Проект позволяет активизировать знания об устаревших словах, выяснить различие историзмов от архаизмов, понять причины появления их в языке.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_russkomu_yazyku_2015g_2.pptx | 1.63 МБ |
Слайд 1
Информационно-исследовательский проект по русскому языку Устаревшие слова – свидетели прошлого нашего народа. Работу выполнили: ученицы 5 класса МКОУ « Озерская СОШ» Ульянова Анастасия Козлова Карина Руководитель: Фефелова Л.А., учитель русского языка и литературыСлайд 2
Цель проекта : -Расширить знания об устаревших словах -Выяснить различие архаизмов от историзмов -Понять причины их появления в языке
Слайд 3
Задачи проекта: 1. Собрать материал по данной теме. 2. Узнать, почему поэты прибегают к устаревшим словам. 3. Узнать об употреблении устаревших слов в новом значении. 4. Поделиться им со всеми желающими узнать об историзмах и архаизмах.
Слайд 4
План проекта: 1.Вступление. 2.Что такое архаизмы и историзмы. 3.Причина их появления. 4.Виды архаизмов. 5.Использование архаизмов и историзмов в произведениях литературы. 6.Выводы
Слайд 5
Проблемный вопрос: Изучая в курсе русского языка, устаревшие слова, мы задумались над такими вопросами: -Что происходит с вытесненными из языка словами? -Нужно ли их изучать и зачем?
Слайд 6
Судьбу слов определяет не «возраст», а их использование в речи: те, которые называют жизненно важные, необходимые понятия, веками не стареют; другие архаизируются довольно быстро, мы перестаём их употреблять, потому что исчезают сами понятия, которые этими словами обозначаются .
Слайд 7
Слова, служившие названиями исчезнувших предметов, понятий, явлений называются историзмами
Слайд 8
Они занимают в языке совершенно особое положение, являясь единственными наименованиями давно ушедших из нашего обихода предметов: аршин, вершок, сажень, верста, фунт, пуд; армяк, кафтан, лапти, камзол и др. Поэтому у историзмов нет и не может быть синонимов. Теперь мы не меряем аршины, не кланяемся волостным старшинам и приказчикам и рады забыть все «ненужные», как нам кажется, слова. кафтан лапти
Слайд 9
Историзмы представляют собой достаточно разнообразные тематические группы слов: 1) Названия старинной одежды: зипун, камзол, кафтан, кокошник, жупан, шушун и др.; зипун камзол кафтан шушун
Слайд 10
2) Названия денежных единиц: алтын, грош, полушка, гривна и др.; алтын полушка грош
Слайд 11
3) Названия титулов: боярин, дворянин, царь, граф, князь, герцог и др.; боярин царь герцог
Слайд 12
4) Названия должностных лиц: городовой, наместник, приказчик, урядник и др.; урядник городовой приказчик
Слайд 13
5) Названия оружия: пищаль, шестопер, единорог (пушка) и др.; пищаль шестопер единорог (пушка)
Слайд 14
Устаревшие наименования вполне обычных предметов и понятий, с которыми мы постоянно сталкиваемся в жизни называются архаизмами
Слайд 15
Отличие архаизмов от современных слов Архаизмы отличаются от современных слов не целиком, а лишь: 1) некоторыми звуками : пиит-поэт, огнь-огонь, вран -ворон. 2) ударением (акцентологические архаизмы) : симв о л, суд а рь, призр а к. 3) морфологические архаизмы : свирепство-свирепость, нервический-нервный
Слайд 16
Причины появления историзмов Причина появления в языке историзмов – в изменении быта, обычаев, в развитии техники, науки, культуры. На смену одним вещам и отношениям приходят другие. С исчезновением из языка таких видов одежды, как армяк, камзол, кафтан, из русского языка ушли названия этих видов одежды: их теперь можно встретить лишь в исторических описаниях.
Слайд 17
Причина появления архаизмов Причина появления архаизмов в языке – в развитии языка, в обновлении его словаря: на смену одним словам приходят другие
Слайд 18
В составе архаизмов можно выделить различные группы слов. Одни из них отличаются от современных своих синонимов какими-нибудь особенностями в звучании, например неполногласными сочетаниями звуков . Подобные архаизмы называются фонетическими. младой – молодой, брег – берег, град – город, Огнь-огонь
Слайд 19
Другая группа архаизмов объединяет слова с устаревшими суффиксами, приставками. Такие архаизмы называются словообразовательными. музеум ( совр . музей) содейство ( совр . содействие)
Слайд 20
Но ещё чаще среди архаизмов встречаются слова, устаревшие не в какой-то своей части, а полностью, как лексическая единица. Это лексические архаизмы. око– глаз, уста – губы, ланиты– щёки, десница– правая рука, шуйца– левая рука.
Слайд 22
С архаизмами шутить нельзя! Не следует и пренебрегать ими: дескать, уходят из языка, ну и пусть, забудем их! Не спешите выносить приговор устаревшим словам. Бывают случаи, когда они возвращаются в язык, вновь вливаются в состав активной лексики. Так было, например, со словами солдат, офицер, прапорщик, министр, губернатор, полицейский, рождество, лицей, советник, получившими в современном русском языке новую жизнь. В первые годы революции они успели архаизоваться , но потом вернулись, обретя новое значение.
Слайд 23
Архаизмы, как и историзмы, необходимы художникам слова для создания колорита древности при изображении старины . В исторической литературе, в художественных произведениях, повествующих о прошлом нашего народа, нельзя не использовать историзмы. Они помогают воссоздать колорит эпохи, придают описанию прошлого черты исторической достоверности
Слайд 24
В голубой далекой спаленке Твой ребенок опочил. ( А.Блок) (Ополчил-уснул) Легким взмахом белого перста Тайны лет я разрезаю воду. (С.Есенин) (Перст-палец) Опочивальня
Слайд 25
2) Три девы, красоты чудесной, В одежде легкой и прелестной Княжне явились, подошли И поклонились до земли. Тогда неслышными шагами Одна поближе подошла; Княжне воздушными перстами Златую косу заплела С искусством, в наши дни не новым, И обвила венцом перловым Окружность бледного чела. 1) Светлеет мир его очам , И сердце позабыло муку. А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила»
Слайд 26
Выводы: Что происходит с вытесненными из языка словами? - О ни не исчезают бесследно; -Они сохраняются в литературе прошлого; -Они используются поэтами, чтобы придать высокую , торжественную окраску. В заключении хотим напомнить слова М.В.Ломоносова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»
Слайд 27
Используемые источники: ru. wikipedia .org Энциклопедия Кирилла и Мефодия nsportal .ru
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Шелковая горка
О путнике
Л. Нечаев. Яма
Мать-и-мачеха