Доклад направлен для участия в IV Епархиальных Рождественских образовательных чтениях «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси» по направлению: Православие и культура.
Вложение | Размер |
---|---|
pravoslavie_i_kultura_ismailova_a._priuralskiy_rayon.docx | 28.14 КБ |
prilozhenie_pravoslavie_i_kultura_ismailova_a.a_s.aksarka.pptx | 534.88 КБ |
IV Епархиальные Рождественские образовательные чтения «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси»
Направление: Православие и культура
Название доклада: Владимир как великий реформатор духовной жизни
Фамилия, имя, отчество автора: Исмаилова Арзу Абдулла Кызы
обучающаяся 9 б класса МОУ Школа с. Аксарка
Приуральский район Ямало – Ненецкий автономный округ
Духовность … Единение…. Преодоление языческого изоляционизма восточных славян…. Князь Владимир осознавал, что становление государственности на Руси, стабильность общества возможно только через привлечения людей к единой духовной жизни.
Князь Владимир I Святославович – князь киевский, легендарный правитель Древней Руси. Язычник и образцовый христианин, явился великим реформатором духовной жизни русского народа, человеком "крестившим Русь".
Актуальностью данной работы является то, что данная эпоха отдалена от нас, скудны исторические источников по данной проблеме, а также то, что любое нововведение той эпохи - есть реформа.
Целью работы является рассмотрение реформаторской деятельности Владимира в сфере духовной жизни.
Первой религиозной реформой в 980г. Владимир пытался приспособить языческую веру к происходящим в стране процессам. На берегу Днепра был создан языческий пантеон. Главным богом был выбран Перун. Однако это не привело к закреплению монотеизма.
Вторая религиозная реформа, проведенная в 988-989 гг., заключалась в принятии христианства. Владимир и его окружение прекрасно осознавали необходимость отказа от язычества в пользу православия, как одного из условий ликвидации изоляции Руси от европейского христианского мира.
Формально крещение Владимира произошло в связи с его женитьбой на византийской принцессе Анне.
988 год принято считать годом принятия христианства в качестве государственной религии. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ.
Владимир Красно Солнышко принял крещение под именем Василий
Первым из городов Руси крещение принял Киев. Произошло это в Херсонесе. Вернувшись из Крымского похода, князь киевский стал силой заставлять свой народ принять христианство. Владимир Креститель призвал всех жителей Киева креститься в водах Днепра, а тех, кто не примет крещение, равноапостольный князь обещал причислить к врагам своим. Обращение в веру Христову Киева прошло мирно и безболезненно, чего не скажешь о крещении других городов и княжеств, недаром считается, что Владимир Красно Солнышко и его верный помощник Добрыня крестили Русь "огнём и мечом". Так на Русь пришла Христианская Церковь, русское государство стало Киевской Митрополией Константинопольского Патриархата, а сам процесс распространения веры Христовой в государстве занял ещё несколько веков.
Приняв христианство, Святой Владимир сильно изменил свой образ жизни и государственную политику: отказался от всех своих наложниц, начал обучать грамоте способных детей с помощью болгарских и греческих учителей, положил начало каменному строительству городов на Руси, повелел сносить языческих истуканов, а вместо оных возводить церкви. Только в одном не изменил себе Владимир Креститель - в деле укрепления и расширения государства Русского. За своё княжение он предпринял множество походов, отвоевал большое количество земель на западе и юге Руси, а для защиты от досаждавших с востока печенегов выстроил Змиевы валы - частокол из отёсанных брёвен, служивших преградой для войск кочевников. В целом, на своём государственном посту Святой равноапостольный князь Владимир Святославич запомнился как мудрый созидатель и дальновидный политик, заложивший фундамент для дальнейшего развития Руси.
Русская Церковь совершает его память в день его преставления — 15 июля по Юлианскому календарю. В тот же день, 28 июля по Григорианскому календарю, празднуют её римокатолики; св. Владимир считается покровителем украинских и российских католиков.
В русской истории известен не только как спаситель и избавитель от бед для своего народа, как "собиратель земель Русских",но и как законодатель и реформатор духовной жизни русского народа, человеком "крестившим Русь" в 988 году. Владимир был великим князем, так как дела его великие были направленны на развитие всех сторон Киевской Руси и на пользу жителям её. За свои многочисленные заслуги князь Владимир причислен к Лику Святых. В некоторых былинах он назван, как креститель Руси, Владимиром Красное Солнышко.
Святой Владимир Креститель считается покровителем внутренних войск Министерства Внутренних Дел, иконе Святого князя Владимира молятся о наставлении на путь истинный, об избавлении от врагов, об установлении мира в семье, коллективе, о спасении от сил зла, об излечении от смертельных болезней и болезней, связанных с глазами.
Проблеме введения христианства на Руси, деятельности православного духовенства, влиянию нового вероучения на исторические судьбы славян посвящено немало научных работ. Среди них работы Е.Е. Голубинского, А.В. Карташева, Н.М. Никольского, Б.А. Рыбакова. Их работы представляют интерес для понимания тех закономерностей исторического процесса, которые привели восточных славян в православие. В них учёные приводят немало убедительных аргументов в пользу замены язычества православием как религией, наиболее соответствующей социально психологическому типу восточных славян и их образу жизни[1].
В средствах массовой информации у нас и за рубежом в рассуждениях некоторых западных учёных, выступающих с позиций антиправославия, проводится мысль о том, что православие увело восточных славян в сторону от столбовой дороги европейской цивилизации и предопределило такие качества, как жертвенность и самоотвержение, т.е. качества, которые обрекают народ на историческую несостоятельность, ведущую в тупик.
С такими взглядами трудно согласиться по ряду причин. Первой из них является то, что национальный характер восточных славян к моменту принятия христианства практически сложился, а под влиянием христианства он усовершенствовался, главным образом, в сторону смягчения (например, ушёл в прошлое языческий обряд жертвоприношения). Так, греческие авторы свидетельствуют: «Племена славян ведут образ жизни одинаковый, имеют одинаковые нравы, любят свободу и не выносят рабства. Они особенно храбры и мужественны в своей стране и способны ко всяким трудам и лишениям. Они легко переносят жар и холод, и наготу тела, и всевозможные неудобства и недостатки. Очень ласковы к чужестранцам, о безопасности которых заботятся больше всего: провожают их от места до места и наставляют себя священным законом, что сосед должен мстить соседу и идти на него войной, если тот по своей беспечности вместо охраны допустит какой-либо случай, где чужеземец потерпит несчастье». Часто вступавшие в военные схватки со славянами греки отмечали: «Они превосходные воины, потому что военное дело становится у них суровой наукой во всех мелочах. Умереть от старости или от какого-либо случая – это позор, унизительнее которого ничего не может быть»[2].
Наблюдения и характеристики, оставленные современниками восточных славян-язычников, свидетельствуют, что такие качества, как жертвенность и самоотвержение, связаны не с православием, а были изначально присущи менталитету жителей восточно-европейских равнин и сохранились в их потомках спустя более чем тысячу лет. Зададимся риторическим вопросом – можно ли считать качества, сохранённые и пронесённые через испытания тысячелетней историей, качествами, обрекающими народ на историческую несостоятельность и ведущими в тупик.
Следующая причина связана со временем принятия христианства. Оно было востребовано, в первую очередь, правящей элитой в эпоху, когда государство – Киевская Русь – уже сформировалось. Власть нуждалась в идеологической поддержке, которую языческая религия с её традицией многобожия оказать в должной мере не смогла.
Конечно, церковная реформа не может быть оценена лишь исключительно в положительных проявлениях. С утратой язычества связаны и утраты в сфере культуры, быта, более тесной связи людей с окружающей природой и т.д. Эти утраты объясняются во многом жёсткой позицией церкви в соблюдении канонов богослужения, в искусстве, где преследовались музыкальные инструменты, танцы, скоморошество и т.п.
Следует отметить и такой важный элемент влияния православия на развитие русского общества, как создание монастырей. Эти специфические церковные учреждения заслуживают внимания не только системой организации монашеского братства, но и вкладом в решение задач обороны страны (монастыри строились как крепости), в распространение агрономических знаний и агротехнических приёмов ведения сельского хозяйства, в попечительство над пожилыми и инвалидами, наконец, в колонизацию малообжитых или вовсе безлюдных территорий северо-восточной Руси.
Все перечисленное далеко не исчерпывает положительного (главным образом) влияния православия более чем на тысячелетнее развитие российского общества. Нельзя не согласиться с мнением Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, о том, что православие избавило русский народ от распада на сообщества, исповедующие ислам, иудаизм и христианство[3]. трудно предположить, что князь Владимир I, осуществивший крещение Руси, заглядывал далеко на сотни и тысячи лет и предугадывал отдалённые последствия предпринятой им религиозной реформы. Однако сегодня, оценивая значение этой и других реформ в истории России, отметим, что первая реформа оказала глубочайшее воздействие на восточных славян, и степень этого воздействия столь глубока и всеохватна, что о христианстве можно говорить, как об одном из коренных факторов, определяющих историческую судьбу народа и государства.
Уроки первой в отечественной истории масштабной реформы не утратили своего значения и могут быть полезны реформаторам сегодняшним и завтрашним. Главный урок – в постепенности проводимой реформы. Фактически она растянулась на долгие десятилетия, а по каким-то отдельным аспектам и на целые столетия. Поэтому постепенность – один из важных факторов, способствующих успеху реформ, особенно если они не носят локальный или узкий характер, а охватывают многие стороны жизнедеятельности общества.
Важным для успеха или неудачи реформ является личность реформатора. Не случайно князь Владимир причислен к лику Святых и он действительно являлся великим реформатором духовной жизни потому, как понимал всю важность такого нововведения на Руси как принятие христианства.
Приложение: презентация Microsoft PowerPoint
[1]Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1. Первый век христианства на Руси. – М., 1995. – С. 83.
[2]Сахаров А.И., Буганов В.И. История России с древнейших времён до конца XVII века. – М.: Дрофа, 1995. – С. 23.
[3]Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1. Первый век христианства на Руси. – М., 1995. – С. 210.
Слайд 1
Православие и культура. Князь владимир как великий реформатор духовной жизни Выполнила Исмаилова Арзу Абдулла Кызы Ученица 9 «Б» класса ; МОУ Школа с.Аксарка Крещение князя Владимира. Фреска В.М. ВаснецоваСлайд 2
Князь Владимир I Святославович – князь киевский, легендарный правителель Древней Руси. Язычник и образцовый христианин, явился великим реформатором духовной жизни русского народа, человеком "крестившим Русь".
Слайд 3
Первой религиозной реформой в 980г. Владимир пытался приспособить языческую веру к происходящим в стране процессам. На берегу Днепра был создан языческий пантеон. Главным богом был выбран Перун. Однако это не привело к закреплению монотеизма. Вторая религиозная реформа, проведенная в 988-989 гг., заключалась в принятии христианства. Владимир и его окружение прекрасно осознавали необходимость отказа от язычества в пользу православия, как одного из условий ликвидации изоляции Руси от европейского христианского мира. Формально крещение Владимира произошло в связи с его женитьбой на византийской принцессе Анне. 988 год принято считать годом принятия христианства в качестве государственной религии. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ.
Слайд 4
Владимир Красно Солнышко принял крещение под именем Василий Первым из городов Руси крещение принял Киев. Произошло это в Херсонесе. Вернувшись из Крымского похода, князь киевский стал силой заставлять свой народ принять христианство. Владимир Креститель призвал всех жителей Киева креститься в водах Днепра, а тех, кто не примет крещение, равноапостольный князь обещал причислить к врагам своим. Обращение в веру Христову Киева прошло мирно и безболезненно, чего не скажешь о крещении других городов и княжеств, недаром считается, что Владимир Красно Солнышко и его верный помощник Добрыня крестили Русь "огнём и мечом". Так на Русь пришла Христианская Церковь, русское государство стало Киевской Митрополией Константинопольского Патриархата, а сам процесс распространения веры Христовой в государстве занял ещё несколько веков. Приняв христианство, Святой Владимир сильно изменил свой образ жизни и государственную политику: отказался от всех своих наложниц, начал обучать грамоте способных детей с помощью болгарских и греческих учителей, положил начало каменному строительству городов на Руси, повелел сносить языческих истуканов, а вместо оных возводить церкви. Только в одном не изменил себе Владимир Креститель - в деле укрепления и расширения государства Русского. За своё княжение он предпринял множество походов, отвоевал большое количество земель на западе и юге Руси, а для защиты от досаждавших с востока печенегов выстроил Змиевы валы - частокол из отёсанных брёвен, служивших преградой для войск кочевников. В целом, на своём государственном посту Святой равноапостольный князь Владимир Святославич запомнился как мудрый созидатель и дальновидный политик, заложивший фундамент для дальнейшего развития Руси.
Слайд 5
Русская Церковь совершает его память в день его преставления — 15 июля по Юлианскому календарю. В тот же день, 28 июля по Григорианскому календарю, празднуют её римокатолики ; св. Владимир считается покровителем украинских и российских католиков. В русской истории известен не только как спаситель и избавитель от бед для своего народа, как "собиратель земель Русских",но и как законодатель и реформатор духовной жизни русского народа, человеком "крестившим Русь" в 988 году. Владимир был великим князем, так как дела его великие были направленны на развитие всех сторон Киевской Руси и на пользу жителям её. За свои многочисленные заслуги князь Владимир причислен к Лику Святых. В некоторых былинах он назван, как креститель Руси, Владимиром Красное Солнышко. Святой Владимир Креститель считается покровителем внутренних войск Министерства Внутренних Дел, иконе Святого князя Владимира молятся о наставлении на путь истинный, об избавлении от врагов, об установлении мира в семье, коллективе, о спасении от сил зла, об излечении от смертельных болезней и болезней, связанных с глазами.
Слайд 6
http://www.pravmir.ru и https://ru.wikipedia.org Спасибо за внимание!
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Как нарисовать ветку ели?
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Разлука
Сладость для сердца