В работе рассмотрены варианты организации производственной практики студентов на базе волонтёрского клуба.
Вложение | Размер |
---|---|
Организация практики студентов на базе волонтёрского клуба | 77.18 КБ |
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Нижневартовский строительный колледж»
III научно-практическая конференция обучающихся
«Молодёжь и наука»
Наименование секции: | «Педагогика » |
Наименование работы: | «Организация производственной практики студентов» |
Фамилия и имя автора работы: | Джабасова Зарина Назымбековна |
Учебное заведение: | Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Белоярский политехнический колледж" |
Научный руководитель: | Джабасова Наталья Владимировна, преподаватель специальных дисциплин |
г. Нижневартовск
2015
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ
1.1 Анализ вариантов организации производственной практики студентов
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ НА БАЗЕ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ БЕЛОЯРСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ВОЛОНТЁРСКОГО КЛУБА «БЛАГО»
2.1 Организация практики студентов на базе структурного подразделения Белоярского политехнического колледжа "Волонтёрского клуба "Благо""
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В рамках обучения в колледже все студенты проходят практику. Практика способствует развитию самостоятельной работы студентов. В данной работе остановимся подробно на организации производственной практики студентов, обучающихся по специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах». В городе Белоярский, где располагается колледж, отсутствует предприятие, специализирующееся на разработке программных продуктов. На предприятиях города имеются технические службы, которые занимаются обслуживанием компьютерных сетей и приобретённых программных продуктов и на их базе часть студентов с успехом проходит производственную практику, но к сожалению, количество мест практики там ограничено. В связи с вышесказанным, перед администрацией колледжа остро стоит проблема организации производственной практики для студентов, обучающихся по специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах».
Объект исследования – Белоярский политехнический колледж.
Предмет исследования – организация производственной практики студентов.
Цель исследования – предложить варианты организации дополнительных мест производственной практики студентов.
Задачи исследования:
1 проанализировать опыт организации производственной практики;
2 изучить теоретические аспекты волонтёрского движения;
3 рассмотреть возможность синтеза производственной практики студентов колледжа и волонтёрского движения.
Методологической основой исследования являются нормативные документы по организации практики студентов. В исследовании был использован методы сравнения и аналогии, которые позволили выявить сходства и различия вариантов организации практики студентов.
Производственная практика – это попытка соединить теоретическую подготовку с формированием практических навыков у студентов для облегчения их выхода на рынок труда, это попытка получить обратную связь со стороны компаний и организаций, принимающих студентов на практику, о качестве обучения, а также получение дополнительной информации о том, над чем нужно поработать студенту, чтобы соответствовать современным требованиям рынка труда. Именно так и нужно относиться к практике. [цит., 1]
Цель производственной практики - закрепление теоретически и практических знаний, полученных студентами при изучении специальных дисциплин.
Производственная практика может предоставить для студента следующие возможности:
Вот далеко не полный список «плюсов» такой возможности как прохождение производственной практики. [цит. 1]
В Белоярском политехническом колледже используется «традиционная» форма организации практики студентов, когда на время практики студент направляется на профильное предприятие.
Студенты имеют право проходить практику в любой организации на свой выбор. Администрация колледжа за месяц до начала практики сообщает список организаций, с которыми у колледжа уже есть договорённость. Студент может выбрать место прохождения практики из списка или самостоятельно найти место прохождения практики. За 14 дней до начала производственной практики студент сообщает руководителю практики от учебного заведения и если место проведения производственной практики совпадает с направлением по которому обучается студент, с предприятием заключается договор, после чего студенту выдаётся направление на производственную практику.
Этапы практики и её объём описаны в учебном плане для каждой специализации. Производственная практика проводится только для студентов старших курсов.
По результатам прохождения практики ставится оценка, наряду с экзаменами, курсовыми и зачётами. Оценка за прохождение практики ставится в том числе на основании отчёта от руководителя по месту её прохождения.
Данный вид организации практики за многие годы доказал свою эффективность, но как было сказано выше, с данной формой организации практики возникают проблемы из-за недостаточности мест практики. Посмотрим, может ли стать решением данной проблемы организация учебной фирмы.
Учебная фирма - активная форма обучения школьников, студентов и слушателей практической деятельности на предприятии. Учебная фирма создается на базе школы, начального профессионального, среднего-специального или высшего учебного заведения.
Учебная фирма представляет собой имитационную модель реального предприятия, в которой деньги и ресурсы реально не существуют, но присутствуют в учебных документах и требуют принятия учебных решений. Сотрудники учебной фирмы в ходе учебного процесса выполняют должностные функции сотрудников реального предприятия.
Данный вариант учебной фирмы может быть использован в рамках обучения, но не подходит для организации производственной практики, так как отсутствует реальное предприятие и реальная производственная деятельность.
Для организации практики студентов в некоторых учебных заведениях создают общества с ограниченной ответственностью. Подобные предприятия имеет чаще всего одно направление деятельности, в рамках которого студенты определённых специальностей имеют много мест, а другие специальности могут остаться без мест практики. К достоинствам данного вида практики можно отнести:
- преподаватели колледжа контролируют процесс прохождения практики;
- у студентов появляется возможность заработать «реальные» деньги;
- в колледже гарантированно определённое количество мест практики для студентов определённых специальностей.
Недостатки:
- учебное заведение должно обладать достаточной материальной базой;
- количество мест практики зависит от материальной базы;
- студент теряет возможность трудоустройства на предприятии – месте прохождения практики;
- студент не получает навыков адаптации в новом трудовом коллективе;
- общество с ограниченной ответственностью должно быть зарегистрировано как любое другое ООО и платить соответствующие налоги, это для учебного заведения может быть убыточным;
- практика организации обществ с ограниченной ответственностью на базе учебных заведений показала, что сложности наступают в момент регистрации общества;
- производственный процесс непрерывен, а сроки практики строго прописаны в учебном плане, поэтому необходимо чётко планировать время прохождения практики между учебными группами, чтобы предприятие не простаивало.
Использование данной формы организации практики возможно для учебных заведений, в которых ведётся обучение по «родственным» специальностям и обучается большое количество студенческих групп. Для такого колледжа как Белоярский политехнический колледж, такой вариант может стать убыточным, в связи что специальности по которым происходит обучение имеют разные направления: экономика, строительство, обслуживание автомобильного транспорта, компьютерные технологии. По каждой специальности в конкретный момент на старших курсах обучается по одной группе, чтобы организовать производственный процесс в этом случае потребуется дорогостоящая материальная база и из-за небольшого контингента могут возникать простои в деятельности.
В этой работе мы предлагаем совместить практику студентов с оказанием компьютерной помощи населению.
Волонтер – это человек, который, работая безвозмездно, стремится внести свой вклад в реализацию социально-значимых проектов.
Волонтерская деятельность – это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которые осуществляются добровольно на благо широкой общественности.
Денежное вознаграждение не является главным мотивом в этом деле. Проще говоря, волонтерский труд не оплачивается, как это принято понимать в нашем обществе, когда за любые услуги необходимо платить. Да и рассчитывать на то, что кто-то будет платить человеку, не обладающему знаниями и навыками, мягко говоря, неуместно. Но это не значит, что волонтер работает совершенно бесплатно. При этом волонтеры могут затрачивать на свою деятельность от шести часов и более в неделю. Волонтеры – не только альтруисты, они работают ради приобретения опыта, специальных навыков и знаний, установления личных контактов.
Кроме того, волонтер – человек очень нужный в нынешнем обществе.
Специалисты утверждают: за волонтерским движением – будущее. Волонтёрство позволяет человеку, «не ломая» свою жизнь, дополнить ее очень значимой частью – реализовать чувство личной гражданской ответственности за происходящее.[цит. 3]
В Белоярском политехническом колледже действует волонтёрский клуб «Благо». Положение о клубе представлено в приложении А.
В данной работе мы рассмотрим подробно только права и обязанности членов клуба «Благо»:
Волонтер клуба имеет право:
Волонтер клуба обязан:
Можно сделать вывод, что задачи волонтёра частично совпадают с обязанностями, которые стоят перед студентом на производственной практике:
Выпускник специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах» должен владеть следующими профессиональными компетенциями:
ПК 5.1. Производить инсталляцию, настройку и обслуживание программного обеспечения компьютерных систем.
ПК 5.2. Осуществлять выбор методов и средств измерения эксплуатационных характеристик объектов профессиональной деятельности.
ПК 5.3. Выполнять работы по модификации отдельных компонент программного обеспечения.
ПК 5.4. Обеспечивать защиту программного обеспечения компьютерных систем. [4]
Все эти компетенции студент может закреплять в рамках оказания помощи населению. Например:
- консультирование при выборе компьютерной техники;
- установка и настройка программного обеспечения;
- диагностика и обслуживание компьютерной техники;
- помощь при выборе программного обеспечения;
- обучение работе с компьютерной техникой;
- обучение работе с конкретными приложениями и т.д.
Многие молодые люди, уже сейчас оказывают подобные виды услуг своим более «зрелым» знакомым, так почему бы не совместить эти услуги с прохождением производственной практики?
В ПРИЛОЖЕНИИ Б рассмотрены требования к организации производственной практики и варианты их решения на базе волонтёрского клуба.
Анализ возможности организации производственной практики студентов приведённый в ПРИЛОЖЕНИИ Б выявил одну проблему, которая заключается в том, что производственная практика ограничена конкретными временными рамками и может сложиться ситуация, при которой в указанный период не будет необходимого количества заявок.
Решение этой проблемы мы видим в следующем:
- в эти сроки возможно на базе колледжа организовать специальные курсы компьютерной грамотности(БЕСПЛАТНО), где занятия будут вести студенты, под руководством опытного преподавателя;
- для получения зачёта по производственной практике, студент должен обслужить определённое количество заявок даты выполнения которых могут не совпадать с временными рамками практики и оформить отчёт о проделанной работе.
Как определить количество заявок необходимых для получения зачёта. Для ответа на этот вопрос выполним анализ деятельности студента – практиканта:
- в рамках производственной практики студент должен познакомиться с предприятием: изучить его структуру, техническое и программное обеспечение, информационные потоки;
- выполнение должностных обязанностей на конкретном рабочем месте;
- производственная практика заканчивается оформлением отчёта и его публичной защитой.
В таблице 1 представлено примерное процентное соотношение видов деятельности студента в рамках прохождения производственной практики (для разных видов практик руководитель практики может утвердить другое соотношение):
Таблица 1 – Процентное соотношение видов деятельности студента в рамках прохождения производственной практики | |
Деятельность | |
Знакомство с предприятием | 20% |
Выполнение должностных обязанностей | 60% |
Оформление и защита отчёта по практике | 20% |
Руководствуясь этим соотношением, выполним расчёт количества заявок, которые должен выполнить студент для получения зачёта. Пусть на производственную практику в учебном плане отводится 90 часов. Определим количество часов, которое отводится на выполнение должностных обязанностей:
Среднее время выполнения одной заявки составляет 2-3 часа. Примем его за 3 час(учтём уровень компетентности) и получим количество заявок, которое в среднем должен выполнить студент для получения зачёта по практике:
Следующая проблема, которая может встать перед организаторами практики это как сообщить населению о том, что студенты колледжа готовы оказывать бесплатно услуги населению. Для этого существует много различных вариантов, но к самым эффективным и малозатратным можно отнести:
- «сарафанное радио» - отлично работает в маленьких городах;
- распространение информационно – рекламных листов, здесь могут помочь другие члены волонтёрского клуба.
Следующий вопрос, на котором необходимо остановиться – как оформить данное направление деятельности волонтёрского клуба документально?
Проанализируем положение о волонтёрском клубе и увидим:
Рисунок 1 – Фрагмент документа «Положение о волонтёрском клубе «Благо»»
Из фрагмента положения о волонтёрском клубе, представленного на рисунке 1 мы видим, что деятельность волонтёров – практикантов не противоречит основным направлениям деятельности клуба.
Теперь проанализируем все плюсы и минусы организации производственной практики студентов в рамках волонтёрского движения.
Достоинства:
- дополнительные места практики для студентов;
- возможность для студентов пройти производственную практику заранее или позднее, если по каким – либо причинам студент не может пройти практику в заданные учебным планом сроки;
- приходя на заявку студент (в случае невозможности обслуживания на базе колледжа) студент остаётся один на один с клиентом, что повлечёт развитие коммуникативных навыков;
- часто клиент не может объяснить суть проблемы, которую необходимо решить и студент выполняет заявку «вслепую», то есть он приобретёт навык работы в нестандартной ситуации;
- выполняя заказы, студент приобретает новые знакомства, которые могут быть полезны в будущем.
Недостатки
- опасность посещения квартир незнакомых людей (в маленьком городе, особенно отрезанном от «большой земли» все «неблагополучные» квартиры известны и навести справки о незнакомых клиентах достаточно просто. В большом городе эту проблему можно решить обслуживанием клиентов на базе учебного заведения;
- размытость рамок практики;
- студент не получает навыков адаптации в новом трудовом коллективе;
- студент в рамках своей некомпетентности в некоторых вопросах может некачественно выполнить услугу (клиент заранее должен быть предупреждён, о том, что работу будет выполнять СТУДЕНТ);
- студент может отказаться работать бесплатно, но необходимо помнить, что производственная практика студентов очень редко бывает оплачиваемой.
В результате можно сделать вывод, что организация производственной практики на базе волонтёрского клуба вполне возможна в качестве создания дополнительных мест практики, а также может оказаться одним из решений для организации производственной практики студентов, которые не могут пройти практику в установленные сроки.
Целью данной работы было рассмотреть варианты организации мест для прохождения производственной практики студентами колледжа.
В первой главе рассмотрены варианты организации практики на базе профильных предприятий, на примере учебной фирмы, на базе общества с ограниченной ответственностью (созданного в учебном заведении) и возможность совмещения практики студентов с работой волонтёров.
Анализ вариантов организации практики позволяет сделать вывод, что прохождение практики на базе реального профильного предприятия является наиболее эффективным способом прохождения практики. В этом случае студент знакомится с реальной производственной деятельностью, получает навыки работы в трудовом коллективе и получает шанс трудоустройства на данном предприятии в случае успешного прохождения практики. Но если учебное заведение сталкивается с проблемой ограниченности мест практики на профильных предприятиях, для создания дополнительных мест практики хорошей альтернативой может стать работа студентов по профилю обучения в волонтёрском клубе.
В рамках данной работы был рассмотрен вопрос организации практики для студентов специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах». Но такой вариант организации практики подходят для организации практик студентов других специальностей, например студенты нашего колледжа, обучающиеся по специальности «Строительство зданий и сооружений» в рамках производственной практики помогали делать ремонт малоимущим пожилым гражданам нашего города.
2 http://ru.wikipedia.org/wiki
4 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах»
Утверждено
приказом
БУ «Белоярский профессиональный колледж»
№ от 2011 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о волонтерском клубе « Благо»
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение:
1.2. Волонтерский клуб - самостоятельная организация, не являющаяся юридическим лицом.
1.3. Волонтерский клуб, действующий на базе колледжа, является студенческой
организацией и создан на основе общих интересов студентов посредством привлечения их
к участию в волонтерской деятельности.
1.4. Состав участников и руководитель определяются приказом директора колледжа на основе свободного выбора.
1.5. В своей деятельности волонтерский клуб руководствуется действующим
законодательством Российской Федерации, Уставом колледжа, а также настоящим положением.
1.6. Волонтерский клуб осуществляет свою деятельность, руководствуясь принципами демократии, гуманизма и общечеловеческих ценностей.
II. Основные цели и задачи клуба
- поддержка инициатив учащихся в реализации программ профилактической и
информационно-пропагандистской направленности;
- стимулирование у молодежи стремления к личностному росту и развитию.
III.Основные направления деятельности волонтерского клуба
3.1. Основными направлениями деятельности волонтерского клуба являются:
- профилактическая работа, направленная на формирование здорового образа жизни:
- другие направления деятельности, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
IV. Участники волонтерского клуба
4.1. Участниками волонтерского клуба являются студенты колледжа независимо от вероисповедания, национальности и возраста.
4.2. Волонтер клуба - это человек, который участвует в деятельности клуба по доброй воле, безвозмездно и на основе осознанного свободного выбора.
4.3.Волонтер клуба:
V. Права, обязанности и ответственность волонтера
5.1. Волонтер клуба имеет право:
- принимать участие в образовательных программах волонтерского клуба. способствующих получению дополнительных знаний, необходимых волонтеру для выполнения возложенных на него задач;
5.2. Волонтер клуба обязан:
- способствовать привлечению в клуб необходимых информационных, человеческих, общественных ресурсов;
- способствовать привлечению в клуб новых добровольцев;
5.3. Волонтеры несут ответственность за результаты своей работы в соответствии с действующим законодательством РФ.
VI. Права, обязанности и ответственность организаторов волонтерской деятельности
6.1. Организаторы волонтерской деятельности имеют право:
- получать информацию от органов местного самоуправления о сферах, потребностях и мосте приложения волонтерской деятельности;
- инициировать волонтерскую деятельность различных направлений, форм и сроков реализации;
- защищать законные права и интересы волонтеров, участвовавших в волонтерской деятельности;
- поощрять (ходатайствовать о поощрении перед администрацией) отдельных волонтеров.
6.2. Организаторы волонтерской деятельности обязаны:
6.3. Всю полноту ответственности за выполнение возложенных на волонтерский клуб задач, определенных настоящим Положением, несет руководитель клуба.
VII. Возможные формы поощрения волонтеров
7.1.3а свою работу волонтеры и организаторы волонтерской деятельности могут поощряться в следующих формах:
Таблица Б1 – Анализ возможности организации производственной практики студентов на базе волонтёрского клуба | |
Требование | Решение |
Студент должен проходить практику на предприятии | Студент может быть направлен на практику в колледж. |
Время практики ограничено конкретными рамками | ПРОБЛЕМА!!!!! |
В рамках практики студент должен закрепить конкретные навыки | Как было показано выше, часть компетенций выпускника совпадает с видами услуг населению. В городе нет предприятий, которые занимаются разработкой программного обеспечения и поэтому деятельность студентов на практике в основном совпадает с услугами населению, перечисленными выше. |
По итогам прохождения производственной практики студент должен оформить отчёт, который в свою очередь должен содержать описание предприятия и выполнение индивидуального задания | Отчёт по практике студента, который проходит практику на базе волонтёрского клуба не будет отличаться от отчёта по практике с производственного предприятия, так как для описания предприятия студент- практикант может взять сведения о колледже |
По итогам практики студенту должна быть выставлена оценка | В рамках оказания услуги студент может попросить заполнить опросный лист, в котором клиент, отвечая на поставленные вопросы, поможет руководителю практики оценить работу студента |
"Портрет". Н.В. Гоголь
Ералаш
Невидимое письмо
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Как напиться обезьяне?