Работа представляет собой исследование по указанной теме.
Вложение | Размер |
---|---|
abdurazakova.docx | 45.65 КБ |
funktsii_emotsionalno-ekspressivnoy_leksiki.ppt | 809.5 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ФАКУЛЬТЕТ РУССКОЙ ФИЛОЛОГИИ МГОУ
РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР РУССКОГО ЯЗЫКА МГОУ
ОБЛАСТНАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МГОУ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ О ЯЗЫКЕ»
(ГОЛЬЦОВСКИЕ ЧТЕНИЯ)
ФУНКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНОЙ ЛЕКСИКИ В ТЕКСТАХ РОК-ПЕСЕН
Работу выполнила: Абдуразакова Марина Олеговна,
учащаяся 9а МБОУ СОШ №30
Руководитель: Мартынова Галина Александровна
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №30 г.Подольска Московской области
2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. Эмоционально-экспрессивная лексика. Терминология и употребление 4
Глава II. Лексические средства создания экспрессии в современных текстах рок-песен 6
Глава III. Музыкальный эксперимент «Особенности восприятия подростками рок-песен» 10
Заключение 12
Литература и электронные образовательные ресурсы 13
Введение
13-15 лет – такой возраст, когда хочется показать себя, какой ты «крутой» и чего стоишь. В этот период подростки стараются всеми способами выделиться из толпы, лишь бы не быть такими, как все. Они начинают одеваться не так, как все, делать прически не как у всех, вести себя так, чтобы их заметили, а также слушать музыку, отличающуюся от той, которая нравится большинству. В этом возрасте подростки хотят казаться независимыми и считают, что представление о них складывается и по той музыке, которую они слушают, и что тяжелая музыка, например, рок, – первое, чем можно показать свое «Я».
Мне рок открыл мой старший брат, когда мне было лет 7. Сначала мне жутко это не понравилось: ни слова песен, ни сама музыка. Все это казалось грубым и ужасным, непонятным криком. Но в то время я была маленькой, и мне сложно было воспринимать это музыкальное направление. Вскоре мое представление о музыке стало потихоньку меняться. Мне стало казаться, что все, что я слушаю, (а на тот момент это реп и поп-музыка) - это примитивные, вульгарные и бессмысленные наборы слов, половину из которых я даже не могла понять. Интерес к року вызвали песни таких групп, как Slipknot, NoizeMC, Ария, Король и Шут, Rammstein, System Of A Down. Я до сих пор помню, как слушала голоса этих исполнителей круглыми сутками. Именно в роке сейчас я нахожу смысл, который прекрасно понимаю, именно в нем я ищу, как ни странно, успокоение и лекарство от головной боли.
Меня волнует вопрос: почему именно этот музыкальный стиль имеет весомое влияние на подростков? Может, дело все не только в ритмах и мелодии, которые слышит подросток, но и в эмоционально-окрашенной лексике, которая используется в текстах песен? Может, она так влияет на их сознание? В этих вопросах я и хочу разобраться в ходе исследовательской работы. Так и родилась цель работы: определить функции эмоционально-экспрессивной лексики в текстах современных рок-песен.
Цель исследования предполагает решение следующих задач:
Объект исследования: эмоционально-экспрессивные слова в текстах современных рок-песен.
Предмет исследования: функции эмоционально-экспрессивной лексики.
Методы исследования: анализ, обобщение, синтез.
Теоретическая значимость нашей работы заключается в возможности использовать материал работы как дополнительный при подготовке к урокам русского языка, к олимпиадам. Прикладная ценность – в возможности лучше понять истоки увлечения молодежи рок-музыкой и формировать толерантное отношение представителей разных молодежных субкультур друг к другу.
Глава I
Эмоционально-экспрессивная лексика. Терминология и употребление
Рассмотрим значения ключевых понятий в названии темы: «эмоциональный» и «экспрессивный».
В «Толковом словаре» Т.Ф. Ефремовой читаем:
Эмоциональный – прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: эмоции, эмоция, связанный с ними. 2) Преисполненный эмоций. 3) Подверженный эмоциям, легко возбуждающийся. 4) Вызванный эмоцией, эмоциями. 5) Выражающий эмоцию, эмоции.
Экспрессивный – прил. 1) Соотносящийся по знач. с суш. Экспрессия, связанный с ним. 2) Обладающий экспрессией.
Экспрессия – ж. Яркое проявление чувства, настроения, переживания; выразительность.
Делаем вывод, что слово «эмоциональный» означает: основанный на чувстве, вызываемый эмоциями, чувствами. Экспрессивный – выразительный, содержащий сильное проявление чувств, выражение переживаний. Следовательно, эмоционально – экспрессивный – это выражающий чувства, эмоции, высказывающий субъективное мнение о предмете речи.
Как известно, многие слова в русском языке не только непосредственно называют понятия, но и отражают отношение к ним говорящего. Например, восхищаясь красотой пейзажа, автор может его назвать великолепным, живописным. Заключенная в данных прилагательных положительная оценка отличается от стилистически нейтрального слова «красивый». Это и делает их эмоционально окрашенными. То есть автор, употребляя в контексте то или иное слово, выражает свое отношение, свою оценку предмета, действия или признака.
По этой причине эмоциональную лексику часто называют оценочной или эмоционально-оценочной.
С помощью эмоционально-экспрессивной лексики можно выражать как положительное, так и отрицательное отношение к чему-либо. Слова, имеющие выраженную языковыми средствами эмоциональную окрашенность, ругательства, междометия обладают яркой эмоциональной окраской. Такие слова можно часто услышать в рок-песнях.
Например:
Лицо – рожа (песня «Батареи» группы «Нервы»)
Голова – башка (песня «Бегом!» группы «План Ломоносова»)
Пропасть – сгинуть (песня «В пасти темных улиц» группы «КняzZ»)
Нечего – неча (песня «Любер» группы «Разные люди»)
Очень – шибко (песня «Найдется круче» группы «Пурген»)
Главной отличительной чертой эмоционально-оценочной лексики является факт наложения эмоциональной окраски на самостоятельное лексическое значение слова. Такая лексика выражает отношение самого говорящего к называемому явлению.
В художественной речи количество экспрессивных слов очень часто превосходит долю слов нейтральных. Это касается и песен, так как песенное творчество выражает чувства, эмоции людей.
Следует помнить, что одно нейтральное слово может иметь сразу несколько экспрессивных синонимов, различающихся по степени эмоционального напряжения: бежать – мчаться – лететь. Экспрессивная оценка изначально присуща многим словам: торжественным: грезы, сокровенный (Ляпис Трубецкой «Был в Керчи»), поэтическим: буйные, гнет (Алиса «Небо славян»), ироническим (благоверный, соблаговолить, донжуан), фамильярным: братан, пацаны (Чиж feat. Трофим «Братан»), неодобрительным (высокомерный), презрительным: фальшивый (Нервы «Грусть»), уничижительным: папанька, маманька (Сектор газа «Колхозный панк»), вульгарным: фраер (Нервы «Я бы убил тебя, дура») и, конечно же, бранным: кретин (Сплин «Достань гранату»)
Как видим, экспрессивно окрашенные слова можно условно разделить на слова, выражающие положительную оценку, и на слова с отрицательной оценкой. Экспрессивная окраска всегда наслаивается на эмоционально-оценочное значение слова, причем в одних случаях преобладает экспрессия, а в других – эмоциональная окраска. Поэтому на практике строго разграничить эмоциональную и экспрессивную лексику не представляется возможным.
Из всего вышеизложенного следует, что автор при работе над текстом вполне может изменять его эмоциональную окраску, воздействуя тем самым на эмоциональное состояние читателя. Для этого он использует эмоционально-оценочную лексику. Таким образом, если писатель хочет рассмешить или растрогать, вызвать воодушевление или наоборот – сформировать отрицательное отношение к предмету, он волен выбирать в каждом случае отдельный набор языковых инструментов.
Глава II
Лексические средства создания экспрессии в современных текстах рок-песен
Какую роль играет эмоционально-экспрессивная лексика в текстах рок-песен? Какие слова преобладают: с положительной эмоциональной окраской или с отрицательной? Чтобы ответить на эти вопросы, проанализируем тексты двух песен.
Группа «План Ломоносова»
Бегом
Улица, асфальт...
Кеды и трико...
Бритую башку видно далеко.
По городу иду,
Мне нечего бояться.
Я не хулиган, но люблю подраться!
Удар с левой, удар с правой!
Нету на меня управы!
Мусор слева, мусор справа –
Древнерусская забава.
Бегом! (x4)
Скверы и дворы ...
Бутылки, папиросы ...
Подойди спроси ,если есть вопросы!
Я родился здесь,
Мне нечего бояться.
Я не хулиган, но люблю подраться!
Удар с левой, удар с правой!
Нету на меня управы!
Мусор слева, мусор справа –
Древнерусская забава.
Бегом! (x4)
В данной песне мы находим лишь два слова с положительным смыслом: забава и люблю. В «Толковом словаре» Т.Ф. Ефремовой http://enc-dic.com даются следующие толкования слова «забава»: 1. ж. 1) Развлечение, потеха. 2) разг. То, что развлекает, чем забавляются. 2. м. и ж. нар.-поэт. Возлюбленный, возлюбленная. В песне это слово употребляется как разговорное: герою песни доставляет удовольствие драка. Именно ее он называет забавой. Получается, что слово (драка, драться), которому изначально присвоена отрицательная оценка, выражает положительный смысл для героя песни. Слово «люблю» автор тоже сочетает со словом «подраться». В «Толковом словаре» Т.Ф. Ефремовой http://enc-dic.com/ мы находим несколько значений слова «люблю». В песне «Бегом» оно употребляется в значении быть довольным чем-л., испытывать удовлетворение от чего-л. Подраться имеет значения: 1) Устроить драку. 2) Принять участие в драке (http://enc-dic.com/ Толковый словарь Т.Ф. Ефремовой). Таким образом, герой песни с помощью слова с положительным смыслом выражает свое отношение к действию, обозначаемому словом с отрицательной эмоциональной оценкой.
В этой песне встречаются и другие слова с отрицательной эмоциональной окраской: башка, хулиган, подраться.
Слово «башка» используется в песне как разговорное со сниженной стилистической окраской в значении голова как часть тела человека или животного (http://enc-dic.com/ Толковый словарь Т.Ф. Ефремовой). Более того, автор сочетает это слово с эпитетом «бритая (башка)», что создает неприятный образ героя. Усугубляет образ героя слово «хулиган» – человек, который занимается хулиганством, грубо нарушает общественный порядок (http://enc-dic.com/ Толковый словарь С.И. Ожегова).
Разговорному стилю подчинено и слово «управа», которое употребляется здесь в значении средство, мера воздействия на кого-либо, возможность обуздания, пресечения чьего-либо своеволия, произвола, беззакония (http://enc-dic.com/ Толковый словарь С.А. Кузнецова). Слова героя «Нету на меня управы!» лишний раз подчеркивают его хулиганский образ.
Помимо разговорной лексики, мы встречаем и жаргонную, которую использует герой песни. Так слово «мусор» в данном контексте обозначает сотрудника правоохранительных органов (http://enc-dic.com/ Большой словарь русских поговорок)
Итак, в рассматриваемой песне слова как с отрицательной, так и с положительной оценкой (эмоционально-экспрессивные) используются для создания отрицательного образа героя.
Обратимся к тексту еще одной песни. Обозначим роль эмоционально-экспрессивной лексики в ней.
Группа «Алиса»
Небо славян
Звездопад да рокот зарниц.
Грозы седлают коней,
Но над землей тихо льется покой
Монастырей.
А поверх седых облаков
Синь – соколиная высь.
Здесь, под покровом небес
Мы родились.
След оленя лижет мороз,
Гонит добычу весь день,
Но стужу держит в узде
Дым деревень.
Намела сугробов пурга,
Дочь белозубой зимы.
Здесь, в окоеме снегов
Выросли мы.
Нас точит семя орды,
Нас гнет ярмо басурман,
Но в наших венах кипит
Небо славян.
И от Чудских берегов
До ледяной Колымы.
Все это наша земля!
Все это мы!
За бугром куют топоры,
Буйные головы сечь,
Но инородцам кольчугой звенит
Русская речь.
И от перелеска до звезд
Высится Белая рать.
Здесь, на родной стороне
Нам помирать.
Нас точит семя орды,
Нас гнет ярмо басурман,
Но в наших венах кипит
Небо славян.
И от Чудских берегов
До ледяной Колымы.
Все это наша земля!
Все это мы! (2 раза)
Песня «Небо славян» проникнута сильным чувством патриотизма. Можно сказать, автор поет гимн Родине. Свое чувство любви к Отчизне он передает яркими образами, построенными на тропах. В песне оживает русская природа: грозы седлают коней, след оленя лижет мороз, пурга – дочь белозубой зимы. Почти в каждой строке находим эпитеты и метафору. В отличие от предыдущей песни, где преобладают слова разговорного стиля, автор употребляет слова книжного стиля, например, льется покой монастырей. Слово «льется» здесь обозначает: испускаясь чем-либо, распространяться, струиться (о звуке, запахе, цвете) и имеет положительную эмоциональную окраску. Отмечаем, что слова с положительной эмоциональной окраской появляются там, где речь идет о родном крае и, наоборот, те же выразительные средства с отрицательной эмоциональной окраской используются для выражения негативного отношения к иноземным захватчикам, к врагам России. Например, слово «точит» в предложении «Нас точит семя орды» употреблено в значении неотвязно мучить, изнурять, лишая сил (http://enc-dic.com/ Толковый словарь С.А. Кузнецова). А в предложении «Нас гнет ярмо басурман» слово «ярмо» имеет значение бремя, тяжесть (http://enc-dic.com/ Толковый словарь С.А. Кузнецова). Убеждаемся, что словарный состав песни достаточно богат. Встречаем устаревшее слово «инородец», которое обозначает представителя нерусской народности (http://enc-dic.com/ Толковый словарь С.А. Кузнецова).
Сделаем вывод, что в текстах рок-песен могут использоваться эмоционально-экспрессивные слова как разговорного, так и книжного (высокого) стиля для создания образа героя, а также выражения отношения к лицу, предмету, явлению, процессу и т.п.. Слова с отрицательной эмоциональной окраской могут принимать положительный смысл в определенном контексте, сочетаясь со словами, имеющими положительную эмоциональную окраску. Эмоционально-экспрессивная лексика книжного стиля ярче выражает чувства как позитивные, так и негативные. Интенсивная музыка усиливает этот эффект.
Глава III
Музыкальный эксперимент «Особенности восприятия подростками рок-песен»
Каково мнение подростков о песнях в стиле рок? Как они расценивают и воспринимают слова рок-песен? Мы провели музыкальный эксперимент, чтобы понять это. Небольшой группе подростков было предложено прослушать представленные в настоящей работе песни и ответить на вопрос: какие слова песен вам больше всего запомнились и почему? Приведем результаты этого эксперимента:
Песня «Бегом» (группа «План Ломоносова»)
1. "Я не хулиган, но люблю подраться"
«Выключаешь песню – в голове слышится именно эта строчка. Она, по-моему, очень точно раскрывает смысл всей песни в целом, поясняет весь другой текст»
(Надежда Б)
2. «Мусор слева, мусор справа – Древнерусская забава. Бегооом!»
«Под песню хочется избить барабаны так, чтобы, когда ты в следующий раз за них сел, они бы тебя палочками избили. Круче тут музыка, ибо ритм музыки равен ритму сердца, и поэтому качает»
(Иван Л.)
3. "Удар с левой, удар с правой!
Нету на меня управы!
Мусор слева, мусор справа –
Древнерусская забава"
«Впечатление …тоже так хочу биться. Здесь же действенней слова песни. Так как исполняется на русском языке, вполне всё понятно, к тому же музыка довольно примитивная (2-3 рифа на протяжении всей песни)»
(Михаил К.)
4. "Удар с левой, удар с правой!
Нету на меня управы!
Мусор слева, мусор справа –
Древнерусская забава"
«Эти слова запомнились больше. Наверно потому, что исполнитель произнес их с большей выразительностью, больше выделил их голосом. Ну а в самой песни действенней оказалась мелодия. Почему? Просто она произвела большее впечатление, чем слова»
(Алевтина И.)
Песня «Небо славян» (группа «Алиса»)
1. «Из слов никакие особо не запоминаются, но песня написана с душой, и ее характер я полностью чувствую. Мелодия спокойная, слова тоже, нет лишних выкриков, просто человек открывает свою душу. Мне нравится»
(Иван Л.)
2. «Здесь, под покровом небес. Мы родились»
«Эти слова не то, чтобы запомнились, скорей просто понравились. Действенней в данной песне слова, и т.к. употребляются слова, вышедшие из лексикона современного человека, действительно показывается патриотизм композитора и исполнителей.
(Михаил К.)
3. «Нас точит семя орды,
Нас гнет ярмо басурман,
Но в наших венах кипит
Небо славян.
И от Чудских берегов
До ледяной Колымы.
Все это наша земля!
Все это мы!»
«Эти слова запомнились больше (припев), в них как бы выражается вся мысль песни, в этих словах больше патриотизма. И еще во время припева усиливается музыка и придает большего эффекта. А вот насчет мелодии и слов, тут не выбрать, что оказалось действенней, ибо и музыка и слова дополняют друг друга.
(Алевтина И.)
Итак, в песне «Бегом» на опрашиваемых больше произвели действие слова, их смысл, нежели музыка, а именно слова из припевов, где и раскрывается весь смысл песни.
В песне «Небо славян» испытуемые также сказали, что слова оказались действенней, потому что, как они считают, автор вложил много чувств, своих мыслей и использовал устаревшие слова, но без музыки слова не звучали бы так эффектно. Музыка более чувствительная и спокойная, чем в первой песне.
Больше чувств вызвали те строки, в которых употребляются слова с эмоциональной окраской, которые авторы выделяют с помощью музыки и интонации, что говорит об их важности в текстах песен.
Заключение
Мы выяснили, что, слушая рок, большинство подростков обращают внимание, в первую очередь, на эмоционально-экспрессивную лексику, а потом уже на музыку (ритм, темп, мелодию). Такая лексика более ярко передает душевные порывы, страсть, отношение исполнителей к данному предмету или явлению. Такое влияние оказывают на подростков эмоционально-окрашенные слова потому, что именно подростки подвержены сильным эмоциям, быстрому возбуждению, желанию проявить свои чувства, показать настроение, выразить переживания.
Благодаря эмоционально-оценочной лексике, и автору песни удается сформировать нужное отношение слушателей к тому, о чем он говорит.
Литература и электронные образовательные ресурсы
Слайд 1
МОУ ДПОС «Информационно-методический центр» КОНФЕРЕНЦИЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ «ШАГ В НАУКУ» ФУНКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНОЙ ЛЕКСИКИ В ТЕКСТАХ РОК-ПЕСЕН Работа выполнена Абдуразаковой Мариной Олеговной, учащейся 9а класса МБОУ СОШ №30 Руководитель: Мартынова Галина Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №30Слайд 2
Цель работы: Определить функции эмоционально-экспрессивной лексики в текстах современных рок-песен
Слайд 3
эмоциональный прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: эмоции, эмоция, связанный с ними. 2) Преисполненный эмоций. 3) Подверженный эмоциям, легко возбуждающийся. 4) Вызванный эмоцией, эмоциями. 5) Выражающий эмоцию, эмоции. Ефремова Т.Ф. «Толковый словарь»
Слайд 4
экспрессивный прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ. Экспрессия, связанный с ним. 2) Обладающий экспрессией . Экспрессия – ж. Яркое проявление чувства, настроения, переживания; выразительность. Ефремова Т.Ф. «Толковый словарь»
Слайд 5
эмоционально – экспрессивный выражающий чувства, эмоции, высказывающий субъективное мнение о предмете речи .
Слайд 6
Какие слова преобладают в текстах рок-песен: с положительной эмоциональной окраской или с отрицательной? Улица, асфальт... Кеды и трико... Бритую башку видно далеко. По городу иду, Мне нечего бояться. Я не хулиган, но люблю подраться! Удар с левой, удар с правой! Нету на меня управы! Мусор слева, мусор справа – Древнерусская забава. «Бегом» (Группа «План Ломоносова»)
Слайд 7
Забава 1. ж. 1) Развлечение, потеха. 2) разг. То, что развлекает, чем забавляются. 2. м. и ж. нар.-поэт . Возлюбленный, возлюбленная. Любить : быть довольным чем-л., испытывать удовлетворение от чего-л. Ефремова Т.Ф. «Толковый словарь»
Слайд 8
«Бегом» (группа «План Ломоносова») Башка – голова как часть тела человека или животного; Ожегов С.И. «Толковый словарь» Хулиган – человек, который занимается хулиганством, грубо нарушает общественный порядок. Ефремова Т.Ф. «Толковый словарь»
Слайд 9
«Нету на меня управы !» Управа – разг. средство, мера воздействия на кого-либо, возможность обуздания, пресечения чьего-либо своеволия, произвола, беззакония Кузнецов С.А. «Толковый словарь» Мусор – жарг. сотрудник правоохранительных органов «Большой словарь русских поговорок»
Слайд 10
«Небо славян» (группа «Алиса») Звездопад да рокот зарниц. Грозы седлают коней, Но над землей тихо льется покой Монастырей. А поверх седых облаков Синь – соколиная высь. Здесь, под покровом небес Мы родились.
Слайд 11
«льется покой монастырей» Льется – испускаясь чем-либо, распространяться, струиться ( о звуке, запахе, цвете )
Слайд 12
«Нас точит семя орды» Точить – неотвязно мучить, изнурять, лишая сил. «Нас гнет ярмо басурман» Ярмо – бремя, тяжесть . Кузнецов С.А. «Толковый словарь»
Слайд 13
Каково мнение подростков о песнях в стиле рок? Как они расценивают и воспринимают слова рок-песен? 1. "Я не хулиган, но люблю подраться" «Выключаешь песню – в голове слышится именно эта строчка. Она, по-моему, очень точно раскрывает смысл всей песни в целом, поясняет весь другой текст» (Надежда Б) 2. «Мусор слева, мусор справа – Древнерусская забава. Бегооом!» «Под песню хочется избить барабаны так, чтобы, когда ты в следующий раз за них сел, они бы тебя палочками избили. Круче тут музыка, ибо ритм музыки равен ритму сердца, и поэтому качает» (Иван Л.)
Слайд 14
3. "Удар с левой, удар с правой! Нету на меня управы! Мусор слева, мусор справа – Древнерусская забава" «Впечатление …тоже так хочу биться. Здесь же действенней слова песни. Так как исполняется на русском языке, вполне всё понятно, к тому же музыка довольно примитивная (2-3 рифа на протяжении всей песни)» (Михаил К.)
Слайд 15
4. "Удар с левой, удар с правой! Нету на меня управы! Мусор слева, мусор справа – Древнерусская забава" «Эти слова запомнились больше. Наверно потому, что исполнитель произнес их с большей выразительностью, больше выделил их голосом. Ну а в самой песни действенней оказалась мелодия. Почему? Просто она произвела большее впечатление, чем слова» (Алевтина И.)
Слайд 16
ФУНКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННОЙ ЛЕКСИКИ В ТЕКСТАХ РОК-ПЕСЕН 1. Создание яркого образа 2. Выражение отношения исполнителя или героя песни к предмету, явлению, процессу и так далее, то есть тому, о чем он поет.
Философские стихи Кристины Россетти
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Кто самый сильный?
Городецкая роспись
Пока бьют часы