Данная презентация может быть продемонстрирована на уроках литературы.
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_malenkogo_cheloveka_2015.ppt | 604.5 КБ |
Слайд 1
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 118 Красноармейского района г. Волгограда Образ «маленького человека» в русской литературе XIX века и в произведениях современных писателей Работу выполнила: Сафронова Ольга, обучающаяся 10А класса Руководитель: Бобер Т.В., учитель русского языка и литературыСлайд 2
Цель исследования ∙ Показать, как возникла и развивалась тема «маленького человека» в русской литературе XIX века Показать разнообразие представлений о «маленьком человеке» в современной литературе Доказать, что тема «маленького человека», столь актуальная в классической литературе, нашла свое продолжение и в современной литературе
Слайд 3
Задачи исследования Изучить произведения писателей XIX - XX веков. Сравнить представления авторов о «маленьком человеке». Определить отличительные особенности рассмотрения темы в творчестве писателей.
Слайд 4
Объект исследования Объект: повесть Н.В.Гоголя «Шинель» роман Ф.М.Достоевского «Бедные люди» рассказ Т.Н.Толстой «Река Оккервиль» рассказ Е.С.Чижовой «Нюточкин дом»
Слайд 5
Предмет исследования Предмет: образ «маленького человека» в литературных произведениях XIX - XX веков
Слайд 6
Гипотеза Тема «маленького человека» не утратила актуальности и в наши дни
Слайд 7
Методы исследования изучение и сопоставление монографий известных литературоведов; проблемно-поисковый метод; метод целеноправленной выборки материала; систематизация и обобщение полученных результатов и выводов.
Слайд 8
Теоретическая основа исследования: М. Б. Храпченко «Николай Гоголь. Литературный путь. Величие писателя» В. Н.Турбин «Герои Гоголя» В. И. Кулешов «Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского» В. С.Нечаева «Ранний Достоевский 1821-1849»
Слайд 9
Практическая значимость Материалы работы, полученные результаты и выводы, а также составленный библиографический список могут быть использованы для работы на уроке литературы при изучении произведения Н.В.Гоголя «Шинель», Ф.М.Достоевского «Бедные люди», при изучении произведений современной литературы
Слайд 10
Образ «маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель» . «Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, нет, он служил с любовью. Там, в этом переписывании, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир... Вне этого переписывания, казалось, для него ничего не существовало»
Слайд 11
«Бедные люди» Ф.М.Достоевского – продолжение традиций и новый аспект в изображении «маленького человека» « Отчего это так случается, что вот хороший-то человек в запустенье находится, а к другому кому счастье само напрашивается! Знаю, маточка, что нехорошо это думать, что вольнодумство; но по искренности, по правде – истине, зачем одному еще во чреве матери прокаркнула счастье ворона – судьба, а другой из воспитательного дома на свет божий выходит?»
Слайд 12
Развитие темы «маленького человека» в рассказе Татьяны Толстой «Река Оккервиль» Река Оккервиль для Симеонова - это символ того прекрасного мира, который он себе создал и в котором предпочитает жить. Он никогда не был в этом районе Ленинграда и не хочет ехать туда, чтобы не разрушать свои иллюзии. Для него это собственный мир, приветливый, уютный, тихий, чистый. «Река Оккервиль» –название конечной трамвайной остановки, место, не изведанное для Симеонова, но занимающее его воображение. Оно может оказаться прекрасным, где «зеленоватый поток с зеленым солнцем, серебристые ивы, деревянные горбатые мостики», а, может, «там какая-нибудь гадкая фабричонка выплескивает перламутрово-ядовитые отходы, или что-нибудь еще, безнадежное, окраинное, пошлое».
Слайд 13
Судьба «маленького человека» в рассказе Е.С.Чижовой «Нюточкин дом» Параллели с «Шинелью» очевидны. Сходство начинается с первого абзаца: “…в одном департаменте служил один чиновник” — “В одной бюджетной организации…”. Затем следует рассказ о героине, её невзрачной внешности, скромной жизни, отношении к службе, затем появляется заветная цель, которая преображает и тусклую повседневность, и самого персонажа, затем жестокая экономия и самоограничения во имя этой желанной цели, и вот оно, счастье, которое длится так недолго. Попытки вернуть его результата не дают. Героиня умирает от горя, чтобы ещё раз появиться в мистическо-фантастическом финале. И, наконец, действие в обоих произведениях происходит в Петербурге — недобром, враждебном или равнодушном.
Слайд 14
Заключение Обычно «маленький человек» трактуется как отдельный тип — униженный, смиренный, безропотный. Изменилась ли с годами жизнь этого «маленького человека»? Судя по всему, нет. Точно так же беззащитен он перед прохожими, аферистами, начальством, конторами, отделами, организациями, властью, судьбой, обстоятельствами, да и мало ли ещё у него обидчиков?
Слайд 15
Спасибо за внимание!
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Ручей и камень
Бабочка
Снегири и коты
Золотой циркуль