Данная работа является итоговым продуктом проектной деятельности ученицы в ходе изучения темы "Культура речи".Она рекумендуется для использования как в в 5-9 классах,так и в старших.
Вложение | Размер |
---|---|
obshchie_svedeniya_o_russkom_yazyke.pptx | 125.08 КБ |
Слайд 1
Проектная деятельность. Общие сведения о русском языке Муниципальное о бщеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с. Большелуг Работа ученицы 10-го класса Макаровой Юлии Преподаватель –Панюкова Э . Е.Слайд 2
Функции русского языка Национальный язык русского народа Язык межнационального общения народов РФ и СНГ Один из международных языков, официальный язык ООН
Слайд 3
Русский язык среди других славянских языков Южнославянские языки Восточнославянские языки Западнославянские языки Болгарский Сербохорватский Словенский Русский Украинский Белорусский Польский Чешский Словацкий
Слайд 4
Нормы русского литературного языка Название норм Что регулируют нормы Орфоэпические Правильное произношение звуков и ударений в словах Лексические Употребление слов в свойственном им значение и правильное сочетание слов по смыслу Грамматические Правильное образование слов, употребление форм слов, построение предложений Стилистические Использование языковых средств, соответствующих избранному стилю Орфографические Правильную запись слов Пунктуационные Правильную постановку знаков препинания
Слайд 5
Основные разделы науки о языке № п/п Р азделы науки о языке, изучаемые в школе Ч то изучается в этих разделах 1 Ф онетика Х арактеристика звуков речи 2 Г рафика К ак звуки речи обозначаются на письме 3 Л ексика З начение слов; различные группы слов по значению, происхождению и употреблению 4 С остав слова С троение слова 5 С ловообразование С пособы образования слов 6 Г рамматика: морфология с интаксис С лова как часть речи П остроение словосочетаний и предложений 7 С тилистика О собенности речи в зависимости от сферы общения 8 О рфоэпия П равила произношения слов 9 О рфография П равила написания слов 10 П унктуация П равила расстановки знаков препинания З вук, морфема, слова, словосочетание, предложение – единицы языка.
Слайд 6
Общие сведения о речи Ф ормы речи В иды речевой деятельности В осприятие речи П роизводство речи У стная речь П исьменная речь С лушание Ч тение Г оворение П исьмо РЕЧЬ один из способов ЯЗЫК один из средств о бщения и познания
Слайд 7
О т чего зависит характер нашей речи Высказывание (речь) Речевая ситуация Устная или письменная форма Тема и основная мысль высказывания
Слайд 8
Речевая ситуация Высказывание Цель общения (зачем?) Условия общения (где?) Говорящий (кто?) Адресат речи (кому?)
Слайд 9
Свойства хорошей речи Свойства хорошей речи Основные рекомендации Содержательность Продумайте тему и мысль высказывания; раскрывайте их полно, но не говорите и не пишите ничего лишнего: весь материал подчиняйте теме и основной мысли Последовательность Говорите последовательно, не допускайте «скачки мыслей». Составьте план высказывания Богатство Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами Точность Отбирайте слова и предложения, наиболее точно передающие ваши мысли Выразительность Подбирайте слова и предложения , наиболее ярко передающие ваши мысли, воздействующие на адресата речи Уместность Избирайте необходимый стиль речи, учитывайте, кому адресовано высказывание, как оно будет воспринято, в какой обстановке происходит общение Правильность Соблюдайте орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы литературного языка
Слайд 10
Текст (целостное законченное высказывание) Признаки текста: н аличие темы и основной мысли н аличие или возможность заголовка с мысловая связь между предложениями о пределенная последовательность предложений и спользование языковых средств связи между предложениями
Слайд 11
Основные языковые средства связи между предложениями в тексте Повторяющиеся слова Местоимения и наречия Порядок слов в предложениях Союзы Близкие по смыслу слова
Слайд 12
Виды связи между предложениями в тексте Последовательная связь Москва очень похорошела. К ней не применим печальный закон времени, - она делается старше по возрасту, но моложе и красивее по внешнему виду. Мне это особенно приятно: я провёл в Москве своё детство и юные годы. (А. Куприн) Параллельная связь Растут в нашей стране новые города. Строятся большие заводы. А колхозных полях, на солнечных виноградниках трудятся счастливые люди. (По И. Соколову-Микитову) 1 2 К ней… 3…это… 1 2 3
Слайд 13
Типы речи Типы речи На какой вопрос даётся ответ О чём говорится Наиболее характерные временные отношения Как строятся высказывания Описание Каков предмет, человек? И т.д. О признаках предмета, человека Одновременность Общее впечатление и отдельные признаки, возможен вывод Повествование Что происходит с человеком, предметом? О событиях и действиях Последовательность Развитие событий, действий Рассуждение Почему предмет, человек такой? Почему он поступает так, а не иначе? О причинах признаков, событий, действий Разные временные отношения Тезис, аргументы, вывод
Слайд 14
Основные виды ошибок Виды ошибок Усл.обозначения В чём заключается ошибка Ошибки в содержании С А) тема раскрыта неполно Б) не проведена основная мысль В) материал недостаточно подчинён теме и основной мысли Г) искажены факты или события Д) мысли излагаются непоследовательно Речевые Р А) употреблено слово не в том значении Б) употреблено лишнее слово В) неоправданно повторяются слова или одинаковые по структуре предложения Г) неправильно сочетаются слова Д) употреблены языковые средства, не соответствующие стилю и замыслу высказывания, описываемой эпохе Е) употреблено коми слово вместо русского Грамматические Г А) неправильно образовано слово Б) слово употреблено не в той форме В) неправильно построено предложение Орфографические I Неправильно написаны слова Пунктуационные V Неправильно поставлены знаки препинания Орфоэпические А) неправильно произнесён звук Б) неправильно сделано ударение в слове
Слайд 15
Спасибо за внимание!
Кто самый сильный?
Одеяльце
Пейзаж
Как нарисовать китайскую розу
Юрий Визбор. Милая моя