Подвижные игры на основе русских народных игр можно использовать во время проведения школьных праздников, детских вечеров, внеклассных мероприятиях и даже во взрослых семейных торжествах.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_igry.doc | 113.5 КБ |
IX городская филологическая научно-исследовательская
конференция школьников имени Д.С.Лихачева
Секция: Юный исследователь
Исследовательская работа
«Подвижные игры в начальных классах
на основе русских народных игр»
Холеменко Инна Викторовна
МБОУ «СОШ №119», Авиастроительный район, г.Казань
7 класс
Научный руководитель:
Павлова Альбина Николаевна,
учитель физической культуры первой квалификационной категории
МБОУ «СОШ №119»
Авиастроительного района г.Казани
Казань 2015
Содержание:
Введение……………………………………………………………………3
Основная часть.
Глава 1. Немного истории……………………………………………………..4
Глава 2. Игры……………………………………………………………………5
Глава 3. Подвижные игры………………………………………………............8
Мои новые игры……………………………………………………………9
Выводы……………………………………………………………………..10
Литература………………………………………………………………….12
Введение.
Однажды в школе мы готовились к мероприятию, посвященному русским народным традициям и играм, и мне учитель физкультуры Альбина Николаевна дала задание: найти описание подвижных русских народных игр. Я выполнила это задание и заинтересовалась этой темой, ведь испокон веков в играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Раньше существовало много интересных и забавных игр, которые можно использовать и сейчас. Я собрала материал и решила сделать исследование, какие разновидности игр были раньше, а какие сейчас, в какие игры играют, и что изменилось в правилах игры.
Итак, тема моего исследования « Подвижные игры в начальных классах на основе русских народных игр».
Цель исследования:
Познакомиться с описанием и правилами подвижных игр, построенных на основе русских народных игр
Задачи:
Объектом исследования являются подвижные игры.
Предмет исследования – содержание различных подвижных игр.
Практическая значимость исследовательской работы в том, что собранный материал может пригодиться на уроках физкультуры, на переменах, и вообще в жизни каждого ребёнка. Ведь эта тема актуальна для всех детей, т.к. невозможно представить детство без игры.
Глава 1. Из истории развития подвижных игр.
В течение столетий русский народ был основной движущей силой развития Русского государства. Передовая русская культура оказывала прогрессивное влияние на культуру других народов.
Все это отразилось на различных сторонах культуры, включая и народные игры. Для большинства русских игр характерны простота, общедоступность, широкая распространённость среди других народов. Русским народным играм свойственна гармоничность сочетания самобытного национального начала с колоритом национальных игр других народов. Этому способствует поразительное многообразие видов, разновидностей, вариантов многих игр (таких, например, как «Бабки», «Лапта», «Чижик», «Жмурки», «Салки»).
Наиболее элементарные из игр зародились еще в глубокой древности и внешне напоминают игры животных. Это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга («Догонялки», «Ловишки», «Салки»), игры с прыганием и лазанием по деревьям («Подпрыгивание», «Качание на суку», «Салки по деревьям», детская борьба-возня и др.).
Вместе с тем эти игры служили выражением человеческих взаимоотношений. Большое количество игр является прямым отображением семейно-бытовых и социальных отношений на разных этапах исторического развития («Ящур», «Война», «Городок», «Казаки-разбойники»).
Многочисленные игры, воспроизводящие в условной игровой форме различные трудовые процессы, включая земледелие, главное занятие славян («Уж мы просо сеяли...», «Лен», «Мак», «Капуста»).
Данные археологии говорят о высоком уровне развития русских игр еще тысячу лет назад. На территории Древнего Новгорода (10-13 век) обнаружено при раскопках огромное количество «кубарей» и шаров, остатки различных по размеру и форме мячей, детских луков и стрел, шахматных фигур, кукол и других предметов.
Найдены также технически совершенные предметы: вертушки, напоминающие пропеллеры 20 века. Столь высокий уровень развития русских игр мог быть достигнут лишь за многие века развития первоначальных элементарных игр и при условии большого внимания общества к игровой деятельности.
Исследователями истории физической культуры установлено, что еще в период первобытнообщинного строя (6-8 вв.) у древних славян существовала целая система средств по развитию физических качеств и воинского искусства, в которую входили разнообразные игры и физические упражнения: «Стенка на стенку», «Палочные бои» (фехтование), метание камня в цель и на дальность, метание копья, стрельба из лука, бег, плавание, поднятие и переноска тяжестей, игры «Буй», «Чур», «Бабки», «Городки», «игра с домашним быком», «Горелки», хороводные игры.
О высоком для своего времени уровне этой системы свидетельствуют отзывы современников, летописи, а также народные песни, сказки и другие произведения фольклора.
Игры способствовали не только физическому развитию, но и духовному совершенствованию играющих.
Значительная часть древнерусских игр и «потех», ставших истоком игровой деятельности трех восточнославянских народов (русского, украинского и белорусского), была тесно связана с языческим календарными и семейно-бытовыми обрядами и праздниками (в честь Коляды, масленицы, Весны, Ярилы, Костромы и др.). На масленицу, например, проводились катания на тройках, «Кулачьи бои», «Взятие снежного городка», устраивались карусели на льду и др.
Русские педагоги и общественные деятели во все времена вели борьбу за признание важной роли народной игры в воспитании.
Наряду с интенсивным собиранием народных игр проводились их педагогические обработки, отбор и пропаганда игровых форм, наиболее пригодных для воспитания. Педагогически обработанные народные игры стали основой игровой части программы для детских садов, школ, внешкольных учреждений.
Заметное влияние на характер большинства бытующих сейчас подвижных игр оказывает спорт. Некоторые народные игры «Лапта», «Городки», переработаны в спортивные.
Возрождение традиционных народных праздников с применением игр стало характерным явлением в России.
Глава 2. Игры.
По каким направлениям я провела исследование? Во-первых, я решила изучить научную литературу, сходила в библиотеку, поискала информацию в интернет - ресурсах.
Во-вторых, я выделила из изученного материала основные понятия, определенные виды игр, правила, познакомилась с историей возникновения игр.
Слово игра означает:
Игра - вид деятельности, заключающийся в психологической вовлеченности в некий процесс
Игра - это занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования
Игры имеют большое значение для развития способностей ребенка. Они влияют на все стороны детского развития. В играх ребенок учится искать, ползать, бегать, прыгать, бросать, ловить и т.д. А это развивает физические навыки детей. С помощью игр дети познают себя и окружающий мир. Детские игры – это своеобразные «дрожжи», на которых замешивается и растет будущая личность. Ребенок должен именно играть, с первых лет своей жизни. В игре развивается мышление, внимание, память, речь, способность сконцентрироваться, наблюдательность, которые потом и помогают в учебе.
Виды игр:
Мы рассмотрим только одну группу детских игр - это подвижные игры.
Глава 3. Подвижные игры.
Народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно - полезной и творческой деятельности.
В свою очередь подвижные игры делятся на:
Командные
Игры с предметами
Спортивные игры
Элементарные игры.
Командные игры. Эти игры веселые, азартные, динамичные командные соревнования, которые быстро и эффективно включают детей в игру, а также позволяют почувствовать преимущества командной работы и дают возможность раскрыть творческий потенциал каждого из участников. Командные игры для детей позволяют весело, интересно и увлекательно отдохнуть. Они учат детей работать в команде, помогать и поддерживать друзей по команде. В них каждый ребенок может не только раскрепоститься, но и снять эмоциональное напряжение. Таким образом, игры в команде развивают социальные навыки, учат сотрудничать, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликтные ситуации, а также помогают детям сплотиться в группе, почувствовать себя единой командой, ближе познакомиться друг с другом, обрести друзей, и просто повеселиться и отдохнуть.
Игры с предметами.
Спортивные игры.
К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.
Как выбирать и проводить игру?
Выбор игры зависит от количества ребят, которые примут в ней участие, наличия подходящего места и инвентаря. Если в игре хотят принять участие 8-10 человек то лучше не делить игроков на команды, а играть всем вместе выбрав водящего. Водящего может назначить судья, но интереснее выбрать его с помощью считалок:
Шла кукушка мимо леса,
А за нею два болбеса
Кук-мак , кук-мак ,
Убирай один кулак.
Мы собрались поиграть,
Ну, кому же начинать?
Раз, два, три,
Начинаешь ты.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять,
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет:
Пиф-паф! Оё-ё-ёй!
Умирает зайчик мой!
Повезли его в больницу —
Он украл там рукавицу.
Повезли его домой —
Оказался он живой!
Теперь, когда мы выбрали водящего нам надо выбрать подходящую игру.
Игры
«Жмурки» — игра, которая проводится у всех народов. Она имеет много разновидностей. В нее играют дети всех возрастов. Количество участников обычно от 4 до 25 человек. Во всех разновидностях суть одна: водящий с закрытыми глазами— «жмурка» — должен ловить других игроков и угадывать, кого поймал.
«Пятнашки». Это одна из самых любимых и популярных игр. Все играющие разбегаются по площадке, а пятнашка (водящий) их ловит. Тот, кого он запятнает, становится пятнашкой.
«Змея». Играющие выстраиваются в колону и берутся руками за пояс впереди стоящего. Первый в колонне – «голова змеи», последний – «хвост». По сигналу ведущего «голова» старается поймать «хвост». Если «голова» поймает его, то сама становится «хвостом» и игра продолжается. Проигравшим считается тот кто разорвет «змею», он выходит из игры.
«Охотники». Играющие разбегаются по площадке. Три охотника стоят в разных местах, имея по маленькому мячу. По сигналу руководителя "Стой!" все играющие останавливаются, и охотники с места целятся мячом в кого-либо из них. "Убитые" заменяют охотников. Играющие имеют право увертываться от мяча, но не должны сходить с места. Если игрок сошел с места, он заменяет охотника.
«Пчелки и ласточка»
Играющие - пчелы - летают по поляне и напевают:
Пчелки летают,
Медок собирают!
Зим, зум, зум!
Зум, зум, зум!
Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: "Ласточка встанет, пчелку поймает". С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.
«Краски». Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит: Тук, тук!
- Кто там?
- Покупатель.
- Зачем пришел?
- За краской.
- За какой?
- За голубой.
Если голубой краски нет, хозяин говорит: "Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!" Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок. Если покупатель не отгадал цвет краски, хозяин может дать и более сложное задание, например: "Скачи на одной ножке по голубой дорожке".
«Кошки и мышки»
Играющие (не более пяти пар) встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход - нору. В одном ряду стоят коты, в другом - мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей.
«Глухой телефон». Играющие загадывают любые слова шепчут их соседям справа. Водящий задает вопросы, на которые ответом будут загаданные слова. Если ответ вполне реалистичен, действительно подходит к вопросу, то ведущий и игрок, который дал ответ, меняются местами. Игра продолжается.
«Путаница». Все игроки собираются в круг. Это будет «клубок». Выбираем водящего – «бабушку». «Бабушка» отворачивается, а «клубок» держится за руки и «запутывается». Здесь можно переступать через руки друг друга, закручиваться, но соблюдать главное условие: руки не отпускать. Теперь все громко кричат: «Бабушка, бабушка, распутай нас!» Бабушка должна распутать веселую кучу-малу, так, чтобы снова получился круг, при этом руки игроков расцеплять нельзя…
Правила поведения во время игры.
Правила.
Большим преимуществом детских игр являются правила. Правила – обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности, а также инициатива играющих в рамках правил игры.
Именно в игре, ребенку объясняют, что существуют различные правила, как можно играть, и как нет, как надо себя вести, и как не стоит. Ребенок, с детства привыкший играть по правилам, и в будущем будет стремиться соблюдать все общественные нормы, а малыш, не привыкший к правилам, будет долго к ним приспосабливаться и может до конца не понять, зачем нужны такие строгие ограничения.
Опрос
Мне захотелось узнать, в какие игры играют младшие ученики нашей школы.
И я провела опрос:
В какие игры вы часто играете?
Игры | Девочки | Мальчики | Всего |
Подвижные игры
| 9 5 5 2 3 1 2 6 | ̅ 2 ̶ 1 ̶ 1 1 6 | 9 7 5 3 3 2 3 12 |
С Спортивные игры (Футбол, пионербол, баскетбол) | 4 | 7 | 11 |
Настольные игры (Шашки, шахматы, карты) | 5 | 1 | 6 |
И пришла к выводу, что ребята начальных классов ещё не забыли все эти русские народные игры, и сейчас с большим удовольствием играют в них.
Мои новые игры.
Я придумала свою интересную игру «Ёжик в тумане». Она была придумана на основе «жмурок».
«Ёжик в тумане». Территория для игры желательно детская площадка с турниками, лавочками, качелями и др.
Выбирается водящий. Затем игра начинается. Участники разбегаются. И водящий говорит: «Один десять два ноля». Закрывает глаза и ищет детей. При поиске водящий может использовать команды:
«Земля горит» – не находится на земле. Кто последний окажется на земле, тот и водящий.
«Дом горит» – не трогать предметы. Участник, который последний тронет какой-нибудь предмет тот и водящий.
«Стоп кадр» - замереть в одном положении. Кто движется, тот следующий водящий.
«Семейный кадр» - все участники должны подбежать друг другу и замереть для «снимка». Кто последний подбегает к группе участников, тот и водящий.
«Замедленная съёмка» - продолжение движения участников в замедленном действии. Если движение одного участника окажется быстрым, он станет водящим.
«Стойка оловянного солдатика» - встать прямо руки по швам. Кто окажется последним, тот водящий.
Моя игра получилась очень интересная, забавная, а самое главное несложная.
Выводы.
Игра - исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом, и доступности движений у малыша постепенно появляется желание участвовать не только в играх, но и в упражнениях во время занятий и самостоятельной деятельности.
Подвижные игры, как средство и метод физического воспитания, широко применяется в школе на уроках и во внеклассных занятиях. В соответствии со школьными программами по физической культуре подвижные игры проводятся на уроках физкультуры в 1-8 классах в сочетании с гимнастикой, лёгкой атлетикой, спортивными играми борьбой или лыжами. Подвижные игры на уроках физической культуры используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы. В играх на уроках физкультуры в отличие от других форм занятий главное внимание надо обращать на образовательную и оздоровительную стороны игры, а также на воспитание физических качеств. Сложное движение, включённое в игру, предварительно осваивается с занимающимися с помощью специальных упражнений. Подвижные игры применяются в подготовительном, соревновательном и переходном периодах тренировки, но объём их, характер и методика их использования изменяется в соответствии с задачами каждого этапа тренировки. Если вся основная часть урока посвящена играм, то более подвижные игры чередуются в ней с менее подвижными, причём подбираются игры различные и по характеру движений. Методика проведения подвижных игр на уроках физкультуры специфична в связи с их кратковременностью и необходимостью сохранить соответствующую плотность урока. Включая в игры тот или иной элемент спортивной техники, важно следить, чтобы основная структура движения в ходе игры не нарушалась.
Роль подвижных игр в системе физического и спортивного воспитания огромна. Подвижная игра, как и любая другая сопровождает человека все его детские годы, подвижные игры не только укрепляют здоровье и развивают организм, но они также являются средством культурно - нравственного воспитания и приобщения человека к обществу. Национальные подвижные игры прививают ребенку культурное наследие его окружающего общества, подготавливают к выходу в большой мир.
Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей школьного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.
Приобщение ребенка к физкультуре важно не только с точки зрения укрепления их здоровья, но и для выработки привычки к занятиям спортом. Многим детям тяжело подниматься с теплой постели на зарядку. Но проходит время, неделя-другая, и малыш бодро вскакивает при первых звуках спортивного марша или иной музыки сопровождающей утреннюю зарядку. Вырабатывается условный динамический стереотип поведения, который вносит определенный ритм в утренний режим и не требует дополнительных волевых усилий.
Я считаю, что моя работа имеет практическую значимость, потому что её материалы можно использовать во время проведения школьных праздников, детских вечеров, внеклассных мероприятиях и даже во взрослых семейных торжествах.
Список литературы
Для подготовки данной работы мной было использовано:
Снегири и коты
Как нарисовать небо акварелью
"Разделите так, как делили работу..."
Как я избавился от обидчивости
Сказка об одной Тайне