Зачем женщина носит украшения? Сакральный смысл украшений. Символика украшений. Ответы на эти вопросы вы найдёте в этой работе.
Вложение | Размер |
---|---|
ukrashenie_kak_simvol_zhenshchin.pptx | 2.52 МБ |
ukrasheniya.docx | 672.56 КБ |
Слайд 1
Украшение как символ женщин АВТОРЫ РАБОТ: Кольцова Дарья и Ктабова Виктория. РУКОВОДИТЕЛЬ: Ольга Александровна .Слайд 2
Тема : Украшения как символ женщин. Объект : Украшения девушек и женщин в эпоху Древней Руси. Предмет : Символика украшений как отражение психологии женщин. Проблема : Что означали украшения в эпоху Древней Руси. Гипотеза : Современные девушки носят украшения для красоты, не понимая их сакрального смысла.
Слайд 3
Основные этапы Сбор основной информации. Работа с информацией. Реконструкция украшений. Наши методы исследования Теоретические методы исследования- анализ, сравнение, обобщение. Практические методы исследования- историческая реконструкция.
Слайд 4
Виды украшений Название украшения Значение Популярно на Руси Венец (диадема) Символ власти + Височные кольца Положение в обществе + Колты (серьги) Символ плодородия и женского начала + Ожерелья Символ могущества, власти Обручи (браслеты) Защита от духов, болезней, врагов, ранений. + Перстни Знак статуса и власти Гривна (вид ожерелья) Защита жизни, охрана рода, семьи + Подвески (кулоны) Обереги
Слайд 5
Археологические находки Диадема на черепе у девушки из могилы в Броварках (Полтавская губ.) 9 в. Череп с височными кольцами из Калдуса близ Хелма 10 в.
Слайд 6
Археологические раскопки 12-13 века. Автор неизвестен. Россия, 1000–1400 н.э. Серебро, камень, яшма, скань, чернь Древнеславянские украшения старо-рязанского клада. 10 век Автор неизвестен. Россия, 500–1000 н.э. Серебро Предметы гнездовского клада 1868 г.
Слайд 7
Славянская история - украшения, которые защищают
Слайд 8
Реконструкция украшений Занятный вятический колт Вернее, два – рисунок дивный Свастический солнцеворот И уткокони , уткокОни Мне этот символ страшно мил Его какой-нибудь тихоне Кузнец застенчиво дарил... Левин Вячеслав Николаевич
Слайд 9
Символика украшений
Слайд 10
Символика украшений
Слайд 11
Анкета (50 респондентов) Любите ли вы носить украшения? Да – 84%, нет 16% Какие украшения вы предпочитаете носить? Браслеты – 66%, кулоны и кольца по 60%, серьги – 56%, бусы – 40%, колье – 30%, броши – 24%, диадемы – 12%. Наушники – 2%. С какой целью вы носите украшения? Для красоты – 42%, просто так – 36%, для женственности – 14%, как символ – 2%, мама заставляет – 2%.
«Украшение как символ женщины».
Проектная, учебно - исследовательская работа
по истории
Авторы: Китабова Виктория,Кольцова Дарья
6 класс
Руководитель
Третьякова О.А.
Москва
2015 год
Оглавление
1. Введение
Зачем вообще люди, особенно женщины, надевают на себя украшения? Ответить на этот вопрос кажется, достаточно просто. Любая девушка или женщина скажет, что для красоты. Но это так только на первый взгляд. При более пристальном изучении учёные связывают обычай женщин украшать себя с их предназначением. Сделать такой вывод учёным помогло бесценное «окно в прошлое» – возможность наблюдать обычаи народов, которые в силу разных причин и сегодня придерживаются тех же законов, по которым жили наши предки несколько тысячелетий назад. Помощь в изучении этого вопроса приходит к нам из археологических находок, которые открывают тайны прошлого. Нам стало интересно, что символизировали украшения в прошлом. Сохранились ли эти значения сегодня. Как в украшениях отражена психология женщины, её предназначение в жизни. И почему, сегодня это знание утеряно.
Темой нашего исследования мы взяли «Украшение как символ женщины». Мы предположили, что современные девушки носят украшения просто для красоты, не понимая их сакрального значения. Хотя, мы думаем, что изучение истории раскроет нам многие тайны женских украшений. Объектом нашего исследования стали украшения девушек и женщин в эпоху Древней Руси. Мы решили остановиться на истории нашего общества и выбрали эпоху, когда знание о женской красоте и украшениях не были утеряны. Предметом исследования стала собственно символика украшений. Ведь именно символы могут скрывать сакральное значение женских украшений.
Мы решили, что наша работа будет состоять из двух частей. Первая часть – исследование символики украшений и значение их в жизни девушек и женщин Древней Руси. Вторая часть – проектная, мы попытаемся реконструировать древнерусские украшения. В ходе работы у нас могут возникнуть дополнительные вопросы, на которые мы будем отвечать.
2. История украшений.
Существует много версий появления древних женских украшений. По одной из них, самым древним женскими головными украшениями были цветы. Из них плели венки, вплетали в косы. Выйдя замуж, славянская женщина убирала волосы под головной убор. В качестве имитации цветов и появились носимые около уха украшения. По всей видимости, эти украшения имели древнее название «усерязь» (от слова ухо), хотя наибольшую известность приобрели по кабинетному названию – «височные кольца».
О славянских украшениях можно было бы написать весьма обширное исследование, так как от того времени до нас дошло очень много материала, свидетельствующего, что, подобно другим народам, древние славяне, особенно женщины, насколько это позволяли им их достаток, стремились к тому, чтобы принарядить себя различного рода украшениями. В истории материальной культуры древних славян нет ни одной такой другой страницы, которую можно было бы осветить так подробно, как украшение тела и платья, а также связанное с этим производство украшений, которые были тогда у славян в моде. Мы нашли описание различного рода славянских диадем, височных колец, колт (серёги), ожерелий, браслетов, перстней.
Во-первых, нам не известно, изготовляли ли славяне в древнейший период их существования украшения, и существовало ли у них ювелирное производство. Почти все то, что является характерным для украшений славян языческого периода, появилось только в конце этого же периода, с VIII по XI век, когда славяне подверглись сильному византийскому, восточному и скандинавскому влиянию, а на Западе – влиянию франков. До этого украшениями славяне были весьма бедны. В могильниках V–VI веков мало встречается ремесленных изделий и украшений, что свидетельствует о большом упадке культуры, наступившем, очевидно, в связи с переселениями народов и потрясениями как данного, так и предшествовавшего ему периода. Более часто украшения, привозные или местные, начинают появляться в славянских могилах только с VIII и главным образом с IX века. С этого времени и начинается новый подъем материальной культуры.
Во-вторых, следует сразу же указать, что начиная с IX века, славянские украшения обнаруживают значительное разнообразие. Нет вещи (за некоторыми исключениями), форма и техника изготовления которых являлась бы общей для всех славян. Отдельные славянские страны уже значительно отличаются друг от друга, особенно Запад от Востока, причем Восток в значительной степени усвоил византийский и восточный стиль и перенял также и их технику. В X и XI веках преобладает восточный стиль, с конца же XI века – византийский. Вместе с тем, хотя украшения и изготовляются из бронзы, меди и золота, только серебро, привозимое арабами, становится у славян важнейшим металлом. Украшения преимущественно делались из серебра, они были мелкие, легкие, по технике изготовления большей частью филигранные, и любовь к ним, несмотря на их восточное происхождение, характерна для славян X и XI веков и, в частности, отличает их от соседей.
Череп с височными кольцами из Калдуса близ Хелма
Из украшений для славян, прежде всего, были характерны диадемыили венцы. Выше мы уже видели, какое значение в жизни славянских девушек имели (и до сих пор имеют) венец и диадема как отличительный признак незамужней женщины. В России (в других странах очень мало) археология предоставила нам ряд интересных доказательств этого. В частности, в славянских могилах в Полтавской губернии были найдены весьма интересные диадемы, представлявшие собой повязку вокруг головы, увешанную мелкими бусинками, кружками и ракушками. Еще более красивые - золотые, покрытые эмалью диадемы, были найдены в нескольких кладах, обнаруженных в Киеве и в Сахновке, близ Канева, но все они византийского происхождения и относятся к более позднему периоду – ΧΙΙ-ΧΙII векам.
Диадема на черепе у девушки из могилы в Броварках (Полтавская губ.)
В славянских могилах найдено также большое количество самых разнообразных серег. В X и XI веках выделяются главным образом филигранные серьги, изготовленные из тонких серебряных или золотых плетеных проволочек или шариков, ажурных или покрытых зернью. Ожерелья из славянских могил встречаются двух видов: ожерелья из стеклянных бус, нанизанные вперемешку с бусинами из самоцветов, металлов и янтаря, и массивные металлические обручи различнейших форм, так называемые гривны (слово это появляется в источниках с X века). К ним можно отнести изготовленные в том же стиле браслеты и мелкие перстни самых различных форм.
Однако из всех видов украшений наиболее важными и наиболее характерными для славян являются кольца, вплетавшиеся женщинами в волосы. Они представляли собою оригинальные украшения, свешивавшиеся с обеих сторон головы, впереди и позади ушей (отсюда и археологический термин заушницы), закрывая виски или свисая до самых плеч. Подвешивались они на повязке или диадеме, обхватывавшей голову, или же попросту свободно вплетались в волосы. Наиболее близкой аналогией являются византийские короны и диадемы с подвесками. Несмотря на глубокую древность подобного рода украшений, мы находим их и у славян, главным образом с IX века. В XI и XII веках возник ряд кольцевых форм этих украшений, которые стали характерны либо для всех славян, либо для определенных славянских земель. В частности, у восточных славян известны археологически различаемые области подвесных колец («височные кольца» по терминологии русских археологов).
Проанализировав, имеющийся у нас материал мы составили таблицу. В неё мы внесли наиболее часто встречающиеся виды украшений. Затем мы выяснили их значение и с какой целью их носили девушки, женщины и мужчины на Руси. Не все украшения были одинаково популярны среди населения, наиболее часто встречающиеся, мы отметили в таблице. Хотя, иногда сложно говорить о распространении того или иного украшения, всё зависело от места расселения тех или иных племён, времени и влияния соседей.
Название украшения | Значение | Популярно на Руси |
Диадема (венец) | Символ власти | + |
Височные кольца | Положение в обществе | + |
Колты | Символ плодородия и женского начала | + |
Ожерелья | Символ могущества, власти | |
Браслеты (обручи) | Защита от духов, болезней, врагов, ранений. | |
Перстни | Знак статуса и власти | |
Гривна (вид ожерелья) | Защита жизни, охрана рода, семьи | + |
Подвески | Обереги |
3. Символика украшений. Украшения не просто «для красоты».
Славянские обереги. Секрет первый.
Шумящие подвески — самый известный славянский оберег. Они побрякивали при ходьбе, отгоняя своим звоном злых духов. Шумные звонкие подвески носили ожерельем, привешивали у плеч, крепили к головному убору. Чаще всего здесь изображались магически сильные животные или сакральные защитные символы. Иногда наносили символы Богов, ища их покровительства. Колты, колтуши, колтки — золотые или серебряные литые подвески на лентах от висков головного убора. Колты - предшественники серег, являлись сильными славянскими оберегами. Колт состоит из спаянных выпуклых щитков, подвешивается душкой. Округлые колты щедро украшались обережными знаками — образами птиц, цветом, мирового древа.
Славянские обереги на волосах. Второй секрет.
Славяне издавна считали — самый главный орган восприятия человеком энергии — это волосы. Чем длиннее волосы, тем сильнее связь человек — Вселенная. Так, женщина разрешала расчесывать, трогать свои волосы только мужу, используя только личный гребень. Волхвы волосы оставляли длинными. А еще считалось, что при расчесывании нельзя было оставлять в чужом месте выпавшие волосинки — враги могли негативной энергии накликать на человека. Девушкам с малолетства волосы заплетали в одну трёхлучевую косу, так как это символизировало объединение жизненных сил Миров - Яви, Нави и Прави. Коса располагалась вдоль позвоночника и считалось, что все светлые вселенские силы через волосы переходят в позвоночник и наполняют человека особой жизненной силой, подготавливая её к будущей роли матери, жены, отличной домохозяйки.
Потому, когда девушка выходила замуж, её девичью косу расплетали и взамен ей заплетали две косы. Энергию с этого времени она получала уже через волосы, собранные в косы, и это уже были жизненные вселенские силы не только для себя, но и для будущего ребёнка. Это секрет второй. Защищали славянские женщины себя также гребнями, использующиеся для самых разных обрядов - бытовых домашних, магических. Гребень самым таинственным образом хранит силу славянского оберега, являясь магическим барьером, защищающим свою хозяйку.
Славянские обереги на челе. Секрет третий.
Магический центр человека – ЧЕЛО. Здесь интуиция, ясновидение, познание. Чело усиливали славянскими оберегами более всего девушки, когда выбирали суженого. Разве обойдешься без интуиции? Это третий секрет. Девушки сначала радовались тесемкам, лентам, потом венцам. Например, тонкий (около одного миллиметра) серебряный обруч. Делался разомкнутым, крючки держали ленту, завязываемую сзади. Ещё одним видом венца является известный всем кокошник. Особым венцом — славянским оберегом был свадебный венец. Мужчины венцы носили редко, только между княжескими детьми. Венец означал статус, помогал развивать разум. Удивительно мощным славянским оберегом был убор замужних женщин - кичка. Отличительная примета кички — рога над головой, обладающие, по верованию, огромной оберегающей силой. Рога посвящались Макошь, Богине Судьбы. Её сакральным символом были рога месяца. Даже если замужняя женщина завязывала зимой платок, она оставляла два кончика наверху.
Славянский оберег вокруг горла. Четвертый секрет.
Горло защищать обязательно! Здесь находится важный центр жизненной силы, ответственный за связи с окружающим миром. Нашейный металлический обруч — преграда, способная помешать душе, внезапно покинуть тело. Шейный оберег носили женщины, мужчины. Символика разная, надо обсуждать отдельно. Воинам гривна на шее помогала выживать, это мощный оберег славянский. Для женщин шея предоставляет возможность носить множество украшений. Эти славянские обереги регулируют гормональную систему, лечат простуженное горло, помогают общению между людьми. Гайтан, итан, гердан, гитан, итан, гитан, чапочка, почёпка, королеска – украшение нагрудное, иногда наспинное. Сначала делалось сплетенными кольцами металла, потом стало плетестись из бисера. Это известный сильный славянский оберег. Обычно гайтаны выглядят как длинная, шириной пять-десять сантиметров, полоска бисера. К концам бисерной сетки крепится подвеска - медальон, бисерные кисти. Подвеска — нагрудное, поясное, отдельное, либо входящее в состав ожерелий украшение, отражавшее внешнюю злую силу, подобно зеркалу.
Мужчины надевали подвески секиры, мечи для победы, уточки, коньки. Очень мощными славянскими оберегами были у мужчин когти, клыки диких животных. Считалось, что такой оберег спасет всегда. Особым поклонением пользовались медведь, волк, лиса, некоторые хищные птицы. Конечно, подвески содержали также знаки Богов-покровителей. Любимейшей чародейной подвеской женщины были лунницы, наследие далекой старины.
Славянская женщина — хранительница дома, продолжательница рода, ей необходима особая защита. Оберег славянский лунница появился давным-давно, даже в названии слышно, кому она посвящается, у кого просит защиту. Луна, между тем подчиняется Макошь, Богине Судьбы.
Защитные славянские обереги около сердца. Пятый секрет.
Сердце, как известно, центр человека. Удивление, любовь, страх, горе, гнев, отвращение — всё тут. Славянские обереги защищали этот центр спускающимися подвесками, вышивкой, камнями. Мужчины обычно носили фибулы, вышитые рубашки. Женщины оберегали сердце гривнами и подвесками. Значение славянского оберега около сердца - защита души от страха, горя, отвращения, словом, от всех негативных эмоций. Наборушник, оплечье, глунец — украшение вокруг шеи и плеч, богато украшалось канителью, вышивкой, серебряными или золотыми, нашивками из цветной фольги, бисером, стеклянными бусами или жемчугом. Богато разукрашенный камнями, бисером, золотым шитьём, наборушник надежно закрывал сердце от магических ударов.
Защитные славянские обереги солнечного сплетения, живота и зарода. Шестой секрет.
Ярло, солнечное сплетение ответственно за волю, внутренний огонь, жизненный успех.
Ярло – власть над миром, над людьми, над собой.
Источник уверенности, понимания собственной силы, умения отстраниться от чужого влияния, и способности к собственному проявлению волевой властности.
Именно этот центр дает силы отстаивать собственные убеждения, иметь силы для противостояния внешним невзгодам. Все ремни, пояса, кушаки поддерживают энергию чудесного центра. Здесь прикрепляли всевозможные пряжки, бляхи, нашивки.
Пояс защищает живот, дающий жизненную силу, отвечающий за выживание. Пояс оберегает зарод, необходимый для продолжения рода. Центр зарод создаёт чувство опоры, счастья, полноты жизни. Вот защищает оберег славянский! Значение славянского оберега на поясе - сохранение и преумножение жизненной силы.
Славянские обереги запястий и нижнего края одежды. Седьмой секрет.
Одежду славяне носили с длинными рукавами. Они либо были с манжетами, охватывающими запястье, либо носились с наручами, обручьями, обручами. Подол рубахи, сарафана всегда имел вышивку или цветную кайму. Это последний большой секрет славянских оберегов. Значение славянских оберегов на поясе, манжетах, воротнике - не допустить проникновения тёмных навьих энергий, злых мыслей, наветов, порчи и соблазнов.
4. Украшения своими руками.
Мы решили реконструировать украшения славянской незамужней женщины. Для этого мы изучили орнаменты и рисунки, которые наиболее часто встречаются на украшениях того времени. Каждый орнамент или его фрагмент, а также рисунок имеет свою символику. Исследований по символике очень много. Мы отобрали наиболее часто встречающиеся. Необходимо отметить, что до 10 века рисунков было намного меньше, а вот после принятия христианства к языческим мотивам стали прибавлятся христианские символы. Но, что интересно символы язычества не были вытеснены, а сохранялись и передавались. Хотя со временем значение этих символов размывалось, и было утеряно. Что же чаще всего встречалось на украшениях?
Во-первых, символы солнца и земли.
Так же встречались русалки или сирины, которые означали плодородие и были связаны с богиней Макошь. Так, на женских украшениях русалки-вилы нередко изображались в виде птиц с женскими головами (рисунок снизу и слева).
.
Часто встречались узоры, которые собирались в целые композиции. Например, заклинание пространства и отражений стадий роста растений (рисунок сверху и справа).
Уткоконь - этот оберег соединяет в себе два мощнейших символа: утку и коня, соответственно, обладает двойной силой. Связаны эти символы с Дажьбогом, языческим богом солнца. Днем его колесницу по небосводу несут кони, а ночью, по подземному Океану – утки. Такой оберег защит от всего плохого и привлечет все хорошее.
Далее мы перечислили часто встречающиеся узоры и их значение:
• Кресты - символика креста у древних славян никак не связана с христианством. Это солярный знак, защищающий человека от злых сил со всех четырех сторон света.
• Дерево (в виде елочки) - символ долголетия и единства всего в мире.
• Звезды - символизируют разум, способствуют ясности мышления.
• Цветок - символизирует непорочность, красоту, земную любовь.
• Квадраты - знак земли, плодородия, земледельцев.
• Круги - символизируют женское начало в природе, материнство, плодородие, достаток.
• Спираль - символизирует мудрость и тайные знания, оберегает от нечистых сил потустороннего мира.
• Треугольник - символизирует человека. Часто встречается треугольник с точками на вершинах.
• Волнистая линия - символ воды, мирового океана, начала жизни и способности приспосабливаться к обстоятельствам. Вертикально расположенные линии означают самосовершенствование, дорогу к Знанию.
В заключение этой части хочется добавить, что украшение женщин представляли собой систему, которая называется микрокосмос. Микрокосмос есть отражение макрокосмоса. Почему именно женские украшения составляли такую систему? Известно, что женское начало олицетворяло и до сих пор олицетворяет Землю. Украшения тела женщины имеет своей целью показать связь различных частей космоса (неба и землю), связь различных стихий (земля, вода, воздух и солнце). Кроме того женщина как и Земля именуется матерью и представляет собой источник начало жизни. Поэтому на женских украшениях так часто представлены символы плодородия и сюжеты развития растений от семени до взрослого дерева.
5. Заключение.
В начале работы мы предположили, что современные девушки носят украшения просто для красоты и не знают их истинного назначения. Мы провели анкетирование, которое подтвердило нам нашу гипотезу. На вопрос: «С какой целью вы носите украшения?», для красоты ответили – 42%, просто так – 36%, для женственности – 14%, как символ – 2%, мама заставляет – 2%. На вопрос: «Любите ли вы носить украшения?», положительно ответили 84% опрошенных, 16% ответили «нет».
Мы продолжили исследование, и нашли удивительные факты. Эти факты так же подтверждают нашу гипотезу. Итак, всё, что мы называем теперь «украшениями» и даже «безделушками», в древности имело религиозный, магический смысл, да и сегодня утратило его не вполне. Украшение в древности надевалось не только и не столько «для красоты» (хотя и для этого тоже), сколько в качестве амулета, священного талисмана – по-русски «оберега», от слова «беречь», «оберегать».
При этом легко заметить, что древнеславянский женский наряд включал в себя (как, впрочем, и наряд теперешних женщин) гораздо больше украшений, нежели мужской. Иногда приходится слышать и даже читать, как это объясняется «врождённым» женским легкомыслием и любовью к побрякушкам. Но если иметь в виду сказанное выше об украшениях, становится ясно, что всё обстоит решительно наоборот.
Мы узнали, что с древнейших времён, женщина была объектом едва ли не религиозного поклонения со стороны своего вечного друга и спутника – мужчины. Во-первых, женщина рожает детей. Язычники-славяне уподобляли друг другу засеянное поле и беременное женское тело. Уже одно это сразу выводит женщину на высокий, прямо-таки космический уровень и заставляет нас вспомнить Богиню Земли, а также Великую Мать, создавшую, согласно некоторым преданиям, всю Вселенную вместе с людьми и Богами.
Во-вторых – и это тоже на первый взгляд удивительно, – именно женщина, о «легкомыслии» которой мы так привычно порой рассуждаем, оказывается носительницей древней мудрости и оберегом всей семьи. А значит, её, как и всё священное, требовалось особенно бережно охранять. Тысячу лет назад мужчины не просто желали принарядить своих дочерей, сестёр и жён. Они вполне сознательно стремились сохранить и сберечь самое ценное, чем обладал народ, стремились оградить от всякого посягательства духовную и физическую красоту будущих поколений…
В заключении хочется сказать, что любая женщина стремиться украсить себя, но прежде чем надевать на себя украшения, вспомните о своей природе и предназначении и тогда ваши украшения будут точно не только для красоты.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Жилина Н.В. «Русский ювелирный убор», Родина №11-12, М., 2001.
2. Левашева В.П. «Височные кольца, Очерки по истории русской деревни X-XIII вв.», М., 1967.
3. Недошивина Н.Г. «К вопросу о генетической связи радимичских и вятичских височных колец», Труды ГИМ. В. 51. М. 1980.
4. Равдина Т.В. «Древнейшие семилопастные височные кольца», 1975.СА. №3.
5. Равдина Т.В. «Семилопастные височные кольца», Проблемы советской археологии. 1978, М.
6. Равдина Т.В. «Типология и хронология лопастных височных колец», Славяне и Русь, М., 1968.
7. Рыбаков Б.А. «Язычество древней Руси», М., 1988.
8. Седов В.В. «Восточные славяне в VI-XIII вв.», Археология СССР, М., 1982.
9. Седова М.В. «Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X-XV вв.)», М., 1981.
10. Станюкович А.К. и др., Работы Звенигородской экспедиции, АО 1999, М., 2001.
11. «Украшения из драгоценных металлов, сплавов, стекла, Древняя Русь. Быт и культура», Археология СССР, М., 1997.
12. Коршун В.Е. «Родная старина. Обретая утраченное», М., 2008.
http://druidgor.narod.ru/slavtrad/Ribakov/Ribakov14.html
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Сочные помидорки
Марши для детей в классической музыке
Самый богатый воробей на свете
Снежная книга