял хадзар.
Уырыссаг хæдзар (изба). Во второй половине XIX в. у осетин возник еще один тип жилища — квадратный дом (урыссаг хадзар — русский дом), располагавшийся обычно фасадом к улице. Этот тип жилища был занесен на Северный Кавказ русскими переселенцами, но в нем отразились и национальные особенности — хæдзар обычно делали по площади намного больше других комнат, и он оставался центральным помещением семьи. Во второй половине XIX в. произошли глубокие изменения во всем жизненном укладе осетин, что нашло отражение и в изменении их жилища.
Появился фундамент, что явно способствовало улучшению санитарно-гигиенических условий жилья, особенно в болотистых местах, и изменению планировки дом.
Таким образом, уже до революции в равнинных селах Осетии имелось большое количество жилых построек городского типа, принадлежавших не только кулакам, состоятельным крестьянам и сохранившихся до настоящего времени. Изменения, которые начали происходить в жилище осетин, сопровождались, как говорилось, одновременно массовым переселением горцев на равнину и образованием там больших сел.
Быт жилища. Внутреннее убранство жилищ горных осетин отличалось от равнинных, которые, находясь в более благоприятных географических условиях и ближе к городскому населению, внесли много нового в обстановку своего жилища. Наряду с осетинским маленьким круглым столиком, на трех ножках, деревянной тахтой и креслом здесь в богатых домах появились уже в 70—80-х годах XIX в. фабричные столы, стулья, диваны, полированные шкафы и т. д. Вся парадная мебель и ценные старинные реликвии семьи обычно размещались в гостиной. Стены этого помещения у равнинных осетин завешивали войлоками, разукрашенными орнаментом, коврами, а у горных осетин большей частью оленьими, медвежьими, козьими шкурами. В отличие от уата убранство хадзара было более скромным, причем вся мебель здесь находилась на мужской половине, куда женщины даже не входили. На стенах мужской половины хадзара часто можно было видеть старинное оружие — пистолеты, шашки, турьи или оленьи рога, а на центральном большом столбе хадзара — бурки, башлыки, седла и т. д. На женской половине не полагалось мебели, кроме одной кожаной подушки, набитой шерстью и предназначавшейся для старшей женщины — афсин. Вся домашняя утварь и предметы домашнего обихода располагались на женской стороне. Здесь же находился у горцев ткацкий станок, большие деревянные сосуды для приготовления сыра и других молочных продуктов.
Постельные принадлежности, состоявшие из шерстяных матрацев и одеял, больших пуховых подушек, прямоугольных и круглых, обшитых фабричными тканями, складывали на кровати особым образом.
При каждом доме был двор (карт), который в горных районах занимал небольшую площадку, огороженную каменным забором. Помимо жилых построек па обеим сторонам двора располагались сараи, навесы и кукурузные сапетки.
Под навесами хранили домашнюю утварь, транспортные средства, сельскохозяйственные орудия и т. д. Сарай же летом служил кухней. Двор был отделен от усадьбы плетеным или деревянным забором (быру). Вдали от двора на усадьбе строились скотные помещения, летние и зимние стоянки, огороженные плетеными заборами, навесы для хранения жормов и т. д.
В конце XIX в. во многих равнинных селах весь двор и усадьбу стали обносить высоким забором из булыжников, скрепленных известковым раствором (дурын быру). Тогда же появились и большие городские парадные ворота (кулдуар).
Современное жилище осетин. Наиболее распространенным типом жилища осетин повсеместно является квадратный дом, состоящий из нескольких смежных комнат, •остекленной веранды или открытой террасы. Дом ставится вдоль улицы на высоком фундаменте (80—90 см), иногда с полуподвалом для хозяйственных целей. Стены его делаются из жженого, реже из сырцового, кирпича и дерева. Он имеет четырехскатную крышу, крытую черепицей, шифером (реже железом или дранкой), и обычно крылечко у парадного входа. Иногда такой дом строится из двух этажей, причем по традиции, идущей от прежнего горского жилища, все парадные комнаты (уат) располагаются во втором этаже, а остальные жилые помещения, в том числе хадзар, находятся в нижнем этаже, где и проходит в основном жизнь семьи, особенно в зимнее время.
Дом штукатурится изнутри, а если он не имеет кирпичной облицовки, то и снаружи, и белится известью; все комнаты имеют дощатые потолки и полы, за исключением хадзара, где пол часто бывает по-прежнему земляной; двери и переплеты окон, ставни, балюстрады веранды покрываются масляной краской голубого или зеленого цвета.
Наряду с квадратным домом, совершенно не отличающимся от городского типа жилища, распространен, особенно у северных осетин, и другой тип застройки, когда жилые постройки расположены под одной крышей с сараем. Такое жилище, хорошо известное на равнине и в прошлом, имеет 2—3 комнаты, одна из которых хадзар, с отдельными выходами на открытую террасу или стеклянную веранду, и сарай, часто используемый как летняя кухня. Однако в настоящее время этот тип жилища постепенно вытесняется квадратным домом. С исчезновением у осетин больших семей отпала надобность строить и длинные многокомнатные дома. Характерной чертой современного жилища осетин мусульман является то, что прежде глухая стена дома, обращенная к улице, теперь имеет окна. Во многих случаях дом возводится в глубине двора и обращен фасадом к улице.
Двухэтажный дом.Современное жилище горной Осетии характеризуется двумя основными типами, прошедшими в своем развитии также определенный исторический путь. В настоящее время планировка такого дома существенно изменилась. Теперь он строится целиком из жилых помещений с балконом или верандой на втором этаже, имеет двор. Однако в планировке дома сохранился и ряд традиционных черт: хадзар по-прежнему делается больше по размеру и к нему обязательно пристраивается кабис. Изоляция скотных помещений от дома и возведение их вдали от него явились наиболее важным моментом в развитии горского жилища осетин, создавшим нормальные санитарно-гигиенические условия.
Одноэтажный дом. Второй тип жилища представляет собой одноэтажный каменный или деревянный дом, состоящий из общей большой кухни, нескольких комнат для членов семьи и гостиной, расположенных часто под одной крышей и в один ряд, имея отдельные выходы на террасу, вытянутую во всю длину дома. К дому примыкают хозяйственные постройки, а иногда и приусадебные участки. Этот тип дома наиболее распространен в низменных районах, где ему благоприятствует рельеф местности, а в прошлом и большее количество земли по сравнению с высокогорными селами. До революции такие дома были только у очень богатых людей.
Старое горское жилище осетин не знало, за редким исключением, дощатых потолка и пола. Вместо окон оставляли в стене маленькие отверстия, закрывавшиеся внутренними ставнями из каменных плит или досок; во многих случаях окном служило дымоходное отверстие на крыше — эрдо. Входы были настолько низки, что нужно было сильно нагибаться, чтобы войти в помещение. Дверью служила толстая дубовая доска, которая закрывалась своеобразным осетинским замком (ирон гуыдыр).
В советское время была проведена коренная перестройка всего жилища горных осетин на современный лад: во всех жилых помещениях появились большие окна, двери преимущественно городского типа, а в комнатах женатых членов семьи нередко настилают дощатые полы и потолки. Наряду с перестройкой старых домов повсюду началось строительство новых, в том числе двухэтажных, отличающихся городской планировкой и внутренним убранством. Такой дом обычно состоит из нескольких комнат современного типа, оштукатуренных или оклеенных обоями, с высокими дверями и большими окнами, закрывающимися двустворчатыми ставнями, имеет остекленную веранду и городскую отопительную систему.
Большие изменения произошли и в использовании жилых помещений. Наличие отдельных комнат почти для каждого взрослого члена семьи дало возможность теперь освободить хадзар из-под жилья и использовать его только как кухню. Лучшая комната в доме отводится .под гостиную. Особое внимание обращает на себя городское убранство комнат: покупные железные или никелированные кровати с чистыми постелями, убранными в традиционной манере, столы, стулья, шифоньеры, стенные зеркала, диваны, ковры. Среди этих предметов нередко встречаются и изделия осетинских мастеров, в частности диваны, спинки которых покрыты красивым резным орнаментом. Проще всего обставлен хадзар, где сохранились традиционные черты убранства: на мужской половине вдоль стены стоит длинный стол, за которым обедает теперь вся семья; предметы домашнего обихода и утварь выставляются обычно на женской стороне.
Современные условия жилища. Произошли довольно большие изменения в отопительной системе жилищ. Наблюдается повсеместное распространение печи с плитой вместо очага и (почти исчезнувшей из быта осетин русской железной печки, а также появляется голландка, применяемая часто в квадратных домах для отопления смежных комнат. Наряду с этим летом используются времянки (сардыгон пец), устраиваемые часто в сараях и реже под навесами во дворе для выпечки хлебов и приготовления пищи.
Важным событием в жизни осетин явилась электрификация колхозного села, проводившаяся по всей равнинной и Предгорной Осетии и способствовавшая развитию хозяйства и повышениях общей культуры населения, что привело к изменениям и в быту колхозников. В домах появились стиральные машины, холодильники и другие электроприборы.
После организации колхозов и обобществления скота отпала необходимость строить во дворах многочисленные скотные помещения. Однако во дворе по-прежнему можно часто встретить крытое строение, где обычно совершаются пиршества, свадьбы и похороны, в нем же часто хранят кукурузные початки. Кроме сарая во дворе расположены хозяйственные помещения. Фруктовые деревья и клумбы придают двору привлекательный вид. Двор и усадьба обносятся по-прежнему плетеным, деревянным и реже каменным забором. Дом имеет большие деревянные ворота с калиткой, покрашенные масляной краской красного цвета и опирающиеся на массивные своды из жженого кирпича. Следует отметить, что жилища осетин как гордых, так их равнинных имеют много общего с жилищем соседних народов, что говорит о многовековых культурных взаимосвязях этих народов. Вместе с тем в жилище осетин имеется ряд существенных черт, которые отсутствуют у соседних народов. Приведенный материал свидетельствует о коренных изменениях в жилище осетин, происшедших за многие годы, показывает неуклонное сближение сельского и городского жилища.
Опросник.
Фамилия_______________Имя_________________Класс_______
Дорогой друг!
Мы проводим опрос, в ходе которого хотим выявить твои знания о древнейших и современных жилищных постройках осетин.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
5.Какие современные типы жилища вы знаете?
Спасибо за участие!
Заключение.
Выводы по результатам проведенного исследования:
Данное исследование имеет для нас не только научно – теоретическое, но и важное практическое значение. Оно позволяет по достоинству оценить уровень развития материальной и духовной культуры народа. Дает возможность более четко представить себе социальную структуру средневекового общества, выявить его связи с окружающим миром.
Прежде всего, это готовый фотоматериал для ознакомления с отдельными наиболее важными частями жилища осетин. Его можно использовать на уроках. Материалы исследования удобно использовать для разработки буклетов по приобретению учащихся к истокам национальной культуры.
Библиография.
www. ossetians. com
http:// osetians. info zhishne. html
http:// ossetans. com/ rus/ news. php
Представление команды на олимпиаду
1
Мы любим знания, любим труд,
Нас любознайками зовут.
Умеем петь и танцевать,
И спортом мышцы развивать!
Своей мы дружбой дорожим,
Все тайны разгадать хотим!
2
Л - легкие на подъем,
Ю - юркие и подвижные при том!
Б - в меру болтливые,
О - обаятельные и очень милые!
З - свое здоровье с детства бережем,
Н - неординарны мы во всем!
А - артистичны и любознательны,
Й - крайне изобретательны!
К - креативны, коммуникабельны,
И - избирательны и очень внимательны!
ЛЮБОЗНАЙКИ.
3
Я, ты, он, она,
Вместе мы – одна семья!
Вместе – дружная команда!
В слове мы нас 8 – Я!
Восемь нас
И мы такие разные.
Желание победить
Сплотило нас,
Умеем спорить, но сотрудничать
И капитана слушаем на раз!
Нам по душе такие конкурсы,
Думать, рассуждать,
Чтобы смекалку и находчивость
Свои могли мы показать!
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор,
Мы – Петербурга молодое поколение,
Богатство наше – кругозор!
В столице культурной нам жить интересно,
Развиться возможностей здесь миллион!
Мы рады представить любимую школу,
Красногвардейский родной свой район!
4
песня
Школа – это дом,
Дом, где мы живем,
Там мы все друзья –
Он, и ты, и я.
Любим мы учиться,
Петь и веселиться,
Потому, что все мы в нем одна семья!
Любим мы учиться,
Петь и веселиться
Потому, что все мы в нем одна семья –
ДЕТИ и УЧИТЕЛЯ!
Басня "Две подруги"
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Чья проталина?
Знакомые следы
Несчастный Андрей