Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
учителя-ветераны | 59.46 КБ |
МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону
Донская академия наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова
Наименование секции: «Педагогика»
Подсекция: «Духовно-нравственное воспитание»
Тема: «Лучшие в работе, первые в бою.( Роль учителей -фронтовиков в воспитании подрастающего поколения)».
Автор работы:
Манченко Анна ,10 кл.,
МБОУ Лиховская СОШ,
Красносулинский р-он,Ростовская область
Руководитель:
Журавлева Наталья Валерьевна
учитель истории,
МБОУ Лиховская СОШ
Красносулинский р-он,Ростовская область
г. Ростов-на-Дону
2015 г.
Оглавление
Глава 1. Появление и развитие школьного образования в х.Лихом………..5-6
Глава 2. Начало Великой Отечественной войны и военный подвиг учителей Лиховской средней школы.………………………………………………………7-8
Глава 3. Оккупация и ее последствия…………………………………………..9
Глава 4.Мирный труд учителей-фронтовиков………………………………10-11
I.Введение
Актуальность исследовательской работы.
Тема Великой Отечественной войны актуальна во все времена, в 2015 году ей отводится особое место, так как исполняется 70 лет со дня великой Победы нашей страны над фашистской Германией. Проходят годы, все события жизни уходят безвозвратно. Все меньше и меньше остается очевидцев тех военных событий 1941-1945 годов. В 2014 году в нашем хуторе Лихом осталось всего два ветерана Великой Отечественной войны. Считаю несправедливым то, что с уходом ветеранов Великой Отечественной войны в иной мир, не сохранилась бы информация о них. Мы, подрастающее юное поколение, должны знать и помнить о тех, кто ценой своей жизни, ценой своего здоровья совершил подвиг, победил фашистских захватчиков. Я хочу рассказать о ветеранах Великой Отечественной войны, педагогах Лиховской средней школы, честно сражавшихся на фронтах войны, и честно трудившихся на благо нашей Родины, выполняя свою главную задачу по воспитанию подрастающего поколения. Актуальность работы определяется снижением авторитета учителя, а также утратой ценностных ориентиров в обществе. Гипотеза моего исследования заключается в следующем: богатая военная и трудовая биография учителей-фронтовиков является важной страницей истории Лиховской средней школы, велика ее роль в воспитании подрастающего поколения. На исследование этой гипотезы направлена настоящая работа. Перед началом исследования мною была поставлена цель–проследить станицы истории Лиховской средней школы через судьбу учителей- ветеранов Великой Отечественной войны.
Задачи работы:
Методы исследования:
Сбор информации о наших учителях, участниках Великой Отечественной войны, оказался достаточно сложным делом. На данный момент в Лиховской средней школе остался только один учитель, который работал с учителями-ветеранами, это Веникова Галина Александровна. Она-то и помогла мне восстановить некоторые автобиографические сведения, связаться с родственниками. У некоторых ветеранов-педагогов родственники не
проживают на территории хутора Лихого, поэтому приходилось через знакомых искать их адреса, телефоны. Мне очень помог краеведческий материал, который был собран ранее учителем географии Косенковой Лидией Лукиничной. Лидия Лукинична, преподавала в Лиховской школе с 40-х годов, вместе со своими учениками собирала краеведческий материал. Большая заслуга в изучении истории х. Лихого принадлежит местному краеведу Калюжину Валентину Алексеевичу, который на основе архивных материалов пытается воссоздать картину прошлого. Так же некоторые материалы по данной теме можно найти в работах В. В. Кудрявцева.
Основным методом исследования является беседа с родственниками ветеранов, коллегами по работе, бывшими учениками. Для сбора более полной информации использовала школьные архивные документы. Из которых узнала о времени работы в школе, образовании ветеранов, наградах за педагогическую деятельность. Работала с Интернет ресурсами в поисках информации.
II.Основная часть
Глава 1. Появление и развитие школьного образования в х.Лихом .
Она была открыта в1882 году по инициативе атамана Войска Донского, так как содержание постоялых дворов на Московском тракте вызвали потребность в грамотных и образованных людях.(прил.1,2) Вплоть до 1917 года в хуторе Лихом существовала начальная церковно-приходская школа.[1] В Лиховской церковно-приходской школе обучалось в 1914 г. 40 девочек (8 из семьи казаков, 23— мещан, 5 — крестьян и 4 — иногородних) (прилож.6)Оба учителя имели церковно-приходское образование, один был выходцем из семьи казака, другой — священнослужителей. В учебной деятельности школы руководствовались только «Проектом примерного распределения уроков для церковно-приходских школ», изданных Святейшим Синодом. Изучались предметы: русский язык, церковно-славянский язык, чистописание, счисление, закон божий и пение. Программы изучения предметов не было. Сам учитель определял объем знаний по предметам и расписание уроков. Количество уроков в день и длительность уроков зависели от местных условий и квалификации учителя, от состава учеников, уровня их развития, частоты посещаемости уроков. Классных комнат было две: в одной - четыре окна на север, в другой – тир окна на восток. К двери вели три ступеньки, затем коридор с окном, затем раздевалка, было отделено одно окно высокой белоснежной перегородкой, за которой была квартира учителя. Все южные окна, кроме первого от входа, и одного западного принадлежали квартире учителя. Классных комнат было две, а классов три, учитель был один. Во многом ему помогала жена Анна Захаровна (с образованием), особенно в подготовке к экзаменам. Учитель начинал работу в девять часов, весной раньше. Третьему классу он давал письменную задачу, второму - чистописание. Анна Захаровна наблюдала за ними, а он, учил первочат азбуке. И пока всех не опросит, пока новый урок не объяснит - он из класса не уйдет, поэтому первый урок длился два часа и больше, а остальные уроки шли по норме. Дьякон учил читать, арифметике, но больше всего, согласно расписания уроков церковно-приходских школ А. Грушевского благочестия, было уроков Закона Божьего.[4] В начале учились писать на грифельной доске, а потом в тетрадях. Экзамены сдавали в воскресенье. На экзаменах спрашивали стихотворения наизусть, Закон Божий, таблицу умножения. За всякую провинность дьякон бил детей, ставил на долгое время на горох или уголь. Нужно сказать, что казачатам учитель имел право дать свидетельство об
окончании школы, а не казакам - нет. Он возил их в Зверевскую школу, во Владимировскую по предписанию инспектора, и там, их строго экзаменовали по Закону Божьему, арифметике, русскому языку устно и письменно. Работы ребят проверял не учитель, а специальная комиссия. Отсылали их для утверждения в область, и только тогда. Если работы оценивали положительно. Учитель выдавал свидетельства детям. В новую школу стали приходить ученики поселка Лиховского, х. Комиссаровки, х. Тацина. Количество учеников в школе не превышало шестидесяти человек, а когда была двухкомплектная школа, то доходило до ста человек и более. Зимой много отсевалось: бедноте не в чем было ходить, обувь всех «резала», потому что безумная грязь не признавала ни галоши, ни ботинки, нужны были высокие сапоги, а сделать их было не каждому под силу. В осеннее утро, особенно грязное, слякотное ребята ехали верхом на лошади, подъедут к школе, завяжут уздечку и лошадок пятьдесят командируется домой без седоков, а часам к трем приезжают за ними родные. Бедняки ходили в школу босиком до самых холодов, а зимой они отсевались. Так, в х. Лихом вместо одноклассного приходского училища 3-го разряда (учителями были Петрович Шляхтин и Михаил Матвеев) появилось четырехклассное. Закон Божий до 1914 г. преподавал местный священник Митрофан Дамаскин. Руководил педколлективом министерского приходского училища Григорий Матвеевич Сазонов.
После революции 1917 года образовательный процесс школы был реформирован. Начальная школа была преобразована в семилетнюю. Был отменен Закон Божий, дети стали обучаться русскому языку, арифметике, географии. [1]В течение десяти лет с 1919по 1929 года школу возглавил Георгий Васильевич Коваленко – потомок старинного казачьего рода.(прил.3,4,) Перед войной год за годом наш хутор креп и хорошел. Жители хутора Лихого распахивали поля, работали на шахтах и железной дороге, растили и учили детей, радовались своим успехам, гордились своей страной. Заметное место в жизни хутора занимала Лиховская средняя школа. Как и все дети Советского Союза, учащиеся школы становились октябрятами, пионерами и комсомольцами, принимали участие в конкурсах и соревнованиях. Они радовались детству и гордились Родиной, не смотря на материальные трудности и другие невзгоды.(прил.5)
Глава2.Начало Великой Отечественной войны и военный подвиг учителей Лиховской средней школы.
Ранним утром, 22 июня 1941 годабез объявления войны - фашистская Германия напала на Советский Союз. Весь Советский народ поднялся на Отечественную войну против фашистской Германии. Великая Отечественная война была для нашей Родины временем тягчайших испытаний. Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз вызвало у населения хутора Лихого, как и у всех советских людей, гнев и тревогу за судьбу своей Родины.На всех фронтах отважно воевали и мои земляки- жители хутора Лихого. Почти все учителя Лиховской школы ушли защищать Родину от немецких захватчиков. В своей работе я расскажу о них.
Кабаргин Иван Федосеевич родился 24.09.1924г. в х. Красном, Каменского района.Бал призван в армию в 1941 году. С сентября 1941г. по июль
1942г.учился в Астраханской авиатехшколе. Служил авиационныммеханикомву 797-м Бомбордировочном авиаполку. С 1946 по 1950гг. авиационный механик 160 Гвардейского Бомбордировочного полка.Награжден медалью «За боевые заслуги».[7] (прил.6)
Курулев Владимир Филипович родился 17.05. 1923года в хуторе Лихом .Был призван в армию в 1942году.После окончания Ростовского Артеллерийского училища попал на фронт.Был офицером разведки и начальником разведполка. Участвовал в боях за освобождение Ленинграда, Таллина, Варшавы в составе Ленинградского и 2-го Белорусских фронтов. Участвавал в Берлинской операции.Служил в военной разведке и в мирное время. В 1959 г. окончил в Москве Военную академию им.М.В.Фрунзе(разведывательный факультет). С 1953 по 1960гг.проходил службу в Киевском военном округе.Уволен в запас в звании подполковника.Награжден2-мя орденами « Красной Звезды», орденом « Отечественной войныI степени», орденом « Богдана Хмельницкого»[5] и медалями « За боевые заслуги», «За отвагу», « За победу над Германией».(прил.7)
Курулев Николай Филипповичродился 14.11.1918г. в хуторе Лихом.Был призван в армию 31.09.1940года.Начал войну стрелком в бригаде войск НКВД. В 1942 году закончил Харьковское военно-фельдшерское училище. До 1944года служил старшим фельдшером.В 1944 году был ранен. (прил.8)
Перепелин Александр Тимофеевич родился 18.10.1916 года в г. Каменске, Ростовской области. Был призван в армию в13.07.1941года.Служил писарем в Гвардейской отдельной артиллерийской противотанковой бригаде.Награжден орденом «Отечественной войныII степени».(прил.9)
Савченко Александр Павловичродился в 06.11.1921г в х. Садки, Зверевского р-на. Был призван в армию в 1941году. Воевал в 667 сп218 сд37 армии на Южном фронте.3 июня 1942г. в бою под Первомайском, подбив 3танка,был тяжело ранен в руки и грудь. За этот подвиг награжден медалью «За отвагу»,позднее награжден медалью «За победу над Германией».(прил10)
Савченко Иван Ивановичродился 15 сентября 1918года в селе Киевка Ставропольского края. Дата призыва в армию-1941г.Войну начал на западном фронте в должности красноармейца-наводчика, потом окончил курсы младших лейтенантов в 31 учебном артиллерийском полку. В звании старшего лейтенанта командовал артиллерийской батареей 307 стрелковой дивизии, участвовал в боях в составе 1и 2 Белорусских фронтов должности командира огневого взвода.Домой вернулся в звании гвардии капитана. Награжден орденами: « Красная Звезда», « Отечественной войны II степени», « Александр Невский».[5]
Чернецов Александр Николаевич родился 15.10.1910г. в г.Каменск-Шахтинском. Был призван в армию 10.02.1942году. Служил в 189 стрелковом полку 176 дивизии в минометном батальоне помощником командира взвода.Награжден орденом «Отечественной войны IIстепени». (прил.11)
Чернов Михаил Матвеевич родился 8 ноября 1919г. в Башкирской АССР, Бижбуляковский район ,п.Н-Курмезинский. Был призван в армию в июне 1941г. С июня1941г. по май 1942г. учился в Орловском военно-пехотном училищев г.Чарджоу., после его окончания был направлен в ряды действующей армии в звании лейтенанта. С сентября 1945 по август 1947г. служил в органах МВД. (прил.12)
Учителя-ветераны внесли свой большой вклад в дело Победы Советского Союза над фашистскими захватчиками, проявив мужество, стойкость и героизм, поэтому стали истинным примером героя-патриота для подрастающего поколения.
Глава 3. Оккупация и ее последствия.
Как и соседние населенные пункты, х.Лихой оккупировали немецкие войска 20 июня 1942года. Здание церкви и школы во время оккупации немцы превратили в конюшню. 13 февраля1943года воины 321 стрелковой дивизии под командованием генерал-майора Ивана Алексеевича Макарова освободили х.Лихой от немецко-фашистских захватчиков. В апреле месяце 1943 г. в помещении Лиховской школы №1 собралась комиссия, чтобы составить акт о материальных потерях школы, понесённых от оккупации фашистов.(прил.13) В её составе был директор школы Рыльцев Г. М., учителя Настенко А Г., Котова А Н.. Харламова Л. Л. и жители х. Лихого Курулёва П. Ф. и Малинова Л. В.В акте отмечено, что всем трём школьным зданиям нанесен ущерб на 75000руб., уничтожены хозяйственные постройки(6000руб.), в учебных кабинетах уничтожены наглядные пособия на 300000ру., а в библиотеке уничтожены книги на 400000руб. Общий ущерб составляет 857725руб.[3] В архиве г.Зверево есть сведения о награждении директора Лиховской средней школы ШерстобитоваМ.И. медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.». [2]Все, кто только был способен, принялись восстанавливать порушенное войной. 1 сентября 1943года., как обычно, наступил новый учебный год.Как вспоминают ученики школы 40-х годов, школу восстанавливали совместными усилиями.В этот сложный период директорами былиРыльцев Г. М.,Шерстобитов М.И. .Мебели в школе не было никакой. Сколачивали из досок столы, писали на обрывках бумаги, газетах, старых книгах. Нечем было и отапливать школу,но несмотря ни на что дети ходили в школу.
Глава 4.Мирный труд учителей фронтовиков.
После окончания войны вернулись в родной хутор фронтовики. Среди 124 ветеранов Великой Отечественной войны есть имена учителей.
Кабаргин Иван Федосеевич демобилизовался в 1950г. в звании ст. лейтенанта, с 1950г. по 1954г. работал пропагандистом Зверевского РККПСС, 1954-1958гг. был слушателем Ростовской Высшей партийной школы, 1958-1963гг.- заведующий паркабинетом Зверевского РК КПСС,1963-64гг. инструктор идеологического отдела Каменского Парткома,1964-68гг.-Директор Лиховской средней школы,1968-69гг.- заведующий заочным отделением Красносулинского района,1969-75гг.-зам.директора по внеклассной воспитательной работе в Лиховской средней школе, 1975-1980гг.-Директор Лиховской средней школы и учитель истории.С 1980-84 гг. учитель НВП в Лиховской средней школе. За трудовые успехи ему было присвоено звание «Отличник народного просвещения».[1] (прил.6)
Курулев Владимир Филипович в 1959 г. окончил в Москве Военную академию им.М.В.Фрунзе(разведывательный факультет). С 1953 по 1960гг.проходил службу в Киевском военном округе. Уволен в запас в звании подполковника.Награжден2-мя орденами « Красной Звезды», орденом « Отечественной войныI степени», орденом « Богдана Хмельницкого»[5] и медалями « За боевые заслуги», «За отвагу», « За победу над Германией».Время демобилизации 1960г.После демобилизации с 1960 по 1979гг. работал военруком в Лиховской средней общеобразовательной школе. Умер в 2003году, похоронен в х. Лихом.[1] (прил.7)
Курулев Николай Филиппович Уволен в запас 19.02.1944года. После войны работал учителем русского языка и литературы в Лиховской средней школе №1. Заочно закончил Шахтинский педагогический институт. Похоронен 27.05.1975г. в хуторе Лихом.(прил.8)
Перепелин Александр Тимофеевич с сентября 1943г. работал учителем математики в Комиссаровской средней школе, с 15 августа 1944года по сентябрь 1982года года работал учителем математики в Лиховской средней школе№1.В 1955г. закончил Таганрогский государственный пединститут. За трудовые успехи ему было присвоено звание «Отличник народного просвещения».(прил.9)
Савченко Александр Павлович демобилизовался в 1942году в звании лейтенанта запаса., с января по май 1943г. работал в г.Н.Тагил руководителем агитбригады, с июня 1943г. работал в Садковской школе преподавателем истории, с июня 1944г.по июнь 1953г. –директором этой школы. В 1953г. переведен директором в Гуковскую среднюю школу. В августе 1955г. переведен директором в Лиховскую среднюю школу. С 1959- учитель истории в старших классах в Лиховской средней школе. С 1961-1973гг. -директор Лиховской средней школы. В 1951г. окончил факультет истории Ростовского пединститута. За трудовые успехи ему было присвоено звание «Отличник народного просвещения».[1] (прил.10)
Савченко Иван Иванович демобилизовался в 1948г.. После войны работал бухгалтером, а затем зам.директора по хоз.части в Лиховской средней школе. [1]
Чернецов Александр Николаевич демобилизовался 20.08.1945г..После войны работал учителем начальных классов, а затем учителем труда в Лиховской средней школе. За трудовые успехи награжден в 1966г.Грамотой ОБЛОНО, позже ему было присвоено звание «Отличник народного просвещения».[1]Похоронен 13.06.1989г. в х.Лихом.(прил.11)
Чернов Михаил Матвеевич в августе 1947г. демобилизовался из Иркутского военного округа. С сентября 1947г. работал в Садковской средней школе учителем географии и немецкого языка. В 1958-59гг. учебном году переведен в Лиховскую среднюю школу учителем немецкого языка. В 1953г. окончил исторический факультет Ростовского пединститута. За трудовые успехи награжден в 1966г. Грамотой ОБЛОНО. В 1978г.вышел на пенсию.[1] (прил.12)
Такие мужественные люди работали в нашей школе. Они также, по -честному и работали, как воевали. Ежегодные встречи учеников школы со своими земляками-ветеранами стали традиционными. Эти мероприятия способствовали патриотическому воспитанию, лучшему пониманию истории своей страны и своего народа. Надолго запомнились жителям хутора Лихого выступления на митингах военрука Курулева Владимира Филипповича. Он своей хорошо поставленной командирской речью доносил до слушателей значение Победы СССР в Великой Отечественной войне. В школе хорошо была организована спортивная работа, разные секции, ее ученики принимали активное участие в районных и областных соревнованиях. Проводились военно-спортивные игры «Зарница», «Орленок», «Смотры строя и песни», ходили в походы.(прил.15)Ежегодно учащиеся школы под руководством учителей, в том числе учителей-ветеранов, проходили производственную практику, результаты которой оценивало районное и областное руководство. Неоднократно Лиховская средняя школа занимала призовые грамоты по итогам производственной практики.(прил.14) За многолетний труд и заслуги в педагогической деятельности учителя-ветераны награждались Грамотами ОБЛОНО, получали звание «Отличник народного просвещения». С ростом численности учащихся появилась необходимость в расширении учебной площади. Ученикам и учителям школы хотелось побыстрее справить новоселье, поэтому они часто оказывали добровольную помощь в строительстве школы. В 1967 году в честь 50- летия Великой Октябрьской социалистической революции, новая школа распахнула свои двери. Здесь было много места не только для учебных занятий, но и для занятий по интересам. Много мероприятий прошло в школе под руководством ветеранов, и их непосредственном участии.
III.Заключение.
В ходе своей исследовательской работы я поняла, что велика роль ветеранов-педагогов в истории нашей школы, в воспитании подрастающего поколения. У каждого ветерана богатая военная и трудовая биография, много наград за военные подвиги и трудовые заслуги. Все наши учителя-фронтовики уважаемые и замечательные люди, мудрые, грамотные, проницательные. Их жизнь на благо Отчизны достойна того, чтобы стать примером для подрастающего поколения, стать настоящим ориентиром в непростом мире.
Свою исследовательскую работу считаю полезной, так как она позволит учащимся, учителям, гостям школы узнать больше о педагогах-ветеранах, работавших в Лиховской средней школе. Собранная информация пополнила школьный музей хутора Лихого, она поможет в организации внеклассной работы и проведении классных часов, сохранит память о ветеранах-педагогах школы.(прил.16,17,18)Свою исследовательскую работу я хочу разместить на сайте школы. Мы больше узнаем об истории школы через изучение ветеранов-педагогов школы. Историю школы в лицах учителей необходимо сохранять и продолжать.
Список используемой литературы.
Респонденты
1. Родственники учителей-ветеранов Великой Отечественной войны
2.Веникова Галина Александровна- директор МБОУ Лиховской средней общеобразовательной школы
3. Северина Елена Владимировна- заместитель директора МБОУ Лиховской средней общеобразовательной школы
4. Василенко Светлана Ивановна- Ветеран труда, бывшая учительница биологии МОУ Лиховской средней общеобразовательной школы
5. Журавлева Наталья Валерьевна-учитель истории МБОУ Лиховской средней общеобразовательной
Груз обид
Городецкая роспись
Какая бывает зима
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Комментарии
Исследовательская работа
Очень нужная, актуальная и полезная работа. Спасибо.
Исследовательская работа
Данная работа носит глубокий исследовательский характер,грамотно оформлена (в соответствии с требованиями к исследовательской работе),показывает высокий уровень руководителя проекта.
исследовательская работа
Данная работа носит актуальных характер, особенно сейчас, в предверии празднования 70-летия победы в ВОв. Она воситывает в детях патриотизм, уважение к ветеранам-педагогам. Учит любить свою Родину, уважать труд учителей-фронтовиков.