Увекательная работа по историии славян. Погружение в эпоху викингов, вопросы археологии, наследие Рериха.... Все это для настоящих мальчишек!
Вложение | Размер |
---|---|
ladya.docx | 847.34 КБ |
drevnerusskaya_ladya.pptx | 1.95 МБ |
«Древнерусская ладья: истоки происхождения».
Проектная, учебно - исследовательская работа по истории
Авторы: Назаренко Михаил, Кузнецов Андрей, Хорошев Семён
6 класс
Руководитель
Третьякова О.А.
Москва
2015 год
Оглавление
Аже лодью украдеть, то 7 кунъ продаже, а лодию лицемь воротити, а за морьскую лодью 3 гривны, а за набоиною 2 гривне, а за челнъ 8 кунъ, а за стругъ гривна. — Пр. Рус., 131 (1282 г. ~ XII в.).
1. Введение.
Нашу работу мы решили посвятить очень интересному и в чём – то загадочному объекту Древнерусской истории. Это древнерусская ладья. Темой нашего проекта стала: Древнерусская ладья - истоки её происхождения.
Интересно значение слова «ладья» и его происхождение. В литературе мы нашли два возможных варианта происхождения слова «ладья». В первом случае слово «ладья» восходит своими корнями к славянской богине Ладе. Она покровительствовала семье, любви, красоте. А также её именем называли весь строй жизни древних славян. До сих пор, когда все идёт хорошо, мы говорим, что все ладится или идёт ладно. Во втором варианте историки сходятся во мнении, что сам термин «ладья» восходит к северным говорам. Древними вендами (венедами) еще в VIII веке использовался термин lodja. В морском словаре К. И. Самойлова указывается, что лодья — всякое речное судно, особенно больших размеров, в противоположность мелким судам. В Русской Правде 1282 года перечислены лодья, морская лодья, набойная лодья, чёлн и струг. Скорее всего лодья (или ладья) – это типы одного и того же судна, а чёлн и струг отличные от ладьи суда.
В ходе изучения темы мы выделили объект нашего исследования - история древнерусской ладьи. Предметом исследования стала сама древнерусская ладья.
Эта тема нам стала ещё более интересна, потому что на уроках истории мы изучали викингов, а вы, наверное, знаете, что основным плавательным средством викингов был драккар, а он, по мнению некоторых историков, является прототипом древнерусской ладьи. И тут у нас возникла гипотеза: мы предположили, что ладья славян имеет не только древнерусское происхождение. Тогда у нас возник вопрос: откуда на древней Руси появилась ладья? Вот тут мы столкнулись с проблемой, потому что однозначного ответа на это вопрос в истории мы не нашли…. Именно здесь и началось наше историческое исследование.
А что может быть интересней для нас мальчишек, чем изучение кораблей и их моделирование? Тогда у нас появилась идея реконструкции древнерусской ладьи. Исходя из этого, мы составили план работы. Наша работа состоит из двух частей: исследовательская и проектная. В проектной части мы планируем собрать макет древнерусской ладьи.
2. История ладьи как она есть.
При начальном изучении мы задали разные вопросы: откуда на Руси появилась ладья, и когда это произошло, из чего сделана древнерусская ладья, как ее делали, как украшали, сколько человек вмещала, какой это корабль: военный или торговый, если военный корабль, то в каких битвах участвовал? А если торговый, то чем торговали?
Проанализировав исторические материалы, мы пришли к выводу, что существует две версии появления на Руси ладьи. История происхождения вероятней всего восходит к судам «варягов» (викингов), на которых они в VIII—XI вв. н. э. плавали вдоль всей Европы, добираясь на Юге до средиземноморских городов Италии, на Западе — до Исландии, Гренландии и Сев. Америки, на Востоке — спускались по Волге через Каспий до берегов Персии. Викинги или норманны оставили в истории неизгладимый след благодаря своим морским набегам на страны средневековой Европы. Безусловно, они были лучшими европейскими мореплавателями того времени, а корабли викингов – самыми удобными, быстрыми и надежными средствами передвижения по воде. Корабли викингов были очень быстроходными, по тому времени, судами, а об их надежности и мореходных качествах свидетельствует то, что норманны первыми, задолго до Колумба, доплыли до Северной Америки. Во время одной из таких экспедиций 62 судна под руководством легендарного Хааштейна даже посетили Византию.
Ладью викингов правильнее было бы назвать большой лодкой. В VII-VIII веке нашей эры норманны путешествовали, воевали и, практически, жили на этих судах. Эти первые корабли викингов имели киль, дубовые шпангоуты (ребра жесткости) и уложенные внакрой сшитые между собой детали обшивки. Обшивка привязывалась к шпангоутам сделанными из кожи или корней ели канатами.
Несмотря на то, что норманнская ладья имела мачту с парусом, викинги предпочитали не зависеть от направления ветра и нередко плавали на веслах. Весла укладывались в уключины-скармы на фальшборте судна в открывающихся портах (это ограничивало высоту их подъёма), а чтобы весло не вылетало из уключины при ударе о волну, его обычно продевали через специальную петлю. Норманнские ладьи могли иметь до 60 весел с каждой стороны. Руль первых кораблей викингов сначала был похож на обычный гребок, но со временем его стали делать большим и тяжелым. Руль крепился сбоку архештевня (специального кормового бруса) и поддерживался специальным тросом. Общая длина ладьи викингов могла быть равна 30 метрам.
Драккары – это более поздние, чем ладьи парусно-гребные корабли викингов. Борта их обычно украшались разноцветными щитами, а на носу устанавливалась покрытая позолотой деревянная голова дракона (отсюда и название судна).
Драккар имел до 50 метров в длину и мог брать на борт до 200 воинов, которые на нём и жили, когда корабль вытаскивали на сушу, и он становился домом. Мощный киль драккара легко выдерживал удары штормового моря и перемещения судна по суше волоком. Длинный корабль викингов управлялся при помощи двух широких рулевых весел и имел тяжёлые якоря. На единственной мачте (нередко подъёмной) драккара крепился прямой четырехугольный разукрашенный парус. Сама мачта поддерживалась вантами, а спереди и сзади специальными тросами – штагами.
Многие историки считают, что древнерусская ладья своими корнями уходит в драккары викингов. И на это есть свои основания. И все же относительно славян имеется вещественный, письменный и лингвистический материал, убеждающий нас в том, что северные и южные славяне научились строить и управлять ладьями настолько искусно, что могли отправляться на них далеко в открытое море и вступать в большие морские сражения со своими германскими и греческими соседями. На своей прародине славяне имели совсем не сложные плавательные приспособления, такие, как плоты, а затем лодки, выдолбленные из цельного ствола для которых у славян издревле было название, соответствующее русскому историческому термину однодеревка. Уже на этих судах, целый ряд которых найден, кстати, в славянских землях, славяне плавали не только внутри своей территории, по спокойным рекам, соединенным волоками, но выходили в открытое море, в частности, в Черное. По крайней мере, из сообщения императора Константина известно, что русы, а с ними, конечно, и славяне отправлялись в плавание из Северного моря в Черное на моноксилах-однодеревках, которые покупали у славян, живущих на среднем Днепре. Днепровские пороги они частью переплывали, если уровень воды был высоким, частью обходили, неся лодки на спинах, обычно по шести человек на лодку. По морю они доплывали на этих лодках до Царьграда и берегов Малой Азии. Тот же источник свидетельствует, однако, что у славян были в тот период также суда большего размера, построенные по образцу торговых византийских или итальянских кораблей. Русы также имели большие морские суда, что видно из описания похода Романа Лакапена, в котором приняли участие 415 человек на семи русских ладьях.
Собрав достаточно материала. Причём иногда очень противоречивого, мы сделали сравнительную характеристику тем судам, которыми славяне пользовались, а данные свели в таблицу.
Название | Тип судна | Грузоподъёмность | Длина | Ширина | Осадка | Парус | Значение |
Струг, 11 век | Парусно-грибное | 1000 т. | 20-45 м | 4-10 м | 1,5 м | да | Военно-торговый |
Ладья 8-9 вв | Парусно-гребное | 20 т. 40-60 чел. | 25 м | 8 м | 1,2-2 м | да | Военно-торговый |
Челн однодеревка ? | Гребное | До 100 чел. 2,5 т. | 7,12 м | 22,5 м | 0,6-0,8 м | нет | Рыбацкое судно |
Драккар, 9 век | Парусно-гребное | 150 чел. | 35-60 фут. | 2,6 м | 3 м | да | Военный |
Шнека, 12 век | Парусно-гребное | 2,5 – 4 т. | 7-12 м | 2-2,5 м | 0,6-0,8 м | да | Военный |
Изучив материал, мы выяснили, что основными суднами, на которых плавали славяне, были: ладья, шнека, струг, челн – однодеревка. Все эти суда мы можем разделить на две большие группы. Первая группа – это, те суда, которые пришли к нам, в частности от варягов. Вторая группа – это те суда, которые исторически существовали у славян. Время их появления примерно одинаковое, за исключением челна. Появление самого древнего челна датируется археологами 4 тысячами лет назад. Но доподлинно известно, что такие типы судов активно использовались славянами очень долгое время.
И ещё одно наблюдение, очень часто в исторических источниках один и тот же тип судов называется по разному. На Руси ладьи, предназначенные для плавания по морю, также носили название «шнеки». Этимология этого слова весьма интересна: оно пришло в наш язык из норвежского, где «шнеккар» означает «змеиный» корабль, т.е. имевший достаточно большую длину. Если на форштевне шнеки устанавливали голову дракона, сделанную из дерева, она автоматически превращалась в драккар. Одна из гипотез утверждает, что термин "корабль" распространился из Византии, и этим словом называли различные судна славян. В том числе и шнеки, и ладьи. А ладьями или лодьями называли разные типы судов.
Греческий патриарх Никифор, живший в IX веке, во время образования Киевской Руси, в одном из своих трактатов называл такие суда "моноксилами", т. е. лодками-однодеревками.
Русские ладьи. По рисунку древних греческих летописей.
Tак же называет ладьи князя Владимира и византийский историк Георгий Кедред, а его соотечественник Зонары утверждал, что славяноруссы в середине XI века сами называли свои суда однодеревками. Такое название, однако, они получили не потому, что их выдалбливали из одного дерева, а по причине того, что руссы, для постройки судна, употребляли цельные деревья, расщепленные пополам. Исследователь истории древнего судостроения В.М. Флоринский справедливо считал, что если на их "долбленых плоскодонных челноках" могли перевозить не более трех человек, то на судах славяновенедов, строившихся еще во времена Гая Юлия Цезаря (I в. до н. э.), можно было перевозить значительно больше людей, так как эти суда были крупнее римских и отлично приспособлены к плаванию по бурным северным морям.
К началу IX века конструкция славянского наборного судна достигла такого уровня, что многочисленные плавания южных руссов снова стали возможными не только по рекам, но и вдоль берегов Черного моря. Усиленное мореходство руссов привело к тому, что из-за этого Черное море даже было прозвано "Русским".
Известно, что восточные славяне стали совершать свои плавания по Черному и Средиземному морям уже в VI - VIII веках. Славяне были искусными судостроителями.
Третьим по времени типом судна Древней Руси была «набойная лодья» — преемница челна, созданная в X в. для торговых плаваний и боевых походов. По сравнению со своими собратьями она имела более высокие борта. К бортам крепились стойки, а к ним, в свою очередь, прибивалось несколько досок внакрой. Такое нехитрое усовершенствование значительно увеличивало внутренние размеры ладьи, и главное — ее грузоподъемность и остойчивость. Легкое судно длиной не более двадцати метров могло взять на борт ни много ни мало 15 тонн груза. После достройки «набойные лодьи» снаряжались веслами (для гребли и рулевыми), якорями, мачтой с небольшим прямым парусом и простым такелажем. Пороги Днепра, через которые ладьи перетаскивались волоком, не позволяли мастерам-корабелам ощутимо увеличить длину этих судов. Несмотря на это ладьи русских, вдоль и поперек бороздившие воды Черного моря, были отлично приспособлены для далеких плаваний.
Объединение восточных славян под властью киевских князей вызывало у Византии острое беспокойство за судьбу ее северных причерноморских владений. Правительство империи, пытаясь ослабить Русь, мешало ее черноморской торговле, топило корабли, убивало купцов, подговаривало и провоцировало печенегов на разбой в киевских землях. Естественно, Византия получала отпор. От справедливого возмездия ее не спасало широкое море. Известны девять крупных морских походов русских.
Первый поход под стены Константинополя был совершен киевскими князьями Аскольдом и Диром. Русские дружины в 860 году подошли на судах к Царь-граду. Поднявшаяся буря разметала большинство русских судов; только немногие ладьи с Аскольдом и Диром возвратились в Киев.
Поход Руси на Царьград был вызван нарушением договоров, установленных издревле с русскими купцами, приходившими в Константинополь для торговли.
Неудача не остановила Аскольда и Дира. Через год после первого похода они вновь появились на Черном море, но недалеко от Царьграда были встречены послами императора Василия с предложением мира и богатыми дарами.
Византийцы, желая избавиться от своих противников, сами идут им навстречу и предлагают контрибуцию, вступают в переговоры, и в результате русские не воевали с Царьградом более сорока лет. В 907 году князь Олег Вещий предпринял грандиозный поход против греков.
Конница пошла берегом, а 80 тысяч пехоты отправилось морем на 2 тысячах судов.
Олегова дружина, достигшая беспрепятственно Босфора, блокировала Константинополь и начала активные действия в его окрестностях.
Греки, не рискуя выступить навстречу дружине Олега, сами предложили мир и дань... В знак победы над войском византийцев, по преданию, Олег прибил свой щит на воротах столицы Византии.
Князь Игорь, преемник Олега, в 941 году предпринял свой первый поход к Царьграду. Поход окончился неудачно — греки, благодаря применению ими «греческого огня», в нескольких морских сражениях разбили флот Игоря. С большими потерями в судах и людях Игорь возвратился в Киев.
Неудача первого похода не охладила князя Игоря. Более года набиралось многочисленное войско, призваны были варяги и наняты печенеги, обитавшие близ Днепровских порогов, и в 943 году суда Игоря появились на Черном море, а конница по примеру Олега пошла берегом. Греки, не желая подвергаться бедствиям, какие они испытывали в предшествовавшие набеги русских, поспешили предложить мир.
При преемнике Игоря, князе Святославе Игоревиче, было два похода русских на Черное море, но на этот раз они дошли лишь до Дуная.
В 988 году великий князь Киевский Владимир Святославич пошел с войском на судах к Корсуню, или Херсо-несу. Овладев городом, который признавал над собой власть греческих правителей, русский князь отправил послов к императорам — братьям Константину и Василию — с требованием для себя руки их сестры Анны. Политические обстоятельства вынудили императоров согласиться.
Во всех походах на Византию значительную военную роль играл русский лодейный флот, которому противостоял грозный и самый совершенный для того времени противник — византийские триеры. Русские ладьи вели бой на море давно установленным строем. Имея перед собой большие греческие корабли, русские ладьи строились по одной в ряд — цепью. Этот боевой порядок был пригоден для нападения и для встречи наступавшего противника. При атаке русские ладьи, построенные в цепь, устремлялись группами на вражеские корабли. Каждая группа ладей окружала корабль и немедленно приступала к разрушению нижней части его бортов специально изготовленными для этой цели «балками». Получив пробоины, корабль тонул.
Описание одной такой схватки триер с ладьями дал византийский придворный историк Пселл. Она произошла в 1043 году, когда сын Ярослава Мудрого Владимир предпринял поход на Константинополь, чтобы защитить — в который раз! — права Киевской Руси на свободную торговлю. Сражение началось на виду у города.
400 русских ладей выстроились в одну линию. Против них встали византийские триеры. По знаку императора два корабля вышли из строя и двинулись к флоту Владимира. Тут же две группы ладей тоже отделились от строя и пошли на сближение. Каждая группа окружила своего противника. Византийцы принялись бросать с высоких бортов копья, камни, горшки с горючей смесью. Дружинники, прикрываясь щитами, отстреливаясь из луков, выбрасывали из ладей огонь и били ручными таранами в днища триер, чтобы потопить неприятельские суда. Видимо, византийские корабли были в большой опасности, потому что император двинул в бой весь флот. Но тут внезапно налетел шторм. Он разметал оба флота. Сражение прервалось.
Больше полутораста ладей штормом выкинуло на берег. Судьба русичей, оказавшихся на берегу, была горькой. 6 тысяч воинов во главе с воеводой Вышатой стали пробиваться по суше на родину. Недалеко от Варны византийцы разбили этот отряд. Тех, кто остался в живых, увели в Константинополь и там ослепили.
Шторм, прервавший сражение, утих. 14 триер начали преследовать ослабленный русский флот. Как закончилось сражение, неизвестно. Известно только, что византийцы потерпели в нем поражение. Но мы сами можем дорисовать те события. По-видимому, опять подвижные ладьи, ускользавшие от таранных ударов триер, окружили со всех сторон неприятельские суда. И опять морские дружинники под градом стрел, в огне и дыму пробивали борта и днища, брали большие корабли на абордаж.
Гарантией успеха походов русского ладейного флота была неожиданность их появления у берегов противника. Так, византиец патриарх Фотий, описывая поход 860 года, отмечал: «Поход этих варваров схитрен был так, что слух не успел оповестить нас, и мы услышали о них уже тогда, когда увидели их, хотя и разделяли нас столькие страны, судоходные реки и моря».
Позднее, через четыре столетия, так же умело могли скрываться и вести бой с большими турецкими кораблями на своих чайках запорожские казаки. И здесь мы явно видим преемственность традиций, об этом говорит даже большое сходство древнерусских ладей с чайками — судами запорожских казаков. Разница между ними, по сути, только в том, что на казацких чайках было несколько пушечек-фальконетов, но приемы мореплавания от фальконетов не зависели. Вот какое описание боя маленьких чаек с большими турецкими галерами находим мы у француза Боплана.
«Если казаки встретят на пути (в Черном море) какие-либо турецкие галеры или другие суда, они преследуют их, атакуют и берут приступом. Вот какой прием они применяют при этом. Так как их суда возвышаются не более двух с половиной футов над поверхностью воды, то они замечают неприятельский корабль или галеру раньше, чем могут быть замечены сами; заметив неприятельское судно, казаки убирают мачты, справляются о направлении ветра и стараются держаться за солнцем до вечера. Затем, за час до захождения солнца, они начинают быстро идти на веслах к кораблю или галере, пока не подойдут на расстояние одной мили, чтобы не потерять судна из вида, и так наблюдают за ним почти до полуночи. Тогда по данному сигналу казаки изо всех сил налегают на весла, чтобы скорее достичь неприятельских кораблей, между тем как половина казаков держится готовой к битве и только ожидает абордажа, чтобы проникнуть на корабль, экипаж которого бывает сильно поражен недоумением, видя себя атакованным 80 или 100 судами, с которых валит на корабль масса вооруженных людей и в один миг овладевает им».
3. Археологические находки – свидетели истории.
Славяне не имеют таких находок ладей, какие известны у северных германцев, где ладьи из Нидама в Шлезвиге (приблизительно 300 год н. э.), а также из Туна, Гокстада и Озеберга в Норвегии (приблизительно 800–900 годы н. э.) поражают своей сохранностью и конструкцией. У славян не имеется стольких древних изображений судов, какие имеют германцы на скалах у Богуслена, на вотивных камнях острова Готланда или на ковре из Байе; нет у них и стольких письменных сообщений и лингвистического материала. Вследствие этого невозможно получить о древнем славянском судоходстве такое же ясное представление, какое, например, о скандинавском. Но самое древнее судно, которое найдено – то первый русский челн-однодеревка в 1878—1882 гг. экспедицией А.А. Иностранцева на берегу Ладожского озера. Возраст, приписываемый историками этому небольшому судну длиной всего 3,5м и шириной 0,86м, огромен — около четырех с половиной тысяч лет. Славяне долго не хотели расставаться с легкими однодеревками. Находки археологов подтверждают, что и в новое время предки россиян продолжали строить челны «по старинке», правда, как минимум вдвое увеличив их размеры. Шпангоуты, получившие право на жизнь лишь в X в., позволили нарастить борта челна обшивкой, а значит, сделать его вместительнее. Русский челн, обшитый вгладь досками, которые были посажены на шипы, стал называться насадой. Старинная насада плавала в русских водах аж до конца XV в., пока окончательно не была вытеснена наборными кораблями. Так же мы встречаем изображения ладей в древнерусских летописях 10 – 11 веках. Эти изображения очень похожи на скандинавские корабли.
Русская ладья из рукописи «Сказания о Борисе и Глебе»
Русские морcкие набойные ладьи. По рисунку древних греческих летописей.
4. Наша модель ладьи.
Николай Рерих. Строят ладьи. 1903. Холст, темпера. 107,8 x 142.
Государственный Музей Востока, Москва, Россия.
Из серии Начало Руси. Славяне.
Славяне на Днепре. 1905.Государственный Русский Музей,
Санкт Петербург, Россия.
Красные паруса. Поход Владимира на Корсунь. 1900.. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Ладьи. 1901. .
Государственный Русский Музей, С анкт Петербург, Россия.
Николай Рерих. Заморские гости.1901. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Из серии Начало Руси. Славяне.
Волокут волоком. 1915. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Из серии Начало Руси. Славяне.
Н.К.Рерих. "По пути из варяг в греки". "Избранное", М., 1990, с.77
Плывут полуночные гости. Светлой полосой тянется пологий берег Финского залива. Вода точно напиталась синевой ясного весеннего неба; ветер рябит по ней, сгоняя матово-лиловатые полосы и круги. Стайка чаек опустилась на волны, беспечно на них закачалась и лишь под самым килем передней ладьи сверкнула крыльями - всполошило их мирную жизнь что-то малознакомое, невиданное. Новая струя пробивается по стоячей воде, бежит она в вековую славянскую жизнь, пройдет через леса и болота, перекатится широким полем, подымит роды славянские - увидят они редких, незнакомых гостей, подивуются они на их строго боевой, на их заморский обычай.
Длинным рядом идут ладьи! Яркая раскраска горит на Солнце. Лихо завернулись носовые борта, завершившись высоким, стройным носом. Полосы красные, зеленые, жёлтые и синие наведены вдоль ладьи. На килевом бревне пустого места не видно - всё резное: крестики, точки, кружки переплетаются в самый сложный узор. Другие части ладьи тоже резьбой украшены; с любовью отделаны все мелочи, изумляешься им теперь в музеях и, тщетно стараясь оторваться от теперешней практической жизни, робко пробуешь воспроизвести их - в большинстве случаев совершенно неудачно, потому что, полные холодного, кичливого изучения, мы не даём себе труда постичь современную этим предметам искусства эпоху, полюбить её - славную; полную дикого простора и воли.
Около носа и кормы на ладье щиты привешены, горят под Солнцем. Паруса своею пестротою наводят страх на врагов; на верхней белой кайме нашиты красные круги и разводы; сам парус резко одноцветен - чаще он полосатый; полосы на нем или вдоль или поперек, как придется. Середина ладьи покрыта тоже полосатым намётом, он накинут на мачты, которые держатся перекрещенными брусьями, изрезанными красивым узором, - дождь ли, жара ли, гребцам свободно сидеть под намётом.
На мореходной ладье народу довольно - человек 70; по борту сидит до 30 гребцов. У рулевого весла стоят кто посановитей, поважней, сам Конунг там стоит. Конунга сразу можно отличить от других; и турьи рога у него на шлеме повыше, и бронзовый кабанчик, прикрепленный к гребню на макушке, отделкой получше. Кольчуга Конунга видала виды, заржавела она от дождей и от солёной воды, блестят на ней только золотая пряжка - фибула под воротом, да толстый браслет на руке. Ручка у топора тоже богаче, чем у других дружинников, - мореный дуб обвит серебряной пластинкой, на боку большой загнувшийся рог для питья. Ветер играет красным с проседью усом, кустистые брови насупились над загорелым, бронзовым носом; поперек щеки прошел давний шрам. Стихнет ветер - дружно подымутся вёсла; как одномерно бьют они по воде, несут ладьи по Неве, по Волхову, по Ильменю, Ловати, Днепру - во самый Царьград; идут варяги на торг или на службу.
Старинная ладья представляла собой довольно большую (ее длина колебалась от 12 до 24 м) лодку, которая могла принять на борт груз массой от 4 до 16 т. Родоначальница боевых кораблей строилась без использования железных скоб и гвоздей. Элементы корпуса соединялись друг с другом посредством деревянных шипов и пеньковой веревки. На каждом борту размещалось от 9 до 16 весел, а численность экипажа равнялась 20-35 человек. На ладье, кроме людей, непосредственно ответственных за ее передвижение, – капитана, гребцов и рулевых – могли также находиться дополнительно 20-40 воинов, ответственных за ведение боя.
Заключение.
Мы доказали гипотезу. Однако бесспорно, что славянские корабли не уступали развитым торговым и военным судам скандинавских германцев. Вне всякого сомнения, славяне научились у них строить большие суда и управлять ими на море. Поэтому то, что нам известно о скандинавском флоте, мы спокойно можем отнести и к славянским судам; вероятно, тут не было различия ни в конструкции, ни в размерах этих судов, и несомненно также, что суда, найденные на славянско-балтийских землях, имели славянское происхождение, хотя по своей конструкции они напоминают корабли викингов, и некоторые археологи считают их германскими.
На самом деле ладья встречается в мифах древности.
В сюжете переплывания вод смерти и возвращения в реальный мир душа умершего или заходящее солнце отправляются в преисподнюю на Ладье смерти и возвращаются из преисподней на Ладье воскрешения. При этом солнце (Гелиос, Ра и др.) само переплывает в Ладье воды смерти, а душу человека переправляет перевозчик (греческий Харон, индийская Сатьявати, шумеро-аккад. Ур-шанаби и др.). С образом Ладьи смерти связана роль Ладьи в погребальных ритуалах: сжигание в Ладьи (ср. сканд.Бальдра), погребение в Ладьи или в гробу ладьеобразной формы, отправление мёртвого в Ладье в море или по реке, укрепление Ладье с телом умершего на столбах, изображение Ладьи на погребальной утвари и могильных камнях. Основным сакральным элементом Ладьи смерти является корма (перевозчик-кормчий). На Ладье воскрешения в дни весенних празднеств вывозятся из храма богини-матери вавилонский Мардук, египетские Осирис и Амон, малоазийский Аттис. Отсюда роль Ладьи в обрядах плодородия (вождение Ладьи по засеянным полям и т. п.) и в ритуалах.
Сайты
https://sites.google.com/site/parusnoveselnyjflot/home/vidy-sudov/lada
http://ithistory.siteedit.su/history
http://wordweb.ru/istflota/index.htm
Слайд 1
Древнерусская ладья: истоки происхождения. Авторы проекта: Назаренко Михаил, Кузнецов Андрей, Хорошев Семён. Руководитель: Третьякова О.А Проект по истории учеников 6 классаСлайд 2
Объект исследования : история возникновения древнерусской ладьи. Предмет исследования : древнерусская ладья. Гипотеза: Мы предполагаем, что ладья славян имеет не русское происхождение. Проблема: Откуда появилась на Древней Руси ладья?
Слайд 3
Версии происхождения Древнерусская ладья произошла от драккара . Древнерусская ладья изобретение славян
Слайд 4
Виды судов Название Тип судна Грузоподъёмность Длина Ширина Осадка Значение Струг, 11 век Парусно-грибное 10 т. 20 м 4-10 м 1,5 м Военно-торговый Ладья 8-9 вв. Парусно-гребное 20 т . 40-60 чел. 25 м 8 м 1,2-2 м Военно-торговый Челн одно деревка ? Гребное До 100 чел. 2,5 т. 7,12 м 22,5 м 0,6-0,8 м Рыбная ловля Драккар, 9 век Парусно-гребное 150 чел. 10 м 2,6 м 3 м Военный Шнек, 12 век Парусно-гребное 2,5 – 4 т. 7-12 м 2-2,5 м 0,6-0,8 м Военный
Слайд 5
Русские ладьи. По рисунку древних греческих летописей 10-11 вв.. Русские морcкие набойные ладьи. По рисунку древних греческих летописей 10-11 вв.. Русская ладья из рукописи «Сказания о Борисе и Глебе» 11 в.
Слайд 6
Археологические находки Парусная лодка длиной 12 м из долины Сорт около Огродников (по Конвентцу ) Осебергский корабль, носовая часть (Музей драккаров , г. Осло). Остатки небольшого корабля (« Скульделев VI»), найденного во фьорде Роскильде .
Слайд 7
Археологические находки Первый русский челн-однодеревка был найден в 1878—1882 гг. экспедицией А.А. Иностранцева на берегу Ладожского озера. Возраст, приписываемый историками этому небольшому судну длиной всего 3,5м и шириной 0,86м, огромен — около четырех с половиной тысяч лет. Славяне долго не хотели расставаться с легкими однодеревками. Находки археологов подтверждают, что и в новое время предки россиян продолжали строить челны «по старинке», правда, как минимум вдвое увеличив их размеры. Шпангоуты, получившие право на жизнь лишь в X в., позволили нарастить борта челна обшивкой, а значит, сделать его вместительнее. Русский челн, обшитый вгладь досками, которые были посажены на шипы, стал называться насадой . Старинная насада плавала в русских водах аж до конца XV в., пока окончательно не была вытеснена наборными кораблями.
Слайд 8
Реконструкция Реконструкция ладьи, принадлежавшей легендарному князю Рюрику («... рюриковичи мы!») Находится в рязанском Музее Православного воинства России! Достоверных сведений о внешнем виде русской ладьи нет. Есть веские основания предполагать, что в ее конструкции использовались идеи варяжских судов. Модель выполняется целиком из груши с шеллачным покрытием. Реконструкция Добренко Александра на основе обмеров судна викингов из Гокстада . Длина: 2500mm Высота: 600mm Ширина: 600mm
Слайд 9
Великое наследие Н. Рерих Из серии Начало Руси. Славяне.
Слайд 10
Мифы древности
Серебряное копытце
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Три загадки Солнца
Дерево в снегу